непрерывность образовательного процесса обеспечивает что
Непрерывное образование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль непрерывности образования в современном обществе
Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.
В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:
Знаменитая пословица «Век живи — век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.
Схема, представленная ниже, наглядно отражает непрерывность образования.
Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:
Непрерывность образовательного процесса дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.
Готовые работы на аналогичную тему
Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям конкретной личности и общества в целом.
Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.
Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции обозначено четыре основных направления:
Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:
Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических технологий.
Непрерывная система образования возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.
Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.
Преемственность как основа непрерывности в образовании
Непрерывность – это последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение обучающихся вперед на каждом из временных отрезков.
Схематично преемственность в образовании можно изобразить, как представлено на рисунке 2.
Преемственность нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до послевузовского обучения.
В современном российском образовании отсутствует единая система, цели не согласованы между собой на стыках различных этапов и форм обучения.
Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей. Отдельные звенья образовательного процесса утрачивают свое единство. Это неизбежно отражается на формировании целостной, гармонично развитой личности и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образования на всех этапах обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждой отдельной личности.
Непрерывность образования, как оно происходит и для чего нужно
Содержание:
Вопрос реализации непрерывного образования в наш век актуально стоит для людей, желающих добиться успеха в профессиональной сфере. Его суть заключается в постоянном развитии индивида. Для этого используются единые, связанные образовательные учреждения, преемственные учебные программы. В современном мире непрерывность образования обеспечивается через возможности информационных технологий, компьютеризации.
Главная задача – формирование целеустремленности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия. Каждый специалист должен постоянно совершенствовать свой уровень. Яркий пример – хирург, который осваивает новые методики, технологии. В противном случае может появиться другой врач, претендующий на его место.
Что такое непрерывность образования – основные этапы
Непрерывность образования – это последовательное, регулярное, пожизненное пополнение багажа знаний человека. Каждая профессия требует много умений. В ходе постоянного совершенствования своих способностей специалист добивается успеха. Это не быстрый метод знакомства с новой отраслью деятельности. Технология непрерывности состоит из двух масштабных этапов:
Термин «непрерывность образования», примеры которого встречаются в современной жизни, подразумевает пять основных частей:
Непрерывное образование и самообразование
Самообразование – это твой выбор, основанный на личных предпочтениях, интересах. Индивид самостоятельно выбирает область работы, подбирает учебные материалы. Для получения знаний он не обращается к педагогам, не посещает университет, другие учебные заведения. Преимущество самообразования – в формировании ответственности. Основные задачи:
Основные задачи непрерывного обучения следующие:
Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
Об авторе: Екатерина Латыпова — руководитель направления по работе с учителями платформы Учи.ру.
Около 20 —30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью.
Например, представим интернет-маркетолога, который не следит за новыми инструментами продвижения и алгоритмами площадок — он очень быстро потеряет свою востребованность на рынке. То же касается верстальщика, который решит всю жизнь пользоваться одним фреймворком. Эта тенденция затрагивает не только диджитал- и IT-специальности: учителям нужно осваивать новые образовательные сервисы, менеджерам по продажам — следить за изменениями в отрасли и совершенствовать навыки коммуникации, косметологам — быть в курсе всех продуктов и средств по уходу за кожей.
Врачи, инженеры, архитекторы, руководители, — практически любым специалистам приходится регулярно проводить «апгрейд» собственных компетенций, иначе они рискуют «выпасть» из рынка.
Часто возникает ситуация, когда знания, полученные студентом в вузе, уже к моменту его окончания теряют свою актуальность. Именно поэтому образование не завершается с получением диплома: на первый план выходит модель lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни.
Главный импульс к развитию непрерывного обучения дало онлайн-образование. Именно оно позволило легко совмещать учебу с работой и заниматься по удобному графику.
Самые популярные платформы онлайн-обучения в России.
Благодаря развитию технологий возможности дистанционного обучения существенно продвинулись: искусственный интеллект адаптирует задания под потребности и особенности каждого ученика, а автоматизированные системы проверяют выполнение домашних заданий.
В России пользуется спросом онлайн-обучение профессиям в диджитал- и IT-сферах, управленческим навыкам и иностранным языкам. Такие услуги предлагают, например, онлайн-университет Skillbox, университет интернет-профессий «Нетология», школа английского языка Skyeng, университет для разработчиков Geekbrains. Об их успехе можно судить по цифрам: курсы первых трех компаний суммарно окончили почти 100 тыс. студентов, а количество пользователей, зарегистрированных на портале Geekbrains, превышает 4 млн. Сертификаты, которые выдают такие компании, уже оцениваются многими работодателями на уровне диплома вуза.
С рождения до вуза
Lifelong learning подразумевает не только продолжение обучения после вуза: образование начинается еще в раннем детстве. Например, один из «единорогов» на мировом рынке EdTech, компания Age of Learning, предлагает развивающие и обучающие игры для дошкольников. Многие родители записывают своих детей на дополнительные курсы. В российском сегменте активно развиваются платформы по освоению школьных дисциплин («Фоксфорд», MAXIMUM Education, «Учи.ру») и предметам, выходящим за рамки классической программы, например, программированию («Алгоритмика» и «Учи.ру») или углубленному изучению языков (Skyeng).
Непрерывность образовательного процесса обеспечивает что
В свою очередь, каждый из приведённых элементов имеет свою структуризацию и ступенчатость, предполагающую:
· дошкольное (ясли, детский сад);
· среднее–начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (школа, лицей, гимназия);
· среднее профессиональное-базовое и повышенное, на базе основного общего и полного общего (колледж, техникум);
· послевузовское профессиональное (аспирантура, ординатура и адъюнктура, докторантура);
· соответствующее дополнительное в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования, посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Необходимо отметить, что данная классификация не является законченной, поскольку образование является системой открытого типа, а образовательные учреждения можно считать еще одним необходимым структурным элементом непрерывного образования. Следовательно, непрерывное образование – единую систему государственных и общественных учреждений, обеспечивающую организационное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждой личности с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих ее стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.
Значительным недостатком большинства обучающих и образовательных систем выступает детерминированность обучения, отсутствие гибкости обучения, а также низкий уровень развития методик адаптации обучения к конкретному студенту. При этом адаптацию обучения можно организовывать различными способами. Можно рассмотривать адаптивность обучения, например дистанционного, со следующих точек зрения:
–восприятие пространства экрана, методические особенности индивидуальной организации учебного материала;
–психофизиологические особенности учащихся (как общие, так и локальные) и т. п.
В организации адаптивности важен учет всех сторон, несмотря на то, что в основе любой образовательной системы лежат, прежде всего, методические и психофизиологические особенности. Именно с этой точки зрения и следует начинать исследовать возможности организации индивидуального обучения. Поэтому определение соответствия индивидуального комплекса форм представления учебного материала каждому конкретному типу студента является в настоящее время важной частью систем открытого образования, провозглашающих адаптивность как основу образовательного процесса. Кроме того, адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. При этом параметры модели должны учитывать конкретные индивидуальные психологические и физиологические особенности обучаемого студента, определяемые путем тестирования, в рамках которого определяется его психофизиологический тип, в соответствии с которым материалы курса обучения представляются в виде различных комплексов форм учебного материала.
В подавляющем большинстве образовательных систем используется стандартизированный подход к обучению всех учащихся. В педагогике это система, позволяющая определить основные направления, цели и принципы деятельности педагога и т. д., определить его педагогическое мировоззрение, позицию.
Традиционно школьное образование выстраивалось в « знаниевой » форме, в т. н. знаниевоцентрической парадигме. Сегодня это стало особенно заметным. В силу экстенсивного накачивания содержания образования различными знаниями из привычных ЗУНов (знаний, умений, навыков) уже давно выпали УНы (умения и навыки). В вербальной « знаниевой » гонке для них не осталось ни временного, ни смыслового пространства, как не осталось пространства и для деятельности учащихся, в т. ч. для самостоятельной познавательной деятельности.
· Этот перекос чреват выхолащиванием самой сути образования. Ибо подлинным образованием становится лишь то, что добывается (приобретается) в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся. Именно поэтому предлагаемый стандарт нацелен на получение учащимися опыта такой деятельности, на придание самому образованию деятельностного характера. И в этом отношении почти всем пред метным группам удалось сделать существенный шаг вперед. В стандартах практически по всем учебным предметам обязательный минимум основных образовательных программ завершается блоком «Опыт познавательной и практической деятельности».
· Более того, в процессе подготовки стандарта была убедительно доказана явная несостоятельность утверждения прежних его разработчиков, что «обязательный минимум основных образовательных программ» принципиально не может быть задан в деятельностной форме. Авторы нового стандарта в значительной мере изменили традиционное понимание «дидактических единиц», включив в качестве них в «обязательный минимум» многообразные виды деятельности учащихся.
· Что же касается требований к уровню подготовки, то они, повторим, представлены в стандарте непосредственно в деятельностном ключе, что в значительной мере определяет деятельностный характер и предложенного стандарта, и самого высшего образования.
· Для раскрытия сущности понятия «система» мы обращаемся к фундаментальным наукам: языкознанию, философии, педагогике.
· Традиционный подход к системе основан на следующих положениях:
В.П. Симонов [ 10: 29 ] выделяет следующие виды систем: технологические, биологические и социальные. К социальным относится педагогическая система.
Все системы имеют организационную структуру и характеризующие их свойства. В структуре выделяют: объекты (субъекты) – части или элементы, атрибуты (свойства составляющих объектов), отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое), наличие уровней иерарх ии и ие рархия уровней.
К основным свойствам системы относятся:
· целостность (взаимообусловленность, внутреннее единство составляющих компонентов системы);
· совместимость (сочетание, соединение) или несовместимость с другими системами;
· стабильность (устойчивость обратной связи);
· способность к самосовершенствованию, самовоспитанию.
В рассмотренных свойствах педагогической системы явно не хватает главного критерия – свойства преемственности.
Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе адаптивной образовательной среды учебных заведений специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным учебным дисциплинам. Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта и выявление общих закономерностей, лежащих в основе процессов самоорганизации системы и истории ее развития. В центре внимания данного подхода находятся качественные изменения в динамическом или статическом поведении системы.
Синергетический подход – это подход, представляющий собой новую концепцию, новую методологию построения единой теории самоорганизации в сложных системах. Личностно ориентированный означает учет природосообразных особенностей каждой отдельно взятой личности в образовательной системе для более полного раскрытия ее способностей и возможностей на основе зоны ближайшего развития. Рефлексивный подход предполагает стимулирование внутренних усилий личности, ее саморазвития. Он проявляется в управленческом взаимодействии, проектировании деятельности коллектива, при самоанализе и самооценке достижений и неудач образовательной системы.
В условиях обновления общества, перехода к рыночным отношениям востребованными становятся специалисты, арсенал профессиональных знаний и умений которых представлен в определенном объеме. Одним из важнейших элементов выступают компетентности и компетенции, так как распределение и потребление материальных и духовных благ требует прежде всего их воспроизводства. Возрождение культуры, экономики, создание материальных и духовных ценностей вызывают потребность в качественно новом работнике, который готов к активному поиску своего места в социально-профессиональной структуре общества.
Традиционно непрерывное образование понимается как единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностей человека. Эта категория выражает идею поступательного развития образовательных потребностей человека.
Система непрерывного образования представляет собой комплекс государственных и негосударственных учреждений и учебных заведений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и взаимосвязь всех звеньев образования, совместно решающих задачи общеобразовательной и профессиональной подготовки и воспитания каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей. Система позволяет представить процесс развития личности в виде последовательных этапов, каждый из которых ассоциируется со все более высоким образовательным уровнем: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет [4].
Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования – первоочередная задача, стоящая перед обществом и государством. При этом отмечается, что существующая система профессионального образования уже исчерпала себя и для дальнейшего развития требует интеграции начального и среднего профессионального образования и подъема новой создаваемой системы на качественно иной уровень.
Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и на его преобразование. Этим обусловлен переход к открытой системе образования.
Открытость как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров. Конкурентоспособность страны непосредственно связана и зависит от конкурентоспособности кадрового потенциала, уровня его компетентности.
Открытое образование – современная доктрина о путях расширения доступности образования. Одна из основных идей – уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой жизненный опыт, прежде всего профессиональный, нуждаются в официальном признании. В этих целях создается система учреждений, поступление в которые не требует предъявления документа об образовании. Обычно это работающие по особым программам структурные подразделения в регулярных учебных заведениях разного уровня, диплом об окончании которых обучающиеся намерены получить. Это можно сделать следующим образом: сдать экзамены за полный курс, не посещая занятий; пройти кратковременный курс обучения, построенный с расчетом на реальный уровень подготовки слушателей; пройти полный курс обучения учебного заведения, не будучи формально зачисленным в состав его студентов.
Переход к открытой образовательной системе осложняется субъективными трудностями, консерватизмом, боязнью нового. Отсюда – стремление снова вернуться к безопасности закрытой системы и опереться на инструкции, освободиться от ощущения личной ответственности.
Общество должно позаботиться не только о том, чтобы снять некоторое количество ограничений бюрократических преград на пути педагогических инноваций, но и о том, чтобы расширить выбор для каждого педагога, в полной мере реализовать потенциальные возможности системы образования, объективно обладающей свойствами открытости.
Открытая система образования имеет повышенную способность к прогрессивному развитию посредством использования передового опыта, формирующегося под воздействием постоянно увеличивающихся потребностей общества и человека. Ее развитие детерминируется не политической волей одного лидера или группы «верховных жрецов», а процессом постоянного взаимодействия с окружающим миром, прежде всего сопряженностью рынков труда и образовательных услуг.
Именно в силу своей открытости система профессионального образования способна прогнозировать и учитывать перемены в экономике, отражать изменения в технологии и управлении производством, предоставлять возможность профессионального образования людям всех возрастов, гарантировать достижение требуемых образовательных стандартов.
В открытой системе имеется возможность для проявления личного мнения, выбора своего жизненного пути, построения собственной карьеры. Обеспечить свободу такого выбора означает предоставить человеку возможность получать образование без внешних принуждений и ограничений.
В открытой системе образования граждане, испытывающие затруднения в получении или не имевшие ранее обязательного базового образования (инвалиды, подростки с недостатками в умственном и физическом развитии, выпускники специальных школ, безработные и другие категории, нуждающиеся в социальной защите и т. д.) должны иметь реальную возможность обучаться.
Открытость системы образования обусловливает и такую ее важную обобщенную характеристику, как гибкость, т. е. способность ее структурных элементов «перестраиваться» на выполнение разнообразных функций и сохранять при этом необходимую степень открытости в зависимости от изменяющейся специфики социально-экономических преобразований» (И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко).
Рассмотрим «общую» модель непрерывного образования, разработанную В.Н. Турченко. Данная модель имеет ряд характеристик.
Временная характеристика: процесс всей жизни.
Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализированные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, интенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.
Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».
Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.
Функциональная характеристика: ученик – субъект самообразования, способный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.
Характеристика развития: непрерывное образование – это процесс. Ведущая тенденция – непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.
Примером модели непрерывного образования может служить модель дистанционного образования.
Дистантное обучение – форма обучения на расстоянии, в котором «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечивается с помощью современных технических средств (телевидение, Интернет).
Дистанционное образование ( ДО ) – целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом.
Дистанционное образование практикуется в двух формах, обычно комбинируемых в различных сочетаниях:
· через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует освоение образовательной программы;
· через средства массовой коммуникации (лекции, инструкции, индивидуальные консультации по телефону).
Дистанционные технологии используются как в формальном, так и в неформальном образовании.
В концепции модернизации российского образования указывается, что в настоящее время надлежит «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья» [7].
Термин «дистанционное образование» имеет американское происхождение и был использован впервые Университетом штата Висконсин (Г. Румбле ). Практически до конца XX в. этот термин использовался как синоним понятий «заочное обучение», « корреспондентное обучение», «домашнее обучение», «независимое обучение». В настоящее время он приобрел несколько иное значение в связи с внедрением телекоммуникационных технологий.
По Международной стандартной классификации образования дистанционное образование относится к формам предоставления образования. При определении данного понятия следует руководствоваться двумя основными подходами к его сущности: дистанционное образование как корреспондентное и дистанционное образование на основе телекоммуникационных технологий.
Опережающее образование – это образование, обеспечивающее развитие у обучаемых способности «работать с будущим» путем его проектирования и моделирования, исследования, использования новых технологий и других методов строительства будущего [6].
Современное образование должно не только обеспечивать формирование у обучающихся определенной системы знаний, но и, вследствие их постоянного и достаточно быстрого обновления, развивать у каждого обучающегося потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, т. е. способствовать самообразовательной деятельности. Перспективным направлением модернизации системы образования является внедрение дистанционного образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Названный вид образования предполагает:
– удовлетворение образовательных потребностей населения;
– повышение социальной и профессиональной мобильности населения;
– удовлетворение потребностей общества и государства в качественной подготовке специалистов с различным уровнем образования;
– повышение уровня образованности населения страны;
– обеспечение единого образовательного пространства;
– реальную возможность учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей (Д.В. Чернилевский ).
В основу концепции дистанционного образования положена направленность всего образовательного пространства на личность каждого обучаемого, реализующая принципы индивидуализации и гуманистической направленности в обучении.
У чебный процесс в условиях дистанционного образования характеризуется следующими особенностями: преобладанием самостоятельной работы, отсутствием постоянного контакта студентов и преподавателей, наличием различных средств обучения (тесты, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы), сегментированным представлением учебного материала (юниты), осуществлением взаимодействия студентов с преподавателями на основе наиболее значимых и сложных вопросов изучаемого сегмента.
Виды деятельности субъектов образовательного процесса приведены в табл. 2.
В условиях дистанционного образования прежде всего происходит удовлетворение личностно значимых образовательных потребностей студентов на основе построения индивидуальных маршрутов их профессиональной подготовки.
· обучение по типу экстерната;
· обучение по типу одного университета;
· сотрудничество нескольких учебных заведений;
· автономные образовательные учреждения и обучающие системы.
С помощью мультимедиа создаются системы для дистанционного обучения, которые позволяют повысить эффективность обучения от 2 до 5 раз, а способность к запоминанию увеличить с 35 до 85 %.
Одним из путей, повышающих эффективность дистанционного обучения, является создание трехмерной сцены визуализации, позволяющей получать с помощью пакетов трехмерной графики и специальных индикаторов прикладных программ формирования объемных и псевдообъемных изображений.
Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
♦ Создание психолого-педагогических условий для успешной самообразовательной деятельности студентов Разработка индивидуальной траектории профессиональной подготовки для каждого студента.
♦ Проведение индивидуальных и фронтальных консультаций. Осуществление индивидуальных форм контроля знаний и умений студентов Проведение мероприятий по коррекции знаний и умений студентов.
♦ Повышение профессиональной квалификации и профессионального мастерства.
♦ Обеспечение комплексности преподавания естественнонаучных, технических и психолого-педагогических дисциплин.
♦ Осуществление индивидуальной траектории получения образования.
♦ Расширение субъектной сферы обучения.
♦ Использование информационно-обучающей среды. Самодиагностика собственной учебно-познавательной деятельности.
Для создания виртуальной реальности используются программно-аппаратные обучающие комплексы с объемными индикаторами, создающие пространство на примере тренажера. Эта виртуальная реальность позволяет имитировать перемещение изучаемого предмета или явления, транспортного средства. При этом несколько программно-аппаратных комплексов формируют не только визуальную модель окружающего пространства, но и показания приборов, отражающих перемещение всего объекта в пространстве. Эта виртуальная реальность в тренажерах с псевдообъемными индикаторами становится частью сознания человека. После нескольких тренировок в виртуальной среде у обучаемых формируются, например, соответствующие навыки и умения применения различных механизмов и приборов, безопасного вождения транспортного средства. Меняются и профессиональные качества личности. Таким образом, дистанционное обучение существенно дополняет традиционный учебно-воспитательный процесс в различных образовательных учреждениях.
А.М. Новиков считает, что понятие непрерывности образования относится к трем объектам:
· к личности. В этом случае оно означает, что человек либо учится постоянно в образовательном учреждении, либо занимается самообразованием;
· к образовательным процессам. В этом случае основной характеристикой непрерывного образования выступает преемственность содержания образовательной деятельности;
· к образовательным учреждениям. Непрерывность понимается в данном контексте как сеть образовательных учреждений и их взаимосвязь, создающие пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей как общества в целом, так и каждого человека [8].
Подобный подход позволяет, на наш взгляд, рассматривать непрерывное профессиональное образование как неотъемлемую компоненту успешной социализации человека и перекликается с концепцией ЮНЕСКО, включающей в понятие образование все воздействия, весь процесс формирования личности человека. При этом процесс рассматривается как приоритетный по отношению к результату. Результат же образования рассматривается вне связи со способом его получения. Отсюда следует отличающаяся от общепринятой трактовка самого понятия система образования. Сюда включены не только все виды учебных заведений и образовательных программ, но и сфера межличностного общения, и, что особенно актуально, профессиональной деятельности.
Перед обществом и государством стоит важнейшая задача – создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.
6. Дав ыдова Л.Н. Методики оценки профессиональной компетенции педагога. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – 20 с.
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Бюллетень высшего образования. – 2006. – № 1.
11. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. – М., 1996.