непредвиденные расходы в снт что это означает
Финансово-экономическое обоснование
сметы СНТ
Как появилось ФЭО
Жизнь председателя садоводческого товарищества была немного проще, пока в России не утратил силу Федеральный закон № 66-ФЗ. Согласно этому документу, правлению было достаточно предоставить на общем собрании смету расходов на определенный период (чаще всего на год). Никаких дополнительных подтверждающих документов не требовалось.
Но закон № 217-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2019 года, внес свои коррективы в процесс утверждения сметы. Согласно п. 8 ст. 14 этого закона, председатель и правление должны составлять два документа для согласования расходов в СНТ: приходно-расходную смету и ее финансово-экономическое обоснование (ФЭО).
По мнению законодателей, ФЭО помогает избежать злоупотребления финансами со стороны органов управления товарищества. Также документ создается для того, чтобы садоводы могли оценить обоснованность размера членских взносов, которые им придется платить.
Ведение бухгалтерии СНТ
Утверждение сметы в СНТ по закону
Составить смету и ее финансово-экономическое обоснование — задача председателя и правления. А вот утверждать оба документа предстоит членам садоводческого товарищества на общем собрании. Для этого каждый собственник земельного участка должен предварительно ознакомиться с текстом сметы и ФЭО. Задача председателя — минимум за неделю до даты собрания предоставить предоставить садоводам возможность ознакомиться с документами. Рассылать их заказными письмами не потребуется. Для ознакомления можно использовать несколько способов:
Приходно-расходная смета в СНТ утверждается на любой срок, но чаще всего — на один год.
Отличия сметы от финансово-экономического обоснования
Главные ошибки в бухгалтерии ТСЖ
Учёт в ТСЖ имеет свои особенности, и если их не знать, можно нарваться на санкции от налоговой и споры с жильцами. Собрали самые распространённые ошибки, которые допускают в своей работе ТСЖ. Прочитайте, чтобы не наступить на те же грабли.
Расходы, не предусмотренные сметой
ТСЖ — некоммерческая организация, и осуществляет свою деятельность за счёт взносов. Каждый год на общем собрании утверждают смету доходов и расходов, которая является основным планово-расчётным документом деятельности ТСЖ. Все расходы должны укладываться в эту смету. Но бывают ситуации, когда возникают расходы, не предусмотренные сметой. В таких случаях нужно сначала собрать правление, согласовать с ним дополнительные расходы и оформить решение правления.
К таким расходам в том числе относятся непредвиденные выплаты сотрудникам ТСЖ. Их вознаграждение обычно утверждают заранее и включают в смету, но может возникнуть необходимость сделать выплату, например, в связи со смертью родственника. Такое решение принимают на заседании правления, с указанием источника выплаты. Обычно таким источником служит строка «Непредвиденные расходы» в смете.
В конце года бухгалтер готовит отчёт об исполнении сметы, где должны быть обоснованы все отклонения. В противном случае жильцы могут устроить разборки и дойти до прокуратуры.
Нет раздельного учёта уставной и коммерческой деятельности
Если ТСЖ занимается коммерческой деятельностью, нужно организовать раздельный учёт доходов и расходов по уставной и коммерческой деятельности. Если раздельный учёт не ведётся, это может привести к претензиям со стороны контролирующих органов в части нецелевых расходов. В законодательстве не прописаны правила организации такого учёта, поэтому нужно самостоятельно прописать все детали в учётной политике и придерживаться её.
Неправильный выбор системы налогообложения
Налогами облагается только коммерческая деятельность ТСЖ, которая обычно составляет небольшую часть всей деятельности товарищества. В основном это сдача площадей в аренду, пени за несвоевременную оплату ЖКУ или оказание услуг собственникам штатными работниками ТСЖ. Как правило, наиболее выгодный вариант налогообложения такой деятельности — УСН. Поэтому уже при создании ТСЖ нужно позаботиться о том, чтобы вовремя перейти на УСН, иначе придётся вести сложный учёт на общей системе, платить больше налогов и сдавать больше отчётов. Из двух вариантов УСН для ТСЖ лучше выбрать УСН «Доходы», потому что расходы в коммерческой деятельности ТСЖ незначительны.
Неправильный учёт коммунальных платежей
Учёт платежей за коммунальные услуги может быть организован одним из двух возможных вариантов. Другие являются неверными.
Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Выплаты членам правления без уплаты страховых взносов
Члены правления не являются сотрудниками ТСЖ. Это выборная должность. Вопрос начислять ли с этого вознаграждения страховые взносы или нет — спорный. В 2018 году Минфин выпустил письмо от 09 апреля 2018 г. № 03-15-05/23294 в котором говорится, что выплата вознаграждения связана с выполнением трудовой функцией, т.е. следует считать это оплатой труда и платить взносы.
В 2018 году Отделение Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выпустило письмо от 23 августа 2018 г. № 19-02/29988, в котором говорится, что выплата вознаграждения членам правления подразумевает выполнение трудовой функции. Их нужно включать в отчет СЗВ-М и они не имеют право на индексацию пенсии.
Вместе с тем, есть судебные решения с обратной позицией. Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 № 13АП-24248/2015 по делу № А26-5036/2015 суд встал на сторону ТСЖ и указал, что вознаграждение председателя в отличие от заработной платы не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Но это решение было отменено вышестоящей инстанцией.
Сейчас Минфин подготовил проект поправок в ст. 420 Налогового кодекса, где уточняется, что к облагаемым взносами выплатам относятся вознаграждения председателю и членам правления МКД.
Отсутствие отчёта о движении денежных средств
Чтобы увидеть полную картину по деятельности ТСЖ, к общему собранию правления желательно готовить два отчёта: отчёт о движении денежных средств и отчёт об использовании целевых средств. Часто члены правления путают движения денег и доходы-расходы по методу начисления. Нужны оба отчёта, чтобы видеть не только фактические поступления и выплаты денег, но и долги.
Отсутствие информации из протоколов собраний и правлений
Бухгалтер должен быть в курсе принятых общим собранием и правлением решений. Например, если председатель ТСЖ не может заключать договоры свыше определённой суммы без одобрения правления, то бухгалтеру нужно об этом знать, чтобы не пропустить такой договор.
Также бухгалтер должен иметь право голоса, чтобы правильно оценивать принимаемые решения с точки зрения налогового законодательства. Практически единственным источником финансирования являются взносы собственников. И если собственники считают себя обиженными, то начинают писать жалобы во все инстанции. Один такой собственник своими жалобами может парализовать работу ТСЖ.
Неправильный учёт основных средств, приобретенных за счет взносов
Если основное средство приобрели за счёт взносов — оно является общедолевым имуществом. При постановке такого основного средства на учёт нужно отразить использование целевых средств:
По таким основным средствам не начисляется амортизация. Вместо этого на забалансовом счете 010 начисляют износ.
При выбытии таких основных средств делается проводка:
Отсутствие обособленного учёта целевых взносов
Если ТСЖ собирает с жильцов деньги на конкретные нужды, например, на строительство детской площадки, нужно составить отдельную смету и утвердить её на общем собрании. Необходимо организовать обособленный учёт расходов целевых взносов. По итогам исполнения этой сметы составляют отчёт, в котором выводится информация об экономии или перерасходе целевого взноса. Если получилась экономия, остаток денег нужно вернуть собственникам или принять на общем собрании решение о зачёте этой суммы в счёт какой-либо статьи текущей сметы. Если получился перерасход, то необходимо принять решение собрания о доборе недостающей суммы. Если не вести обособленный учёт, налоговики все поступления могут признать доходом и обложить налогом.
«Непредвиденные расходы» – как инструмент защиты от садовода
На сайте было написано о том, как предприимчивый председатель правления нанимала за наш с вами счет адвокатов, защищая от нас, садоводов, свои личные интересы. Но всех тонкостей садоводы, конечно, не знали. Спасибо Талдомским правоохранительным органам, которые все-таки приоткрыли нам, откуда берутся деньги на юридические услуги. Талдомская полиция, проведя проверку по заявлению садоводов, не нашла в действиях председателя состава преступления. Но еще не вечер, дело пока не закрыто.
Ознакомившись с материалом проверки, заявители нашли там много интересного. Вот такое, например. Сначала с нас собирают деньги в виде членских взносов. Потом часть денег оседает в статье «Непредвиденные расходы». Подразумевается, что эта статья заложена в смете на случай каких-то чрезвычайных происшествий. Но, как оказалось, именно из этой статьи наш председатель оплачивает юридические услуги. Причем оплачивает тайно, ведь ни в отчете правления собранию уполномоченных, ни в исполнительной смете, ни в акте ревизии нет ни слова о таких расходах!
Действительно, зачем садоводам знать, что часть собранных с них денег тратится не на те цели, которые записаны в смете.
Получается, что на наши же с вами деньги председатель правления защищается в суде от нас, садоводов!
(размышления неравнодушного садовода)
Как составить бюджет СНТ
Приходно-расходная смета (бюджет) СНТ – основной финансовый документ, по которому живет товарищество. Он включает в себя перечень запланированных доходов и расходов. Этот документ утверждается общим собранием членов СНТ на год или другой срок, установленный уставом товарищества. Стандартной единой формы сметы нет, поэтому в каждом садоводстве можно использовать ту форму, которая удобна его администрации и членам. Существует также ряд программ, облегчающих составление и отслеживание выполнения бюджета.
Как правильно составить
Приходно-расходная смета товарищества включает в себя:
Эти требования к содержанию приходно-расходной сметы СНТ установлены п. 9 ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».
Наиболее типичные доходы, включаемые в смету, это:
Наиболее типичные расходы СНТ:
В случае, если дополнительных доходов у товарищества нет, весь бюджет СНТ будет состоять из зарплат его работников и администрации в расходной части, и взносов членов товарищества в приходной.
Образец приходно-расходной сметы
Утверждено решением общего собрания _____2021
Протокол № ___ от ______
ПРИХОДНО-РАСХОДНАЯ СМЕТА НА 2022 календарный год
№ | Наименование | Сумма |
1. | Взносы | |
1.1 | Из них: членские | |
1.2 | Из них: целевые | |
2. | Доходы от сдачи имущества в аренду | |
2.1 | Из них: | |
3. | Плата за электрическую энергию | |
4. | Сбор задолженности по оплате взносов | |
5. | Остаток прошлых периодов | |
ИТОГО |
№ | Наименование | Сумма |
1. | Фонд оплаты труда | |
2. | Административные расходы, в том числе: | |
2.1 | ||
3. | Налоги и сборы | |
4. | Расходы на содержание общего имущества, в том числе: | |
4.1 | ||
5. | Непредвиденные расходы | |
6. | Переходящий остаток на будущие периоды | |
ИТОГО |
Финансово-экономическое обоснование
Смета является основным документом, по которому будет осуществляться деятельность товарищества в будущем. По существу, это бюджет товарищества как организации. Он оказывает существенное влияние и на рядовых садоводов. На основе сметы осуществляется расчет членских взносов в СНТ (п. 8 ст. 14 Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд»).
Размер взносов, предлагаемый к утверждению членами СНТ, должен быть подкреплен финансово-экономическим обоснованием (ФЭО). Это дополнительный к смете документ, в котором определяется:
Взимание взносов, не утвержденных общим собранием членов СНТ, является незаконным. Председатель и правление не вправе вести подобную деятельность.
Составление ФЭО призвано не допустить злоупотреблений со стороны органов управления СНТ. В этом документе должны быть даны расчеты сумм, которые планируется взимать с садоводов. Расчет должен быть понятным и прозрачным – так, чтобы каждый член СНТ смог при желании ознакомиться и проверить его.
Утверждение
Составление проекта сметы ложится на плечи правления СНТ в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества». Первичная подготовка проекта осуществляться бухгалтером или иными работниками садоводства, с последующим представлением документа на рассмотрение правлению.
Для того, чтобы проект сметы стал обязательным для исполнения документом, его необходимо утвердить. Утверждение приходно-расходной сметы в СНТ относится к функциям общего собрания его членов в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Утверждение проводится на заседании общего собрания членов СНТ, проводимом в очной форме. Заочное голосование по смете допускается только в случае введения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на соответствующей территории.
Не обязательно рассылать смету и ФЭО каждому садоводу лично. Достаточно сообщить:
Если этот срок не был выдержан, утверждать смету нельзя – закон содержит прямое указание, что голосование по такой смете не допускается. Для вынесения ее на голосование необходимо заново собрать заседание общего собрания членов СНТ.
С утвержденными сметами и отчетами об их исполнении имеют право знакомиться все члены СНТ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества»).
Примерная форма ФЭО СНТ приведена ниже.
Образец финансово-экономического обоснования
Утверждено решением общего собрания _____2021
Протокол № ___ от ______
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К ПРИХОДНО-РАСХОДНОЙ СМЕТЕ НА 2022 год
№ | Наименование | Сумма |
1 | Общий размер расходов на 2022 год | |
2 | Общий размер доходов на 2022 год, в том числе: | |
2.1 | Запланированные доходы от членских взносов | |
2.2 | Запланированные доходы от целевых взносов | |
2.3 | Иные запланированные доходы | |
3 | Формула расчета целевого взноса | |
3.1 | Расчетный целевой взнос | |
4 | Формула расчета членского взноса | |
4.1 | Расчетный членский взнос |
№ | Вид расхода / пояснения и расчеты | Сумма |
1 | Фонд оплаты труда | |
1.1 | Заработная плата председателя СНТ: ___ руб. в месяц * 12 месяцев | |
1.2 | Заработная плата бухгалтера СНТ: ____ руб. в месяц * 12 месяцев | |
1.3 | Страховые взносы: ПФР ___, ФСС____, ФОМС ____, иные _____, итого ______ | |
2 | Административные расходы, в том числе: | |
2.1 | ||
2.2 | ||
3. | Налоги и сборы, в том числе | |
3.1 | ||
4 | Расходы на содержание общего имущества, в том числе: | |
4.1 | ||
5 | Непредвиденные расходы | |
6 | Переходящий остаток на будущие периоды | |
ИТОГО |
Срок действия
Стандартным периодом действия приходно-расходной сметы в СНТ является один календарный год. Но допускается составление смет и на иной период – более длительный или краткий.
Период действия сметы определяется общим собранием членов СНТ в ходе утверждения этого документа. Действие документа в конечном итоге будет зависеть от перечня тех мероприятий, которые в ней запланированы, и расходы на которые будут производиться в соответствии со сметой.
Если не приняли
В случае, если в СНТ не приняли смету, расходование средств на будущий год оказывается под вопросом, а руководство СНТ будет поставлено в трудную ситуацию. Оплачивать какие-либо расходы без утвержденной сметы закон не позволяет. В то же время, неоплата некоторых платежей (к примеру, налогов) может повлечь за собой большой ущерб садоводству.
Расходование
После того, как смета утверждена и наступил тот период (год), к которому она применяется, можно начинать расходование средств в соответствии с документом. Председатель СНТ должен регулярно отслеживать выполнение сметы. Отчет о расходовании сметы представляется общему собранию членов СНТ для утверждения.
Зачастую сверх утвержденной сметы возникают непредвиденные расходы, которые требуют немедленного финансирования (что-то сломалось, на СНТ наложили штраф и так далее).
В некоторых садоводствах на подобные непредвиденные расходы в смете закладывают отдельную графу с определенной товариществом суммой. Ее размер обычно составляет 5 – 7 процентов от общего бюджета садоводства.
Если же такой графы нет, для изменения сметы председатель СНТ должен будет созвать внеочередное общее собрание. Уведомление о нем должно быть направлено за 7 дней (так же, как и при первичном утверждении сметы).
Расходование средств без изменения сметы будет являться нарушением закона со стороны председателя СНТ. В некоторых случаях он может оправдаться тем фактом, что расходы являлись неотложными и позволили предотвратить значительно больший ущерб имуществу СНТ в целом или отдельных его членов. Но подобные причины должны быть действительно серьезными. Не стоит рассчитывать на то, что можно будет всегда действовать подобным образом.
Что делать с остатками
Любые остатки бюджета, не использованные для нужд СНТ, остаются на его счетах. Этот переходящий остаток должен быть учтен в приходно-расходной смете на следующий период. Он может быть как заранее запланированным и указанным в смете, так и образоваться спонтанно в результате экономии на расходах.
С экономией нужно быть осторожными. Если остатков образовалось слишком много, садоводы могут поставить вопрос о том, что руководство СНТ не справляется со своими обязанностями и не выполняет предусмотренные решениями общего собрания мероприятия.
В статье приводится общая информация о содержании законодательства. Если у вас возникли вопросы, задайте их юристу.
Непредвиденные работы и затраты. Разъяснения ФАУ ФССЦ
СТ-СМЕТА ПИР
Программа для определения стоимости проектных работ и результатов инженерных изысканий
СМЕТА МДС 2020
Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации
Порядок использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно пункту 4.33 указанного документа часть резерва средств, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены.
В этом случае передаваемая подрядчику часть резерва средств предназначена для покрытия рисков подрядной организации, связанных с возможным увеличением в период строительства стоимости материалов и конструкций, услуг третьих лиц, ростом оплаты труда и т.п.
Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 при расчетах за выполненные работы по твердой договорной цене расшифровка расхода подрядчиком части резерва, включенного в твердую договорную цену, не требуется. Расчеты по отдельным лимитированным затратам должны осуществляться в соответствии с принятыми договорными условиями.
В случае, если расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за фактически выполненные работы, то весь резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сводном сметном расчете, остается в распоряжении заказчика и в цену выполненных работ не включается.
В случае, если государственным (муниципальным) контрактом на строительство не предусмотрено условие использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты для оплаты дополнительных работ или затрат, возникших в процессе строительства объекта, и не предусмотренных проектно-сметной документацией (твердой договорной ценой), то резерв средств на непредвиденные работы и затраты учтенный в твердой договорной цене, в соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05/03/2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.
При необходимости выполнения дополнительных работ, превышающих объем предусмотренного договорной ценой резерва средств на непредвиденные работы и затраты, в проектно-сметную документацию вносятся изменения, а сметная документация подлежит обязательной повторной проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета. При этом выполнение дополнительных работ рекомендуется осуществлять на основании отдельного контракта или дополнения к основному контракту.
ВОПРОС: Как распределяется между Заказчиком и Подрядчиком резерв средств на непредвиденные работы и затраты?
В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.
Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. (Извлечение из письма ГОССТРОЯ РФ от 29.12.1993 №12-349 » О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ» п.3.5.9).(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201, от 25.04.96 N ВБ-29/12-148).
ВОПРОС: Непредвиденные затраты 2% можно ли применить к ремонтным работам (капитальный и текущий ремонт)? Есть ли документальное обоснование кроме МДС 81-35.2004 ? Как применять в смете, где вставлять и на что считается? Что входит в непредвиденные затраты, кроме того что написано в МДС 81-35.2004 ?
Непредвиденные в размере 2% применяются при капит а льном ремонте. В МДС (п. 4.96) всё описано.
ВОПРОС: Просим дать разъяснения по вопросу включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет стоимости строительства.
На основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 п. 4.96), а также приказа Минрегиона РФ № 220 от 01.06.2012 г. «О внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ» в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных нормативными документами. Вышеуказанные документы включены в федеральный реестр сметных нормативов.
Постановлением Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» из постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 г. исключены вышеуказанные пункты, которые были ранее включены постановлением Правительства РФ №1006 от 07.12.2010 г. (о включении в сводный сметный расчет стоимости строительства резерва средств на непредвиденные работы и затраты).
ВОПРОС: Государственная экспертиза исключает резерв из сводного сметного расчета, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. Правомерно ли замечание экспертизы?
Порядок составления сметной документации установлен Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), включенной в федеральный реестр сметных нормативов.
Пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 (в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220) установлен порядок учета в сметной документации резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
Учитывая изложенное, резерв средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, определяется в соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004.
ВОПРОС: При составлении последней редакции МДС 81-35.2004 в п.4.96. был убран последний абзац из предыдущей редакции, а именно: «при расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены». Допускает ли новая редакция МДС:
— включать резерв на непредвиденные работы в полном объеме (3,0% для объектов производственного назначения) при формировании твердой договорной цены,
— включать в акты приемки выполненных работ и оплачивать по норме, согласованной при формировании договорной цены.
В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета для объектов капитального строительства производственного назначения в размере, не превышающим 3-х процентов.
Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.
Учитывая изложенное, необходимость подтверждения подрядчиком резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включенного в твердую договорную цену, устанавливается государственным контрактом и в случае отсутствия такого подтверждения цена государственного контракта может быть снижена.
ВОПРОС: При прохождении экспертизы проектно-сметной документации ФГУ «Главгосэкспертиза», ссылаясь на приказ Минрегиона России от 01.06.2012 №220, потребовала согласовать с заказчиком размер средств на непредвиденные работы и затраты. Заказчик ответил, что согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.2012 №628 «О признании утратившими силу пунктов 31(1) и 31(2) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» резерв средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет не включается, а приказ Минрегиона от 01.06.2012 №220 отменен.
Учитывая изложенное, объем средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в соответствии с вышеуказанным приказом и включается в сводный сметный расчет стоимости строительства.
ВОПРОС: В настоящее время нашей организацией проводится проверка и согласование аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство.
По данному объекту имеется в наличии проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, приказ о ее утверждении, выделены лимиты средств федерального бюджета для производства работ по строительству на 2010 год.
В целях исключения возможных неточностей при расчете начальной (максимальной) цены контракта просим:
1. Пояснить порядок учета резерва средств на непредвиденные расходы при расчете начальной (максимальной) цены контракта. Цена государственного контракта является твердой.
2. Уточнить порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта с указанием регламентирующего документа по данному виду расчета.
3. Уточнить порядок оплаты резерва средств на непредвиденные расходы при строительстве объекта.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по вопросу применения положений Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе по вопросам о порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта (включение в твердые цены тех или иных затрат, в том числе и резерва средств) и порядке расчетов за выполненные работы (прочие затраты) по государственным контрактам с твердой договорной ценой, рекомендуется обращаться в Минэкономразвития России.
При этом согласно п. 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2. 1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.
В соответствии с п.1 статьи 6 указанного Федерального закона определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.
По мнению Минрегиона России по решению заказчика часть резерва на непредвиденные работы и затраты, как правило не более 50% от норматива средств, может быть включена в начальную (максимальную) стартовую цену торгов (аукциона).
Кроме того, Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).
При этом взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.