на что влияет техника чтения

В докладе представлена значимость совершенствования навыков чтения. Как влияет техника чтения на успеваемость. Что понимается под техникой чтения. Даны ориентировочные показатели скорости чтения в нач. кл. Приведены формы работы по данной теме из личного опыта. А так же приводится 10 волшебных упражнений для развития скорости чтения. Автор: Кулигина Н.В.

Чтение – вот лучшее учение

Влияет ли на успеваемость скорость чтения?

Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.

В средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется. Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических. Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).

Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.

Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.

В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.

В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин., с такой же скоростью читают люди, закончившие кузнецовские курсы. Утверждают, что наибольшая скорость чтения была зафиксирована у американского президента Дж.Кеннеди – около 2000 слов/мин. Может быть, это лишь легенда, но в США и в других развитых странах не принимают на работу руководящего специалиста, если он читает меньше 400 слов/мин. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не устанет в потоке бумаг.

Так что понимают под техникой чтения?

1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

предполагает понимание читающим:

— значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;

— содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

— содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

— основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.

Скорость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Из личного опыта работы

Научившись читать и достигнув определенных успехов, учителя сталкиваются с такой проблемой: у детей после каникул, особенно летних, резко падает техника чтения. Приходится приложить немало усилий, что бы вновь «нагнать» технику чтения. На помощь привлекаю родителей детей, без семьи не обойтись. Во втором классе провожу родительское собрание: «Мама, папа, я – читающая семья». Вот еще несколько примеров таких собраний:

Почему ребенок не любит читать?

Чтобы учение было в радость. Садимся за уроки

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

Чтение без принуждения (современные технологии обучения быстрому чтению).

В план воспитательной работы обязательно ввожу такие мероприятия:

Сказочные герои в гостях у первоклассников.

Источник

7 неожиданных эффектов от скорочтения

Скорочтение дает куда больше, чем просто способность читать больше книг и делать это быстрее в несколько раз.

Чтение само по себе не самый легкий процесс. Механизм чтения задействует сразу множество участков мозга, отвечающих за восприятие визуальной информации, воображение, артикуляцию, участок мозга «визуального словообразования» и многие другие.

Чем больше читаешь, тем быстрее происходит обработка информации. Доля секунды требуется хорошо читающему человеку на прохождение всего пути от вылавливания слова на строчке до его понимания. А скорочтение выводит эти процессы на принципиально новый уровень. Мозг начинает трудиться с удвоенной силой, но при этом не устает!

Какие же еще преференции дает скорочтение?

В ходе исследования с применением МРТ исследователи выяснили, что за навыки чтения отвечают определенные зоны затылочной и височной долей левого полушария. Эти же зоны задействованы при речи и при распознавании лиц.

Оценки ползут вверх

От скорости чтения напрямую зависит успеваемость в школе. И, если в начальных классах, где всего 3-6 предметов, включая музыку и ИЗО, — это не так очевидно, то, начиная с 5-ого класса, когда в расписании появляются история с географией и биология, объем текстов для прочтения и усвоения возрастает в несколько раз. И здесь скорость чтения позволяет быть впереди планеты всей. Быстро читаешь, быстро делаешь домашние задания, и у тебя еще есть время на поиграть, погулять, заняться любимым делом.

К концу начальной школы норма чтения для отличника – 130-170 слов в минуту, для хорошиста – 100-130 слов в минуту, а для троечника – 80-90 слов.

Уверенность на высоте

До 7-8 лет дети в норме имеют завышенную самооценку – они считают себя лучше всех. И это прекрасно. Значит в семье был заложен базис доверия к миру, и ребенка любили, принимали и всячески хвалили. Вот только оказавшись в коллективе, он столкнется с тем, что есть те, кто лучше него, больше знают, быстрее читают, первыми тянут руку вверх.

Скорочтение как специфический навык позволяет быть более успешным и уверенным в себе. Ребенок знает, что он может дать фору любому из своих одноклассников. А еще он может их научить каким-то отдельным приемам скорочтения и завоевать тем самым авторитет в классе.

«Фефект фикции»

Логопедические проблемы – бич современных детей. И дело даже не в том, что детство теперь напрямую связано с бесконечным потоком мультфильмов, визуального контента и резким сокращением живого общения. Изменилась парадигма мышления, сознания общества, способа коммуникации.

Когда наговариваешь аудиосообщение, ты не видишь реакцию собеседника на твои ошибки в речи. А значит не можешь их отследить.

Скорочтение позволяет улучшить не просто технику речи, но еще и дикцию, и артикуляцию. Хорошо развитый артикуляционный аппарат – это один из основополагающих факторов хорошо поставленной речи.

Средняя скорость чтения взрослого человека составляет 200 слов в минуту. Скорочтение позволяет увеличить ее до 600 слов в минуту.

Мышление на максимум

Скорочтение выводит мышление ребенка совсем на другой уровень. Во-первых, скорочтение – это история не только про технику чтения, но и про понимание текста. Мало быстро прочитать фрагмент текста, важно еще и уловить суть.

И скорочтение учит не только поглощать информацию намного быстрее, но и оперативнее вычленять и находить нужные факты.

Во-вторых, так как чтение становится легким, то текстов прочитывается больше, что развивает кругозор, дает энциклопедические знания и дает базис для критического мышления. Когда ты владеешь всесторонней информацией по одному и тому же вопросу, у тебя в голове невольно рождается вопрос: «А почему здесь написано так, а здесь по-другому?».

Фокус на внимание

Техника скорочтения основана на считывании предложений, строк, страниц целиком. В этот момент мозг работает на максимум, и внимание тоже. Ведь нужно одновременно освоить сразу большой объем графем, смыслов, образов.

Это дает вау эффект, когда нужно прочитать написанный тобой же текст. Ты сразу видишь все свои ошибки, и можешь их поправить, не буксуя на каждом слове.

Память и воображение работают на 100%

Современные дети в большинстве своем воспринимают мир иначе, чем мы в их возрасте. Они ориентированы на визуальный контент, когда все подается уже в тех или иных закрепленных образах.

Чтение – оно про другое. Здесь работает фантазия, воображение, творческое мышление. Мозг в процессе чтения рождает собственное представление о написанном. А память услужливо достает с чердака припасенные образы, ассоциации и знания.

По сути, скорочтение – это невероятный тренажер мозга. Каждый раз, когда ребенок читает книгу, запускается создание новых нейронов и нейронных связей. А значит улучшаются и повышаются когнитивные способности в целом.

Концентрация и усидчивость

Клиповое мышление, которое свойственно современному поколению детей не подразумевает возможности заземлиться, остановиться и подумать. На это нет времени, нужно срочно свайпить и смотреть следующее 30 секундное видео. И так до бесконечности.

Скорочтение и чтение в целом погружает в диаметрально противоположную парадигму мышления. И прелесть скорочтения именно в том, что все происходит также быстро, как и при просмотре видео, только картинки появляются в голове, а не на экране. Мозг в это время работает сразу по нескольким направлениям, а не только обрабатывает готовый визуальный контент.

Та концентрация внимания, которая развивается во время чтения, помогает справляться с нагрузками в школе намного лучше, а также адаптироваться к урокам и лучше усваивать новые знания. А во взрослом возрасте этот навык безусловно пригодится на работе, когда нужно будет быстро собраться и адаптироваться под новую задачу.

Скорочтение экономит время, поднимает самооценку, увеличивает начитанность, развивает фотографическую память, учит недюжинной концентрации внимания, развивает воображение и увеличивает глубину понимания текста.

Человек, который читает, и читает быстро и много, априори выходит на новый уровень мышления, познания и осознанности. А это именно то, чего ждут от современных детей и сейчас, и в будущем.

Источник

Лекция для родителей «Скорость чтения как фактор,влияющий на успеваемость»

на что влияет техника чтения. Смотреть фото на что влияет техника чтения. Смотреть картинку на что влияет техника чтения. Картинка про на что влияет техника чтения. Фото на что влияет техника чтения

Прежде всего договоримся о терминологии. Речь не будет идти о скорочтении, потому что скорочтение — это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя. Скорочтение имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников и т. п.

Большинство учащихся общеобразовательных школ плохо читает, скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и отсюда проистекают почти все беды школьной системы.

Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Естественно, что все их учесть в нашей работе невозможно. Опираясь на мнение учителей, Зайцев отобрал более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость; затем протестировали и проанкетировали более двух тысяч учеников. Оказалось, что существует фактор, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот, фактор номер один — скорость чтения.

РАССМОТРИМ ЭТУ ПРОБЛЕМУ В НЕСКОЛЬКИХ АСПЕКТАХ

Резкое падение успеваемости наблюдается в 4 классе. Это всем хорошо знакомый эффект. В 3 классе 60—70% хорошистов, в 4 классе число хорошистов резко снижается (до 30—40%). Что же касается успеваемости, то мы с вами уже знаем, что наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.

Теперь большинство учеников в классе учится на тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее количество учеников.

Большинство учеников рассуждает следующим образом. Учиться хорошо — на «4» и «5» — недостижимо. Двойку все равно не поставят. Значит, единственный вариант — тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 4 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 5 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учебе, мягко говоря, наплевательски.

В 7 классе увеличивается число трудных учеников, в 8 классе некоторые из них уже совершают правонарушения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. Приведу пример. В Соединенных Штатах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в. потоке бумаг.

Если же мы вспомним того Васю, у которого скорость чтения была всего 38 слов в минуту, то ему только для прочтения газеты «Комсомольская Правда» потребуется два рабочих дня.

Самое слабое звено — это начальные классы. Здесь мы, можно сказать, теряем 60—70 процентов учеников. Уже в 4 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее освоению. Далее они не могут учиться на «4» и «5».

Поэтому вопрос «что делать?» применительно к проблемам школьной реформы может быть сначала ограничен: «Что делать в начальных классах?», а затем переведен в более конкретную плоскость: «С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?»

1) Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

2)Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в школе В. А. Сухомлинского.Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тридцать человек в классе, тренаж идет в течение пяти минут: 30X5 = 150 (чел.Хмин) тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого всего 5 минут урока. Вряд ли надо комментировать эти цифры.

3)Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв мы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. Приехала к нам группа учителей, работавших там, и рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Согласитесь, что это выглядело довольно обидно и вызвало естественный интерес. Мы начали расспрашивать учителей: а что там—-особая методика какая-то? Каким образом идет обучению чтению? Оказалось, что никакой методики особой нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок — будь то чтение, пение, рисование, математика — начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает по обычной методике и в третьем классе он имеет пять уроков чтения, то за неделю он, как правило, опросит по одному разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две минуты, две минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать.

Хорошо, если ребенку повезло с семьей, — он компенсирует дома недоработки школы. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж по чтению сводится вот к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится.

4) Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон прядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

5) Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, тег это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения, о котором мы говорим,— это такой режим, когда (ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

6) Коллективное семейное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и похожими чувствами. Вам,родителям,важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном

Источник

Интеллект и скорочтение

на что влияет техника чтения. Смотреть фото на что влияет техника чтения. Смотреть картинку на что влияет техника чтения. Картинка про на что влияет техника чтения. Фото на что влияет техника чтения

Знаете ли вы, что Наполеон мог прочесть 2 000 слов всего за минуту? Владимир Ильич Ленин за это же время читал 2 500 слов, а Максим Горький – почти 4 000 слов [М. Сю, 2016]. Удивительная способность, правда? На каждом углу пестрая реклама призывает отдать ребенка в школу скорочтения. Волей-неволей начинаешь задумываться о том, действительно ли это такой необходимый в современном мире навык.

Если вы заботитесь о развитии интеллекта своего чада или сами не прочь подтянуть умственные способности, то ответ очевиден. Скорочтение – это не просто техника, которая помогает увеличить скорость чтения, а особенная комплексная методика, которая запускает работу определенных участков головного мозга одновременно.

В чем же связь развития интеллекта и скорочтения? Как раз об этом поговорим в нашей статье. Поехали!

О чем, собственно, речь?

Скорочтение – это способность быстро воспринимать текстовую информацию при помощи особых способов чтения. Прежде чем продолжить нашу тему, давайте определимся, с какой скоростью читаете вы: возьмите любой текст на русском языке, засеките на секундомере минуту и прочитайте отрывок текста за отведенное время.

Сколько слов вы успели прочесть за 60 секунд? Вообще, считается, что обычная скорость чтения текста составляет 120-180 слов в минуту. Другие исследования показали, что эта норма достигает примерно 201 слово в минуту. Если речь идет о норме для учащихся начальных классов, то это от 80 до 158 слов в минуту. При скорочтении показатель вырастает в 3-4 раза и достигает 600 слов в минуту, а при применении определенных методик – до 1 000 слов в минуту [Б. Душков, А. Королев, Б. Смирнов, 2005].

Скорочтение появилось благодаря исследованиям Эмиля Жаваля, французского врача-офтальмолога. Он заметил, что во время чтения глаза совершают определенные движения и при этом делают небольшие остановки (фиксации) несколько раз, которые не зависят от знаков препинания. В 1894 году в печать вышли первые статьи о пользе скорочтения, и таким образом начал усиливаться интерес к этой способности.

В дальнейшем появились первые школы скорочтения и даже применялись специальные аппараты – тахистоскопы для увеличения скорости чтения, но эффект от них был кратковременным [Э. Маркс-Билл, 2013].

На самом деле, умение быстро читать – это не дар, данный с рождения. Скорость чтения зависит от наличия определенных навыков. Вот они:

О том, как развить эти навыки, мы поговорим в конце статьи. А если вам уже не терпится познакомиться с методикой быстрого чтения, загляните на наш курс «Скорочтение». Он, кстати, абсолютно бесплатный.

А читать вообще полезно?

Признавайтесь, вы прочитывали все книги из списка литературы, который вам давали на лето в школе? Первая мысль, когда получаешь этот впечатляющий своими объемами перечень, о том, как вообще это можно успеть прочитать всего за три месяца, а вторая – зачем именно сейчас, ведь еще вся жизнь впереди?

Конечно, здесь речь идет об интеллектуальном развитии и просвещении. Ученые доказали, что чем раньше ребенок научится читать, тем его умственные способности будут выше в дальнейшем. Исследователи Эдинбургского университета и Королевского колледжа Лондона провели эксперимент: они наблюдали за развитием однояйцовых близнецов в возрасте 7, 9, 10, 12 и 16 лет, которые росли в одинаковых условиях.

Выяснилось, что близнецы, читающие с раннего детства, имели лучшие результаты по интеллектуальным тестам, чем их идентичные братья. Проще говоря, чтение напрямую влияет на словарный запас, кругозор и другие умственные способности ребенка.

Вот что об этом говорит Стюард Ричи, ведущий автор исследования: «Чтение помогает обучить детей абстрактному мышлению, т.к. во время чтения они представляют себе других людей, предметы и места. Этот навык полезен в решении других вопросов, например, при сдаче теста на IQ. Кроме того, чтобы научиться лучше читать, нужно много практиковаться и концентрироваться на задаче, что тоже развивает интеллект» [D. McNamee, 2014].

Еще один эксперимент проводился с несколькими типами людей: со взрослыми людьми, которые с детства любили читать; с теми, кто начинал читать позже предыдущих, и с группой людей, которые не умеют читать вообще. Результаты МРТ головного мозга испытуемых показали, что те, кто читал с ранних лет, имели более развитую затылочную долю мозга, чем все остальные, а это значит, что они могут эффективнее других анализировать визуальную информацию.

Эта особенность способствует развитию творческих качеств, помогает планировать и принимать решения более осознанно. Также у данной группы людей были больше развиты теменные доли мозга, т.е. они лучше пишут и воспринимают прочитанную информацию [M. Szwed, P. Ventura, L. Querido, L. Cohen, S. Dehaene, 2011].

Еще одно исследование провели ученые из Университета Ливерпуля. Их объектом исследования стали студенты литературных факультетов. Благодаря измерению их когнитивной активности, было установлено, что у более начитанных и способных к анализу тестов наблюдалась повышенная активность мозга [N. O’Sullivan, P. Davis, J. Billington, V. Gonzalez-Diaz, R. Corcoran, 2015].

Станислас Деан, французский нейробиолог, наблюдал за реакцией мозга детей во время чтения (они читали, находясь прямо в аппарате МРТ). В итоге было замечено, что даже одно прочитанное слово запускает мозговую деятельность. Сначала мозг воспринимает буквы, как картинку или объект, а потом он подключает в работу визуальный код со знаниями о буквах. Получается, что человек сначала видит буквы, а потом уже воспринимает их значение.

Изначально у человека мозг не был «настроен» на чтение, это не дано природой. В процессе чтения через первичную зрительную кору проходит сигнал по веретенообразной извилине, которая ответственна за распознавание лиц. Эта же область мозга отвечает за хранилище знаний о языках [S. Dehaene, F. Pegado, L. Braga, P. Ventura, 2010].

Ученые Университета Эмори выяснили, что во время чтения у человека повышается активность в центральной борозде мозга. В этом отделе нейроны преобразовывают реальные ощущения и размышления. Проще говоря, читатель испытывает эмпатию к герою книги или событию, о котором прочитал, на уровне нейронных изменении, и эти ощущения способны сохраняться несколько дней подряд. Об этом свидетельствуют результаты МРТ участников эксперимента [Emory University, 2013].

А теперь давайте подытожим: чтение обогащает словарный запас, развивает речь, расширяет кругозор, улучшает память и концентрацию, развивает воображение и «тренирует» чувства. Особенно полезно скорочтение для детей: чем раньше ребенок научится читать, тем сильнее у него будет развит вербальный и невербальный интеллект. Все эти факты доказывают многочисленные исследования ученых.

Чтение для мозга подобно силовой нагрузке для мышц: регулярная правильная физическая нагрузка укрепляет мышцы, то же самое происходит и с мозгом человека. А что будет, если усилить тренировки, сделать их более частыми и качественными? Правильно — мышцы начнут расти еще быстрее. Такой же эффект оказывает скорочтение на развитие интеллекта, ведь оно позволяет получать в разы больше информации, чем при привычном темпе прочтения книги, и при этом активизирует работу многих участков головного мозга.

Несколько интересных фактов о скорочтении

При медленном чтении уровень понимания информации составляет 60%, при скорочтении – 80%. Получается, читая текст в обычной скорости, мы теряем 20% информации, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Во время обычного чтения глаз человека делает 12-16 остановок на одной строке, а при быстром – максимум 4 остановки, и этот факт еще раз доказывает, что скорочтение здорово тренирует концентрацию и внимание. При медленном чтении 1/6 часть времени уходит на регрессивные движения глаз, а, как мы уже знаем, устранение регрессии способствует улучшению памяти.

Наполеон Бонапарт в минуту прочитывал 2 000 слов. Оноре де Бальзак мог прочитать роман в 200 страниц за полчаса. Томас Эдисон читал сразу по несколько строк, запоминая текст страницами, благодаря сосредоточению. Вряд ли эти и другие выдающиеся личности обладали навыком быстрого чтения на генетическом уровне. Это результат кропотливого труда и работы над собой, а не врожденный талант [Ю. Жданович, 2019].

Некоторые техники скорочтения действуют по принципу Бритвы Оккама – философского утверждения, что для объяснения явления нужно привлекать минимум предположений. В процессе быстрого чтения читатель старается не тратить время и силы на то, что не обязательно брать во внимание, т.е. отбрасывает «воду» в тексте, исключает механизм проговаривания про себя и блокирует возвратное движение глаз. Проще говоря, при скорочтении происходит более глубокая взаимосвязь подсознания с мозгом в отличие от прочтения книги в привычном темпе.

Многие считают, что скорочтение – это просто чтение в ускоренном темпе, но на самом деле это более сложная интеллектуальная работа, чем может показаться на первый взгляд. Она помогает не просто быстро «поглощать» слова, но и формировать образы, раскладывать информацию. Навык скорочтения в прямом смысле слова способен повысить качество уровня жизни. Все логично: человек получает и обрабатывает в несколько раз больше информации, это увеличивает его плодотворность и, следовательно, повышает его ценность на рынке труда, как профессионала [А. Клименко, 2020].

Развеиваем мифы о скорочтении

Несмотря на наличие доступной информации, вокруг скорочтения до сих пор ходит много споров. Кто-то считает, что это занятие для избранных, а кто-то думает, что оно может и вовсе навредить.

Ирина Пермякова, автор проекта «Развивай Мегаинтеллект», чемпионка по скорочтению в школе Александры Рудамановой, выделяет несколько популярных мифов, которые мешают обучиться технике быстрого чтения:

И еще несколько важных моментов: если вас уверяют, что научиться быстро читать можно за несколько дней – это миф. За процесс обучения данному навыку отвечают определенные структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, которые сформировать за такой короткий промежуток времени невозможно.

Также не стоит надеяться, что, однажды освоив технику быстрого чтения, эта способность останется с вами навсегда. Любой навык требует регулярной тренировки, и скорочтение в том числе. Эффективнее будет прибегнуть к услугам тренера в этой области и пройти соответствующее обучение, ведь сейчас существует множество школ по скорочтению и развитию интеллекта.

Рекомендуем заглянуть к нам на онлайн-программу «Быстрое чтение», где вы научитесь качественно работать с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал.

Многие считают, что скорочтение заключается в способности читать по диагонали. Такое чтение – один из методов ускоренной работы с текстом. Чтобы его освоить, сначала нужно выполнить основные упражнения, которые тренируют концентрацию, внимание, работу глаз, память, фиксацию взгляда, умение правильно обрабатывать и анализировать большой объем информации, и только потом приступать к диагональному чтению. Как видите, это поэтапный процесс, который подразумевает последовательное развитие интеллектуальных способностей человека и приобретение полезных навыков [А. Полищук, 2021].

Немного практики

Итак, теперь, когда вы окончательно убедились, что скорочтение – это уникальный тренажер для мозга, который по силам каждому, предлагаем перейти от слов к практике. Конечно, курсы и школы по скорочтению помогут вам освоить определенные методики быстрее и эффективнее, чем при самостоятельном их изучении, но любое обучение должно обязательно подкрепляться практикой и полезной литературой. Рекомендуем вам следующие книги:

Юрий Жданович, автор книги «Книгоед. Курс скорочтения» описал поэтапную работу над скоростью чтения. Вот что он рекомендует делать, чтобы добиться максимального успеха в скорочтении:

Интересный метод, который подавляет внутреннее проговаривание текста, разработал Николай Иванович Жинкин, советский психолог и лингвист. Все просто: во время прочитывания текста простукивайте определенный ритм, который отличается от ритма вашей внутренней речи. Так в коре головного мозга вы запустите зону индуктивного торможения, т.е. рефлекс чтения про себя срабатывать не будет.

Многие упражнения для развития скорочтения настолько доступны и универсальны, что их можно выполнять по дороге на работу, в обеденный перерыв и в любую свободную минуту. Например, это: попробуйте читать слова наоборот. Это здорово тренирует концентрацию, ведь чтобы прочитать набор букв, понадобятся определенные усилия [В. Рипа, 2021].

Конечно, техник освоения навыка быстрого чтения очень много, все они направлены не просто на увеличение скорости чтения, а на развитие отдельных интеллектуальных способностей, тренировку определенных зон головного мозга, и при этом методики доступны абсолютно для каждого: не нужно быть гением, чтобы их освоить. Главное – терпение, усердие и понимание, для чего вы это делаете.

Резюме

Скорочтение – это суперспособность, которую может освоить абсолютно каждый. Этот навык будет полезен всем: тем, кто медленно читает, проговаривая каждое слово про себя по слогам; тем, кому необходимо изучить максимум информации за короткий срок. Скорочтение развивает интеллект, тренирует память, концентрацию, внимание, усидчивость, учит работать с большим объемом информации.

Конечно, есть уникальные случаи, когда техника быстрого чтения осваивается интуитивно, но это, скорее, исключение из правил. Чтобы научиться быстро читать, необходимо постоянно практиковаться и быть готовым к тому, что результат не придет сразу. Мы же знаем, что накачать пресс с одного посещения спортзала невозможно. То же самое и с освоением скорочтения: только понимание цели, зачем вам это нужно, и регулярные тренировки помогут прийти к требуемому результату. Как видите, никакого волшебства. Ваша волшебная палочка – это личное желание и усердие, и она в ваших руках.

Желаем удачи и просим поделиться с нами своим мнением:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *