надпись что за прелесть эти сказки
Что за прелесть эти сказки!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
(по предмету музыка)
«Что за прелесть
эти сказки!»
Выполнил ученик 6В класса
Руководитель: Ложкина И.А.
2.1 постановка цели и задач проекта…………………………………. стр. 4
2.2 сравнение и анализ сказки А.С Пушкина и оперы
Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы.
Есть сказки, которые читают, а есть сказки, которые поют.
Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок. Приглашаем вас в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.
Легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается музыкальная сказка…
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Цель проекта:
Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;
* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Проблемный вопрос:
* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.
Для этого обратимся к сказке А.С.Пушкина и опере-сказке Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» и посмотрим, как композитор передал слова поэта через музыку.
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Мы сегодня проанализируем «Три чуда» из оперы.
Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.
Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» привлекла композитора изобилием чудес и, конечно же, сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.
В «Сказке о царе Салтане» три чуда:
Белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь.
Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар
Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
Звучит фанфарный призыв, который исполняют медные духовые инструменты симфонического оркестра, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Вот как представил слова А.С.Пушкина Н.А.Римский –Корсаков.
В опере тема белки звучит отрывисто, легко, подвижно. Для музыкальной характеристики белки композитор выбрал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре.
И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо:
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Какими звуками передал композитор тему богатырей?
Опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» третье чудо:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая. В оркестре её исполняют скрипки и гобой. Тема Царевны звучит в среднем регистре, словно пение фантастических птиц.
Музыкальную характеристику, звучание инструментов и регистры можно представить в виде таблицы:
чудо
регистр
тембр
Белка
высокий
33 богатыря
низкий
медные духовые (тромбон, труба)
Царевна-Лебедь
средний
Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ.
Из всего этого можно сделать следующие выводы:
* опера-сказка учит нас узнавать через звучание инструментов симфонического оркестра литературных персонажей.
* музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.
*музыкальные фрагменты помогают детям закрепить знания о регистрах и инструментах симфонического оркестра.
2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):
«Что за прелесть эти сказки!»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от Сивка, и от бурка, и от вещего каурка. Козы на море ушли; горы лесом поросли; конь с златой узды срывался, прямо к солнцу поднимался. Лес стоячий под ногой, сбоку облак громовой; ходит облак и сверкает, гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, сказка будет впереди.
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
«Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила ее лягушка».
«Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!»
Мы объехали весь свет За морем житьё не худо В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом.
Загадка Ночью он перо проспал, Птицу – Жар хитро поймал, Девицу легко похитил, Чудо – рыбу излечил, С Солнцем, Месяцем чай пил.
Загадка Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне.
Загадка У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят.
Загадка Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
Загадка Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна.
Загадка Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло в ночи, как днем.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-171896
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Внеклассное занятие по литературному чтению » Что за прелесть эти сказки!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кондопоги
«Что за прелесть эти сказки!
МОУ СОШ № 1 г. Кондопоги
Нисконен Н.И. – учитель начальных
классов МОУ СОШ № 1 г. Кондопоги,
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Задачи:
1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;
2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
сказок А.С.Пушкина;
3.Развивать речь, образное мышление, память;
4.Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги.
Оборудование:
Презентации по сказкам Пушкина,
Выставка книг А.С. Пушкина,
Выставка детских рисунков,
Диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. Глинки
Предварительная работа:
Чтение сказок А.С. Пушкина,
рассматривание иллюстраций,
рисование сказок А.С Пушкина,
слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ход внеклассного занятия.
Маленьким мальчиком Саша Пушкин вдоволь наслушался сказок от бабушки да от нянюшки. Да и взрослым стал – о сказках не забывал. Все знают, как долгими вечерами в Михайловском говорила Арина Родионовна своему питомцу сказки, а потом Александр Сергеевич решил эти сказки записать на бумагу, да не просто, а по-своему. Тут-то сказки его разлетелись по свету. Мы с вами и сегодня их читаем.
А какие загадочные предметы помогли Александру Сергеевичу донести до нас эти сказки? А вот какие: крылья гусиные, орешки с дуба, да бронзовый арап.
«Как же так? – спросите вы. – Разве орехи растут на дубе? Разве сказки летают по свету на гусиных крыльях?» Что – ж с арапа мы и начнем.
На письменном столе Александра Сергеевича стояла бронзовая
чернильница, украшенная фигуркой арапа.
Такой оригинальный подарок сделал
Пушкину его друг Павел Воинович Нащокин.
«Посылаю тебе твоего предка с чернильницей»,
написал он поэту. Все знают, как любил
Пушкин «обыгрывать» свое «негритянское
происхождение». «Очень благодарю тебя за
заняла свое место на столе – как украшение,
рабочий инструмент и как источник
В минуты вдохновения
На пир воображения.
Итак, у нас есть чернильница. А где мы
возьмем чернила? Представьте себе они
растут на дубе! Чернила можно сделать –
нет, не из желудей! – из орешков. На дубе
поселилось насекомое – орехотворка,
ростом не более пяти миллиметров, с
Орехотворка откладывает на дубовый
лист яичка, и в этом месте появляется
твердый белый «орешек». Такие
образования биологи называют галлами. Иногда на листе бывает несколько галлов. Их надо собрать, мелко порубить и поварить в растворе кислоты, добавить туда железные опилки и немного клея – для густоты. Вот получились чернила! Правда, сначала они довольно бледные: пишешь ими, а прочитаешь с трудом. Но вот пройдет десять – двенадцать часов, и буквы потемнеют. Чернила из дубовых орешков – галлов сохраняют свой темно-коричневый цвет в течение нескольких столетий!
А сейчас вы, конечно, догадались, зачем нужны гусиные крылья. Разумеется, Пушкин писал гусиным пером! А перо можно было взять от любой крупной птицы: хоть от павлина, хоть от вороны. Но гусиное перо, причем перья
из левого крыла считаются более удобными.
Как же подготовить перо к работе? Это целая
наука. Нет, гуся ловить не обязательно.
Можно пойти в лавку и купить пучок перьев:
в пушкинские времена их продавали
связанными по двадцать пять штук. Перья
ненадолго втыкали в горячий песок или золу,
чтобы удалить с них жир и придать упругости.
Потом перо скоблили и, наконец, отрезали
самый кончик. Получалась трубочка; ее надо
было расщепить надвое. Получался писчий инструмент. Написав страницу при помощи пера и чернил, надо взять … песочницу! Не удивляйтесь: это такая баночка. Вроде солонки, наполненная мелким просеянным песочком. Зачем нужен песок? Им посыпают страницу, чтобы написанное поскорее высохло. Песок впитывает излишки влаги.
А сейчас вы легко можете представить себе поздний зимний вечер … За окном воет метель, а на столе горит-потрескивает свеча. Возле чернильницы лежат очиненные перья, открыта тетрадь …
над столом стоит поэт; строчка за строчкой
льются стихи… Столетия проходят, а свеча
все горит, тетрадь открыта…
Мы Пушкину наш праздник посвятим
Наполнив зал волшебными стихами
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает)
закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова
Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!
Дети закрывают глаза. Выносится дуб. И выдвигается стол с сундуком.
Вот мы и в Лукоморье.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?
Играет музыка и появляется ученый кот с книгой.
Здравствуйте ребята! Я ученый кот.
Говорят коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на отлично
Я вполне ученый кот.
Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Уважаемый кот, мы путешествуем по Пушкинским сказкам.
Кот: А вы их знаете?
Сказки Пушкина мы знаем.
Любим очень и читаем
В них живет наш русский дух.
Ну, я сейчас это проверю. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.
1 конкурс «Парад героев».
К нам в гости пришли герои пушкинских сказок. Кто они?
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
«Свет мои, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Отвечает ветер буйный,—
Там за речкой тихоструйной
В ной глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
2 конкурс. «Что? Где? Когда?»
Чем отравилась царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Что грызла белочка в «Сказке о царе Салтане»?
В кого превращалась Царевна в «Сказке о царе Салтане»?
У кого в лесу живёт царевна из «Сказки о мёртвой царевне»?
Кто подарил Золотого петушка царю Дадону? ( звездочёт)
Так задам же вопрос потруднее.
3 конкурс «Узнай сказку по словам»
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. (« C казка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
4 конкурс « Узнай сказку по иллюстрациям».
Детям показываются рисунки.
1. Кораблик («Сказка о царе Салтане».)
2. Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)
5. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)
7. Лебедь («Сказка о царе Салтане».)
5 конкурс. Из одной ли мы сказки?
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
6. Конкурс “Узнай от кого пришли телеграммы”
— Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.
Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.
Победители викторины награждаются медалями с надписью «Знатоку сказок А.С. Пушкина» I, II и III степени, памятными сувенирами.
Что за прелесть эти сказки!
Тема: «Что за прелесть эти сказки…»
Цель : знакомство с богатством литературного языка Пушкина, привлечение внимания к сказкам Пушкина, развитие у школьников интереса к чтению.
1 часть – вступительное слово учителя
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Мы с хорошей сказкой неразлучны.
А чудес у сказки – до небес.
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес.
Я думаю, что все вы читали сказки Пушкина, смотрели мультфильмы, а вот насколько внимательны вы были при чтении и как хорошо вы их узнали, мы и проверим сегодня.
Выступление учеников с сообщениями об основных этапах жизни А.С.Пушкина.
1 ведущий : А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Детство его прошло в Москве, он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать и много времени проводил в библиотеке отца, Сергея Львовича, не чуждого литературным занятиям и принимавшего в своем доме известных русских писателей Карамзина, Дмитриева и других. Поэтический дар юного Пушкина проявился в раннем детстве, его первые стихи были написаны по-французски. Летние месяцы Пушкин обычно проводил у бабушки в подмосковном селе Захарово. Большое значение для воспитания юного поэта оказало общение с няней – Ариной Родионовной. Эта женщина из простого народа искренне любила Пушкина и окружила его теплом и лаской, от нее Пушкин получил первые впечатления о русской сказке и песне и приобщился к богатому народному русскому языку. Уважение и любовь к няне великий поэт пронес через всю свою жизнь.
2 ведущий : Позже А.С.Пушкин учится в Царскосельском Лицее, учебном заведении с университетской программой с преимуществом гуманитарных наук. Обстановка Лицея способствовала развитию таланта Пушкина. Поэтические опыты поощрялись, корректировались Жуковским, Вяземским, Батюшковым и другими поэтами старшего поколения. В Лицее завязывается дружба Пушкина с Чаадаевым, Раевским, Пущиным, Кюхельбекером, позже ставшими декабристами. Общение с этими людьми способствовало формированию политических настроений поэта.
Из лицея Пушкин был выпущен в 1817 г в чине коллежского секретаря и определен в коллегию иностранных дел. Служба мало интересует поэта, зато круг его петербургских знакомых растет. Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, он связан дружескими узами со многими декабристами пишет резкие политические эпиграммы и гражданские стихи, в которых обличает пороки царского режима.
3 ведущий : весной 1820 года Пушкина вызывают для дачи объяснений по поводу его политических стихотворений. Пушкину грозит ссылка в Сибирь, однако благодаря друзьям – Карамзину, Чаадаеву – ссылка была заменена переводом по службе из Петербурга в Екатеринослав, а позже в Кишинев. В это время он путешествует, сопровождая генерала Раевского по Крыму и Кавказу. Эти впечатления легли в основу последующих произведений Пушкина. «Южные» поэмы, написанные в это время, поставили Пушкина во главе всей русской литературы того времени. 4 года длилась «южная» ссылка Пушкина, но в 1823 году из Кишинева Пушкина переводят в Одессу. В результате доносов, придирок и интриг по службе Пушкин в 1824 году подает прошение об отставке, и его направляют в имение Михайловское под надзор родителей.
Отец пытался приструнить сына, чем вызвал ужасную ссору. В Михайловской ссылке рядом с Пушкиным находилась няня Арина Родионовна. Пушкин много общается с простым народом. Кроме того, его навещают друзья – Пущин и Дельвиг. В это время Пушкин много работает. Михайловская ссылка была плодотворным периодом жизни поэта.
В сентябре 1826 года Пушкина вызывают в Москву. Николай 1 гарантирует Пушкину личное покровительство и освобождение от цензуры, царь приглашает поэта в союзники в новой программе литерализации страны. Пушкин принимает приглашение, догадываясь о стремлении приручить опального поэта.
Однако дальнейшее творчество поэта вынуждает правительство установить за ним негласный политический надзор. К этому времени Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. Он сватается к московской красавице Наталье Гончаровой, а осенью 1830 г отправляется в имение Болдино для вступление во владение деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Пушкин задерживается в Болдино на 3 месяца, и это время было очень плодотворным для поэта. Пушкин пишет не только стихотворения, но и прозаические произведения.
4 ведущий : 18 февраля 1831 года в Москве Пушкин венчается с Натальей Гончаровой. С начала 30-х гг в творчестве Пушкина преобладает проза: роман «Дубровский», позже «Капитанская дочка». Изучая историю Емельяна Пугачева. Пушкин в 1833 году предпринимает поездку на Волгу и Урал, там он слушает народные предания о Пугачеве, предводителе крестьянского восстания.
В 1836 году назревает конфликт поэта со светской знатью. Сплетни, распространяющиеся в светских салонах, порочили честь семьи поэта. 8 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли и через 2 дня скончался. Поэт был убит французским офицером. Бароном Дантесом, который оскорбил Пушкина. Пушкин был вынужден вызвать его на дуэль.
Слово учителя: Спасибо ученикам за сообщения, сейчас обратимся к творчеству великого поэта. Мы знаем, что Пушкин писал не только серьезные произведения для взрослых, но и произведения для детей. Это были сказки. Вот им-то мы и посвятим наш урок.
Итак, начнем. Первый наш конкурс называется «Словесный портрет»
Представьте, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я познакомлю вас с портретами героев сказок, а вы дайте полное ее название и, конечно же, узнайте героя. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица-мачеха.)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь.)
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Вот у нас и появились первые знатоки сказок. Но наш путь продолжается дальше. И чем дальше, тем больше чудес.
Угадайте, из какой сказки Пушкина данные предметы (на слайде показ предметов: яблоко, рыбка, корыто, собака, месяц, орехи, веревка и т.д.)
А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
Вот еще одно заданье,
Которое требует вниманья.
Есть дорожка, есть секрет!
Кто оставил на ней след?
Чтоб по ней прогуляться,
Со следами разобраться,
Нужно нам! Вот первый след
Называй скорей ответ.
(на доске – следы с вопросами)
Старичок с старухой злою? (33 года)
А работу для Балды кто нашел? (поп, конюх, плотник)
3. Вот и третий след готов, а вопрос к нему таков:
Как царица, очень злая,
В зеркало свое ворчала? (Свет, мой, зеркальце, скажи…)
4. Молодцы! Следок другой, а вопрос в нем не простой.
Как петух той темной ночью разбудил
Все царство точно? (кричал)
5. Вот и пятый уж следок,
А вопрос к нему таков:
Елисей скакал по свету
У кого спросил о ней? (месяц, ветер. Солнце)
6. И последний след готов,
А вопрос к нему таков:
Белка песню исполняла,
А о чем она звучала? (Во саду ли, в огороде…)
Что ж, следы расшифровали
Знание сказок показали.
Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли, приустали, проголодались. Вот и предлагаю объявить обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Мой вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает.
1. Усадили в уголок, подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. (Семь богатырей царевну)
2. Его за руку взяла
И в шатер свой увекла.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала. (Шамаханская царица царя Дадона)
3. В руки яблоко взяла,
К алым губкам поднесла,
И кусочек проглотила. (Царица-мачеха молодую царевну)
4. Кабы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир. (Повариха. «Сказка о царе Салтане».)
Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде. Но сказка снова нас зовет за собой.
Ветер с моря задувает
И нас к дубу приближает.
Что за дуб? Могуч, зелен
И златая цепь на нем!
Тут сидит и кот ученый,
Он печален, огорченный.
Чтоб кота развеселить,
Надо нам кроссворд решить.
За каждый правильный ответ
Получите от кота привет.
Вопросы: 1. Деву красную искал
К солнцу, к месяцу скакал. (Елисей)
2. Ей досталось лишь корыто
Да и то совсем разбито. (старуха)
3. Вот он следующий вопрос,
Кто впился ткачихе в нос? (шмель)
3. На чужбине вырос он, и зовут его… (Гвидон)
5. Как его царевна съела
Так и сразу обомлела. (яблоко)
6. Он на колышке сидит,
Золотой на нем прикид. (петушок)
Ну, кота развеселили.
Дальше вот какое диво:
И откуда взят отрывок
Не понятно мне пока.
Перед вами отрывки из сказок Пушкина, но сохранились лишь последние слова в строчках. Восстановите текст, и угадайте сказку.
пошел поп по базару
посмотреть кой-какого товару.
ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет;
он бежит себе в волнах
на раздутых парусах.
жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
они жили в ветхой землянке
ровно тридцать лет и три года.
4. Простился, снарядился, у окна, одна.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
Села ждать его одна.
Все мы сказки отгадали,
В ее царстве побывали.
Спасибо, ребята, за участие. Вы хорошо знаете содержание сказок. Впереди вас ждет еще много открытий, ведь Пушкин писал еще и повести, и романы.
Мы любим Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.