необходимо актуализировать личные данные в банке что это
Зачем банкам персональные данные клиентов
Актуализация персональных данных клиентов – один из неотъемлемых компонентов работы кредитных организаций. Речь идет о своевременном обновлении устаревшей паспортной и контактной информации в целях поддержания обратной связи с потребителями финансовых услуг.
Зачем банкам персональные данные клиентов?
В каких случаях нужно обновлять данные?
Актуальные личные данные потребителей нужны финансовым учреждениям для выполнения рассылки информационных уведомлений и рекламных материалов. Ввод в заблуждение путем предоставления недостоверных сведений провоцирует потерю доверия к клиенту. Банки отказываются работать с гражданами, которые уличены в сокрытии персональной информации и срывах сроков актуализации данных.
Веские основания для актуализации персональной информации:
1. Замена паспорта по причине повреждения, утери или кражи.
2. Изменение ФИО, например, после вступления в брак.
3. Переезд со сменой регистрации или фактического адреса проживания.
4. Замена утерянного или скомпрометированного номера телефона.
Важно! Банки просят в обязательном порядке сообщать об изменении паспортных и контактных данных. По кредитным продуктам подобное требование часто прописывается в тексте договора.
Как происходит актуализация персональных данных?
Актуализировать персональную информацию можно по личной инициативе. Оперативное обновление устаревших данных – это простейший способ добиться лояльного отношения со стороны банка.
Обновлять личные данные целесообразно на протяжении нескольких дней с момента изменения исходной информации. Срыв сроков может привести к наложению штрафных санкций и даже расторжению договора.
Радикальные меры банки предпринимают в отношении заемщиков, которые систематически нарушают платежную дисциплину или игнорируют условия сделок.
В остальных случаях актуализация производится по инициативе клиента, а отказ от внесения обновленных данных не приводит к каким-либо санкциям.
Банки, которые периодически обновляют базы данных, могут инициировать плановые проверки. По просьбе финансового учреждения клиент вынужден раз в несколько лет предоставлять копии документов.
Как проверить вероятность одобрения кредита без передачи данных?
Заключение
Финансовым учреждениям необходимо иметь точную и актуальную информацию о клиентах. Благодаря своевременному обновлению устаревших данных потребителю удастся избежать всевозможных неудобств при использовании банковских продуктов по действующим и будущим договорам.
Заемщик вправе решать, кому доступны его персональные данные, считают в ЦБ. Что теперь изменится?
ЦБ и Роскомнадзор рекомендуют банкам изменить подход к обработке персональных данных клиентов. Помогут ли регуляторы ограничить передачу данных третьим лицам и снизить риск утечек?
Как сейчас банки используют наши персональные данные и почему мы на это соглашаемся
Кредитные организации являются операторами персональных данных. Для клиента это значит, что они имеют право собирать и обрабатывать личную информацию о нем, например, для заключения и исполнения кредитного договора. Такие действия с личной информацией возможны только с согласия клиента. Клиент может «согласиться», поставив галочку в бумажном договоре, электронной форме или даже — сюрприз-сюрприз! — просто изучая информацию на сайте.
Последний вариант реализовал на своем веб-ресурсе, в частности, СберБанк. Он предупреждает посетителей, что при работе с сайтом они автоматически дают банку согласие на обработку своих персональных данных. Конечно, перечень данных, к которым банк в этом случае получит доступ, будет ограниченным и обезличенным, но в дальнейшем они могут быть использованы для дополнения цифрового профиля пользователя.
Финансовые организации любят включать текст соглашения на обработку и использование персональных данных в другие документы, что не позволяет ограничить использование этих сведений: отказываясь делиться своими персональными данными, клиент фактически отказывается от услуги.
«Часто в банках вы не получаете договор или соглашение на руки, а просто принимаете оферту, даете свое согласие на присоединение к общим условиям, а там вы всё автоматически разрешаете. Конечно, это несправедливо, особенно по отношению к социально значимому населению», — считает председатель правления потребительского кооператива «Инвестиционный капитал» Андрей Каредин.
Обычно организации запрашивают у клиентов следующие сведения: пол, возраст, семейное положение, e-mail и т. п., но это лишь видимая часть айсберга, считает основатель DBX Digital Ecosystem Игорь Захаров. Помимо этих сведений, финансовые организации фиксируют и анализируют и другую информацию: время и длительность активности пользователей на сайте и в личном кабинете (оценивается системами CRM и сервисами веб-аналитики), операции по счетам, направления движения средств, назначения переводов и платежей и др.
Кому и зачем банки передают наши персональные данные
Финансовые организации собирают и используют наши персональные данные непосредственно для заключения и исполнения договора и для собственных нужд, например в рекламных целях. По мнению Андрея Каредина, особенно этим грешат крупные игроки, имеющие собственные экосистемы. «Получается уже фактически спамерская атака, вот ЦБ и Роскомнадзор и вмешиваются», — отмечает Каредин.
Помимо этого, в рамках своих бизнес-процессов банки могут передавать личную информацию о клиентах другим организациям. Как правило, это бюро кредитных историй, страховые компании, операторы связи, коллекторские агентства и партнеры банка.
Причина, по которой личная информация так свободно передается организациям, не имеющим прямого отношения к банковской деятельности, — в размытости формулировок, которые кредитные организации зачастую используют в соглашениях о передаче и использовании персональных данных.
«В настоящее время на практике кредитные организации включают максимально расплывчатые и широкие формулировки, касающиеся обработки персональных данных клиентов, что позволяет им передавать эти данные достаточно широкому кругу лиц, напрямую никак не связанных с банковской деятельностью. Такая информация может использоваться, в частности, для рекламы и других целей, не связанных с выдачей и обслуживанием кредита, в том числе спустя долгое время после фактического прекращения кредитных отношений между банком и клиентом», — поясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.
Что рекомендуют ЦБ и Роскомнадзор
В начале августа Центробанк и Роскомнадзор опубликовали совместное письмо, в котором рекомендовали финансовым организациям изменить подход к обработке персональных данных клиентов. Регуляторы считают, что банкам следует запрашивать у клиентов отдельное согласие в отношении каждого оператора, которому могут передаваться их персональные данные, включая биометрические. Помимо этого, в документах стоит указывать конкретную дату или период времени, в течение которых допускается обработка персональных данных, без возможности автоматической пролонгации этого срока. При этом обрабатывать данные, согласно закону, значит в том числе собирать, хранить и передавать их.
Роскомнадзор совместно с Банком России напоминает, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением заранее определенных целей, например исполнением обязательств по кредитному договору.
Помогут ли рекомендации ЦБ и Роскомнадзора избавиться от партнерского спама
Стандартный текст заявления о согласии на обработку персональных данных обычно содержит формулировку, разрешающую передавать данные другим организациям. При этом большинство банков не утруждает себя перечислением этих организаций, отделываясь упоминанием загадочных «третьих лиц» или «партнеров». Что это значит на практике, большинство из нас знает на личном опыте: порой стоит один раз дать такое согласие, как на следующий день по «случайному» стечению обстоятельств телефон начинают обрывать эти самые «третьи лица» с предложениями взять кредит, подключить новый тариф сотовой связи или оформить страховку.
Конечно, исполнение рекомендаций регуляторов вряд ли полностью избавило бы нас от партнерского спама, однако необходимость получать от клиентов согласие на передачу их персональных данных каждому возможному партнеру, безусловно, существенно снизила бы энтузиазм финансовых организаций в части распространения этой информации. Кроме того, такая мера помогла бы сузить «круг подозреваемых» в поиске источников утечек личных данных, а заодно и вероятность таких утечек.
Обязаны ли банки исполнять рекомендации ЦБ и Роскомнадзора
Комментируемые рекомендации, изданные в виде информационного письма, не являются нормативным актом ЦБ РФ, имеющим общеобязательный характер и содержащий норму права, поясняет Сергей Учитель. Но необходимо принять во внимание, что рекомендации исходят от главного регулятора банковского сектора, что влечет необходимость для кредитных организаций следовать этим рекомендациям или как минимум учитывать их в своей работе и в разрабатываемых внутренних документах, регламентах и процедурах. Нередко участники банковского сектора России придерживаются позиции, что издаваемые Центробанком рекомендации, комментарии и ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы с точки зрения правового значения все равно имеют «силу закона».
Письмо носит рекомендательный характер, однако уже большинство финансовых учреждений могло убедиться по опыту, что отказ следовать рекомендациям регулятора в последующем приводит к более серьезным мерам, добавляет инвестиционный советник ООО «ПФО Холдинг» Руслан Исмаилов.
При этом эксперты считают, что исполнение содержащихся в информационном письме рекомендаций может существенно усложнить процесс оформления банковских договоров и сделать его громоздким как для клиента, так и для банка.
Кто должен отвечать за безопасность персональных данных
Согласно федеральному закону № 152-ФЗ, кредитная организация является оператором персональных данных и непосредственно несет перед клиентами ответственность за сохранность этих данных.
«Оператор персональных данных вправе поручить обработку данных другому лицу. Это делается на основании договора, в котором должны быть предусмотрены объемы передаваемых сведений, перечень действий с ними и прочее. При этом важно учитывать, что ответственной перед заемщиком за любые действия с личной информацией остается кредитная организация», — разъясняет Сергей Учитель.
Другой вопрос — как доказать, что в утечке данных виноват конкретный банк? «В 2020 году Центробанк заблокировал более 25 тысяч мошеннических телефонных номеров, — отмечает Исмаилов. — Тут мы имеем четкое понимание, что базы для обзвона формируются путем «слива» персональных данных из финансовых учреждений. Из федерального закона № 152-ФЗ следует, что максимальный срок хранения сведений, имеющихся в тех же самых банках, четко не определен, но в основном данные должны храниться на протяжении пяти лет с даты исполнения по ним обязательств или же до момента, когда клиент сам их отзовет».
На вопрос Банки.ру о том, как и кому передаются персональные данные клиентов, СберБанк, МКБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и УБРиР ответили, что обрабатывают эти данные в соответствии с положениями федерального закона № 152-ФЗ. Другие опрошенные нами банки воздержались от комментариев.
Актуализация персональных данных в Сбербанке: что это такое, для чего?
В работе кредитных организаций нет мелочей. Любая информация имеет значение, тем более что многие клиенты предпочитают онлайн-доступ и удаленную оплату счетов.
Особую роль играют паспортные и контактные сведения, которые предполагают контроль и своевременное обновление – другими словами необходима актуализация персональных данных в Сбербанке. Эта объем работ, который ежедневно выполняет кредитно-финансовая организация с целью поддержки обратной связи с потребителями услуг и недопущения мошеннических схем.
Что это
Актуализация персональных данных клиентов в Сбербанке – залог стабильности работы данной кредитной организации. Сюда относят информацию паспорта (при замене, смене ФИО, потере документа, смена регистрации), контакты. Без наличия достоверного номера мобильного телефона банк не сможет своевременно информировать пользователя об изменении условий сотрудничества. Также это является препятствием к авторизации в личном кабинете и выполнения банковских операций.
Для чего
Наличие действующей электронной почты и мобильного телефона помогает банку осуществлять информационную рассылку, отправлять уведомления и рекламные материалы.
Отсутствие актуальных сведений дает повод предполагать сокрытие персональной информации и может стать поводом для отказа в сотрудничестве.
Основания для своевременного обновления сведений:
Своевременное информирование банка о замене паспорта в силу потери или кражи, в связи с изменением семейного положения, а также смене фактического места проживания, включая смену номера мобильного телефона, предотвращают несанкционированные попытки злоумышленников получить доступ к счетам клиента. По кредитным продуктам подобное требование часто прописывается в тексте договора.
Актуальная и достоверная информация о клиентах – базовая составляющая работы кредитно-финансовых структур. Своевременное обновление – актуализация персональных данных в Сбербанке позволяет качественно оказывать услуги, тем самым обеспечить комфорт потребителей, а значит избежать всевозможных неудобств по действующим и будущим договорам.
Это подтверждает уровень оказываемых услуг и формирует доверие, которое увеличивает влияние банка и количество клиентов и привлекаемых средств.
Актуализация персональных данных
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положением Банка России от 15.10.2015г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Банк обязан идентифицировать клиента, представителя клиента, бенефициарных владельцев клиента и (или) выгодоприобретателя.
Согласно п. 5. Ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
Кредитным организациям запрещается:
Кредитные организации вправе:
Цель анкетирования
Анкеты клиента
Анкета бенефициарного владельца или представителя клиента предоставляется в Банк, заполненная сведениями: о физическом лице, являющемся представителем и (или) бенефициарным владельцем клиента Банка (юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица) при первом предоставлении сведений о представителе клиента и (или) бенефициарном владельце, либо при обновлении сведений о представителе клиента и (или) бенефициарном владельце (не реже чем один раз в течение года с момента предоставления предыдущей анкеты). Вышеуказанная анкета предоставляется на представителя клиента, действующего по доверенности, на должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи, а также на бенифициарных владельцев.
Анкеты выгодоприобретателя
Анкета выгодоприобретателя физического лица предоставляется в Банк клиентом Банка, заполненная сведениями о физическом лице, которое не участвует в проведении операции данного клиента Банка, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.
Анкета выгодоприобретателя юридического лица предоставляется в Банк клиентом Банка, заполненная сведениями о юридическом лице, которое не участвует в проведении операции данного клиента Банка, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.
Периодичность обновления
Персональные банковские данные клиента: зачем они нужны и можно ли запретить их использовать
Вы обращаетесь в финансовую организацию, чтобы завести кредитку, открыть депозит или подать заявку на ипотеку, но сотрудники обязательно попросят подписать согласие на обработку персональных данных в банке. Заполняя бланк невольно приходят мысли: зачем нужен подобный документ и не попадет ли информация в руки мошенников. Расскажем, как устроена система хранения и обработки личных данных и что будет, если не подписывать такую бумагу.
Что такое персональные данные, зачем они банку
27 июля 2006 года в России вступил в силу Закон о персональных данных. Его цель — обеспечить каждому гражданину право на неприкосновенность личной жизни. Нормативный документ регламентирует, как именно нужно хранить банковские данные клиента. За нарушение правил работы предусмотрен штраф — до 18 млн рублей.
В перечень персональных данных клиента входят :
Финансовой организации персональные данные клиентов необходимы для получения представления о гражданине. Оценить, насколько он благонадежен, подходит ли для сотрудничества.
Вы решили немного схитрить и указать неверный телефон или электронную почту, чтобы избежать рекламных рассылок? Банк узнает об обмане и уровень доверия снизится. Это может негативно повлиять на дальнейшую работу с вами.
Как банк хранит и обрабатывает сведения
Все данные о клиенте поступают в единую базу. Передавать их третьим лицам без согласия человека запрещена законом. Под обработкой информации понимают любые действия, которые совершают сотрудники финансовой организации: сбор, запись, изменение, анализ. Операторы, имеющие доступ к таким сведениям, обязаны сохранять секретность. Но в Роскомнадзор регулярно поступают жалобы о нарушении конфиденциальности. Недобросовестные сотрудники передают или продают банковские данные клиента коллекторским агентствам или другим заинтересованным лицам. За подобные правонарушения предусмотрено наказание — до 20 тыс. рублей для должностных лиц.
В то же время неразглашение персональных данных клиентов не касается ситуаций, когда сведения нужны правоохранительным органам. Такое бывает, если гражданина подозревают в коррупции, отмывании денег или других преступлениях, связанных с незаконным обогащением.
Можно ли не подписывать согласие на обработку данных
Закон гласит: человек добровольно выбирает, разрешать кредитной компании использовать сведения о нем или нет. Но как это выглядит на практике? Все зависит от внутренней политики банка. Финансовая организация вправе отказать клиенту в кредите, если он не подпишет согласие. А гражданин так и не узнает реальной причины отклонения заявки: банк её не озвучивает.
Вы уже давно пользуетесь услугами учреждения, и сейчас захотели отозвать согласие на обработку своих данных? Напишите заявление на имя руководства банка. Его рассмотрят в течение 30 дней. На почту придет письмо, что сведения удалили из базы. Это обязаны делать по первому требованию частного лица.
Россияне оценили свои знания банковских продуктов на четвертом зачете по финансовой грамотности. С 30 ноября по 16 декабря участники теста могут не только испытать себя, но и собрать компанию друзей для участия в командном состязании. Кроме зачета Центробанк даст индивидуальные рекомендации по финансам. Вопросы зачета затрагивают такие темы как инвестирование, способы противостоять мошенникам, кредитование, банковские карты, вклады, пенсионные счета, налоги и страхование. Специально для предпринимателей часть вопросов посвящена финансированию и инструментам господдержки. Зачет состоит из нескольких уровней сложности: базовый ; для тех, кто только начал постигать вопросы финансов; продвинутый ; для опытных инвесторов и вкладчиков. Каждый тест состоит из 30 вопросов. Если участник даст верный ответ на 20 из них, то его наградят именным сертификатом. На прохождение зачета дано 60 минут. Количество попыток неограниченно, поэтому когда пользователь недоволен результатом, он может попробовать снова. После ответа на все вопросы система пришлет анализ ошибочных ответов с пояснениями. По задумке Центробанка, зачет поможет россиянам проверить знания, подтянуть слабые места при помощи подсказок. Источник: Банк России.
Интернет-банкинг появился в России в конце 90-х годов прошлого века. К 2006 году только 100 тыс. клиентов научились заходить в личный кабинет финансовой организации на сайте и выполнять простые транзакции. По данным на 2021 год, интернет-банкинг регулярно используют уже 60% россиян. Сегодня почти не осталось операций, когда требуется личное присутствие в офисе: практически все можно сделать через смартфон. Расскажем подробнее о функционале мобильных банковских приложений и разберемся, в каких случаях все же придется посетить отделение кредитной компании. Возможности интернет-банкинга Система дистанционного обслуживания дает человеку доступ ко всем его счетам. Он управляет своими деньгами из любой точки мира, и не обязательно для этого искать ближайшее отделение офиса, идти туда с паспортом, выстаивать очередь, заполнять квитанции. Перечислим, какие финансовые операции совершают через интернет-банкинг: оплата кредитов, штрафов, налогов, коммуналки;, услуг связи; подача заявок на ссуду и даже получение займа на карту в течение нескольких минут; открытие и пополнение вкладов; денежные переводы по России и за границу; блокировка карты в случае утери или хищения; заказ выписок по счету. Интернет-банкинг есть у всех современных финансовых организаций. Между ними практически нет отличий, разница только в интерфейсе. Некоторые кредитные учреждения вышли за рамки обычной программы для оплаты услуг и денежных переводов. Тинькофф банк, Сбербанк, Росбанк создали настоящие экосистемы, куда входит широкий спектр сервисов: от покупки товаров для ремонта до страхования жизни, здоровья и имущества. Что нельзя сделать с помощью интернет-банкинга: сдать биометрические данные для настройки идентификации личности (отпечатки пальцев, сканирование лица или сетчатки глаза); арендовать банковскую ячейку; обналичить купюры. Список операций, где требуется личное присутствие клиента, очень мал. Как установить интернет-банкинг на смартфон Для регистрации нужен только смартфон и интернет. Предлагаем пошаговую инструкцию, как использовать интернет-банкинг: Зайдите на сайт своего финансового учреждения. Откройте вкладку Регистрация;. Укажите свои данные и номер карты. На телефон, привязанный к пластику;, придет одноразовый код. Введите его в соответствующем окне. Установите логин и пароль для входа в личный кабинет. Теперь вам доступны все функции системы. ВАЖНО: Не заходите в мобильный банк через публичные сети wi-fi. Их часто используют мошенники. С помощью программ, перехватывающих сигнал, злоумышленники могут узнать ваши персональные данные и получить доступ к счетам. Услуги банка через интернет: платные или бесплатные? Изначально программа была платная: ежемесячно с клиентов взимали определенную сумму за обслуживание. Сейчас за интернет-банкинг отдавать деньги не нужно. Но за некоторые операции банк берет комиссию. Когда будете оплачивать ту или иную услугу, обратите внимание на итоговую сумму. ПРИМЕР: Надежда использует мобильное приложение Тинькофф банка. Девушка хотела перевести 10 тыс. рублей на свой счет в Сбербанке, но вовремя заметила, что с нее хотят взять дополнительную комиссию 150 рублей. Клиентка нашла выход: установила сервис СБП, позволяющий переводить деньги с одного счета на другой бесплатно. Благодаря интернет-банкингу, люди экономят время и силы, так как для основных денежных операций достаточно нажать несколько кнопок, не выходя из дома. В отделениях стало меньше очередей, посетителей обслуживают быстро. Система удобна и для клиентов, и для самих банков, которые могут сэкономить на количестве офисов и сотрудников.