на что жалуются люди чаще всего
Топ 10 самых популярных жалоб населения в России
С каждым годом количество жалоб, подаваемых россиянами в соответствующие структуры, только растет. Чем же больше всего недовольны граждане России? Ниже приведен топ наиболее часто встречающихся жалоб на сегодняшний день:
10 Экология
Почти треть россиян жалуются на проблемы, связанные с экологией: по их мнению, с каждым годом экологическая обстановка становится все хуже, а работа властей в этом направлении остается на низком уровне. Чаще всего недовольство вызывает загазованность воздуха и низкое качество питьевой воды.
9 Состояние здравоохранения
Пациенты чаще всего недовольны качеством предоставляемых услуг. Так же множество жалоб связано с некомпетентностью врачей. Кроме того, недовольство пациентов вызывают очереди к терапевтам и педиатрам. По данным СК, количество дел, связанных с врачебными ошибками, за последние годы возросло втрое.
8 Работа госорганов
Чаще всего россияне жалуются на работников прокуратуры за нарушение прав и свобод человека. Недовольство граждан вызывает и работа судебных приставов, в частности это касается взыскания алиментов. Множество нареканий адресовано и в адрес сотрудников МВД, среди которых больше всего жалоб на участковых.
7 Отказ в приеме на работу
В последнее время россияне стали чаще жаловаться на необоснованные отказы в трудоустройстве, причем у соискателей нет ни судимостей, ни увольнений по статье. Некоторые утверждают, что работодатели могут отказать в приеме на работу даже из-за плохой кредитной истории, хотя это и является прямым нарушением закона.
6 Жалобы на услуги такси
Больше всего недовольство пассажиров вызывает невозможность получения какой-либо информации о перевозчике (почти 43% всех жалоб связано именно с вопросом лицензии). Кроме того, частые жалобы связаны с действиями таксистов, которые могут по своему усмотрению менять тарифы, требуя дополнительную плату, например, за провоз багажа или наличие детского кресла.
5 Действия коллекторов
В прошлом году число жалоб, касающихся работы коллекторов, возросло почти на треть по сравнению с 2017 годом. Больше всего граждане возмущены грубостью и навязчивостью коллекторских организаций. Учитывая тот факт, что количество просроченных задолженностей растет в геометрической прогрессии, такого рода жалоб с каждым годом будет все больше, считают аналитики.
4 Обработка персональных данных
Россияне все чаще высказывают недовольство по поводу обращения с их персональными данными. Больше всего жалоб поступает на действия кредитных организаций: они не только хранят личные данные клиентов сверх установленного законом времени, но и передают сторонним лицам.
3 Работа ЖКХ
Несколько лет назад граждан больше волновал вопрос качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ. Сейчас же недовольство собственников жилья вызывает порядок расчета коммунальных услуг и рост тарифов: нередко управляющие компании выставляют счета за несуществующие услуги или пытаются заставить жильцов платить за одну и же услугу два раза.
2 «Мусорная реформа»
С момента старта «мусорной реформы» число зарегистрированных обращений граждан только растет. Больше всего недовольство россиян вызывает необоснованно высокий тариф за вывоз мусора. Кроме того, в числе наиболее популярных жалоб – жалобы на отсутствие или нехватку контейнеров и невыполнение оператором обязательств по вывозу ТБО.
1 Повышение цен на продукты
За последнее время в ФАС поступило рекордное количество жалоб на дороговизну самых необходимых продуктов питания. Это и не удивительно, ведь данные Генеральной прокуратуры говорят о том, что на ряд продуктов цены выросли в полтора раза. Причем подорожание коснулось не только молочных или мясных продуктов, но и круп, овощей и хлеба.
В 2019 году в 10 регионах планируют начать принимать жалобы через социальные сети. Чиновников обязали оперативно реагировать на обращения граждан. Власти надеются, что подобная мера поможет решить большинство животрепещущих вопросов. Удастся ли им это – станет известно уже в начале следующего года, когда Роспотребнадзор вновь опубликует рейтинг наиболее популярных жалоб жителей России.
На что чаще всего жалуются россияне
С каждым годом россияне повышают свою правовую активность и юридическую грамотность. Статистики и социологи отмечают, что ежегодно растет число подаваемых гражданами РФ жалоб в самые разные инстанции. Это говорит о том, что население России учится отстаивать свои права и осваивает механизмы, позволяющие это сделать.
Экология. Ни для кого не секрет, что в России в буквальном смысле терпят экологическое бедствие не один десяток городов. Судя по количеству поступающих в соответствующие ведомства жалоб, это всерьез беспокоит жителей и неравнодушных граждан.
Система здравоохранения. Отвратительное состояние больниц, недоступность медицины и нехватка врачей вызывают возмущение россиян. К тому же, резко растет число жалоб на врачебную халатность.
Трудоустройство. Вопрос с работой в России стоит остро, поэтому вполне можно понять негодование тех, кому работодатель отказывает в трудоустройстве по надуманным (не всегда) причинам.
Коллекторы. Несмотря на попытки правительства ввести взыскание долгов по кредитам в юридическое русло, работа коллекторов по-прежнему вселяет в некоторых должников страх и ужас.
Персональные данные. Этот пункт косвенно относится к предыдущему. Россиян возмущает передача их персональных данных (и кредитными организациями, в том числе) третьим лицам.
Мусорная реформа. С тем, что стране необходимо пересмотреть систему сбора и переработки ТКО, согласны все. Но далеко не все согласны оплачивать счета, в которые включены новые тарифы за вывоз ТКО.
А судит кто: на что россияне чаще всего жалуются при поиске работы
Около 60% россиян, находящихся в поиске работы, не устраивает, что компании не просматривают резюме и не приглашают на собеседования. Об этом свидетельствуют данные исследования рекрутинговой компании HeadHunter (есть у «Известий»). Также 36% респондентов жалуются на низкую зарплату, еще 30% — на отсутствие информации о доходе. Помимо этого 27% соискателей признались, что из описания вакансии непонятно, что от них хочет работодатель. В активном поиске работы уже более шести месяцев находятся 76% опрошенных. Однако в предыдущие годы люди в среднем находили новое место за квартал.
Сложный выбор
Сейчас найти новую работу хотят 76% опрошенных, следует из данных исследования HeadHunter. При этом в активном поиске они уже более полугода — раньше люди в среднем находили подходящее место за 1–3 месяца. Российские компании во всех сферах ежемесячно размещают сотни тысяч вакансий: по сравнению с началом года объем предложений увеличился на 60%. Для привлечения сотрудников работодатели, например, расширяют соцпакеты и повышают предлагаемую зарплату до 10%. Однако активность соискателей лишь немного выросла с середины лета, и все равно по итогам осени она на 7% ниже прошлогодних значений.
«Рынок перенасыщен вакансиями, но при этом не все предложения от работодателей могут устраивать соискателей. Возможно, именно поэтому растет число отказов, а также так называемого гостинга, когда кандидаты, уже получившие оффер (предложение о работе), просто не доходят до компании, также растет число отказов от работы после первых дней. Случаи отказов и невыходов на работу кандидатов участились за текущий год в России на 64%», — отмечают специалисты HeadHunter.
По словам соискателей, им сложно найти хорошее место по ряду причин. 60% респондентов заявили, что просто не получают обратную связь от работодателей после отправки резюме. Чаще всего с таким невниманием со стороны компаний сталкивались жители Москвы, Алтая, Волгоградской области и Петербурга. 36% соискателей не устраивает слишком низкая предлагаемая зарплата, а 30% — что этой информации нет в описании вакансии. Еще 27% опрошенных признались, что избегают предложений с непонятным описанием требований.
«Опять кто-то ноет!» — как воспринимать жалобы в соцсетях
Сочувствие всегда добровольно
Не хочется помогать — вы не должны
Стоит сразу определиться, что ни одна виртуальная жалоба — даже от самых близких людей — не требует мгновенного участия, реакции и сочувствия. Любое сопереживание должно быть искренним: поддерживать, тая обиду или воспринимая жалобу как нечто незначительное, будет не только неполезно для жалующегося, но и нечестно. А главное, обида и равнодушие рано или поздно проявят себя — и близкий человек почувствует себя обманутым. Одно из базовых правил поведения в интернете — никто не принуждает нас воспринимать информацию. Так же, как можно отключить спам-письма или уведомления от соцсетей, можно проходить мимо жалоб и не брать на себя обязательства спасать мир и сочувствовать всем и каждому.
Добровольное чувство быстрее приводит к взаимно радующему результату. На что точно не нужно тратить время, так это на объяснения человеку, что его жалобы не имеют никакого значения. То, что у вас нет сил помогать и сочувствовать, не значит, что для жалующегося нет никакой причины для беспокойства или его проблема выдуманная. Если вас как-то задевает виртуальная жалоба, дождитесь момента, когда раздражение пройдет, переключитесь, а потом вернитесь к проблеме несколько часов спустя. Скорее всего, посопереживать без отвлекающих факторов и в нейтральном настроении будет проще, а если нет — не корите себя. Молчание часто бывает бережнее слов.
Жаловаться — нормально (даже если окружающим не нравится это слушать)
Мы склонны потребительски относиться к инфопотоку, даже от нечужих нам людей. Конечно, приятнее читать истории, которые нас подбадривают, смешат и развлекают, поднимают самооценку и предлагают оптимистичный взгляд на вещи. Жалобы в таком контексте скорее расстраивают, напоминают о проблемах, нашей невсесильности и несовершенстве окружающих явлений.
Люди «ноют»: плохие сервисы недостаточно хорошо работают, на работе не ценят наши старания, мы болеем, зависим от погоды, стоим в пробках, ссоримся с друзьями из-за разных взглядов на вещи — про все это не всегда хочется читать. Вообще мантра «своих проблем достаточно» часто встает на пути к сочувствию. Но дать окружающим быть собой — расстроенными, гневными, разочарованными, обиженными, уязвленными — вне зависимости от вашего одобрения очень важно, даже если ваши отношения от этого ослабеют.
В конце концов, если мы влюбляемся, вдохновляемся и дружим, ни у кого не спрашивая разрешения, то почему нам нужно спрашивать разрешение друг у друга, чтобы переживать, грустить и делиться беспокойством? Чужие эмоции не зависят от нас, и хотя они бывают для нас, безусловно, удобными (радость, вдохновение, нежность), это совсем не делает неудобные эмоции, провоцирующие жалость, какими-то неправильными.
Выражать неудовольствие по поводу окружающего мира — обычное свойство человека. А вот если с людьми, которые систематически жалуются, становится неуютнее раз от раза, можно придумать, как сделать ваше общение приятным, а не как переделать их. Систематическая раздраженность жалобами одного и того же человека провоцирует на вопрос, что вас объединяет и есть ли какие-то другие разрывы в вашем мировоззрении, отчего его жалобы отзываются таким неудовольствием. Возможно, ваш конфликт с этим человеком решается дистанцией, а может быть, вам просто больше не по пути. Но оба варианта не делают его жалобы безосновательными.
Просьба о поддержке
Попросить о помощи сложнее, чем кажется
Если у нас месяцами нет возможности поддерживать отношения с любимыми людьми (живут далеко, много работают, перегружены обязанностями), виртуальное пространство становится по сути единственным местом, где можно быстро попросить поддержки у окружения. Моральной и физической, причем не разделяя людей по кругам знакомств. Очень часто жалоба — это не только и не столько способ обратить на себя внимание (хотя и это тоже), а запрос о срочной помощи, чаще всего эмоциональной. Многих из нас воспитывали с идеей, что просить помощи странно и трусливо, а проблемы делятся на «настоящие» и «пустяковые». Легко сказать: «Попроси родителей/бойфренда/лучшего друга/брата/коллег, зачем анонсировать свои проблемы всем окружающим?» Но и здесь мы снова сталкиваемся с допущением, что вам виднее, о чем должны переживать другие.
«Пустяковая жалоба» — это оценка со стороны, а не объективная реальность, тем более мы часто не видим всей жизни человека. Очень часто в череде негативных событий нас добивает последняя мелочь, а фоном у жалоб идут длительное переутомление, несчастливые отношения, конфликты дома или трудности с достижением рабочих целей — просто про это, в отличие от мелкого неудовольствия, не каждый готов рассказывать. Так жалоба на что-то небольшое становится способом восстановить эмоциональный баланс, не становясь чересчур откровенным. Важно и то, что помощь, в принципе, часто приходит оттуда, откуда мы ее не ждем: сочувствие от знакомого, уместный совет, внезапный интерес оживит потухшую связь, а осведомленные знакомые (хотя бы их часть) поберегут тебя в нужный момент. Нет ничего странного, что справляться с переживаниями только самостоятельно время от времени просто не хочется, и интернет удобен в первую очередь тем, что может быстро предоставить ощущение плеча.
Дискуссия помогает найти баланс и сформулировать правила
Очень часто жалоба — это не просто эмоция момента, а способ выразить уже сформулированную позицию, а заодно измерить «среднюю температуру по больнице» в референтной группе — в окружении тех людей, которым более или менее доверяешь. Как воспитывать детей, общаться с соседями, лечиться и выяснять отношения со второй половиной? Как реагировать на критику, разрешать конфликты, участвовать в общественном процессе, преодолевать препятствия, учиться новому? Жалоба на преподавателя или коллегу, компанию или сервис, ребенка или партнера, родителей или знакомых, власть или начальника — это очень часто приглашение к обсуждению.
Жалоба часто помогает найти конструктивное решение там, где оно не находится автоматически — например, в силу отсутствия опыта. Банальные жалобы на здоровье могут стимулировать человека заняться здоровьем, а карьерные претензии — подумать о смене места работы или даже профессии. Отвечая на жалобу историями из личного опыта и предлагая несколько сценариев решения, мы, вопреки стереотипам, не покровительствуем нытью и слабости характера, а, наоборот, предлагаем реалистичные способы справиться не только с недовольством, но и с вызвавшими его реальными причинами.
Обсуждение проблемы не только преодолевает отчуждение, но и устанавливает новые нормы поведения — и то, что раньше казалось обычным (грубость, телесные наказания, сальные комментарии, халатность), спустя время коллективно воспринимается как проблема. Без многих жалоб не было бы многих публичных дискуссий, в которых можно услышать другого, отточить собственные аргументы и усвоить чужой опыт, а заодно сформулировать новые правила жизни, соответствующие сегодняшнему дню.
Почему люди жалуются
Человек так устроен, что периодически нуждается в поддержке и успокоении. Выражение неудовольствия, сетование по поводу неприятностей, печали или боли человек передаёт в виде жалоб. Жалобы являются одним из способов снять внутреннее напряжение, которое ощущается в сложный период. В тяжёлые времена поддержка и эмпатия нужны всем, но почему люди жалуются, когда у них всё не так уж и плохо, это остаётся загадкой.
Причины
Психологи объяснили, почему люди жалуются на жизнь, хотя у них всё достаточно хорошо. Таким образом, они вытягивают энергию из находящихся рядом людей. Делают они это зачастую не осознанно, следуя для себя привычной модели поведения, потому что испытывают потребность делиться с окружающими накопившимися эмоциями. Постепенно жалобы переходят в постоянное нытьё, и человек перестаёт контролировать этот процесс. Всё начинается с одной эмоциональной разрядки, когда человек получает поддержку. Но со временем есть вероятность скатиться в бесконечные жалобы.
Люди, постоянно жалующиеся на жизнь, могут влиять на общее настроение своего окружения.
Если есть такие, кто из окружения отнимает много сил своими бесконечными жалобами, то в данном случае психологи предлагают воспользоваться следующими советами:
– обратить внимание на то, как коммуникация с ноющим человеком влияет на общее настроение. Если есть ощущение, что негатив отбирает все силы, то такое общение токсичное и его лучше свести к минимуму. Особенно это относится к случаям, когда негатив направлен на слушающего собеседника;
– необходимо обозначать рамки дозволенного в общении и дать понять собеседнику, что не нравится, когда он ведёт себя крайне эмоционально, выпускает, таким образом, «пар». И ждать пока он выговорится не очень приятно;
– если жалующийся постоянно донимает своими неприятностями, ему следует прямо сказать, что проблемы требуется решать, а не обсуждать их рьяно с друзьями;
– нет смысла слушать постоянные жалобы других, поскольку зачастую они своей жизнью удовлетворены. Такие люди жалуются на детей, мужа, друзей, начальника, работу, но ничего не будут предпринимать, чтобы как-то изменить ситуацию. И таких примеров множество;
– поэтому, выслушав человека и посочувствовав ему один раз не надо заниматься этим постоянно. Чтобы этого не делать, достаточно понять, почему люди жалуются на жизнь, а не пытаются что-то менять. Недовольному человеку советы не нужны, он нуждается в жалости и хочет снять ответственность за свою жизнь, чтобы ничего не делать;
– если постоянно слушать жалующегося, то может появиться чувство усталости и апатия. Это происходит потому, что нытик питается чужой энергией и за счёт этого начинает себя чувствовать намного лучше;
– если человек не понимает, что его негатив портит настроение, можно прямо ему об этом сообщить;
– если не хочется обижать собеседника, то можно предложить перейти на обсуждение позитивных моментов, поинтересовавшись, что хорошего произошло в ближайшее время в его жизни.
Итак, почему люди жалуются и чем-то всегда недовольны? Почему они ждут сочувствия, но сами ничего не предпринимают по улучшению своей ситуации. Психологи на этот счёт утверждают, что такие люди ждут, когда кто-то за них что-то сделает или изменит. А они будут продолжать и дальше жаловаться. Им нравится, когда у них есть слушатели и они ощущают себя тогда не одинокими. Им комфортно пребывать в роли жертвы, но не каждому захочется выслушивать жалобы. Открытые, весёлые люди обходят таких персон стороной, чтобы не проникаться их состоянием.
Если находиться рядом с жалобщиком, то в какой-то момент приходит осознание, что облегчить такому человеку жизнь нереально. Жалобщик всегда отыщет новый повод для печали, потому что он уже без грусти не может и печаль стала частью его жизни. Если в такой среде растёт ребёнок, то он или вырастет таким же или станет диаметрально противоположным по характеру.
Почему люди жалуются на нехватку денег
Наверняка каждый замечал, что те, кто больше всех затрагивает тему отсутствие финансов, фактически всегда при деньгах. И дома у них хорошие, и машины дорогие, а если у них поинтересоваться: «откуда средства?», ответят, что это всё не их или в кредит взяли, или ещё какие-либо отговорки придумают. Занять денег у таких людей практически нереально.
Люди привыкли прикидываться бедными и жаловаться на нехватку денег по нескольким причинам. Таким образом, они желают вызвать к себе жалость, чтобы никто их не воспринимал всерьёз, не завидовал и не испытывал к ним каких-либо отрицательных чувств. Так вызывающий жалость человек вокруг себя создаёт ментальную защиту, чтобы оградить себя от негативных эмоций. Вдобавок, жалуясь и вызывая жалость, довольно просто манипулировать людьми и получить для себя определённые блага и уступки.
Постоянно ныть и вызывать к себе жалость предпочитают «энергетические» вампиры, которые подпитываются эмоциями других людей, зачастую на подсознательном уровне. Большинство людей считают, что деньги обладают особым видом энергии, у которых есть свои законы. Самый распространённый – это деньги любят тишину. Поэтому постоянно жалуясь на отсутствие денег, люди считают, что отпугивают финансовые проблемы. Психологи рекомендуют таких нытиков обходить стороной и ограничить с ними общение, поскольку постоянные жалобы не дают положительных эмоций.
Как перестать жаловаться
Требуется пересмотреть тревожащую ситуацию и свой взгляд на неё. Необходимо найти пути решения проблемы и пытаться что-то делать по её изменению.
Решив одну ситуацию, требуется пересмотреть кардинально взгляд на жизнь, понять, что ещё не устраивает в жизни. Искать выходы, а не тратить своё время и людей на обсуждение бесконечных жалоб.
Ведь, чем больше человек нуждается в постоянной поддержке, жалуется на жизнь, тем меньше остаётся рядом с ним преданных людей, готовых терпеть подобное поведение.
Человеку всё под силу изменить и исправить, что не устраивает его в жизни. Не нужно искать того, кто решит все проблемы. Важно осознать, что человек сам творец своей жизни. Не надо винить себя или кого-то обвинять, поскольку это не результативно и принесёт всем негатив. Не нужно искать себе оправданий или поводов для того, чтобы избежать ответственности. Когда захочется пожаловаться, необходимо сделать паузу и задать себе вопрос: «зачем я это делаю?».
Мыслить нужно всегда позитивно и не загружать своими проблемами своё окружение. К своим негативным мыслям следует относиться, как сторонний наблюдатель. Если начать с ними бороться, то они могут усилиться и станут влиять на человека сильнее.
Требуется понять одну жизненную мудрость, гласящую о том, что люди проживают свои жизни не впустую, а учась чему-то. Над собой надо работать, взращивая в себе личность с позитивными качествами. Человек сам выбирает, как ему жить, придерживаться позитивной стороны жизни или негативной, жаловаться в период отчаяния или нет.
Важно не раздражаться в период, когда одолевают негативные мысли. Они могут присутствовать в голове, но не нужно их прокручивать или на них зацикливаться. Каждый раз при возникновении негатива следует перенаправить своё внимание на что-то позитивное, и тогда хорошие мысли вытеснут отрицательные. Необходимо научиться взращивать в себе позитивный настрой, который поможет сдержаться морально и не жаловаться на жизнь. Важно помнить, что нытьё это удел слабых личностей и детей, самодостаточные люди не жалуются, свои проблемы не перекладывают на других и решают сами.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»