на условиях срт что такое срт
Условия поставки CPT Инкотермс 2010
Что означает поставка CPT, как расшифровывается?
Новые условия поставки CPT Инкотермс 2020 вступили в силу с 1 января 2020 года.
Распределение рисков и ответственности по условию CPT
Согласно базису поставки CPT покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. Термин CPT содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах: риск после загрузки товара в транспортное средство, а расходы в месте назначения.
Обязанности по базисным условиям поставки CPT (СПТ)
Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на покупателя расходы по доставке товара до места назначения целесообразно использовать правило FCA Инкотермс 2010.
Термин CPT может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.
Цена CPT, условия оплаты и переход права собственности
Цена CPT (CPT price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до места назначения.
Условия поставки CPT Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин CPT указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Пример термина CPT в договоре поставки
Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 Евро на условиях поставки CPT Ташкент (Узбекистан) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки CPT Ташкент (Узбекистан) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.
Отличия условий поставок CPT и DAP
Актуальность использования базиса CPT
На сегодняшний день условия поставки CPT Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2020 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2020. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки CPT Инкотермс 2020, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки CPT Инкотермс 2010.
Ранее вместо термина CPT использовался базис поставки DCP (Delivered Costs Paid). Первое упоминание об условиях поставки DCP было в Инкотермс 1953 года.
На условиях срт что такое срт
На условиях СРТ поставщик обязан:
• Произвести доставку продукции в точку, названную получателем для передачи грузоперевозчику. Доставку он осуществляет своим транспортом или при помощи транспортной компании, оплачивая фрахт до пункта назначения (например, СРТ Калининград).
• Оформить весь комплект документов на экспорт груза.
• Произвести загрузку продукции на борт транспортного средства грузоперевозчика.
• При необходимости обеспечить сохранность груза в месте погрузочных работ до прибытия транспорта грузоперевозчика.
• Произвести маркировку груза с целью его идентификации получателем.
• Известить получателя груза о загрузке груза на борт грузоперевозчика.
Точное соблюдение обязанностей участниками межгосударственной торговой сделки на условиях СРТ позволяет избежать проблем во время исполнения контракта, а также является основным показателем при оценке целесообразности и экономической эффективности заключенного торгового соглашения для сторон сделки.
Формальные вопросы СРТ
Оформление документов на импортно-экспортные операции производятся сторонами исходя из разграничения функций каждой из сторон. Точкой разграничения этих обязанностей является борт транспортного средства грузоперевозчика. Продавец несет ответственность на первом этапе сделки:
• Обеспечивает доставку груза к согласованному месту погрузки.
• Обеспечивает сохранность груза, целостность упаковки и маркировки до загрузки.
• Оформляет все документы по экспортной очистке груза. Экспортные документы считаются заполненными, если поставщик предоставил сертификаты (карантинные, санитарные, подтверждающие качество товара, в том числе – сертификат государства производителя продукции).
• Таможенная декларация считается оформленной, если на сопроводительных документах (инвойс, товарно-транспортная накладная) поставлен штамп таможенного органа. В Таможенном союзе на документах ставится штамп с отметкой «Погрузка разрешена». Штамп «Выпуск разрешен» обозначает выполнение всех операций по экспортной очистке товара.
• Поставщик обязан оформить сопроводительную документацию для грузоперевозчика: приемо-передаточные документы к перевозке (накладные, коносаменты).
На условиях СРТ получатель обязан:
• Оплатить товар согласно договору.
• Организовать транспортировку груза грузоперевозчиком
• Принять на себя риски, связанные с перевозкой от места приемки груза до точки разгрузки.
• Выполнить все процедуры по растоможке груза в своей стране.
• Принять груз в точке прибытия согласно заключенному договору.
• Известить поставщика о приемке груза в пункте назначения.
Основные пункты договора могут быть детализированы исходя из условий сделки:
• Покупатель имеет право инспектировать груз во время подписания приемных документов. Если во время проверки выявлена недостача или обнаружено наличие товара низкого качества, это означает наступление страхового случая. Чтобы запротоколировать этот случай, вызывается сотрудник страховой компании. При возникновении сомнений, насколько данный случай является страховым, надо внимательно изучить страховой полис и поступать согласно прописанного там алгоритма.
• Продавец обязан отгрузить товар указанного в договоре или в спецификации качества, в полном объеме. При возникновения претензий со стороны покупателя он может нанять третью сторону для независимого инспектирования груза в месте разгрузки. Услуги экспертов оплачиваются продавцом. Возможность привлечения третьей стороны в случае наступления страхового случая оговаривается в контракте.
Дополнительные нюансы при заключении договора по условиям СРТ
Достаточно часто в международной практике возникают проблемы из-за отсутствия понимания между понятиями СРТ и DAP. Если на условиях СРТ риски и затраты по доставке товара ложатся на покупателя, который делит ответственность с грузоперевозчиком, то на условиях DAP за груз в пути следования отвечает поставщик. Это отличие имеет определяющее значение с точки зрения затрат на транспортировку груза и определения зоны ответственности.
Следующая проблема при исполнении контакта может возникнуть в связи с неточным адресом пункта назначения. Это приведет к простою или холостому пробегу транспорта.
В пути следования могут возникнуть форс-мажорные ситуации, которые приведут к удорожанию транспортировки. Вопросы страхования груза в пути следования не являются обязательным условием СРТ. Страхование производится по усмотрению покупателя.
Что такое поставка на условиях CPT
Содержание статьи
В международной практике условия поставки СРТ предусматривают обязанности продавца по доставке товара тому покупателю, который произвел его оплату, но не перевозку. То есть, все обязательства по оплате услуг, связанных с доставкой груза, берет на себя именно покупатель. Это самое важно положение условий поставки cpt.
Международная интерпретация базиса поставки СРТ выражается, как «Carriage paid to» или «Перевозка оплачена до». Покупатель отвечает за все риски, которые могут возникнуть в процессе перевозки товара. Поэтому у него есть все основания, например, застраховать груз. А в качестве «грузоперевозчика» выступает любое юридическое или физическое лицо, которое согласно договору поставки выполняет свои обязанности по доставке груза оговоренным способом (железнодорожным, автомобильным, авиационным, морским или смешанным (мультимодальным) видом транспорта).
Условия поставки СРТ подразумевают и такой тип доставки товара, при котором в процессе перевозки могут участвовать несколько поставщиков. В таком случае все риски по сохранности груза переходят в момент фактической его передачи с одного транспортного средства на другое. Кроме того, все таможенные формальности также лежат в сфере ответственности продавца. Важно понимать, что при использовании услуг стороннего перевозчика с согласия обеих сторон сделки вся ответственность переходит к поставщику в момент передачи ему груза.
В данном случает ответственность продавца возвращается к нему уже в пункте доставки товара, который указан в документах на перевозку. Из вышеприведенного описания условий поставки СРТ очевидно, что договор купли-продажи, заключенный на таких условиях, подразумевает максимальную ответственность именно продавца.
Порядок перехода рисков
Необходимо учитывать ключевые моменты поставки товара, в которые происходит его передача. Так как в любой сделке эта процедура как минимум происходит два раза, то все ее участники (продавец, покупатель и перевозчик или перевозчики) должны достаточно четко распределить меры своей ответственности. Особенно это касается ПРР (погрузоразгрузочных работ), во время которых рекомендуется иметь пошаговую инструкцию.
Практика жизни и несовершенство российского законодательства показывают, что в ситуации с несколькими грузоперевозчиками и отсутствием точного пункта доставки может возникнуть противоречие именно между первым перевозчиком и последующими. Как правило, первый в списке перевозчик, указанный в документах, по умолчанию принимает на себя все риски по сохранности товара и несоответствию в документах. Во избежание этой вопиющей несправедливости всем участникам поставки груза следует предусмотреть в документальном виде (в договоре купли-продажи, договоре на перевозку и грузосопроводительных документах) все ключевые моменты передачи ответственности.
Иначе критические моменты будут разрешаться исключительно в судебном порядке. И такая печальная практика, например, для условий поставки СРТ-Москва имеется. Встречались случаи, когда поставщики стройматериалов оставались без груза и денег в связи с тем, что недобросовестные перевозчики просто похищали чужую собственность.
Пункт назначения и другие нюансы
Следует учитывать, что поставщик обязан ознакомить покупателя с доставленным в пункт назначения товаром. В этом контексте обычно используется стандартный пакет грузосопроводительных документов (инвойс, упаковочный лист, сертификаты соответствия и т.п.), который может согласно условиям договора удостоверяться электронной подписью. При необходимости продавец за свой счет и своими усилиями оформляет все экспортные документы, включая предписания таможенного контроля, которые нужны для провоза конкретного груза. Также продавец несет прямую ответственность за оформление договора поставки с перевозчиком, где указывается конкретное место доставки. В данном пункте договора имеется один нюанс, связанный со степенью конкретизации места доставки.
Это необходимо (точное указание места доставки) во избежание необоснованного завышения услуг по доставке товара со стороны продавца. Кроме того, если такая ситуация все-таки произошла, продавец имеет право самостоятельно принять решение, где именно нужно осуществлять выгрузку и передачу товара. Касательно страхования груза следует отметить, что эта процедура полностью находится в сфере ответственности покупателя. Однако продавец обязан по первому его требованию предоставить любую тематическую информацию.
Распределение расходов
Кроме вышеописанных случаев, которые были оговорены отдельно, все расходы до момента доставки груза в место назначения, включая выгрузку, несет именно продавец. То есть, в его непосредственные обязанности входит оплата услуг перевозчика или перевозчиков. Исключением может быть только ситуация, отдельно оговоренная заранее и прописанная в соответствующих документах. Важным моментом является таможенная формальность на границе, которая оплачивается продавцом исключительно в рамках договора. Это значит, что при отсутствии обязательств продавца согласно заключенному с покупателем договору купли-продажи стандартные условия поставки СРТ не подразумевают данную процедуру за его счет.
Кроме того, все издержки, связанные с проверкой товара, его взвешиванием и маркировкой, расфасовкой и упаковкой, считаются в полном объеме сферой ответственности продавца.
Обязанности покупателя
Согласно стандартным условиям поставки СРТ покупатель обязан только произвести своевременную оплату товара. Это относится к ситуации, когда отдельными пунктами договора купли-продажи не оговорены специальные обязанности покупателя. Однако все риски и обязанности по получению разрешительной документации в государственных структурах на ввоз в страну назначения контрактного груза и оплата здесь всех таможенных платежей непосредственно относятся к покупателю. И опять же все эти нормы работают по умолчанию, если отдельное не прописано в договоре с продавцом. Кроме того, оплата страховки на груз лежит в зоне ответственности покупателя.
Согласно «Инкотермс 2010» условия поставки СРТ все-таки подразумевают некоторые условия, когда именно покупатель будет нести расходы по доставке груза, если иное не предусмотрено договорами с продавцом или грузоперевозчиком. Это относится к ситуации, в которой покупатель не осуществил приемку доставленного в срок товара. В этом случае все дополнительные расходы по хранению и складированию груза полностью лягут на плечи покупателя. Кроме того, если в процессе транспортно-логистических манипуляций на территории страны назначения возникают непредвиденные расходы, то они, как правило, также оплачиваются покупателем.
В данном контексте важно учитывать и понятие «форс-мажор», под которым понимают «обстоятельства непреодолимой силы». Сюда относятся стихийные бедствия, политическая нестабильность в стране или регионе и т.п. Как правило, стандартные договоры имеют специальные разделы, посвященные этой тематике, а в противном случае каждый отдельный случай будет рассматриваться в судебном порядке.
CPT Инкотермс 2020 условия поставки «Перевозка оплачена до»
Что такое условия поставки CPT (расшифровка, перевод)?
Условия поставки CPT Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон.
Обязанности по базисным условиям поставки CPT (СПТ)
Согласно базисным условиям поставки CPT Инкотермс 2020, продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на покупателя расходы по доставке товара до места назначения целесообразно использовать правило FCA Инкотермс 2020.
Базис CPT может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Также продавец может самостоятельно, собственным транспортом доставить товар покупателю, без заключения договора перевозки.
Условия поставки CPT Инкотермс 2020 требуют, чтобы продавец отгрузил товар своему перевозчику. Продавец должен выполнить экспортное таможенное оформление, а покупатель должен выполнить импортное таможенное оформление. Правила CPT требуют, чтобы продавец взял на себя ответственность за заключение договора на перевозку до согласованного места назначения, без выгрузки товара с транспортного средства.
Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как покупатель выполнит необходимую импортную таможенную очистку, и возникнет задержка при выполнении таможенного оформления, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет покупателя, всегда предполагая, что продавец предоставил покупателю необходимые документы вовремя.
Продавец должен на свой риск и за свой счет выполнять все формальности по оформлению экспорта, требуемые страной экспорта, такие как лицензии или разрешения, оформление безопасности на экспорт, осмотр перед отправкой, и любые другие разрешения или одобрения. Кроме того, поскольку пункт доставки в базисе поставки CPT находится в стране-импортере, продавец также должен выполнить и оплатить все формальности, требуемые любой страной транзита, до того, как эта поставка произойдет.
Распределение рисков и ответственности по условиям CPT
Условия поставки CPT Инкотермс 2020 возлагают на покупателя нести все риски потери или повреждения товара, после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. Термин CPT Инкотермс 2020 содержит два критических момента, поскольку риски и расходы переходят в двух различных местах: риски после загрузки товара в транспортное средство (также как и в условиях поставки FCA Инкотермс 2020), а расходы в месте назначения. При намерении сторон возложить на продавца не только расходы по перевозке товара до места назначения, но и риски потери или повреждения товара целесообразно использовать правило DAP Инкотермс 2020.
Цена CPT, условия оплаты и переход права собственности
Цена CPT (CPT price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до указанного места назначения.
Базисные условия поставки CPT Инкотермс 2020 не указывают цену за товар и способ оплаты, (предоплата, частичная предоплата, постоплата или после представления документов в банк по аккредитиву), не определяют, когда должна быть произведена оплата (до отгрузки, сразу после отгрузки, через месяц после отгрузки или еще как либо), не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена, оплата и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.
Пример базиса CPT в договоре поставки
Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 200 000 Долларов США на условиях поставки CPT Баку (Азербайджан) Инкотермс 2020.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки CPT Баку (Азербайджан) Инкотермс 2020.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.
Отличия условий поставок CPT и DAP
Простыми словами по условиям поставки CPT: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного места назначения, а риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. после погрузки товара на транспортное средство).
По базису поставки DAP Инкотермс 2020: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного пункта назначения. Риски потери или повреждения товара переходят в этом пункте назначения.
Основные отличия условий поставки CPT от других терминов представлены в таблице Инкотермс 2020.
Преимущества и недостатки применения правила CPT
Несмотря на то, что МТП (ICC) для контейнерных морских перевозок рекомендуют вместо базиса поставки CFR Инкотермс 2020 применять термин CPT, на практике это правило для данного вида перевозки практически не используется. Это связано с тем, что при поставках CPT покупатель не хочет брать на себя риск повреждения или утраты товара в стране экспортера, а брать только тогда, когда товар был фактически экспортирован, т.е. после погрузки контейнера на борт судна. Ведь изначально, покупатель не только не знает, когда и где произошла отгрузка товара, но и кому, поскольку это перевозчик продавца.
Если продавец ежедневно или регулярно отгружает большое количество товаров, то при использовании условий поставки CPT он выбирает своего собственного перевозчика и может легко координировать загрузку грузового транспорта на своем складе. Тогда как при применении базиса поставки FCA Инкотермс 2020 покупатель организует сам свою перевозку, что обычно приводит к простою транспорта на погрузке.
Условия поставки CPT в большей степени подходят для оплаты по банковскому аккредитиву, чем например, термин FCA Инкотермс 2020, поскольку продавец легко получит транспортный документ от своего собственного перевозчика, который укажет продавца как грузоотправителя. Поскольку правила CPT охватывают любые виды транспорта, форма транспортного документа, будет зависеть от используемого транспорта. Если это морская перевозка, то продавец получает морскую накладную или коносамент, для воздушной перевозки выдается авианакладная, для грузового автотранспорта – CMR.
Инкотермс / Базис поставки CPT
Во внещнеторговых контрактах условия поставки груза CPT применяются независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта.
Carriage paid to (Перевозка оплачена до) означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.
При использовании терминов СРТ, CIP, CFR или CIF продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения.
Данный термин содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах. Сторонам рекомендуется по возможности наиболее четко определить в договоре место поставки товара, в котором риск переходит на покупателя, а также поименованное место назначения, до которого продавец обязан заключить договор перевозки.
При использовании нескольких перевозчиков для перевозки товара по согласованному направлению и если сторонами не согласован конкретный пункт поставки, недостаток состоит в том, что риск переходит при передаче товара первому перевозчику в пункте, выбор которого полностью зависит от продавца и который находится вне контроля покупателя. При намерении сторон, чтобы переход риска осуществлялся на более поздней стадии (т.е. в океанском порту или в аэропорту), им необходимо определить это в их договоре купли-продажи.
Сторонам также рекомендуется по возможности наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
СРТ требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.