неправда ли что мы краса

Анализ басни «Листы и Корни»

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Краткое содержание

Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

неправда ли что мы краса. Смотреть фото неправда ли что мы краса. Смотреть картинку неправда ли что мы краса. Картинка про неправда ли что мы краса. Фото неправда ли что мы краса

Иллюстрация художника К. Трутовского

Мораль

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

Источник

Басня Листы и корни

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас?
Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».—

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,—
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,—
Им снизу отвечали,—
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас».

неправда ли что мы краса. Смотреть фото неправда ли что мы краса. Смотреть картинку неправда ли что мы краса. Картинка про неправда ли что мы краса. Фото неправда ли что мы краса

По поводу этой басни В. Кеневич, первый исследователь творчества Крылова, пишет: «Нельзя не видеть, что под корнями, роющимися в земле, Крылов разумел крепостных крестьян. Таким образом, басня отвечает на один из серьезнейших вопросов. вопрос об освобождении крестьян. Сличение взглядов Крылова с высказанными в те времена мнениями вполне раскрывает тот здоровый, самостоятельный ум баснописца, которому недаром удивлялись его современники».

Впервые напечатана эта басня в 1811 году.

Зефир — легкий ветерок, традиционный образ поэзии того времени.

Источник

Иван Крылов — Листы и корни (Басня): Стих

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».

Анализ / мораль басни «Листы и корни» Крылова

Произведение «Листы и корни» Ивана Андреевича Крылова впервые было напечатано в «Чтении Беседы любителей русского слова».

Басня написана примерно в 1811 году. Писателю в этот момент исполнилось 42 года, он бросил службу в департаменте и занялся басенным творчеством. Размер типичный – разностопный ямб с рифмовкой трех видов (смежная, опоясывающая и перекрестная). По некоторым сведениям, сюжет ее навеян дебатами в своеобразном негласном комитете молодого императора Александра I, пожелавшего продумать проект освобождения крестьян от крепостной зависимости. Писатель не боится общих мест: прекрасный летний день. «Листы с зефирами»: обращает на себя внимание устаревшая форма образования множественного числа слова «лист». Вообще, лексика того времени во многом кажется устаревшей, однако в произведениях И. Крылова она выглядит органично, уместно, и интуитивно понятна из контекста. Зефиры – ветра, понятие пришло из мифологии. В этой басне чувствуется влияние и античности (популярная тема в ту эпоху), и классицизма. Итак, происходит диалог листьев с ветрами. Эта басня переполнена эпитетами: пышно, раскидисто, кудряво, густотой. Зеленые герои тщеславятся своей красотой: хвалить себя мы можем без греха! Здесь писатель вновь ненавязчиво привносит чисто христианскую ноту. Действительно, самолюбование и себялюбие – черты отрицательные. Листы не унимаются и перечисляют свою великую пользу чуть ли не для всего живущего. Особенно лестно для них хвастаться «услугами», оказанными людям. Здесь и кров для странника и пастуха, и радость для глаз пастушек (явно героини античных идиллий). Да вот и соловей не даст соврать – он тоже целый день в ветвях «насвистывает». Да и сами «зефиры» облюбовали крону величественного дерева. Однако оказывается, что эти слова были услышаны и третьим действующим лицом. Едва слышно, из-под земли, листьям отвечают корни. Сперва автор сохраняет интригу и зазнайки слышат лишь некий «смиренный голос», не догадываясь, кому он принадлежит. «Вы кто такие там»: ответ довольно наглый. Кстати говоря, листы почувствовали, что им также отвечает целое множество. «Мы питаем вас». Здесь маленький экскурс в биологию растений от И. Крылова. Одушевление листвы и корней – достаточно нетривиальный прием даже в сложившемся жанре аллегории. «Красуйтесь в добрый час!»: корни не в претензии и вовсе не соревнуются с листами в красоте. Однако они резонно напоминают, что мертвый корень грозит гибелью не только листам, но и всему дереву. Вскользь они ставят хвастунишек на место, указав на кратковременность их жизни. Мораль в финале: польза может быть и без внешнего блеска, всяк хорош на своем месте, не следует забывать о благодарности.

Басню «Листы и корни» И. Крылова принято относить к аллегории на тему крестьянского вопроса в России.

Источник

Басня «Листы и корни»

неправда ли что мы краса. Смотреть фото неправда ли что мы краса. Смотреть картинку неправда ли что мы краса. Картинка про неправда ли что мы краса. Фото неправда ли что мы красаВ пре­крас­ный лет­ний день,
Бро­сая по долине [1] тень,
Листы на дереве с зефи­рами [2] шептали,
Хва­ли­лись густо­той, зеле­но­стью своей
И вот как о себе зефи­рам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Рас­ки­ди­сто и величаво?
Что́ б было в нем без нас? Ну, право,
Хва­лить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И стран­ника в тени про­хлад­ной укрываем?
Не мы ль кра­си­во­стью своей
Пля­сать сюда пас­ту­шек привлекаем?
У нас же ран­нею и позд­нею зарей
Насви­сты­вает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не рас­ста­е­тесь с нами».–
«При­мол­вить можно бы спа­сибо тут и нам»,
Им голос отве­чал из-под земли смиренно.
«Кто смеет гово­рить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так счи­таться с нами стали?» –
Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те»,
Им снизу отвечали:
«Кото­рые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Кра­суй­тесь в доб­рый час!
Да только помните ту раз­ницу меж нас:
Что с новою вес­ной лист новый народится;
А если корень иссушится,–
Не ста­нет дерева, ни вас». [3]

При­ме­ча­ния

[1] Доли́на – про­стран­ство вдоль реки, рас­по­ло­жен­ное ниже окру­жа­ю­щей местности.
[2] Зефи́р – мифо­ло­ги­че­ский бог запад­ного ветра. У гре­ков этот ветер счи­тался одним из самых силь­ных и стре­ми­тель­ных, у рим­лян – лас­ка­ю­щим и легким.
[3] До Кры­лова сход­ный сюжет был исполь­зо­ван в басне М. Н. Мура­вьёва «Вер­хушка и Корень», в кото­рой Корень губил Вер­хушку и поги­бал сам. Кры­лов в трак­товке сюжета, воз­можно, сле­до­вал за Л.-С. Мер­сье, кото­рый в книге «Фило­соф, живу­щий у хлеб­ного рынку» (рус­ский пере­вод – СПб., 1786. С. 19–20) заме­чал, что для того, чтобы познать истину, над­ле­жит опу­стить взоры «даже до самых низ­ких состо­я­ний, кои в чер­то­гах твоих совсем бывают забвенны; ибо они суть пота­ён­ные корни, пита­ю­щие гор­дые лист­вия, коими пре­воз­но­сится древо, ими при­осе­нен­ное. Из сих-то скры­тых и живо­твор­ных про­то­ков изоби­лие твоё исте­кает; для чего ж бы тебе смот­реть на один токмо стебель».

Время напи­са­ния: не позд­нее октября 1811 г.
Пер­вая пуб­ли­ка­ция: «Чте­ние в Беседе люби­те­лей рус­ского слова», 1811 г., ч. IV, стр. 100–101.

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга чет­вер­тая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Источник

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

неправда ли что мы краса. Смотреть фото неправда ли что мы краса. Смотреть картинку неправда ли что мы краса. Картинка про неправда ли что мы краса. Фото неправда ли что мы краса

Листы и Корни, басня Крылова

неправда ли что мы краса. Смотреть фото неправда ли что мы краса. Смотреть картинку неправда ли что мы краса. Картинка про неправда ли что мы краса. Фото неправда ли что мы краса

Басня «Листы и Корни»

Таким порокам и плохим качествам как неблагодарность, невежество, бахвальство, заносчивость русский поэт и публицист Иван Андреевич Крылов посвятил не одно своё стихотворное произведение. Он прочно вошёл в русскую литературу как великий баснописец, владеющий ироничным языком, тонким юмором и критическим взглядом, что позволяло так ярко и с таким талантом высмеивать и обличать все неприглядные стороны человека и общества.

Басня «Листы и Корни» была написана в 1811 году и спустя короткое время, уже 8 марта 1811 года получила публикацию в издании «Новые басни», а чуть позже в «Чтение в Беседе любителей русского слова». По содержанию и моральному посылу басня очень напоминает другое произведение автора – «Свинья под дубом», с которым вы также сможете ознакомиться у нас на сайте.

Содержание басни

В один превосходный летний денёк Листья дерева вели интереснейший разговор с Зефирами, то есть с ветрами. Нетипичные «крыловские» героини басни хвастались своей красотой и пышностью. Они, мол, и краса всей лесной долины, и спасают странников от горячих солнечных лучей, и привлекают пастушек под свою сень, и соловей на ветки к ним прилетает, да и сами ветра не расстаются с листвою.

Услыхав эти хвастливые речи, вдруг смиренно и спокойно заговорили Корни дерева. Они резонно заметили, что за это всё нужно благодарить и их в том числе. Но Листья лишь удивились – кто это с ними смеет говорить так нагло? Мудрые Корни объяснили, что именно они питают дерево и от них зависит красота Листьев. И разницу Корни между ними отметили: если не станет листьев по осени, так весной вырастут другие, а вот если корней не будет, то всё дерево погибнет.

Суть басни, анализ, мораль

Басня привлекает внимание уже тем, что здесь представлены не обычные герои. Крылов для яркости аллегорий обычно использует представителей животного мира – Лиса, Свинья, Ворона, Волк, Собака, Щука, Ягнёнок и т.д. Однако здесь автор прибегает к растительности. По сути, центральным персонажем здесь выступает дерево, а именно его части – Корни и Листья. Зефиры не вступают в диалог с героями, а используются для иллюстрации мировоззрения самовлюблённых Листочков.

История рассказывает нам о недальновидности: порою люди не замечают тех, кому обязаны. Нельзя не отметить пренебрежительный тон, с которым листья обращаются к корням. Как тонко и точно подметил Крылов эту снисходительную интонацию, которую часто можно услышать у власть предержащих.

Исторический подтекст

Существует очень правдоподобная версия о причинах написания подобной басни. Считается, что произведение было написано как отклик на обсуждение Александра I со своим «негласным кабинетом», так называемого, крестьянского вопроса. Крепостничество было отменено лишь в 1869 году, но разговоры на эту тему велись уже со времён правления Екатерины II.

В качестве Листьев Крылов представляет Российскую империю, славную, великую, великолепную и гордую. Но питает это блеск Корни большой страны – крестьянство, которое очень тяжело трудится и безрадостно бесправно живёт.

Если рассматривать басню с этой стороны, то смыл произведения выглядит ещё более сложным: иллюстрация и сопоставление внешнего блеска и настоящей жизненной силы, которая не лежит на поверхности, а скрыта, но именно она обеспечивает процветание. Пренебрежение листьев к корням – это дурное отношение помещиков к крестьянам. Крылов будто назидательно говорит: высшее общество само рубит сук, на котором оно сидит.

Сегодня мы знаем, что произойдёт дальше: отмена крепостного права в 1869 году не будет проведена должным образом и, в конце концов, недовольство выльется в кровопролитную революцию и гражданскую войну, которая перевернёт общество с ног наголову. Ну как здесь не удивиться прозорливости поэта Крылова…

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Листы и Корни» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Листы и Корни

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, праве
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *