не читается проездной на автобус что делать
Почему не срабатывает социальная карта москвича и что делать в таком случае?
Социальные карты, бесспорно, существенно облегчают жизнь своим владельцам – многие уже не представляют себе поездку в городском транспорте без использования привычного «проездного». Однако высокотехнологичные системы, как правило, не застрахованы от всевозможных сбоев, и выход карточки из строя может стать неприятной неожиданностью. Что же делать, если ваш электронный документ не сработал при входе в метро, в автобус или при оплате покупки?
Почему не работает социальная карта?
Прежде всего, стоит помнить, что если социальная карта не срабатывает в транспорте, у терминала или, например, при записи к врачу, это не всегда говорит о ее неисправности. Есть несколько причин, которые обусловлены техническими особенностями системы.
Если соцкарта в метро и в терминалах функционирует без сбоев, но не сработала в наземном транспорте, необходимо сообщить об этом водителю транспортного средства.
Отдельная группа причин – неисправности, возникшие по вине держателя карты.
И, наконец, стоит помнить, что у социальной карты москвича есть срок действия — 5 лет. По истечении этого времени она перестанет работать. Это не значит, что карточка «сломалась», просто необходимо ее обновить. Для этого нужно обратиться в один из центров «Мои документы». Некоторые категории льготников могут также подать заявление через портал mos.ru.
Чтобы узнать, когда истекает срок действия вашей карты, найдите 4 цифры, указанные через знак «/» на обратной стороне, рядом с фотографией. Первые две цифры обозначают месяц, вторые – год окончания действия. Подать заявление о перевыпуске желательно в течение последнего месяца перед плановой блокировкой.
Что делать, если карта неисправна?
При неполадках с картой план действий будет зависеть от ситуации.
Во всех остальных случаях, если размагнитилась социальная карта москвича, вы можете сдать ее на экспертизу с сопроводительным письмом, содержащим описание проблемы, в любой ЦГУ «Мои документы» в черте города. Карточка будет передана в ГУП «Московский социальный регистр», где специалисты проверят ее состояние. Если она действительно неисправна, будет изготовлен новый экземпляр электронного документа.
Однако стоит помнить, что экспертиза занимает время, а вы имеете полное право пропустить этот этап – сразу подать заявление о перевыпуске своей социальной карты. Это можно сделать в любом центре «Мои документы».
Для повторного выпуска соцкарты понадобятся следующие документы:
Также понадобится фото 3х4 см — вы можете принести его с собой или сфотографироваться в ЦГУ при подаче заявления.
На изготовление карточки отводится 30 дней, но, как правило, перевыпуск проходит быстрее. На этот период выдают временный единый социальный билет, позволяющий продолжать пользоваться льготным проездом. Однако предъявлять его придется вместе с документами, дающими вам право на льготу.
Узнать, готова ли ваша социальная карта, можно на портале mos.ru. Для проверки вам понадобится в соответствующих графах ввести номер заявки и номер документа (паспорта или свидетельства о рождении), предъявленного при оформлении соцкарты:
Если вам непонятно, какие цифры вводить, кликните на знак вопроса в конце графы – будет показан пример (фото документа):
Данная проверка не требует регистрации на портале.
Если у вас остались вопросы, касающиеся использования соцкарты или ее оформления, вы можете позвонить по телефону горячей линии: (495) 539-55-55 – с 8 утра до 8 вечера в любой день недели. Операторы помогут выяснить, почему не работает карта, действительно ли она размагнитилась и стоит ли заказывать ее перевыпуск. Также для получения информации можно использовать форму обратной связи https://www.mos.ru/socialnaya-karta-kontakti/ на сайте мэра Москвы:
Таким образом, проблему с неполадками при использовании социальных карт можно решить несколькими путями. Главное – заняться этим вопросом вовремя и помнить о своем праве на получение временного документа, заменяющего карту в период ее перевыпуска.
Терминал сломан, проезд — бесплатный. Что, если не получается оплатить проезд картой?
Если терминал неисправен
По мнению юриста «Европейской юридической службы» Марии Замолоцких, если терминал неисправен, ответственность лежит на перевозчике. Более того, как в Москве, так и в Подмосковье, перевозчик обязан обеспечить корректную работу терминалов для оплаты проезда банковскими и транспортными картами («Тройка», «Стрелка» и т. п.) и иметь такие терминалы во всех транспортных средствах, дополнила Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ.
У этого требования есть законные основания. Во-первых, Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», согласно которому с 1 июля 2020 года пассажиры обязаны оплачивать проезд с помочью контрольно-кассовой техники. Во-вторых, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В-третьих, локальное Постановление Правительства Московской области от 10.09.2014 № 727/36 и Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП.
Если валидатор или терминал оплаты не работают, пассажира обязаны везти бесплатно, и никто не может заставить его покинуть салон транспорта или наложить штраф. Аналогично, если у вас нет наличных денег, а терминал неисправен, вы можете ехать бесплатно. Важное условие: на действующей банковской или транспортной карте должна быть достаточная для оплаты проезда сумма, подчеркнула юрист Светлана Петропольская, совладелец юридической фирмы URVISTA.
Доказать (например, контролерам), что терминал не работает, нетрудно. Можно зафиксировать проблему на фото или видео, привлечь в свидетели других пассажиров, у которых тоже не проходила оплата.
Непростые вопросы: Что делать, если валидатор в автобусе не считывает карту
Непростые вопросы: Что делать, если валидатор в автобусе не считывает карту
В Петербурге кондуктор автобуса решила выгнать «безбилетника», не попытавшись разобраться, почему валидатор не считывает оплату проезда с банковской карты пассажира. В таких, казалось бы, рядовых ситуациях, люди делятся на две категории: те, кто будет отстаивать свои права и ругаться с кондуктором, и те, кто выйдут на следующей остановке. «Форпост» попытался разобраться кто прав, кто виноват.
Утром в пятницу, 1 июня петербуржец Максим Уставщиков дождался на остановке «Бульвар Свободы» в Колпино автобуса №327. Как обычно, он решил оплатить проезд картой Сбербанка, однако в этот раз валидатор решил не считывать её и не «взял» с него деньги. Наличных у местного жителя с собой не было.
Со слов пассажира, кондуктор не стала разбираться в ситуации и решила выставить молодого человека за дверь на следующей же остановке.
В беседе с «Форпостом» петербуржец уточнил, что бейджа с именем и фамилией на кондукторе не оказалось, а государственный знак автобуса он, к сожалению, не запомнил.
Местный житель не стал выяснять отношения с сотрудницей автобуса и портить себе настроение, но неприятный осадок остался.
Член петербургской коллегии адвокатов Данил Степочкин рассказал, что перевозчик сам определяет должностные обязанности кондуктора.
Подобные случаи происходили не только в Петербурге. Часто контролёры высаживают «безбилетников»-детей. Например, в ноябре 2016 года в Челябинске и Екатеринбурге кондукторы не разрешили школьникам доехать до нужной им остановки. Выяснилось, что девятилетняя девочка потеряла свой школьный проездной, а у 10-летнего мальчика не нашлось нужной суммы. Так, в мороз детям пришлось добираться до дома пешком.
В Уголовном кодексе РФ есть 238 статья (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), под которую такие кондукторы попадают. Однако не всегда эта статья применима.
Пока в российском законодательстве нет чёткого определения, кто прав, а кто виноват в ситуации с «безбилетниками», некая вольность кондукторов «хочу и ворочу» будет присутствовать. Ну а как разрешится ситуация с петербургским «зайцем», ещё предстоит выяснить.
Красная строка № 14 (409) от 28 апреля 2017 года
Если не сработал электронный проездной…
В конце прошлого — начале текущего года произошло несколько случаев, когда пассажиры орловских маршруток не смогли оплатить поездку с помощью электронного проездного билета. Некоторые из них обратились в нашу газету. «Красная строка» и телерадиокомпания «Истоки» ответили несколькими публикациями и передачами на эту тему.
Если отбросить эмоции и отдельные нюансы маршрутных конфликтов, то можно выделить два основных вопроса, которые волновали горожан: как действовать, если проездной не срабатывает, а водитель выгоняет из автобуса, и второй вопрос: почему происходят сбои электронного билета, который, по идее, должен работать, как часы?
Ответ на первый вопрос отчасти дает постановление администрации города Орла, увидевшее свет в конце марта и озаглавленное следующим образом: «О внесении изменений в постановление администрации города Орла от 09.09.2015 № 3993 «Об утверждении положения о проездных билетах в городе Орле и порядка предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок города Орла». Раздел шестой этого документа так и называется: «Порядок разрешения спорных ситуаций в транспортном средстве при отсутствии фиксации проезда по электронному проездному билету».
Отныне четко прописано, что проездной билет должен быть приложен к считывающему устройству определенное время, а не на мгновение. Есть и еще один момент, отныне юридически оговоренный. Как говорится, пассажирам на заметку: «Если терминалом предоставляется информация по карте, в том числе появляется надпись о любой ошибке при прикладывании карты (к примеру — «Карта не читается») — это свидетельствует о работоспособности (исправности) карты (проблема связана с несоблюдением правил по работе с терминалом). В этом случае перевозчик обязан перевезти пассажира без взимания платы». Если же терминал никак не реагирует на вашу карту, не издает звуковой сигнал, не меняются надписи на экране, то, скорее всего, «сбоит» ваш проездной. Тогда у водителя есть право потребовать от вас оплатить поездку наличными в размере 16 рублей. Но, заплатив, обязательно возьмите у водителя бумажный билет. При этом будьте внимательны: билет должен соответствовать требованиям бухгалтерского учета и в нем должны быть обязательно указаны фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющего пассажирские перевозки.
С этим документом, своим электронным проездным и чеком, который должен сохраниться у вас после последнего пополнения электронного счета, вы можете обратиться к оператору, то есть в ОАО «РИЦ Орловской области». Там проверят вашу электронную карту, и если она исправна, возместят вам стоимость поездки. (В свою очередь, РИЦ потом взыщет эту сумму с перевозчика). Компенсируют вам стоимость поездки и в том случае, если карта окажется бракованной (при условии, что не истек годовой срок ее гарантийного обслуживания). Если же выяснится, что проездной не работает, потому что вы сами с ним плохо обращались и повредили электронное устройство, то вам придется за свой счет приобрести новую карту. Оператор лишь восстановит вам остаток поездок на новом электронном билете. Несправная карта будет заблокирована.
К сожалению, в постановлении администрации ничего не сказано о случаях неисправности электронного проездного, прослужившего дольше срока гарантийного обслуживания. Ведь может случиться так, что пассажир пользовался своим проездным больше года, обращался с ним бережно, а тот вдруг взял да подвел его. Что, придется покупать новую карточку и тратить свои деньги за чью-то чужую вину?
Остается надеяться, что Расчетно-информационный центр Орловской области (РИЦ) продолжит начатую работу с производителями карт и обеспечит орловских пассажиров достаточно надежными электронными носителями.
Как рассказал генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области» В. Емельянов, наиболее проблемными оказались карточки из той серии, которая появилась в городе осенью прошлого года. Все нереализованные карты этой серии были отправлены на завод-изготовитель и повторно проверены. И что же выяснилось?
«Слабым местом» оказался пластиковый проводящий слой, которым соединяется электронный чип карты с антенной, также запечатанной в карту. Любопытно, что в процессе испытаний одна и та же карта могла вести себя по-разному: неработающая вдруг начинала работать и наоборот. Емельянов рассказывает, что порой даже, сжимая пальцами поверхность карты в районе чипа, удавалось «запустить» ее на какое-то время. Специалисты пришли к выводу, что на проводящий слой влияют перепады температур. Этот фактор усугубляется работой слоя на изгиб, что в большинстве случае и происходит в маршрутках, когда водители второпях гнут электронные карты, как игральные, прикладывая их к считывающему устройству.
Выход есть. Это так называемые паяные карты, где вместо проводящего слоя для соединения чипа с антенной используется металлическая пайка. И таким картам впредь будет отдаваться предпочтение, заверяет генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области».
Что же касается «старых» карт из неблагополучной серии, то те из них, которые не были реализованы и теперь повторно проверены изготовителем, обещают минимум проблем своим будущим владельцам. По крайней мере, В. Емельянов это гарантирует. Для полной надежности этих карт РИЦ рекомендует приобретать жесткие чехлы для них. Такая пропускающая сигнал оболочка позволят избежать малейшей деформации электронного носителя при хранении и использовании. Стоимость таких чехлов копеечная, а эффективность существенная, подчеркивают в РИЦе.
Есть у В. Емельянова и еще одно перспективное предложение. Генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области» обратил внимание на тот факт, что карты самых первых серий, запущенные в Орле еще в 2014 году, бесперебойно работают вот уже три года. По крайней мере, никаких нареканий от граждан к этим проездным не было, уверяет В. Емельянов. Эти «чудо-карты» отличаются от более поздних тем, что в них нет видимой части чипа — золотистого квадратика с таинственным нитевидным узором. «Старые» карты с виду — это просто кусок пластика с картинкой и надписями. Но проблема в том, что такие карты можно пополнять только с помощью человека-оператора, тогда как карточки с видимой частью чипа обслуживаются автоматическими устройствами — терминалами.
Помните, как в комедии «Кин-дза-дза»: «Девушку вынули — автомат поставили». Но сведенный до минимума в одном месте человеческий фактор тут же проявился в другом. Получив возможность свободно, без очередей пополнять карты через терминалы, горожане столкнулись с водителями маршруток на почве «размагничивания» проездных билетов. И выбирая из двух зол, ОАО «РИЦ Орловской области» намерено с июня существенно увеличить в обороте долю карт именно «старого» образца, которые можно пополнять с помощью сотрудников отделений почты или Сбербанка. Так что, уважаемые пассажиры, пользователи электронных проездных билетов, делайте выводы.
Однако кроме надежности самих электронных носителей и ясности во взаимоотношениях между пассажирами и перевозчиками, есть еще и третья сторона проблемы — ограничение количества поездок по отдельным видам проездных документов и сроки пополнения электронных счетов. Уже упомянутое здесь постановление администрации города, к сожалению, утверждает еще более жесткое лимитирование льготных поездок для пенсионеров и школьников: не более 60 со сроком действия 30 календарных дней. На этом настояли перевозчики, которые даже с учетом дотаций из городского бюджета получают за каждую поездку по льготным проездным документам значительно меньше общепринятой стоимости проезда. Но следует обратить внимание, что сроки пополнения таких билетов уже не привязаны к определенным календарным параметрам. И это плюс. Теперь ни пенсионерам, ни школьникам не нужно идти на почту или в отделение Сбербанка именно в период с 15 числа предыдущего месяца до 10-го следующего. Важно только, чтобы прошло не меньше 29 дней с момента последнего пополнения счета. Значит, меньше риска оказаться в длинной очереди.
Календарные сроки сохраняются только для пользователей безлимитных проездных — ЕСПБ, общегражданских проездных билетов на электротранспорт, проездных для организаций, дачных билетов. Вне жестких календарных сроков остается и так называемая Единая транспортная карта Орловской области. Запущенная как экспериментальная модель электронного проездного билета, эта карта с февраля, после утверждения на сессии горсовета, действует в Орле на равных с другими видами проездных документов. Это тоже лимитированный проездной. Перевозчики не получают по нему никаких дотаций из бюджета, хотя стоимость поездки по такому билету в среднем получается 12 рублей. Генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области» В. Емельянов говорит, что этот вид проездного фактически не имел никакой рекламы. Но, тем не менее, достаточно быстро стал популярным среди орловских пассажиров. И перевозчики согласились возить людей по Единой электронной карте. Даже так называемые «трехзначные маршрутки» готовы возить людей с этим проездным из ближайших пригородов в областной центр и обратно. Дело за малым: должно быть принято решение на уровне областной администрации. Достигнутые было договоренности оказались не оформленными юридически из-за очередных кадровых перестановок в администрации области. И решение вопроса застопорилось, хотя в этом заинтересованы как жители пригородов Орла, так и перевозчики.
Ко всему сказанному остается добавить, что «Красная строка», со своей стороны, всегда готова осветить проблемы, связанные с применением электронных проездных билетов в городе Орле. Мы открыты и для пассажиров, и для перевозчиков, и для сотрудников администрации города Орла, курирующих это направление деятельности, и для ОАО «РИЦ Орловской области». Как и во всех других случаях, мы за откровенное, гласное решение спорных вопросов в интересах гражданского мира и благополучия граждан. Мы открыты для всех, кто действительно хочет и такого мира, и такого благополучия.
Могут ли высадить из автобуса, если не прошла оплата по карте?
Разбираемся, что делать, если вы можете заплатить за проезд только банковской картой, но она не читается.
Оплачивая проезд банковской картой, вы соглашаетесь с условиями договора оферты с ООО «Электронный проездной». Согласно условиям оказания услуги, «Электронный проездной» не гарантирует оплату услуг проезда с использованием карты, так как выдача и проверка банковских карт производится банками. То есть перед посадкой в автобус или троллейбус пассажир должен сам убедиться в исправности карты и наличии на счёте суммы, достаточной для оплаты проезда.
Согласно п. 5.12 договора оферты, в случае возникновения вопросов по работе банковской карты при безналичной оплате проезда обращаться нужно в банк.
Порядок оплаты проезда в общественном транспорте регулируют «Правила пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове». Согласно ст. 4.9., при невозможности оплатить проезд по требованию кондуктора пассажир обязан покинуть салон автобуса или троллейбуса. Обязанность по осуществлению транзакции закреплена именно за пассажиром, а не за кондуктором. Кондуктор должен лишь потребовать оплату, обеспечить продажу билетов до следующей остановки и выдать билет. В случае неоплаты он имеет правопредложить пассажиру покинуть салон автобуса (троллейбуса) на следующей остановке, не нарушая установленный график движения по маршруту. Грубо говоря, насильно вытолкать безбилетника из автобуса или троллейбуса кондуктор не может. Предполагается, что «заяц» самостоятельно покинет салон по его требованию. Напомним, что штраф за безбилетный проезд составляет 200 рублей.
Почему пришла SMS за поездку, если карта не считалась?
Как поясняют в ООО «Электронный проездной», списание денег с карты происходит не в момент её контакта с терминалом кондуктора, а по истечении некоторого времени после закрытия рейса. Так как валидаторы (устройство для проверки документов на электронных носителях) работают не в режиме онлайн, выгрузка транзакций происходит, когда автобус или троллейбус находится на конечной остановке или в парке по окончании рабочей смены, когда есть возможность подключиться к интернету. Если к банковской карте подключено SMS-информирование, то сообщения о списании будут приходить с задержкой до нескольких часов или даже суток. Причём очерёдность списания и отправка уведомлений не обязательно происходит в той же хронологии, в которой совершались поездки. Так что если вы в течение 1-2 часов после поездки получили SMS о списании средств, то это не значит, что это сведения о только что совершённой поездке.
Информацию об оплаченных поездках можно проверить через личный кабинет пользователя системой оплаты проезда банковской картой. В нём отображаются сведения обо всех поездках, оплаченных с помощью данной карты, в том числе информация о маршруте и времени поездки. Таком образом можно сверить свои SMS со списком оплаченных поездок и понять, не списали ли с карты лишние деньги.
Моя карта работает, но я не могу оплатить проезд. Почему?
Вероятно, ваша карта попала в банковский блок-лист. Бывают случаи, когда карта была использована для проезда, пассажир получил билет, но списание средств не произошло (не хватает денег на карте, банк заблокировал операции, технические проблемы в банке при выполнении запроса на списание средств). Тогда по этой карте образуется задолженность и она автоматически попадает в банковский стоп-лист. До погашения задолженности расплатиться ею за проезд будет невозможно.
Приведём пример. Допустим, пассажир оплатил поездку картой, а потом пошёл за покупками в магазин и потратил все деньги. Списание денег за поездку произойдёт через несколько часов после этого. В итоге образуется задолженность и карта попадёт в блок-лист. Пассажир уже не сможет расплатиться ею в транспорте, пока не погасит задолженность за проезд. При этом карта будет в исправном состоянии и пассажир сможет продолжать ею пользоваться для других целей. То есть стоп-лист распространяется только на оплату проезда. Погасить задолженность можно, пополнив карту, либо через личный кабинет. После этого придёт SMS о списании денег за поездку, из-за неоплаты которой пассажир попал в стоп-лист.
Как ещё можно оплатить проезд без налички?
На случай, если карта не будет читаться (не по причине задолженности), а наличных денег в кошельке не окажется, можно использовать для безналичной оплаты смартфон. Бесконтактная технология оплаты есть в большинстве современных моделей. Также можно купить пополняемую транспортную карту (кондукторы в соцсетях отмечают, что с ней сбоев не бывает) или электронный браслет. Правда, по браслетам у пассажиров тоже бывают нарекания.
Коротко о главном:
Оплачивая проезд банковской картой, вы соглашаетесь на условия договоры оферты с ООО «Электронный проездной». Он не гарантирует оплату услуг проезда с использованием карты;
Если валидатор никак не реагирует на прикладывание карты, вероятно, на ней есть механические повреждения. Также карта может находится в банковском стоп-листе из-за неоплаты предыдущей поездки. Карта при этом остаётся активной, ею нельзя расплатиться только за проезд. В этом случае необходимо погасить задолженность за предыдущую поездку, пополнив карту;
Если не получается оплатить проезд картой, а наличных денег у вас нет, кондуктор имеет право попросить безбилетника покинуть транспорт. Пассажир без билета обязан это сделать в соответствии с «Правилами пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове»
SMS о списании денег за поездку приходит не сразу после оплаты, а после завершения рейса автобуса или троллейбуса. Так что если SMS пришло сразу после поездки или во время неё, это не значит, что деньги списались за текущую поездку в транспорте. Проверить, не списаны ли у вас «лишние» средства при оплате проезда картой можно по ссылке.