наука что к ней относится
Какие бывают науки?
Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.
Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.
Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.
История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.
Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.
К историческим наукам относится и археология.
Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.
Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.
Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.
С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.
Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.
Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.
Политология — наука о политике.
Социология — наука об обществе.
Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.
Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.
Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.
Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.
Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».
На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»
Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.
Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.
Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.
Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.
Геоморфология — наука о рельефе.
Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.
Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.
Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.
Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.
Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.
К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.
Единство наук
100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.
Курьезы в науках
Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.
Наука. Виды и функции науки.
Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.
Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.
В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли – ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции. Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию.
Классификация наук.
Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:
Функции науки.
Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:
Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).
Псевдонаука – это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Содержание:
Наука – вид деятельности человека, обеспечивающий производство знаний об окружающем мире и социуме.
Наука включает в себя следующие элементы:
Наука – социальный институт в обществе, который включает в себя:
Цель науки заключается в получении новых достоверных знаний, лежащих в научной плоскости мира.
Наука включает в себя ряд компонентов:
Мертон разработал принципы науки в труде «Нормативная структура науки» в 1942:
Универсализм | – истинность научных знаний оценивается независимо от демографических признаков. Природные явления, изучаемые наукой, протекают везде одинаково. Универсализм предполагает проверку и критику научных работ как опытного деятеля науки, так и молодого. |
Коллективизм | – полученные научные данные должны носить доступный характер, стать достоянием общественности. Учёный не вправе скрывать полученные знания, хоть и может претендовать на похвалу или премию. |
Бескорыстие | – цель учёного заключается в поиске истины, свободной от корыстных целей (премии, награды) |
Организованный скептицизм | – научные деятели обязаны проверять факты, в том числе, если используют данные других учёных в своих работах. Не следует доверять авторитетным научным деятелям, сколь известными и выдающимися бы не славились. |
В науке выделяют следующие функции:
Классификация современных наук
Фундаментальные науки призваны необходимостью знания, лежащего в основе мироздания. А прикладные науки направлены на использование полученных данных фундаментальных наук.
Направленность научных исследований
Фундаментальные исследования | – изучение предмета с целью получения нового, неизведанного знания. Позволяет выяснить закономерности явлений, результаты которого не будут предоставлены промышленности. |
Прикладные исследования | – методы научного познания, использующие результаты фундаментальных исследований, направленных на решения практических задач. |
Тенденции развития научного знания
Дифференциация – разделение крупной науки на маленькие подразделы (так в физике выделяют ряд разделов – оптика, механика и т.д.)
Интеграция – процесс объединения научных фактов, теорий, концепций об одном исследуемом объекте в единую систему знаний.
Дифференциация и интеграция неотделимые друг от друга тенденции, оказывают взаимодополняющее влияние.
Современная наука представляет собой взаимодействие организаций и учреждений, связанных не только между собой, но и с государством и подсистемами (экономика, культура, политика)
Современной науке присущи следующие характеристики:
Наука объединяет распространённые человеку научные факты в систему знаний, помогая рассмотреть явления окружающего мира во всём многообразии, формируя мировоззрения. Оказывает прогностическую функцию – определение опасных тенденций в обществе и природной среде. Формирует производительную силу социума.
Научно-техническая революция
Научно-техническая революция – период времени, в который произошёл скачок развития науки и технологий, преобразивший производительные силы социума. Начало революции датируется серединой 20 в., в скором времени увеличившая экономический потенциал развитых стран.
Последствия НТР разделились на позитивные и негативные стороны:
Наука что к ней относится
к форме федерального
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ НАУКИ
(в соответствии с Номенклатурой научных специальностей,
по которым присуждаются ученые степени, утвержденной
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 1027
(зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2017 г.,
регистрационный N 48962)
Группы научных специальностей, научные специальности
1. Естественные науки
Клеточная биология, цитология, гистология (03.03.04)
Науки о Земле (25.00.00) (кроме экономической, социальной, политической и рекреационной географии (25.00.24), обогащения полезных ископаемых (25.00.13), технологии и техники геологоразведочных работ (25.00.14), технологии бурения и освоения скважин (25.00.15), горнопромышленной и нефтегазопромысловой геологии, геофизики, маркшейдерского дела и геометрии недр (25.00.16), разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений (25.00.17), технологии освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18), строительства и эксплуатации нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19), геомеханики, разрушения горных пород, рудничной аэрогазодинамики и горной теплофизики (25.00.20), теоретических основ проектирования горнотехнических систем (25.00.21), геотехнологии (подземной, открытой и строительной) (25.00.22)
2. Технические науки
Инженерная геометрия и компьютерная графика (05.01.00)
Машиностроение и машиноведение (05.02.00)
Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение (05.04.00)
Транспортное, горное и строительное машиностроение (05.05.00)
Авиационная и ракетно-космическая техника (05.07.00)
Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы (05.11.00)
Радиотехника и связь (05.12.00)
Информатика, вычислительная техника и управление (05.13.00)
Металлургия и материаловедение (05.16.00)
Технология продовольственных продуктов (05.18.00)
Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности (05.19.00)
Процессы и машины агроинженерных систем (05.20.00)
Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева (05.21.00)
Строительство и архитектура (05.23.00) кроме теории и истории архитектуры, реставрации и реконструкции историко-архитектурного наследия (05.23.20)
Безопасность деятельности человека (05.26.00)
Обогащение полезных ископаемых (25.00.13)
Технология и техника геологоразведочных работ (25.00.14)
Технология бурения и освоения скважин (25.00.15)
Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (25.00.16)
Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (25.00.17)
Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18)
Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19)
Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (25.00.20)
Теоретические основы проектирования горнотехнических систем (25.00.21)
Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (25.00.22)
3. Медицинские науки
Физиология (03.03.00), кроме клеточной биологии, цитологии, гистологии (03.03.04)
4. Сельскохозяйственные науки
Ветеринария и зоотехния (06.02.00)
5. Общественные науки
Психология (19.00.00), кроме психофизиологии (19.00.02)
Другие общественные науки: экономическая, социальная, политическая и рекреационная география (25.00.24); журналистика (10.01.10)
6. Гуманитарные науки
История и археология (07.00.00)
Литературоведение (10.01.00), кроме журналистики (10.01.10)
Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (05.23.20)
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Понятие науки
Наука – это…
Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.
Роль науки в современном обществе ( 10 класс)
Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.
Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.
Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний.
Особенности научного мышления
Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.
Особенности научного мышления:
Классификация современных наук ( 10 класс)
Естественные и социально-гуманитарные науки
На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:
Научно-техническая революция и ее влияние на общество
НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.
Положительные последствия НТР:
Отрицательные последствия НТР:
Наука, её значение в жизни современного общества (8 класс)
Нравственные принципы труда учёного (8 класс)
Возрастание роли научных исследований в современном мире (8 класс)
Как видно, задание не такое сложное, как может показаться – выполнить его хотя бы на 1 балл можно даже в том случае, если не знаешь ничего по теме научной деятельности. Анализ научных публикаций по специализации относится к научной деятельности, поскольку анализ – один из методов науки. В профсоюзную организацию может входить любой человек, поэтому этот пункт не подходит. То же самое относится и к посещению библиотеки. А вот выступление с докладом и подготовка монографии – яркие черты, характерные для научной деятельности: люди, не занимающиеся наукой, делать этого не могут. Остается просмотр новостей, который не имеет отношения к профессиональной деятельности.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Теоретический уровень научного познания основывается на различных предположениях, суждениях, выводах, умозаключениях; эмпирический предполагает ориентацию на чувственное познание – на что-то видимое, происходящее, наблюдаемое. Выдвижение гипотез, объяснение сущности изучаемых явлений и выявлений различных закономерностей – стадии теоретического познания. А вот проведение наблюдения и эксперимента – яркие примеры эмпирического познания. Данный вариант задания довольно легкий, главное – помнить, что все практические действия связаны с эмпирическим уровнем познания.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.
Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.
Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.
Ответ: научное познание
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить