В научной терминологии паркинг (парковка) – процесс перевода технического средства, в том числе автомобиля, в статическое нерабочее состояние в специально отведенном для этого месте. В повседневной жизни словом «парковка» обозначают согласованные с властями места временной стоянки автомобилей. При этом термином «автостоянка» чаще называют крупные специально отведенные для хранения автомобилей площадки. А парковка, как правило, является одним из элементов дорожной сети, и имеет гораздо меньшую площадь и вместительность. Обычно под парковкой подразумеваются простые площадки или места, где можно на время оставить свой автомобиль.
Хотя в научном понимании все три термина – «паркинг», «автостоянка» и «парковка» – являются практически синонимами.
Почему проблема сооружения паркингов все более актуальна
Постоянная тенденция к урбанизации, к перемещению населения в города, а также рост числа личных автомобилей, оставляют все меньше места, где можно было бы припарковать свою машину. В то время, как в западных странах пик автомобилизации уже фактически пройден, и растет популярность общественных видов транспорта, в нашей стране передвижение на своем личном авто становится нормой жизни для большинства жителей. Этому способствует постоянный рост цен на общественный транспорт, политика федеральных властей и тенденция к индивидуализации населения, начавшаяся после развала СССР, и продолжающаяся вплоть до настоящего времени.
Во многих случаях это даже приводит к ухудшению экологической ситуации, так как под стоянки для автомобилей и парковки вырубается все больше деревьев и прочей зелени. Растет количество автомобильных пробок, а автовладельцы все чаще находятся в состоянии стресса.
Централизованные места стоянок автомобилей для западных стран давно не редкость. В нашей стране к ним теперь тоже прибегают все чаще. Инвестиции в строительство паркингов в городах являются сейчас очень выгодными в экономическом (и даже экологическом) плане. Ведь наличие у них нескольких уровней и возможность расположения под землей дает хорошую экономию места.
Проектирование паркингов
Сейчас централизованные автостоянки проектируются еще на этапе строительства объектов. Особенно если это вокзалы, аэропорты, крупные торговые центры, театры. Для расчета количества автомобильных мест используют критерии СНиП и другие параметры. При составлении проекта паркингов привлекают профессиональных специалистов.
Но в нашей стране до сих пор нередки и несанкционированные парковки, например, под подъездами многоэтажных домов. Там, где паркинги созданы не были, автомобили оставляют в наиболее удобных для стоянки местах.
Разновидности паркингов
По продолжительности хранения транспортного средства и режима работы автостоянки делятся на следующие разновидности:
По характеру расположения автостоянки могут быть:
Наземные стоянки автомобилей – самый простой и самый традиционный способ организации парковки. Обычно такая зона ограждена и имеет ворота для проезда автомобилей. У ворот располагается киоск для оплаты места, а кассир, как правило, является и охранником оставляемых транспортных средств. Однако в условиях дефицита территории сейчас все чаще отдают предпочтение специальным сооружениям для парковки (то есть паркингам).
Паркинги могут быть наземными, подземными или комбинированного типа. Часто это многоуровневые конструкции. Как правило, такие сооружения являются крытыми. Кроме собственно стоянки авто, здесь могут быть мастерские и другие дополнительные объекты.
Стоимость паркингов
Преимущества паркингов очевидны. Но что можно сказать о цене паркинга? Содержание паркингов, как и их возведение, стоит намного дороже, чем открытых автостоянок. Все это, конечно, отражается на ценах за место для авто. Цена за стоянку в самых современных многоуровневых паркингах может исчисляться огромными суммами. А маркетинговая стоимость паркингов в денежном выражении очень велика.
Самые престижные паркинги России
Наиболее продвинутым вариантом паркингов считается сооружение, оборудованное специальным лифтовым подъемом машин на место парковки.
Что учитывается при сооружении паркинга
Современные автостоянки – это довольно сложные конструкции, возведение которых требует тщательной предварительной подготовки. Первоначально разрабатывается проект сооружения. Это сложный и трудоемкий процесс, сопоставимый с разработкой проектов строительства зданий или инженерных конструкций. При этом учитываются различные факторы, как технические, так и юридические. Такая работа под силу только профессионалам.
Комплект необходимых документов аналогичен тому, который собирается перед строительством жилых домов. Как показывает практика, быстрая окупаемость парковочных комплексов делает их привлекательным объектом для инвестирования.
В проектных документах указывается максимальная вместительность паркинга, площадь и предполагаемый уровень доходов.
Многоярусные паркинги – это серьезные сооружения капитального типа. Они имеют широкий проезд, фасад, выделенные места для машин. В паркингах предусмотрена вентиляция, видеонаблюдение, система пожарной безопасности, сигнализация, система освещения и другие удобства. Все это привлекает большее количество клиентов и выгодно отличает паркинги от обычных парковок, в том числе и платных.
При организации паркинга обязательно учитывают такие требования клиентов, как:
Для таких паркингов имеются и дополнительные требования:
Чаще всего в подземных паркингах бывает не более трех уровней, так как большее их количество считается экономически нецелесообразным и может ограничиваться местным законодательством.
Каково мнение российских автолюбителей
Подземные паркинги предоставляют больше условий автовладельцам, чем стоянки или парковки, поэтому и отзывы о паркингах должны быть лучше. Однако в нашей стране система паркингов плохо организована, что отражается в большом числе негативных комментариев автомобилистов.
Таким образом, в статье был дан ответ на вопрос о том, что такое паркинг.
Велосипеды и электромобили: как меняются парковки в современных ЖК
Паркинг — это один из компонентов, формирующих комфортную среду в ЖК. Сегодня подземная парковка или наземный многоуровневый паркинг, по крайней мере в Москве, — современный стандарт возведения новостроек. Это обусловлено ограниченностью земельных ресурсов для застройки в столице и одновременно позволяет использовать остальную территорию ЖК для обустройства общественных зон, что также важно для потребителей. Кроме того, девелоперы все чаще создают в подземных паркингах различные дополнительные сервисы и функции, которые формируют общую экосистему жилых кварталов.
Рассказываем, как меняется подход застройщиков к проектированию парковок в современных ЖК.
Паркинг и комфортная среда
Наличие машино-мест в доме — важная составляющая для обеспечения комфорта проживания. При оценке потребительских качеств новостройки за это добавляются баллы, что влияет на ее позицию в топе новостроек по уровню комфортности. Но есть еще и показатели комфорта самого паркинга — ширина въезда, наличие машино-мест разного размера (для мотоциклов, для мини-грузовиков), высота потолка, наличие лифта в паркинг. Потребитель должен обращать внимание на все эти детали, отмечает генеральный директор Института развития строительной отрасли, руководитель портала Единый ресурс застройщиков (ЕРЗ) Кирилл Холопик.
Тенденции создания парковок в новостройках
В проектировании этого пространства появились две тенденции: 1) отказ от утилитарного подхода в пользу дизайнерского и 2) многофункциональность.
По своей значимости паркинг не уступает холлу первого этажа, и для многих жителей это основная welcome-зона, через которую они попадают в квартиру — поэтому интерьер здесь должен быть дружелюбным, приветливым и эстетичным, считают в компании «Брусника». Для этого дизайнеры зонируют пространство с помощью декоративных перегородок и инсталляций, чтобы сделать его сомасштабным человеку, устанавливают лайтбоксы и фитостены с живыми растениями, экспериментируют с материалами отделки и освещением, отдавая предпочтение теплым оттенкам.
Сейчас наземные многоуровневые паркинги все чаще строятся по принципу смешанного использования: на их первых этажах девелоперы проектируют помещения под автомойки, продуктовые магазины и кафе, поясняют в компании «Брусника». Таким образом им удается интегрировать здание в пространство улицы, органично вписать его в контекст окружающей среды и сделать востребованным не только среди автомобилистов. Тогда паркинг становится не отдельным объектом, а частью большой экосистемы дома. В некоторых кварталах ГК «Инград», например, стилобатная часть, помимо паркинга, включает в себя кафе, рестораны и фитнес-центры.
Сервисы и технологии: что в парковках, кроме машино-мест
Редкий современный паркинг обходится без дополнительных сервисов — пунктов подкачки колес или зарядных станций для электрокаров и т. д. Размещение зон хранения шин и шиномантажа, автомоек и сервисов по ремонту и обслуживанию машин используются давно, и их число растет в новых проектах. Многие покупатели сами оборудуют машино-места келлерами (бокс-кладовка. — «РБК-Недвижимость») для хранения вещей — теперь такие услуги предлагают и девелоперы.
Нередко девелоперы внедряют установку зависимых парковочных систем, которые позволяют использовать одно машино-место для парковки сразу двух авто. Такие решения есть в столичных проектах компаний AFI Development и «Инград». Неотъемлемым атрибутом паркингов в высокобюджетных проектах сегодня являются сквозные лифты, которые позволяют жителям спускаться к своим машино-местам напрямую с любого этажа, говорит директор по продажам жилой недвижимости AFI Development Федор Ушаков.
Современные экотренды также оказывают влияние на рынок жилых новостроек. Сегодня активно набирают популярность электромобили и велоспорт. В новом проекте компании AFI Development, например, запланированы места для велосипедов и электромобилей — с возможностью зарядки. Зарядка для электромобилей в паркинге, кстати, веяние последних лет. В 2015-м подобных домов в России практически не было. В 2020-м на всю страну уже строилось около 70 домов с таким функционалом, подсчитали в ЕРЗ. В 2021-м строится 134. Застройщики и потребители начинают понимать, что домом будут пользоваться 100 лет, а будущее — за электромобилями, считает Кирилл Холопик.
Паркинги в Москве и регионах
Из 597 проектов новостроек столичного региона, по данным IT-платформы bnMap.pro, 436 оснащены какими-либо паркингами, в которых машино-места продаются в собственность, — подземными (378 шт.), наземными (76 шт.), комбинированными (подземно-наземными) (9 шт.). Таким образом, во всей агломерации в 73% новостроек можно приобрести в собственность парковочное место, однако в столице этот показатель намного выше. В Москве машино-места не продаются лишь в каждом десятом проекте, в Новой Москве — в каждом третьем.
Паркинги в Московском регионе. Статистика
Регион
Всего проектов новостроек, шт. (доля)
С подземным паркингом, шт. (доля)
С наземным паркингом, шт. (доля)
С комбинированным паркингом, шт. (доля)
С каким-либо типом паркинга, шт (доля)
Москва (в старых границах, без ТиНАО)
354 (100%)
301 (85%)
28 (8%)
3 (0,8%)
332 (93,8%)
В регионах ситуация с наличием подземных и иных паркингов намного хуже. Там не такая дорогая земля, как в столице, а подземное строительство очень капиталозатратное — девелоперам в регионах дешевле купить дополнительную землю, чем делать подземное сооружение, поясняют эксперты.
В среднем по России обеспеченность новостроек машино-местами, по данным Института развития строительной отрасли, составляет лишь 0,1 машино-места на одну квартиру, то есть на одно машино‑место претендуют жильцы девяти квартир. При этом в 84,9% всех строящихся многоквартирных домов вообще нет машино-мест. В тех домах, где машино-места имеются, строится в среднем 0,65 машино-места на одну квартиру. Следует отметить, что доля домов со встроенными или пристроенными паркингами за последние годы выросла незначительно — с 14% до 15,1%.
Кирилл Холопик, генеральный директор Института развития строительной отрасли, руководитель портала ЕРЗ:
— Обеспеченность парковочными местами в новостройках в последние годы увеличивается. Это связано с повсеместным внедрением нормативов градостроительного проектирования, включающих в себя требования к количеству мест для хранения автомобилей. До 2016 года в новостройках в среднем по России обеспеченность парковочным пространством составляла лишь 0,3 места на строящуюся квартиру, в 2016–2018 — 0,6, а в 2019-м и 2020-м — более 1,0. Казалось бы, идет улучшение по формальным показателям. На самом деле все не так благополучно. Во-первых, это чаще всего уличное парковочное пространство, которым распоряжается власть. Завтра эти парковки могут исчезнуть или их могут сделать платными. Во-вторых, одно и то же уличное парковочное пространство используется жильцами всех близлежащих домов. Поэтому расчеты застройщиков нередко являются лукавыми.
Гарантированно парковочное пространство может быть предоставлено новоселам, если оно находится внутри жилого квартала, то есть не является уличным. Это может быть площадка при доме либо помещение паркинга, включающего машино-места.
Сколько стоит место в паркинге
Себестоимость одного машино-места на подземной стоянке существенно зависит от особенностей конкретного проекта и в Москве достигает 1 млн руб., отмечают девелоперы. Стоимость покупки одного машино-места для клиентов кварталов комфорт-класса начинается от 1,2 млн руб. и может достигать 2 млн руб. В проектах бизнес-класса — от 1,7 млн до 2,5 млн руб. А средняя стоимость аренды парковочного места в Москве составляет 10–15 тыс. руб., подсчитали аналитики ГК «Инград».
Строительство наземных многоуровневых паркингов, как и плоскостных, обходится дешевле, но в таком случае теряется полезное пространство на поверхности, говорит руководитель проектов ГК «Инград» Руслан Соловьев. По его словам, чаще всего такие объекты встречаются в Новой Москве и в Подмосковье.
Покупка машино-места редко рассматривается как вложение средств, так как прирост в цене машино-мест в подземном паркинге весьма незначителен, отмечает Соловьев. Парковку с целью заработка, по его словам, раньше приобретали профессиональные инвесторы, выкупая пул от 10 до 15 машино-мест, но сегодня такие случаи крайне редки.
Выбирая квартиру, любой автолюбитель должен учитывать, есть ли в ЖК стойло для его железного коня. Лучшее решение – приобрести парковочное место одновременно с квартирой. В этом случае новосел получит хорошую скидку от застройщика. Разберемся, какие виды паркингов представлены на рынке новостроек, и сколько стоит одно машиноместо.
Сколько мест
Действующие нормы заставляют застройщиков проектировать в ЖК стоянки для авто, которые покроют потребность жильцов в парковке. По правилам землепользования и застройки, на каждые 80 м 2 жилой площади должно приходиться 1 парковочное место. В среднем выходит – одна парковка на четыре квартиры.
На деле этот показатель зависит от класса жилого комплекса. Чем выше комфортность жилья, тем больше парковочных мест предусмотрено проектом.
Также на количество мест в паркинге зависит плотность окружающей застройки. Чем она выше, тем более вместимой должна быть парковка в ЖК.
Виды паркингов
Наземная стоянка автомобилей во дворе ЖК
Наземные плоскостные стоянки. Самый простой и дешевый вид паркингов. Именно из-за него дворы многих новостроек нулевых годов превратились в парковки без зелени и нормальных тротуаров. Сегодня застройщики наоборот стараются освободить дворы от автомобилей. Кроме того, наземные стоянки неэффективно используют земельный участок —занимают много места, а машин вмещают мало. Из-за этого в современных ЖК такие парковки практически не строят.
Цена машиноместа: бесплатно Плюсы: дешево Минусы: не защищают автомобиль от плохой погоды, портят экологию, занимают место во дворе
Многоэтажный наземный паркинг
Наземные многоуровневые паркинги. Самый распространенный вариант в проектах масс-маркета. Строения в несколько этажей могут вместить сотни автомобилей. Паркинги оборудуют различными системами въезда и выезда, лифтами, подъемниками, программами учета свободных мест, видеонаблюдением и так далее. На крыше такого строения иногда размещают спортплощадки или зоны отдыха.
Плюсы: Дешево. Автомобили защищены от дождя и снега. Двор свободен от автомобилей. Сравнительно дешево. Минусы: Может находится довольно далеко от дома, придется пройтись. Не всегда отапливаются, а значит не защитят автомобиль от мороза. Цена: от 250 до 800 тыс. рублей
Подземный паркинг
Подземные многоуровневые паркинги. Этот вид чаще всего строят в ЖК класса бизнес и элит. Чем глубже такой паркинг, тем дороже он обходится застройщику. Соответственно и место на такой стоянке сильнее ударит по кошельку покупателя. Зато такая парковка отапливается и гарантирует полную сохранность автомобиля.
Плюсы: Автомобиль полностью защищен от холода и непогоды. Зимой его не нужно прогревать перед выездом на улицу. Паркинг строится рядом с домом. Иногда жильцы могут попасть в квартиру прямо из паркинга на лифте. Минусы: высокая стоимость машиноместа Цена: от 600 тыс. до 3 млн рублей
Позаботьтесь о покупке парковочного места заранее, чтобы не портить двор и собственное настроение каждое утро.
Застройщики всячески привлекают внимание покупателей к паркингам. Предоставляет серьезные скидки на парковочные места, продает их в комплекте с квартирам и даже в ипотеку. Однако жильцы часто надеются на русский авось, а потом ставят машину прямо во дворе на газоне или тротуаре. Эти же люди впоследствии жалуются на проблемы с выездом из дворов и пробки внутри ЖК. Не надо так!
Что делать, если нет денег на место в паркинге?
Если покупать парковочное место вы не готовы, можно его арендовать. Непроданные ячейки в паркингах сдают в аренду сами застройщики. Арендовать место можно и напрямую у его владельца, который им не пользуется (например, переехал или продал автомобиль). Аренда места в паркинге обойдется от 3 до 10 тысяч в месяц.
Вывод
Лучше всего защищает автомобиль подземный отапливаемый паркинг. Однако место в нем стоит дорого. Наземный многоэтажный паркинг — тоже ничего и цена за ячейку не так кусается.
Позаботьтесь о «доме» для автомобиля заранее, на этапе выбора квартиры. В этом случае паркинг обойдется вам гораздо дешевле. Если не успели, а денег на покупку машиномест не хватает — арендуйте.
Паркинг в новостройках: какие варианты есть на рынке и что лучше выбрать
Один из основных моментов, на которые обращает внимание покупатель квартиры в новостройке, — ситуация с парковкой в понравившемся комплексе. Ведь после переезда ему придется где-то оставлять свою машину и вопрос может стать довольно остро.
Мы узнали, какие виды паркинга чаще всего встречаются на рынке, и разобрались в их преимуществах и недостатках.
А сколько вообще парковочных мест должно быть в многоквартирном доме?
Раньше, когда автомобилей было не так много, необходимость в парковочных местах почти не учитывалась при строительстве домов. В наше время ситуация изменилась. Чтобы жильцам новостроек не приходилось оставлять машины на газонах и тротуарах или подолгу искать себе место, строительные компании обязаны соблюдать требования к организации парковок при возведении домов.
Существуют нормативы, по которым застройщики должны включать в проект определенное количество парковочных мест. Для каждого региона они свои. Например, в Москве новостройки должны сдаваться с готовым паркингом, вид и размеры которого определяются типом жилья и особенностями проекта.
Так подземный паркинг обычно проектируется, если площадь будущей застройки ограничена. И преимущественно в элитных домах. За такое машиноместо собственник будет ежемесячно платить по тарифу, установленному обслуживающей компанией. В новостройках комфорт-класса с большой прилегающей территорией чаще всего предусматривают наземные паркинги.
Согласно государственным техническим нормативам, разработанным для Москвы, в новостройке должны быть предусмотрены:
При этом стоит отметить, что большой популярностью паркинги не пользуются. В жилых комплексах комфорт-класса выкупают обычно около 20 машиномест на 100 квартир, в бизнес-классе распродаются примерно 70% машиномест. Остальные жильцы предпочитают оставлять автомобили во дворах.
Виды паркингов
Разберем преимущества и недостатки каждого из них.
Плоскостной наземный паркинг
Наиболее простой и дешевый вариант, из-за которого многие дворы в жилых комплексах начала 2000-х похожи на парковки у магазинов: без зелени, тротуаров, деревьев и детских площадок. Такие парковки занимают много места — придомовая территория используется нерационально. Кроме того, ваш автомобиль никак не защищен от неблагоприятных погодных условий или других возможных неприятностей.
Поэтому в современных ЖК застройщики проектируют паркинги с небольшим количеством наземной парковки или вообще делают дворы без машин.
Плюсы — дешево
Минусы — автомобиль ни от чего не защищен, занимает пространство во дворе, вечером бывает сложно найти место
Многоэтажный наземный паркинг
Многоуровневые наземные стоянки — наиболее распространенный вид паркинга в современных новостройках так называемого масс-маркет сегмента. Многоэтажная постройка может вместить в себя несколько сотен автомобилей, при этом, как правило, такой паркинг оборудован удобными въездами и выездами, специальными подъемниками и лифтами, а также программной учета свободных мест.
Многоэтажный наземный паркинг защищает ваш автомобиль не только от дождя и снега, но и от угона и повреждений. На парковках обычно предусмотрена система видеонаблюдения и пост охраны. Цена машиноместа на такой парковке зависит от класса новостройки и обычно составляет от 250 до 800 тысяч рублей.
Плюсы — защита автомобиля, двор без машин, относительная дешевизна
Минусы — паркинг может находиться довольно далеко от квартиры (но обычно в пределах 15 минут пешком), в эконом-вариантах паркинги не отапливаются
Подземный многоуровневый паркинг
Чаще всего проектируются в элитных домах и новостройках бизнес-класса. Такие парковки очень комфортны, полностью отапливаются и гарантируют владельцу безопасность авто. Но стоит помнить, что это дорогое удовольствие. Причем чем больше и глубже находится паркинг, тем сложнее и дороже его строительство обойдется для застройщика. Соответственно, тем больше будет стоить машиноместо. Цена может начинаться от 600 тысяч и доходить до 3 миллионов рублей.
Плюсы — защита и безопасность для автомобиля, комфорт для жильцов, паркинг находится под домом (иногда можно попасть в него прямо из квартиры на лифте)
Минусы — дорого
А если я сейчас не могу купить парковочное место, но оно мне нужно?
В таком случае его можно арендовать. Нераспроданные места на паркинге застройщики сдают в аренду. Или можно снять машиноместо у собственника, который им по каким-то причинам не пользуется. Обычно это стоит от трех до десяти тысяч в месяц.