нао что это за форма организации в казахстане
ПАО или НАО — определение, регистрация, особенности
Запросы на получение информации, связанной с созданием и последующим функционированием ОАО, не являются самыми распространенными в сети Интернет. Обычно на тексты об ОАО забредают по ошибке, перепутав с ООО или даже с ОАЭ. Но если вы зашли именно с целью отыскать полезную информацию для развития бизнеса, то наверняка знаете, что ОАО – это уже не просто бизнес, а бизнес в элегантном смокинге.
Немного о наименовании
В первую очередь тем, кто задумывается о создании акционерного общества, следует стереть из памяти само наименование «ОАО», которое уже почти четыре года как не существует официально, хотя его и применяют до сих пор по инерции.
В 2015 году Федеральным Законом №99 были внесены модификации в главу IV Гражданского Кодекса РФ. Модификации коснулись многих аспектов создания и деятельности юридических лиц, в том числе и акционерных обществ. В частности, акционерные общества были разделены на два типа – публичные и непубличные. Так ОАО превратились в ПАО, а ЗАО – в НАО.
ПАО, НАО, ООО
Если представить форму ведения бизнеса в виде пирамиды или лестницы, то первой ее ступенью будет ООО. Это не значит, что начинать нужно обязательно с ООО. Это значит, что в форме устройства ООО лежат те основы, которые последовательно могут перерастать в другие формы ведения бизнеса.
Три столпа регистрации серьёзного бизнеса
Структура ООО – это один и более учредителей (до 50 человек), между которыми поделен уставной капитал. Разделение прибыли происходит в соответствии с Уставом общества и не всегда владелец большей доли получает больший процент от прибыли. Соучредители имеют право отчуждения своих долей при соблюдении преимущественного права других соучредителей.
Структура НАО – это до 50 человек держателей акций, которые в своей совокупности создают уставной капитал. Или наоборот – поделенный на акции уставной капитал создает до 50 держателей акций. Упрощенно говоря, уставной капитал создается группой людей, вносящих лепту по своим финансовым возможностям. Прибыль при этом делится в зависимости от количества и объема акций. Акционер имеет право отчуждения своих акций при соблюдении преференциального права других акционеров.
Структура ПАО – это свободное количество учредителей, создающих уставной капитал по такому же принципу, что и акционеры НАО. При этом количество акционеров ПАО может быть ограничено только здравым смыслом, поскольку главное отличие ПАО от ООО и НАО – это право свободного публичного выпуска и продажи акций. Прибыль в ПАО распределяется в зависимости от объема и стоимости акций.
К сведению! ПАО, или открытые товарищества, как они назывались непосредственно после распада СССР, стали прародителями постсоветского олигархата. В период, когда рушилась советская экономика, бывшие руководители, партийные работники, секретари обкомов и райкомов партии и другие предприимчивые граждане стали учредителями первых открытых товариществ, построенных на костях когда-то процветающих предприятий. Став, по результатам приватизации, владельцами умирающих заводов и фабрик, они предлагали бывшим работникам приобретать акции, которые, по мере восстановления предприятий, должны были принести доходы. Однако заводы и фабрики не восстановились, а партийные бонзы спокойно создавали другие виды бизнеса. До сих пор у многих нынешних пенсионеров еще хранятся акции и сертификаты на участие в приватизации когда-то знаменитых промышленных объектов.
Кому что надо
С точки зрения Уголовного Кодекса различий между «пирамидой» и ПАО не так уж и много. И те, и другие продают бумажки, которые со временем обещают превратить в деньги. Те, кому удается выполнить обещание, становятся солидными предпринимателями. Те, кому не удается, попадают в зону интереса правоохранительных органов. Поэтому ограничения здравого смысла при выпуске акций весьма важны.
В остальном же ПАО – одна из наилучших форм ведения бизнеса как для начинающих предпринимателей, так и для акул рынка.
Бытует мнение, что создание ПАО – прерогатива уже состоявшихся и успешных бизнесменов, которым нет смысла изучать законодательство и бегать с папками по различным инстанциям, регистрируя ПАО. Наилучший способ для них – заключить договор с фирмой, предоставляющей посреднические услуги по регистрации юридических лиц.
Безусловно, это очень хороший способ, но дело в том, что ПАО создают не только Ротшильды, но и студенты третьих курсов, для которых каждый рубль – на вес золота. Они собирают необходимые 100000 рублей уставного капитала с миру по нитке, превращая своих кредиторов в акционеров будущего ПАО. Их будущие доходы – пока только идея, но идея иногда блестящая. Для претворения этой идеи в жизнь им нужны средства, которые окупятся далеко не сразу, а потому вариант с получением кредита – не для них. Лучшим способом будет создание ПАО с возможностью привлечения средств за счет продажи акций.
Именно этой категории предпринимателей будут полезны советы по самостоятельной регистрации публичного акционерного общества.
Часто в категорию ПАО переходят ООО и НАО, которым требуются:
Этой категории предпринимателей действительно лучше обратиться в фирмы, оказывающие услуги по регистрации предприятий, и не терять время и нервы на бюрократические процедуры.
Легенды и мифы Интернета
Неизвестно, с чьей легкой руки в Интернете появилась байка о том, что ПАО можно зарегистрировать только после предварительной регистрации НАО с последующим приведением документации и уставного капитала до уровня регистрации ПАО. При этом авторы подобных утверждений без смущения ссылаются на ст. 7.1 Закона Российской Федерации об акционерных обществах. Трудно себе представить, в каком состоянии следует читать статью 7.1, чтобы увидеть то, чего там нет.
К сожалению, статьи, написанные полупрофессионалами или вообще непрофессионалами, копирующими друг друга, расплодились так масштабно, что попали в поле зрение действующих юристов. Последние, вместо того, чтобы штудировать законодательство, поверили интернетным мифам, и суды заполонили иски учредителей ПАО, требующих отменить запреты государственных органов на выпуск ими акций. Апелляционные производства заполонили Верховный Суд РФ, который раз за разом разъясняет в своих решениях, что подобные утверждения являются неверным толкованием закона.
Совет! Если вы открыли статью, в которой утверждается, что ПАО не может сразу получить статус публичного, то немедленно ее закройте. Она написана профаном от юриспруденции. Если посредническая фирма, в которую вы обратились за оказанием услуг, связанных с регистрацией ПАО, будет уверять вас, что сперва надо зарегистрировать НАО, немедленно откажитесь от ее услуг, а заодно напишите жалобу в Министерство Юстиции.
Минусы ПАО
Основной минус ПАО был назван немного выше – это возможность превращения эмиссии акций в способ мошенничества.
Именно поэтому к ПАО применяются несколько более завышенные требования, чем к ООО или НАО в части подконтрольности правоохранительным и налоговым органам. Это снижает риск трансформации акционерного общества в очередную пирамиду.
Формами контроля над деятельностью ПАО являются:
С чего начать
Говоря юридическим языком, начать надо с Ad Ovo, то есть с названия. Законодательство предусматривает определенные требования к наименованию ПАО:
Определившись с названием, нужно определиться далее:
Уставной капитал
Минимально допускаемый размер уставного капитала ПАО составляет 100000 рублей. Без этой суммы начинать процедуру регистрации бессмысленно.
Следует помнить, что происхождение суммы уставного капитала – это акции, принадлежащие участникам. Поскольку ПАО – открытая организация, правом приобретения акций обладают не только учредители, но и третьи лица.
Поскольку уставной капитал формируется за счет акций, в процессе деятельности ПАО УК может увеличиваться на сумму приобретаемых акций или прибыли по ним, но не может стать ниже 100000 рублей.
Устав ПАО
Как и в ООО или НАО Устав является основным учредительным документом ПАО, отражающим направление и формы его деятельности. Именно устав предусматривает все характеристики эмиссии акций и последующие действия ПАО по начислению и выплатам дивидендов.
Изобретать велосипед не придется. Мир полон типовыми образцами устава ПАО. При владении английским языком на уровне Intermediate можно воспользоваться и зарубежными шаблонами.
Администрация ПАО
Управление ПАО – это коллектив акционеров. Администрирование ПАО – это:
ПАО может осуществлять любой вид деятельности, являющийся законным на территории РФ. Ограничительным условием считается невозможность осуществления ПАО более одного вида деятельности. Если избранный вид деятельности требует обязательного государственного лицензирования, то соответствующая лицензия оформляется уже после регистрации ПАО.
Этапы регистрации
Регистрация ПАО – достаточно длительный и трудоемкий процесс, поэтому стоит запастись терпением. Или все же подумать о посреднической фирме, которая сделает все за вас.
О создании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан»
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39.
Вводится в действие с 1 марта 2016 года.
В соответствии со статьей 11-1 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Реорганизовать республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения «Центр обслуживания населения» Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, «Центр по недвижимости» Министерства юстиции Республики Казахстан, «Научно-производственный центр земельного кадастра» Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан и республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – общество) со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.
2. Основными предметами деятельности общества определить оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организацию работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», обеспечение оказания государственных услуг в электронной форме, а также осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество по месту его нахождения, государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и учетной регистрации их филиалов и представительств.
3. Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) совместно с Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан разработку и утверждение устава общества и его государственную регистрацию в органах юстиции Республики Казахстан;
2) передачу Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан прав владения и пользования государственным пакетом акций общества;
3) принятие иных мер, вытекающих из настоящего постановления.
4. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан.
5. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
6. Настоящее постановление вводится в действие с 1 марта 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39 |
Изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения
Правительства Республики Казахстан
1. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 1999 года № 405 «О видах государственной собственности на государственные пакеты акций и государственные доли участия в организациях» (САПП Республики Казахстан, 1999 г., № 13, ст. 124):
в перечне акционерных обществ и хозяйственных товариществ, государственные пакеты акций и доли участия которых остаются в республиканской собственности, утвержденном указанным постановлением:
раздел «г. Астана» дополнить строкой, порядковый номер 21-173, следующего содержания:
«21-173. НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
2. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1999 года № 659 «О передаче прав по владению и пользованию государственными пакетами акций и государственными долями в организациях, находящихся в республиканской собственности»:
в перечне государственных пакетов акций и государственных долей участия в организациях республиканской собственности, право владения и пользования которыми передается отраслевым министерствам и иным государственным органам:
раздел «Министерству по инвестициям и развитию Республики Казахстан» дополнить строкой, порядковый номер 336-1, следующего содержания:
«336-1. Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».».
5. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 «Вопросы Министерства национальной экономики Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2014 г., № 59-60, ст. 555):
в Положении о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
в перечне организаций, находящихся в ведении Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан, пункт 1 исключить.
6. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120 «Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 41, ст. 532):
в Положении о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
в перечне организаций, находящихся в ведении Министерства, пункт 4 исключить.
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39 |
Перечень утративших силу некоторых решений
Правительства Республики Казахстан
1. Пункт 7 постановления Правительства Республики Казахстан от 15 августа 1997 года № 1261 «О преобразовании учреждений и предприятий по оценке и регистрации недвижимого имущества в государственные предприятия «Центры по недвижимости Агентства по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1997 г., № 37, ст. 358).
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1998 года № 1181 «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О регистрации залога движимого имущества» (САПП Республики Казахстан, 1998 г., № 44, ст. 387).
3. Пункт 2 дополнений и изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2007 года № 816 «О некоторых вопросах Министерства юстиции Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 34, ст. 382).
Нао что это за форма организации в казахстане
Одним из шагов, включенных в Программу Главы Государства Н.А.Назарбаева от 20 мая 2015 года «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» являлось создание некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Госкорпорация), которая станет единым провайдером государственных услуг по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии, интегрируя все центры обслуживания населения в единую систему с целью получения гражданами Республики Казахстан всех государственных услуг в одном месте.
В целях реализации Плана нации 17 ноября 2015 года был принят Закон Республики Казахстан №408-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оказания государственных услуг», в соответствии с которым были внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов Республики Казахстан, в том числе в Закон Республики Казахстан «О государственных услугах» в части осуществления деятельности в сфере оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам по принципу «одного окна», регистрации залогов движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации физических и юридических лиц, технического обследования зданий, сооружений и (или) их составляющих, ведения государственного земельного кадастра, пенсионного и социального обеспечения Госкорпорацией.
В дальнейшем, в соответствии со статьей 11-1 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» Правительством Республики Казахстан 29 января 2016 года было принято постановление № 39 «О создании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Оно предусматривало реорганизацию республиканских государственных предприятий на праве хозяйственного ведения «Центр обслуживания населения» Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, «Центр по недвижимости» Министерства юстиции Республики Казахстан, «Научно-производственный центр земельного кадастра» Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан и республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.
7 апреля 2016 года на основании этого постановления Правительства Республики Казахстан путем реорганизации указанных государственных предприятий было создано некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», которое в установленном законодательством порядке было зарегистрировано в Департаменте юстиции города Астана.
В целях обеспечения непрерывности процессов оказания государственных услуг, приказом Уполномоченного лица Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года №01 в регионах страны были созданы 70 филиалов и 1 представительство Госкорпорации.
29 апреля 2016 года проведено первое заседание Совета директоров Госкорпорации, на котором, наряду с утверждением внутренних документов Госкорпорации, был избран состав Правления.
Решением Совета директоров от 12 апреля 2017 года в организационную структуру Госкорпорации были внесены изменения. В Аппарат Правления Госкорпорации вошли Дирекция земельного кадастра и технического обследования недвижимости, Дирекция оказания государственных услуг, а также Дирекция межведомственного расчетного центра социальных выплат.
Таким образом, были образованы все органы Госкорпорации, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования вновь созданной Госкорпорации в качестве единого провайдера государственных услуг в стране.
Некоммерческое акционерное общество
Некоммерческим акционерным обществом (НАО) признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности, доходы которого используются исключительно на развитие этого общества.
Некоммерческие акционерные общества не вправе осуществлять выпуск привилегированных акций, производных и конвертируемых ценных бумаг.
Учредительный договор некоммерческого акционерного общества заключается путем подписания этого договора каждым учредителем или его уполномоченным представителем.
Общество, учрежденное как некоммерческая организация, не может быть преобразовано в коммерческую организацию так же, как и общество, учрежденное как коммерческая организация, не может быть преобразовано в некоммерческую организацию.
Создание НАО путем ее образования осуществляется по решению учредителей.
Правоспособность НАО как юридического лица возникает с момента ее государственной регистрации.
Учредительными документами НАО являются:
— устав, утвержденный учредителями.
— учредительный договор.
НАО может создавать филиалы и открывать представительства на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Органами управления НАО являются:
— высший орган управления – общее собрание учредителей (вправе принимать решения по любым вопросам деятельности организации).
— исполнительный орган управления (коллегиальный или единоличный) осуществляет текущее руководство деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных учредительными документами организации к исключительной компетенции высшего органа управления, подотчетен этому органу.
— контрольный орган (ревизионная комиссия, ревизор), избираемый или назначаемый органами управления организации.
НАО может создавать филиалы и открывать представительства на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
НАО может быть ликвидирована добровольно по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами и принудительно (по решению суда) на основании и в порядке, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
НАО предоставляют информацию о своей деятельности уполномоченному органу в области государственной статистики и органам государственных доходов, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами НАО.
НАО ежегодно до 31 марта представляет в уполномоченный орган в сфере взаимодействия с неправительственными организациями сведения о своей деятельности, в том числе о своих учредителях (участниках), составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денег в порядке, утверждаемом уполномоченным органом в сфере взаимодействия с неправительственными организациями.
Аббревиатуры ЗАО и ОАО знакомы даже тем, кто не имеет отношения к бизнесу, поэтому их расшифровка не вызывает сложности. Это разные формы акционерных обществ (АО) – закрытое и открытое, отличающиеся друг от друга возможностями продажи акций и управления компанией. Несколько лет назад была проведена законодательная реформа, дающая более правильные названия этим субъектам хозяйственной деятельности.
Что такое НАО
В 2014 году были пересмотрены определения, касающиеся организационно-правовых форм юридических лиц. Федеральный закон № 99 от 5.05.2014 внес поправки в законодательство и упразднил понятие ЗАО. Одновременно вводилось новое разделение для хозяйственных обществ, различая их по критерию открытости для третьих лиц и возможности стороннего участия.
Статья 63.3 Гражданского кодекса (ГК) дает определение новым понятиям. Согласно статье, хозяйственные общества бывают:
Законодательная формулировка не дает четкого определения непубличного общества, и опирается на исключающий принцип (все, что не ПО, то является НО). Юридически это не очень удобно, потому что создает нагромождение формулировок при попытке определить термины. Аналогичным образом обстоит дело и с установлением значения непубличного акционерного общества (НАО). Определить его можно только по аналогии (НАО – это АО с признаками НО), что тоже некомфортно.
Зато юридическая процедура перехода к новым определениям отличается простотой. Закон № 99-ФЗ признает публичными акционерными обществами все АО, созданные до 1 сентября 2014 года и отвечающие квалификационным признакам. А если такая компания по состоянию на 1 июля 2015 г. имеет в уставе или названии указание на публичность, а по сути, не являющейся ПАО, то ей дается пять лет, чтобы начать открытый оборот ценных бумаг или перерегистрировать название. Значит, 1 июля 2020 года – это окончательный срок, когда по закону должен завершиться переход на новые формулировки.
Организационно-правовая форма
Публичные и непубличные акционерные общества различаются согласно статье 63.3 Гражданского кодекса. Определяющим признаком является свободный оборот акций компании, поэтому будет ошибкой механически переводить старые определения в новые (например, считать, что все ОАО автоматически становятся ПАО). Согласно законодательству:
Учитывая специфический характер ЗАО, упрощающий задачу концентрации активов в руках группы лиц, объединение его в одну группу с ООО вполне логично. Законодательная необходимость создания категории НО становится предельно понятной – это объединение в одну группу хозяйственных обществ, исключающих стороннее влияние. При этом, непубличное общество с ограниченной ответственностью без особых сложностей может быть преобразовано в НАО (обратный процесс тоже возможен).
Отличие публичного акционерного общества от непубличного
Сравнивая между собой ПАО и НАО важно понять, что каждое из них имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от конкретной ситуации. Например, публичные АО дают больше возможностей для привлечения инвестиций, но при этом они менее устойчивы при корпоративных конфликтах, чем непубличные акционерные общества. В таблице показаны основные различия между двумя типами хозяйственных субъектов:
Наименование (до 1.07.2020 прежние формулировки будут признаваться законом)
Обязательно упоминание о публичном статусе (например, ПАО «Весна»)
Указание отсутствия публичности не требуется (например, АО «Лето»)
Минимальный размер уставного капитала, рублей
1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)
Минимум 1, максимум не ограничен
Минимум 1, когда число акционеров начинает превышать 50 человек, требуется перерегистрация
Торговля акциями на бирже
Возможность открытой подписки для размещения ценных бумаг
Преимущественное приобретение акций
Наличие совета директоров (наблюдательного совета)
Можно не создавать
Характеристика и отличительные особенности
С точки зрения законодательства, непубличная акционерная компания представляет собой особую категорию субъектов хозяйственной деятельности. К числу основных отличительных особенностей относятся:
Раскрытие информации о деятельности третьим лицам
Принцип публичности подразумевает размещение в открытом доступе информации о деятельности компании. К числу сведений, которые публичная акционерная компания должна публиковать в печати (или в Интернете), относятся:
На непубличные акционерные компании эти обязанности по раскрытию информации распространяют в сокращенной форме и относятся только к организациям, имеющим более 50 акционеров. В этом случае в общедоступных источниках обнародуется:
Определенная информация о непубличном АО вносится в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). К числу этих данных относятся:
Устав
В связи с законодательными изменениями, вызванными появлением новых организационно-правовых форм (публичные и непубличные акционерные общества), АО должны провести процедуру переорганизации с внесением изменений в устав. Для этого созывается совет акционеров. Важно, чтобы вносимые изменения не противоречили Федеральному закону № 146 от 27.07.2006 и обязательно содержали упоминание о непубличности организации.
Типовая структура устава непубличного АО определяется статьями 52 и 98 Гражданского кодекса РФ, а также Законом № 208 от 26.12.1995 «Об акционерных обществах». К числу обязательных сведений, которые должны указываться в этом документе относятся:
Управление организацией и руководящие органы
В соответствии с действующим законодательством, устав акционерной компании должен содержать описание организационной структуры компании. В этом же документе должны рассматриваться полномочия управляющих органов и определяться порядок принятия решений. Организация управления зависит от размеров компании, бывает многоуровневой и имеет разные виды:
Закон № 208-ФЗ определяет общее собрание высшим органом правления. С его помощью акционеры реализуют свое право на управление акционерным обществом, путем участия в этом мероприятии и голосовании по вопросам повестки дня. Такое собрание бывает годовым или внеочередным. Устав общества определят границы компетенции этого органа (например, часть вопросов может решаться на уровне наблюдательного совета).
В силу организационных сложностей, общее собрание не может решать оперативные вопросы – для этого избирается наблюдательный совет. К числу вопросов, которые решает эта структура, относятся:
Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. Эта структура подотчетна общему собранию и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом, к компетенции этого органа (особенно в коллегиальном виде) относятся самые сложные вопросы текущей деятельности непубличной акционерной компании:
Выпуск и размещение акций
Процесс регистрации акционерного общества сопровождается вводом в обращение специальных ценных бумаг. Их называют акциями, и по Закону № 39-ФЗ они дают владельцу право:
Ввод в обращение ценных бумаг называется эмиссией. При этом акции могут иметь:
После эмиссии следует распределение (размещение) акций среди владельцев. Процесс принципиально отличается у ПАО и НАО, реализуя разные способы получения прибыли у этих компаний. Широкий канал распределения ценных бумаг в первом случае, подразумевает более тщательный контроль деятельности со стороны государственных органов. В таблице показано, какие отличия имеют публичные и непубличные акционерные общества в размещении акций:
Регистрация выпуска акций
Необходимо зарегистрировать публичный проспект эмиссии ценных бумаг (специальный документ с информацией об эмитенте и выпуске акций).
Требуется устав и договор учредителей
Не более 50 человек
Публично на фондовой бирже и других рынках ценных бумаг
Среди акционеров (или под их контролем), открытая подписка и свободное обращение на биржах отсутствуют
Возможность акционера на отчуждение (продажу) акций
Под контролем других участников АО
Заверение решений АО и ведение реестра акционеров
Общее собрание акционеров является высшим органом правления компании, определяющее дальнейшее развитие организации. При этом, большое значение имеет юридически правильное составление протокола и заверение принятых решений, избавляющее участников, членов правления и руководителя от взаимных претензий и споров о подлоге. Согласно Закону № 208-ФЗ протокольная документация должна содержать:
Обращение к услугам нотариуса сделает протокол более защищенным и увеличит уровень достоверности этого документа. Этот специалист должен лично присутствовать на собрании, и зафиксировать:
Альтернативой обращения к нотариусу будут услуги регистратора, который ведет реестр акционеров. Процедура и порядок подтверждения в данном случае будут аналогичными. Согласно законодательству, с 1 октября 2014 года ведение реестра акционеров стало возможно только на профессиональной основе. Для этого акционерные общества должны обращаться к услугам компаний, имеющих специализированную лицензию. Самостоятельное ведение реестра наказывается штрафом до 50 000 рублей для руководства, и до 1 000 000 рублей – для юрлиц.
Изменение организационной формы
Реформирование акционерных обществ, начатое в 2014-2015 годах Законом № 99-ФЗ должно завершиться в 2020 году. К этому времени все официальные названия компании должны быть перерегистрированы в установленной законом форме. В зависимости от наличия публичности, прежние ЗАО и ОАО трансформируются в ПАО и АО. Указание непубличности по закону не является обязательным, поэтому аббревиатура НАО может не использоваться в официальных реквизитах компании, а наличие акций в свободном обороте позволяет обойтись без сокращения ПАО.
Законодательство разрешает изменение формы собственности из ПАО в НАО и наоборот. Например, для того чтобы преобразовать Непубличное АО, необходимо:
Подготовка учредительных документов
Особое внимание при перерегистрации НАО следует уделять правильному составлению документации. Организационно, этот процесс распадается на два этапа:
Преимущества и недостатки
Если сравнивать возможности ПАО и НАО, то каждое из них имеет свои плюсы и минусы. Но, в зависимости от конкретной бизнес-ситуации, подходящим окажется тот или иной вариант. Непубличные акционерные общества имеют следующие преимущества:
Если проводить сравнение с публичной АО, то непубличные акционерные компании имеют ряд недостатков. К ним относятся: