наставничество что это такое простыми словами
Кто такой наставник на работе: для чего нужно наставничество
Наставник — это человек, который может помочь вырасти в карьере, выстроить нормальные взаимоотношения с коллективом и получить удовлетворение от рабочего процесса.
В самом широком смысле, наставник — это опытный сотрудник рабочего коллектива организации, который помогает адаптироваться новым сотрудникам на работе в этой самой организации.
А наставничество — это деление опытом и знаниями одного человека с другим.
Наставник — это опытный сотрудник, который готов делиться своим опытом с молодыми сотрудниками. Он часто:
выступает в качестве источника профессиональных знаний;
помогает адаптироваться к корпоративной культуре;
быстрее помогает внедриться в рабочий процесс компании.
Наставник не должен решать проблемы подопечного и никогда не дает точные советы, как поступить. Его задача — оградить подопечного от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать свои проблемы самостоятельно. Чтобы подопечный смог своими усилиями достичь собственного успеха, а не при четких указаниях наставника.
Как стать наставником?
Наставничество не содержит каких-либо ограничений. Наставником может быть абсолютно любой человек, если у него есть профессиональный опыт в чем-либо и он хочет поделиться им с другими людьми. Как правило, наставничество проводится бесплатно и на добровольной основе. Если наставничество происходит в бизнесе, то платить или не платить какую-то долю из прибыли — по договоренности. В других сферах наставничество в основном происходит бескорыстно.
Обязанности наставника и его подопечного
Наставничество в основном происходит на добровольной основе в результате договоренности двух людей. Однако наставничество несет в себе «джентльменский договор», что предполагает наличие определенных обязанностей у обеих сторон. Например, подопечный должен:
работать и прислушиваться к наставнику;
присутствовать на каждой согласованной встрече с наставником;
делиться своим прогрессом и результатом наставничества;
уделя ть время на собственное развитие;
объективно расценива ть собственные силы;
уважа ть мнение и время наставника;
делится своей экспертностью;
фокусируется на главных проблемах подопечного;
оказывает словесную поддержку;
дает рекомендации без четких шагов действий;
Заключение
В б ольшинстве случаев наставник — это более быстрый путь для достижения успеха. Не зря во многих сферах, когда вы стоите на старте длинного пути, рекомендуют найти себе наставника, чтобы это т путь был легче и эффективнее.
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Наставничество (менторство)
Наставничество (менторство) – обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки посредством обратной связи.
Наставничество нужно для того, чтобы:
— поддерживать и поощрять осуществление обучения сотрудника;
— передавать знания, накопленные в организации, и нормы поведения, принятые в компании;
— раскрыть потенциал практиканта.
Коучинг направлен не столько на передачу знаний и выработку навыков, сколько на активизацию процессов самообучения и саморазвития. Это происходит путем предоставления непрерывной обратной связи в процессе совместного анализа ситуаций и проблем.
Менторство сочетает в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности. Тут также важна обратная связь, но добавляется хорошая теоретическая база. Ментор сначала рассказывает теорию, потом показывает пример, и только потом обучающийся выполняет задание и получает обратную связь.
Наставничество делает акцент на практическую часть. Более опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. В идеале наставничество может происходить непрерывно.
Наставник называется ментором. Название пришло из древнегреческой мифологии. Герой по имени Ментор был мудрым советчиком, ему все доверяли, приходили с вопросами, за советами и помощью.
Обычно наставником выступает более опытный сотрудник, обладающий знаниями и профессиональным опытом который помогает молодому и неопытному сотруднику преодолеть все трудности карьерного и социального роста. Молодой сотрудник в менторинге называется протеже. Это, как правило, менее опытный сотрудник, который, прислушиваясь к советам ментора, старается улучшить качество выполняемой им работы.
Наставник может выполнять разные функции:
Наставник — внимательный помощник
Проявляет внимание и эмпатию, поддерживает, воодушевляет. Задает вопросы. Создает доверительные отношения с «учеником». Такой наставник — друг. И пожалеет, если не получится, и обсудит плохое настроение и семейные проблемы.
Суровый наставник. Обратную связь дает честно, прямо. Информацию излагает четко, требует четкого выполнения. Может поругать. Требует качественного выполнения работы. Он словно бросает вызов. Такой наставник может первоначально вызвать испуг у «ученика». Но такая позиция наставника дает возможность в кратчайшие сроки собраться и выполнить необходимую работу.
Задача наставника — провести ученика через несколько этапов развития.
Процесс развития человека:
Неосознанная некомпетентность — человек не знает, что он не знает.
Осознанная некомпетентность — человек знает, что он не знает и хочет узнать.
Осознанная компетентность — человек знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.
Неосознанная компетентность — человек знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.
Цель наставника перевести стажера из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.
С примером такого развития человека мы сталкиваемся довольно часто. Например, в компанию пришел новый сотрудник. Он хочет работать по профессии.
На первом этапе он уверен в себе и еще не знает, с какими трудностями придется столкнуться — это этап неосознанной некомпетентности. Начав работать, он видит, что многое у него не получается, и, чтобы не потерять рабочее место, ему необходимо получить новые знания.
Он идет на курсы, занимается саморазвитием или работает с наставником. Это второй этап — осознанная некомпетентность.
Закончив обучение, сотрудник овладевает необходимыми знаниями, проходит испытательный срок и активно работает в компании, стараясь выполнять все так, как его научили на предыдущем этапе. Это осознанная компетентность.
Нарабатывая опыт, сотрудник начинает выполнять задания автоматически. Это 4 этап — неосознанная компетентность.
Задача наставника провести сотрудника по всем 4 этапам развития. Сначала показать ему, что ему необходим новый опыт и знания. Другими словами, замотивировать его на обучение и развитие (первый этап развития). Далее дать сотруднику необходимые знания, научить его (второй этап развития). На остальных этапах развития наставник находится рядом, поддерживая и направляя «ученика».
Чтобы наставничество было эффективным, следует соблюдать несколько правил.
1. Старайтесь создать доверительные отношения с партнером.
2. Эффективнее работать «тет-а-тет». У каждого сотрудника свой наставник.
3. Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.
4. Научите его использовать все возможности для развития и роста.
5. Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого, поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В тоже время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Наставничество: инфоцыганская услуга или ключ к успеху?
«Наставник – это секретное «оружие» самых успешных людей планеты».
Заглянем немного в прошлое. Наставничество (менторство) появилось еще в 80-х годах. Тогда наставниками были узнаваемые и богатые люди, как правило, они брали одного «подопечного» и за руку вели его к успеху. Так, Билл Гейтс, один из самых богатых людей в мире, приписывает часть своего успеха своему ментору, бизнесмену и инвестору Уоррену Баффету. Майя Анджелу была наставницей Опры Уинфри, а Стив Джобс – наставником Марка Цукерберга. Эти имена на слуху у каждого. Кто знает, каков был бы их путь без наставника?
Что такое наставничество
В наставничестве вы покупаете опыт более успешного человека. Прокладывать собственный путь к успеху гораздо тяжелее, дольше, возможны финансовые потери. Когда вы идете в наставничество, у вас есть конкретные шаги к действиям, совершая которые вы очень быстро получаете результат.
Чем отличается наставник от коуча или ментора
Коуч – это специалист, который не дает вам конкретных рекомендаций к действию, вы находите ответы внутри себя.
Наставник, он же ментор, дает советы, делится знаниями на основе своего опыта, предлагает задачи, чтобы привести вас к результату.
Как выбрать себе наставника
При выборе наставника стоит ориентироваться на следующие критерии:
Где искать наставника
К поиску наставника, как и к выбору коуча или психолога, нужно подходить внимательно. К первому встречному за услугами наставничества идти не стоит.
Как искала наставника себе я? Когда поняла, что мне нужен наставник, стала искать среди экспертов в моей нише, тех, на кого я давно подписана и в ком уверена. Затем записалась на первую установочную сессию к трем экспертам и уже после этих встреч определилась, с кем мне более комфортно взаимодействовать и работать. Таким же образом на наставничество приходят и ко мне. Чаще всего, это люди, которые давно на меня подписаны или уже купили какой-то из моих продуктов.
Если у вас на примете нет ни одного такого человека, советую поискать экспертов в соцсетях, подписаться и понаблюдать за ними. Как только будете готовы, вы можете обратиться к ним за услугой наставничества.
Как проходит работа в наставничестве
На первой встрече задача наставника сделать «скрининг» ситуации и предложить вектор решения.
Наставник проверяет актуальность и реальность вашего запроса, вы определяете вместе желаемую, достижимую точку Б на время работы.
Договариваетесь о периодичности ваших встреч.
Часто бывает, что запрос, с которым приходят люди, не соответствует реальности, и если с ним работать, успех маловероятен.
Например, недавно ко мне на наставничество пришла девушка, SMM-специалист. Запрос звучал так: «Я хочу создать свой курс и начать зарабатывать на этом». Когда мы разобрали реальную ситуацию, оказалось, что этот запрос, скорее, про иллюзию «быстрого» заработка. Девушка столкнулась с финансовым потолком в 40 тысяч рублей и не могла понять, как дальше расти, поэтому решила, что ей необходимо делать курс. На деле ей нужно было сформировать правильную продуктовую матрицу, поработать с ценообразованием и найти новых клиентов по новой цене, что мы и сделали. В течение двух месяцев ей удалось выйти на заветные 100+ тыс.
В рамках наставничества вы получаете разные задания, которые и приводят к результату. Пример таких заданий:
Задания выстраиваются индивидуально под ваш запрос.
Сколько стоит наставничество
Цена за работу с экспертом зависит от его компетенции и личного бренда. У небольших специалистов групповое наставничество может начинаться от 15 000 рублей, личное – от 30 000.
Я сама была в наставничестве, которое обошлось мне в 100 000 рублей за 2 месяца работы, и смогла масштабировать свою онлайн-школу в 2 раза. Считаю, это было хорошей инвестицией.
С каким запросом лучше идти к наставнику (ментору)
Как правило, в наставнике нуждаются эксперты и предприниматели, которые сталкиваются с проблемой роста или масштабирования своего проекта. Я собрала ТОП запросов, с которыми чаще всего приходят люди.
Это типичные запросы, которые хорошо решаются в рамках работы в наставничестве.
Есть ли гарантия результата
Гарантий наставник не дает. Почему? Потому что ваш результат полностью зависит от приложенных вами усилий. Наставник не может нести ответственность за действия или бездействия другого человека.
8 ответов на вопросы о менторах
1. Ментор – это кто?
В переводе с латыни «наставник, учитель, мастер». Само определение «ментор» пришло к нам из древнегреческой мифологии. По преданию, у Одиссея был друг по имени Ментор, он был опытен и мудр, но слишком стар для военного похода на Трою. Поэтому Ментор остался в Итаке и по просьбе Одиссея все это время учил и воспитывал его сына Телемаха, передавал наследнику свои знания и мудрость, опекал жену Одиссея и помогал сохранить семейный очаг в ожидании главного героя из многолетнего похода.
Гомер писал, что в облике Ментора Телемаха вела по жизни сама богиня Афина, поэтому в античных сказаниях часто «ментор» = «маска божества». А в наше время ментором называют человека, который оказывает всяческую поддержку, наставляет, обучает и помогает достичь целей.
Сократ был учителем Платона. Тот был наставником Аристотеля. А Аристотель — ментором Александра Македонского
Сократ был учителем Платона. Тот был наставником Аристотеля. А Аристотель — ментором Александра Македонского.
2. Так «ментор» и «наставник» – одно и то же?
Действительно, они преследуют одинаковые цели — научить и поделиться опытом. Но если рассматривать рабочие методы, разница оказывается большой.
Задача наставника — только научить, как делать что-то. Если вы устраиваетесь на работу, вам дают в наставники более опытного специалиста, который показывает, как выполнять ту или иную рабочую операцию, требует повторять те же действия, делать точно так же. То есть, наставник учит идти «проторенной дорожкой».
У ментора иной подход — делиться собственным опытом. Ментор проецирует свой жизненный и профессиональный опыт на подопечного (менти) и составляет индивидуальную программу для каждого своего менти. Например, он показывает, какие способы, инструменты и технологии можно использовать для грамотной организации работы команды, чтобы достичь максимальной эффективности. Кроме того, ментор всегда предупреждает о возможных трудностях и неудачных действиях при выборе той или иной стратегии. На основе этой информации он ожидает, что вы придумаете или найдете свой собственный путь достижения цели. В конечном итоге цель ментора – помочь вам составить вашу индивидуальную стратегию и провести вас к цели по согласованному плану. В процессе обучения ментор показывает вам все пути к достижению цели, дает ответы на вопросы и советы, но никогда не мешает работать и ничего не делает за вас!
Итак, менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор как опытный специалист не просто делится с вами знаниями, а оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач и в целом положительно влияет на развитие вас как человека и специалиста.
Так что, менторство — это не просто история про обмен опытом, а ментор — не просто наставник. Это человек, который передает вам опыт своих профессиональных побед и поражений, достижений и ошибок. А его опыт позволяет вам проходить путь к своей цели намного быстрее и эффективнее.
3. Кто НЕ ментор?
Преподаватель. Потому что он, используя педагогические и методические подходы, учит вас только тому, что и как делается. Его задача — дать максимально возможные теоретические знания о тех или иных процессах.
Тренер. Кратко рассказывает об определенной технологии выполнения того или иного действия и помогает закрепить ее использование на практике.
Коуч. Действует по шаблонной схеме, используя ваши внутренние ресурсы и опыт для решения какой-либо задачи.
Эксперт. Дает оценку ситуации в определенных узких сферах, основываясь на своих знаниях и опыте.
Консультант. Дает свои советы (как правило, на основе лишь теоретических знаний) по изменению ситуации в соответствии с текущими обстоятельствами.
В отличие от них, опытный ментор для максимально успешного продвижения своего подопечного по пути к поставленной цели использует разные техники, в том числе и тренерские, экспертные или коучинговые. Так что в процессе вашей совместной работы ментор одновременно сочетает в себе функции и эксперта, и учителя, и тренера, коуча, консультанта, психолога. А чаще всего он становится для вас еще и хорошим другом.
4. Менторинг или коучинг, что лучше?
Чацкий:«…Наш ментор, помните колпак его, халат,Перст указательный, все признаки ученьяКак наши робкие тревожили умы…»© А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
Несмотря на то, что ментор и менторство – понятия, имеющие глубокие исторические корни, сегодня на русскоязычном пространстве больше говорят о коучинге, чем о менторинге. А большинство людей просто не различают два эти понятия.
Эти практики, действительно, объединяют общие принципы и процессы, но основаны они на разных типах взаимоотношений.
Коучинг — это профессиональный вид деятельности, коучинговым практикам необходимо обучиться. В коучинг часто приходят специалисты из психологии, консалтинга, HR. Коуч может одновременно вести подопечных из совершенно разных сфер деятельности, используя при этом специфическую шаблонную технологию. Поэтому коучем, по сути, может стать и человек, не имеющий существенного жизненного, профессионального или бизнес-опыта в вашей сфере, но получивший специальное коучинговое образование.
В отличие от менторства, задача коучинга — помочь клиенту «разобраться в себе», чтобы осознать краткосрочный план действий, который позволит решить возникшие проблемы более эффективно. Другими словами, как правило, коучинг — это кратковременное наставничество, помогающее решить определенные узкие задачи.
В отличие от него, менторство — долгосрочное наставничество, которое развивает навыки подопечного на перспективу, взращивает его как профессионала, как специалиста в его сфере, зарождает у человека необходимый стиль мышления и закладывает основы для успеха в конкретном деле. Поэтому ментор просто обязан иметь большой опыт деятельности в указанной сфере. Таким образом, ментор не просто помогает решить существующие проблемы, он мотивирует на саморазвитие и стимулирует серьезный личностный рост человека.
5. Насколько менторство популярно и эффективно?
На развитых рынках менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в любой профессии и одним из самых действенных способов развития soft skills — гибких навыков вроде креативности и умения работать в команде.Согласно данным Американского общества обучения и развития, 75% руководителей компаний считают, что менторство сыграло важную роль в получении ими должности.
Аналитики Endeavor Insight в течение 10 лет проводили мониторинг среди компаний Нью-Йорка и выяснили, что более 33% из них достигли успеха из-за менторства топовых предпринимателей.
Менторинг также делает сотрудников более лояльными к компании. Летом 2019 года сервис SurveyMonkey провел опрос на тему счастья на работе. Один из выводов: если у сотрудников есть ментор, на рабочем месте им намного комфортнее. Сотрудники с менторами склонны считать, что их компания предоставляет хорошие возможности для карьерного роста. Среди топ-менеджеров так думает 80%.
А вот еще несколько цифр мировой статистики, подтверждающих популярность этого движения:
76% организаций в Европе предлагают своим сотрудникам менторство;
71% компаний из списка Fortune500 имеют корпоративные менторские программы;
77% компаний в мире говорят, что менторство помогает удержать ценных сотрудников в компании;
78% сотрудников, задействованных в менторских программах, не попадают под сокращение;
60% соискателей в Европе и США указывают менторство обязательным критерием для нового места работы;
Крайне важно менторство для стартапов. В США 70% стартапов и компаний малого бизнеса, чьи основатели пользуются поддержкой менторов, преодолевают отметку в пять лет. А это в два раза больше, чем в случае со стартапами без менторов. Издание The Village провело интересное исследование по этому поводу: они проанализировали основные причины закрытия молодых компаний и пришли к выводу, что лишь одна из них связана с погрешностями продукта. Все остальное — отсутствие тех или иных знаний и менторской поддержки у основателей команды.
Издание Harvard Business Review в свое время провело опрос 45 CEO, чтобы выяснить, какую роль сыграли менторы в их профессиональной жизни. Как выяснилось, 84% гендиректоров уверены, что именно менторы помогли им избежать дорогостоящих ошибок и быстрее повысить свой экспертный опыт в определенной сфере.
6. Зачем мне ментор, если я не новичок?
Существует стереотип, что в менторе нуждаются только начинающие специалисты. Это глубочайшее заблуждение. Каждому человеку на разных отрезках жизненного пути нужен тот или иной ментор для личностного и профессионального роста. Вот только несколько известных примеров:
1. Соучредитель сайта Flickr Катерина Фейк была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy — крупнейшей онлайн-площадки для продажи хендмейда и винтажных вещей.
2. Али и Хади Партови, предприниматели из Кремниевой долины, были менторами Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, основателей облачного сервиса хранения данных Dropbox.
3. У Стива Джобса наставником был Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple.
4. CEO Google Эрик Шмидт являлся наставником для его основателей Сергея Брина и Ларри Пейджа. Перечислять такие звездные пары можно очень долго. Шмидт в своей книге «Как работает Google» писал: «Даже если СЕО — суперзвезда, ему все равно нужен ментор. Ведь и у победителей Олимпиады есть тренеры».
Так что на разных этапах и в разных ситуациях нам нужны разные менторы. Меняться должны не только их имена, но и роли, стратегии и направления, просто потому, что меняемся мы сами и наши жизненные задачи.
7. Зачем люди этим занимаются?
Я бы сказал, они это делают ради себя. Ведь опыт наставничества — отличный повод резюмировать свои удачи, жизненный опыт и заняться переоценкой собственного профессионального пути.
В жизни любого человека наступает момент, когда он хочет чувствовать себя значимым и востребованным, когда он хочет делиться своими знаниями и опытом.
А еще видеть, как добивается успехов твой ученик — большое удовольствие для ментора. Так что менторство – всегда двусторонний процесс, в котором вы и инвестируете, и получаете инвестиции.
8. Какие бывают менторы?
Да самые разные. Помните секретаршу Верочку из кинофильма «Служебный роман»? Как она делилась опытом со своей мымрой-начальницей Людмилой Прокофьевной, что значит «быть женщиной»? Учила ее ходить «как мы ходим», а не «сваи вколачивать»… Вот вам личностный менторинг в чистом виде.
Есть, например, социальный менторинг, когда Фонды общественной интеграции разных стран заключают договора со специалистами об оказании таких услуг беженцам, чтобы они могли адаптироваться в новой среде.
Может иметь место и юридический менторинг. Например, Алексей Артюх, один из лучших налоговых юристов России, пользующийся наибольшим доверием среди коллег (рейтинг симпатий ПРАВО-300) считает: «Менторство и передача опыта в профессии – важнейшее условие для формирования лучших качеств юриста. Конечно, успеха можно добиться и без ментора, но тогда путь будет намного более тяжелым и тернистым».
Каждый человек может и должен быть для кого-то ментором, чтобы реализовать свои скрытые и явные таланты, чтобы почувствовать себя счастливым и нужным, чтобы помогать людям.
И каждый человек должен иметь своего ментора, и не одного. Чтобы найти себя, найти свой путь, стать успешным специалистом, чтобы решать задачи быстрее и эффективнее. Хочешь стать ментором или найти своего ментора?