не верь данайцам дары приносящим что значит
Не верь данайцам дары приносящим что значит
Кто является автором латинской крылатой фразы «Бойтесь данайцев, дары приносящих» точно неизвестно, но часто ее приписывают Гомеру, так как впервые она встречается в его поэме «Илиада», хотя многие исследователи считают что Гомер родился спустя 400 лет, после описанных в поэме событий (Троянская война по данным исследователей произошла в начале 12 века до н.э., Гомер же родился в 8 веке до н.э.). Таким образом, вполне возможно, что Гомер мог только собрать воедино и систематизировать легенды, истории, стихи и песни времен Троянской войны.
Фраза же, согласно поэме, относится к деревянному коню, построенному греками (Данайцы это древнее название греческого народа) в дар богам, после долгой и безуспешной осады Трои. Увидев коня троянский жрец Лаокоонт, произнес «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!». Троянцы жрецу не поверили и затащили коня в город, что явилось их раковой ошибкой. В коне находились греки, которые попав в город внутри коня, перебиди стражу и открыли ворота города изнутри.
Так же, часто первоисточником часто называют поэму Вергилия «Энеида», в которой есть такие строки:
«Иль заключенные в сем скрываются древе Ахивы,
Иль создана на погибель стен наших эта громада,
Чтоб наблюдать за домами и сверху рухнуть на город,
Иль здесь иной скрыт обман: коню, о Тевкры, не верьте.
Что тут ни есть, боюсь Данаев я и дары подносящих!«
(перевод Валерия Брюсова и Сергея Соловьёва)
Но так как Верглий жил на семь веков позже Гомера ее никак нельзя считать автором данного выражения.
Бойтесь данайцев, дары приносящих (Троянский конь)
(значение фразеологизма) — коварное предательство, скрытое под личиной дружбы.
(значение фразеологизма) — символ предательства (подаренный данайцами городу Трое огромный деревянный конь, укрывший в себе воинов, которые, выйдя из него, впустили войско, напавшее на город).
на латыни: Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes! (квидквид ид эст, тимэо данаос эт дона фэрэнтэс). Это слова троянца Лаокоона, убеждавшего своих сограждан не ввозить в Трою оставленного данайцами громадного деревянного коня.
Происхождение
После длительной и безуспешной осады, греки (данайцы) прибегли к хитрости: они, по совету Одиссея, соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают, оставив свои намерения. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы».
Троянский жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!). Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город.
Внутри коня сидело 50 лучших воинов греков. Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшееся на кораблях войско данайцев и таким образом овладели Троей ( «Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).
Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку.
История о троянском коне упоминается в эпической поэме «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера (8 в. до н.э.), глава 8:
Так, обратись к Демодоку, сказал Одиссей хитроумный:
«Выше всех смертных людей я тебя, Демодок, поставляю;
Музою, дочерью Дия, иль Фебом самим наученный,
Все ты поешь по порядку, что было с ахейцами в Трое,
490 Что совершили они и какие беды претерпели;
Можно подумать, что сам был участник всему иль от верных
Все очевидцев узнал ты. Теперь о коне деревянном,
Чудном Эпеоса с помощью девы Паллады созданье,
Спой нам, как в город он был хитроумным введен Одиссеем,
495 Полный вождей, напоследок святой Илион сокрушивших.
Если об этом по истине все нам, как было, споешь ты,
Буду тогда перед всеми людьми повторять повсеместно
Я, что божественным пением боги тебя одарили».
В словарях
(книжн.) — коварное предательство, скрытое под личиной дружбы [по древнегреческому сказанию о данайцах, подаривших городу Трое большого деревянного коня, в котором спрятались воины, ночью вышедшие, перебившие охрану и впустившие в город вражеское войско]. Бойся данайцев (даже, и), дары приносящих (афоризм).
(книжн.) — дары, несущие с собой опасность и гибель (из выражения в «Энеиде» Виргилия: «боюсь данайцев, даже когда они приносят дары» — слова троянца Лаокоона, убеждавшего своих сограждан не ввозить в Трою оставленного данайцами, т.е. греками, громадного деревянного коня, в котором, как оказалось после, скрыты были вооруженные воины).
— подаренный данайцами (греками) Трое огромный деревянный конь, укрывший в себе воинов, которые, выйдя из него, впустили войско, напавшее на город; символ предательства.
Интересные факты
От Троянского коня назвали тип компьютерного вируса Троян.
Примеры
Алексей Улюкаев
ЛАНДСБЕРГ, Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 «Из записок судебного деятеля» (Издательство «Юридическая литература», Москва, 1966 г.) :
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Можешь иметь повелителя, можешь иметь царя,
но больше всего бойся «хозяина».
(Древняя туранская пословица)
Христианство очень рано объявило себя «вселенской» религией. Претендуя на подчинение своему влиянию народов всех стран, оно выступило с открытыми притязаниями на миродержавность. Эти претензии пытались обосновать уже ранние христианские писатели, пользуясь текстами Евангелия (например: Евангелие Матфея, 28, 19), в которых выдвигается идея всемирной миссии апостолов, охвата христианским учением всего «orbis terrarum» (круга земного).
Веронский епископ Зенон (около 360 г.) раскрыл «смысл» христианизации: «Величайшая слава христианской добродетели состоит в том, что бы растоптать в себе природу». Этот мрачный взгляд распространял над всем христианским миром тоскливость, превращающую в самом деле всю землю в юдоль страданий. Благочестивые христиане считали себя недостойными, чтобы им светило солнце, всякое наслаждение им казалось шагом ближе к аду, а всякая мука шагом ближе к небу.
Ссылка на «волю божию», угроза жестоких мучений и кар не только в земной жизни, но и «в жизни вечной», и обещание райского блаженства за послушание становились важнейшим средством, помогавшим завоевателям сломить сопротивление народных масс, во всех концах Европы пытавшихся противостоять новому гнету, насилию и грабежу. Эту задачу могла выполнить только церковь, и никакая иная не могла это сделать в тех условиях лучше, чем церковь христианская. Она разработала всестороннее учение об аде и рае, о возмездии и воздаянии; она сумела связать жизнь человека и его социальное поведение невидимыми и прочными нитями с фантастическими образами «вечной жизни», с судьбой его «души».
Древнее представление, что всякий храм является собственностью того божества, которому он посвящен, переносится Амвросием Миланским (333—397 гг.) целиком на христианскую церковь. Духовенство обосновывало свои претензии на крупные земельные богатства, которыми располагала христианская церковь с тех пор, как она превратилась в церковь господствующую и воинствующую.
На этих богатствах основывалась и светская власть папы. Начиная с папы Григория I (590—604 гг.), римские епископы направляют главное внимание на закрепление и расширение своих земельных владений (патримонии), которые уже тогда охватывали обширные земли не только в самой Италии, но и в Сицилии, Корсике, Далмации, Иллирии, Галлии и в Северной Африке. В византийской концепции власти император являлся наместником Христа, а тем самым главой всей христианской церкви (в том числе и римской епархии).
Особое значение имел в деле возвышения власти римских пап один из наиболее позорных в истории папства документов — «Лжеисидоровы декреталии», сфальсифицированные именно в эту пору (середина IX в.) и настолько искусно, что в течение ряда столетий они считались подлинными, пока в XVI в. не были окончательно разоблачены как подделки. Самая знаменитая подделка средневековья – «Константинов дар», подложная грамота VIII века (этот экземпляр грамоты отпечатан в Риме в начале XV! века).
Лжеисидоровы декреталии приписывали папам высшую судебную и законодательную власть в церкви, право назначения, смещения епископов и суда над ними и т. д. Л. д. были положены в основу церковного права. Они часто использовались в средние века папством в борьбе за верховенство над светскими государями Западной Европы и в странах Латинской Америки. Они позволяли назначать и свергать монархов на вновь завоеванных землях.
Латынь была привилегией, вернее монополией, папской власти на письменность. Дворяне (не говоря уж о простолюдинах) сплошь и рядом оставались несведущими в грамоте. Даже многие императоры, правившие Священной Римской империей, не способны были написать свое имя. Нотации преподносили им документы, от их имени сочиненные, а монархи ставили на них «завершающий штрих», «заканчивая» начатое писцом. В таком случае даже подлинные документы, заверенные рукой императора, могли содержать вовсе не то, что он хотел, являя собой фальшивку, снабженную царственным факсимиле.
В своих внутрицерковных делах клирики также сплошь и рядом прибегали к «святой лжи». В средние века курсировало свыше двух сотен папских декреталий, якобы относящихся к I и II векам новой эры. Из них можно было почерпнуть сведения о христианских таинствах, о евхаристии, о литургии. Из них. Но все они лживы. В паутину лжи вплетались имена не только светских, но и церковных правителей.
Для чего же подделывались дарственные, эдикты, капитулярии? Всего чаше исследователи усматривают «коварный умысел». Росчерком очиненного пера писцы даровали привилегии монастырям. Искусно выведенные строчки отнимали пастбища и пашни. Перед этим соблазном не могли устоять ни епископы, ни архиепископы, ни даже папы – все они готовы были подкреплять свои притязания силой начертанных букв. Характерно, писал Марк Блок, что «люди безупречной набожности, а часто и добродетели, не брезговали прилагать руку и к подобным фальшивкам. Видимо, это нисколько не оскорбляло общепринятую мораль». Пергамены с королевской печатью помогали клирикам брать верх над светскими феодалами, оспаривавшими их владения, защищали их даже от императора. Грамоты охраняли надежно, вот только стоило ли верить тем грамотам?
Европейские просветители XVIII в. в своей критической работе не оставили камня на камне от старой политической доктрины абсолютизма. В своей борьбе за освобождение умов от обветшалых традиций феодального порядка просветители противопоставили им незыблемые права человеческой природы и свободу человеческого разума. Конечной целью общественного союза они провозгласили благо человека, высшим законом государства — счастье народа. Тогда же прозвучали слова о социализации земли, как было до христианизации. В ответ, только на пожелание народа о владении землей, в середине XIX века папа Пий IX принимает «Силабус» и церковь руководствуется им в своих учениях и проповедях осуждающий всякую прогрессивную мысль как: передовая наука, свобода совести, демократия, коммунизм и социализм. Светская власть признает господствовавшую так называемую «доктрину Меттерниха», которая возродила вооруженную интервенцию в основной метод подавления антимонархических движений (борьба за независимость, революции).
История появления исполнительной власти в лице президента возникло в католических колониях Америки. Президии (Presidio лат.), так назывались укрепленные колонии в Южной Америке под эгидой католической церкви, которой руководил президент. К этому слову присоединялось еще местное наименование местности как: президия Тубак, президия Фронтера,президия Кончос в Мексике, и в других государствах Юж. Амер. Президентство, одна из 3-х административных территориальных единиц, на которые прежде делились английские владения в Ост-Индии. Основная цель колониальных властей получить «законный» доступ к владению землей. Здесь необходимо напомнить эпиграф – «больше всего бойся «хозяина». Ибо право распоряжения землей и водой, как природный дар, принадлежит только народу, и оно не может быть «искусственными поставленными» правителями передано кому-либо.
Современные условия владения землей возникли из погони за наживой, корысти и самых мрачных побуждений человеческой природы. Церковь искусно использовала основы христианского вероучения — идею всеобщей греховности и идею искупления, чтобы создать эффективную систему воздействия на массы угнетенных людей. «Психический террор» сделался главным орудием церковного воздействия и дал церкви возможность в короткое время занять то исключительное место, которое ей принадлежало в феодальной системе средневековья. Она говорит о преходящем характере земных благ, сама же с большим усердием накопляет те сокровища, которые точит ржа и поедает моль.
Она проповедует, что вера ничего общего не имеет с чувственными благами – учение крайне выгодное для сытых и богатых. У нее не хватает смелости подойти к корню зла, положить руку на мамону – современные условия производства; она стала опорой капитала, который в свою очередь платит ей тем же.
Я – не причем. Не нужно верить им,
Что будто бы мою они свершают волю,
Когда велят вам именем моим
Покорно несть рабов бесправных долю!
Злым деспотам душою всей служа,
В повиновенье вас держали строго
И трижды в день, за свой паек дрожа,
В своих соборах распинали, Бога!
Товарищи, в негодовании слепом
Готовы вы все злое видеть в Боге.
Не смешивайте Господа с попом:
У них совсем различные дороги!»
Со стен Казанского собора в Петрограде, в 1917 году была скопировала эта запись, Василием Князевым.
Значение фразеологизма «Бойтесь данайцев, дары приносящих»
В частности, Гомер повествует о военной хитрости, примененной «данайцами» для взятия Трои. Десять лет вели они безуспешную осаду города, пока хитроумный Одиссей не предложил соорудить гигантского коня, запрятать в его чреве самых храбрых воинов и оставить перед стенами Трои в качестве якобы подарка её защитникам. Троянцы завели коня внутрь, ночью данайцы покинули убежище, распахнули ворота, и Троя пала.
«Одиссей», песнь восьмая
«Теперь о коне деревянном,
Чудном Эпеоса с помощью девы Паллады созданье,
Спой нам, как в город он был хитроумным введен Одиссеем,
Полный вождей, напоследок святой Илион сокрушивших.
… и запел Демодок, преисполненный бога:
Начал с того он, как все на своих кораблях крепкозданных
В море отплыли данаи, предавши на жертву пожару
Брошенный стан свой, как первые мужи из них с Одиссеем
Были оставлены в Трое, замкнутые в конской утробе,
Как напоследок коню Илион отворили трояне.
В граде стоял он; кругом, не решимые в мыслях, сидели
Люди троянские, было меж ними троякое мненье:
Или губительной медью громаду пронзить и разрушить,
Или, ее докативши до замка, с утеса низвергнуть,
Или оставить среди Илиона мирительной жертвой
Вечным богам: на последнее все согласились, …
После воспел он, как мужи ахейские в град ворвались,
Чрево коня отворив и из темного выбежав склепа;
Как, разъяренные, каждый по-своему град разоряли…»
Гомер
Может таким он был, может нет
«Он шел береговой тропинкой, протоптанной по склонам холмов. Открытый лоб его, прорезанный глубокими морщинами, повязан был красной шерстяной лентой. Ветер с моря развевал на висках седые курчавые волосы. Нижнюю часть лица словно облепили белоснежные хлопья бороды. Хитон его и босые ноги приняли цвет тех дорог, по которым он ходил в течение стольких лет. На поясе, сбоку висели грубая лира. Его называли Старик, его также называли Певец, а многие дали ему имя Слепец, ибо тусклые от старости зрачки его покрывались веками, распухшими и побогравевшими от дыма очагов, у которых он обычно садился, когда начинал петь… Уже в течение трёх человеческих поколений беспрерывно ходил он из города в город» (Анатоль Франс «Кимский певец»)
Боюсь данайцев, даже дары приносящих
Полезное
Смотреть что такое «Боюсь данайцев, даже дары приносящих» в других словарях:
Бойтесь данайцев, дары приносящих — см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
Дары данайцев — Дары данайцев. Троянский конь Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к… … Словарь крылатых слов и выражений
Дары данайцев. Троянский конь — Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного … Словарь крылатых слов и выражений
Дары данайцев — крыл. сл. Дары данайцев. Троянский конь Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
дары данайцев — только мн., устойчивое сочетание, книжн. Коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Этимология: От греческого Danaoi ‘данайцы’. Энциклопедический комментарий: Данайцы название древнейших греческих племен, населявших область… … Популярный словарь русского языка
Троянский конь — крыл. сл. Дары данайцев. Троянский конь Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Список латинских фраз — В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия
Данайцы — (греч. Danaói) название древнейших греческих племён, населявших Аргос; в гомеровском эпосе Д. одно из названий греков, осаждавших Трою (См. Троя). По преданию, Д., сняв осаду Трои, оставили у стен города деревянного коня, внутри которого… … Большая советская энциклопедия
Троя (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троя (значения). Троя Troy … Википедия