наблюдение за птицами с чего начать
Часть I. Методика наблюдений над птицами
Глава 1. Основные правила и условия практической работы орнитолога
Однако дневник или запись наблюдений в тетрадь имеет несколько неудобств, которые становятся особенно чувствительными по мере накопления наблюдений при их обработке. В дневнике вы записываете данные о разных птицах подряд, в хронологическом порядке. Когда же вам понадобится подобрать их о какой-нибудь одной птице, то приходится рыться в дневнике и делать выборки. То же придется делать и для выделения наблюдений над птицами какого-нибудь одного места ваших экскурсий. А такие выборки очень затрудняют использование и приведение в порядок записей.
Рис. 2. Карточка для наблюдений
Карточка заполняется на экскурсии, непосредственно после наблюдения. Удобство этого метода заключается в легкости обработки собранного материала. Карточки можно подбирать по какому угодно принципу: по видам птиц, по отдельным обществам, по сезонам, по определенному состоянию погоды и т. д. При изучении, например, мест обитания какого-нибудь вида птиц, карточки подбираются соответствующим образом, и уже простой просмотр их многое разъясняет. Кроме карточек, необходимо, конечно, вести и дневник наблюдений, более подробный и заполняемый дома (но по свежей памяти), а в карточках делать ссылки на определенные страницы дневника.
Карточки следует хранить в коробках или конвертах, сначала помещая просто в хронологическом порядке по номерам, а затем, при обработке, уже производить перераспределение так, как понадобится.
Если вы только начинаете наблюдения над птицами, то не следует смущаться и падать духом, что в природе вы ни одной птицы сначала не знаете. Надо лишь внимательно наблюдать, записывать, а также почитать существующие книги по орнитологии. Могут быть полезны цветные изображения птиц, имеющиеся в некоторых из этих руководств, но во избежание ошибок очень полагаться на них не следует, так как есть немало птиц, особенно среди певчих, которые окрашены настолько сходно, что различение их издали только по окраске на первых порах невозможно. Гораздо важнее биологические черты и повадки, не передаваемые на рисунках (см. гл. IV, а также всю вторую часть настоящего руководства).
Предполагая вести систематические наблюдения над птицами в течение всего года или какого-нибудь сезона, очень важно сразу же наметить себе ясную цель этих наблюдений. Не надо разбрасываться и лучше поставить перед собой немного задач, чтобы с ними справляться успешнее. Без предварительного плана наблюдения большей частью распыляются, оказываются отрывочными и загружаются ненужными или второстепенными данными.
В общей форме, конечно, нельзя говорить о плане наблюдений. Здесь мы отмечаем лишь его необходимость для успеха работы и ее серьезного проведения. Для каждого сезона план своеобразен, да и в разных местностях он должен быть свой. В главе V, при разборе наблюдений в течение каждого сезона, мы рассмотрим планы и темы, которые можно взять в основу практической работы. Здесь лишь отметим, что мы сознательно не включаем в план работы и экскурсий коллекционирование птиц или их яиц и гнезд. Стрельба в птиц на экскурсии или поиски гнезд с целью собирания яиц вносят и в наблюдения и во всю работу некоторый азарт, искажающий весь подход к изучению птиц в природе. Наблюдения отступают на задний план, и основной целью экскурсий становится добыча возможно большего количества «шкурок». Слов нет, коллекционирование и определение затем убитых птиц по шкуркам несравненно быстрее доставят опыт и знание отдельных видов, но этот более легкий путь даст много меньше для изучения и понимания биологии птиц, чем внимательное выслеживание их на экскурсиях. Я не говорю о строго научном коллекционировании, которое является важным и совершенно необходимым методом фаунистической работы.
Очень желательно и ценно фотографирование птиц в природе. За последние годы вышло несколько книг, содержащих необходимые указания в этом направлении.
Остановимся теперь несколько на экскурсионном «вооружении» и снаряжении. Большую пользу приносит призматический бинокль. Незачем стремиться иметь очень сильный бинокль, так как он обычно имеет небольшое поле зрения и этим обесценивается: нахождение объекта должно быть очень быстрое. В сильных биноклях, кроме того, бывает слабее светосила, а в лесу или при пасмурной погоде это имеет большое значение. Вполне достаточно иметь шестикратное увеличение, позволяющее хорошо рассмотреть птицу даже на расстоянии до 100 м. Очень удобны и портативны имеющиеся в продаже «половинки» призматических биноклей.
Необходимо отметить, что значение бинокля как «определителя» в орнитологической экскурсии часто переоценивается и он не так уж необходим для узнавания, особенно при некотором опыте. Например, внешность мелкой певчей птицы, ее окраска и отчасти облик, как элементы, способствующие определению, уступают голосу и пению. В экскурсиях опытного орнитолога слух приобретает настолько преобладающее значение, что прибегать к биноклю ему приходится лишь при необходимости подробных биологических наблюдений за каким-нибудь видом птиц. Обыкновенно же достаточно бывает лишь одного возгласа и звука, раздавшегося в лесу, чтобы знать, что это за птица и чем она занята в данный момент. Эти звуковые указания иногда бывают настолько точны, что возникающая при возгласе зрительная картина поведения услышанной особи совершенно совпадает при проверке с действительной. Для начинающих же наблюдателей важно связать внешность, форму и повадки с голосом особи данного вида, и поэтому бинокль при быстром пользовании им оказывает большую помощь.
Некоторые черты окраски хорошо заметны только в бинокль (например, полоски на крыльях у некоторых птиц, пестрины на спине и т. д.). Бинокль должен быть все время наготове, заранее поставлен по глазам, чтобы в любой момент его быстро можно было и использовать. Лучше всего во время экскурсии его носить на груди, на коротком ремне. Следует избегать смотреть против света (например, из леса на солнечную опушку), так как тогда очень скрадываются оттенки окраски, и птица кажется лишь темным силуэтом.
Помимо умения пользоваться биноклем, очень важно уметь подходить к птицам. Некоторые из них легко подпускают наблюдателя даже на такое расстояние, что бинокль становится ненужным (щуры, свиристели, корольки, хохлатые синицы и некоторые другие), но большинство птиц довольно осторожны. Никогда не следует идти прямо на птицу. Лучше всего неторопливо двигаться мимо, постепенно к ней приближаясь, прямо или по кривой линии. К некоторым стаям, кормящимся на земле или в низких кустарниках, иногда приходится подкрадываться ползком или прячась за кустами и деревьями.
Для успешности наблюдений за птицами, которых надо определить, необходимо бывает отыскивать их излюбленные места, где они держатся долгое время. Особенно это важно при наблюдениях осенью, когда большие отлетные или пролетные стаи перелетных птиц в неподходящих для них местах присаживаются лишь ненадолго и почти недоступны для детального выяснения признаков. На местах же кормежек (или ночевок) они задерживаются дольше и вполне доступны для наблюдений. То же самое можно сказать и об одиночных осенних кочевниках, которые также имеют свои излюбленные места, где наблюдения за ними вести значительно легче.
Весной наблюдения сильно облегчаются тем, что птицы держатся около своих гнезд. В это время можно изо дня в день наблюдать даже одну и ту же особь. У гнезда большинство птиц подпускают человека гораздо ближе, и поэтому признаки их (необходимые для определения) легко могут быть изучены.
Для стационарных наблюдений (как весенне-летних, так и осенних) можно с успехом применять различные прикрытия и маскировки: шалаши, землянки (рис. 70) и т. п. Заграничные орнитологи применяют (например, для фотосъемок) даже полые чучела коров, внутри которых и прячется наблюдатель. Это, может быть, излишняя «роскошь», но применение в качестве прикрытия, например, буро-зеленого зонтика или даже просто куска материи под цвет окружающей местности, приносит явную пользу, так же как и маскировочные костюмы из веток, соломы и т. п.
При экскурсиях в одиночку или вдвоем, довольно большое значение имеет и цвет одежды. Зеленоватый цвет позволяет более незаметно и близко подходить к птице. Особенно яркие цвета одежды (белый, красный и пр.) могут повредить наблюдениям.
Наконец, необходимо упомянуть про обувь. В зимних экскурсиях (особенно лыжных) совершенно необходимы валенки; в прочих же весьма большую пользу могут принести высокие непромокаемые сапоги (очень удобны резиновые). Осенние экскурсии в дождливую погоду или ранние весенние, по пролету и прилету птиц, когда приходится проходить проталинами или полями с вязкой землей, специальные экскурсии на болота, берега рек или же по порослям извилистых ручьев, где почти через каждую сотню шагов приходится переходить вброд русло потока, успешно осуществимы лишь в высоких сапогах.
Экскурсант должен иметь рукзак или, по крайней мере, сумку для сбора вещественных доказательств произведенных наблюдений и разных находок: растений, на которых кормились птицы, перьев, погадок хищников и т. д.
Все перечисленные принадлежности необходимы главным образом при экскурсионных наблюдениях. При работе же, проводимой на одном месте, например, на избранном участке, оказываются необходимыми различные приспособления (кормовые столики, скворечники и т. д.). Нередко в эту работу можно ввести и эксперимент, изменяющий условия наблюдения и позволяющий сделать некоторые выводы. Все эти искусственные пособия работы своеобразны для каждого сезона, и о них мы поговорим в своем месте (см. гл. V).
Часть I. Методика наблюдений над птицами
Глава 1. Основные правила и условия практической работы орнитолога
Однако дневник или запись наблюдений в тетрадь имеет несколько неудобств, которые становятся особенно чувствительными по мере накопления наблюдений при их обработке. В дневнике вы записываете данные о разных птицах подряд, в хронологическом порядке. Когда же вам понадобится подобрать их о какой-нибудь одной птице, то приходится рыться в дневнике и делать выборки. То же придется делать и для выделения наблюдений над птицами какого-нибудь одного места ваших экскурсий. А такие выборки очень затрудняют использование и приведение в порядок записей.
Рис. 2. Карточка для наблюдений
Карточка заполняется на экскурсии, непосредственно после наблюдения. Удобство этого метода заключается в легкости обработки собранного материала. Карточки можно подбирать по какому угодно принципу: по видам птиц, по отдельным обществам, по сезонам, по определенному состоянию погоды и т. д. При изучении, например, мест обитания какого-нибудь вида птиц, карточки подбираются соответствующим образом, и уже простой просмотр их многое разъясняет. Кроме карточек, необходимо, конечно, вести и дневник наблюдений, более подробный и заполняемый дома (но по свежей памяти), а в карточках делать ссылки на определенные страницы дневника.
Карточки следует хранить в коробках или конвертах, сначала помещая просто в хронологическом порядке по номерам, а затем, при обработке, уже производить перераспределение так, как понадобится.
Если вы только начинаете наблюдения над птицами, то не следует смущаться и падать духом, что в природе вы ни одной птицы сначала не знаете. Надо лишь внимательно наблюдать, записывать, а также почитать существующие книги по орнитологии. Могут быть полезны цветные изображения птиц, имеющиеся в некоторых из этих руководств, но во избежание ошибок очень полагаться на них не следует, так как есть немало птиц, особенно среди певчих, которые окрашены настолько сходно, что различение их издали только по окраске на первых порах невозможно. Гораздо важнее биологические черты и повадки, не передаваемые на рисунках (см. гл. IV, а также всю вторую часть настоящего руководства).
Предполагая вести систематические наблюдения над птицами в течение всего года или какого-нибудь сезона, очень важно сразу же наметить себе ясную цель этих наблюдений. Не надо разбрасываться и лучше поставить перед собой немного задач, чтобы с ними справляться успешнее. Без предварительного плана наблюдения большей частью распыляются, оказываются отрывочными и загружаются ненужными или второстепенными данными.
В общей форме, конечно, нельзя говорить о плане наблюдений. Здесь мы отмечаем лишь его необходимость для успеха работы и ее серьезного проведения. Для каждого сезона план своеобразен, да и в разных местностях он должен быть свой. В главе V, при разборе наблюдений в течение каждого сезона, мы рассмотрим планы и темы, которые можно взять в основу практической работы. Здесь лишь отметим, что мы сознательно не включаем в план работы и экскурсий коллекционирование птиц или их яиц и гнезд. Стрельба в птиц на экскурсии или поиски гнезд с целью собирания яиц вносят и в наблюдения и во всю работу некоторый азарт, искажающий весь подход к изучению птиц в природе. Наблюдения отступают на задний план, и основной целью экскурсий становится добыча возможно большего количества «шкурок». Слов нет, коллекционирование и определение затем убитых птиц по шкуркам несравненно быстрее доставят опыт и знание отдельных видов, но этот более легкий путь даст много меньше для изучения и понимания биологии птиц, чем внимательное выслеживание их на экскурсиях. Я не говорю о строго научном коллекционировании, которое является важным и совершенно необходимым методом фаунистической работы.
Очень желательно и ценно фотографирование птиц в природе. За последние годы вышло несколько книг, содержащих необходимые указания в этом направлении.
Остановимся теперь несколько на экскурсионном «вооружении» и снаряжении. Большую пользу приносит призматический бинокль. Незачем стремиться иметь очень сильный бинокль, так как он обычно имеет небольшое поле зрения и этим обесценивается: нахождение объекта должно быть очень быстрое. В сильных биноклях, кроме того, бывает слабее светосила, а в лесу или при пасмурной погоде это имеет большое значение. Вполне достаточно иметь шестикратное увеличение, позволяющее хорошо рассмотреть птицу даже на расстоянии до 100 м. Очень удобны и портативны имеющиеся в продаже «половинки» призматических биноклей.
Необходимо отметить, что значение бинокля как «определителя» в орнитологической экскурсии часто переоценивается и он не так уж необходим для узнавания, особенно при некотором опыте. Например, внешность мелкой певчей птицы, ее окраска и отчасти облик, как элементы, способствующие определению, уступают голосу и пению. В экскурсиях опытного орнитолога слух приобретает настолько преобладающее значение, что прибегать к биноклю ему приходится лишь при необходимости подробных биологических наблюдений за каким-нибудь видом птиц. Обыкновенно же достаточно бывает лишь одного возгласа и звука, раздавшегося в лесу, чтобы знать, что это за птица и чем она занята в данный момент. Эти звуковые указания иногда бывают настолько точны, что возникающая при возгласе зрительная картина поведения услышанной особи совершенно совпадает при проверке с действительной. Для начинающих же наблюдателей важно связать внешность, форму и повадки с голосом особи данного вида, и поэтому бинокль при быстром пользовании им оказывает большую помощь.
Некоторые черты окраски хорошо заметны только в бинокль (например, полоски на крыльях у некоторых птиц, пестрины на спине и т. д.). Бинокль должен быть все время наготове, заранее поставлен по глазам, чтобы в любой момент его быстро можно было и использовать. Лучше всего во время экскурсии его носить на груди, на коротком ремне. Следует избегать смотреть против света (например, из леса на солнечную опушку), так как тогда очень скрадываются оттенки окраски, и птица кажется лишь темным силуэтом.
Помимо умения пользоваться биноклем, очень важно уметь подходить к птицам. Некоторые из них легко подпускают наблюдателя даже на такое расстояние, что бинокль становится ненужным (щуры, свиристели, корольки, хохлатые синицы и некоторые другие), но большинство птиц довольно осторожны. Никогда не следует идти прямо на птицу. Лучше всего неторопливо двигаться мимо, постепенно к ней приближаясь, прямо или по кривой линии. К некоторым стаям, кормящимся на земле или в низких кустарниках, иногда приходится подкрадываться ползком или прячась за кустами и деревьями.
Для успешности наблюдений за птицами, которых надо определить, необходимо бывает отыскивать их излюбленные места, где они держатся долгое время. Особенно это важно при наблюдениях осенью, когда большие отлетные или пролетные стаи перелетных птиц в неподходящих для них местах присаживаются лишь ненадолго и почти недоступны для детального выяснения признаков. На местах же кормежек (или ночевок) они задерживаются дольше и вполне доступны для наблюдений. То же самое можно сказать и об одиночных осенних кочевниках, которые также имеют свои излюбленные места, где наблюдения за ними вести значительно легче.
Весной наблюдения сильно облегчаются тем, что птицы держатся около своих гнезд. В это время можно изо дня в день наблюдать даже одну и ту же особь. У гнезда большинство птиц подпускают человека гораздо ближе, и поэтому признаки их (необходимые для определения) легко могут быть изучены.
Для стационарных наблюдений (как весенне-летних, так и осенних) можно с успехом применять различные прикрытия и маскировки: шалаши, землянки (рис. 70) и т. п. Заграничные орнитологи применяют (например, для фотосъемок) даже полые чучела коров, внутри которых и прячется наблюдатель. Это, может быть, излишняя «роскошь», но применение в качестве прикрытия, например, буро-зеленого зонтика или даже просто куска материи под цвет окружающей местности, приносит явную пользу, так же как и маскировочные костюмы из веток, соломы и т. п.
При экскурсиях в одиночку или вдвоем, довольно большое значение имеет и цвет одежды. Зеленоватый цвет позволяет более незаметно и близко подходить к птице. Особенно яркие цвета одежды (белый, красный и пр.) могут повредить наблюдениям.
Наконец, необходимо упомянуть про обувь. В зимних экскурсиях (особенно лыжных) совершенно необходимы валенки; в прочих же весьма большую пользу могут принести высокие непромокаемые сапоги (очень удобны резиновые). Осенние экскурсии в дождливую погоду или ранние весенние, по пролету и прилету птиц, когда приходится проходить проталинами или полями с вязкой землей, специальные экскурсии на болота, берега рек или же по порослям извилистых ручьев, где почти через каждую сотню шагов приходится переходить вброд русло потока, успешно осуществимы лишь в высоких сапогах.
Экскурсант должен иметь рукзак или, по крайней мере, сумку для сбора вещественных доказательств произведенных наблюдений и разных находок: растений, на которых кормились птицы, перьев, погадок хищников и т. д.
Все перечисленные принадлежности необходимы главным образом при экскурсионных наблюдениях. При работе же, проводимой на одном месте, например, на избранном участке, оказываются необходимыми различные приспособления (кормовые столики, скворечники и т. д.). Нередко в эту работу можно ввести и эксперимент, изменяющий условия наблюдения и позволяющий сделать некоторые выводы. Все эти искусственные пособия работы своеобразны для каждого сезона, и о них мы поговорим в своем месте (см. гл. V).
Прогулка. Наблюдения за птицами
Здесь Вы найдёте большое количество конспектов прогулок, в ходе которых наблюдение за птицами стало основной темой. Ознакомьтесь с положительным опытом Ваших коллег по организации подобных целевых мероприятий.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Консультация для родителей «Расскажите детям о зимующих птицах на прогулке» НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ НА ПРОГУЛКЕ (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех.
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за птицами» Цель: закрепление знание о птицах. Задачи: познакомить с особенностями поведения птиц осенью; развивать наблюдательность; закреплять умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве; воспитывать бережное отношение к природе; развивать звуковую.
Публикация «Наблюдения по изучению поведенческих явлений в жизни птиц в зимний. » Наблюдения по изучению поведенческих явлений в жизни птиц в зимний период. Большие возможности для гармоничного развития личности ребенка заложено в процессе работы с детьми во время прогулки. Наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Это мы использовали как способ.
Конспект занятия «Прогулка с Лешим на птичью кормушку» «Прогулка с Лешим на птичью кормушку» Цель: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей природой, о роли человека в жизни птиц. Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Конспект прогулки с дошкольниками «Заботимся о зимующих птицах — открываем столовую» Цель прогулки:Формировать у детей умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе;воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам,желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму. Ход прогулки:Накануне в группе была объявлена акция.
Конспект образовательной деятельности в форме игровой ситуации на прогулке «Наблюдение за голубем» Программные задачи: учить детей узнавать, голубя на улице; формировать интерес и любознательность к птицам; воспитывать желание помогать птицам в трудный для них период; дать знания о том, чем питается голубь зимой, где живет; дать понятие об опасностях, которые могут.
Статья «Прогулка для детей второй младшей группы «Наблюдение за птицами. » Прогулка для детей второй младшей группы «Наблюдение за птицами» «Синичкин день» Цель: знакомство с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Задачи: продолжать вызывать интерес к пернатым. Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью.
Конспект занятия «Наблюдение за птицами» в группе раннего возраста Конспект «Наблюдение за птицами» в группе раннего возраста. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ. Цель: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела. Ход наблюдения: Воспитатель :Ребята! Осенью можно часто увидеть на кустах как сидят и чирикают воробьи.
План осенней прогулки «Воробьи» ПЛАН № 1. Воробьи Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать желание беречь природу. Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память. Художественное слово: Где березняк, рябой и.
«Наблюдение за птицами». Конспект экологического занятия по наблюдению за живой природой (вторая младшая группа) Конспект экологического занятия наблюдений за живой природой (2 мл.группа) Тема: Наблюдение за птицами Тип занятия: прогулка. Цель: Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные. Задачи: 1. Рассказать какие птицы.
Где найти единомышленников
Бёрдинг не зависит от факторов вокруг — птицы есть всегда, везде и постоянно разные. Можно вальяжно ходить по парку и считать синиц, а можно штурмовать скалы в поисках гнезда белоплечего орлана. Не делайте так, если вы не орнитолог, ладно?
У начинающих бёрдеров лайферы каждый день. Когда первая волна интереса еще не потухла, а новых птиц встречаешь меньше, пора вспомнить о бёрдерах вокруг и начать делиться впечатлениями.
Ищите бёрдеров в соцсетях
Мы собрали все более-менее активные группы бёрдеров из разных регионов страны, написали им и попросили в двух предложениях написать о себе.
Многие группы помимо площадки для общения бёрдеров организовывают экскурсии или туры для наблюдения за птицами. Если вы начинающий — сходите в местный парк с орнитологом или опытным бёрдером. Есть прогулки и походы за более редкими лайферами — для продвинутых.
Нажмите Ctrl + F для поиска своего региона.
По всей России
Санкт-Петербург и Ленобласть
Москва и Мособласть
Бёрдвотчинг Москва
Прогулки бёрдеров и обучение
Лирический лесник
Экскурсии с орнитологом Григорием Евтухом
Птицы Москвы и Подмосковья
Сообщество любителей и профессионалов-орнитологов, которые хотят использовать наблюдения в научных целях. Поддерживают Рубёрдс.
Школа наблюдения за птицами
Проводят практические занятия: экскурсии в городе и загородом, планируют проводить лекции и семинары. В группе есть тесты по видам птиц и статьи для начинающих. Делают обучающие карточки по видам птиц, например, как отличить грача от ворона или зуйка от галстучника.
Екатеринбург и область
Бёрдинг и организация орнитологических экскурсий
Организуют городские и загородные орнитологические экскурсий. Учат и предоставляют гидов-натуралистов, издают карманные определители-путеводители по местной фауне и флоре.
Птицы Свердловской области
Для общения любителей птиц и обмена информацией о птицах Свердловской области и соседних регионов.
Архангельск
Архптица
Молодое сообщество бёрдвотчеров в Архангельске и области. Провели несколько мероприятий, практику наблюдения «в полях». Объединяют бёрдвотчеров, орнитологов, биологов, ветеринаров и фотографов.
Пермь и край
Бёрдинг в Перми
Организуют орнитологические экскурсии, проводят весенние и осенние соревнования по спортивной орнитологии, координируют участие во всероссийских учетах птиц.
Рязань и область
Рязанский клуб «Птицы»
Сообщество любителей птиц. Помогают начинающим, участвуют во всероссийских орнитологических акциях. Члены клуба встречаются один раз в месяц в областной библиотеке.
Удмуртия
Бёрдинг в Удмуртии
Проводят соревнования по определению птиц в полевых условиях, естественнонаучные прогулки и миниэкспедиции. Организовывают экспедиции по России и миру для поиска и изучения интересных природных объектов.
Алтай
Алтайские познавательные экскурсии
Экскурсии для знакомства с миром природы. Во время экскурсий наблюдают за птицами и учатся их распознавать. Учат работать с Джи-пи-эс навигатором и фотографировать.
Ульяновск и область
Волга бёрдвотчинг
Рассказывают о бёрдвотчинге, растениях и животных. Проводят экскурсии, выезды и обучающие лекции, где показывают объекты живой природы в естественной среде обитания.
Птицы Ульяновской области
Новости о птицах Ульяновской области и соседних регионов, вести из поездок, экскурсий и экспедиций, сообщения о новых интересных находках, совместных акциях и проектах. Помогают определить вид птицы, отвечают на вопросы.
Челябинск и область
Птицы Челябинской области
Группа для общения и знакомства любителей диких птиц. Группа оказывает посильную помощь в спасении попавших в беду диких птиц.
Брянск и область
Птицы Брянского леса и не только.
Группу ведут профессиональные орнитологи заповедника «Брянский лес» для обмена наблюдениями за птицами.
Птицы Брянска и Брянской области
Рассказывают о разных видах птиц, с фотографиями и видео.
Нижний Новгород и область
Несторы турс
Организуют туры и экскурсии по наблюдению за птицами и другими животными в дикой природе.
Птицы Нижегородской области
Наблюдение за птицами, обмен интересной информацией, фотоохота и ее трофеи, обсуждения и вопросы.
Марий Эл
Птицы Марий Эл
Группа рассказывает о птицах республики, продвигает бережное отношение к природе, например правильное кормление птиц зимой. Помогает собрать единомышленников для совместных учётов и наблюдений.
Курск и область
Птицы города Курска
Группа собирает и публикует авторские фото и описания птиц.
Самара и область
Птицы Самарской области
Объединяют бёрдвотчеров Самарской и Ульяновской областей. Публикуют фото участников ежегодного фотоконкурса Жигулёвского заповедника «Большой год». Также помогают попавшим в беду птицам. Группу консультирует старший научный сотрудник Жигулёвского заповедника, кандидат биологических наук Г. П. Лебедева.
Владимир и область
Птицы Владимирской области
Публикуют наблюдения, фотографии и статьи о местных птицах, помогают найти единомышленников.
Киров и область
Птицы Кировской области
Группа для увлеченных бёрдвотчингом. Помогают ориентироваться в разнообразии птиц и учится их определять.
Новгородская область
Птицы Новгородской области
Сообщество ведёт орнитолог Рдейского заповедника Наталия Зуева. В группе публикуют фото и заметки участников. Результаты наблюдений публикуются в научных журналах и сборниках статей.