не нравится воспитатель в детском саду что делать
Что делать, если ребенку не нравится воспитатель в детском саду?
Время чтения 2 минуты
Наступил тот момент, когда ваш малыш уже немного повзрослел, и ему пора идти в детский сад. У родителей в это время появляется ряд довольно серьезных вопросов, например, «Что делать, если ребенку не нравится воспитатель в детском саду», «Не будут ли его там обижать другие детки?» и т.д. Не стоит так сильно переживать, однако изучить некоторые проблемы все-таки стоит.
В данной статье мы постараемся с вами, как можно тщательнее разобрать вопрос по поводу воспитателя, ведь ребенок может категорически отказаться от посещения, если ему не нравится воспитатель в саду.
Что делать маме в подобной ситуации?
Не нравится воспитатель в саду, что делать маме? Именно мама, как никто другой вызывает у малыша безграничное доверие, поэтому, при выявлении данной проблемы, вам стоит провести с ребеночком беседу, в ходе которой выяснить причину недовольства. Практически каждый ребенок рассказывает родителям, почему ему не нравится воспитатель в детском саду? Как показывает практика, у ребенка на этот счет совершенно обычное объяснение, например, малыш говорит, что тетя злая, заставляет кушать то, что ему не нравится, заставляет его спать и т.д. Однако даже эти простые слова должны вызвать у родителей настороженность, ведь эти слова могут оказаться не просто не желанием ходить в сад, а являться действительной проблемой в отношениях малыша и воспитателя.
Действия родителей после установления причины
После того, как вы выяснили причину неприязни малыша к воспитателю, постарайтесь незамедлительно ее устранить. В первую очередь нужно очень серьезно поговорить с малышом и объяснить ему, что воспитатель желает ему только лучшего. Например, спать ему нужно, чтобы быть здоровым и сильным, а кушать манную кашу, чтобы хорошо расти и быть красивым. В некоторых ситуациях помогает исключительно разговор с малышом.
Что делать, если ребенку не нравится воспитатель в детском саду, даже после того, как вы провели с ним беседу? Если проблема не устранена посредством общения с малышом, то вам необходимо обратиться к самому воспитателю. Проблема может заключаться не только в том, что воспитатель заставляет малыша делать то, что он не хочет, а в каких-либо неверных действиях самого преподавателя.
Беседа с воспитателем: нужна или нет?
Если ребенку не нравится воспитатель в детском саду, не стоит сразу идти к преподавателю просить его о более лояльном отношении. Помните, что отношение ко всем воспитанникам детского сада, должно быть одинаковым. Все требования и нормы поведения, должны быть одинаковыми для всех малышей. Такой подход к дисциплине и стабильности, будет благотворно влиять на всех деток, а не на каждого по отдельности. Для воспитателя все детки должны быть равными, ни о каких любимчиках не должно идти и речи. Ведь в такой ситуации, у ребенка может развиться комплекс, и ребенок будет задаваться вопросом: «Чем он лучше меня, что воспитатель его больше любит?». Поэтому если малышу не нравится воспитатель в детском саду, обратите внимание на равноценное отношение преподавателя, может причина неприязни кроется именно в данной ситуации.
Также не редко возникает проблема со стороны самих родителей, когда им не нравится воспитатель детского сада. Поэтому, вам необходимо изначально определить для себя, что воспитатель, это тот человек, который прошел немаловажное обучение, прежде чем приступить к работе на данной должности. Следовательно, он довольно начитан в области психологии и педагогики. У воспитателя много деток в группе, а не только ваш, поэтому уследить он должен за всеми, а также оказать знаки внимания каждому. Не следует думать, что ребенок будет всему обучен именно в детском саду.
Прочитав статью, вы знаете, что делать в ситуации, когда ребенку не нравится воспитатель в детском саду. Как вы уже поняли, в первую очередь необходимо найти причину неприязни к воспитателю, а только после этого задаваться вопросом: «Не нравиться воспитатель, что делать». Корень проблемы может быть не только в самом воспитателе, но и в малыше или даже в родителях. Чтобы разобраться с данной ситуацией, следует определить, что вы сами хотите получить от воспитателя, и только после этого, можно поговорить с малышом и непосредственно с самим воспитателем.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Что делать, если вам не нравится воспитатель ребёнка, и ещё три важных вопроса про детский сад
Прежде чем отдать ребёнка в детский сад, стоит подумать не только об условиях, какие там игрушки и чем будут кормить. Ещё важно понять, подойдёт ли вам учебная программа и конкретный воспитатель — об этом и не только в проекте для родителей дошкольников от «Альпины.дети» и «Мела».
Вместе с заместителем директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Натальей Шадриной и детским психологом «Интересного детского сада» Павлом Тарунтаевым отвечаем на несколько вопросов: есть ли отличия в программах обучения в детсадах, что делать, если вам не нравится воспитатель и важен ли детский сад для социализации.
1. Чем отличаются программы обучения в детских садах
Всего в России около 28 программ дошкольного образования — их можно найти (и почитать!) на сайте Федерального института развития образования. В соответствии со ФГОСами программы могут быть разными даже в пределах одного детского сада. Например, в одних группах дети учатся по программе Монтессори, а в других — по программе «Вдохновение», «Планета детства» и так далее. В теории родители могут изучить содержание всех существующих программ и выбрать тот сад, где им больше нравится.
«Мел» и издательство «Альпина.дети» раз в неделю отправляют письмо-гид (всего таких будет пять) с ответами на вопросы про современные сады. Подписаться на рассылку могут все желающие: для этого нужно всего лишь зарегистрироваться на сайте.
На практике получается, что большая часть детских садов работает по программе «От рождения до школы». Дело в том, что до 1991 года в СССР существовала одна типовая программа дошкольного образования, автором которой была Мария Васильева. После 1991 года стало появляться много новых программ, в том числе переписали и эту, но суть не поменялась. По программе Васильевой создано много разных методических рекомендаций для педагогов, и это значительно облегчает работу воспитателям. Программа им знакома и поэтому больше 50% детских садов работает по ней.
«Если брать программу «От рождения до школы», то там задан некоторый алгоритм: есть занятия, которые следуют одно за одним, и ребёнок в них встраивается. Очень похоже на формат учебной деятельности. Содержание программы разбито на темы, допустим, есть отдельно «формирование элементарных математических представлений» и «развитие речи», но внутри они почти не связаны между собой.
Если взять, к примеру, программу «Золотой ключик», то там уже некоторые кейсы. Например, дети изучают тему «Между прошлым и будущим». К ним случайно через какую-то трубу времени попадает древний человек, который не умеет разговаривать. Дети должны научить его говорить, научиться общаться с ним. Это может длиться месяц, и внутри этого зашиты все образовательные задачи. Так у ребёнка создаётся целостная картина, потому что он выполняет интересные для него задания, в которые он включён».
2. Что делать, если воспитатели считают, что ваш ребёнок не готов к детсаду
Для начала важно понимать, что понятия «не готов к детскому саду» не существует. В сад берут всех детей соответствующего возраста, и воспитатель не может заставить вас забрать своего ребёнка. Правда, он может заметить, что ребёнку некомфортно или как-то не так себя ведёт. В этом случае важно разобраться, что именно происходит с ребёнком.
«Я бы посоветовал поговорить со штатным психологом в детском саду. Бывает, что по какой-то причине воспитатели просто не хотят находить подход и пытаются откреститься от „неудобного“ ребёнка. Поэтому здесь важно стороннее мнение. Если сами родители чувствуют, что у ребёнка есть сложности, например, в общении с другими детьми, то это проблему нужно решать. Посоветуйтесь с психологами и воспитателями. Возможно, стоит немного подождать и начать ходить на какие-то выборочные занятия».
3. Что делать, если вы недовольны воспитателем в группе
Да, такое может случиться, и самое первое, что нужно сделать, — это понять, насколько объективна ваша претензия. Часто воспитатели — заложники правил и инструкций. Например, заместитель директора Института системных проектов МГПУ Игорь Шиян рассказывает, что из-за строгих нормативов, по которым готовится еда, она часто получается невкусной. Но воспитателю нужно, чтобы ребёнок поел, поэтому он пытается убедить его съесть свою порцию разными способами. Иногда это приводит фактически к насилию — тогда это безусловный повод поговорить с воспитателем.
«Если у родителей есть претензии к воспитателю, то в первую очередь нужно откровенно с ним поговорить. Объяснить, что есть моменты, которые хотелось бы изменить, посмотреть, будет ли от этого толк. Здесь важно понимать, что не стоит вести себя агрессивно, — это не только не поможет, но и в дальнейшем может сказаться на ребёнке. Если спокойный разговор с воспитателем не помогает, можно подключить заведующую. Я бы рекомендовал это делать только в случаях вопиющего непрофессионализма. Когда возникают какие-то мелкие неурядицы, лучше стараться решать их на месте без скандалов. Другой вариант: если у вас личный конфликт с воспитателем, то можно попросить перевести ребёнка в другую группу».
4. Нужна ли детям социализация
Социализация — важный период в жизни любого человека. При этом чужое пространство и много новых людей вокруг могут вызвать сильный стресс у ребёнка. Родители боятся отдавать ребёнка в детский сад (или быстро из него забирают) из-за истерик, агрессивного поведения или отказа в него идти. На самом деле это абсолютно нормальная реакция на стресс, просто нужно помочь ребёнку с ним справиться. Например, автор «Мышематики» Женя Кац в материале «Как начать ходить в детский сад без проблем» даёт родителям полезные советы, как облегчить ребёнку расставание с родителям (спойлер: приходите за ребёнком в одно и то же время и обязательно предупреждайте, кто именно из родителей заберёт его из детсада).
«Да, ребёнок может ходить на какие-то занятия и играть во дворе с другими детьми, но это всё длится недолго. Поэтому потом детям, которые совсем не ходили в детский сад, бывает сложно адаптироваться в школе. Они, конечно, всё равно социализируются, но происходит это тяжелее. Дело даже не в общении. Такие дети привыкли к тому, что им достаётся много внимания, а в условиях детского коллектива это невозможно. Плюс, конечно, у них не так развит навык следования правилам.
Самое важное, что ребёнок получает в саду — это возможность нести ответственность и учиться самостоятельности. Рядом с ним, конечно, есть взрослые, которые могут ему помочь. Но большинство задач, начиная от того, чтобы самостоятельно одеться и заканчивая навыком разрешения конфликтов, переходит на ребёнка. Он понимает: «Я здесь один, и эту проблему надо решить самому». Нет мамы, которая сразу прибежит. Детям потом легче справляться со стрессом, потому что у них есть опыт самостоятельного преодоления».
Что делать, если ребёнку не нравится воспитатель?
Когда ребёнок жалуется на воспитателя, совершенно неясно, как реагировать. Совсем не хочется, чтобы кто-то расстраивал ребёнка, но и воспитатель может быть ни в чём не виноват. Разобраться в этой сложной схеме взаимоотношений взрослого и ребёнка помогла детский психолог Варвара Кислова.
Вопрос. Дочке не нравится воспитательница в саду. Когда она заходит в группу и видит её, сразу начинает плакать. Мне ужасно неудобно, потому что та кажется неплохой и адекватной женщиной. Когда я спрашиваю дочку, что не так, она говорит, что воспитательница строгая и занимается с ними по тетрадкам. Как можно наладить между ними контакт?
Ответ. Воспитатель — это значимый взрослый, замещающий родителя. От отношений с ним зависит качество адаптации в детском саду. Поэтому эмоциональное отношение ребёнка к нему крайне важно.
Для начала стоит проговорить с ребёнком проблему и выяснить, что именно в поведении воспитателя вызывает негатив. Бывает, что эмоции связаны с тяжело протекающей адаптацией. В таком случае нужно выяснить причины этих сложностей.
Если говорить о конкретной ситуации с тетрадями, стоит попробовать позаниматься по таким дома. Есть вероятность, что из-за стресса ребёнок что-то не успевает или негативные эмоции не дают ему сосредоточиться на заданиях.
Не стоит забывать, что адаптационный период у многих детей приходится на кризис трёх лет. Это известный в психологии переходный этап, когда взрослые должны поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, возникающее в этот период, но при этом не должны потакать капризам.
Часто трудности связаны с особенностями воспитания в семье. Например, чрезмерная опека или ситуации, когда ребёнок получает всё, что пожелает, а в детском саду сталкивается с правилами и запретами. Или бабушка одевает ребёнка на улицу, когда мама просит его одеться самостоятельно. Или в детском саду он может есть только за столом, а дома — где угодно. У ребёнка в таких ситуациях возникает чувство непонимания. Поэтому взрослые должны соблюдать единые правила повседневного общения с ребёнком и быть последовательными.
Недопустимо в присутствии ребёнка ругать воспитателей или нелестно отзываться о детском саде. Если родитель, который для ребёнка является безусловным авторитетом, вечером ругает детский сад, а утром ведёт туда свою дочь, то понятно, что чувствовать она себя будет странно.
6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя
Бывает, что ребёнок не любит воспитателя по каким-то субъективным причинам. Например, из-за возраста воспитателя. Это не значит, что нужно менять его на молодого. Просто ребёнок ещё не умеет справляться со столкновением своих потребностей и тем, что предлагает ему мир. Нужно проговаривать и проигрывать подобные ситуации в комфортных для ребёнка условиях — с мамой или папой. Например, на детской площадке можно подойти и познакомиться с бабушкой, а дома поиграть в детский сад.
Иногда воспитатель действительно ведёт себя некорректно. В таком случае нужно уточнить у ребёнка ситуацию, а причины выяснять у воспитателя. Если придумать выход мирным путём и совместными усилиями не получается, стоит обратиться к психологу. Если психолог тоже не помогает разрешить конфликт, можно сменить детский сад. Но этот вариант лучше оставить на крайний случай, потому что никто не обещает, что в другом детском саду будет легче и проще.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (Oksana Shufrych)