наличие противоречий действующему законодательству в резюме что это
Соискателей все чаще не берут на работу из-за несоответствия корпоративной культуре работодателя
Аналитики HeadHunter и облачной CRM-платформы для рекрутинга Talantix изучили около полумиллиона отказов, которые рекрутеры разных компаний выслали кандидатам в системе Talantix с января по июнь 2021 г. Самыми распространенными причинами отказов стали завышенные зарплатные ожидания кандидатов (121 500 ответов работодателей), отсутствие у них необходимых навыков (91 300 ответов) и несоответствие корпоративной культуре (65 500 отказов).
Из-за несоответствия личных качеств кандидата корпоративной культуре работодателя получил отказ чуть ли не каждый второй (42%) соискатель, пытавшийся устроиться на госслужбу, и каждый третий – в сфере добычи сырья, закупок и рабочие. По этой же причине кандидатам часто отказывали производители электронно-вычислительной, оптической, контрольно-измерительной техники и радиоэлектроники, а также розничные сети, мясокомбинаты, табачные компании и разработчики программного обеспечения, говорится в отчете.
Сделать по закону
Согласно ст. 3 Трудового кодекса, работодатель не должен дискриминировать соискателей или сотрудников по признакам, не связанным с их деловыми качествами, рассказывает Ксения Михайличенко, адвокат, руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры». В 2004 г. пленум Верховного суда разъяснил, какие качества относятся к деловым: например, образование, опыт работы и личностные качества, необходимые для конкретных работ. По мнению Михайличенко, если в компании принят кодекс корпоративной этики и он утвержден приказом генерального директора, а ответы соискателя на тестах ему не соответствуют, отказ работодателя обоснован и не может считаться дискриминационным. Несогласный соискатель имеет право запросить письменный отказ и обратиться в суд, напоминает Михайличенко.
Если новичок не сумел влиться в коллектив, он вряд ли задержится в компании надолго, а частая смена персонала означает дополнительные издержки и удорожание найма, говорит Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. Поэтому компании соглашаются продлить сроки подбора подходящего кандидата, разделяющего ценности и миссию компании, особенно если речь идет о претендентах на руководящие позиции, рассказывает Кугел.
Две трети работодателей врут в описаниях вакансий
Для маскировки
Несоответствие корпоративной культуре самая частая причина, по которой наниматели отказывают кандидатам после личных встреч, говорит Александра Овсова, консультант кадрового холдинга Ancor. Более 50% кандидатов отсеиваются на этапе рассмотрения резюме из-за несоответствия опыта или ожиданий по заработной плате. Еще 20–30% отпадают после телефонного звонка, уточняющего детали в резюме. Около 10–20% кандидатов приглашают на собеседования и большая часть отсеивается из-за несоответствия корпоративной культуре, сказала Овсова.
Если кандидату важна компания и интересна работа, он подстроится под новую корпоративную культуру и станет соблюдать правила – начнет носить костюмы, согласовывать встречи и приходить на работу вовремя – и работодатели это прекрасно знают, отмечает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. Но отказом из-за несоответствия корпоративной культуре они часто маскируют другие причины: курение, неподходящий возраст или неподобающий внешний вид, говорит Волкова.
Овсова советует соискателям прочитать перед собеседованием интервью генерального директора компании, сверить свои и его ценности, расспросить рекрутеров об организации процессов в компании и внимательно ознакомиться с описанием вакансии. Требования к личностным качествам так же важны, как и требования к опыту, считает Овсова.
Порядочность по чек-листу
Опрошенные «Ведомостями» крупные компании рассказали, что учитывают культурные различия при найме либо при принятии решения о повышении сотрудника в должности.
Как работодатели обманывают кандидатов
Ценности Х5 Retail Group зафиксированы в стратегии компании, говорит представитель ритейлера. Среди них уважение, ориентация на потребности клиентов, стремление к достижениям, честность и порядочность. На собеседованиях специалисты службы подбора Х5 Retail Group проверяют соискателей по чек-листу, который помогает выявить противоречия личности кандидата с принципами компании. Например, рекрутеры фиксируют, сколько раз кандидат перебивает собеседника во время разговора, задают дополнительные вопросы о мотивации и паттернах поведения в разных ситуациях. Если по ряду параметров кандидат не соответствует требованиям сети, она, скорее всего, предпочтет другого кандидата, у которого эти показатели будут выше, сказал представитель Х5.
В X5 Retail Group входят и зрелый бизнес, такой как «Пятерочка» или «Перекресток», и стартапы, например Х5 FoodTech, «Х5 медиа» и Vprok.ru. Поэтому работники Х5 имеют возможность пробовать себя в разных корпоративных культурах, оставаясь при этом в одной компании, говорит представитель ритейлера.
Производитель минеральных удобрений «Фосагро» сейчас оценивает кандидата при трудоустройстве на соответствие корпоративной культуре – насколько соискатели разделяют такие ценности, как инновационность, командная работа, надежность и безопасность, рассказывает представитель компании.
ОМК отказывает кандидатам лишь из-за их несоответствия заявленным профессиональным требованиям. Других причин нет и быть не может, комментирует директор по управлению персоналом ОМК Светлана Николашина. Но соответствие корпоративной культуре важно для карьерного роста. По словам Николашиной, корпоративные ценности компании входят в модель компетенций сотрудников. Речь идет об индикаторах поведения и соответствия культуре и целям компании, базовых для всех сотрудников и лидерских для руководителей. Их учитывают при принятии решений о повышении в должности внутренних претендентов, говорит Николашина.
Что такое конфликт интересов
И что с ним делать госслужащим и сотрудникам компаний
Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.
Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.
Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.
Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.
Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.
Конфликт интересов с точки зрения закона
Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.
За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.
Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.
Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.
Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.
Курс о больших делах
Причины конфликта интересов у служащих
В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.
Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.
При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:
Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:
Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.
Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.
Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.
Конфликт интересов у должностных лиц компаний
В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.
Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».
Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:
При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.
Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. д. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.
Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:
Примеры конфликта интересов
Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.
На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.
Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.
На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.
Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.
На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.
Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.
Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.
Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.
Как уведомить о конфликте интересов
Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.
Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.
Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.
В документе должна быть информация о:
Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.
Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.
Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.
Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих
Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.
Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.
В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:
Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.
Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.
В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.
Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.
Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО
Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.
Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.
Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.
Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.
Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.
Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:
Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.
Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.
Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.
Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:
Не надо так: опасные «мелочи», которые губят резюме
1. Неадекватный объем
Странно выглядит как слишком объемная «поэма» об опыте работы страниц на десять (бывает и такое), так и чрезмерно краткое описание в двух словах «продажи, клиенты» (такое тоже нередко бывает). Особенно если кандидат претендует на высокую должность и зарплату.
«Самый уместный вариант — четкое, понятное и структурированное описание обязанностей, максимум на 2–3 страницы, — комментирует руководитель HR-отдела ГК «Технопрогресс» Анастасия Каулина. — Удивляет, когда соискатель дословно повторяет один и тот же функционал в описании разных мест работы. Зачем? Или когда очевидно, что должностные обязанности просто скопированы из открытого источника».
По словам психолога и HR-эксперта Татьяны Алексеенко, резюме больше чем на трех страницах не только воспринимается с трудом, оно еще и может послужить для рекрутера косвенным показателем того, что кандидат не умеет выделять в информации главное и кратко формулировать суть. А это важные качества для любой сферы работы, для некоторых — ключевые. Обычно на собеседовании такие опасения подтверждаются.
«Бывает, кандидаты, совсем не утруждаясь, просто копируют должностную инструкцию в раздел «Обязанности» в резюме, — говорит Ирина Ковалева, генеральный директор кадрового агентства Cloudberry. — Это, конечно, отпугивает рекрутеров».
2. Текст без структуры
«Резюме, написанные в свободной форме, зачастую бывают нечитаемыми, — говорит Дмитрий Плеханов, HR-директор корпорации «Синергия». — Например, встречаются резюме, в которых должностные функции прописаны сплошным текстом и общими формулировками».
Ирина Ковалева подтверждает — ей попадаются резюме, написанные художественным стилем в виде автобиографии. Причем порой в тексте хаотично смешивается всё сразу: работа, дом, семья, дети, хобби, отдых.
Не путайте резюме с автобиографией. И постарайтесь придать документу структурированность. Если в рамках раздела «Опыт» много информации (вы хотите рассказать и про обязанности, и про достижения), не пишите это сплошным текстом, делайте подзаголовки, маркированные списки — главное, чтобы информация легко воспринималась.
3. Ошибки и опечатки
Фактические, грамматические, бросающиеся в глаза синтаксические и стилистические ошибки и даже обычные опечатки в резюме специалистов, работа которых требует грамотности, внимательности, сразу же оттолкнет рекрутера. Тем не менее такие резюме не редкость. Допустим, соискатель претендует на вакансии email-маркетолога с функцией написания текстов рассылок, но его резюме пестрит ошибками и опечатками. Стоит ли удивляться, что на его отклики не приходит никаких ответов?
Если вы написали резюме второпях, не поленитесь его внимательно перечитать. Можно воспользоваться каким-нибудь бесплатным сервисом проверки текста на грамотность.
Даже если речь идет о технических специалистах и вакансия не предполагает безупречного владения родным языком, бывают ошибки, которые сильно настораживают: например, в названии желаемой должности, в контактной информации и даже в собственном имени. Такие ошибки говорят о небрежности.
Например, у старшего менеджера по персоналу компании ICL Services Алии Аюповой был случай, когда кандидат претендовал на позицию экономиста, которая подразумевает работу с цифрами, скрупулезность и внимание к деталям. На уровне резюме, в котором встречались простейшие ошибки — например, неправильно был подсчитан стаж или человек не мог высчитать процент НДФЛ, путал показатели, — руководитель отказал кандидату.
4. Небрежное оформление
Резюме — деловой документ. Неправильно, если оно выглядит, будто составлено второпях на коленке. Бросающаяся в глаза небрежность в тексте вызывает у читающего негативную реакцию и желание сразу закрыть документ. Например, по словам Ксении Поплавской, HR-директора сети фитнес-клубов World Gym в России, такую реакцию вызывает использование большого количества сокращений и аббревиатур без расшифровок. А Дарья Батурина, HR-партнер группы компаний «КБ-12», напоминает, что набирать текст в режиме СapsLock (большими буквами) — точно не лучшая попытка привлечь внимание HR-специалиста к своему отклику.
5. Чрезмерное количество дипломов и сертификатов
Казалось бы, непрерывное образование — модный тренд со знаком плюс. Но всё хорошо в меру.
«Меня настораживают резюме, в которых человек перечисляет по пять высших образований и массу курсов на разные темы, — признается генеральный директор компании «Интерпрактика e-com рекрутмент» Илья Анопов. — И чем более разнородны направления образования, тем больше это настораживает. Складывается ощущение, что человек никак не определится, что ему близко, в чем его сильные стороны».
Если кандидат не может объяснить, зачем ему понадобилось то или иное обучение, и оно не выглядит как логичное продолжение развития карьерных устремлений, то разностороннее образование работает не в его пользу. Часто рекрутеры, интересуясь на собеседовании мотивацией кандидата для обучения, которое не пригодилось в практической работе, слышат в ответ что-то вроде: «Я пошел учиться за компанию» или «Я пошла учиться от скуки», «Я искал свое призвание, но ошибся». Такие ответы вызывают недоумение и невольное опасение, что на конкретную вакансию человек тоже откликнулся необдуманно, от скуки, возможно, ошибочно.
На самом деле искать свое призвание — нормально в любом возрасте. И нет ничего предосудительного в учебе только ради расширения кругозора — прекрасно, что вы предпочитаете интеллектуальный досуг. Просто в резюме стоит ограничиться упоминанием лишь тех дипломов, которые имеют непосредственное или хотя бы опосредованное значение для вакансии, на которую вы претендуете. Тут действует тот же принцип, что и для разностороннего опыта работы: не нужно скрупулезно перечислять всё — укажите только то, что важно для желаемой должности. Резюме не автобиография, это выборочная информация о вас, которая должна убедить работодателя в том, что вы подходите для конкретной вакансии.
6. Несерьезный адрес электронной почты
Да, на это тоже обращают внимание, и довольно часто. Дело, конечно, не в самом адресе, а в том, что неуместный для резюме адрес почты может вызвать сомнение в том, что кандидат хорошо понимает границы между неформальным частным и деловым общением, что он знаком с основами делового этикета. А это важно для успешного рабочего взаимодействия.
Вы завели электронную почту еще в юности и придумали для нее логин, который тогда казался забавным или эффектным, так с тех пор ею и пользуетесь? Попробуйте взглянуть на ваш логин сторонним взглядом: как он смотрелся бы на деловой визитке — уместно или нелепо? Если есть хоть малейшие сомнения, то и в резюме такому адресу электронной почты не место.
Для деловых контактов, в том числе для откликов на вакансии, стоит завести отдельную почту, с нейтральным адресом.
«Я сразу отложила бы в сторону резюме, которое пришло с адреса, например, Kotenochek@mail.ru, — привела пример Алия Аюпова. — Электронный адрес кандидата должен быть корректным».
Генеральный директор кадрового агентства Cloudberry Ирина Королева вспомнила целую коллекцию странных электронных адресов, которые сразу формировали несерьезное впечатление о кандидатах, — pusik, macho, kotenok, blondinka.
Если подобный адрес почты сочетается еще и с такой фотографией, которая подошла бы только для сайта знакомств, то это способно погубить резюме даже с самым блестящим профессиональным опытом.
7. Лишние сведения
Сюда относятся не только неуместные в резюме подробности про хобби, личную жизнь (про всё, что не имеет отношения к работе), но и лишние сведения о прежней работе.
Например, директору по персоналу компании «Юнилин» Галине Погодиной запомнилось резюме, в котором соискатель зачем-то упомянул, что судился с прежним работодателем из-за задержки заработной платы. Удивил не сам факт суда (защита своих прав — это нормально), а то, что соискатель почему-то посчитал, что эту информацию непременно нужно указать в резюме. Возможно, он сделал это в качестве намека: «Смотрите — будете меня обижать, подам на вас в суд, я умею!». Но вряд ли стоит ожидать позитивной реакции, начиная деловые отношения с такой ноты.
Любые лишние сведения в резюме настораживают тем, что показывают: человек либо пишет всё подряд, не задумываясь, либо не вполне адекватно оценивает, какие сведения важны для дела, а какие — нет.
8. Грубость в тексте
Некоторые соискатели снабжают резюме довольно грубыми фразами, чтобы отвадить нежелательные предложения о работе, или пытаются в резкой форме диктовать свои условия. Например: «Рекрутерам — не звонить. Я готов общаться только лично с директорами. ». Подобные фразы отпугнут от вашего резюме, даже если вы представитель очень дефицитной и востребованной профессии. Ведь кандидатов оценивают не только по профессионализму, но и по манере общения, вежливости, уровню неконфликтности. Тех, кто заведомо не впишется в принятую в компанию корпоративную культуру, отвергают.