не хочу огорчать вас отказом что за спектакль
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Горин Григорий Израилевич
Книга «Поминальная молитва»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
(поднял руки к небу)
Скажи, тебе нужна такая молитва? Это же базар, а не молитва!
Все к столу! Зажечь свечи! И никаких разговоров, кроме как с Богом!
Все встают вокруг стола. Зажигают свечи. Звучит музыка. Все тихо поют песню субботы: «Всемогущий Господь! Спаси нас и сохрани! Убереги от напастей и болезней! Да пребудет мир в нашем доме!» С краю сцены появляется Степан с доской и рубанком.
Половина Анатовки справляла субботу, половина – воскресенье! Одни думали, что Бог отдыхал на шестой день, другие – на седьмой. А я думаю, Бог никогда не отдыхал. У Бога столько делов – не переделать!
Стругает доску. Песня усиливается.
Трактир. НЕСКОЛЬКО ПОСЕТИТЕЛЕЙ – за разными столиками. Чуть в стороне – писарь Федя с газетой. На возвышении – небольшой ОРКЕСТРИК. За стойкой – Трактирщик. Входит Менахем-Мендл, одет торжественно. Подходит к стойке.
День добрый, Войцек.
День добрый, пан Менахем.
Войцек, нужен столик с краю для важного разговора. Бутылку хорошей водки, пару рюмок, букет цветов. И еще заказ музыкантам: играть тихо, для настроения.
Все будет исполнено.
(Подводит Менахема к одному из столиков.)
Хорошо. Цветы дашь свежие, а не со вчерашних.
Разумеется! Я чувствую, у пана завелись наконец денежки.
Имеем задаток. Но если дело выгорит, будешь с процентами. Заказ запишешь на счет мясника Лейзера. Больше ни о чем не спрашивай – тайна!
Конечно, пан Менахем. Тайна так тайна! Только рюмки надо ставить большие. Тевье из наперстков не пьет.
Невозможно делать дела в деревне. Все все знают!
(Трактирщик уходит. Менахем подходит к Феде.)
Что пишут в газетах?
Ничего хорошего. Холера в Одессе, погром в Кишиневе.
Поэтому я их и не покупаю. Надо иметь стальные нервы, чтобы еще платить за эти новости. Про Анатовку ничего?
Тогда будем жить как жили. Послушай, Федор, у меня дело. Вы ведь у нас главный книжник, все про все читали. У вас нет на памяти какой-нибудь красивой истории, как старик полюбил молодую?
Федор, вы, слава богу, не еврей и не учитесь у нас дурному. Не отвечайте вопросом!
Отелло был в возрасте. Гетман Мазепа.
О! Берем гетмана. Это нам ближе. И шо он ей говорил?
Все отзывы о спектакле Поминальная молитва
Постановка МОСТ
Лучшие отзывы о спектакле «Поминальная молитва»
Как-то так вышло, что я не читала эту пьесу Горина (не говоря уже о Шолом-Алейхеме) и не смотрела классический Ленкомовский спектакль, поэтому должна признаться, что меня несколько отпугивало название «Поминальная молитва«. И если вы вдруг по тем же причинам до сих пор не видели эту постановку, то поверьте, это очень светлый и полный юмора спектакль, несмотря на то. да собственно говоря, несмотря ни на что!
«Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если ты создал человека – человеком, а лошадь – лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в Книге Судеб…». Это так! Но важно, на какой странице… я к тому, что если Тебе было угодно создавать сперва бедных, а потом – богатых, то я был готов встать во вторую очередь… Мне не к спеху! Как говорится, лучше последним на свадьбе, чем первым на похоронах… и кому было б плохо, если б я был богат?»
И очень здорово, что и жизненные сложности, и надвигающиеся проблемы, и душевное тепло, удалось показать совершенно естественно и одновременно как бы в дымке на фоне которой еще ярче кажется та самая обыкновенная и прекрасная жизнь.
Постановка отличная. Пожалуй, вначале немного напоминает радиоспектакль, но затем так втягиваешься, что мозг легко дорисовывает картинки к практически пустой сцене. И хотя декораций мне бы все же хотелось классических (ничего не могу с собой поделать), актерская игра великолепна. Особенно первое действие (когда про жизнь и людей).
В общем, это очень светлый, умный, искренний и живой спектакль, который я с удовольствием рекомендую к просмотру
Не хочу огорчать вас отказом что за спектакль
Не знаю, как у других писателей, а у меня за жизнь как-то само собой набралось несколько автобиографий. За долгие годы сочинительства я выпустил много разных книг в разных жанрах, и к каждой приходилось подбирать соответствующую автобиографию.
В предисловии к сборнику пьес сообщалось, что как драматург я родился в 1968 году. В сборнике киноповестей год моего рождения для кинематографа – 1979-й.
В сборнике юмористических рассказов указано, что в качестве юмориста я появился на свет гораздо раньше – 12 марта 1940 года (эта же дата, кстати, стоит и в паспорте рядом с довольно смешной моей фотографией)…
И вот теперь, когда выходит «Антология», по-видимому, придется использовать все предыдущие автобиографии, а также – для полноты рассказа – поведать и о предыдущей земной жизни. (Я не буддист, но тот факт, что мы уже приходили в этот мир в каком-то качестве, по-моему, неоспорим. Чтоб убедиться, достаточно перед сном закрыть глаза, напрячься и вспомнить, кем ты был вчера, позавчера, позапозавчера, позапозапоза… позапозапозапоза… и т. д., пока не уснешь.)
Как-то в одну бессонную ночь я довспоминался лет на двести назад и обнаружил, что в своих прошлых, дочеловеческих воплощениях я был собакой, рыбой и пчелой.
От пребывания в этом мире пчелой у меня осталась любовь к цветам, меду и «пожужжать»… То есть необъяснимая манера что-то быстро, взволнованно и непонятно говорить собеседнику, пока тот не начнет махать руками, отгоняя…
От рыбы я получил в наследство свой зодиакальный знак, большие выпуклые глаза, любовь к воде и нелюбовь к красному цвету… (Меня, как мне помнится, в позапрошлой, речной жизни подцепили именно на красную блесну, поэтому когда я и сегодня вижу красные знамена или транспаранты, то пугаюсь, и появляется желание немедленно лечь на дно…)
Собакой, насколько помню, я был беспородной, помесью дворняжки и московской сторожевой. Отсюда моя любовь к родному городу Москве и полное отсутствие аристократических замашек: ем-пью где придется, спать могу тоже где угодно, лишь бы свернуться калачиком… Кошек, разумеется, не люблю до сих пор, к людям приветлив, но лишь к трезвым. Пьяных не выношу, особенно за рулем, поскольку, как мне помнится, именно нетрезвый водитель направил на меня свой автомобиль, оборвав мою прошлую славную собачью жизнь… (До сих пор хочется отомстить этому мерзавцу шоферу, но, к сожалению, никак не могу вспомнить номер его машины…)
Одним словом, моя душа под визг колес и тормозов вырвалась из пса и, даже секунду не захотев быть бесприютной, тут же вошла в только что появившуюся трехкилограммовую мальчишескую плоть, которая со временем превратилась в писателя-юмориста.
Произошло это в московском роддоме 12 марта 1940 года. Ровно в 12 часов дня. Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали, и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали.
Не скажу, что помню его в деталях, но то странное чувство, когда ты орешь во весь голос, а вокруг все смеются, вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою дальнейшую творческую судьбу…
Писать я начал очень рано. Читать – несколько позже. Это, к сожалению, пагубно отразилось на моем творческом воображении. Уже в семь лет я насочинял массу стихов, но не про то, что видел вокруг, в коммунальной квартире, где проживала наша семья, а в основном про то, что слышал по радио. По радио тогда шла «холодная война» с империалистами, в которую я немедленно включился, обрушившись стихами на Чан-Кайши, Ли-Сынмана, Аденауэра, Де Голля и прочих абсолютно неизвестных мне политических деятелей:
Захар Прилепин — о конфликте во МХАТ им. Горького, отношениях с Дорониной, Кехманом и АП
Вокруг МХАТа имени М. Горького больше двух лет не утихают скандалы. Летом ситуацию вокруг и внутри театра усугубил конфликт из-за участия телеведущей и певицы Ольги Бузовой в спектакле «Чудесный грузин» про Иосифа Сталина. В конце октября в театре сменилось руководство — новым директором стал в прошлом скандальный бизнесмен Владимир Кехман. Его первым кадровым решением стало увольнение художественного руководителя Эдуарда Боякова.
В интервью Znak.com заместитель художественного руководителя МХАТа им. М. Горького Захар Прилепин рассказал о причинах возникновения конфликта в театре, отношениях с Дорониной и Кехманом, а также о своем желании стать худруком и уместности молельной комнаты в театре.
«Никакого восторга мое перемещение на Донбасс не вызвало»
— В конце сентября «Русская служба Би-би-си» писала, что вы и Эдуард Бояков были назначены в МХАТ имени Горького «усилиями министерства культуры и администрации президента», это был «подарок за Донбасс». Как вы можете это прокомментировать?
— Ерунда какая-то, причем тут Донбасс? У нас на Донбассе много, кто бывал, всем подарили по театру? Думаю, что вклад в культуру и театральное искусство Эдуарда Боякова, мой вклад совершенно очевидны. Речь не шла ни о каких подарках ни за какой Донбасс. Это привычная либеральная конспирология.
— Почему внутри МХАТ так долго длится конфликт? В чем его причина?
— Театр — место, где всегда происходят конфликты. Это касается не только МХАТа, а всей истории театра как такового. Видимо, это часть всей этой игровой истории. У нас Станиславский и Немирович-Данченко [после ссоры] не общались никогда, Ефремов и Доронина расстались, у нас есть классический фильм на эту тему «Сукины дети». Каждый день в топе «Яндекса» новость про очередной театр. Три года бились вокруг «Гоголь-центра». У нас один МХАТ, что ли [с конфликтами]?
— Скандальные новости о «Гоголь-центре» были связаны с уголовным преследованием Кирилла Серебренникова. В МХАТе внутренний конфликт вылился наружу.
— Везде есть импульсивные люди. Я не участник этого конфликта. Я ни с кем ни в какие отношения не вступал. По отношению к театру я «человек наблюдающий», в конфликты я не вникал, мне не очень нравится их комментировать. Взрослые люди разберутся без меня. В этой истории есть серьезные игроки, разборки идут между ними, я в них не участвую.
Собеседники Znak.com в театральной среде высказывают предположение, что в качестве претендентов на должность худрука МХАТа рассматривают в числе прочих режиссера, худрука Центра театра и кино на Поварской Никиту Михалкова и народного артиста России, худрука Московского театра Олега Табакова Владимира Машкова.
При этом осведомленный источник Znak.com заявил, что претендентов на должность художественного руководителя МХАТа пока нет. «[У Кехмана] нет идей», — говорит собеседник нашего издания. Он отмечает, что Кехман «в страхе закрывает театр „на ремонт“», надеясь, что «ситуация разрешится».
— О каких «игроках» вы говорите?
— А причина их конфликта какая?
— Причина в том, что Татьяна Васильевна Доронина имеет свое представление о состоянии МХАТа, которое, быть может, вступало в противоречие с тем, что там происходило при Эдуарде Боякове. Но Доронина ничего вслух об этом не говорила! Понимаете?
«Доронина меня благословила»
— Какие у вас отношения с Татьяной Дорониной?
— Мы виделись с ней один раз, когда у меня и Боякова проходила встреча с труппой и руководством театра. Тогда еще был Владимир Толстой, Володя Мединский. Татьяна Васильевна меня знала, проявила симпатию, насколько это возможно. Дословно не помню, но она сказала что-то: «Рада видеть, благословляю».
Все это заметили, зафиксировали, что Доронина ко мне благоволила.
После того мы с ней не встречались, никакими письмами и замечаниями не обменивались. Насколько я знаю, во всех своих письмах и пересказах Дорониной, которые куда-то направлялись, не было речи обо мне.
— В том же тексте «Русской службы Би-би-си» говорилось, что Доронина летом этого года просила Путина «выгнать торгашей из храма». Речь шла о вас и Боякове.
— Может быть. Ничего про это не знаю.
— А с Владимиром Кехманом какие отношения у вас?
— Вы уже встречались тет-а-тет, обсуждали…
— Раза три. Все хорошо.
— В интервью Forbes Владимир Кехман говорил, что его задача «создать в театре правильный контент». Получается, что в МХАТ под вашим руководством и руководством Боякова контент был «неправильный». Вы обсуждали это с Кехманом?
— Судя по всему, вы с Кехманом по-разному понимаете фразу «правильный контент».
— Мы только начали работать. В случае со спектаклем «Женщины Есенина» всё в порядке (спектакль по книге Прилепина «Есенин. Обещая встречу впереди». Премьера спектакля состоится в МХАТе 3 и 4 декабря — прим. Znak.com)
— Над этим спектаклем вы работали с Бояковым?
— Безусловно. Я стоял за всем происходившим во время подготовки спектакля: от зарождения идеи в кабинете Боякова, где мы проговаривали, в какой форме и каким сюжетным путем мы пойдем, и до последних сцен спектакля, его идеологии, стилистики, звучания.
У нас Есенина обычно представляют как сельского пастушка, который стоит, обняв березку. Конечно, и такой Есенин тоже был, но тот Есенин, которого я вижу и люблю, это крупнейший поэтический новатор. Спектакль должен быть конгениален его таланту. И это настоящий театр, настоящий Есенин.
— Разве контент театра вы за три встречи не успели обсудить?
Перестановки руководства МХАТа «обсуждаются в поднебесье»
— Ранее вы говорили, что главный враг вашего творческого тандема с Эдуардом Бояковым — «один из кабинетов администрации президента». Что это за кабинет?
— Представления не имею.
— Понятно, что это событие (перестановки внутри руководства МХАТа — прим. Znak.com) такого уровня, которое обсуждается и решается в поднебесье. И там есть какие-то фигуранты, которые симпатизируют нам [с Бояковым], есть те, кто симпатизирует мне, кто-то — Боякову. По именам этих людей я не знаю.
— Пока вы работали с Бояковым в тандеме, вы ощущали какое-то давление?
— Проверки шли, не прекращаясь все три года. Просто приходила служба за службой. Так 99% театров просто не живут, только МХАТ.
— Вы когда перечисляли людей, которые приходили вместе с вами на знакомство с труппой, вы Мединского назвали «Володя», что дает мне основание думать о том, что отношения между вами близкие. Вы его не просили помочь разобраться с проверками?
— Мы были знакомы, но обращаться к нему с такой просьбой было бы странно даже с точки зрения логики. Мы говорим «а вот у нас проверки», а что бы он сказал? Сказал бы «ну, проверки и проверки, а что у вас что-то не в порядке?» Я никогда не обращаюсь за крышеванием ни к каким своим знакомым.
— Вы намерены продолжить работать в МХАТе? Или последуете примеру своего товарища Боякова?
— Как будут складываться обстоятельства.
— Обстоятельства — это отношения с Кехманом?
— У меня нормальные отношения со всем руководством [театра].
«Часть труппы болезненно бы отнеслась, если бы я стал худруком»
— Вам известно, кто станет новым художественным руководителем?
— Нет. Никто пока не знает.
— Вас на эту должность не рассматривают?
— Много другой работы. Гипотетически я представляю, что, наверное, после трехлетней «стажировки» [на должности заместителя худрука] кое-что стал в этом понимать. Должность [художественного руководителя] любопытная. Но есть несколько проектов, которые мне надо запустить в дело.
Вряд ли в МХАТе [я стану худруком], все-таки ситуация напряженная, и та часть труппы, которая переживала, что Доронина не приходит в театр, они бы болезненно отнеслись, что Бояков ушел, а я остался и стал худруком. Они и так три года сражались, опять, что ли, им сражаться? Так и жизнь у них пройдет, пусть [в театре] поиграют немножко.
— Когда Кехман только возглавил театр, он очень много говорил о материальных проблемах в МХАТе. Вам что-нибудь об этом известно?
— Владимир Абрамович [Кехман] спрашивал меня об этом, а я перекрестился и сказал, что не имел к деньгам никакого отношения. Это правда.
— Вы на себе ощущали проблемы с деньгами в театре?
— Как? Я получал свою зарплату, остальные, по моим данным, тоже.
— На минувшей неделе выяснилось, что в здании МХАТ есть комната с иконами и святыми мощами. Вам что-нибудь об этом известно? Чья это комната? Зачем она вообще в театре?
— Эдуард очень верующий. У меня, например, был свой батальон на Донбассе, у меня была молельня, я сам ее организовал.
— В театре это уместно?
— А почему нет? Кто-то делает в театре душевую, кто-то — спортивный зал, кто-то— комнату релакса. А Эдуард сделал молельную комнату. И что такого?
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Поминальная молитва
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Тевье – молочник.
Голда – его жена.
Цейтл
Годл
Хава
Шпринца
Бейлке
Мотл – портной.
Перчик – студент.
Федор – писарь.
Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.
Степан – плотник.
Лейзер-Волф – мясник.
Ребе.
Урядник.
Войцек – трактирщик.
Девушка.
Мать Менахема.
Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.
Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.
«. На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.
А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.
И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто. »
Шолом-Алейхем (из «Завещания»)1915 г.
На сцене – ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ. В центре – АРТИСТ, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.
Артист-Тевье
В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище. Таков обычай!
Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!
Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.
У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим. Знали ответы на все вопросы.
Один из артистов
Батюшка, отчего петух по утрам поет?
Так ему Бог повелел, сын мой.
Один из артистов
Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?
А раньше, голубчик, все было.
Второй артист
Ребе, а почему курица не летает?
Ребе
Так ей Бог повелел!
Второй артист
Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?
Ребе
Не морочь голову. Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится.
Актер-Тевье
Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.
Появляется Урядник с гусем.
Урядник
Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?
Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.
Один из артистов
Второй
Урядник
А коли хорошо подумать, мужики?
Первый и второй
Наверное, ваш, ваше благородие.
Урядник
О! Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак?
(Свернул гусаку шею, ушел.)
Актер-Тевье
Справедливый был человек. А еще в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье- Тевль впрягался в телегу сам.
(Впрягается в телегу.)
И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз.
Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос.
Ржанье коня. Тевье тащит телегу.
Тевье
(поднял лицо к небу)
Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если Ты создал человека человеком, а лошадь лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в Книге Судеб. » Это так! Но важно, на какой странице. Я
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.