некрасов поэма дедушка чему учит
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
04.08.2019
Некрасов Н. «Дедушка»
Главные герои поэмы «Дедушка» и их характеристика
Чему учит поэма «Дедушка»
Поэма учит справедливости, честности, добру. Учит любить свою Родину и радеть о ее счастье. Учит заботиться о простом народе. Учит ненавидеть угнетателей, воров, продажных чиновников.
Отзыв на поэму «Дедушка»
Мне очень понравилась эта замечательная поэма. В ней Некрасов вновь поднимает тему рабства и угнетения народа. Мне очень понравилась мысль писателя о том, что рабы не могут защищать страну, а значит она окажется беззащитной в случае внешней угрозы. Это очень актуальное наблюдение для настоящего времени.
Средства художественной выразительности в поэме «Дедушка»
Эпитеты: таинственный дед, древен годами, кулик вороватый, тысячелетнюю муку, улыбка святая, страшная глушь, беда роковая.
Сравнения: как серебро борода, слезы как град, как на ладони, толще купчих,.
Метафоры: радостью дышит, радостью расцветет, вырос посад.
Олицетворения: радостью дышит дом, красавица Волга.
Гипербола: конь хоть сейчас на завод, сотню пудов увезет.
Пословицы к поэме «Дедушка»
Справедливость и угнетение вместе не уживаются.
Бедность не порок, а несчастье.
Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Обиженный народ хуже ос жжет.
Где власть народа, там победа и свобода.
Чему учит поэма Некрасова «Дедушка»?
Стихотворение Н. Некрасова «Дедушка» посвящено декабристам, русским дворянским революционерам, боровшимся против крепостного права и самодержавия.
Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел —
Едут туда комиссары.
Глядь — уж деревня стоит.
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят.
Благодаря труду ссыльные имели жилище и питание, сохранили свое здоровье. Труд у декабристов был средством борьбы с самодержавием.
Дедушка дает Саше советы: любить родину, родную природу, мужика-труженика; бороться с угнетателями; учиться всему полезному для человека; с юных лет готовиться к борьбе за счастье бедных; уметь наблюдать окружающую жизнь трудового народа, понимать ее, уважать трудового человека, ненавидеть жадность, тупость; дорожить честью, быть разумным и терпеливым в борьбе за лучшие идеалы; знать хорошо науки, особенно историю и географию, науки, помогающие познать свою родину. Для характеристики образа Саши нужно прочитать отдельные места из нескольких глав. Саша — мальчик любознательный, настойчивый, послушный, выполняет советы дедушки.
В строках «мои и труд человека дивные дивы творят» можно увидеть подчеркивается влияние труда на развитие нравственных качеств характера и взглядов декабристов. Дедушка преклоняется перед разумом, успокаивает крестьян, сообщая о близкой свободе. Труд убеждал декабристов в правоте их борьбы. Декабристы на своем опыте убедились, что труд, свободный от помещичьего гнета, приносит большую радость.
Произведение учит тому, что молодое поколение должно учиться, уметь работать, любить труд в сельском хозяйстве, любить родину.
Общее заключение о теме, идее и основной мысли поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка» можно сделать такое.
Чему учит поэма Некрасова «Дедушка»?
Стихотворение Н. Некрасова «Дедушка» посвящено декабристам, русским дворянским революционерам, боровшимся против крепостного права и самодержавия.
Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел —
Едут туда комиссары.
Глядь — уж деревня стоит.
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят.
Благодаря труду ссыльные имели жилище и питание, сохранили свое здоровье. Труд у декабристов был средством борьбы с самодержавием.
Дедушка дает Саше советы: любить родину, родную природу, мужика-труженика; бороться с угнетателями; учиться всему полезному для человека; с юных лет готовиться к борьбе за счастье бедных; уметь наблюдать окружающую жизнь трудового народа, понимать ее, уважать трудового человека, ненавидеть жадность, тупость; дорожить честью, быть разумным и терпеливым в борьбе за лучшие идеалы; знать хорошо науки, особенно историю и географию, науки, помогающие познать свою родину. Для характеристики образа Саши нужно прочитать отдельные места из нескольких глав. Саша — мальчик любознательный, настойчивый, послушный, выполняет советы дедушки.
В строках «мои и труд человека дивные дивы творят» можно увидеть подчеркивается влияние труда на развитие нравственных качеств характера и взглядов декабристов. Дедушка преклоняется перед разумом, успокаивает крестьян, сообщая о близкой свободе. Труд убеждал декабристов в правоте их борьбы. Декабристы на своем опыте убедились, что труд, свободный от помещичьего гнета, приносит большую радость.
Произведение учит тому, что молодое поколение должно учиться, уметь работать, любить труд в сельском хозяйстве, любить родину.
Общее заключение о теме, идее и основной мысли поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка» можно сделать такое.
Анализ поэмы Некрасова Дедушка 6 класс
Некрасов как автор всегда старался передать именно те чувства, которые требовали выхода, и именно те чувства, которые он испытывал при написании произведения. Часто в своих произведениях он затрагивал темы государства, несправедливости современного устройства управляющей системы, и ещё множество аспектов человеческой жизни, которые так или иначе имели место быть в то время. Одним из таких произведений задевающих тонкий общественный строй и стала замечательная поэма “Дедушка”.
В произведении повествование ведётся от лица мальчика, который вспоминает свою встречу с дедушкой, которого он никогда не видел. Родители запрещали ему спрашивать, что либо о своём деде, но тот был весьма любопытен, и так день, за днём наращивая своё любопытство, мальчик и знакомится с внезапно вернувшимся дедом. Однако его дедушка не желает распространяться насчёт того где он пропадал, и просто учит парнишку как надо правильно жить, и что самое главное – это уважать и любить свою родину.
Внимательный читатель, скорее всего, понял, что дедушка мальчика находился в тюрьме всё это время, скорее всего из-за его агитационных взглядов. Так автор показывает бессмысленность борьбы с установленным режимом. Дедушка мальчика решил начать войну с правительством в одиночку, и, конечно же, был повержен, ведь невозможно сражаться в одиночку, лишь в единстве сила, вот то, что пытался нам передать Некрасов. Если мы разрознены то мы слабы, однако если все люди объединят усилия на борьбу с установленным порядком, то они победят, пускай и не без жертв, но победят.
Однако простой и наивный ум мальчишки даже не может понять то, отчего грустит дед. Данная мысль явно прослеживается в произведении, когда дедушка разговаривает с жителями своей деревни. Он как бы жалеет о том, что вовремя не понял той истины, той простой истины о единстве, ведь теперь, когда он потерпел поражение у него больше не осталось сил на борьбу, и он просто хочет начать мирно жить, принимая и смирившись с прогнившей системой. Я считаю, что именно эти мысли пытался донести до нас Некрасов через свою поэму “Дедушка”.
Вариант 2
В поэме с точки зрения ребенка, точней – из его воспоминаний, рассказывается история дедушки, сочувствовавшего простым людям. Поэма показывает, что и среди знатных, богатых людей достаточно тех, кто понимал несправедливость положения крепостных. Герой поэмы старался что-то сделать для них, выступил против системы, пострадал за это, но не отказался от своих убеждений.
Начинается история с того, что ребенок видит портрет бравого генерала. Конечно, мальчику любопытно, он хотел бы, чтобы такой героический дед был рядом. Однако отец и мать отвечают взволнованно (мама даже плачет), точней говорят, что он сам всё узнает, когда вырастет. Это вызывает ещё больше любопытства Саши.
Вот «таинственный» дедушка приезжает. Мама сама омывает ему ноги, плачет. Он обнимает её, трогательно гладит по голове внука, который уже бредил им. Вживую дед красив и строен. Зубы все целы, несмотря на возраст. В образе деда спокойствие и достоинство, он со всем примирился, как сам говорит, то есть ни на кого не в обиде.
Конечно, Саша сдружился с дедом, они много гуляют. Русская природа здесь передается эпитетом «великая». Дед даже целует землю, плачет от умиления. Мальчик засыпает его вопросами! Здесь много диалогов, но дед обычно уходит от ответа. Он только призывает любить Родину и народ. Всё хорошо, но замечает дед, что песня пастуха горька, а скот – худой, деревеньки – бедны… Дед болтает с каждым мужиком, сочувствуя. И он верит, что скоро им станет легче. Образ деда, как пишет Некрасов, напоминает апостола – вестника новой справедливой жизни.
Дед приводит пример трудолюбия народа, как сослали горсточку русских на плохую землю. Но уже через пару лет те построили деревню, завели скот, зажили отлично. В речи героя есть некоторые гиперболы, например, что всё вокруг деревни было бело от гусей, что мужики холили своих баб, детей растили в неге.
По контрасту с чудесным краем дед обращает внимание внука на местную бедность, изученность и уныние людей несвободных. Тут он даже, пожалев пахаря, впрягается в плуг. И всё-таки дрожащим голосом дед рассказывает о своей жизни. Например, как увидел, что крестьянскую свадьбу барин расстроил, отослав в рекруты жениха. А в армии ещё страшней зверства! И страна уже доведена режимом до предела.
Но самое главное скрывают от Саши, который ещё мал. Дед его убеждает выучиться сначала. Когда Саша готов, одряхлевший дед собирается открыть свою тайну.
Читатель её уже не слышит, но она понятна: дед был в тюрьме за правду.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ поэмы Дедушка
Популярные сегодня темы
Наверняка, каждый литературный герой, совершивший подвиг, имеет свой прообраз. Что касается штаб-капитана Тушина, то его прототипом стал артиллерист Яков Судаков, награждённый орденом Святого Владимира.
Недавно я прочитал известную серию книг талантливого автора Джоан Роулинг. В ней рассказывается о мире, где есть волшебство, где живет мальчик по имени Гарри Поттер.
Главным героем произведения является мальчик по имени Васютка, тринадцати лет, родившийся в семье начальника рыболовецкой бригады.
Что называют общественным мнением и как научиться не поддаваться его влиянию? В конце концов, все люди – часть общества. Потому то, что старшее поколение внушало нам с самых пеленок значимость мнения окружения
Страшное время изобразил в своем романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Хотя действие романа начинается еще в мирном 1912, все же в Российской империи далеко не спокойно
481. Анализ стихотворения Дедушка Некрасова. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Дедушка. Русский язык и литература
История создания поэмы
Поэму «Дедушка» написал великий русский поэт Николай Некрасов в 1870 году. Действие в поэме относятся к событиям 1856 года, когда в нашей стране издали манифест, позволяющий декабристам вернуться из ссылки. В данной поэме Некрасов написал о возвращении старика, бывшего декабриста, в усадьбу своего сына.
«Дедушка» — это реалистическая поэма. Из-за цензуры Некрасов не пишет в произведении о том, что старик является декабристом. Также в поэме присутствует намек на реформы Александра II – герой мечтает о лучших временах, дает обещание простому народу, что вскоре жизнь станет намного лучше.
Сюжет и тема произведения
Поэма начинается с того, что главный герой, мальчик Саша, находит портрет генерала. Родители говорят ему, что на этом портрете изображен его дедушка. Мальчик спрашивает, где же сейчас находится старик, но родители уклончиво отвечают, что он сам со временем все поймет.
Вскоре дедушка возвращается домой. Все рады его видеть.
Старик ведет порядочный образ жизни. Он, как и родители Саши, говорит ему, что нужно подождать. Саша и дедушка проводят много времени вместе. Дед рассказывает ему истории о тяжелой жизни народа за Байкалом, за что попали туда люди и как они отстроили город Тарбагатай.
Дед не сидит без дела. Он шьет, поет песни, пашет землю плугом. Все это приобщает его к народу.
Дедушка учит Сашу дорожить честью и мстить за обиды. Постепенно он замечает, что жизнь крестьян становится лучше, что его радует и заставляет гордиться за народ.
Вскоре Саша пошел в школу. Там он и узнает, кем был дедушка, где он был и что было с его сослуживцами.
Данное произведение посвящено борьбе декабристов и простого народа за свободу. Поэма учит на примере дедушки и Саши передаче младшему поколению важных ценностей, таких как, свобода простых людей, благополучие страны.
Главный герой поэмы
Главным героем произведения является старик.
В его образе присутствуют библейские мотивы. Собственный сын кланяется ему в ноги, мать Саши расчесывает ему седину, а мальчик спрашивает о ранениях на теле. При описании внешности старика Некрасов использует красочные эпитеты.
Хоть дедушке и много лет, он твердо и крепко держится на ногах, отлично справляется с физической работой. Дед близок к народу, помогает пахарю с плугом и переживает за будущее страны, за крестьян. Даже в своих песнях он упоминает о судьбе декабристов.
Некрасов вложил в образ дедушки важную мысль: успеха может добиться только та страна, которой присуще разум и единодушье, а не сила и повиновение, иначе страна погибнет.
Композиция произведения
Поэма состоит из 22 глав, некоторые из них заканчиваются риторическими вопросами или рефреном. Есть также вставные эпизоды, в которых дедушка рассказывает о судьбе крестьян в Тарбагатае.
Действие поэмы длится несколько лет: от находки портрета маленьким Сашей до его поступления в школу, где он узнает историю нелегкой судьбы дедушки. Произведение имеет открытый финал.
Вариант 2
Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями: молодым и пожилым. Главным героем становится мальчик Саша, который с нетерпением ожидает встречи с родным дедушкой, который скоро посетит их дом. И вот наконец их ожидаемая встреча состоялась.
Мальчик с охотой и вниманием наблюдает за тем, с каким уважением и трепетом его родители общаются с родным дедушкой, они омывают его ноги, причесывают и нежно целуют. Сам дедушка успел дослужиться до генерала, что значит, что он является умным и опытным человеком, с благородным характером и чувством собственного достоинства и чести. Мальчик Саша на протяжении долгого времени много общается с любимым дедушкой, который рассказывает массу историй о том, что происходит в жизни.
Но при этом, дедушка не сразу дает ответы на все вопросы, он спрашивает, а дедушка говорит ему «вырастешь – поймешь». Но внук все равно старается узнать, ему не хватает терпения, поэтому он пытается узнать раньше, чем вырастет.
Вместе с дедом он неспешно прогуливается по близлежащим окрестностях, где они общаются с простыми людьми и набираются опыта. Люди в это время заняты своей постоянной работой, а дедушка, который не гнушается никакого ручного труда, с удовольствием помогает пахать землю крестьянину, чтобы тот смог отдохнуть от постоянного труда, забирающего все его силы.
Дедушка за происходящим наблюдает с особой грустью и сожалением, он не просто наблюдает, он старается поделиться собственным опытом и мнением на происходящее вокруг. При этом он понимает, что при его молодости законы и нравы были куда суровее и жестче, сейчас же молодежь растет в совершенно других условиях. Тогда и Барин имел фактически неограниченные права, он мог ворваться прямо во время венчания и разорвать священные узы брака.
Внук многому учиться у любимого дедушки, он проводит с ним много времени. Именно поэтому у каждого читателя стихотворение вызывает свои ассоциации, детские воспоминания, которые согревают душу и позволяют переживать долгие зимние вечера с кружкой горячего чая. Да и само стихотворение пронизано любовью, приятными воспоминаниями, ассоциациями Некрасова, у каждого отзывающими в душе собственные ассоциации, дорогие и теплые для души, способные перенести в детство и помочь пережить любые трудности.
Вариант 3
Произведение посвящено теме борьбы образованных людей, принадлежащих к более высоким слоям, чем крестьяне за счастье простого народа. Дедушка – декабрист, вернувшийся из сибирской ссылки, своими ответами на его вопросы и личным примером демонстрирует идеал борца за народное счастье.
Дедушка, изображенный на портрете, оказывается генералом. Однако, несмотря на свой высокий социальный статус, он обладает всеми качествами, которые должны быть присущи человеку не из народа, но поставившего себя на службу простым людям. Неоднократно подчеркивается, что генерал занимается крестьянским физическим трудом. Следовательно, он имеет определенный опыт, позволивший выработать навыки. Участие в крестьянских работах – это уподобление мужикам, позволяющее, по мнению автора и других (например, Льва Толстого) почувствовать долю народа и понять его образ мыслей.
Некрасов подчеркивает и другие черты, делающие образ дедушки привлекательным. Освоение земли в суровом сибирском климате, несомненно, требует смелости и настойчивости. Генерал (как и реальные декабристы) был достаточно обеспеченным человеком и, даже в ссылке, Мог себе позволить достаточно скромную, но праздную жизнь. Более того, приобретенные в ходе труда в тяжелых природных условиях качества, он сохранил и вернувшись домой.
Дедушка – генерал изображен патриотом, любящим свою землю и тосковавшим по родным местам. Однако он любит свою Родину не как абстрактное понятие, а проникнут глубокой симпатией к мужикам. Именно желание помочь им избавиться от крепостного права и прочих притеснений императорской России, привело его к участию в восстании декабристов.
Совершенно естественно, что одновременно дедушка ненавидит чиновников, притесняющих народ, имея возможность обирать его практически безнаказанно. В силу цензурных ограничений поэту пришлось смягчить остроту своей критики существующего строя, поэтому генерал-декабрист надеется на то, что правительство теперь само пойдет на реформы.
Используя постоянную недосказанность, когда маленькому Саше на вопросы о дедушке отвечают, что он узнает, когда вырастет, автор подогревает интерес к повествованию и к идеям борьбы за свободу, которые он желает донести. Причем использование этого приема продолжается на протяжении всего произведения, сам дедушка-генерал постоянно говорит то же самое. При этом сам Некрасов косвенно говорит о своем методе, о том, что тот должен дать пользу. По ходу повествования Саша, пытаясь самостоятельно отыскать ответы на занимавшие его вопросы, начинает интересоваться историей, географией и подобными учебными дисциплинами. Кроме того, подобная постановка диалогов держит читателя в некотором напряжении, не давая ему бросить произведение недочитанным.
Произведение написано с целью побудить читателей примкнуть к борьбе за счастье простого народа. Использование постоянной недоговоренности делает его более интересным, чем обычная агитация.
Анализ поэмы Некрасова Дедушка
Произведение Некрасова «Дедушка» вышло в свет в 1870 году. На его страницах автор повествует о приезде к сыну престарелого Декабриста. Действие поэмы датируется 1856 годом. Именно в этот год был выпущен манифест, согласно которому декабристы возвращались из ссылок.
Поэма «Дедушка» образует невидимые связующие нити между поколениями. Дед и внук — старый и молодой находят полное понимание. Совсем маленький мальчик по имени Саша уже заочно испытывает тягу к знакомству с героем. Он постоянно ждет возвращения своего дедушки, чей образ изображенный на портрете он наблюдает каждый день. Во время встречи внук с восхищением наблюдает, какое неподдельное чувство уважения испытывают к деду родители. Саша стремится проводить с дедом как можно больше времени. Мальчугану не терпится узнать все подробности, которые знает дедушка.
Образ дедушки во многом стал собирательным. Некоторые склонны полагать, что прототипом является Сергей Волконский, возвратившийся статным стариком в 68 лет. Дети крестьян постоянно звали Волконского дедушкой. Еще одним прототипом считают Михаила Бестужева, с которым Некрасов, в свое время, беседовал лично.
Поэма написана в направлении реализма. Следуя принципам цензуры Некрасов не называет дедушку — декабристом. У героя есть желание осуществить мечту, чтобы народ обрёл свободу и богатство.
Дедушка предстает перед читателем таким, каким видит его внук. Вначале Саша видит портрет юного генерала. Далее родители ему рассказывают, что вокруг дедушки существует некая тайна.
При описании портрета автор прибегает к использованию эпитетов: «твердая поступь, белые кудри, святая улыбка», что уже создает располагающий к себе положительный образ. Каждый эпитет характеризует героя с положительной стороны.
Свои самые заветные думы поэт доверяет дедушке, который полагает, что успешной страну делает народная сила, единодушие и разумное начало.
Темой произведения стала транслируемая автором истина ценностей, которая заключается в свободе, счастье и процветании.
Главной мыслью становится утверждение, что дело декабристов не погибло окончательно. Его продолжение последует в правильно воспитанном поколении, представителем которого является Саша.
Композиционная структура произведения состоит из двадцати двух глав. Большая часть из них оканчивается рефреном, который усиливает эмоциональную составляющую. А оставшиеся риторическим вопросом, который способен направить мысли читателей к стремлению понять поступки героя.