налоговая должна доказать что это доходы

Разъяснено, как налоговикам нужно доказывать факты умышленной неуплаты налогов

beeboys / Shutterstock.com

Следственный комитет России совместно с ФНС России подготовил Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)». Данные рекомендации предназначены для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).

Как отмечают представители Следственного комитета России, обстоятельства, свидетельствующие об умысле налогоплательщика на неуплату налогов (сборов) являются общими как для налогового, так и для следственного органа. Разница заключается лишь в процедуре, характере и виде действий, совершаемых для закрепления этих обстоятельств (для налогового органа – это действия по осуществлению налогового контроля, для следственного органа – это процессуальные действия при проверке сообщения о преступлении и следственные действия). Поэтому сотрудникам следственных органов Следственного комитета требуется в рамках представленных им полномочий проводить проверочные, следственные и иные процессуальные действия, направленные на закрепление доказательств, полученных налоговыми органами.

В свою очередь налоговым органам при принятии по результатам налоговых проверок решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо взвешенно подходить к вопросу квалификации действий налогоплательщиков по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса. Это следует делать с учетом рекомендаций сотрудников следственного органа по результатам предварительного ознакомления с материалами налоговых проверок.

Напомним, что умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3, 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Узнать, кто в организации может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

По мнению следователей, примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение данной налоговой ответственности, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Эти обстоятельства не позволяют усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего. Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо. Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные.

Кроме того, в приложении приведены перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению в ходе проведения допроса. К примеру, у руководителя требуется спросить, на компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1-С Торговля, 1С-Склад? А у сотрудника организации следует выяснить, как в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

Источник

Как легализовать огромный неофициальный доход?

Добрый день. Неофициально я зарабатываю большие деньги на разработке ПО для иностранных фирм. Официально — безработный, налоги не плачу.

Хочу купить автомобиль за 5 миллионов рублей, но мучает вопрос: как это сделать правильно? Не будет ли у меня проблем с налоговой по этой и другим крупным покупкам? Я бы и рад узаконить доход, но даже не знаю, как это сделать.

Очень странно, что ваш журнал еще не рассматривал такой вопрос. Многие получают зарплату в конвертах, неужели никто к вам не обращался?

Буду благодарен, если поможете разобраться.

Почему же не рассматривали вопрос? Рассматривали и подробно. Вот ответ фрилансеру, который зарабатывает миллион и не платит налоги. А вот — тренеру, указавшему неофициальную работу в анкете на загранпаспорт. Мы разбирали последствия зарплаты в конвертах и уголовную ответственность за неуплату налогов. Поэтому пройдусь по нюансам, которых не было в предыдущих публикациях.

Налогового контроля расходов нет, но он есть

В налоговом кодексе нет статей, посвященных контролю налоговиков за крупными расходами людей. Были когда-то давно, но их убрали. Но это не значит, что государство совсем отказалось от контроля. Просто отдельные нормы под него ни к чему, хватит общих норм о налоговых проверках.

Если захочет, то увидит: доходов нет, но 5 миллионов на обновку нашлись. Сумма внушительная и вполне может оказаться достойной налоговой проверки. Ну а в рамках этой процедуры инспектор почти всесилен.

Как я понимаю, суммы туда регулярно поступают огромные. И проверяющему наверняка станет очень интересно, откуда они. Учитывая, что официально вы безработный.

Дальше расписывать не буду, все есть в статьях по ссылкам выше.

А еще в ИФНС приходят сообщения о любой недвижимости, даже нежилой. Главная цель — чтобы инспекция посчитала налог на имущество или земельный налог. Однако, как и в случае с автомобилем, проверяющие могут заинтересоваться, откуда деньги. И чем дороже покупка, тем выше интерес.

Наконец, некоторые другие ваши расходы на значительную сумму государство контролирует в рамках закона № 115- ФЗ о борьбе с отмыванием денег. Например, покупку дорогих ювелирных изделий.

Пути легализации дохода

Как вывести из тени будущие доходы, мы уже расписали в ответе фрилансеру. А с прошлыми дело обстоит так.

Налоговая проверка охватывает не более трех лет, предшествующих году ее начала. За этот же срок инспекция вправе взыскать недоимку, пени и штрафы.

Сейчас 2018 год — значит, в прицеле у налоговиков 2015—2017 годы. До 30 апреля включительно вы еще успеете сдать декларацию по НДФЛ за 2017 год. Заплатить налог надо будет не позднее 15 июля. Тогда по доходам 2017 года к вам претензий не будет.

Больно, но других вариантов в законе нет. Иначе все бы платили налоги и отчитывались по ним с опозданием — последствий-то никаких. По этой же причине не стоит ждать амнистии. Если ее и объявляют, то по старым долгам, которые и так нельзя взыскать.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Налоговая не сможет доначислить вам налоги из-за недоимок партнера

Раньше было как: решила налоговая вас проверить и обнаружила, что в цепочке подрядчиков и партнеров есть нарушитель. Необязательно это ваш подрядчик, это мог быть даже подрядчик подрядчика или вообще пятое звено в цепочке. Вы могли даже не знать эту компанию и никаких дел с ней не иметь. И вот они что-то недоплатили, а спрашивали с вас.

Несколько таких дел дошли до Верховного суда, и он объяснил налоговикам, что так нечестно, парни. Теперь налоговая сама официально выпустила разъяснения: как она будет вычислять хитрые схемы, а в каких случаях вам ничего не грозит.

Что такое необоснованная налоговая выгода?

Допустим, вы занимаетесь бизнесом и платите налоги с условной прибыли. Что-то покупаете и продаете, оказываете услуги или пользуетесь услугами. Чем больше у вас расходов, тем меньше налогов. Поэтому вы стараетесь подтвердить как можно больше расходов, отражаете их в учете и заявляете в декларациях. Это законно, если всё делать по правилам.

Иногда хитрые предприниматели используют серые схемы: отразил у себя в расходах какую-то сумму и уменьшил налог. А контрагент у себя в доходах эту сумму не учел и налоги не заплатил. Фирму потом бросили, ликвидировали или переоформили на подставное лицо. В итоге кто-то сэкономил, а бюджет недополучил налогов.

Когда такие схемы созданы специально и в цепочке все в курсе, это незаконно. У того, кто сэкономил на налогах благодаря однодневкам или нечестным поставщикам, возникает необоснованная налоговая выгода. Тогда приходит налоговая, выявляет всех участников, считает, сколько они недоплатили в бюджет, и доначисляет налоги.

Значит, всё справедливо и налоговая правильно делает. В чём тут проблема?

Проблема в том, что налоговая подходила к таким проверкам формально и часто наказывала даже тех, кто вообще был не в курсе и специально ни в каких схемах не участвовал.

Представьте, что вы купили товар. Вот он реальный лежит в коробках. А вот документы на него, с печатями, как положено. А теперь вы перепродаете этот товар с наценкой и платите налоги с прибыли.

И тут к вам приходит налоговая и говорит: вы брали товар у такого-то поставщика, а он оказался подлецом и не заплатил налоги. А не замешаны ли вы в схеме по уходу от налогов? Эти ваши расходы мы не принимаем или принимаем не все, будьте любезны доплатить налоги.

Дальше нужно было ходить по судам. Но многие никуда не ходили и молча платили, чтобы не привлекать внимание. Кто-то выдыхался на первой инстанции и в итоге тоже платил. Были такие, кто дошел до Верховного суда, доказал, что не виноват, и сэкономил несколько миллионов рублей незаконно доначисленных налогов. Обычно на это уходит несколько лет.

У нас нет прецедентной практики. Как решения суда по другим фирмам помогут лично мне?

В России нет прецедентной практики. Но в этот раз вмешался Верховный суд и объяснил такие дела в очередной обзор и объяснил, как правильно, честно и по закону нужно действовать в таких случаях. Как налоговая должна проверять компании и когда нельзя обвинять налогоплательщика в неосмотрительности и доначислять ему налоги.

Налоговая прислушалась к этим рекомендациям и тоже опубликовала разъяснения. Теперь ФНС как будто говорит всем: мы больше не будем проверять вас формально и не станем придираться по пустякам. И вы не виноваты в том, что кто-то из подрядчиков не заплатил налоги. Но мы будем искать внятные доказательства. Вот такие. И если найдем — не поздоровится. Так что собирайте документы, чтобы к вам никто не придрался.

Это письмо Федеральная налоговая служба отправила в региональные налоговые и будет требовать, чтобы его неукоснительно исполняли, а начальство это контролировало. Раньше не было официальной позиции, что такое должная осмотрительность и как проверять контрагентов, чтобы не пришлось за них отвечать. Теперь есть.

По каким правилам налоговая теперь будет искать необоснованную налоговую выгоду?

Есть презумпция добросовестности налогоплательщика. Никого нельзя без доказательств обвинить, что он недоплатил налоги или участвует в серой схеме. И на ровном месте заставить предпринимателя доказывать, что он не виноват, тоже нельзя. Это налоговая должна доказывать, что были нарушения и злой умысел. И доказательства должны быть явными и существенными, а не формальными.

Нельзя просто провести почерковедческую экспертизу и только из-за несходства подписей на документах доначислить налоги. Опрос сотрудников производителя сам по себе тоже не доказательство.

Вот что будет проверять налоговая, если захочет влепить вам необоснованную выгоду и что-нибудь доначислить.

Взаимозависимость. Налоговая должна установить, что компании связаны или подконтрольны друг другу. Или все участники цепочки сговорились и вместе придумали серую схему.

Осмотрительность. Если доказательств связи нет, тогда будут проверять осмотрительность. Например, вы купили что-то подозрительно дорого. Тогда у вас спросят, почему вы так сделали? Не потому ли, что знали, что это фирма-однодневка, и так уменьшали налогооблагаемую базу и обналичивали деньги?

Первое звено. Вы в ответе только за своего контрагента, а не за всю цепочку поставщиков или исполнителей. Если и нужно кого-то проверять на всякий случай, то только своего партнера — фирму, которая указана в документах.

Личные контакты. Налоговая может спросить, куда вы звонили, с кем договаривались и обсуждали поставку товара, кто оказывал услуги. Могут поинтересоваться, знаете ли, где находится офис и склад вашего партнера. И как вы вообще на него вышли?

Налоговая должна исследовать все обстоятельства, а не придираться к мелочам и притягивать за уши факты, которые ничего не доказывают. Но это не значит, что можно оформить накладную, перевести деньги через банк и ничего не бояться. Как миниум могут затребовать документы и пояснения, и тогда их придется предоставить.

Что нужно делать, чтобы застраховать себя от претензий по поводу необоснованной налоговой выгоды?

Правильно оформляйте сделки. Аккуратно храните документы и не пренебрегайте оригиналами. Не используйте шаблонных договоров и следите за формулировками. Запомните: сделка должна быть реальной, с документами и для получения дохода.

Проверяйте, с кем работаете. Необязательно изучать всю подноготную партнера. Можно запросить бесплатную выписку через систему отправки отчетности или какой-нибудь доступный сервис. Там будет видно, что фирма действующая, сдает отчетность и платит налоги. Если нет таких сервисов, проверяйте на сайте налоговой.

Собирайте информацию о поиске партнеров и договоренностях. Это может быть сайт, реклама в журнале, буклет или электронная рассылка. Желательно закрепить это прайсами, коммерческими предложениями или перепиской с обсуждением цены и условиями работы.

Фиксируйте контакты тех, с кем общаетесь. Попросите и сохраните визитку менеджера, маркетолога или любого сотрудника, который приезжает к вам в офис или шлет счета на оплату. Подойдет подпись в электронной почте, если там есть фамилия и телефон.

Проверяйте полномочия. Попросите копию устава, приказ о назначении или доверенность на право подписи. Сверьте данные с актуальной выпиской из госреестра.

Налоговой запретили принимать неубедительные доказательства. Но они вполне могут найти убедительные, если вы не подготовитесь или подумаете, что вас это не касается.

Если считаете, что претензии незаконные, не спешите соглашаться с доначислениями и требованиями: ищите хорошего юриста и идите в суд.

Источник

Квалификация деятельности физических лиц в качестве предпринимательской

Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каждый гражданин вправе заниматься любыми (не запрещенными действующим законодательством) видами деятельности. Но в определенный момент эта деятельность переходит установленную грань и становится предпринимательской со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Об основных признаках, свидетельствующих об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть в этом случае, и поговорим.

Обязательность наличия статуса индивидуального предпринимателя

По общему правилу, установленному действующим законодательством, физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – это виды деятельности, предусмотренные п. 70 ст. 217 НК РФ. В данном случае речь идет об оказании услуг для личных нужд, а именно по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, по репетиторству, по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Хотя законом субъекта РФ данный перечень может быть расширен.

Еще одним важным моментом является владение гражданином имуществом – недвижимостью, транспортными средствами. Проблема в том, что имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях. И если физическое лицо получает доходы от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, то на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный НК РФ для индивидуальных предпринимателей. Хотя владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматриваются сами по себе в качестве признаков предпринимательской деятельности, а считаются осуществлением правомочий собственника.

Соответственно, предпринимательская деятельность может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Налоговые органы обращают пристальное внимание на физических лиц, владеющих имуществом, не предназначенным для личных нужд, например нежилыми помещениями, специальными транспортными средствами, и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а точнее на их доходы.

К сведению: бремя доказывания обстоятельств, указывающих на фактическое вступление гражданина в оборот в качестве субъекта предпринимательской деятельности и дающих основания для квалификации полученного физическим лицом дохода как связанного с предпринимательской деятельностью, лежит на налоговом органе.

Рассмотрим основные признаки, свидетельствующие об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть, тем более что контролирующие органы вновь уделяют данному вопросу повышенное внимание (письма ФНС России от 16.04.2019 № СА-4-7/7164, от 07.05.2019 № СА-4-7/8614, Минфина России от 22.02.2018 № 03-11-11/11324).

Признаки предпринимательской деятельности

Еще в письмах Минфина России от 07.11.2006 № 03-01-11/4-82, от 28.05.2013 № 03-04-05/19341 и ФНС России от 08.02.2013 № ЕД-3-3/412@ разъяснялось, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;

устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

Кроме этого, отмечалось, что квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности, в частности (Письмо ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-3-3/142@):

оснований, в связи с которыми получено право собственности на реализуемое имущество;

целей осуществляемых операций купли-продажи указанного имущества;

наличия свидетельств о систематическом осуществлении указанных операций.

Теперь контролеры отмечают, что самого по себе факта совершения гражданином сделок по приобретению имущества для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если последующие совершаемые им сделки не образуют предпринимательской деятельности. Определяющим фактором являются обстоятельства направленности на систематическое получение дохода от использования рассматриваемого имущества или систематичной перепродажи имущества. При этом в каждом конкретном случае вопрос о наличии признаков предпринимательской деятельности должен рассматриваться отдельно – в зависимости от вида недвижимого имущества, его целевого назначения (жилое и нежилое) и характера его использования (для личных либо коммерческих целей), его количества, площади, периодичности заключения сделок и иных фактических обстоятельств.

Приведенные выводы подтверждаются судебной практикой.

Например, все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали вывод налогового органа, который квалифицировал доход от продажи спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности (Определение от 19.12.2018 № 310-КГ18-20868 по делу № А35-3121/2017). Гражданин приобрел ряд нежилых помещений, когда он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Затем он изменил свой статус и, будучи предпринимателем, применял УСНО. В этот период он реализовал спорные объекты недвижимости, но доход от продажи указанных нежилых помещений отразил в декларации по НДФЛ, поданной им в качестве физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя. При этом сумма дохода, полученного от продажи недвижимого имущества, была уменьшена на сумму фактически произведенных расходов, связанных с приобретением указанных объектов.

Налоговики потребовали представить уточненную налоговую декларацию при УСНО, включив в налогооблагаемую базу доход от реализации имущества. Суды согласились с данным выводом и квалифицировали доход от сделок по реализации спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности. Арбитры пришли к выводу, что спорное имущество по своим функциональным характеристикам изначально не предназначено для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, приобретено налогоплательщиком не для личных целей, что им не опровергнуто, в связи с чем полученный доход от продажи нежилых помещений непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, а поэтому подлежит обложению «упрощенным» налогом в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Аналогичные выводы были сделаны в Определении ВС РФ от 25.12.2018 № 309-КГ18-21893 по делу № А76-14703/2017.

Отметим, что указанные подходы применимы не только к реализации имущества, но и к уступке имущественных прав (Определение ВС РФ от 02.11.2016 № 309-КГ16-14303).

К сведению: в каждом конкретном случае необходимо устанавливать цель приобретения (получения) гражданином имущества, от которого им был получен доход с учетом, в том числе назначения этого имущества, исходя из функциональных характеристик такого объекта.

Признаки, не позволяющие квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

К сведению! Деятельность физического лица не подпадает под определение предпринимательской, если отсутствуют ключевые признаки, поименованные в ст. 2 ГК РФ, а именно если:

доходы получены не в связи с самостоятельной предпринимательской деятельностью;

отсутствует признак систематичности извлекаемой прибыли.

Что касается признака самостоятельности предпринимательской деятельности, в п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом ВС РФ 27.09.2017, по вопросу о применимости Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к клиенту банка изложена правовая позиция, согласно которой получение гражданином дохода при снятии с банковского счета денежных средств в иностранной валюте за счет курсовой разницы не свидетельствует об осуществлении им предпринимательской деятельности, если банковский счет не используется таким гражданином для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, указанные подходы применимы к «пассивным» доходам от использования и распоряжения имуществом, в том числе к дивидендам и процентам по вкладам, займам, доходам от сдачи имущества, приобретенного для личных нужд, в аренду и иным аналогичным по характеру выплатам, что само по себе не свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности.

Также недопустимо признание деятельности предпринимательской на основе единичных случаев совершения гражданско-правовых сделок. Очевидно, что не соответствуют определению предпринимательской деятельности, изложенному в ст. 2 ГК РФ, случаи нерегулярной по характеру реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Разовое оказание личных услуг также не может однозначно свидетельствовать о наличии признаков систематичности в деятельности физического лица и ее предпринимательском характере. Налоговые обязательства по удержанию НДФЛ в данном случае исполняются нанимателем – налоговым агентом как источником выплаты дохода по договорам гражданско-правового характера в порядке, установленном ст. 226 НК РФ.

Налоговые последствия: доначисление НДС

При любых обстоятельствах квалификация деятельности физического лица в качестве предпринимательской приведет к доначислению налогов, а также пеней и штрафов. Но хотелось бы в разрезе рассматриваемого вопроса отдельно сказать про НДС.

При исчислении НДС в данном случае возникает сразу ряд вопросов, в том числе:

об обязанностях налогового агента;

о реализации права на освобождение по ст. 145 НК РФ;

о начислении НДС в повышенном размере.

Остановимся на них подробнее.

Обязанности налогового агента

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

При применении данной нормы в разрезе рассматриваемого вопроса следует руководствоваться выводами, сделанными ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ от 31.08.2017 № 307-КГ17-11240 по делу № А21-1516/2016 сказано: признавая решение налогового органа законным, судебные инстанции исходили из доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что систематическая деятельность предпринимателя по приобретению и продаже большого количества недвижимого имущества без цели его личного использования фактически является видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода, и это влечет обязанность заявителя по уплате НДС и НДФЛ. Как следует из судебных актов по делу, налоговым органом была проведена проверка индивидуального предпринимателя, в ходе которой установлены обстоятельства покупки и продажи нежилых помещений в период, когда регистрация в качестве индивидуального предпринимателя у гражданина отсутствовала. Объекты недвижимости были приобретены заявителем на основании договоров купли-продажи муниципального имущества.

К сведению: предприниматель в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ не исполнил функции налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС с выкупной стоимости муниципального имущества по договорам купли-продажи и не представил налоговые декларации по НДС.

В аналогичном деле суды отклонили доводы предпринимателя, что в спорных договорах купли-продажи он выступал как физическое лицо, и признали за ним обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента (Определение ВС РФ от 10.07.2018 № 310-КГ16-17804 по делу № А09-10032/2015).

Право на освобождение по статье 145 НК РФ

В случае переквалификации деятельности физического лица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. Но в данном случае налоговики «забывают» о праве налогоплательщика на применение положений ст. 145 НК РФ, освобождающих налогоплательщика от обязанностей по уплате НДС при соблюдении определенных данной статьей условий.

При рассмотрении данного вопроса показательным является дело, проанализированное в Определении ВС РФ от 18.01.2019 № 78-КГ18-66.

Гражданин, владеющий тремя нежилыми помещениями, сдавал их в аренду. В отношении него была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой были начислены НДС и НДФЛ, а также штрафы и пени. Данное физическое лицо не согласилось с таким решением и оспорило его в судебном порядке. В обоснование своих исковых требований заявитель ссылался на то, что является собственником нежилых помещений, доход от сдачи в аренду которых, по его мнению, ошибочно квалифицирован налоговыми органами как доход от предпринимательской деятельности. Заявитель полагал, что его доход от сдачи в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений не является доходом от предпринимательской деятельности, а является исходя из положений ч. 1 ст. 34 Конституции РФ доходом от иной экономической деятельности, поскольку сдача в аренду принадлежащих ему нежилых помещений представляет собою реализацию его права на распоряжение этим имуществом. Кроме того, по мнению заявителя, в случае квалификации деятельности гражданина в качестве предпринимательской к налогоплательщику подлежат применению не только нормы, возлагающие обязанности по уплате соответствующих налогов, но и нормы, позволяющие претендовать на соответствующие льготы, в том числе на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. Заявитель утверждал, что он узнал о своей обязанности уплачивать НДС только в ходе налоговой проверки. И если бы он знал об этом ранее, то зарегистрировался бы в качестве индивидуального предпринимателя и подал заявление на освобождение от уплаты НДС, поскольку его доходы соответствуют требованиям ст. 145 НК РФ.

Суды первых двух инстанций полностью отказали заявителю в удовлетворении его требований, а вот ВС РФ пересмотрел принятые решения.

ВС РФ согласился со своими коллегами в том, что суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обстоятельств осуществления данным гражданином предпринимательской деятельности по сдаче в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учитывая цели и особенности его действий, коммерческое предназначение предоставляемой им в аренду недвижимости, установив при этом обстоятельства неисполнения им обязанностей налогоплательщика по уплате НДС.

ВС РФ отметил, что из положений п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следуют обязанности по исчислению и уплате НДС в отношении индивидуальных предпринимателей и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом ВС РФ указал, что непредставление в налоговый орган уведомления об освобождении от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ не влечет за собой утрату права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, что являлось бы несоразмерным последствием с точки зрения цели установления данного института.

К сведению: для случаев, когда о необходимости уплаты НДС лицу становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, в частности, в случае изменения квалификации деятельности налогоплательщика, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога законом не предусмотрен.

Следовательно, само по себе то обстоятельство, что налоговый орган не учел положения п. 1 ст. 145 НК РФ при изменении квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки, если освобождение применялось им фактически (налог не исчислялся и не предъявлялся).

Отметим, что данный гражданин направил в налоговый орган требуемое уведомление после принятия оспариваемого решения о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Но налоговики при рассмотрении апелляционной жалобы пришли к выводу об отсутствии оснований для его освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, хотя приведенные данные соответствовали критериям, установленным ст. 145 НК РФ. ВС РФ признал названный вывод несостоятельным.

Дело направлено на новое рассмотрение.

Начисление НДС в повышенном размере

Если налоговым органом доказано осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и заключившим соответствующие договоры в качестве физического лица, то в отношении дохода от данной деятельности это лицо является, в частности, плательщиком НДС (определения ВС РФ от 03.09.2014 по делу № 304-ЭС14-223, от 08.04.2015 по делу № 59-КГ15-2, от 20.07.2018 по делу № 16-КГ18-17).

Но в приведенных делах подлежащий уплате в бюджет НДС был начислен налоговым органом сверх установленных в заключенных ими договорах цен, и вопрос, связанный с правильностью такой методики расчета налоговых обязательств, не являлся предметом спора между сторонами и предметом изучения судов.

Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128 по делу № А12-36108/2017 с таким подходом налогового органа и судов нижестоящих инстанций не согласилась, указав следующее.

В этом деле гражданин также сдавал в аренду принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, полагая, что доход в виде арендной платы не связан с ведением предпринимательской деятельности, из-за чего при оказании услуг по аренде не исчислял и не уплачивал НДС. При проверке деятельность этого гражданина была признана предпринимательской, ему были доначислены НДС, штрафы и пени.

При определении размера недоимки налоговый орган руководствовался положениями п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ, исчислив налог по ставке 18% от согласованной между предпринимателем и арендатором арендной платы, то есть определил налог в дополнение к установленной арендной плате.

Суды трех инстанций, признавая правомерным избранный инспекцией порядок определения размера недоимки по НДС, исходили из того, что в договорах аренды отсутствовало упоминание о включении налога в согласованную сторонами арендную плату, а платежные поручения на перечисление арендной платы содержали указание об осуществлении расчетов «без НДС». Принимая во внимание, что включение налога в арендную плату не следовало ни из договоров, ни из обстоятельств, предшествующих их заключению, или прочих условий договоров, суды отметили, что в данном случае налог не может исчисляться по расчетной ставке 18/118.

Но ВС РФ не согласился с таким подходом, указав следующее.

По рассматриваемому делу судами установлено, что в договорах аренды плата за пользование имуществом установлена без выделения в ней сумм НДС. Налог не выделялся отдельно в расчетных документах и не указывался в платежных поручениях арендатора. Это означает, что в отношениях предпринимателя и арендатора цена услуг по аренде окончательно сформирована в тех размерах, которые отражены в договорах аренды, вне зависимости от того, признавался бы предприниматель плательщиком НДС на момент заключения договоров либо нет. Заключение договоров аренды налогоплательщиком изначально в статусе предпринимателя не привело бы к установлению большей арендной платы.

К сведению: вменение арендодателю статуса предпринимателя по результатам налоговой проверки не должно влечь нарушение разумных ожиданий налогоплательщика относительно налоговых последствий совершенных им сделок и приводить к исчислению НДС в повышенном размере, который невозможно предъявить к уплате арендатору.

В сложившейся ситуации изменение квалификации статуса гражданина может служить основанием для того, чтобы определить его права и обязанности как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика, – таким образом, как если бы НДС изначально предъявлялся к уплате арендатору в рамках установленных в договорах размерах платы за пользование имуществом, то есть с применением расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Дело было направлено на новое рассмотрение.

Аналогичные выводы сделаны в Определении ВС РФ от 12.11.2018 № 306-КГ18-13128 по делу № А12-36108/2017.

Деятельность физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, может быть признана налоговым органом предпринимательской со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями. Квалификация сделок по отчуждению товаров, работ, услуг и имущественных прав как хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможна в том числе в силу длительности, систематичности и массовости действий, направленных на их приобретение и продажу.

В каждом конкретном случае, оценивая обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, налоговый орган будет выяснять, использовалось ли имущество в предпринимательской деятельности, и определять, занимается физическое лицо предпринимательской деятельностью или реализует свое право на осуществление гражданско-правовых сделок.

Что касается налоговых обязательств, сформированных по результатам контрольных мероприятий, с учетом имеющейся судебной практики можно сделать следующие выводы относительно доначисления НДС:

при приобретении государственного (муниципального) имущества граждане, чья деятельность признана предпринимательской, должны выполнить обязанности налогового агента, установленные п. 3 ст. 161 НК РФ;

изменение квалификации деятельности налогоплательщика не означает утрату возможности предоставления ему освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки;

методика расчета НДС путем начисления его сверх согласованной сторонами договора цены подлежит применению налоговыми органами в ситуации переквалификации деятельности физических лиц в предпринимательскую только в том случае, если налоговый орган докажет недобросовестность действий самого физического лица на стадии согласования, заключения и исполнения им сделок, направленных на получение дохода от предпринимательской деятельности в отсутствие уплаты НДС, сопровождающихся сокрытием им своего реального статуса как предпринимателя для целей неуплаты данного налога по факту осуществления спорных сделок. В отсутствие соответствующих доказательств НДС определяется налоговым органом расчетным методом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *