нарушение иерархии в семье что делать

«Дети вырастают инфантильными эгоистами». Психолог – о важности иерархии в семье

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

С рождением ребенка жизнь пары меняется. И часто происходит так, что родители подстраивают свою жизнь под нового члена семьи и ставят желания ребенка превыше всего. Но правильно ли так делать? Узнали у психолога Галины Швец.

По мнению психолога, без четкой иерархии в семье не обойтись. Галина проводит аналогию с рабочим коллективом, где нет главного, а все работают на равных условиях. — Будет ли такая организация функционировать? Какое-то время — да, но недолго, потому что в ней будет твориться настоящий хаос и беспредел. Семья — это такая же организация. И если в семье нет структуры, то есть иерархии, она не будет функционировать нормально.

В любой «организации» должен быть руководитель, который управляет, принимает важные решения и несет ответственность за своих «подчиненных».

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

Учёные выяснили, какие дети вырастают чёрствыми и равнодушными

Часто в семьях возникает искаженная иерархия

Иногда ребенка ставят на пьедестал, он становится неким центром семьи, а остальные ее члены подстраивают под него свою жизнь. Возникает искаженная семейная иерархия. Часто это происходит в семьях, которые долго ждали появление ребенка.

— У Джона Грея в книге «Дети с небес» написаны замечательные слова по этому поводу: «Ты можешь быть не согласен, но папа и мама — главные». Что это означает? Не всегда все в жизни должно происходить так, как хочет ребенок. Родители не обязаны и не должны удовлетворять все его «хотелки». Есть такие ситуации, когда ребенок из-за своих желаний может оказаться в опасности. Например, он может захотеть облизывать провода, играть с острым ножом, бросать мяч в окно. Да и вообще: если ребенок не хочет идти на улицу, всем нужно оставаться дома из-за него? Конечно, нет!

Естественно, ребенок будет сопротивляться — расстраиваться и злиться, но он должен знать, что главные в семье — родители. Именно они принимают решения, исходя из своих представлений о том, что правильно, а что — нет.

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

Мнение: Гаджеты отнимают у детей то прекрасное, что их окружает (ВИДЕО)

При этом, конечно, нужно учитывать возраст ребенка. Если плачет грудничок, важно удовлетворять его базовые потребности: покормить, поменять памперс, просто успокоить. А вот ребенку постарше вполне можно сказать: «Подожди, пожалуйста, я сейчас подогрею еду папе, он пришел с работы голодным, а потом дам вкусненькое тебе».

В семьях с неправильной иерархией дети вырастают эгоистичными и инфантильными

Когда родители ставят ребенка на первое место, он начинает понимать, что малышом быть хорошо. Весь мир крутится вокруг него: желания мгновенно исполняются, все самое вкусное достается именно ему. В итоге ребенок просто не видит смысла взрослеть. Как это проявляется на деле? Ребенок часто капризничает, командует родителями, требует приказами и криком то, что ему хочется. Такие дети часто вырастают эгоистичными и инфантильными, не способными к самостоятельной жизни.

— Бывают такие семьи, в которых сын в 25 лет требует от родителей деньги на свои личные расходы. И они дают, думая: «Как же он без нас». А все это происходит из-за нарушенной иерархии в семье: с детства ребенку мгновенно давали то, что он хотел. Зачем ему взрослеть, если мама и папа всегда будут о нем заботиться и обеспечивать всем необходимым?!

Психолог обращает внимание и на другую сторону проблемы: когда родители ставят на первое место ребенка, они часто чувствуют себя несчастными. А от этого страдает и сам ребенок:

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

Каким должно быть счастливое детство?

Сначала подумайте о себе, потом — о детях

Важная роль в построении правильной иерархии в семье играет женщина: она должна с уважением относиться к своему мужу и демонстрировать это детям. Причем не только на словах, подчеркивает психолог.

— Например, пришло время обедать. Дети кричат, что хотят есть. Кому первому вы будете накладывать еду? Тому, кто громче кричит, или самому маленькому члену семьи? Правильный ответ — мужу! Потом — себе, затем еду получают старшие дети, а младшие — самые последние. Такому же принципу нужно следовать, когда в семье делят что-то вкусное. Обычно как? Все отдается детям, а папе и маме остается по маленькому кусочку. А надо наоборот: сначала мама угощает папу, потом берет кусочек себе и только потом делится с детьми. На первом месте должны стоять потребности и желания взрослых, а потом — детей!

Таким поведением родители показывают, что «быть взрослым и старшим — это круто, к этому надо стремиться». А это положительно влияет на поведение ребенка, его отношение к людям и миру в целом:

— Видя, как мама уважает папу, сколько всего ему можно, ребенок будет хотеть стать таким же. Он будет вести себя более осознанно, помогать родителям, с удовольствием будет учиться у них чему-то новому, с уважением будет относиться к их просьбам и пожеланиям.

В самом общении с ребенком родителям стоит подчеркивать, что они радуются и гордятся тем, что он становится старше. Тогда дети обычно с удовольствием откликаются на просьбы родителей:

— Например, самые обычные повседневные дела можно поручать ребенку не в виде наказания, как часто это преподносят, а как показатель того, что ребенок может делать «великие семейные дела» наравне со взрослыми, ведь он взрослеет, становится сильнее и умнее. Тогда и отношение детей к домашним делам становится совсем иным.

Не всегда установленные правила и границы нравятся детям. Особенно если родители поздно замечают, что иерархия в семье нарушена. Тогда психолог советует начинать с мелочей:

— Например, если вы купили сладостей — попробуйте их первыми, а потом угостите ребенка. Первое время он может расстраиваться. Но это его право — выражать свои эмоции. Вы должны помочь ему справиться с этими чувствами, но не идти на поводу: «Да, я понимаю, что ты хочешь конфету, но сначала суп, потом сладости». И тогда ребенок шаг за шагом начнет потихоньку понимать, что главные в семье — мама и папа, а не он.

Не возвышайте младшего ребенка над старшим

В воспитании нескольких детей психолог также советует придерживаться принципов иерархии. Тогда у детей не возникнет ревности друг к другу. А все потому, что родители не будут ставить младшего ребенка выше себя и старших детей:

— Не должно быть никаких привилегий у ребенка просто потому, что он маленький. Забудьте фразу: «Он же младше — уступи». В противном случае ревность неминуема, ведь раньше все внимание доставалось старшему ребенку, а тут вдруг появился малыш, который теперь стал центром Вселенной. У нас, например, старший сын очень любит младшего и гордится тем, что он взрослее: «Мне уже можно смотреть мультики и есть сладости, а Ярославу — нельзя, он маленький и может командовать только игрушками». Но такое возможно только тогда, когда в семье старший ребенок — важнее младшего, а не наоборот, как это часто бывает в наших семьях.

Психолог подчеркивает, что с возрастом детей нужно не только наделять новыми правами, но и вводить им новые обязанности, например, домашние дела по дому.

— Права и обязанности должны расширяться с возрастом пропорционально. Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать того, на что они еще неспособны. Но общее правило такое: чем старше ребенок, тем больше у него не только прав, но и обязанностей. Если ребенку в 6 лет разрешили играть в компьютерные игры, то наравне с играми у него появилась обязанность ходить в школу, вовремя выполнять домашние задания, заботиться о домашних питомцах, помогать маме с уборкой.

Источник

Нарушения иерархии в семейной системе. Чего нельзя делать родителям со своими детьми.

Автор: Мария Мухина, психолог, системный терапевт

Нарушения иерархии в семейной системе

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.

Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка.

В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами).

В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица.

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети.

Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так:

«Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта»

Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.

То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими.

Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).

Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Источник

Перевернутая семейная иерархия

Основная задача иерархии в системе семьи заключается в установлении порядка, определении авторитета и власти в семье, а также степени влияния одного члена семьи на остальных.

В нуклеарной семье родители имеют власть, поскольку полностью отвечают за своих чад, и это является одним из проявлений иерархии.

Но бывает так, что происходит нарушение семейной иерархии. Рассмотрим, когда это случается, и какие последствия влечет за собой подобная ситуация.

Зачастую, когда в семье между двумя партнерами возникает эмоциональный накал, автоматически в конфликт вовлекается третий член семьи – ребенок. Указанный эмоциональный процесс имеет название триангуляция. Такая ситуация наблюдается в семье, в которой отсутствуют четкие внутренние границы и ребенок выступает в роли эмоционального партнера для своих родителей. В данном случае имеет место перевернутая иерархия, когда у ребенка статус такой же, как и у взрослых.

Пример: Отношения «дочь-подружка». Многие матери стремятся общаться со своими дочерьми на равных. Тогда дочь из статуса «ребенок» переходит в статус «подруга», что способствует смещению ролей.

Девочка подсознательно начинает испытывать дискомфорт, поскольку ослабевает ее сила ребенка, которая в норме обычно направлена на общение со сверстниками, сестрами, братьями и т. д. Если мать позволяет себе обсуждать с дочерью негативное поведение и поступки мужа, посвящать в подробности их конфликтов, рассказывать о своей ревности к отцу дочери, то у девочки в душе происходит диссонанс. Мать в данном случае теряет свой авторитет в глазах дочери, а фигура отца является более эмоционально значимой для чада. Ребенок одинаково любит как отца так и мать, поэтому всякая неприятная информация про своего отца способствует отдалению дочки от матери. Аналогичная ситуация складывается и с сыном, когда наблюдаются излишние дружеские отношения со стороны мамы или папы.

Второй пример: Маленькая девочка утрачивает роль ребенка в том случае, если ее мать умерла. Тогда, со временем, на дочку возлагаются обязанности матери. Она вынуждена ухаживать за отцом, выполнять домашнюю работу, которую обычно выполняет женщина в семье. Девочка, так и не сможет насладиться детством, а со временем, выйдя замуж, продолжит выполнять роль мамы для своего супруга.

Нарушение иерархии между братьями сестрами

Вследствие парентификации ответственность старшего ребенка в семье распространяется не только на родителей, а и на младших братьев и сестер. Тогда старшие дети вынуждены принимать решение за жизнь и судьбу младших. А бывает и так, что из-за чрезмерной авторитарности одного из родителей, который объединяется с детьми в так называемую коалицию, теряет силу другой родитель.

Пример: в семье два сына с существенной разницей в возрасте. Отец семейства выходные проводит с детьми, не учитывая интересы матери, которая чувствует себя слабой в сложившейся ситуации. Мать начинает раздражаться на образовавшуюся коалицию и пытается создать свою с близкими родственниками, подругами или психологом. Также бывают коалиции в семье, которые относят к норме – коалиции «по горизонтали». В таком случае объединение происходит как между родителями, так и между детьми.

Информация о вас, которую не должны знать ваши дети

Следует всегда контролировать то, что вы говорите детям. Так, например, они не должны знать о подробностях интимной жизни родителей, и если дверь в родительскую комнату заперта – значит так надо, и не нужно задавать лишних вопросов. Все ухаживания поклонников и различные амурные приключения в юности должны оставаться с матерью. Если женщина посвящает в подробности своей молодости детей, она тем самым забирает силу отца, а также бессознательно настраивает их против себя.

Отец также должен сохранять в секрете подробности своей юности, а также, если имелся предыдущий брак, не акцентировать внимания на этом факте при детях, поскольку подобная информация может посеять в душе ребенка тревогу и сомнения в отношении прочности союза родителей.

Памятка для родителей

Вы способны лишить своих детей детства, негласно принуждая их эмоционально проживать вашу взрослую жизнь. Это происходит в таких случаях, когда:

— вы позволяете себе жаловаться на свою жизнь и сетовать на судьбу, показывая свою беспомощность и слабость;

— у вас есть плохие привычки и зависимости, которые вы стараетесь тщательно скрыть, в том числе и за счет ребенка;

— упоминаете про проведенные бессонные ночи и пробесконечную благодарность, которую вам постоянно должен выражать ваш ребенок.

Помните, что ваша излишняя откровенность мешает ребенку наслаждаться детством.

Источник

Нарушение иерархии в семье что делать

НАРУШЕНИЯ ИЕРАРХИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ: ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье. В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.

Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка. В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами). В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица. Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта». Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Так же дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя. То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Нарушение иерархии в сиблинговой (детской) подсистеме. Происходит, как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он так же берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей). Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае, мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет, с кем создать свою коалицию, например, со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Источник

Нарушение иерархии в семье что делать

Будущее человека заключено в нем самом, оно живет в нем в это самое мгновение.

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать+7 (926) 416-24-86

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делатьmorin8@yandex.ru

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делатьfilo578

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

Мои книги

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Дети и деньги». Пособие для родителей

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Большая книга родителей будущих первоклассников»

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка»

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка продолжается»

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Мама, папа, я: острые углы семейного круга»

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности детей»

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Тайное общество победителей страха»

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Тайное общество победителей Вранья»

Скачать книги

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать

«Ледяная пустыня одиночества: книга для тех, кто хочет научиться дружить»

Подписка на рассылки

Подписывайтесь на мой Инстаграм-канал

Место ребенка в семейной иерархии

нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть фото нарушение иерархии в семье что делать. Смотреть картинку нарушение иерархии в семье что делать. Картинка про нарушение иерархии в семье что делать. Фото нарушение иерархии в семье что делать«У нас в семье такая ситуация: дочке 6 лет, хорошая девочка, в саду ее хвалят, воспитатели довольны. Но дома проблемы! Мы стараемся учитывать мнение ребенка, давать ему право голоса. Но, иногда мне кажется, что ребенок не чувствует границ, не понимает, что нужно слушаться взрослых, стремится решать все сам. Часто она командует и взрослыми, а это очень неприятно!

Как не забить ребенка родительской властью, давать ему право на самоопределение, но в то же время сохранить авторитет родителей?»

Ребенок, конечно, должен иметь право выссказать свое понимание ситуации и пожелания. Но последнее слово должно в любом случае принадлежать взрослым! Ребенок не может быть автором идей, куда пойдет семья, и что будут делать окружающие взрослые. Также только отчасти может влиять на то, что делает он сам. Режим дня и главные занятия ребенка определяют все же взрослые. И в общении с ребенком лучше эту идею подкреплять, чтобы не создавать ребенку ложных ориентиров.

Семья трехлетней Маши была измотана скандалами. Истерики девочки случались каждый раз, когда взрослые отказывались выполнить ее требования. К тому времени, как я познакомилась с семьей, почти весь строй жизни был организован в соответствии с представлениями Маши о том, что нужно делать. Мама готовила только по ночам, потому, что девочка кричала дурным голосом, если она начинала это делать до отбоя Маши (а ложилась девочка очень поздно). После прогулки папа мог раза четыре проехаться вверх-вниз на лифте, потому, что иначе Маша начинала громко плакать, а это было стыдно перед соседями. Маша почти бесконтрольно смотрела ТВ, потому, что ограничить ее никто не мог. Маша объедалась сладким по тем же причинам. У вполне общительных родителей гости бывали изредка, потому, что Маша принимала только такую ситуацию, когда играли лично с ней. Маша «играла во взрослых»: усаживалась с кем – то из родителей и требовала, чтобы они при ней играли игрушками, катали, строили, передвигали предметы. Иногда девочка показывала, что куда поставить и подвинуть. На отказ родителей «играть» поднимался истошный визг. В доказательство того, что иначе никак нельзя было организовать жизнь, родители приводили тот факт, что Маша больно уж громко кричит…

Этот случай при всей своей гротескности, собирает в себе элементы жизни множества семей. Да, в такой концентрации это встречается редко, но отдельные признаки «ребенка-короля» живут в разных семьях.

Если вы:

то в вашей семье, вероятно, проблемы с иерархией. Ребенок не согласен с тем, что есть кто-то главнее него.

Место младшего в семье, человека, который не принимает важных решений, не организует жизнь естественно и гармонично для ребенка. Ребенок не имеет опыта и знаний о мире, поэтому он не допущен к управлению взрослыми.

Дети, которые нарушают (с позволения взрослых) иерархические рамки всегда повышенно тревожны, часто истеричны. Нарушения такого рода не могут пройти бесследно. В такой ситуации перенапряжены и взрослые, так как жить в такой неестественной ситуации крайне сложно.

Место младшего члена в семейной иерархии не только естественно, но и комфортно для ребенка, оно безопасное, так как ребенок не принимает решений, не соответствующих его возрасту и возможностям. Ребенок чувствует себя под защитой сильных взрослых, которые определяют правила жизни. Если же взрослые не могут даже определить правил поведения для ребенка, то на таких взрослых нельзя психологически полагаться, а значит, ребенок растет без чувства защищенности.

Нет ничего хуже, чем устроить борьбу мнений и вести с ребенком бесконечные споры о том, кто главнее

Кроме чувства незащищенности, неадекватного понимания своих возможностей и дурного нрава у детей, стоящих на вершине иерархии в будущем наметится и еще одна проблема: это отношения с властью вообще. Часто люди, которым в детстве довелось верховодить в семье и руководить старшими, впоследствии страдают от любой формы власти над собой. Они не хотят принимать правила, с трудом ладят с начальством, стремятся любой ценой обойти предписания. Дело в том, что в детстве они не жили под защитой мудрой и сильной власти, весь их детский опыт – борьба со слабой и хаотичной властью. Такой опыт толкает их на бунт против любой власти, которую они по привычке ставят под сомнение.

Родители «детей – тиранов» обычно склонны утешать себя тем, что у них исключительной силы ребенок, с задатками великого лидера, просто генетически не приспособленного подчиняться. Это не более, чем защитная конструкция, объясняющая педагогическое бессилие родителей. Забавно, что часто «дети-тираны» попадающие в детские сады или другие подобные системы, ведут себя вполне пристойно, несмотря на свою «генетическую» склонность властвовать.

Место младшего члена иерархии в семье отнюдь не означает, что с ребенком не считаются, его унижают или игнорируют его потребности. Напротив, старшие должны стараться эти потребности удовлетворять настолько, насколько это возможно учитывая соображения общей пользы.

Например, у ребенка есть потребность в изучении мира, но это не значит, что ему для этого изучения предоставляется возможность выворачивать наизнанку шкафы, безраздельно владеть вещами родителей и школьными принадлежностями старшего брата. Ребенку могут предоставить интересные предметы, возможности свободного передвижения по квартире. Но, ограничат его в передвижении по вертикали квартиры, потому, что это опасно. В случае если ребенок сам решает, что ему делать и родитель не может ограничить ребенка в передвижении по вертикали квартиры (залезании на все шкафы и карабканье по шторам), вскоре он вынужден будет постоянно сторожить ребенка, чтобы тот не убился.

У ребенка есть потребность влиять на ситуацию, быть важным членом семьи, быть услышанным. И планы семьи обязательно должны составляться с учетом пожеланий ребенка. Но не в точном соответствии с его пожеланиями.

Ребенок имеет основания ожидать, что его требования будут услышаны, но не вправе ожидать, что его требования всегда поставят во главу угла. Например, если семья едет за город, то часть времени все слушают детское радио, но другую часть все же ту музыку, которая интересна взрослым. Если все идут в парк, то часть времени уделяется походу на карусели, но другая часть интересам взрослых. Ребенок, привыкший к тому, что он не пуп земли спокойно такую ситуацию принимает, считаясь с другими людьми. Ребенок, с неадекватными понятиями о своем месте в мире, не понимает, что в жизни кроме его интересов есть интересы других.

Недавно на консультации по поводу поведения трехлетнего ребенка, я услышала от мамы вопрос: «Как же я могу не сделать то, что просит ребенок! Ведь я самый близкий его человек, я должна отзываться на его потребности, иначе он потеряет доверие к миру!»

Но, именно самые близкие ребенку люди и дают ему понять, что есть Другие, с которыми нужно считаться. Ближайшее окружение – это те люди, под влиянием которых мы понимаем, что есть не одно только наше ХОЧУ, но и десятки других таких же «хочу», которые важны не меньше нашего. Так, если мама устала, то она, отказываясь играть с ребенком или прося его сделать мультфильм потише, не ущемляет его права, а дает ему правильные установки насчет того, что ее желания так же важны, как его.

Как устанавливать границы ребенку можно узнать из книги «Мама, папа, я: острые углы семейного круга».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *