Что такое домкрат фото
Разновидности домкратов и какой для чего лучше подходит
Содержание
Содержание
Домкрат — это приспособление для подъема тяжелых габаритных предметов. Автомобильная версия изобретена в 1925 году американцем Питером Лунати и с тех пор входит в комплект любого авто. За столетнюю историю инженеры создали множество разновидностей этого приспособления, каждая из которых обладает своими преимуществами.
Для начала стоит уточнить, что домкраты бывают не только автомобильными, хотя это первая ассоциация, которая приходит в голову. Простейшие подъемные механизмы использовались человечеством всю его историю. Сейчас это приспособление широко применяется в строительстве, складских, промышленных объектах и везде, где нужно поднять груз на определенную высоту. Разумеется, специализированные решения более сложны по своей конструкции и устройству, имеют огромную грузоподъемность и рабочий ход.
Виды домкратов
Этот инструмент вместе с набором ключей можно найти в любом автомобиле. Наши дороги полны сюрпризов, поэтому пробитым колесом никого не удивишь. Практически каждый автолюбитель умеет менять колеса, а для этого нужно поднять одну сторону автомобиля, чтобы снять нагрузку и выполнить процедуру.
Основные виды домкратов по типу конструкции:
По методу установки приспособление бывает:
Домкраты по типу приложения усилия:
Свойства устройства определены типом конструкции, поэтому поговорим об особенностях подъемных механизмов.
Винтовой домкрат
С точки зрения внутреннего устройства считается самым простым решением. Механизм приводится в движение посредством вращения ручки, реже — гидравликой или электроприводом.
Основные разновидности винтовых домкратов:
Ромбический винтовой домкрат — самая многочисленная категория на прилавках магазинов. Как и следует из названия, конструкция имеет форму ромба, а подъем осуществляется за счет стягивания рычагов корпуса. Такой домкрат часто входит в базовый комплект легкового автомобиля.
Среди преимуществ ромбических винтовых домкратов:
К недостаткам относятся:
Эта разновидность подходит для большинства легковых автомобилей, но не для внедорожников. Рекомендуется выбирать модель с резиновой накладкой на упорном пятаке или приобрести ее отдельно. Иначе установка возможна только в специальных точках под автомобилем.
Рычажно-винтовой домкрат состоит из двух или четырех реек и визуально похож на урезанную версию ромбического. Конструкция стала проще, но вот проблема с устойчивостью возросла,
а грузоподъемность снизилась. Преимуществом устройства является уменьшенный вес
и габариты.
Телескопические винтовые домкраты подходят для внедорожников и более тяжелых видов техники. По внешнему виду напоминают модели гидравлического типа с бутылочной формой. Преимуществом этой разновидности является хорошая грузоподъемность, устойчивая платформа, работоспособность при любых температурах и в любой плоскости. Винтовая конструкция хорошо выдерживает нагрузку, что будет полезна при подъеме автомобиля
в гараже для хранения, но не работы под ним. Недостатком устройства является небольшой упор и рабочий ход.
Среди профессиональных разновидностей можно выделить ножничный подъемный механизм, который по своему устройству состоит из нескольких модулей. Решение используется на СТО
и складах. Оно может быть полезно для подъема автомобиля на пару метров или для поднятия груженых контейнеров на высоту в несколько этажей.
Реечный домкрат
Это разновидность механических подъемных устройств, в основе которого лежит зубчатая рейка и храповик с собачкой. Приспособление подходит для перемещения груза
в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Сильными сторонами втда являются низкий подхват и огромная высота подъема, что позволяет поднимать груз буквально с земли.
Подвиды реечных домкратов:
Рычажные реечные модели оснащены простым подъемным механизмом. Для движения рейки используется качающий рычаг, а храповик фиксирует положение. Решение пригодится для поднятия застрявших в грязи внедорожников или квадроциклов, но для этого необходимы специальные проушины или усиленный бампер с точками для крепления. Альтернативный вариант — специальные захваты для колеса. Это настоящий король бездорожья.
К преимуществам устройства можно отнести надежность, неприхотливость и долговечность конструкции, но габариты рейки означают необходимость в надежной фиксации приспособления в салоне.
Зубчатые реечные домкраты имеют совершенно другое внутреннее устройство, если не считать рейки. Для подъема используются шестерни, которые приводятся в действие через редуктор путем вращения ручки. Положение также фиксирует храповик с собачкой. Количество передач зависит от грузоподъемности приспособления. Решение подходит для подъема и удержания груза, надежность внутреннего устройства не вызывает нареканий, а в случае поломки без проблем можно заменить поврежденную деталь механизма.
Модернизированные подъемные устройства на основе зубчатых реечных домкратов активно применяются в промышленности, на складах, на СТО, в железнодорожной сфере.
Бутылочный домкрат
Бутылочные конструкции бывают одноштоковыми (одноплунжерные), где высота подъема зависит от высоты штока, а также телескопическими (многоплунжерные), где шток состоит из нескольких частей. В большинстве случаев используется гидравлическая система, работающая по принципам Закона Паскаля о сообщающихся сосудах с тормозной жидкостью или маслом. При поступательных движениях рычага рукоятки нагнетается давление, под силой которого система выдавливает шток. После эксплуатации давление нужно стравить через клапан, чтобы можно было опустить плунжер в исходное положение.
К преимуществам бутылочных домкратов относятся:
Важно следить за состоянием сальников, уровнем жидкости, периодически менять масло. Небольшая точка опоры говорит о необходимости выбора места установки, ведь опорный пятак легко может проломить кузов.
Бутылочные домкраты гидравлического типа хранятся и работают только в вертикальном положении. Недостатком конструкции является ограничение рабочего хода высотой штока. Телескопическая конструкция решает проблему, но это снижает надежность
и грузоподъемность приспособления.
Модифицированные версии бутылочных домкратов могут исправлять часть недостатков, например, иметь зацеп или накладку для увеличения точки опоры. При весе в 2-3 кг приспособление может поднимать вес в несколько тонн. Профессиональное оборудование может иметь грузоподъемность в 100 т и более.
Это решение подходит для различных сценариев вне автомобиля, включая создание самодельного бытового пресса.
Пневматический домкрат
Пневматические домкраты по устройству напоминают камеру колеса, а подъем осуществляется за счет подачи сжатого воздуха. Здесь используется герметичная воздушная подушка
и ниппель, через который по шлангу внутрь резервуара накачивается воздух или газ. Пневматические домкраты бывают подкатными и переносными. Для накачивания воздуха может использоваться воздушный насос, выхлопная труба, компрессор, работающий от электросети, прикуривателя или аккумулятора.
Преимуществом этой разновидности является широкая платформа и точка опоры, а также возможность работы при минимальном зазоре между грузом и поверхностью. Приспособление имеет высокий КПД, быстрый и плавный подъем, отличаясь простотой эксплуатации. Пневматический домкрат можно использовать для подъема застрявшего в грязи автомобиля даже на болотистой местности.
Для безопасной эксплуатации необходимо следить за состоянием клапанов и кранов, проверять герметичность воздушной подушки и состояние материала. Подушка изготавливается из усиленной ткани с резинокордной оболочкой, но от времени и перепадов температур она может растрескаться. К слабым сторонам этой разновидности относятся сложности в контроле спуска и цена на фоне аналогов.
Подкатные пневматические домкраты удобны в повседневной эксплуатации, поэтому их можно увидеть на СТО. Переносные версии в виде воздушной подушки можно брать с собой в дорогу, но для профессионального пользования они не подходят.
Типы привода
Простейшими и самыми надежными считаются механические домкраты винтового и реечного типа. Они подразумевают приведение подъемного механизма в действие вращением ручки или поступательными движениями рычага вручную. В зависимости от типа устройства, для этого могут потребоваться усилия со стороны пользователя.
Следующей в списке идет гидравлическая система. Здесь также вручную нужно работать
с рычагом, но усилий прилагается меньше, а скорость подъема увеличивается.
Альтернативой ручной работе является пневматическая система или электропривод. Пневматика только в одном случае подразумевает приложение усилий — при использовании ножного насоса. Переносные воздушные подушки можно накачать от выхлопной трубы или используя компрессор, запитанный от аккумулятора. Подкатные пневматические домкраты обычно используются в сервисных центрах, где давление создают мощные компрессоры.
Модели с электроприводом — самая дорогая разновидность. Вместо человеческих усилий всю работу выполняет электрический двигатель. Как правило, подобные решения оснащены простым пультом управления, где можно отрегулировать подъем до нужного уровня. Для переносных версий источником энергии может быть аккумулятор. Профессиональные модели обычно работают от сети, имея тяжелый мощный привод, поэтому они статичны. Например, классические подъемники в мастерских.
Стоит отметить, что существуют гибридные решения с нестандартным приводом. Например, пневмогидравлические, электрогидравличекие, электромеханические домкраты.
При эксплуатации подъемных устройств не стоит забывать о технике безопасности. В случае поднятия только одной стороны автомобиля, под колеса на противоположной стороне ставят стопорные башмаки. Сам же домкрат, в большинстве случаев, предназначен для поднятия груза, но не его удержания на высоте. Вот почему для фиксации используют опоры-подставки. Особенно, когда нужно работать под автомобилем.
Домкрат — не просто инструмент для любителей повозиться с машиной на выходных, а незаменимый в дороге аксессуар, без которого замена колеса превратится в тест на смекалку. Домкратом автомобиль укомплектован ещё с завода, но при смене владельцев он зачастую теряется. Проверить его наличие и исправность нужно сразу после покупки машины. Но, даже имея штатный домкрат, автовладельцы нередко докупают второй, более удобный и мощный. Давайте посмотрим, какие бывают домкраты и в чём их преимущества перед заводским вариантом.
Существует легенда, что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, которым ломали ворота в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.
Идея создания первого в мире автомобильного гидравлического подъёмника родилась случайно. Её автор — Питер Лунати, занимавшийся ремонтом автомобилей, во время посещения парикмахерской увидел, как мастер легко зафиксировал кресло на нужной высоте. Не прошло и года, как в 1925 году Лунати изготовил автомобильный платформенный подъёмник с центральной гидравлической стойкой, запитывающейся от гидроагрегата с ручным насосом.
Ромбический винтовой домкрат
Это самый распространённый тип домкрата, которым комплектуют с завода большинство легковых машин. Он устойчив, прост и неприхотлив, но нужно следить за чистотой ходового винта, не допуская попадания на резьбу снега и грязи, и периодически смазывать его. Также важно соотносить грузоподъемность домкрата с массой машины — при попытке поднять внедорожник такой домкрат легко согнётся.
При выборе ромбического домкрата обращайте внимание на форму упорной площадки и глубину прорези. Если она не совпадёт с местом установки на кузове, то домкрат плохо зафиксирует машину и повредит порог.
Винтовой «ромб» приводится в действие исключительно мускульной силой человека, обеспечивая автовладельцу отличный фитнес. Высота подхвата (в сложенном состоянии) у ромбического домкрата минимальна, что важно для машин с небольшим клиренсом.
Плюсы:
+ Быстрый подъём машины
+ Низкая цена
Минусы:
— Низкая грузоподъёмность
— Требует больших мышечных усилий
Высота подхвата: 105–115 мм
Бутылочный винтовой домкрат
Механический винтовой домкрат, похожий на бутылку (отсюда и название), с телескопической выдвижной частью компактнее и мощнее своего ромбического собрата, при этом неприхотлив и надёжен. Такими домкратами комплектуются внедорожники и некоторые кроссоверы.
Бутылочный винтовой домкрат требует от человека чуть меньше усилий для поднятия машины, чем ромбический, и это может стать аргументом для замены последнего. Но будьте внимательны: высокий бутылочный домкрат обычно упирают в рычаги подвески, раму или мост, а не в порог машины. Да и подлезет он не под всякую «легковушку»: высота подхвата самых маленьких экземпляров — от 150 мм.
Плюсы:
Быстрый подъём машины
Низкая цена
Минусы:
Средняя грузоподъёмность
Требует средних мышечных усилий
Высота подхвата: от 150 мм
Бутылочный гидравлический домкрат
Внешне этот бутылочный домкрат похож на предыдущий, но внутри него совсем другая «начинка». В отличие от винтового механического домкрата, здесь работают не шестерни, а гидравлика. Отличается и способ использования: рукоятку домкрата нужно не вращать, а нажимать, накачивая масло в рабочий цилиндр, который и выдвигает телескопический механизм.
Грузоподъемность гидравлических домкратов варьируется в очень широком диапазоне (от 2 до 100 тонн), поэтому среди них есть модели, подходящие для самой разной техники: от легковых машин и кроссоверов до тяжелых грузовиков.
Бутылочный гидравлический домкрат поднимает машину медленно и степенно, зато почти не требует усилий, что многих порадует. Целесообразность его использования в легковой машине не очевидна: гидравлический домкрат дороже винтовых, требует периодического обслуживания (замены масла) и должен храниться в вертикальном положении, что не всегда удобно. Зато для тяжелой техники это единственный надёжный вариант.
Плюсы:
+ Грузоподъёмность от средней до очень высокой
+ Требует небольших мышечных усилий
Минусы:
— Медленный подъём машины
— Сложная конструкция
— Высокая цена
Высота подхвата: от 158 мм
Подкатной гидравлический домкрат
В подкатном гидравлическом домкрате отсутствует главный недостаток (или особенность) бутылочного — медлительность. Подкатным домкратом можно поднять машину, качнув рукоять всего несколько раз, за что его особенно ценят шиномонтажники. Фактически это гидравлический мини-подъёмник, который удобно использовать для любых работ с машиной
За скорость работы пришлось заплатить габаритами и весом: подкатной домкрат тяжелее и массивнее обычных, что ограничивает его мобильность. Хотя современные легковые версии грузоподъемностью 2–3 тонны стали заметно компактнее предшественников и вполне сносно размещаются в багажнике.
Особенность подкатного домкрата — свободное перемещение на колесиках, причём он может смещаться прямо во время подъёма, вместе с машиной. Из-за этого им нельзя поднимать автомобиль, другая сторона которого уже стоит на обычном домкрате — последний почти наверняка упадёт. А вот два подкатных домкрата с разных сторон уживаются отлично.
Плюсы:
+ Грузоподъёмность от средней до высокой
+ Почти не требует мышечных усилий
+ Очень быстрый подъём машины
Минусы:
— Громоздкая конструкция
— Высокая цена
Высота подхвата: 130–140 мм
Реечный домкрат
Реечный домкрат (он же «хай джек») — это элемент внедорожного тюнинга, обычным автовладельцам такой инструмент ни к чему. Реечные домкраты широко используются в строительстве, при погрузочных работах и даже в качестве ручной лебёдки.
Поднять реечным домкратом легковой автомобиль, не повредив при этом кузов, можно лишь с помощью специальных зацепов за колёсный диск. Зато он отлично подходит для подготовленных внедорожников с силовыми металлическими бамперами, позволяя быстро поднять за них машину почти на любой поверхности. Чаще всего «хай джек» используют для вызволения застрявшего автомобиля на бездорожье.
Плюсы:
+ Возможность использования в экстремальных условиях
+ Очень быстрый подъём машины
Минусы:
— Громоздкая конструкция
— Высокая цена
— Подходит только для подготовленных внедорожников
Какой домкрат лучше для вашей машины?
Легковой автомобиль | Штатный: ромбический винтовой | |
---|---|---|
Тюнинг: бутылочный винтовой или подкатной | ||
Кроссовер | Штатный: бутылочный винтовой | |
Тюнинг: бутылочный гидравлический или подкатной | ||
Внедорожник | Штатный: бутылочный винтовой | |
Тюнинг: бутылочный гидравлический, подкатной или реечный |
Выбор домкрата
Кроме плюсов и минусов каждого вида конструкции нужно учесть характеристики конкретной модели домкрата — они должны соответствовать именно вашей машине. Прежде всего, речь о грузоподъемности: убедитесь, что домкрат справится с массой автомобиля (к которой желательно прибавить 200–300 кг для надёжности).
Высота подхвата — следующий важный параметр. Это минимальная высота домкрата в сложенном состоянии. Очевидно, она должна быть меньше расстояния от земли до точки установки домкрата, иначе он просто не поместится под машиной. Лучше заранее измерить доступную высоту линейкой на ровной поверхности. Учитывайте, что на спущенном колесе машина станет ниже, поэтому от измеренной высоты нужно отнять высоту профиля шины.
Высота подъема (максимальная высота домкрата) определяет, сможет ли домкрат оторвать колесо машины от земли. Хватит ли этой высоты — зависит от хода подвески. У легковых машин при подъеме кузова колесо может опуститься на 60–80 мм, а у внедорожников — на 150 мм и более. Точный расчет здесь затруднителен, поэтому лучше проверить домкрат в деле сразу после покупки, не дожидаясь «боевого» применения.
Также посмотрите эти видео по выборе и работе с домкратом:
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Виды домкратов: назначение, особенности и принцип действия
Что такое домкрат
Перед началом знакомства с группами и видами домкратов, полезно иметь понимание самой сути этого инструмента. Если вы уже сформировали общее представление об устройствах подобного рода, можете пропустить этот краткий ликбез. Для всех остальных, кто столкнулся с этим прибором впервые, следующий абзац поможет прояснить картину, передав основную концепцию.
Домкрат – это устройство для подъема тяжелых объектов с возможностью недолговременной фиксации в заданном положении. Приборы могут быть портативными (переносными / передвижными) или стационарными. Использование портативных распространено в ремонте и обслуживании автомобилей, поездов, самолетов и прочей техники, а также в строительстве. Стационарные домкраты обычно служат силовыми элементами в производственном оборудовании. На сегодняшний день, существует 3 основные группы механизмов, о которых мы подробно рассказываем ниже.
Основные группы
Главная отличительная черта, разделяющая современные домкраты на группы, заключается в способе подъема, на котором строиться механизм устройства. Все существующие конструкции подъемников, относятся к одной из следующих групп: механические, гидравлические и пневматические. Давайте выясним, чем отличаются и как работают эти кардинально разные системы.
Механические
Представители старейшего, первоначального типа подъемных устройств, пережившие реинкарнацию, благодаря которой актуальны и конкурентоспособны по сей день. Механические домкраты делятся на 3 подгруппы: винтовые, реечные и рычажные. Если обобщать суть всех приборов максимально поверхностно, можно отметить, что все они функционируют за счет взаимодействия точных механических элементов. Больше конкретики можно узнать только при разборе каждого подвида в отдельности, что мы сейчас и сделаем.
Винтовые устройства оказывают силовое воздействие на объект за счет вращения резьбовых элементов. При выкручивании из корпуса, винтовой упор увеличивает прилагаемые усилия во сто крат, поднимая собой огромный вес. Такой принцип действия характерен для домкратов бутылочного и червячного вида. В рычажно-винтовых, винт располагается по диагонали, а в ромбических по горизонтали, и выполняет подъем при закручивании.
Реечные подъемники работают за счет подъема металлической рейки, расположенной внутри вытянутого каркаса. Существует 2 типа механизмов подъема: зубчатый (работающий за счет вращения шестерней) и рычажный (Хай-Джек). Последний поднимает груз при помощи рычага с поперечным стальным прутом, выдвигающим рейку вверх, цепляясь за её зубья.
Рычажные устройства представляют собой самую элементарную, из всех современных конструкций. Эти простые приспособления выполняют подъем за счет длинного крепкого рычага, соединенного с упором. Оказывая давление на верхний край рычага, упорная площадка поднимается вверх, повышая усилие в несколько десятков раз.
Гидравлические
Относительно современная группа грузоподъемных инструментов, отличающихся колоссальной мощностью и надежной конструкцией. Самыми универсальными и распространенными разновидностями гидравлических домкратов данной группы, являются бутылочные, чей принцип действия стал основой для изобретения новых, уникальных моделей устройств. Именно на базе бутылочного, были разработаны подкатные и ромбические типы подъемников. В основе всех 3-х подгрупп, лежит единый принцип работы, за счет контролируемой циркуляции жидкости в системе, однако их общая конструкция существенно различается.
Суть работы гидравлических домкратов основана на перекачивании жидкости из масляного резервуара в блок цилиндра, из которого выдвигается поршень. Главную функцию выполняет насос, который может быть ручным (самый распространенный) или пневматическим. Есть модели, подключаемые к маслостанциям, оснащенным электродвигателем.
Современный домкрат гидравлического типа функционирует за счет специальных клапанов (всасывающего и нагнетательного), которые контролируют движение жидкости. Эти металлические шарики плотно прижимаются к пазу пружинкой, позволяя маслу течь только в одном направлении, полностью перекрывая обратный ход. Чем выше давление груза, тем сильнее жидкость давит на шарик, надежно закрывая переход в другой резервуар.
Пневматические
Самая противоречивая группа подъемных устройств, функционирующая за счет воздуха. С одной стороны, пневматические домкраты очень плавные, но при этом, не самые безопасные (особенно при спуске). Не предназначены для большого веса, и обычно обладают грузоподъемностью до 5 тонн. Устройства данной группы делятся на 2 подвида: подкатные (с пневмоподушкой), и переносные (с мешком из плотного материала). Обе разновидности работают от компрессора, но последняя может накачиваться и от выхлопной трубы автомобиля.
По большему счету, система достаточно проста и состоит из высокопрочного надуваемого элемента, шланга и ниппеля, соединяющего эти части воедино. По сути, пневматический домкрат – это усиленная автомобильная камера с измененной формой. Принцип действия знаком каждому, кто накачивал колесо. Воздух, по шлангу попадает в герметичный резервуар из гибкого материала, увеличивая его объем. Специальный ниппель, позволяет потоку попасть в камеру, но блокирует выход из нее. Таким образом, постепенно накапливаясь, воздух поднимает упор и возложенный на него груз.
Разновидности домкратов
Вариативность современного подъемного оборудования превышает сотню устройств с уникальными механизмами. Одни имеют широкое применение, другие нацелены на выполнение конкретных задач. Далее вы узнаете, какие виды домкратов бывают, в каких работах используются и какой эффективностью обладают. Дабы не перегружать ознакомительный текст, конструкцию и принцип действия каждого инструмента затронем наиболее кратко.
Бутылочные домкраты
Одна из самых простых, эффективных и популярных конструкций подъемников. Может иметь гидравлический и механический принцип действия. Максимальная грузоподъемность последних достигает 100 тонн, а некоторые модели гидравлических превышают этот показатель в несколько раз. Высота подъема, у обеих типов систем, примерно одинаковая и располагается в районе 300 мм. Телескопический домкрат бутылочного типа, может поднимать примерно в 1.5 раза выше классических, но имеет меньшую грузоподъемность в связи с утоньшением стенок поршня.
Небольшие, бюджетные модели подъемников бутылочного типа пользуются большой популярностью в авторемонте и шиномонтаже. Подобные аппараты, часто используются в качестве силового оборудования при сборке домашних прессов. Недорогой, универсальный домкрат широко востребован в небольших строительных проектах, например, по подъему частных домов. Масштабные операции, по строительству / реставрации высоток или мостов, требуют применения более мощных и дорогостоящих бутылочных подъемников.
Кроме классических вариаций, домкраты бутылочного типа могут иметь небольшие модернизации, расширяющие сферу их использования. Модели с зацепом позволяют поднимать грузы, расположенные близко к земле. Трансмиссионный домкрат оборудован специальным упором, для удобной фиксации одноименной детали автомобиля, а домкрат с полым штоком устанавливается на специализированное прессовальное оборудование. Внешний вид всех этих устройств отличается, однако сама суть принципа действия бутылочной гидравлической системы остается неизменной.
Подкатные домкраты
Достаточно узконаправленная разновидность подъемников, созданная для удобного и эффективного обслуживания и мелкого ремонта автотранспорта. Такой домкрат на колесах, легко подкатывать под днище и быстро поднимать. Подкатные устройства могут быть гидравлическими и пневматическими. Предел грузоподъемности первых достигает 50 тонн, а вторые обычно осиливают не больше четырех. Средняя высота подъема гидравлических составляет 400 мм, а пневматические обычно берут повыше на 50 мм.
Существует несколько видов подкатных подъемных устройств, различающихся типом привода, который может быть ручным, пневматическим или электрическим. Самыми грузоподъемными и быстрыми, являются пневмогидравлические, используемые в профессиональных автосервисах. Электрогидравлические домкраты относятся к бытовому сегменту и обычно не рассчитаны на вес, более 4-х тонн. Ручные разновидности самые распространенные и имеют огромный модельный ряд, включающий оборудование для всех сфер использования.
Конструкция классического подкатного домкрата состоит из прочного каркаса, рычажного упора и колес. В основе располагается гидроцилиндр, выполняющий роль главной мышцы, выталкивающей нижнюю часть рычага, заставляя верхнюю подниматься вверх. Некоторые пневмогидравлические устройства представляют собой бутылочный домкрат на колесиках, но есть и профессиональные с более сложным механизмом.
Пневматические подкатные подъемники имеют одну единственную разновидность, с пневмоподушкой, напоминающей камеру от колеса мотоцикла. Устройство может состоять из одного или нескольких подобных элементов (больше подушек – больше высота подъема). Подхват, в среднем, составляет 140 мм, что на 20-30 мм, уступает более низкому домкрату гидравлического типа. В бытовом использовании такие устройства встречаются редко, но в автосервисах ими периодически работают.
Реечные домкраты
Одна из самых высоких разновидностей подъемных инструментов. Все виды реечных моделей относятся исключительно к механическим типам инструментов, и делятся на 2 подвида: зубчатые (с шестернями) и рычажные (Хай-Джеки). Первая группа способна поднимать вес до 30 тонн, а предел второй не превышает четырех. По высоте подъема рычажные опережают зубчатые со средним показателем в 1100 мм, когда у последних это значение располагается в пределах 700 мм. Минимальный подхват Хай-Джеков составляет порядка 120 мм, а у подъемников с шестернями – 80 мм.
Все реечные домкраты имеют выступающий нижний зацеп, но зубчатые модели, в отличии от Хай-Джеков, могут упираться в груз и верхней частью корпуса, увеличивая высоту подъема практически вдвое. Сам механизм подъема у двух подвидов, кардинально отличается, и из общих деталей имеет только рейку. Для работы зубчатого устройства, требуется вращать рукоятку, которая передает движение на шестерни, цепляющиеся за рейку. Хай-Джек работает по принципу рычага, и рукоятка здесь ходит вверх-вниз, поднимая рейку, упираясь в её выступы.
Среди наиболее частых сфер применения, зубчатый реечный домкрат с низким подхватом можно встретить на железнодорожных работах, где с его помощью поднимают рельсы. За универсальную высоту подъема и способность работать в любом положении, данный аппарат не редко используют для подъема гаражей, небольших пристроек и на производствах. Зацепной домкрат рычажного типа, имеет огромную популярность среди любителей бездорожъя, за надежный, неприхотливый механизм, способный вытащить джип из сильной грязи.
Ромбические домкраты
Миниатюрный подъемник механического типа. Относится к бюджетному сегменту и предназначается для шиномонтажа легковых автомобилей. Ромбический мини домкрат состоит из множества элементов, практически все из которых принимают на себя вес, что снижает надежность устройства. Среди всех разновидностей подъемного оборудования, данная группа инструментов лидирует по количеству поломок и срывов, уступая первенство, разве что рычажно-винтовым домкратам. Максимальная нагрузка, которую могут осилить некоторые ромбические устройства, достигает 3.5 тонн, а высота подъема варьируется в пределах 380 мм.
Принцип действия подъемника заключается в стягивании ромбовидного корпуса винтом, в следствии чего верхний упор удаляется от нижнего, поднимая груз. В большинстве моделей, домкрат трапеция (ромбический) оснащен ручным приводом, однако существуют модели с миниатюрным электродвигателем и даже гидравлической системой. По большему счету, устройство может работать долго и успешно, если уделять повышенное внимание правилам эксплуатации и обслуживания.
Ножничные домкраты
Габаритное подъемное оборудование на гидравлической основе (бывают винтовые). Может быть полустационарным (устанавливаемым на смотровые ямы), и передвижным (подъемные люльки на колесах). Несмотря на внушительные размеры, обладает небольшой грузоподъемностью, до 4 тонн. Высота подъема зависит от количества секций и общего назначения оборудования. Чем больше перекрестий, тем выше вылет. В среднем, устройства данного типа могут поднимать грузы на высоту от 50 см до 8 метров.
В основе конструкции лежит гидравлический цилиндр с длинным поршнем, упирающемся в верхнюю площадку или в грани самих ножниц. При накачивании жидкости, поршень выдвигается поднимая собой всю конструкцию. Поперечные рейки, расположенные попарно, служат двум целям: сохранению устойчивости и увеличению площади опорной поверхности.
Домкраты ножничного типа считаются узконаправленным оборудованием, используемым в автосервисах. Более габаритные устройства с большой высотой подъема, применяются при монтаже и ремонте в качестве строительных лесов.
Рычажные домкраты
Самые простые, и в некотором роде даже примитивные грузоподъемные устройства. Современный рычажный домкрат состоит из длинной рукоятки, соединенной с основанием в форме Г-образной трубы. На основании установлен подвижный упор и пара колес, для подката при подъеме. Грузоподъемность устройства зависит от длины рычага и общей надежности конструкции, но обычно не превышает 2-х тонн. Высота подъема позволяет поднять седан со стандартной подвеской для замены колес.
Большинство подъемников рычажного типа изготавливаются своими руками и используются для частного шиномонтажа. Случается, когда этими приспособлениями приподымают поддоны, и прочие объекты с подходящей высотой. Главное условие для использования устройства – ровная поверхность, по которой смогут легко перемещаться опорные ролики.
Рычажно-винтовые домкраты
Наверно самая компактная и легкая разновидность винтовых механических подъемников. Конструкция данных устройств состоит из 3-х основных элементов: опоры, реек, винта и упорной площадки. Рычажный резьбовой домкрат может быть 2-х видов: с двумя и четырьмя рейками (комбинированный). Первый вариант представляет собой Г-образное соединение, а второй выполнен в виде ромба с выступающими боковыми гранями. Максимальная грузоподъемность таких приспособления составляет 1.5 тонны, а высота достигает 450 мм.
Основной сферой применения рычажно-винтовых домкратов, является замена авторезины и мелкий кузовной ремонт. Стоит заметить, что устойчивость конструкции весьма ненадежна и имеет самый высокий показатель срывов. Чтобы обезопасить себя и автомобиль, после подъема следует опускать груз на специальные опоры (или пеньки), а домкрат убирать до завершения работ. Аккуратность использования и следование технике безопасности, значительно уменьшает шанс срыва.
Надувные домкраты
Относительно современные устройства, отличающиеся мягким и плавным подъемом. Домкраты, работающие за счет воздуха, могут иметь 2 варианта воплощения: подкатной и переносной. Первый, представляет собой достаточно габаритную конструкцию с колесами (бывает без них), длинной рукояткой и большой опорной площадкой, куда устанавливается пневмоподушка (от 1-й до 3-х). Вторые максимально компактны и имеют вид обычного герметичного мешка с клапаном, к которому подключается воздушный шланг.
Грузоподъемность обеих вариаций одинакова, и достигает 5 тонн. По минимальной высоте подхвата и максимальным возможностям подъема, переносные подъемники опережают подкатные с серьезным отрывом. Средние показатели для переносных составляют: 50 мм по подхвату и 800 мм по подъему. Подкатные могут поднимать груз с расстояния в 140 мм, до 450.
Сфера применения пневматических подъемников достаточно ограничена в связи с их большим объемом (в рабочем состоянии). Переносные приобретаются для частного использования, преимущественно для внедорожников и автомобилей с высокой подвеской. В спущенном состоянии, такой домкрат для бездорожья компактен и может вытащить забуксовавшую машину от воздуха из выхлопной трубы. Модели подкатной конструкции зачастую применяются на СТО, и работают от компрессора, для ускорения процесса подъема.
Клиновые домкраты
Своеобразный тип домкратов, используемый для расширения узких зазоров. Данный подъемник может работать по механическому (винтовому) принципу или от гидравлики. Механический клиновой домкрат имеет достаточно простую, компактную конструкцию, состоящую из 2-х клиньев, кожуха и силового элемента. Максимальная грузоподъемность винтовых устройств достигает 25 тонн, а показатель гидравлических не превышает 15. Высота подхвата начинается от 6 мм, и заканчивается на 100. Диапазон подъема располагается в пределах 45-150 мм.
Приспособления подобного рода широко востребованы на лесоповале, где ими расклинивают надпиленные деревья. В железнодорожных работах, это устройство используется как путевой домкрат для зацепа рельс, если стандартным подъемникам не хватает высоты подхвата. При установке или демонтаже оборудования крупногабаритных деталей на конические валы, клиновые конструкции обеспечивают точность и аккуратность операций.
Червячные домкраты
Профессиональные подъемные установки с повышенной точностью и плавностью хода. В корпусе устройства располагается редуктор с выходным валом, гайка, подшипники и выдвижной винт (частично). По принципу действия, червячные домкраты имеют большое сходство с современными бутылочными, но в отличии от последних, винт здесь проходит через корпус, выступая с обеих сторон. Есть модели с зафиксированным положением винта, где упорная площадка ходит по выступающей резьбе. Устройство может работать от ручного вращения шкива или от электродвигателя.
Силовые показатели червячных домкратов позволяют поднимать вес до 100 тонн. Средняя высота подъема составляет 400 мм. Расстояние подхвата разниться от конструкции и предназначения конкретной модели и обычно не указывается. Профессиональный домкрат червячного типа, используется в строительстве, ремонте спецтехники, а в производственных сферах может быть частью точного оборудования.
Кабельные домкраты
Узконаправленное приспособление для подъема больших кабельных барабанов. Состоит из 2-х симметричных опор с подвижным центром. Установка происходит следующим образом: в отверстие бабины продевается специальный карандаш для кабельного домкрата, представляющий собой круглый стальной прут, после чего, по бокам ставятся опорные конструкции. Выступающие части карандаша помещаются под упоры и выполняется подъем при помощи гидравлики или винтовых механизмов. Поднятый барабан легко вращается, разматывая кабель.
В зависимости от конструкции, домкрат для кабеля может иметь различные габариты и показатели грузоподъемности. Поднимаемый вес обычно не превышает 40 тонн, поскольку вес стандартных кабельных бабин заканчивается на этих значениях. Высота подъема исчисляется максимально доступным диаметром барабана, и может достигать 3000 мм. Минимальное расстояние подхвата не указывается, но зачастую располагается в пределах 500 мм.
Стеклодомкраты
Самый нехарактерный тип устройств, кардинально отличающийся от все вышеперечисленных разновидностей. Предназначен для подъема в косвенном смысле, но в первую очередь создан для удержания массивных и габаритных объектов с гладкой поверхностью. Работает по принципу присоски с мощным вакуумным механизмом, способным выдержать до 180 кг. Если стеклодомкрат тройной, его потенциал увеличивается кратно количеству присосок.
Сфера использования подобного приспособления очевидна с первого прочтения его названия. С помощью пары этих полезных инструментов, можно удобно перемещать объемные листы металла. Одинарный стеклодомкрат значительно облегчает демонтаж старых окон или установку некоторых зеркал. В целом, весьма специфичный инструмент, но в определенных сферах считается незаменимым.