неговоряшки с чего начать логопедическую работу

Проблема неговорящих детей: когда бить тревогу. Рекомендации родителям, чьи дети в 2,5-3 года еще не разговаривают. Роль логопеда.

Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть картинку неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Картинка про неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Работа логопеда

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге «Лечебная педагогика»: «При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения».

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко «Неа» и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: «Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай». А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза «дядя ити» (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Неговоряшки с чего начать логопедическую работу

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть картинку неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Картинка про неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу

Аннотация: Что делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

Статья:

Активизация речевого подражания.

Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

1. Срочно обратиться к учителю-логопеду.

2. Если же специалиста нет, самим начинать работу, «разговаривать» с детьми.

Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.

1. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы».

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания. Наличия подражательной мотивации. Много будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например. Игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.).

2. Можно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).

3. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

4. Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.

Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

«Дом маленький, дом большой»

Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны)

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх)

Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Дети приседают, делают выдох. Опускают голову, охватывают колени руками.

Взрослый. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Взрослый. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.

Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

1) Название близких ребёнку лиц: мама(«ма»), папа («па»), баба («ба»), дядя («дя»), тётя («тя», «ть»).

2) Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», «оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»).

3) Просьбы: дай, на («дя», «ня»), где («де»), там («тя»), здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить ещё раз: ещё («исё»; «сё»).

4) Выражение своего состояния междометиям «ай», «ой» (больно), «шшшь» (тише).

5) Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»); коровы – му-му («у»), ослика – иа.иа («а»), кошки – мяу-мяу («ау», «мияу»), козлика – бе-бе «(«пи-пи»).

6) Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»), кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко, ко-ко-ко («око»); лягушки – ква-ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).

7) Подзывы животных и управление животными: кошкой – кс-кс-кс или кис-кис-кис; брысь («бить»); управление лошадкой – но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят – тип-тип-тип или цып-цып-цып.

8) Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – бом-бом-бом («ом-ом»).

9) Подражание транспортным шумам: машине – би-би-би, ди-ди; самолёту – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.

10) Подражание шумам, производимым предметом при падении – бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ-топ («оп-оп»), стуку молотка – тук-тук («ту-ту»); каплям воды – кап-кап.

11) Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух («хь»).

6. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик: («аги»), гриб или грибок («гт»), дом или домик («оми»), кубик («ку), машина («сина»), самолет («атё»), пароход (охоть»).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в магазин (дети покупают игрушки, предметы) «Узнай новую игрушку» 9дети называют неожиданно пояляющиеся игрушку, которую от него спрятали), «расставь игрушки, как я скажу, а потом назови их сам», «Кто быстрее принесёт игрушку», «Подскажи нужное слово» (взрослый читает стихотворение, дети подсказывают рифмующееся слово. Если же ребёнок не понимает В начале этого вида работы), какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет, картинку, или нарисовать и раскрасить самим все подсказки).

7. Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

8. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых из задания 6,7.

Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).

Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).

Дай машину («дя сина», «дя си»).

Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс).

Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот, бери.

И г р о в о й п р и ё м

Игрушки, названия которых дети знают, прячутся. Если ребёнок задаёт взрослому вопрос, включающий слово «где» и название игрушки (в любом произношении), то взрослый даёт игрушку, о которой спрашивал ребёнок.

9. Научить ребёнка выражать свои желания словесно:

дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)

дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)

мама, идём («мама дём») идем гулять («дё гуя»)

В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.

Список использованной литературы

Н.С.Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

Л.П.Голубева. Развитие речи неговорящих детей.

Л.М.Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.

Источник

Рекомендации логопеда для домашних занятий с неговорящим ребенком

неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть картинку неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Картинка про неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу Ольга Наренкова
Рекомендации логопеда для домашних занятий с неговорящим ребенком

Рекомендации логопеда для домашних занятий при запуске речи.

1. При отсутствии речи у ребенка, ее «запуск» ведется ежедневно в процессе режимных моментов. Это не работа и не занятие, в его обычном понимании. Это ваш диалог (сначала монолог) при любой деятельности, где в поле зрения есть малыш. Важно организовать для неговорящего малыша особый речевой режим.

Общаемся с ребенком в режиме одностороннего диалога.

Что значит односторонний диалог?

Взрослый не просто рассказывает и комментирует все увиденное ребенку, а обозначив какую-то ситуацию, постоянно задает по ней вопросы.

Такие ситуации берутся ежедневно из бытовых моментов.

Например : «Миша, пошли мыть руки! Миша, что мы пойдем делать?»

Взрослый сам же и отвечает, дает речевой образец – «Мыть руки!»

«Что мы пойдем мыть? Руки или ноги? – руки».

«Пойдем гулять? Куда пойдем? Гулять!»

Повторять ответ можно много раз и это важно (при работе с неговорящим ребенком можно повторять до 50 раз)

Говорим при общении с ребенком, упрощая собственную речь, простыми фразами, состоящими из 1 – 2 слов (Дай! На! Пить! Дай пить! Ай-яй-яй, тщательно артикулируем звуки, тянем гласные.

Если ребенок отвечает, но с искажением слова, не поправляем его, а повторяйте за ним эхом, давая правильный речевой образец.

Взрослый: Пошли гулять? Куда мы пойдем?

Ребенок отвечает: ять.

Взрослый: Правильно, гулять!

Важно говорить с ребенком так, чтобы глаза родителя были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел артикуляцию. Нужно стараться говорить одними и теми же словами, короткими фразами.

Примерный список слов,который можно много раз в бытовых ситуациях повторять на начальном этапе вызывания речи:

Постепенно переходим к диалогу с ребенком по мере появления слов.

2. Выполнять простую артикуляционную гимнастику

Взяв игрушки или картинки,делаем простые артикуляционные упражнения: «Бегемотик» (широко открываем ротик, можно спеть звук АААА, «Лягушка» (улыбочка) можно спеть звук ИИИИ, «Слоник» (губки вперед трубочкой) можно спеть звук УУУУУ.

3. Делать вместе с малышом пальчиковую гимнастику и логоритмику для малышей.

Одна из самых лучших систем занятий – это логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 года. У каждой песенки-попевки обязательно есть возгласы для подпевания (ау, му, иа, бух и т. д., обычно дети во время песенки начинают повторять эти возгласы.

Например, песенка-инсценировка «Кубики».

Текст: Мишка с кубиком идет,

Желтый кубик он несет,

Уронил он кубик ОЙ!

Принеси теперь другой!

У взрослого в руках мишка, ребенок подает мишке кубик названного цвета, мишка роняет кубик,первые несколько раз взрослый говорит восклицание: «Ой!» сам. Затем перед этим восклицанием делает паузу, давая возможность ребенку самому закончить фразу. Если малыш все же не говорит, взрослый повторяет сам «Ой! Ой!» несколько раз. Очень важно заниматься регулярно, петь одну и ту же песенку целую неделю (возможно и дольше, если ребенку песенка нравится, потом разучивать новую.

4. Совместная игра с ребенком (игры на вызывание звукоподражания)

Например, игра «Давай покормим мишку» (или другую любимую игрушку ребенка): Давай покормим мишку! Мишка сьел кашку.Мишка сказал: АМ! Теперь ты покорми мишку. Мишка АМ!

Игры на на подражание голосу животных с картинками, звучащими книжками (му, ав, мяу, бе, га-га и т. д.)

Каждому инструменту дать короткое название,идентичное его звуку:

Ксилофон – тук-тук и т. д.

6. Слушание книг (развитие слухового внимания)

Как научить ребенка слушать книги:

1 этап – рассматривание книг вместе с ребенком

3 этап – рассказывание сказки или коротенькой истории из книжки (именно рассказывание)

Для чтения лучше выбирать простые русские народные сказки.

7. Декламирование стихов ребенку.

Это один из самых действенных приемов.

Как же правильно читать стихи ребенку? Сажаем ребенка на колени и, покачивая малыша, декламируем медленно и монотонно без выражения стихотворение, растягивая гласные. Этот прием называется мелоритмодекламация, и он очень действенен для запуска речи у неговорящего ребенка.

Например, Му-ха, му-ха, Цо-ко-туха,по-зо-ло-чен-ное брю-хо и т. д.

После нескольких раз чтения стихотворения ребенку таким образом в конце строки делаем паузу, давая возможность малышу закончить фразу.

Рекомендуем все стихи К. И. Чуковского, А. Барто, Е. Благилиной, И Токмаковой, С. Маршака, русские народные потешки.

По ритмомелодике самыми лучшими для детского восприятия считаются стихи и сказки Чуковского и русские народные потешки.

8. Самое важное – сократить времяпровождение ребенка у телевизора,

с телефоном или планшетом. а лучше на время запуска речи вообще исключить! У ребенка речь развивается только при живом общении с взрослым по подражанию в совместной деятельности, и особенно это важно для неговорящего и плохоговорящего ребенка!

9. Развитие общей моторики

-ходим по лестнице вниз и вверх приставным шагом

-ловим и катаем мячик.

10. Развитие дыхания (важно для речи) – мыльные пузыри, дуем на перышки, ватку, дуем в трубочки, свистки, дудочки.

Игрушки, стимулирующие развитие речи и слуховое восприятие.

1) Детские музыкальные инструменты (барабан, ксилофон, бубен, детское пианино, маракасы, звучащие игрушки.

Играем с этими инструментами в игры «Угадай, что звучит» (берем 2 игрушки за игру).

С куклой проигрывайте сюжеты

-берем Лялю гулять, одеваем, расчесываем и т. д.

Все проговариваем (Ляля спит баю –бай, Ляля будет кушать –Ам, Ам)

3) Наборы для театрализации сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»). Эти сказки замечательно развивают речь и все психические процессы. Проигрывайте эти сказки с игрушками. Наборы могут быть разными (магнитные, деревянные, пальчиковые, в виде матрешки).

4) Много разнофактурных мячиков.

5) Матрешка, пирамидка (в этом возрасте пирамидка на 2-4 кольца). Заодно называем цвета.

6) Фигурки животных по темам «Домашние животные», «Дикие животные». С животными разыгрываем звукоподражания.

9. Развитие общей моторики

-ходим по лестнице вниз и вверх приставным шагом

-ловим и катаем мячик

10. Развитие дыхания (важно для речи) – мыльные пузыри, дуем на перышки, ватку, дуем в трубочки, свистки, дудочки.

Игры с ребенком 3–4 лет в домашних условиях «Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться.

Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР Как радостно светятся глаза малышей, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом,.

Консультация «Игры с ребенком 3–4 лет в домашних условиях» «Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться.

Индивидуальное логопедическое занятие с неговорящим ребенком со сложным дефектом развития на тему «Фрукты» Логопедическое занятие с неговорящим ребенком со сложным дефектом развития на тему «Фрукты». Лексическая тема: «Фрукты». Цель: Знакомство.

Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком 4–5 лет «В гостях у куклы Маши. Развитие активной подражательной речи» Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком (4-5 лет). «В гостях у куклы Маши» Цель: Развитие активной подражательной речи. Задачи: I.

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком со сложным дефектом развития на тему «Фрукты. Яблоко» Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком со сложным дефектом развития. Тема: «Фрукты». Конспект 2. Цель:.

неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть картинку неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Картинка про неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Фото неговоряшки с чего начать логопедическую работуКонспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы. Цель занятия: развитие.

Консультация логопеда для родителей «Организация дыхательного режима в домашних условиях» Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина.

неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть фото неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Смотреть картинку неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Картинка про неговоряшки с чего начать логопедическую работу. Фото неговоряшки с чего начать логопедическую работуКоррекционная работа учителя-логопеда с ребенком с синдромом Дауна МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» Учитель-логопед Шальнова Е. Ю. Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого.

Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком Дети с аутичностью испытывают большой дискомфорт в контактах с миром. Для.

Источник

Неговоряшки с чего начать логопедическую работу

После смога 2010 года в Москве участились случаи обращения родителей с детьми к логопедам и дефектологам с диагнозом тяжелое недоразвитие речи (ТНР). Многие дети, рожденные в период 2010-2011 годов в Московской области и других регионах, к двум годам не произносили даже слоги, не говоря о словах, не понимали обращенную речь, не реагировали на внешние раздражители.

Токсико-гипоксический фактор, пережитый ребенком внутриутробно, сразу был отнесен к числу этиологических причин недоразвития речи. В результате в разы увеличилось количество детей с сенсорной алалией, задержкой речевого развития (ЗРР) и ранним детским аутизмом (РДА). В то же время старые методы лечения данных патологий устарели и не имели положительного результата. Популярным и эффективным в последнее время становится метод сенсорной интеграции, о котором и поговорим в этой статье.

Причины тяжелого недоразвития речи
Причины отставания речевого развития детей, как было сказано выше, – плохая экология, повлекшая токсическое отравление плода во время беременности. Но при исследовании мозга на ЭЭГ у таких детей была выявлена одна общая особенность – у них оказались недоразвиты подкорковые структуры мозга, которые отвечают за мотивацию и работу сенсорных систем: обоняния, осязания, вкуса, слуха и зрения. Речь у этих детей отсутствовала, потому что не были сформированы предпосылки к ее возникновению. Как известно, маленький ребенок начинает познавать мир через органы чувств, но в связи с тем, что органы чувств «не отвечали» на возрастные потребности ребенка, речь не развивалась совсем.

Кроме того, для нормального развития детской речи необходим достаточный объем оперативной памяти и способности к имитации речевых и неречевых действий взрослого, которые также пострадали в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды. Также у многих детей была выявлена артикуляционная апраксия, то есть они не чувствовали, в каком положении у него находится язык (верхний или нижний подъем), губы и зубы. Эти органы играют важнейшую роль в производстве речи, не ощущая их движения, ребенок затрудняется в произношении тех или иных звуков, в переключении органов артикуляции с одной позы на другую.

В связи этим специалистами в области нейропсихологии и дефектологии был предложен метод сенсорной интеграции, основанный на том, что для первоначального запуска речи необходимо «растормошить» органы чувств, воздействуя на них различными вкусовыми, обонятельными, тактильными, слуховыми и зрительными раздражителями. Развитие сенсорных систем организма способствуют дальнейшему развитию подкорковых структур мозга, отвечающих за когнитивные способности ребенка и увеличивающие объем оперативной памяти.

Симптомы тяжелого недоразвития речи
Дети с сенсорной дисфункцией имеют ряд общих внешних признаков, которые проявляются в раннем детском возрасте: хождение на цыпочках, обнюхивание людей и предметов, отсутствие зрительного контакта, излишняя брезгливость или наоборот желание играть с грязью, стойкие вкусовые предпочтения. Дети с ТНР с самого рождения с трудом понимают речь. В норме 7-8 месячный ребенок находит глазами нужный предмет, изучает, рассматривает его, взрослый называет его, развивая предметную соотнесенность. К 10 месяцам ребенок начинает понимать действия и соответствующие глаголы: дай, на, держи, похлопай, помаши ручкой. Первоначально ребенок усваивает эти глаголы в повелительном наклонении, позже возникает понимание названий указанных предметов. Большую роль в формировании понимания речи играет интонация взрослого. Часто причины недоразвития связаны с тем, что взрослые опережают действия ребенка, подносят нужный предмет, едва увидев устремленный на него взгляд или услышав характерный звук.

Ранними симптомами ЗРР является отсутствие или небольшая активность гуления, однотипные вокализации. У детей с данной симптоматикой наблюдаются трудности грудного вскармливания, отказ от груди без уважительных причин, затрудненное пережевывание и глотание пищи в годовалом возрасте, повышенное слюноотделение. Часто у таких детей слегка приоткрыт рот, наблюдаются эхолалии – бесцельное повторение сказанных взрослым фраз, к 2 годам ребенок не может соединить два-три слова в осмысленную фразу. К 2 годам ребенок настолько не понимает обращенную речь, что не может выполнить простую инструкцию: покажи где, принеси, дай. Темп речи очень быстрый, ребенок проглатывает окончания слов, допускает грамматические ошибки, не выговаривает большинство согласных звуков. Среди обращающихся к специалистам детей есть и такие, у которых отсутствуют вышеперечисленные симптомы. При тщательном обследовании выясняется, что у них нарушена мотивация к речи, ребенок просто не хочет говорить. По той же причине он не хочет имитировать действия взрослого, вступать в совместную деятельность. Не функционируют или оказываются недоразвитыми зоны мозга, отвечающие за мотивацию.

Метод сенсорной интеграции
Метод сенсорной интеграции впервые был предложен американским исследователем в области детского развития Джин Айрес. Позже этот метод стали успешно применять в России и во всем мире. Основная цель работы с неговорящими детьми на первом этапе – вызвать желание ребенка к подражанию и активизацию речи в форме любых звуков. Обычно родители обращаются к логопеду, когда ребенку с ЗРР или алалией исполняется 3-4 года, но начинать работу с ним необходимо также как с ребенком 1-2 года. Основной принцип метода сенсорной интеграции – развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений: тактильных, обонятельных, проприорецептивных, вкусовых. Поэтому обстановка как в кабинете логопеда, так и дома должна быть непринужденной, насыщенной различными цветовыми, аудио-эффектами, запахами. Предметы должны находиться в доступном для ребенка месте на уровне глаз. Основная задача на первом этапе – увеличить объем зрительного и слухового внимания через фиксацию на определенных предметах, звуках, запахах, прикосновениях.

Привлечь внимание можно как вербальным, так и невербальным способом. Например, ронять игрушки на глазах у малыша, прятать их под платок, задувать свечи разных цветов, месить тесто, катать пластилин, пересыпать крупу, переливать воду и т.п. Одним словом, взрослый для начала начинает играть сам с собой, всеми силами пытаясь заинтересовать ребенка. Общение должно происходить на максимально высоком эмоциональном уровне, с использованием различных интонаций, многократным повторением инструкций, выполнением самим взрослых бессловесных заданий. Развивающими предметами могут стать шишки, разноцветные пуговицы (под наблюдением взрослого), свечи, пульверизатор с водой, прищепки, кинестетический песок, ванночка с водой для переливания, акварельные краски, различные ароматные фрукты и овощи: апельсин, киви, лимон, яблоко, огурец, чеснок, лук (если у ребенка нет аллергической реакции на них) и т.п. Также приветствуются занятия с ребенком и родителями на свежем воздухе, с целью дополнительного насыщения кислородом, с использование природных материалов. Время занятий должно быть структурированным и систематизированным, чтобы активная стимуляция нервной системы ребенка была подчинена определенному ритму. Дома родителям также лучше заниматься с ним в определенные часы, продолжительность занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом этапе важно преодолеть речевой негативизм, используя принцип полисенсорного подхода. Обязательным условием занятий является многократное повторение инструкций доброжелательным тоном, чтобы добиться абсолютного понимание речи. Для развития мотивации можно привлечь куклу-волшебника, которая от своего лица будет вести беседу с ребенком, например, слоненка, медвежонка, зайчика. Можно сказать, что волшебник любит дарить подарки детям, которые хорошо занимаются. Таким образом, в случае неудачи ребенок не станет обижаться на взрослого, а перенесет негативную эмоцию на игрушку. В случае успеха кукла-волшебник награждает его подарком или сладким сюрпризом. Важно любыми способами вызвать у ребенка интерес к занятиям, в то же время, не перегружая его психику изобилием сенсорных раздражителей и инструкций. Сенсорный материал подбирается в зависимости от сенсорной дисфункции ребенка. С целью активизации внимания необходимо использовать постоянную смену деятельности, смену сенсорного материала, используя то су-джок, то пульверизатор с водой, то колючие шишки, то легкое перышко.

Проговаривание слов может сочетаться с качанием на качели или подвесном гамаке, с прыжками на батуте, катанием на мяче с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции. Произнесение слов сопровождается отхлопывание ритма, что способствует развитию кинестетических ощущений. С появлением мотивации к деятельности у ребенка постепенно развивается предметная соотнесенность, понимание инструкций, происходит обогащение лексики, формируются грамматические категории слов. При появлении первых звукоподражаний необходимо неоднократно закреплять их на различном материале. Далее строится работа по формированию слоговой структуры слова через выкладывание визуальных рядов из разноцветных камушков, одновременно стимулируя развитие мелкой моторики рук. Речевой материал должен быть доступным и простым. Систематические занятия и воздействие на органы чувств малыша через игровую деятельность рано или поздно запускают речь у любого неговорящего ребенка. Эффективность метода неоднократно проверена на практике.

Советы родителям
Родителям необходимо с первых дней рождения ребенка позаботиться о его «сенсорной диете», то есть наполнить комнату необходимым количеством сенсорных стимулов, не перенасыщая и не заставляя ребенка «голодать». Различные звуки, приятные запахи, мягкие и твердые игрушки, красивый интерьер могут быть хорошим подспорьем для сенсорного развития малыша. Позже, когда ребенок начинает ползать, разрешите ему потрогать допустимые предметы, в том числе порвать обои, погрызть плинтус, измазать новую прихожую, рассыпать крупу или фасоль, постучать по новому косяку, поцарапать обивку дивана и т.п. От такого способа познания мира ребенок развивается соответственно возрасту, и в первую очередь, формируются его мотивация, мышление и речь.

Когда ребенок начинает ходить, разрешите ему манипуляции с такими «запрещенными» на сегодняшний день предметами как вода, пусть он переливает ее из одной емкости в другую, акварельные краски, гуашь – пусть рисует на обоях, дверях, стенах, коврах. Обязательно замесите с ним тесто, раскатайте его, не беда, что он измажется с ног до головы в муке, зато потом будет хорошо учиться в школе. В игровой форме можно устроить даже искусственный дождь, брызгая из пульверизатора на раскрытый зонтик, пусть промокнет одежда, (которую можно высушить), зато ребенок получит прекрасное эмоциональное воспитание, визжа от восторга. Не стоит замыкать круг интересов двухлетнего ребенка на просмотре мультфильмов и игре на планшете. Этот род занятий не развивает те зоны мозга, которые отвечают за формирование речи, памяти и воображения. Уделяйте своему малышу побольше времени. Один год постоянной совместной игровой деятельности, насыщенной сенсорными стимулами, поможет сэкономить деньги на посещение логопеда или дефектолога в дальнейшей жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *