начальник орет на меня что делать
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Что делать, если начальник орет и унижает: полезные советы психолога
К счастью, в большинстве случаев от подобных конфликтов легко уйти — игнорировать человека, избегать общения с ним. Но как быть, если ваш начальник постоянно повышает голос на работе? Придется разобраться в ситуации и принять меры, если это доставляет вам дискомфорт.
Почему руководители унижают подчиненных?
Согласитесь, у всего есть причина. Ваш босс срывает свою злость на подчиненных не просто так. Однако не торопитесь винить себя.
Повышая голос на подчиненного, босс чувствует себя главным и дает понять, «кто в доме хозяин».
Имеет ли он право кричать?
К сожалению, тысячи людей и не догадываются, как на самом деле нужно общаться внутри рабочего коллектива. Не знакомо им и понятие этикета. Разумеется, начальство не имеет права орать и унижать подчиненных.
ВАЖНО! Существует множество методов воздействия на нерадивого работника — выговор, штраф, лишение премии, увольнение, в конце концов.
Постоянные скандалы на рабочем месте свидетельствуют о том, что «рыба гниет с головы»: босс не справляется с возложенными на него обязанностями и не в состоянии регулировать деятельность работников, которые находятся у него в подчинении.
Не стоит забывать о том, что все мы люди: черная полоса бывает у каждого. Если директор прикрикнул пару раз из-за временных сложностей, это можно простить. Но регулярные унижения, оскорбления надо пресекать.
Если босс унизил вас в присутствии коллег или обидел при всех, то молча терпеть не имеет смысла. Это вредно и для вашего здоровья, и для микроклимата на работе.
Кстати, вы знали, что сотрудники, на которых орет начальник, склонны к инфаркту в большей степени, чем те, кто работает в спокойной адекватной обстановке?
Нередки случаи, когда начальник — обычный самодур и не видит собственных недостатков. С ним бесполезно спорить или отвечать агрессией на агрессию — он в любом случае будет уверен в собственной правоте.
В таком случае нужно выработать план дальнейших действий и линию поведения с неуравновешенным боссом. Какой бы ни была причина крика — так реагировать на проблемы нельзя.
Что делать — советы психолога
Поговорим о том, как вести себя в конфликте с руководителем, когда он несправедливо обвиняет вас или повышает голос.
Как не нужно себя вести в конфликте?
Теперь обсудим, что запрещено делать, когда начальник хамит и унижает на работе.
Полезное видео
Рекомендую видео, в котором рассказывается, как противостоять эмоциональному насилию на рабочем месте и как отвечать своим обидчикам:
В конце концов, на вашей фирме свет клином не сошелся. Напоминайте себе, что уйти можно в любой момент. Люди меняют специальность, увольняются, переезжают в другую страну или город в любом возрасте. Задумайтесь — может быть, вы тоже хотите улучшить свою жизнь?
Если босс кричит на вас: как правильно реагировать и вести себя
Вы думали, что сегодня в офисе будет обычный рабочий день. Однако ваш начальник развеял ваши надежды, начав кричать на вас на собрании сотрудников. Это, конечно, смутило и разозлило вас, так как все происходило на глазах ваших коллег. Подобное поведение босса вызвало бурю негативных эмоций. И вы стоите перед всей аудиторией, слушая претензии, которые высказываются в ваш адрес повышенным тоном, и скрипите зубами в молчании.
Почему вы опоздали на работу сегодня? Это, конечно, не стоило такого большого внимания в конференц-зале. Хотя иногда на работе бывают всплески разных эмоций, есть пределы для того, что приемлемо, а что нет. Ужасный босс-грубиян, который часто кричит на вас и других сотрудников, попадает в категорию «проблема».
Когда истерики у вашего босса вышли из-под контроля, вы будете каждый день ходить на работу, чувствуя себя несчастным. Вы словно ступаете по минному полю. Будет ли сегодня хороший день, или вам нужно будет прятаться под столом, чтобы не оказаться в радиусе действия взрыва негатива, исходящего от начальника?
К сожалению, вы не можете контролировать поведение вашего босса. Но вы можете выбрать правильную тактику для своих действий. Далее представлена стратегия, которая поможет вам справиться с неуравновешенным начальником.
Противостоять желанию ответить тем же
Как правильно поступить?
Не идите по одному из этих путей. Терпеливо ждите, пока ваш босс дышит огнем. Как только он или она закончит, подтвердите и суммируйте то, что было сказано, чтобы показать, что вы слушали.
Понять причину
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, попытайтесь предположить, что может вызвать шквал эмоций у вашего босса. Макинтайр говорит, что есть три основных типа кричащих начальников. Если вы знаете, с каким из них вы имеете дело, у вас сложится лучшее представление о том, как правильно реагировать.
Учтите особенности характера своего начальника
Первый тип начальников быстро берет себя в руки и относительно просто возвращается к корректному поведению. Так что вы можете просто подождать. И, возможно, вы сможете предотвратить будущие кризисы, распознав спусковые механизмы его гнева. Заранее позаботьтесь о тех небольших проблемах, которые, как правило, выводят из себя этого человека.
Если вы имеете дело с авторитарным боссом, задайте ему много вопросов, чтобы показать, что вы пытаетесь делать то, что он хочет.
А как быть с третьим типом? Здесь бесполезно искать решение проблемы. Извините, но вам лучше искать новую работу.
Попробуйте обговорить это
Если ваш начальник относится к эмоциональному или авторитарному типу личностей и у вас в остальном хорошие отношения с этим человеком, подумайте над решением этой проблемы, особенно если вспышка гнева была необычным явлением.
Например, вы можете сказать: «Я был действительно озадачен, когда вы накричали на меня на встрече за то, что я не связался с клиентом. Я знаю, что мы все понимаем, насколько важно продлить наш контракта с их компанией. Но я чувствовал себя униженным и обескураженным, когда вы кричали на меня, особенно на глазах у других сотрудников. Что мы все можем сделать, чтобы лучше работать над продлением контракта этого клиента? Я хотел бы понять основные проблемы, чтобы я мог стратегически решать их».
Что делать, если начальник — тиран: 9 практических рекомендаций
По данным исследователей портала Rabota.ru, россияне в основном относятся к руководству с уважением. Причем оно возрастает пропорционально времени совместной работы. А вот чувство ненависти к начальству практически не зависит от количества лет, проведенных в одной компании.
С любым начальником приходится искать конструктивные пути взаимодействия. Умение налаживать отношения часто становится залогом успешной карьеры.
Тираном руководителя многие работники называют чаще всего по двум причинам:
Как себя вести с начальником — деспотом
Итак, что же можно посоветовать тем, кто считает себя жертвой начальника — тирана? Берите на вооружение девять практических рекомендаций.
Приготовьтесь к провокациям. Тираном часто считают сильного человека, и вас он попробует проверить на прочность. Так что не стоит его бояться, тираны любят сопротивление!
Показывайте реальные результаты. Авторитарным людям свойственно придерживаться принципа «разделяй и властвуй»: конкуренция (и даже склоки) между сотрудниками, по их мнению, являются питательной средой для новых идей и решений.
Лучше не участвуйте в раздорах, а постарайтесь просто качественно выполнять свою работу.
Даже недоброжелатели способны оценить реальные результаты.
Оставайтесь спокойным, старайтесь не реагировать на крики и негатив. Несмотря на то что новичкам в компании это дается тяжело, сопротивляйтесь попыткам манипулировать вами.
Отстаивайте свою позицию, помните, в первую очередь вы профессионал. Не пытайтесь конкурировать с начальником, выясняя, кто из вас опытнее. Он ваш заказчик, такие споры вам ни к чему.
Оставайтесь открытыми для диалога. Подчеркивая свою ценность как эксперта, аргументируйте точку зрения, предлагайте варианты, но показывайте, что готовы к открытому и конструктивному диалогу.
Фиксируйте договоренности. По итогам встречи лучше кратко проговорить или записать достигнутые с руководителем договоренности: «Итак, сейчас мы пришли к такому-то решению… Договорились о том-то». Начальник может просто забыть о ходе обсуждения, в таких случаях подчиненные также часто причисляют его к тиранам.
Держите руку на пульсе. Старайтесь регулярно встречаться и обсуждать с руководителем ключевые моменты своей работы. Тогда неконтролируемых ситуаций станет меньше.
Не льстите начальнику – деспоту. Такие уловки, как правило, плохо работают — руководители чувствительны к обману.
Развивайте эмоциональный интеллект. Это поможет выстраивать конструктивные отношения, влиять на складывающуюся систему взаимодействий, понимать, что стоит за теми или иными «капризами» руководителя.
Запомнить
Автор: Елизавета Ефремова
Источник: медиапортал Русской Школы Управления
Если начальник кричит на вас: что делать с неуравновешенным шефом
Как найти подход к руководителю с частыми перепадами настроения
Вадим Рубан тренер коммуникационных программ, коуч
На таких начальников жалуются многие: в один день он веселый и дружелюбный, а на следующее утро может накричать на вас в присутствии всего коллектива. Как же работать с непредсказуемым руководителем? Можно ли как-то повлиять на стиль поведения неуравновешенного шефа, или вам остается только молчать – или увольняться?
Исследуя эту тему, Нэнси Ротбард 1 говорит: «Работу с непредсказуемым начальником значительно осложняет тот факт, что вы никогда не знаете, с “каким” шефом вы сегодня столкнетесь — со злым и язвительным или с веселым и конструктивным. Сегодня шеф может быть вашим другом, а завтра он хам трамвайный. Когда вы работаете с начальником, у которого неуравновешенный характер, это серьезно осложняет и без того непростые рабочие отношения».
Не принимайте на свой счет
Когда шеф, известный частыми вспышками гнева, начинает на вас кричать, самое конструктивное, что вы можете сделать, — это не принимать грубость на свой счет. Перепады настроения обычно связаны с более глобальными проблемами. Дело в том, что, скорее всего, не вы лично раздражаете шефа, а сам предмет разговора провоцирует эти вспышки.
В такой ситуации действительно важно, хотя порой очень сложно, понять и определить истоки поведения шефа. Сказать, что ваш начальник идиот или придурок, конечно, можно, но облегчения это не принесет. Постарайтесь посмотреть на ситуацию сверху, не включаясь в нее, не реагируя на крики. Может, этот разговор идет по стандартному сценарию, который возможно изменить?
Кстати, иногда бывает полезным прислушаться к тому, что именно говорит шеф, а не к тому, каким тоном он это делает.
И еще запомните: крик — это всегда проявление слабости и беспомощности человека. Есть очень мудрое выражение: «Крик человека — это крик о помощи». Иными словами, если человек повышает голос, он чувствует свою неуверенность и слабость в каком-то вопросе.
Значит, в ваших интересах разобраться в причинах крика. Как только вы это сделаете, вам будет несложно нейтрализовать грубое поведение шефа в будущем.
Ищите поводы и причины
Чем глубже вы сможете разобраться в том, что вызывает перепады настроения начальника, тем лучше. Это может быть банальный низкий сахар в крови. Ваш шеф каждое утро приходит в офис хмурым? Или он в приподнятом настроении после обеда?
Вполне возможно, что его вспышки гнева объясняются особо стрессовыми ситуациями на работе. Может, ежемесячный совет директоров, который всегда проходит напряженно, является причиной перемен в его поведении.
Или такие перепады настроения могут быть проявлением так называемой эго-защиты. Такие люди могут быть суперчувствительными к угрозам, реальным или мнимым. Когда эмоционально реагирующий человек чувствует приближение внешней или внутренней угрозы, он может превратиться в чудовище.
Поиск толкований и поводов для различных реакций шефа поможет вам найти подсказки, чтобы объяснить его поведение и разработать свою стратегию.
Выбирайте время общения
Как только вы поймете основные причины эмоциональных вспышек начальника, вы сможете использовать это для планирования общения с ним. Вам действительно нужно научиться четко определять для себя ситуации, когда вы будете с ним общаться. Например, вам стоит залечь на дно, пока он не выпьет утренний кофе. Вероятно, не лучшая идея начинать обсуждение с ним второстепенных вопросов сразу после того, как он вышел после напряженной встречи с клиентом.
В таком случае имеет смысл спросить у него, чем вы можете быть ему полезны сейчас. Факт того, что вы здесь и готовы помочь, позволит ему почувствовать вашу поддержку. И это очень важно. Такие действия со стороны подчиненных и команды, как правило, поднимают настроение руководителю.
Оставайтесь спокойным
Если начальник начинает кричать или унижать вас по причинам, которые вам неизвестны, очень важно, чтобы вы не отвечали тем же. Это только усугубит ситуацию и, вероятно, еще больше усилит его гнев. В такие минуты вам лучше не говорить ничего, о чем вы потом пожалеете.
Если вы чувствуете, что вот-вот закипите, просто извинитесь и выйдите из комнаты. Прогуляйтесь вокруг офиса или найдите тихое место, где вы можете собраться с мыслями.
Обсудите этот вопрос с вашим шефом позднее в приватной обстановке. «Если ваш шеф — эмоционально реактивный человек, публичный конфликт с ним может повлечь за собой непредсказуемые последствия», — говорит Нэнси Ротбард.
Благодарите заранее
Нэнси Ротбард предлагает использовать практику «стратегических извинений». Ее суть состоит в том, что вы приносите искренние извинения за обращение к шефу в неподходящее время или признаете свои собственные небольшие погрешности. «Это может разрядить обстановку и показывает, что вы понимаете непростое положение шефа», — говорит Нэнси Ротбард.
Время двигаться дальше
При всем при этом вы не должны мириться с откровенным хамством на работе. «Когда это доходит до стадии, влияющей на ваше здоровье или напрямую мешающей выполнению должностных обязанностей, — это верный признак, что нужно предпринимать решительные действия. Вы можете уведомить отдел персонала либо искать другое, более дружелюбное место работы», — говорит Натанаэль Фаст.
Как наладить контакт с директором, которая ничего слышать не хочет
Сегодня исполнилось ровно десять месяцев, как Светлана Сергеевна заняла пост директора клиники, но настроение было нерадостное. Утренняя пятиминутка, как и вчера, закончилась перепалкой между ней и заведующим терапевтическим отделением Михаилом Яковлевичем.
Дело в том, что у Светланы Сергеевны был неплохой управленческий опыт, и она уже несколько раз создавала с нуля и ставила на рельсы различные компании. Это были в основном параллельные бизнесы ее мужа, талантливого профессора, доктора медицинских наук, звезды столичной пластической хирургии. Сама же Светлана Сергеевна в сфере медицины исполняла лишь роль пациентки, ну, или в лучшем случае администратора.
На стадии подготовки к открытию клиники вопросы закупки оборудования и отбора специалистов решал муж, а оформлением документов и ремонтом с удовольствием и успешно занималась Светлана Сергеевна.
Однако после открытия клиники Светлана Сергеевна все чаще стала слышать в свой адрес поучительные реплики со стороны врачей и особенно заведующих отделениями. Она начала подозревать, что они пытаются показать ей, что они дипломированные врачи, а она просто супруга профессора и владелица клиники.
По сути это было не так. Действительно, врачебный коллектив клиники не испытывал восторга от того, что их директор не врач, но такая ситуация не редкость в наше время. Но вот как можно донести любые, даже самые безобидные мысли до человека, который воспринимает все слова негативно и на свой счет, — было пока для них непонятно.
Будучи профессионалом и опытным руководителем, заведующий терапевтическим отделением Михаил Яковлевич задумался о том, как можно исправить ситуацию. Он начал анализировать типичные сценарии их совещаний с директором и пришел к выводу, что, во-первых, директор всегда торопилась, а он с коллегами, наоборот, привык к обстоятельному и детальному разговору; а во- вторых, только директор была на совещаниях не в белом халате.
Ну что ж, если нельзя одеть директора в белый халат, значит, нужно снять его самому, по крайней мере на время совещания. А также, в порядке эксперимента, попробовать говорить быстрее и энергичнее, как директор.
Михаил Яковлевич поделился своими мыслями с коллегами — заведующими тремя другими отделениями новой клиники, и они решили начать эксперимент. Ведь они сами были заинтересованы в нормализации ситуации и действительно признавали за Светланой Сергеевной определенные административные таланты.
На первом после начала эксперимента совещании четверо заведующих отделениями были в гражданской одежде, то есть не в белых халатах, и по этой причине, а может еще почему-то, у них не случилось споров с директором. Они быстро и по существу обсудили вопросы, и даже были моменты, когда Светлана Сергеевна искала в их лице поддержки при обсуждении вопроса о премировании младшего медперсонала.
Сама же Светлана Сергеевна, заметив других руководителей в гражданской одежде, почувствовала себя спокойнее: ей на мгновение показалось, что теперь она не одна, и у нее есть единомышленники.
Впоследствии стало негласным законом для всех приходить на совещания без белых халатов. И стоит отметить, теперь споры если и возникали, то исключительно по серьезным вопросам и с заслушиванием всех вовлеченных сторон.
Мораль этой истории заключается в том, что порой поводами для раздражения и вспышек гнева у руководителя могут быть не только слова и поступки, но и формальные атрибуты. Без труда устранив их, можно начать эффективно решать вопросы и исправлять ситуацию.
1 Rothbard N. P. & Patil S. V. Being There: Work Engagement and Positive Organizational Scholarship. In G.M. Spreitzer & K. S. Cameron (Eds.), The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship. New York: Oxford University Press, 2011
2 Fast Nathanael, Joshi Priyanka. Decision Making at the Top: Benefits and Barriers. The Psychology of Social Status. 2014.
3 O’Hara Carolyn. Managers, You’re More Intimidating Than You Think. The Week Magazine, March 4 2016 (Vol. 16, Issue 760).