сколько идет вечерняя служба в храме
Вечерняя служба в церкви — во сколько начинается и сколько длится
Несмотря на то, что говорится, что Бог в каждом из нас, большинство верующих все же посещают церковь. Одно из самых посещаемых мероприятий в церквях и храмах – это вечерняя служба в церкви. К сожалению, разобраться в тонкостях вечерней службы довольно сложно, особенно – новичку; и именно в помощь людям, которые хотят приобщиться к вечернему богослужению, но не знают, как это сделать, написана эта статья.
Почему служат вечерние службы
Несмотря на то, что для обычного человека вечерняя служба кажется формой завершения дня, это совсем не так. В православии – и, в частности, в православном служении, — очень многие аспекты взяты еще из ветхозаветных времен. Если говорить о вечерней службе, она является первой службой суточного круга, то есть начинает новый день, так как началом суток в те времена считалось шесть часов вечера (а не полночь, как сейчас).
Служится вечерняя служба для того, чтобы поблагодарить Господа Бога за день, который был прожит прихожанами. Также на вечерне принято вспоминать о тех событиях, которые являются основными в истории Ветхого Завета: ими являются сотворение мира, законодательство Моисея. Также упоминаются служение пророков и грехопадение прародителей.
Вечерня
Вечерня по Уставу делится на три вида: вседневную, великую и малую.
Вседневная вечерня служится в обычные, будние дни. Исключение составляют лишь праздники с бдением либо полиелеем. Великая вечеря происходит в дни больших праздников; в некоторых храмах Великую вечерю могут объединять с утренней, а могут и отправлять отдельно. Малая вечеря в современных условиях представляет собой одну из частей Всенощного бдения.
Видео: Вечерняя служба
Всенощное бдение
Всенощное же бдение, или, как его еще называют, Всенощная, представляет собой праздничное богослужение, которое проводится перед большими торжествами и является общественным.По уставу оно должно проводиться от заката солнца до самого его рассвета, но на деле же Всенощную обычно служат с восемнадцати вечера до шести утра – двенадцать часов, половину суток. Суть Всенощного бдения заключается в отказе от сна в пользу долгой молитвы Господу Богу в ночное время. Так, по крайней мере, было в давние времена.
Видео: Всенощное бдение с объяснением
История всенощного бдения
Исторически так сложилось, что древние христиане, беспокоясь о своей безопасности во время гонений, устраивали молитвы по ночам в тайных местах. Призывы поститься, трезвиться и бодрствовать по ночам, молясь и вспоминая о великой истории Ветхого Завета, а также вспоминая о Втором пришествии Христа, были еще в Евангелие. Именно ожидание Второго пришествия и лежит в основе церковного Всенощного бдения, а также желание встретить это самое Второе пришествие безгрешными.
В настоящее время Всенощное Бдение часто представляет собой соединение вечерни с утреней, а также – первым часом, просто вечерню с утреней проводят более помпезно и торжественно. Достигается уменьшение времени Всенощного Бдения за счет более коротких молитв с сокращениями, что позволяет бдить не так долго.
Как происходит служба
Начинается вечерня с открытия царских врат. Молчащие священник и диакон кадят алтарь и престол, что символически является аналогом сотворения Богом неба и земли. Далее начинаются прославление Троицы, Бога, которых священник призывает верующих поклониться. Служба идет дальше, и во время ее исполнения звучат стихиры (на стиховне, на «Господи, воззвах») и тропари (сразу после «Отче наш»).
Расписание вечернего богослужения каждый храм устанавливает сам, индивидуально. По канону вечерняя служба не может служиться раньше шестнадцати часов дня, а также не должна служиться позже восемнадцати часов дня. Само по себе богослужение довольно длительное: оно служится от двух до четырех часов.
Сколько длится богослужение
Длина вечерней службы сильно зависит от дня года, в особенности – от значимости того праздника, который приближается, в зависимости от этого храмы могут переносить начало вечерней службы. Чтобы не опоздать на нее, надлежит заранее поинтересоваться о расписании вечерни у служителей храма.
Видео: Великая Вечерня в Храме Христа Спасителя
Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит
Старинная православная традиция вселяет в каждого человека веру в то, что каждый человек является вместилищем частички души Господа. Чтобы попросить Бога о чём-то, необязательно посещать храм. Достаточно обратиться к нему с просьбой через молитвенные слова. Церковные службы — это земное воплощение верования в Господа. Во время богослужебных мероприятий можно посетить церковь для покаяния, благословения. Многие люди нуждаются в постоянной поддержке Бога. Для них важно видеть поддержку, чувствовать её духовно, наблюдая за воплощением Спасителя в иконах. Все богослужения проводятся согласно канонам и определённым правилам.
Когда проводятся литургии
Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).
Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей. Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху. Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.
Длительность церковной службы
Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.
Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.
Разновидности служб
Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.
В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:
Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.
Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:
А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!
Особенность проведения богослужений
Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы. Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия. Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.
По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.
Какие службы есть в Церкви и что они означают?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.
Что такое богослужебный круг?
Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.
Какие службы входят в суточный круг?
В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.
Вечерня
Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.
Утреня
Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.
Всенощное бдение
Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Часы
Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.
Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.
Литургия
Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:
Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.
Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.
Повечерие
Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).
Полунощница
Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.
Как все выглядит на практике?
Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.
Схемы вечерней службы и сколько она длится, пояснения и тексты
Церковные службы – это то, для чего строятся православные церкви. Каждый день в храме проходят служения – вечерние, утренние и дневные. При этом, основываясь еще на традициях Ветхого Завета, началом суток в храме считается шесть вечера, поэтому сутки начинаются именно с вечерней службы. Давайте разберемся, каким образом проходят службы в храмах в разные дни недели.
Расписание и виды богослужений в православной церкви
Церковь открывается ранним утром. Вечерняя и утренняя службы проводятся по воскресеньям и православным праздникам. Начинается утренняя служба, как правило, в семь-восемь часов утра. Начало вечерней литургии приходится на семь-восемь часов вечера. Ночное богослужение проводится только в крупные праздники, такие как Крещение и Пасха.
Длительность службы зависит от масштаба торжества. Каждый из дней недели в христианском календаре посвящен определенному событию. Каждое из служений, в свою очередь, состоит из трех частей.
Воскресенье
Богослужебная неделя начинается именно с воскресной службы. Воскресенье является еженедельным праздничным днем, в который принято отмечать воскрешение Христа Спасителя. Этот день также называют малой Пасхой.
В православных писаниях воскресенье часто называют словом «неделя». Связано это с тем, что в этот день не принято заниматься житейскими делами, а посвящать его следует молитве и чтению духовных книг.
Понедельник
В понедельник в храме прославляют ангелов, ближайших божьих слуг, созданных еще до человека. Ангелы – это бесплотные духи, однако иногда Господь дает им явиться в телесном обличие, чтобы открыть людям волю Божью. В некоторых монастырях принято соблюдать понедельничный пост. Ангелы почитаются особым образом, так как монахи, подобно им, посвящают свою жизнь служению Господу.
Вторник
Во вторник церковь прославляет праведников Ветхого Завета, которые своей верностью Господу поспособствовали появлению на свет Спасителя. В частности, прославляется святой Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн.
Иоанн являлся ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Сам при жизни являлся аскетом, живущим в пустыне, и совершал омовения иудеев, что впоследствии стали называть таинством крещения. Считается последним из пророков-предвестников Мессии.
Среда
В среду принято вспоминать апостола Иуду Искариота, предавшего Иисуса Христа за тридцать серебряников, тем самым обрекая его на верную гибель. В православной церкви среда является днем поста. Большинство песнопений в этот день посвящены Животворящему Кресту и Пречистой Богородице.
Считается, что Иисус умер за грехи людские, будучи сам человеком, чтобы дети Божьи были избавлены от вечной смерти и имели возможность войти в Божье Царство. Также в среду вспоминают Тайную Вечерю, в которую Господь поведал своим ученикам тайны крестной смерти и Воскресенья.
Четверг
В этот день седмицы традиционно прославляются апостолы, проповедовавшие Слово Божие по миру и поспособствовавшие тому, что многие люди обратили свои сердца к Иисусу Христу. Апостолы умерли смертью мучеников, и после их кончины христианская вера распространилась по миру, а количество людей, принявших христианство, постоянно росло.
В частности, олицетворением апостолов является Николай Чудотворец. Николай славился, как покровитель мореплавателей, умиротворитель враждующих, защитник незаконно осужденных и избавитель от случайной гибели. В современной российской церкви Николай Чудотворец считается самым почитаемым святым. Ему посвящена большая часть церковных пений в четверг.
Пятница
Суббота
В последний день седмицы Православная церковь вспоминает всех святых. Особым образом в субботней службе почитается Пресвятая Дева Мария, Матерь Божья. В субботу принято поминать усопших, а также самого Иисуса Христа, его пребывание во гробу и победу над смертью. Вспоминаются все рабы Божьи, покинувшие наш мир и наслаждающиеся блаженством в мире небесном.
По окончании седмицы недельный богослужебный цикл завершается и начинается заново, тем самым возвращая нас все к тем же событиям, позволяя глубже и глубже постигать духовный мир.
В будние дни
В большинстве православных церквей ежедневно в будни не совершаются вечерние и дневные литургии. По будням проводятся только утренние служения. В некоторых же храмах служения проходят каждый день. Во время Великого поста будничные литургии принято проводить только в среду и в пятницу, а в субботу и воскресенье они проходят, как и всегда. Во многих церквях великопостные будничные службы проводятся во второй половине дня.
Порядок службы в храме с пояснениями
Перед непосредственно самым началом проведения литургии прихожане оставляют записки с именами близких, живых и ушедших. Само богослужение состоит из нескольких этапов, идущих традиционно в определенной последовательности.
Начинается служение с чтения Часов. Священник совершает проскодимию. Заготавливаются вино и хлеб, которые символизируют кровь и плоть Христа Спасителя. Параллельно происходит чтение молитв за живых и ушедших. Из хлеба извлекаются частицы, символизирующие членов церкви, а вино смешивают с водой. Пять частиц хлеба раскладывают на блюдце, рядом ставится звездица и накрывается покрывалом. Выходит священник с кадилом, которое традиционно символизирует Божественную Любовь и Святой Дух.
Часы заканчиваются, и начинается следующий этап – литургия Оглашенных. Прославляется Святая Троица. Священник с дьяконом выходят перед иконостасом. Читается святое Евангелие.
Следом за литургией Оглашенных идет литургия Верных. Дары Христовы – вино и хлеб, переносятся на престол. Священник выходит с чашей перед иконостасом и произносит молитву. Начинается «Святое возношение». Поется «Отче наш». Далее начинается причастие. Первыми делом причащаться идут священнослужители, после них – прихожане храма.
Когда проводят ночные литургии
Помимо утренних, дневных и вечерних богослужений существуют ночные службы, которые проводятся только в самые крупные праздники – на Пасху и Рождество. При этом длятся такие службы значительно дольше, чем обычные. Иногда длительность доходит до двух часов. Сам процесс литургии при этом проходит, как и в другие дни, но богослужение получается долгим из-за того, что перед ним проводится Всенощное бдение.
Правила поведения
В церкви, во время того, как проходит служение, вести себя следует спокойно и тихо. Приходить к службе следует за десять-двадцать минут, чтобы успеть совершить поклон Христу. Следует соблюдать тишину, нельзя жевать резинку. Руки во время литургии должны быть свободны, их не следует держать в карманах.
Мужчинам перед приходом в помещение церкви предписано снимать головные уборы, женщинам же, наоборот, следует носить в церкви платок. Подпевать хору следует тихо. За маленькими детьми нужно следить, чтобы они не бегали и не шумели в храме, чтобы не мешать проведению службы. Обязательно отключайте мобильные телефоны – громкие звуки не должны отвлекать и мешать священнослужителям и прихожанам.
Продолжительность
Длительность службы по времени зависит, прежде всего, от ее типа, от распевок, от количества прихожан, совершающих исповедь и причастие. Как правило, литургия идет от полутора до трех-четырех часов. Всенощное бдение может длиться от двух с половиной вплоть до восьми часов.
Схема суточного круга
Существует определенная, традиционно установленная последовательность богослужений внутри одного дня. В христианской традиции эту последовательность принято называть суточным кругом богослужений.
Полностью круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого часов, литургии. Этот порядок может определенным образом меняться во время Великого поста.
Во время больших православных тожеств, а также по воскресеньям, объединяются вечерняя, утренняя служба вместе с первым часом. Это называется Всенощным бдением. В большинстве современных храмов девятый час, повечерие и полунощница не проводятся.
Суточный круг богослужения
Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения.
Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня.
В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1‑й час, 3‑й час, 6‑й час и 9‑й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й и 6‑й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5‑й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В‑третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3‑го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4‑го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5‑го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2‑й половине дня.
Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время.
Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1‑я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2‑я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9‑я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала).
Повечерие совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие (более торжественная и продолжительная служба) совершается редко, всего 34 раза в году (седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг).
Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17‑й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1‑й седмице Великого поста).
Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5‑й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом.
Службы часов назначены Уставом на 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее:
Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1‑й, 3‑й, 6‑й, 9‑й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10:9 ). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя.
В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.
Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1‑й час; дневную – 3‑й час, 6‑й час и литургия; вечернюю – 9‑й час, вечерня и повечерие. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9‑го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9‑й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.
Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54:18 ), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерне).
В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернее богослужение входят: 9‑й час, вечерня, утреня и 1‑й час. Утреннее богослужение включает в себя 3‑й, 6‑й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня (а также из самой практики), на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко (например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5–6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу). Полунощница в классическом виде не совершается вовсе (служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа – это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис»).
Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста).