наземные позвоночные животные дышат чем

Дыхание животных

Разделы: Биология

Цель урока: показать разнообразие органов дыхания у животных. Выяснить значимость дыхания.

Таблицы: “Тип простейшие”, “Тип кишечнополостные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс паукообразные. Класс ракообразные (внутреннее строение рака)”, “Тип Хордовые. Внутреннее строение рыбы. Внутреннее строение лягушки. Внутреннее строение птицы. Внутреннее строение собаки”. Рисунки учебника (стр. 68-71).

Дидактический материал: Дидактический материал “Биологические лабиринты”, ключ правильных ответов.

Основные понятия и термины. Дыхальца, трахеи, наружные жабры, внутренние жабры, лёгкие, лёгочные мешки. Клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела, кожное дыхание, лёгочное дыхание.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент (5 минут)

— Здравствуйте, дорогие ребята. Вначале урока мы, как всегда, записываем домашнее задание. (Запись с доски в дневник). Стр. 68–71. Стр. 73 (проверь свои знания). Вопросы 1-6.

Мы продолжаем изучать тему “Дыхание”. На прошлом уроке мы выясняли значение этого процесса для растений. Сегодня мы будем говорить о животных.

— Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и растения, то есть поглощают кислород, а выделяют углекислый газ?

Учащиеся предполагают свои варианты ответа.

— Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.

Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”.

II. Изучение нового материала

1. Учащиеся делятся на группы для работы с информационными листами. (Деление можно проводить по партам, по выбору листков с определённым цветом и т.д.)

Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и таблицу “Тип Простейшие”, Тип “Кишечнополостные”.

Информационный лист 1. (Стр. учебника 68)

Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания: Одноклеточные организмы и некоторые многоклеточные (тип Кишечнополостные, тип Кольчатые черви…) поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.

Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.

Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и таблицей “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”.

Информационный лист 2. (Стр. учебника 68)

Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи).

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и таблицей “Тип Хордовые. Класс Рыбы. Внутреннее строение рыбы”, “Тип Членистоногие. Внутреннее строение рака”

Информационный лист 3. (Стр. учебника 70)

Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски).

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и таблицу “Тип Хордовые. Класс Земноводные”

Информационный лист 4.

Тип дыхания: кожное.

Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …).

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.

Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.

Пятая микрогруппа получает информационный лист 4 и таблицы “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Класс птицы. Класс Млекопитающие.

Информационный лист 5. (Стр. учебника 71)

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, человек)

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

2. Защита групповой работы

Информацию докладывает спикер группы по плану, используя наглядное пособие. Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы) После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.

Дыхание у животных

Тип дыханияОрганы даханияОрганизмы, для которых это характерно
1. КлеточноеВся поверхность телаОдноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви
2. ТрахейноеДыхальца, трахеиНасекомые
3. ЖаберноеЖабрыРыбы, ракообразные, моллюски
4. КожноеКожаЗемноводные
5. ЛёгочноеЛёгкиеНаземные позвоночные животные

III. Физкультурная минутка

Упражнения на расслабление мышц конечностей, гимнастика для глаз.

IV. Закрепление изученного материала

1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (Не более 1 мин.)

2. Выполнение задания: Пройди лабиринт. (Учащиеся знакомы с такой формой работы. Для каждого ребёнка лежит на столе свой вариант лабиринта и инструктивная карточка к нему. (Приложение 1, Приложение 2)

Верные ответы по лабиринту:

Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.

— Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

— Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.

— А кто скажет, что же такое дыхание?

Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

Учащиеся говорят, что им понравилось в уроке, что было самым интересным. При выходе из кабинета они прикрепляют на лист ватмана с нарисованным деревом листочки, выражающие их настроение.

Красный лист – настроение отличное, всё понравилось.

Зелёный лист – настроение так себе, неплохое.

Жёлтый лист – настроение плохое, урок не понравился.

Данная информация для размышления учителя над проведённым уроком.

Источник

Органы дыхания и газообмен

Урок 24. Биология 7 класс. Животные. ФГОС

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

Конспект урока «Органы дыхания и газообмен»

Всем живым организмам необходим кислород, без которого не смогут осуществляться процессы жизнедеятельности.

Главной функцией молекулярного кислорода в организме является окисление различных соединений. Кислород необходим для дыхания, окисления жиров, белков, углеводов, а также для многих других биохимических процессов.

Обычный путь поступления кислорода в организм лежит через лёгкие, где он проникает в кровь, и поглощается гемоглобином — железосодержащим белком, который входит в состав эритроцита, и образует соединение — оксигемоглобин, а затем из крови поступает во все органы и ткани.

Кислород поступает в организм также и в связанном состоянии, в виде воды. В тканях кислород расходуется преимущественно на окисление различных веществ в процессе метаболизма. В дальнейшем почти весь кислород превращается в углекислый газ и воду, а затем выводится из организма через лёгкие и почки.

Кислород поступает в клетки организма живых существ различными путями: через поверхность тела, жабры, лёгочные мешки, лёгкие.

Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузиипроцессу выравнивания концентраций кислорода внутри организма и в окружающей его среде.

Газообмен у животных разных систематических групп

Одноклеточные простейшие животные дышат всей поверхностью тела. Кишечнополостные, свободноживущие плоские и круглые черви специальных органов дыхания не имеют. Они, подобно простейшим, также дышат всей поверхностью тела.

Специальные органы дыхания — перистые жабры — появляются уже у морских кольчатых червей. Перистые жабры образуются из выростов кожи по обеим сторонам тела.

В дыхании участвует кровь, которая обильно притекает к жабрам, омывает их, освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносит по всему организму.

Дыхательная система водных моллюсков представлена жабрами. У наземных и пресноводных улиток газообмен происходит в воздушной среде, поэтому вместо жабр у них появляется одно лёгкое.

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

Дыхательная система членистоногих разнообразна. У речного рака дыхательная система представлена жабрами.

У насекомых дыхательная система представлена трахеями — это тонкие разветвлённые трубочки, через стенки которых происходит газообмен.

У паукообразных представлена расположенными в брюшке лёгочными мешками и трахеями.

Клещи вообще не имеют органов дыхания, газообмен у них происходит через поверхность тела.

Система органов дыхания ланцетника представлена жаберными щелями, пронизывающими стенку переднего отдела кишечника — глотку. У ланцетника жаберные щели скрыты под кожей и открываются в особую околожаберную полость с частой сменой воды.

У рыб под жаберными крышками располагаются жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками, обильно пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

У наземных позвоночных органами дыхания являются уже лёгкие. Они представляют собой тонкостенные полые мешки, стенки которых оплетены густой сетью кровеносных сосудов — капилляров.

У земноводных из-за того, что они часть жизни проводят в воде, а часть — на суше, у взрослых представителей дыхание осуществляют несколько органов: это лёгкие, кожа и слизистая оболочка ротоглоточной полости.

На суше амфибии дышат лёгкими и кожей, в воде — только кожей. Личинки дышат с помощью кожи и жабр.

Из-за отсутствия грудной клетки у амфибий наблюдается нагнетательный тип дыхания. При этом животное сперва набирает воздух в ротовую полость, для чего открывает ноздри и опускает ротовое дно. Затем лягушка закрывает ноздри клапанами, открывает гортанную щель и поднимает ротовое дно при помощи мускулатуры, в результате чего воздух проталкивается в лёгкие. Удаление воздуха из лёгких происходит благодаря действию брюшной мускулатуры и спадению стенок лёгких.

Лёгкие представляют собой парные полые мешки. Их внутренняя поверхность ячеистая.

При кожном дыхании кислород сначала растворяется в жидкости, покрывающей кожу, после чего он поступает в кровь, то же самое происходит с углекислым газом, но в обратном направлении.

У пресмыкающихся единственный орган дыхания — лёгкие. Они имеют ячеистое строение, это увеличивает их дыхательную поверхность.

Поскольку тело покрыто чешуйками, кожное дыхание отсутствует. У пресмыкающихся впервые появились проводящие воздух пути — трахея и бронхи. Они дышат, всасывая воздух в лёгкие, а не глотают его, как земноводные.

Органы дыхания птиц в связи с полётом имеют ряд отличительных черт строения. Атмосферный воздух через парные ноздри попадает в носовую полость, затем в гортань и длинную трахею. В нижней части трахеи расположен голосовой аппарат, благодаря которому птицы издают различные звуки и даже могут петь.

Лёгкие представляют собой плотные, малорастяжимые губчатые тела, приросшие к рёбрам. Бронхи, войдя в лёгкие, сильно ветвятся до тончайших, слепо замкнутых бронхиол, оплетённых сетью капилляров, где и происходит газообмен.

Часть же крупных бронхиол, не разветвляясь, выходят за пределы лёгких и расширяются в девять огромных тонкостенных воздушных мешков.

Воздушные мешки у птиц как бы продолжают бронхи. Они находятся между различными внутренними органами. А их ответвления проходят между мышцами под кожу, заходят в трубчатые кости.

В воздушных мешках содержится запасный воздух, необходимый при полётах. Однако, в них не происходит газообмен. Воздушные мешки уменьшают плотность тела птицы. И защищают внутренние органы от перегрева при полёте. Но основное их назначение, участие в дыхании.

В состоянии покоя воздушные мешки в дыхании не участвуют. Дыхание в покое, осуществляется только за счёт расширения и сужения грудной клетки, благодаря работе межрёберных мышц.

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

Воздушные мешки функционируют в полёте. При этом происходит двойное дыхание.

Двойное дыхание — это насыщение крови кислородом во время вдоха и выдоха.

Изучим механизм двойного дыхания птиц. В полёте движения грудной клетки исключаются и дыхание осуществляется за счёт движения крыльев. Взмах растягивает воздушные мешки, и воздух засасывается в них через лёгкие. Опускание крыльев вызывает выдох.

Воздушные мешки разделяют на передние и задние. При первом вдохе грудина опускается и объем грудной полости увеличивается, в следствие этого воздушные мешки растягиваются.

При этом поступивший воздух движется в лёгкие и задние воздушные мешки. Но в передние воздушные мешки воздух не поступает.

При выдохе грудина поднимается, объем грудной полости уменьшается и воздух из лёгких поступает в передние воздушные мешки. А из задних мешков, воздух под давлением, переходит в лёгкие.

Итак, воздух прошёл через лёгкие дважды. Затем, когда птица поднимает крылья и снова делает вдох, воздух, который недавно поступил из задних воздушных мешков, из лёгких поступает в передние воздушные мешки. Но птица же сделала вдох, и поэтому новая порция воздуха снова поступила в лёгкие и задние воздушные мешки.

При следующем выдохе, при опускании крыльев, воздух из передних мешков выходит в трахею и выводится наружу. Воздух снова переходит из лёгких в передние мешки, а из задних мешков в лёгкие.

Таким образом, насыщенный кислородом воздух проходит через лёгкие дважды при вдохе — и при выдохе. Благодаря тому, что дыхание связано с движением крыльев, птица дышит тем интенсивнее, чем активнее машет крыльями. При полете интенсивность дыхания возрастает в 15 и более раз.

Частота дыхания в спокойном состоянии у птиц зависит от величины птицы. Млекопитающие также обладают совершенной системой органов дыхания. Она состоит из трахеи, бронхов и лёгких. По трахее и бронхам воздух проходит в лёгкие, где осуществляется газообмен.

наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть фото наземные позвоночные животные дышат чем. Смотреть картинку наземные позвоночные животные дышат чем. Картинка про наземные позвоночные животные дышат чем. Фото наземные позвоночные животные дышат чем

Легкие губчатые. В них ветвятся бронхи. По ним воздух попадает в лёгочные пузырьки — альвеолы, которые оплетены густой сетью мельчайших капилляров.

Вентиляцию лёгких обеспечивает появившаяся диафрагма, отделяющая брюшную полость от грудной, а также сокращение и расслабление межрёберных мышц. Вдох сопровождается увеличением объёма грудной клетки, выдох приводит к её уменьшению.

Источник

Строение дыхательной системы позвоночных животных

Строение дыхательной системы, ее развитие зависят от уровня организации животных, их среды обитания и образа жизни.

Органом дыхания у рыб являются жабры. Жабры, которые состоят из 3–4 жаберных дуг. На каждой дуге имеются жаберные лепестки и жаберные тычинки, покрытые жаберными крышками. Вода из ротовой полости поступает через жаберные щели на жаберные тычинки, где очищается от песка и других примесей, и затем омывает лепестки, пронизанные кровеносными сосудами, и выходит наружу из под жаберных крышек. В жаберных лепестках кислород, растворенный в воде, поступает в кровь. В зимнее время из-за недостатка кислорода в воде (водоемы покрываются льдом) происходит массовая гибель рыб (замор).

У наземных животных воздух при дыхании последовательно проходит носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи, легкие.

Земноводные (лягушки, тритоны, саламандры) дышат слабо развитыми легкими и тонкой влажной кожей. Легкие имеют вид продолговатых мешочков с эластичными стенками, которые снабжены кровеносными сосудами.

Личинки земноводных живут в воде, поэтому дышат только жабрами.

Безлегочные саламандры дышат через кожу и слизистой оболочкой ротовой полости.

У пресмыкающихся органы дыхания представлены более развитыми лёгкими с большей поверхностью.

У птиц имеются хорошо развитые плотные, губчатые легкие, которые пронизаны сильно ветвящимися бронхами и густой сетью капилляров. Некоторые ветви бронхов за пределами легких, расширяясь между различными внутренними органами, образуют воздушные мешки. Общий объем воздушных мешков в 10 раз больше, чес объем легких. Это уменьшает плотность тела, защищает организм от перегрева во время полета. Воздушные мешки участвуют в процессе дыхания. Для птиц характерно двойное дыхание: насыщенный кислородом воздух проходит через легкие дважды; в первый раз – при расширении грудной клетки – снаружи, во второй раз – при сужении грудной клетки – на задних воздушных мешках.

У млекопитающих легкие пронизаны бронхами, на концах которых имеются легочные пузырьки, оплетенные сетью капилляров. При вдохе сокращаются межреберные мышцы и диафрагма, вследствие чего увеличивается объем грудной клетки. При вдохе ребра поднимаются, а при выдохе опускаются, объем грудной клетки уменьшается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *