небытие существует нисколько не менее чем бытие
Бытие и небытие
Уже в рамках Милетской школы архэ мыслилось как единое, из которого возникает многое многообразие вещей. Это возникновение рассматривалось как драматический процесс: так, апейрон одновременно выступает в качестве источника всякого отдельного, индивидуального существования и угрозы ему: он порождает вещи и мстит им за их обособление от себя, т.е. собственно, за возникновение. И центральной темой дискуссии становится именно вопрос о том, как изначальная стихия соотносится с порожденными ею явлениями, как мера соотносится с безмерным.
Парменида принято считать современником Гераклита. Что же касается его учения, то оно не оставляет сомнений в том, что глава элейской школы был самым решительным противником эфесского философа. Единственным сохранившимся текстом, принадлежащим Пармениду, является фрагмент его поэмы «О природе». В ней идет речь о посещении Парменидом богини справедливости Дике, которая и раскрывает ему тайну устройства мира.
Примечателен сам характер рассуждений Парменида. В отличие от всех предшествующих ему философов, он не просто прибегает к сравнениям и образам, а доказывает то, что представляется ему истиной. И, идя по пути доказательства, логической аргументации, он приходит к нетривиальным и неожиданным, хотя и безусловно спорным, выводам. Если небытия нет, и существует единственно бытие (не случайно и то, что основной термин, применяемый философом для обозначения бытия, это единое), то это бытие должно быть неделимо и неподвижно. В самом деле, признав, что бытие делится на части, нельзя не сделать вывода о существовании границ, промежутков между этими частями. И они, естественно, должны быть заполнены чем-то таким, что бытием не является, т.е. небытием. Но небытия нет. А значит, недопустимо и представление о делимости бытия.
То же самое относится и к движению. Последнее возможно в какой-то среде, иными словами, опять-таки в каком-то пространстве, не заполненном бытием. Снова человеческий разум подходит к порогу, за которым его подстерегает запретная мысль о небытии.
Истинная картина мира отличается, согласно атомистическому учению, от «обыденной» еще в одном отношении. В действительности не происходит ничего случайного. Все сцепления и расщепления атомов и, следовательно, все обусловленные этими процессами события суть проявления необходимости. Если какое-либо явление кажется нам случайным, то только потому, что нам неизвестна его причина. Этот тезис Демокрита был настолько радикален, что его не могли принять даже некоторые позднейшие атомисты, в частности, Эпикур. Последний говорил, что скорее готов признать существование богов, которых можно умилостивить, чем всевластие неумолимой необходимости.
Кризис, а затем и упадок афинской демократии, ставший особенно очевидным после поражения Афин в Пелопонесской войне, стал почвой и для всеобъемлющего духовного кризиса, в развитие которого, наряду с другими, внесли свой вклад и поздние софисты. Вместе с тем эти болезненные явления сыграли роль своеобразного вызова времени, ответом на который стал небывалый духовный подъем; он не был, однако, всеобщим и охватил лишь узкий круг интеллектуалов. Этот подъем был связан в первую очередь с именами Сократа и Платона.
Небытие существует нисколько не менее чем бытие
Парапсихология:«РОЗА ВЕТРОВ» профессиональной деятельности С каждым годом все прибавляется и прибавляется новых профессий. Разобраться в хаосе новомодных названий, да еще вкупе со всеми теми профессиями, которые давно на слуху, очень трудно
Боевые искусства:Старый английский бокс Английский бокс (как и французский сават) стоит несколько особняком в плеяде разновидностей боевых систем Европы. Только в Англии сложился рукопашный бой, в котором борцовские приемы служили дополнением к ударам, а не наоборот.
Учение Аристотеля о противоположности и противоречии Формулируя свой основной закон бытия (и мышления), Аристотель опирался (как почти и везде) на своего учителя Платона. Именно Платон обратил внимание на то, что противоположности могут присутствовать в своем носителе лишь в разных смыслах, который таким образом участвует в двух противоположных идеях (например, вращающийся волчок и подвижен, и неподвижен в разных смыслах), но сами противоположные идеи никогда не могут совпасть. Аристотель же конкретизировал учение Платона, вплотную подошедшего к закону запрещения противоречия, запрещения как в мысли о предмете, так и в самом предмете. Аристотель отрицает существование небытия. Его существование запрещено основным законом бытия. Но в относительном смысле у Аристотеля небытие все же существует. И в самом деле, он признает, что «в трех смыслах может быть речь о небытии» (XII, 2, с. 204). 06 этих трех смыслах будет сказано далее. Пока же отметим, что Аристотель в самом бытии различает большее и меньшее бытие, иначе он не сказал бы: «Есть нечто, в большей мере существующее» (VII, 3, с. 115). Следовательно, в том, что в меньшей мере существует, есть небытие. Его нет лишь в том, что существует в наибольшей мере. Таким образом, отрицание существования небытия уживается у Аристотеля с допущением существования небытия в относительном, ограниченном и конкретном смысле. Лекция. Античная (древнегреческая) философия (стр. 5 )
(Единое есть Бог есть Небо) = есть Бытие. Ему казалось, что Земля постоянно устремлялась в виде водяных паров к этому небу, души людей возносились к нему. Оно – центр всякого бытия, оно – само бытие. Это – Единое, среди которого движется многое. Таким образом, Небо – есть Бытие. Ксенофан ни в коем случае не понимал Единого Бога как личного Бога (христианство), существующего независимо от Вселенной. Он не мог представить себе Бога отдельно от мира, который мог быть только проявлением Бога; он не мог, признав Бога Едино сущим (т.е. существующим везде), допустить в то же время существование такого мира, который не был бы Богом. Бог – это Единая сущность, единое Бытие во многих видах. Бог Ксенофана – это чистый ум. У него нет телесной силы. Его сила в мудрости. Его сила в мудрости. Ксенофан говорил, что «мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей». Поэтому философ более полезен для общества, чем какой-нибудь олимпийский чемпион. Бог неподвижен. Метаться по миру, как обычные боги, ему не приличествует. Божество недвижимо, «меняются лишь его проявления». Мысль Бога всемогуща. Она движет миром так же, как мысль человека движет его телом. Такой Бог один и един. Но чему подобно тело Бога? Об этом сказано у Аристотеля: единый Бог Ксенофана – это Небо в его целости. Это мы узнаем из 6 строчек, которые сохранились из произведений Ксенофана и в которых он говорит о своем Боге. (По описанию Диогена: «Эмпедокл как-то сказал Ксенофану о том, что трудно отыскать мудреца. Ксенофан ему ответил, что для того, чтобы отыскать мудреца, необходимо прежде всего самому быть весьма мудрым»). Парменид – современник Гераклита. В противоположность Гераклиту, который утверждал, что все меняется, Парменид говорил, что в сущности все неизменно. Главное сочинение Парменида – «О природе». По содержанию она распадается на Пролог и 2 части: «Путь истины» и «Путь мнения». Парменид считает, что бытие и небытие нетождественны, т.е. бытие существует, а небытие не существует. И Парменид впервые в истории античной философии прибегает к доказательству этого философского тезиса. Небытие не существует потому, что «небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить», т.е. что не существует, невозможно мыслить. Поэтому в соотношении бытия и мышления Парменид признает существующим лишь то, что мыслимо и выразимо в словах. «Мышление и бытие одно и то же». Бытие, считал Парменид, есть то, что охватывается мыслью. «Думать и быть – это одно и то же», говорил он. Мыслимое существует, а мысль без бытия – ничто. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признавать одновременно бытие и небытие. (Но Парменид не различал предмета мысли и мысли о предмете. У него получается, что если мысль о небытии существует, то существует небытие, а поскольку оно мыслится как предмет, то существует уже в виде бытия. Это неверно. Можно мыслить и то, чего нет. Любой проект пример этому). Свойства бытия: характеризуя свойства бытия, он отмечает, что а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей; в) бытие совершенно (закончено) и неподвижно. Метафизика. Парменид рассуждает следующим образом: если небытие не существует, то бытие едино и неподвижно. Бытию некуда изчезать и неоткуда появляться. Бытие лежит «в пределах оков величайших». Оно замкнуто, самодовлеюще, неуязвимо, «подобно массе хорошо закругленного шара». Для этого бытие не существует ни прошлого, ни будущего. Парменид оторвал бытие от становления и развития. Бытие у Парменида не поток, все время изменяющийся как у Гераклита, а как бы лед, застывший и неизменный. При этом мнение – это внутренне противоречивая чувственная видимость. Истина – мыслимый мир, мир единого и вечного бытия. Третий выдающийся представитель школы элеатов. Был учеником Парменида и его любовником, неплохим государственным деятелем и философом. Зенон еще Аристотелем был назван изобретателем диалектики, так как, по словам Плутарха, великолепно владел искусством «опровергать (противника) и посредством возражений ставить его в затруднительное положение». Метод Зенона не был методом прямого доказательства, Зенон доказывал от противного, сводя к абсурду точку зрения противника, противоположную его собственной. Рассуждения Зенона назывались «эпихейрема», т.е. сжатое умозаключение, а также апория – непроходимость, безвыходное положение или неразрешимые затруднения. Всего их – 40. «Дихотомия». Эта апория гласит, что движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца. Но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности. Т.е. чтобы попасть из одной точки в другую, надо пройти бесконечное количество точек, а это невозможно. Апория «Стрела» указывает на мнимость чувственных впечатлений. Касается вопросов пространства и движения. В ней говорится о том, что прежде чем стрела, выпущенная из лука, пролетит какое-то расстояние, она должна пролететь половину этого расстояния. Но для того, чтобы пролететь и эту половину, она должна пролететь половину половины. Рассуждая таким образом, Зенон утверждал, что стрела никогда не начнет движение и всегда будет тождественна своему месту (пространству). «Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет», так как внутренняя противоречивость логических следствий из данных апорий делает понятие движения «мнением», т.е. видимостью, а не реальностью. «Ахиллес и черепаха». Ахиллес догоняет черепаху, которая двинулась в путь раньше его. Оба движутся в одну сторону. Пока он какое-то время преодолевает первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое расстояние. Рассуждая таким образом, он приходит к логическому выводу, что расстояние между Ахиллесом и черепахой никогда не обратится в нуль. Они никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое Ахиллес никогда не догонит самое медленное (черепаху), ведь когда Ахиллес придет в ту точку, которую занимала черепаха, то черепаха передвинется на некоторое расстояние. Зенон делает вывод: разум является орудием достижения истины, которая доступна только мышлению. Чувства дают мнения, ошибочные. Только разум, логика может достичь истины. Рассуждения Зенона, построенные на доказательстве, сыграли большую роль в развитии теоретического мышления. Заслуга элеатов состоит и в том, что они первыми стали серьезно анализировать мир человеческой мысли, обратились к вопросам познания, логического рассуждения. В ранней греческой философии, кроме «физиков»-монистов (греч. monos – один), признающих единое порождающее начало, существовали и «физики»-плюралисты (от лат. pluralis – множественный): Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп и др., допускавшие множество материальных первоначал. Демокрит (ок. 460-371 гг. до н.э.) – выходец из Абдер (Фракия) происходил из богатой семьи. Доставшийся ему в наследство капитал полностью потратил на путешествия. Вернулся домой бедняком. Источники сообщают, что ночами он терялся в надгробиях, чтобы ему не мешали размышлять. Написал около 70 сочинений, затрагивающих различные области знания (физика, астрономия, этика, медицина, география, математика). Из этих многочисленных работ до нас дошли только некоторые отрывки и пересказы других античных философов. Бытие – антипод пустоты. Если она не имеет плотности, то бытие абсолютно плотно. Если пустота едина, то бытие множественно. Если пустота бесформенна, то все входящее в бытие – имеет свою форму. В основе бытия лежат атомы – неделимые частицы. Такое бытие не содержит никакой пустоты, ведь пустота делит бытие на части и позволяет вещам и элементам двигаться, перемещаться. Когда пустота исчерпана, наступает бытие, неделимое (атомам негде двигаться). Сам по себе атом очень мал, поэтому атомы постигаются только умом, а не чувствами. Бытие – это совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Таким образом, атомисты допускают реальность множества. Атом, по Демокриту, неделим как физическое тело, однако он делим как математическая величина. Количество этих атомов бесконечно, как бесконечна и пустота, являющаяся пространством, «вместилищем» для атомов. Атомы можно сравнивать, так как они различаются по величине, т.е. по форме (геометрической фигуре), а также по порядку и расположению. Бытие и небытие
Большинство метафизических (философских) систем в основу своих построений кладут категорию Бытие. У Парменида: “есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь, и к истине он прибли-жает”, существует только то, что существует, а несуществующего нет высмеивал он тех, кто признавал небытие. Таким образом, первая точка зрения: небытия нет. Третья концепция исходит из того, что Бытие не существует, есть только не-Бытие, т.е.ничто. Основателем этой концепции в античности был Горгий. Аналогичная идея лежит в основе буддизма. Средневековое катафическое (положительное) богословие трактует Бога как сверх-Бытие, наделяя его высшими качествами реальности. Апофатическое (отрицательное) богословие лишает Бога реальных качеств и тем отождествляет его с Ничто. Ничто – это еще не существующее, с этой точки зрения Бытие и не-Бытие тождественны. В большинстве таких построений Бытие вечно, а не-Бытие носит относительный характер. Так, у Гегеля чистое Бытие равно Ничто. Истиной Бытия и Ничто является их взаимопереход, исчезновение друг в друге или становление. В становлении Бытие и Ничто сняты, т.е. упразднены и в то же время сохранены. Мир начинает развиваться с момента тождества логических форм “чистое Бытие” и “Ничто”, порождая “наличное” Бытие как бытие с некоторой определенностью. Три необходимых момента Бытия это триада: Бытие (тезис), Ничто (антитезис), становление (синтез). Контрольные вопросы 1. В чем видится Вам смысл категории Бытие и его значение для теоретической и практической деятельности? 2. Почему Парменид обозначает Бытие как мысль? 3. В чем принципиальное отличие позиции Гераклита? 4. Можно ли отождествить Бытие с существованием? 5. Какой смысл вкладывается в понятие реальность? 6. В чем отличие объективной и субъективной реальности? 7. Какие недостатки существовали в определении материи до Ленина? Как это сказывалось на развитии науки и судьбе философии? 8. В чем суть проблемы небытия? 9. Что нового в понимание Бытия вносит современная философия? Учение о бытии. АРИСТОТЕЛЬ. Элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием бытие нисколько не более существуетДЕМОКРИТ (род. ок. 470 или 460 до н. э. – ум. в глубокой старости.) Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. И подобно тому, как почитавшие лежащую в основе вещей сущность единым (первоначалом), производят прочие вещи из видоизменений ее, точно также и они, полагая началами всего происходящего редкое и плотное, утверждают, что [с.32] причинами прочих вещей являются определенные различия в них. А этих различий, по их Учению, три: Форма, порядок и положение. Бытие различается только «очертанием, соприкосновением и поворотом», из них очертание есть Форма, соприкосновение – порядок и поворот – положение. Атомы лишь находятся вблизи друг от друга и незначительно отстоят друг от друга, и вот это он называет соприкосновением, ибо он учит, что пустотами атомы разделяются совершенно. предполагая сущность атомов абсолютно плотной и полной, он называл их бытием, учил, что они носятся в пустоте, которую он называл небытием, и говорил, что, последнее существует не менее, чем бытие, все прочее состоит из неделимых тел последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам: вещи же отличаются их положением и порядком. (Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 55.) СИМПЛИЦИЙ. Левкипп и Демокрит считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость, но также малость и отсутствие частей. (Там же. С.59.) СЕКСТ. Демокрит говорит – лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота. АЭЦИЙ. Атомов – бесконечное множество, пустота же беспредельна по величине. Все ощущаемые качества возникают из соединения атомов, существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни черного, ни желтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Итак, атомы суть всевозможные маленькие тела, не имевшие качеств. по их учению первотела не могут ни в каком отношении изменяться ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни черным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие полного отсутствия изменения в атоме.(Там же. С. 60-61.) ДИОГЕН. По Демокриту: начало вселенной – атомы и пустота, миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени, и ничто не возникает из небытия, ни разрушается в небытии. (Там же. С. 62.) ПЛУТАРХ. Демокрит признал вселенную бесконечной до той причине, что она отнюдь не создана кем-либо. (Там же. С. 63.) Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
|