наименование вид оси что это
Паспорт доступности ОСИ
ОСИ – объекты социальной структуры. К ним относятся:
— объекты социальной защиты населения;
— объекты физической культуры и спорта;
— объекты связи и информации;
— объекты сферы услуг и потребительского рынка.
Данные о доступности объекта социальной инфраструктуры должны быть отображены в паспорте доступности.
Целью государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.
Выделяют следующие 6 основных структурно-функциональных зон ОСИ (частей объекта социальной инфраструктуры):
1. Территория, прилегающая к зданию (участок);
2. Вход (входы) в здание;
3. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
4. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
5. Санитарно-гигиенические помещения;
6. Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).
По каждой из перечисленных зон выделены общие требования к оценке ее состояния доступности, а также определены функционально-планировочные элементы (составные части зоны, оцениваемые с точки зрения доступности) и параметры их оценки.
Зона 1 «Территория, прилегающая к зданию (участок)» состоит из следующих функционально-планировочных элементов:
1.1. Вход (входы) на территорию (прилегающую к зданию);
1.2. Путь (пути) движения на территории;
1.3. Лестница (наружная);
1.4. Пандус (наружный);
1.5. Автостоянки и парковки.
В качестве основных требований к этой зоне определяется наличие:
— хотя бы одного входа (въезда) на территорию объекта (на прилегающую к зданию территорию), приспособленного для всех категорий граждан (инвалидов и других МГН);
— наличие путей движения для МГН (транспортных и пешеходных; с возможностью их совмещения);
— выделенных и маркированных мест (хотя бы одного) для транспорта инвалидов;
— наличие мест отдыха (рекомендуется).
Зона 2 «Вход (входы) в здание».
Основным требованием к зоне 2 является наличие в здании как минимум одного входа, доступного для всех категорий инвалидов (с различными видами нарушений здоровья) и других МГН. При наличии нескольких входов в здание, как правило, выбирается вход, максимально приближенный к уровню земли и более других отвечающий требованиям доступности основных параметров по входной зоне.
К основным функционально-планировочным элементам зоны «Вход в здание» относятся:
2.1. Лестница (наружная);
2.2. Пандус (наружный);
2.3. Входная площадка (перед дверью);
Зона 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)».
Среди основных требований к зоне 3 важно отметить следующие: при отсутствии специально выделенных путей эвакуации и зон безопасности в здании, требования к пути движения расширяются до требований к путям эвакуации (или, наоборот, требования к путям эвакуации распространяются на пути движения внутри здания к месту целевого посещения и обратно к входу/выходу).
Основными функционально-планировочными элементами зоны 3 «Пути движения внутри здания» являются:
3.1. Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон);
3.2. Лестница (внутри здания);
3.3. Пандус (внутри здания);
3.4. Лифт пассажирский (или подъемник);
3.6. Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности).
Зона 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)».
Зона 5 «Санитарно-гигиенические помещения».
К общим требованиям по этой зоне относится требование о наличии на ОСИ (особенно на объекте, предназначенном для обслуживания посетителей) как минимум одной универсальной кабины для МГН (в том числе доступной для пользования инвалидами на кресле-коляске). Так, не менее одной универсальной кабины должно быть предусмотрено в общественных туалетах, в общественных зданиях (при численности посетителей 50 и более человек, при нахождении их в здании 60 минут и более), в производственных зданиях (на каждом этаже, где работают инвалиды).
К функционально-планировочным элементам зоны 5 относятся:
5.1 Туалетная комната,
5.2 Душевая/ ванная комната,
5.3 Бытовая комната (гардеробная).
Зона 6 «Система информации на объекте».
К системе информации на объекте отнесены устройства, средства информации, связи и их системы. С учетом особых требований к ним для инвалидов с особенностями восприятия (нарушениями сенсорных функций: зрения, слуха), должны быть представлены как минимум 3 вида устройств и средств информации на объекте:
6.1 визуальные средства;
6.2 акустические средства;
6.3 тактильные средства.
Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать:
— непрерывность информации (на всех путях движения МГН), своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения;
— предусматривать возможность получения информации как о предоставляемых услугах (перечне и порядке предоставления), так и о размещении и назначении функциональных элементов на объекте, о расположении путей эвакуации, в том числе предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях.
Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, района расположения объектов; они должны соответствовать нормативным документам по стандартизации.
Из перечисленных 6 функциональных зон основными, обеспечивающими (согласно СНиП и СП) досягаемость мест основного назначения и основного посещения здания, а также безопасность, являются 3 зоны:
— 2 «Вход (входы) в здание»;
— 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)»;
— 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)».
Остальные 3 зоны, по классификации критериев доступности (по СНиП и СП) в большей степени обеспечивают дополнительные критерии доступности:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района города Кемерово»
«Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района города Кемерово»
Доступная среда
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда».
Термин «Доступная среда» употребляется во многих законодательных актах, но единого, признанного всеми, определения нет. Доступная среда = улучшение качества жизни.
В широком смысле «доступная» или «безбарьерная» среда — это пространство, которое позволяет легко вести независимый образ жизни наибольшему числу людей.
Программа «Доступная среда» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.
Участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
Цели Программы
Формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов является одной из значимых целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
В учреждении проведен ряд мероприятий, направленных на создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
Оснащение входной группы и прилегающей территории учреждения
Парковочное место для инвалидов
Кнопка вызова персонала Входной пандус
Контрастная маркировка ступеней Контрастная маркировка на двери
Электронный информационный стенд с озвучиванием Табличка с шрифтом Брайля
Санитарная комната ОДП
Нормативные правовые акты
Постановление Правительства Российской Федерации № 363 от 29.03.2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;
Приказ Минтруда России № 20 от 17 января 2020 г. «Об утверждении детального плана–графика реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г;
№ 363, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
Приказ Минтруда России от 27.08.2019 N 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 23.07.2019 N 521н «Об утверждении перечня технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 04.04.2019) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации № 1770 от 18 октября 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»слуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
ГАРАНТ:
См. данную форму в редакторе MS-Word
к Положению о порядке проведения
паспортизации объектов социальной инфраструктуры
Категория инвалидов (вид нарушения)
Вариант организации доступности ОСИ (формы обслуживания)*
Все категории инвалидов
в том числе инвалиды:
передвигающиеся на креслах-колясках
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
с нарушениями зрения
с нарушениями слуха
с нарушениями умственного развития
Основные структурно- функциональные зоны
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов**
Территория, прилегающая к зданию (участок)
Вход (входы) в здание
Путь (пути) движения внутри здания
(в том числе пути эвакуации)
Зона целевого назначения здания (целевого посещения ОСИ)
Система информации и связи (на всех зонах)
Пути движения к ОСИ (от остановки транспорта)
Основные структурно-функциональные зоны ОСИ
Рекомендации по адаптации ОСИ (вид работы)*
Территория, прилегающая к зданию (участок)
Вход (входы) в здание
Путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации)
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)
Система информации на объекте (на всех зонах)
Пути движения к объекту (от остановки транспорта)
Все зоны и участки
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Наименование вид оси что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012 г. “Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг”
В настоящем издании представлена форма карты доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения (с графическим отображением состояния доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры), а также методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг на официальном общедоступном ресурсе субъекта Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с учетом международных символов и технологий).
Обозначения и сокращения
Общие
АИС | Автоматизированная информационная система |
---|---|
ВОГ | Всероссийское общество глухих |
ВОИ | Всероссийское общество инвалидов |
ВОС | Всероссийское общество слепых |
ИОГВ | Исполнительный орган государственной власти |
ИПР | Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) |
КД | Коэффициент уровня доступности |
МГН | Маломобильные группы населения |
ООИ | Общественная организация инвалидов |
ООН | Организация объединенных наций |
ОСИ | Объект социальной инфраструктуры |
ОСЗН | Отдел социальной защиты населения |
ПД | Показатель состояния доступности |
СНиП | Строительные нормы и правила Российской Федерации |
СО | Социальное обслуживание |
СП | Свод правил по проектированию и строительству |
ТСР | Техническое средство реабилитации |
УСО | Учреждение социального обслуживания |
API | (англ., application programming interface) Интерфейс программирования приложений |
Категории инвалидов
Г | Инвалиды с нарушениями слуха |
---|---|
К | Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
О (ОДА) | Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
С | Инвалиды с нарушениями зрения |
У | Инвалиды с нарушениями умственного развития |
Состояние доступности объекта (зоны)
ДП | Доступно полностью |
---|---|
ДЧ | Доступно частично |
ДУ | Доступно условно |
«ВНД» | Временно недоступно |
Вариант организации доступности объекта
(формы обслуживания)
Введение
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов, в том числе об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах (с учетом требований доступности объектов и услуг для граждан с различными видами нарушений функций и ограничений жизнедеятельности).
Согласно Конвенции «О правах инвалидов» (ООН, 2006, ратифицирована Российской Федерацией 03.05.2012), для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, должен реализовываться комплекс мер, включая: выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, которые, в частности, распространяются на здания, дороги, транспорт и другие объекты, в том числе школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, а также на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Для разработки Методики был проведен сравнительный анализ и дана экспертная оценка российского и зарубежного опыта по формированию и обновлению карт доступности объектов и услуг; определены основные тенденции отражения информации о доступности объектов и услуг; используемые технологии, средства и методы передачи информации; выявлены наиболее часто используемые символы и графические изображения при иллюстрации степени доступности различных объектов: как для всех маломобильных категорий граждан, так и для граждан с различными видами нарушений.
Разработаны и предлагаются в настоящем пособии:
1) форма карты доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения с графическим отображением состояния доступности приоритетных (наиболее значимых) объектов социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, а также объектов, не имеющих почтового адреса (общественный пассажирский транспорт, остановки и парковки, светофорные объекты, места отдыха);
2) методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг на официальном общедоступном ресурсе субъекта Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом международных символов и технологий, которая предусматривает, в том числе порядок отражения информации.
Определены и описаны порядок отражения на карте информации:
— об адаптации (приспособленности) объектов приоритетных сфер* жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом особых потребностей инвалидов различных категорий (с учетом основных видов нарушений здоровья);
— о степени доступности объекта (в частности, по оценке: объект доступен полностью, частично доступен, условно доступен);
— представлена возможность прокладки доступного маршрута (с определением расстояния и времени в пути), а также с указанием средств адаптированного общественного транспорта до объекта.
Разработанная методика должна стать основой для формирования на уровне субъектов Российской Федерации единых (сопоставимых по форме, дизайну, структуре и порядку сбора и обновления информации) электронных карт, в том числе «маршрутизаторов», позволяющих найти требуемый объект по заданным параметрам, составить наиболее удобный маршрут передвижения для инвалидов и других маломобильных групп населения (по расстоянию, по времени, по доступности). Она призвана стать основой для унификации формы и структуры информации о состоянии доступности объектов и услуг, как в субъектах Российской Федерации, так и в целом по России, с возможностью получения и обмена информацией на международном уровне.
Раздел 1
Анализ зарубежного и российского опыта формирования и обновления карт доступности
1.1. Анализ зарубежного опыта формирования карт доступности
Для обзора и анализа опыта зарубежных стран по формированию карт доступности были отобраны 26 самостоятельных сайтов (порталов) 9 стран мира, а также общеевропейские, североамериканские и международные ресурсы, в том числе: США, Франции, Великобритании, Австралии, Испании, Нидерландов, Германии; а также ближнего зарубежья: Эстонии, Белоруссии, Украины. Общая информация по анализируемым сайтам представлена в приложении А.1. В информации даны оригинальные названия сайтов (с адресом и ссылкой) и их краткая характеристика, в том числе место формирования, информационная база, порядок сбора и обновления информации (при наличии соответствующих сведений), программная платформа, на которой создан соответствующий информационный ресурс.
Среди общих направлений создания и развития сайтов, посвященных доступности, следует отметить стремление к универсальности («универсальная доступность городов», «универсальный дизайн зданий и сооружений»); это имеет отношение как к городским справочно-информационным порталам, так и к специальным сайтам (порталам), посвященным проблемам инвалидов. Как правило, справочно-информационные порталы городов, содержат информацию, необходимую любому гражданину, в том числе специальную информацию для лиц с ограниченными возможностями. Между основными Интернет-ресурсами городов налажена взаимосвязь и взаимообмен информацией, что облегчает и ускоряет доступ к необходимой информации для разных категорий граждан.
Обращает на себя внимание тот факт, что практически все Интернет-ресурсы являются доступными для любого гражданина, так как оснащены специальными программами, позволяющими выбрать язык для чтения, изменить размер, цвет и фон шрифта, а также, при необходимости, прослушать содержание сайта, тем самым учитываются, потребности инвалидов с нарушениями зрения и слуха.
Для отражения необходимой информации, на исследованных сайтах, используются карты двух видов: статические и интерактивные.
Информация об объектах и услугах и степени их доступности для различных категорий инвалидов и МГН поступает на карты доступности как из официальных источников (непосредственно от владельцев объектов и поставщиков услуг), так и посредством прямой связи потребителя услуг с администратором сайта (через E-mail). В Нидерландах, Великобритании, Франции, ряде других стран, участие в описании объектов, сборе необходимой информации принимают добровольные помощники и волонтеры. Однако, данные вводятся в базу чаще всего только после проверки её администраторами сайтов. Есть и карты свободного доступа, информация на которые может быть помещена любым пользователем, по принципу Википедии.
Большое количество сайтов в зарубежной части Интернета ориентировано на потребности путешествующих по Европе и миру граждан, в том числе инвалидов и МГН. Они содержат информацию, отражающую доступность объектов и услуг туристической инфраструктуры, основных транспортных маршрутов и рекреационных зон. Карты этих сайтов отражают доступность, в первую очередь, экскурсионных маршрутов, дорог (покрытий, переходов, светофоров и т.п.), транспорта (его видов и адаптированности для инвалидов и МГН), парковок, заправочных станций, номеров отелей (в том числе подготовленности персонала к работе с данной категорией граждан), пунктов питания, мест отдыха, специальных туалетов и т.п.
Карты и в целом сайты, выполненные в основном в едином формате «GoogleMaps» позволяют решать проблему формирования единого информационного пространства, с исполнением требований единых стандартов, унификации каталогов объектов, используемых символов и условных знаков карты, а также универсального инструментария и элементов управления картой. Анализ зарубежных сайтов позволил определить основные международные принципы и направления формирования и развития соответствующих информационных ресурсов, а также широко используемую, уже привычную для потребителя, символику и графику.
1.2. Анализ российского опыта развития информационных ресурсов по проблемам доступности объектов и услуг
В ряде субъектов Российской Федерации начата работа по формированию интерактивных карт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, либо ограниченных для доступа. Для настоящего обзора были найдены и проанализированы 10 адресов сайтов карт доступности в субъектах Российской Федерации. Сводная информация о них с указанием адресов, ссылок, названий, регионов, где они сформированы, платформы, на которой выполнены карты, а также с кратким комментарием по каждому адресу, представлены в приложении А.2.
В целом, анализ созданных карт доступности в субъектах Российской Федерации показал отсутствие единого подхода, технологии и методики формирования и обновления карт доступности. Обращают на себя внимание отсутствие единообразия в выборе:
— заказчиков и исполнителей,
— порядка формирования и обновления карт,
— используемой классификации объектов,
— условных знаков и символов,
— программного обеспечения для формирования дополнительного слоя в части доступности.
При формировании большинства карт учитывались, прежде всего, потребности инвалидов, использующих при передвижении коляски, реже инвалидов с нарушением зрения; и практически не представлена информация о доступности объектов для других категорий инвалидов.
Многие карты формируются и поддерживаются общественными организациями, в том числе организациями инвалидов: «Барьеров нет» и «Казань недоступная», Нижний Новгород Красноярский край, Томск. Органами власти созданы и поддерживаются сайты Москвы, Ростовской области.
Наполнение карты осуществляется всеми желающими через электронную связь с администраторами сайта («Барьеров нет», «Казань недоступная», Томска) Достаточно сообщить об объекте, признаках его доступности (а чаще, недоступности), чтобы он сразу появился на карте. В Ростовской области, напротив, специалисты Министерства труда и социального развития обрабатывают информацию до размещения ее на интерактивной карте.
В связи с изложенным, особую актуальность приобретает необходимость предложения для использования органами власти субъектов Российской Федерации унифицированной формы и структуры карты доступности, единой методики ее формирования и обновления.
Раздел 2
Форма карты доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Российской Федерации
1) равенство в пользовании (для людей с разными физическими возможностями);
2) гибкость в использовании (выбор способа использования продукта с учетом разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей пользователя);
4) легко воспринимаемая информация (независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя; с использованием различных способов: визуальных, вербальных, осязательных; отделение главного от второстепенного; совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями);
5) допустимость ошибки (дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий);
6) низкое физическое усилие (потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий);
7) размер и пространство для доступа и использования (обеспечение видимости важных элементов и легкий доступ для любого пользователя, в том числе для использования, при необходимости, вспомогательных средств или личного помощника).
2.1. Форма и структура информационного ресурса «Карта доступности субъекта Российской Федерации»: общие требования к информации, композиционному и графическому решению, используемым символам; возможностям и видам выборки
Среди основных требований, соответствующих концепции «универсального дизайна», при разработке проекта информационного ресурса «Карты доступности субъекта Российской Федерации» учитываются в первую очередь:
— удобство и простота ввода информации и ее обновления;
— удобство и простота пользования, получения информации пользователями с различными нарушениями восприятия: нарушениями зрения, слуха, умственного развития;
— возможность сопоставления данных (либо унификации информации): международных, российских, региональных информационных систем;
— максимально возможная универсальность дизайна (цветового, графического решения, особенностей отражения информации о состоянии доступности объектов для инвалидов различных категорий) с использованием официально признанных или наиболее часто используемых символов (международных, российских, уникальных).
С учетом изложенных принципов разработана примерная форма информационного ресурса, ее графическое, композиционное, содержательное решение.
За основу взяты карты Яндекс со стандартным набором инструментом управления и функций сервиса «Яндекс.Карты».
Формирование карты может быть представлено постранично (по уровням):
I. Федеральный уровень
Дублирование информации о субъекте Российской Федерации, разработавшем Карту доступности, имеется на поле фильтров (слева от карты) в окне «Созданы карты доступности», где тот же значок располагается рядом с названием субъекта Российской Федерации, имеющим информационный ресурс «Карта доступности субъекта Российской Федерации».
Инструменты управления, в том числе панель управления информационным ресурсом, используемые команды, графика и символы единые для всех уровней. Они будут описаны ниже.
II. Уровень субъекта Российской Федерации
Форма карты субъекта Российской Федерации представлена двумя основными информационными блоками, а также дополнительными поисковыми и информационными функциями.
Рисунок 2. Главная страница «Карты доступности субъекта Российской Федерации»
Инструменты управления картой позволяют увеличивать и уменьшать масштаб самой карты и выбранного объекта карты. Значение каждого из элементов управления картой описаны в приложении Б. Кроме того, наведение поисковой стрелки на каждый из элементов управления, выводит подсказку о значении этого элемента.
Б. Второй из основных информационных блоков представляет собой набор видов поиска соответствующих объектов социальной инфраструктуры и населенных пунктов. Специально выделенное на поле фильтров окно «Маршрут» позволяет проложить маршрут от одного объекта до другого в пределах субъекта Российской Федерации, как на общественном транспорте, так и на личном, а также при движении пешком. Описание построения маршрута и его адаптации для различных категорий инвалидов дано ниже (при описании страниц 6 и 7).
В поисковое окно «Район, населенный пункт» может быть введено название искомого территориального образования или населенного пункта на территории субъекта Российской Федерации для его обнаружения на карте. Расположенная справа от этого окна стрелка позволяет вывести список районов и населенных пунктов субъекта Российской Федерации для ускорения поиска.
В поисковом окне «Объекты социальной инфраструктуры» возможен ввод искомого объекта: как названия его, так и адреса. Для упрощения поиска может быть активирована стрелка, расположенная справа от окна, при этом будет выведен список объектов социальной инфраструктуры в виде реестра, сформированного по классификатору приоритетных сфер жизнедеятельности. (Может быть использован также «Справочник организаций», предлагаемый сервисом «Яндекс.Карты»).
В правом нижнем поле расположены активные клавиши для взаимодействия с сайтами (порталами) вышестоящих структур (ИОГВ), а также общественных организаций инвалидов и других, взаимосвязанных с картой доступности Интернет-ресурсов.
Инструменты управления, в том числе панель инструментов, используемые команды, графика и символы единые для всех уровней.
2.2. Порядок поиска и отражения на карте информации о доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры; построение маршрута
Поиск объектов социальной инфраструктуры и отражение на карте информации об их доступности представлен на рисунках 3 и 4.
Поиск конкретных объектов может производиться как в целом по населенному пункту, так и на территории части его (по району, микрорайону, муниципальному образованию). Для выбора искомой территории необходимо ввести ее название в окно поиска «Район», либо выбрать его из открывающегося списка территорий (после нажатия на клавишу стрелки справа от поля «Район»).
Страница 3. «Поиск объектов социальной инфраструктуры и услуг на территории города» (показан на рисунке 3 на примере Санкт-Петербурга).
Поиск объектов может быть осуществлен двумя способами (аналогично описанному выше поиску территории): как через ввод в окно поиска «Объекты социальной инфраструктуры» названия или вида искомого объекта, так и путем выбора из открывающегося списка объектов. В качестве атрибута поиска может быть также адрес искомого объекта.
После завершения выбора параметров поиска и нажатия клавиши «Искать», в окне поиска «Объекты социальной инфраструктуры» откроется список всех выбранных объектов на заданной территории. При этом, на карте на всех выбранных объектах появятся графические изображения (символы), окрашенные в соответствии со степенью доступности этих объектов для всех категорий инвалидов и МГН. А в нижней части поля фильтров будет выведен иллюстрированный такими же символами, как на карте, список с количественными данными по степени доступности выбранных объектов на заданной территории.
Следующий шаг и уровень поиска позволяет осуществить выбор конкретного объекта социальной инфраструктуры.
Рисунок 3. Поиск объектов социальной инфраструктуры и услуг на территории города
Страница 4. «Поиск информации о состоянии доступности конкретного объекта социальной инфраструктуры» (показан на рисунке 4).
Выбрать объект можно из открытого списка либо путем активации символа этого объекта на карте (наведением на него курсора и «кликом» левой кнопкой мыши). После этого над активированным символом (объектом) появится «всплывающее» окно, содержащее следующую информацию:
— фото объекта (узнаваемое),
Страница 5. «Получение подробной информации об объекте социальной инфраструктуры» (показано на рисунке 5).
При активации ссылки «Подробнее» в новом окне откроется дополнительная информация об объекте, а именно:
— путь следования к объекту,
— оказываемые услуги (вид и форма оказания),
— категория обслуживаемого населения (по возрасту, по инвалидности),
— контактная информация: телефон, факс, электронная почта, сайт (с возможностью выхода на электронный адрес или на сайт организации).
Рисунок 4. Поиск информации о состоянии доступности конкретного объекта социальной инфраструктуры
Рисунок 5. Получение подробной информации об объекте социальной инфраструктуры
— вариант организации доступности на объекте (с обеспечением доступа всех структурно-функциональных зон, либо специально выделенных участков и мест обслуживания для инвалидов);
— состояние доступности основных структурно-функциональных зон и элементов объекта (по данным паспортизации): при этом описываются только проблемы, т.е. даются краткие сведения о несоответствии отдельных элементов этих зон требованиям нормативных документов по доступности; классификатор структурно-функциональных зон и элементов представлен в приложении Г.
— наличие альтернативной формы обслуживания (дистанционно, на дому, с помощью работников объекта и др.).
Страница 6. «Построение маршрута на карте с отражением информации о его доступности» (рисунок 6).
Проложить маршрут от одного объекта к другому можно двумя способами:
Рисунок 6. Построение маршрута на карте с отражением информации о его доступности
В обоих случаях на карте появится линия проложенного маршрута, а в поле фильтров появится окно с информацией о маршруте, а именно:
— среднее время в пути,
— подробное описание маршрута.
При необходимости, в этом же окне может быть описан обратный путь (маршрут). Информация может быть распечатана.
Страница 7. «Получение дополнительной информации о состоянии доступности маршрута» (рисунок 7).
При активации значка (символа) «Информация» на линии маршрута, открывается «всплывающее» окно, содержащее набор символов, соответствующих различным категориям инвалидов с отражением цветом степени доступности маршрута для них.
При выборе конкретной категории инвалида и активации соответствующего символа, в поле фильтров открывается окно с подробной дополнительной информацией о маршруте и элементах доступности на нем с точки зрения потребностей конкретной категории инвалидов, в частности:
— виды общественного транспорта,
— пешеходные пути и переходы,
— наличие элементов адаптации на каждом из указанных видов транспорта и элементов дорожно-транспортной инфраструктуры, в том числе наличие специальной информации (визуальной, акустической, тактильной).
Рисунок 7. Получение дополнительной информации о состоянии доступности маршрута
Описанный пошаговый поиск информации представляет общий принцип и технологию работы в сформированной карте доступности.
С учетом потребностей пользователя может быть изменена последовательность, формы и виды выборки, использованы различные сочетания параметров поиска, применяемых фильтров и путей получения необходимой информации.
Результаты поиска на любом этапе могут быть переданы по электронной почте, либо распечатаны. В целом версия карт доступности может быть использована как на персональном компьютере, так и в мобильном варианте.
Раздел 3
Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на уровне субъектов Российской Федерации
Высший ИОГВ субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации определяет порядок работы и координацию ИОГВ субъектов по созданию и поддержки деятельности информационного ресурса.
3.1 Организация процесса формирования и обновления карт доступности: порядок сбора, обработки информации, управление содержанием информационного ресурса «Карта доступности субъекта Российской Федерации»
Организация процесса формирования и обновления карт доступности субъектов Российской Федерации осуществляется высшим ИОГВ субъекта Российской Федерации. Правительство субъекта Российской Федерации самостоятельно определяет участников формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в приоритетных сферах жизнедеятельности. Форма и система взаимодействия ИОГВ в субъектах Российской Федерации, также осуществляется на основе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По итогам утверждения ИОГВ субъекта Российской Федерации, участвующих в процессе паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в субъекте Российской Федерации, ИОГВ субъекта Российской Федерации определяют ответственных специалистов для работы на информационном ресурсе.
Для организации работы по вводу данных об объектах приоритетных сфер жизнедеятельности на общероссийский информационный ресурс ИОГВ субъекта Российской Федерации предоставляют пофамильный список ответственных специалистов с указанием координатора и его контактов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В свою очередь Минтруд России в трехдневных срок осуществляет взаимодействие с администраторами информационного ресурса, для предоставления ответственным специалистам ИОГВ субъектов Российской Федерации административных прав для размещения информации о доступности объектов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Основным учетным документом, принимаемым в качестве источника информации для введения соответствующих данных на информационном ресурсе «Карта доступности субъекта Российской Федерации» является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры» (приложение В.2), сформированный на основании «Анкеты (информации об объекте социальной инфраструктуры)», полученной от руководителя (собственника) объекта социальной инфраструктуры (приложение В.3), а также (при необходимости) «Акта обследования объекта социальной инфраструктуры» (приложение В.4). Сводная информация об объектах социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации и оказываемых ими услугах населению (в том числе инвалидам и другим маломобильным гражданам), о характере их деятельности, а также о состоянии доступности, полученная в результате паспортизации, собирается в «Реестре объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН» (приложение В.1). Организация, методика и технология заполнения, обработки указанных документов и принятия решений по их результатам представлена в «Методике паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность». В целом документооборот в системе работ по паспортизации (и последующей адаптации с учетом потребностей инвалидов) объектов социальной инфраструктуры и услуг представлен на схеме (рисунок 8).
Как показано на рисунке, все описанные (формируемые в процессе паспортизации объектов и услуг) документы могут формироваться не только на бумажном носителе, но и (при наличии в регионе автоматизированной информационно-справочной системы по вопросам доступной среды жизнедеятельности) также в электронном виде. В этом случае информация по результатам паспортизации может быть передана в электронном виде на информационном ресурсе «Карта доступности субъекта Российской Федерации», который действует как часть в структуре единой АИС.
При отсутствии в регионе автоматизации процесса мониторинга на основе паспортизации состояния доступности объектов и услуг данные из паспортов доступности (копии паспортов доступности ОСИ) передаются администратору информационного ресурса на бумажном носителе и в электронной версии (на диске либо досылаются электронной почтой в прикрепленном файле).
В таблице 1 представлены основные участники процесса функционирования информационного ресурса «Карта доступности субъекта Российской Федерации», их задачи, права, основные функции.
Поставщиками информации для наполнения содержания информационного ресурса являются учреждения различной ведомственной принадлежности, которые были включены в процесс паспортизации; в последующем они могут направлять в ИОГВ субъекта Российской Федерации, ответственный как ответственный за информационный ресурс, дополнительные сведения или информацию о произошедших изменениях на объекте, в том числе по результатам проведенных ремонтных или организационных работ по адаптации. Поставщики услуг для инвалидов, являющиеся негосударственными организациями, как правило, направляют соответствующую информацию самостоятельно. Государственные учреждения и организации могут предоставлять соответствующую информацию через вышестоящую организацию (территориальный или ведомственный орган управления). Территориальные и ведомственные ИОГВ также могут выступать самостоятельными поставщиками информации, особенно в отношении объектов, не включенных в процесс паспортизации (в частности, по объектам транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры, рекреационным зонам и т.п.).
Пользователи могут получить информацию об объектах, услугах, их доступности; об удобном маршруте следования к объекту (как по времени, так и по расстоянию), а также о наличии адаптированного транспорта, остановок (стоянок, парковок), пешеходных путей, светофоров; а также дополнительные сведения об объекте, об адаптации его основных структурно-функциональных зон; о формах обслуживания населения, графике работы; при необходимости с фотоиллюстрацией.
При необходимости получить поддержку или дополнительные разъяснения, консультацию, пользователи могут направить письмо администратору информационного ресурса в порядке обратной связи.
Таблица 1. Участники процесса функционирования информационного ресурса
«Карта доступности субъекта Российской Федерации»
(формирования, обновления, пользования)
3.2 Технические параметры и программное обеспечение информационного ресурса «Карта доступности субъекта Российской Федерации»
В перечень задач, решаемых в настоящем исследовании, не входило определение технических характеристик создаваемых сайтов и программных продуктов, которые могут быть использованы при формировании карт доступности. Однако, в процессе анализа опыта формирования и обновления подобных сайтов в различных регионах России и за рубежом, авторами было принято решение о возможности высказать свои рекомендации по порядку выбора программных продуктов для создания информационного ресурса «Карта доступности субъекта Российской Федерации». Это решение вызвано необходимостью обеспечения единообразия технологии работы, возможностей поиска и обновления информации на картах, удобства ее получения различными категориями потребителей (инвалидами и иными гражданами), проживающих в различных регионах, исходя из принципов «универсального дизайна», в том числе сопоставимости и обмена информацией на основе взаимодействия сайтов, создаваемых на территории Российской Федерации.
В процессе работы были сопоставлены функциональные возможности интерактивных карт доступности, сформированных на различных сервисах («GoogleMaps», «Яндекс.Карты», «2ГИС», «24geo.ru»), а также их внешний вид, дизайн, графика, набор инструментов, используемые символы. Каждый из использованных российскими и зарубежными разработчиками программных продуктов, взятых за основу при формировании интерактивных карт доступности отвечает основным требованиям, предъявляемым к геоинформационным системам (ГИС), и каждый из них может служить платформой для формирования дополнительных слоев, отражающих информацию о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.
Однако, для соблюдения принципов универсальности и сопоставимости информации, возможностей обмена ею на территории Российской Федерации, представляется наиболее оптимальным выбором для разработки информационных ресурсов в субъектах Российской Федерации «Яндекс.Карты». Объяснением этому выбору могут служить следующие положения.
«Яндекс» в рейтинге глобальных поисковых систем устойчиво занимает первое место, являясь лидером на российском рынке он-лайн картографии в Рунете (русскоязычной части Интернета). Так, по данным компаний, занимающихся оптимизацией и продвижением сайтов в сети «Интернет» (http://www.nielsen.com/, http://www.acnielsen.ru/, https://www.openstat.ru/, http://www.ippnou.ru/, http://www.seop.ru/, http://www.y1.ru/) в среднем 50% потребителей делают свой выбор среди поисковых систем в пользу «Яндекс» (при том, что другие известные системы, такие, как «Рамблер», «Google», предпочитают 15-20% пользователей Интернета).
Как показывает анализ, карты «Яндекса» лучше детализированы; они содержат подробную информацию с детальными картами-схемами городов на постсоветском пространстве с точностью до дома: в России (более 200 городов), в Украине (около 60), в Белоруссии, Казахстане.
«Яндекс.Карты» являются многофункциональными. Одной из эффективно реализуемых функций является наличие маршрутизатора, позволяющего прокладывать маршруты на карте, определять расстояния между объектами в метрах, в минутах, как на общественном, так и на личном транспорте. «Яндекс.Карты» имеют простой и удобный для пользователя интерфейс (внешний вид и инструменты), а также удобный способ навигации по большому количеству данных.
«Яндекс.Карты», как и другие карты (Google), позволяют работать с тремя типами карт: традиционная «Схема», «Спутник» (спутниковые снимки местности) и «Гибрид» (карта, в которой на спутниковые снимки нанесены названия географических объектов).
С помощью API «Яндекс.Карты» создаваемый информационный ресурс может быть обеспечен полноценной системой поиска различных объектов и элементов инфраструктуры, размещенных на карте, включая дорожно-транспортную инфраструктуру. При необходимости, любую найденную информацию можно распечатать (как карту, так и проложенный маршрут и др.).
Яндекс предоставляет бесплатный хостинг (размещение веб-сайта на ресурсе Яндекса), электронную почту, а также мобильную версию карт и маршрутизатора, который может быть использован в качестве навигатора. «Яндекс.Карты» поддерживают все современные мобильные устройства.
Заключение
На основе анализа зарубежного и российского опыта формирования и обновления карт доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, в пособии впервые определены и обоснованы примерная (унифицированная) форма электронной карты доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для использования на территории Российской Федерации, а также методика ее формирования и обновления на уровне субъектов Российской Федерации.
Авторами разработана как форма и структура карты, так и общие требования к размещаемой информации, ее композиционному и графическому решению, к видам выборки (поиска) требуемой информации, к используемым символам, с учетом особых потребностей и особенностей восприятия информации различными категориями инвалидов. Предложены особенности отражения на карте различных видов объектов и услуг (по приоритетным сферам жизнедеятельности), как с представлением общей информации (постепенно углубляемой в процессе пошагового поиска ее потребителем), так и специальной информации о состоянии доступности объектов и услуг для различных категорий инвалидов, включая дополнительную информацию о доступности отдельных структурно-функциональных элементов объектов; с возможностью прокладки маршрута до необходимого объекта с расчетом расстояния, времени в пути, определения доступного вида транспорта и его адаптации для различных категорий маломобильных граждан.
* Под приоритетными сферами жизнедеятельности понимается объекты здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда, согласно Государственной программе.