на основании чего разрабатывается суот

Система управления охраной труда (СУОТ) — что это такое и как внедрить?

СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 438н «Типовое положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ

на основании чего разрабатывается суот. Смотреть фото на основании чего разрабатывается суот. Смотреть картинку на основании чего разрабатывается суот. Картинка про на основании чего разрабатывается суот. Фото на основании чего разрабатывается суот

Инструкция для специалиста по охране труда:

Разработка положения СУОТ

Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе типового положения Минтруда N 438н от 19.08.2016 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.

СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.

Внедрение СУОТ на предприятии

Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.

1. Проведите предварительную оценку охраны труда

Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:

Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.

2. Распределите обязанности по охране труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.

Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.

Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.

Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.

Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).

Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.

В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.

Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.

Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!

3. Разработайте политику по охране труда

Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.

Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.

В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.

4. Поставьте цели в области охраны труда

Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.

Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.

5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:

— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.

6. Составьте план мероприятий

После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.

7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.

По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)

Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.

Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.

8. Запланируйте улучшения СУОТ

Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.

Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».

Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).

По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.

9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания

Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.

10. Наладьте документооборот по СУОТ

Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления.

Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Ведите базу данных документов по СУОТ как в бумажной форме, так и в электронном виде. Разбейте их на папки для удобства поиска.

Что проверит ГИТ по СУОТ?

При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.

В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».

При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия типового положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.

Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:

на основании чего разрабатывается суот. Смотреть фото на основании чего разрабатывается суот. Смотреть картинку на основании чего разрабатывается суот. Картинка про на основании чего разрабатывается суот. Фото на основании чего разрабатывается суот

Какие штрафы за необеспечение СУОТ?

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.

При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:

По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

Особенности СУОТ для малых предприятий

Согласно п.3 типового положения 438н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.

Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.

В нее входят только обязательные элементы СУОТ:
• положение «СУОТ»;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда – обучение и проверка знаний;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.

В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.

Источник

на основании чего разрабатывается суот. Смотреть фото на основании чего разрабатывается суот. Смотреть картинку на основании чего разрабатывается суот. Картинка про на основании чего разрабатывается суот. Фото на основании чего разрабатывается суот

Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы оформления положения о системе управления охраной труда разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

на основании чего разрабатывается суот. Смотреть фото на основании чего разрабатывается суот. Смотреть картинку на основании чего разрабатывается суот. Картинка про на основании чего разрабатывается суот. Фото на основании чего разрабатывается суот

Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Положение о системе охраны труда: структура

Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

Раздел 1: титульный лист

На титульном листе документа должны иметься:

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Где скачать образец положения о системе охраны труда

Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

на основании чего разрабатывается суот. Смотреть фото на основании чего разрабатывается суот. Смотреть картинку на основании чего разрабатывается суот. Картинка про на основании чего разрабатывается суот. Фото на основании чего разрабатывается суот

Итоги

Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

Источник

Типовое положение о системе управления охраной труда

Типовое положение о СУОТ – это нормативный документ, установленный приказом Минтруда 438н от 19.08.2016 г., в котором даны рекомендации работодателю, как ему создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

Фактически, типовое положение нужно для того, чтобы разработать внутреннее положение о СУОТ в организации.

Приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» ЗДЕСЬ
Пример внутреннего положения о СУОТ организации СКАЧАТЬ

на основании чего разрабатывается суот. Смотреть фото на основании чего разрабатывается суот. Смотреть картинку на основании чего разрабатывается суот. Картинка про на основании чего разрабатывается суот. Фото на основании чего разрабатывается суот

Приказ 438н носит рекомендательный характер. Не смотря на это, его активно использует Государственная инспекция труда при проверках организаций.

Прежде чем читать дальше, рекомендуем ознакомиться со статей «Что такое система управления охраной труда«.

Комментарии к типовому положению о СУОТ 438н

Разберем типовое положение о СУОТ. Оно состоит из состоит из 10 частей:

1. Общие положения.
2. Политика работодателя в области охраны труда.
3. Цели работодателя в области охраны труда.
4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей).
5. Процедуры для достижения целей работодателя в области охраны труда.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур.
7. Контроль функционирования системы управления и мониторинг реализации процедур.
8. Планирование улучшений функционирования системы управления.
9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
10. Управление документами.

Рассмотрим каждую более подробно:

1. Общие положения

Этот раздел содержит термины и информацию о соответствии положения о системе управления охраной труда текущему законодательству в области охраны труда. В данном разделе подробно рассказывается на какие законодательные акты опирается положение о СУОТ, и о взаимосвязи этого документа с другими положениями, действующими в организации.

Политика содержит информацию о намерении работодателя и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Здесь подробно описываются обязанности работодателя в части охраны труда, которые он обязуется выполнять. Тут же озвучиваются и цели, которые планируется достичь. Своего образа идеальная модель, к которой стремится работодатель.

3. Цели работодателя в области охраны труда

Этот пункт приказа 438 н тесно связан с разделом два, с той лишь разницей, что намеченные цели расписаны более подробно.

4. Обеспечение функционирования системы управления ОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)

С этим пунктом положения о системе управления охраной труда все гораздо сложнее, и он индивидуален для каждого случая, так как все организации работают в разных сферах, и, соответственно для каждой из сфер свои требования, в том числе и в вопросах охраны труда.

Ярким примером может служить сравнение работы офисных сотрудников юридической компании и горновых доменной печи металлургического производства. Перечень требований к этим категориям работников будет значительно отличаться.

Данный пункт приказа 438 н подвергается тщательной проверке со стороны трудового инспектора. Согласно алгоритму проверки создания и обеспечения функционирования системы управления (часть 2 приказа Федеральной службы по труду и занятости № 77 “Об утверждении Методических рекомендаций»), обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием.

На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника. Исследование указанной процедуры позволяет инспектору определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Поэтому распределение ответственности и обязанностей должно быть тщательно продумано и осуществимо на практике.

Если Вы назначаете сотрудника ответственным за что-либо, он должен иметь возможность контролировать этот вопрос. Например, некорректно назначать ответственным за соблюдение правил техники безопасности на участке выпуска металлопроката главного бухгалтера финансового отдела. Он не имеет отношения к производству, а следовательно, не знаком с производственными процессами и предъявляемыми к нему требованиями. Правильным, будет назначить ответственного из лица бригадиров или мастеров этого участка.

При распределении ответственности придерживайтесь следующих принципов:

1) Работники выполняют требования техники безопасности и несут ответственность ТОЛЬКО за соблюдение этих правил. Разработка правил, а также организационные моменты (обеспечение СИЗ, соответствие оборудования требованиям техники безопасности и т.д.) не входят в их компетенцию.

Рассмотрим два простых примера.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. В данном случае, работник не виноват в их отсутствии, поэтому нести ответственность за то, что он приступил к работе без СИЗ, он не может и не должен. Согласно требованиям законодательства, работник должен был отказаться приступать к работе, на что имеет полное право. Однако на практике чаще всего сотрудник вынужден мириться с недостатками в организации безопасной работы, чтобы не лишиться работы.

2) Руководители участков, в непосредственное подчинение которых входят работники, являются первой ступенью контроля. Именно они отвечают за соблюдение сотрудниками правил техники безопасности, использования СИЗ и других важных требований. Их задача обеспечить контроль, инструктировать их и при необходимости принимать меры по привлечению сотрудников к ответственности за несоблюдение требований охраны труда. С точки зрения охраны труда именно руководители первого порядка являются самым важным звеном. Они “ближе” всех к работникам и имеют практические, а не теоретические навыки в вопросах охраны труда. Именно через них руководители более высокого порядка и специалист по охране труда получают “обратную связь” от сотрудников. Поэтому и ответственность они несут в соответствии с данным принципом.

Сосредоточьтесь в первую очередь на их работе.

Рассмотрим все тот же пример и две ситуации.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя. Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. Здесь начальник производственного участка несет двойную ответственность. Во-первых, он не отследил сроки заказа необходимых СИЗ, а во-вторых, допустил к работе сотрудников, без наличия у них необходимых СИЗ.

Как видите, руководитель первого порядка несет ответственность в любом случае, в независимости от того, кто виноват, он лично или его работники. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его подчиненные не нарушали требований техники безопасности. Для этого он осуществляет контроль их работы. В том числе его оплошность или безответственность могут привести к негативным последствиям (травма. штраф и т.д.), поэтому наряду с этим он несет и личную ответственность.

Если же заказ им был сделан вовремя, но СИЗ не поступили, он не должен допускать сотрудников к работе. В противном случае, из-за чужой ошибки он берет на себя большую ответственность, в виде допуска сотрудников к работе без СИЗ. В ряде случаев данные действия могут быть основанием для привлечения к уголовной ответственности. В связи с этим в положении о СУОТ должно быть четко прописано за что отвечает руководитель первого порядка, и какие он имеет полномочия, для того чтобы избежать подобных ситуаций.

3) Руководители второго порядка и выше тоже несут ответственность. Они чаще всего “оторваны” от производственной деятельности и в их компетенцию входят по большей части организационные вопросы. Однако это не снимает с них ответственности. Их ошибка влияет на всех, кто находится в их подчинении.

Следовательно, степень их ответственности должна быть более высокой, по сравнению с другими работниками.

Обратимся к тому же примеру. За руководителя второго порядка мы будем считать руководителя службы обеспечения.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя (первого порядка). Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе. Казалось бы, на этом круг “виноватых” замыкается, однако это не так.

Помимо организации закупок, начальник службы обеспечения должен контролировать лиц, от которых он получает информацию. Если он вовремя обеспечил подразделения всем необходимым, он должен позаботиться о том, чтобы его работа не была напрасной.

Зачем ему закупать СИЗ, если никто не осуществляет контроль за их выдачей и использованием? В ходе проверки к начальнику службы обеспечения может быть задан вопрос “Контролируете ли Вы процесс обеспечения СИЗ, если Ваши сотрудники не используют их при выполнении должностных обязанностей?”.

В этой ситуации факт совершения закупки СИЗ уже не будет играть никакой роли, так как данное мероприятие без надлежащего контроля абсолютно бесполезно. Поэтому после того, как начальник службы обеспечения передал СИЗ, он должен проконтролировать, что они действительно выдаются и используются правильно. Делает он это посредством контроля руководителей первого порядка.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) вовремя сделал заказ СИЗ у службы обеспечения. Однако руководитель службы обеспечения в требуемые сроки СИЗ не закупил, и теперь у сотрудников они отсутствуют.

В результате создается ситуация, когда работа фактически не может быть выполнена, так как руководитель первого порядка не в праве допускать сотрудников к работе без необходимых СИЗ. Если же работы все-таки продолжают выполняться, то из-за отсутствия СИЗ “под удар” попадают не только работники, жизнь и здоровье которых подвержены риску, но и руководитель первого порядка, так как он осознанно нарушает законодательство, несмотря на то, что данная ситуация возникла не по его вине.

Помимо этого, на начальника службы обеспечения может быть наложена ответственность и со стороны вышестоящего руководства. Ведь деньги на СИЗ были выделены, а результата нет. Таким образом руководитель второго и выше порядка также несет ответственность в любом случае. Однако степень ответственности уже гораздо выше, так как чем выше уровень, тем больше людей у тебя в подчинении. Соответственно на большем количестве людей могут отразиться последствия неправильных действий.

Данный пример-наглядная демонстрация того, как тесно связаны между собой части любой организации.

Количество уровней руководства может быть гораздо большим, или значительно меньшим, однако вне зависимости от этого ответственность и обязанности должны быть распределены. Именно это позволит определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Причем не только в ходе проверки трудовой инспекции, но и внутреннего аудита.

5. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

Пожалуй, один из самых важных и сложных блоков Приказа 438 н на сегодняшний день. Помимо распределения ответственности, работодатель должен разработать “план действий”, с помощью которого он достигнет озвученной им “идеальной модели”.

В документе, по которому работает трудовая инспекция, особое внимание уделено не только типовым мероприятиям по охране труда (обеспечение СИЗ, обучение по охране труда и т.д.), но и профессиональным рискам.

На сегодняшний день, провести оценку профессиональных рисков обязан каждый работодатель. Однако проблема в том, что в законодательстве на сегодняшней день нет утвержденного документа, который бы регулировал данный вопрос. Есть лишь перечень опасностей, которые могут влиять на работника в процессе его трудовой деятельности. Сам же процесс оценки профессиональных рисков никак не регламентирован. Существуют лишь различные методики, основанные на разных принципах и подходах (метод Дельфи, матричный метод и т.д.).

В связи с этим работодатель на сегодняшний день может либо обратится в специализированную организацию, которая проведет данное мероприятие, либо же провести данную процедуру самостоятельно силами службы охраны труда. Главная цель — идентификация всех опасностей, которые могут воздействовать на работника в процессе его трудовой деятельности и разработка мероприятий по защите от них.

6. Планирование мероприятий по реализации процедур

После получения информации о рисках и разработки мероприятий по устранению этих рисков, либо же снижения их воздействия на работников, работодатель фиксирует в положение о системе управления охраной труда план по реализации намеченных процедур. Сроки, финансирование, ответственные лица и т.д.

7. Контроль функционирования и мониторинг реал изации процедур

В данном разделе подробно описаны механизмы контроля за соблюдением положений данного документа. Назначение ответственных лиц, методы контроля (отчеты, сравнение и т.д.), периодичность и другие необходимые показатели.

8. Планирование улучшений функционирования управление охраной труда

После разработки положения о СУОТ, в последующем, с большой степенью вероятности будут выявлены недостатки в вопросах охраны труда. Именно на их исправлении и будет выстраиваться план улучшений.

9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

Данному вопросу в положении о системе управления охране труда для трудовой инспекции уделено большое внимание. Со стороны работодателя требуется не только снижение травматизма и профессиональных заболеваний, но и алгоритм действий, если такие ситуации возникают. Важно не только действовать согласно законодательству, но извлечь пользу из “горького опыта”. Опираться на него в дальнейшем, с целью избежать повторения.

10. Управление документами системы управления ОТ

Правильно и удобно организованный документооборот эффективный механизм в реализации всех необходимых мероприятий. Поэтому он должен быть строго регламентирован. Делается это для упрощения контроля и удобства работы с ним.

Подводя итог, можно сказать, что система управления труда в организации один из фундаментальных документов, без которого невозможно нормальное функционирование. Именно поэтому данный вопрос требует тщательного внимания не только со стороны службы охраны труда, но и работников и руководителей всех порядков и подразделений организации.

В этой стате мы подробно разобрали приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» и положение о системе управления охраной труда. Удачи в профессиональном развитии!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *