на что способен человек в критической ситуации

Откуда у людей сверхспособности в экстремальных ситуациях?

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

В Аргентине после землетрясения юная девушка подняла ПЯТИТОННУЮ бетонную плиту, чтобы вызволить из-под неё любимого человека. Потом эту плиту не могли поднять 10 здоровенных мужиков.

Женщина 68 лет в Калужской области во время пожара вынесла из избы сундук, который потом не смогли сдвинуть с места пятеро пожарных, один из них надорвался и долго материл «бабку-ведьму».

Эти истории похожи на сказки, но я на 99% уверена, что они невыдуманные. Потому что, изучая нереальный на первый взгляд феномен «включения супервозможностей под воздействием стресса», я пообщалась с вполне реальной героиней, которая ну ничем не уступает ни лётчику-прыгуну, ни бабушке-трансформеру.

С пятиклассницей Наташей Плахотнюк я познакомилась в конце прошлого лета в украинском городе Винница, о ней там шумел весь город, при этом люди многозначительно хмурили брови: не обошлось без потусторонней силы. А как ещё?

Тонконогая щуплая девчонка вытащила из реки «изрядно тонущего» дяденьку весом почти 100 кг, физически это ж нереально!

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Представьте акулу!

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Хотя я могу припомнить случай, когда у одного из боксёров мне удалось раскрыть допресурс с помощью «волшебной фразы». Мотивом для занятий боксом у этого парня было желание отомстить отцу, который бил маму (ему было 7 лет, когда он поставил перед собой эту цель). Занимаясь боксом, он забыл, ради чего занялся этим спортом.

Как стать суперменом

Автор: Ольга Костенко-Попова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

За пределом: на что способен человек в экстремальных ситуациях

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Человеческий организм не так хрупок, как может показаться на первый взгляд. Американка Клэр Нельсон упала и травмировала бедро в Национальном парке «Джошуа-Три» на юго-западе США. Во время несчастного случая рядом с девушкой никого не было. Она заползла под валуны, пытаясь спрятаться от солнца. Клэр Нельсон стала снимать себя для родных – чтобы они знали, как она погибла. Девушка была уверена, что ее найдут неживой.

Но Клэр выжила, а ее видеодневник стал материалом для изучения защитных механизмов человеческого тела. Тех, что обычно скрыты и проявляются только при крайне экстремальных обстоятельствах. Оказывается, такие ресурсы эволюция припасла на каждую чрезвычайную ситуацию. Теперь физиологи пытаются узнать, на что же способен организм каждого из нас. Как американка выживала в пустыне без еды и воды? Почему алкоголь смертельно опасен в мороз? Чем можно дышать на дне Атлантики? Об этом рассказали эксперты программы «Самые шокирующие гипотезы» с Игорем Прокопенко на РЕН ТВ.

Во власти Солнца

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Парк «Джошуа-три» расположен на стыке двух пустынь – Мохаве и Сонора. Солнце здесь печет с 9 утра до самого вечера. У Клэр с собой было немного еды и воды, а вот укрытия не было вовсе. Из палки для трекинга и полиэтиленовых пакетов она соорудила подобие зонтика, который дал хоть какую-то тень. День у девушки поделился на две части. В первой половине она звала на помощь, во второй – защищалась от солнца. А вечером подступало отчаяние, потому что опять никто не пришел.

«Когда человек спит, он «работает» как своеобразная печка, он продуцирует около 1 киловатта тепла», – говорит профессор, президент Российского общества сомнологов Роман Бузунов.

Шесть часов в ледяной воде

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Но как бы тяжело ни приходилось людям в жаркую погоду, к холоду мы привыкли еще меньше. «Мы потеряли шерсть в ходе эволюции. По факту наше тело к внешним условиям не приспособлено. В частности, волосяной покров, который регулировал бы теплоотдачу, у нас отсутствует», – считает физиолог, заместитель заведующего кафедрой по научной работе РГУФК Владимир Меркурьев.

Хеймаэй – главный остров архипелага Вестманнаэйяр, расположенного к югу от Исландии. На его мысе дуют одни из самых сильных и холодных ветров в Европе. Здесь оказался ранним утром 12 марта 1984 года Гулаугур Фридорссон, когда выбрался из ледяной воды Атлантического океана.

В 10 часов вечера сети рыболовецкого судна Фридорссона зацепились за дно, и лодка перевернулась. До берега – 5 километров, а температура воды близка к нулю. Пловцы на марафонские дистанции замерзают, когда вода в десятки раз теплей. При этом они одеты в гидрокостюмы! Пловец-марафонец, дайвер Василий Бочкарев поделился своим опытом: «Три раза я замерзал очень серьезно. Например, когда плыл вокруг острова Ко Чанг. Обычно вода там +26-27 градусов, а тут была около 20. Это очень холодно для тонкого, миллиметрового гидрокостюма, и я начал замерзать».

Исландец Гулаугур пробыл в ледяной воде около шести часов, хотя должен был умереть через 30 минут. Когда он выбрался на берег, попал под шквал пронизывающего ветра. Пропитанная морской водой одежда быстро замерзла. В заледеневшей одежде, продуваемый очень холодным ветром, Фридорссон дошел до ближайшей деревни.

Осенью 1985 года глава отделения физиологии Исландского университета в Рейкьявике включил Гулаугура в исследование гипотермии. С такими людьми ученые еще не сталкивались! У мужчины не наблюдалось ни одного симптома переохлаждения. Ученые предположили, что рыбаку помог его лишний вес – Фридорссон весил 125 килограммов. Жир сработал как теплоизоляция. «Чем больше жировая прослойка, тем лучше, потому что жир будет отдавать энергию на теплопродукцию и сам будет являться своеобразным одеялом», – поясняет физиолог, заместитель заведующего кафедрой по научной работе РГУФК Владимир Меркурьев.

Главное – мозг

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Все сталкивались с тем, что первыми замерзают руки и ноги, потому что организм экономит тепло и отдает его в первую очередь центральным органам. Но по мере падения общей температуры тела замедляют свою работу сердце и легкие. Весь организм начинает работать на единственный орган – мозг. «Для организма приоритетнее центр, нежели периферия. Поэтому центр держится долго, но и он тоже может сдаться. Периферия может уже посинеть, вы можете не чувствовать свои конечности, но мозг при этом может работать», – комментирует физиолог Владимир Меркурьев.

Почему именно мозгу нужно исправно работать на холоде? Все просто: главная задача организма – не дать человеку уснуть. Если мозг даст слабину, человек перестанет себя контролировать. В большинстве случаев замерзшие насмерть перед этим употребляли спиртное. Мозг под воздействием алкоголя находится в угнетенном состоянии, у него нет сил сопротивляться сонливости.

Невероятная сила мышц

И при жаре, и при холоде стратегии выживания предусматривают спасение одних органов за счет других, менее значимых. Но есть еще более хитрые защитные механизмы. Например, в обычной жизни сила мышц ограничена ломкостью костей и недостаточной прочностью сухожилий. Но если вдруг нападет тигр, организм моментально сообразит: не время думать о правильном распределении энергии, нужно спасаться. А растянутые связки можно починить потом.

«Небольшой самолет приземлился в тайге, и механик вышел, чинит мотор. И вдруг кто-то ему кладет на плечо руку. Он поворачивается и видит медведя. Мужчина совершил такой прыжок, который потом никогда не мог повторить в жизни, он просто взлетел на крыло самолета. Первое, что приходит в голову: возможно, что-то в мышцах есть такое, что включается и демонстрирует такую силу», – приводит пример старший преподаватель кафедры физиологии РГУФК Любовь Белицкая.

Ежедневно у нас возбуждается и сокращается не более 40% мышечных волокон. Остальные 60% могут «продремать» всю жизнь, а могут – как только мозг их активирует – сделать из самого хилого человека супермена. «Центральная нервная система, кора мозга, получает встряску, сигнал извне. Она быстро реагирует, начинает посылать импульсы нижележащим структурам. Наши мышцы, мышечные волокна получают сигналы большой интенсивности, большой частоты, иногда синхронные. Все это вместе дает всплеск мышечной силы», – поясняет Любовь Белицкая.

20 дней в мокрой тайге

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Эвено-Бытантайский район – одно из самых труднодоступных мест Якутии. Он находится на северо-востоке республики за Северным Полярным кругом. Расстояние от одного населенного пункта до другого огромно. А между ними – лес.

26 июня 2011 года из своего дома в селе Батагай-Алыта вышла 18-летняя Лида Осипова. Она направилась в соседнее село Кустур, но до него не дошла и словно растворилась в тайге. В архиве местной метеостанции сохранились данные о погоде в те дни: средняя дневная температура +17 градусов, ночная – от +6 до +16. Инспектор лесоохраны Игорь Шехоркин подтверждает: в летнем лесу может быть очень холодно, особенно в дождливую погоду: «Это сопоставимо с ночевкой в сугробе, действительно очень холодно, можно запросто замерзнуть».

Лиде удалось избегать прямого контакта с опасными животными все 20 дней, пока она блуждала по гуще леса. Потом она набрела на заброшенную коневодческую базу, где ее и нашли. Так долго в якутской тайге не выживал еще ни один заблудившийся! «Здесь сработало сочетание факторов и умение справиться с эмоциями, которое и побудило человека выжить. Также мы не должны забывать, что это достаточно молодой организм, который обладает хорошей пластичностью, ресурсностью», – комментирует физиолог, заместитель заведующего кафедрой по научной работе РГУФК Владимир Меркурьев.

Больше года на лодке в океане

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Хосе Альваренга – рыбак, который исчез 17 ноября 2012 года у побережья Мексики. Нашли его спустя 14 месяцев – 30 января 2014 года на Маршалловых островах. Его судно попало в шторм, повредился мотор и вся электроника. Рыболовные снасти были потеряны. Мужчина остался с горсткой не особо нужных предметов и небольшим количеством еды. Лодку, не имеющую ни парусов, ни якоря, ни ходовых огней, относило все дальше от суши.

«У него была обычная семиметровая лодка, посередине стоял деревянный сундук для рыбы, в котором он прятался от солнца. Голыми руками он ловил рыбу, но чаще морских черепах. Он понял, что их кровь утоляет жажду», – рассказал яхтсмен, житель Новой Зеландии Дмитрий Пелевин.

Альваренга лишь несколько раз видел другие суда. Это были океанские контейнеровозы, которые его не заметили, а сигнал дать мужчине было нечем. Оказывается, даже в судоходном районе можно долго плыть и не повстречать ни одного корабля. «За месяц перехода от Панамы до Маркизских островов я видел, может быть, 2-3 судна, да и те только на приборах, потому что они были достаточно далеко. Вероятность очень маленькая, что корабль пройдет мимо, вас заметят и спасут», – уверен Дмитрий Пелевин.

Затерянные в пещерах

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

23 июня 2018 года в пещере Тхамлуангнангнон на севере Таиланда пропала детская футбольная команда: 12 игроков в возрасте от 11 до 16 лет с 25-летним тренером. Еще утром эта пещера была сухой, но после обеда начался ливень, залило не только вход, но и помещения в глубине. Как далеко находятся дети, что с ними – было неизвестно. Протяженность всех ответвлений под землей около 10 километров, условия для поиска очень сложные – узкие пещерные проходы с поворотами, заполненные мутной водой. «Если в пещере взбаламутить воду, вообще ничего не будет видно. Обычно протягивают специальную веревку – фал – и по ней ориентируются, прямо в мутной воде дайверы плывут, держась за эту веревку», – комментирует пловец-марафонец, дайвер Василий Бочкарев.

Только на десятый день дайверы добрались до небольшого участка земли, выступавшего над водой. Там, прижавшись друг к другу, сидели дети и тренер. Все они были в легкой одежде, большинство – в шлепанцах, лишь у троих были кроссовки. Когда дайверы увидели детей, они удивились: ни паники, ни страха, ни жалоб. Они только попросили еды.

Трое суток на дне Атлантики

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Но есть то, к чему сложней адаптироваться любому организму – без воздуха человек не приспособлен долго обходиться. Харрисон Окене трое суток провел на дне Атлантического океана внутри затонувшего буксира. Судно перевернулось так, что он оказался в воздушном кармане – каюта не заполнилась водой до самого верха. «Эффект колокола. Раньше так погружались на глубину. Брали тяжелый колокол, внутри него воздух, и опускали этот колокол. Человек находился внутри, мог провести там какое-то время, пока уровень углекислого газа, который выделяется с дыханием, не становился критическим», – комментирует дайвер Василий Бочкарев.

В обычной жизни на поверхности Земли на нас давит 1 атмосфера. Каждые 10 метров глубины увеличивают давление на одну атмосферу. Любого ныряльщика с аквалангом на 40 метрах «ждут» 5 атмосфер давления. Легкие сжимаются соответственно: на десяти метрах – в два раза, на двадцати метрах – в три раза. «Если очень быстро всплывать, можно получить кессонную болезнь. Азот, растворенный в крови, начинает вскипать. Поэтому надо делать специальные декомпрессионные остановки», – предупреждает Василий Бочкарев. На свой страх и риск спасатели поднимали Харрисона Окене по единственной известной технологии: в шлеме, который минимизирует резкие перепады давления по мере поднятия с глубины. А на поверхности держали наготове барокамеру, чтобы в ней нормализовать давление.

Считается, что за последний век людей сильно расслабили цивилизация и технический прогресс. Мы привыкли к комфортным условиям, расслаблены ими. Но организму человека удалось не только не утратить древние навыки, но и приобрести новые защитные механизмы. О некоторых из них человек никогда не узнает, если не окажется в экстремальных обстоятельствах.

Еще больше удивительных фактов, новости из всех областей человеческих знаний, независимая оценка политических и исторических событий, все это и многое другое – в выпусках программы «Самые шокирующие гипотезы» с Игорем Прокопенко на РЕН ТВ.

Источник

Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации

Произошла трагедия. Сгорел самолет, погибли люди. В социальных сетях и медиа моментально зародились дискуссии — часто осуждающие — о том, как вели себя пассажиры самолета в минуту опасности. Участники этих дискуссий пытались примерить ситуацию на себя: кто бы в панике доставал ручную кладь, а кто — спасал других пострадавших? Кто сохранил бы хладнокровие, а кто — замер в ужасе?

«Дело в том, что никто из нас не знает, как бы он повел себя в подобной ситуации, — объясняет Руфина Кашапова, психолог-консультант, сертифицированный специалист по работе с психологической травмой. — Тех, кто рассуждает о трагедии в сетях, к счастью, в самолете не было. Не нам, сидящим в уютных квартирах, офисах и кафе, судить, что там было и кто как себя повел. Потому что реакция на опасность — не то, что можно контролировать. В эти моменты у нас включается так называемый «рептилиевый мозг», когда мы действуем телом. А неокортекс (самый новый внешний отдел головного мозга, или «рациональный мозг») отключается. Но поведение в опасных ситуациях можно и нужно тренировать».

Как мы реагируем на критические ситуации?

Изначально, люди рождаются с тремя реакциями на опасность: бороться, бежать или замереть. Если опасность такая, с которой мы можем бороться, — мы боремся. Если бороться мы не можем и нам необходимо спастись — мы убегаем. Если у нас нет ни той, ни другой возможности — мы замираем или прячемся.

«В течение жизни мы обычно выбираем одну реакцию на опасность, которая затем проявляется в большинстве случаев, — говорит Кашапова. — К сожалению, чаще всего эта реакция — замирание. Дело в том, что большая часть опасностей, с которыми встречается человек, — это социальные и психологические опасности, где невозможно бороться кулаками или физически убегать. Поэтому замирание и становится для многих «выученной» реакцией». Многочисленные эксперименты показывают: подвергаясь угрозе, люди часто не предпринимают действий, которые могут повысить их шансы на выживание. Так, например, во время смоделированной пожарной аварии в туннеле люди оставались рядом со своими автомобилями, даже когда они были скрыты дымом (Boer и Veldhuijzen van Zanten, 2002 год). Эта неспособность реагировать также наблюдается в реальных ситуациях, например, когда участники вечеринки не могут эвакуироваться из задымленного помещения (Cassuto и Tarnow, 2003). Интересно, что люди, живущие в особо опасных местностях, демонстрируют удивительное отсутствие знаний о рисках, связанных с их окружающей средой. Так люди, жившие у вулкана Сент-Хеленс в 1981 году, не понимали опасности, связанной с извержением вулкана (Greene, 1981).

Можно ли предугадать свое поведение?

«Наше поведение зависит еще и от того, насколько вам важно сохранить лицо, — объясняет психолог. — Если сохранить лицо важнее, чем сохранить жизнь, — человек будет замирать. Некоторым сохранение лица в критических ситуациях становится безразличным, им гораздо важнее сохранить жизнь. Все-таки это биологический механизм». Еще в 1974 году исследование канадского эндокринолога Ганса Селье показало: когда люди осознают, что сталкиваются с чрезвычайной ситуацией, у них активируются две основные физиологические системы, предназначенные для повышения чувства самосохранения. Первая — симпатическое деление вегетативной нервной системы. Вторая (медленнее реагирующая) — ось гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников. Роль этих двух систем заключается в том, чтобы подготовить организм к борьбе с угрозой (Miller & O’Callaghan, 2002). Две системы реагирования работают путем увеличения определенных гормонов, таких как адреналин и кортизол. Они, в свою очередь, воздействуют на биологическое функционирование человека: повышенное сердцебиение, угнетение пищеварительной системы или увеличение поступления глюкозы в мышцы. Хотя эти физиологические изменения могут быть полезны для усиления физической реакции на угрозу, связанные с ней нейрохимические изменения могут фактически снизить выживаемость, отрицательно влияя на когнитивные процессы, такие как память или внимание. Все это позволяет предположить, что когнитивные нарушения в ситуациях опасности связаны не только с внешними и социальными факторами, но и с возникающими нейрохимическими изменениями.

«В нашей бытовой жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые требуют нашей реакции. Например, такая банальная история из жизни: две пары отдыхали на природе у костра, у одной пары был ребенок трех лет. Ребенок играл в мячик, и в какой-то момент мяч полетел в костер. Первым в сторону прыгнул мужчина без детей, следом за ним — его жена. Это реакция бегства. Отец ребенка остановился и смотрел, будто в замедленной съемке, как мяч летит в костер. И только мать поймала мяч у самого огня. Все смеялись, мужчинам было стыдно за свои реакции, они решили, что больше никогда не станут так себя вести, но прошло несколько минут — и ситуация повторилась с точностью до деталей. И это возвращает нас к идее о том, что реакция на опасность — не то, что можно контролировать».

Можно ли повысить эффективность своих действий?

«В современном мире люди избегают любых ситуаций, в которых можно натренировать поведение в опасности. Мало того, они избегают даже разговора о них, — продолжает Кашапова. — Хотя «прокачивание» этих способностей способно сыграть ключевую роль в спасении. Потому что «инструкции не всегда работают». Чтобы развить эти способности, утверждает эксперт, не обязательно заниматься экстремальными видами спорта. Наоборот, если специально искать критические ситуации, чувство опасности может атрофироваться. Необходимо поддерживать себя в тонусе, не вести пассивный образ жизни, не избегать всеми силами любых угроз, свободно реагировать на любые опасности в жизни. «Если человек много раз преодолевал опасности (например, бывал в туристических походах), скорее всего, в критической ситуации он поведет себя «адекватно», — утверждает психолог.

Что такое «адекватно»?

«Как правило, не существует очевидных действий, которые способны наверняка привести к спасению. Биологическая реакция может оказаться неподходящей: при эвакуации самолета она может заставить пассажира рвануть к выходу, расталкивая всех локтями, будто он находится в открытом пространстве. Если люди реагируют так, они погибают в давке», — подчеркивает Кашапова. Согласно ее словам, в такой ситуации важно действовать по инструкции: «Это хороший soft skill». Однако и здесь необходима тренировка: если люди не способны четко выполнить инструкцию, они рискуют погибнуть, несмотря на правильный выбор действий.

Дело в том, что иные реакции, так называемые «баги», появляются в ходе накопления травматических реакций, говорит эксперт. Именно травмы вызывают ошибочные реакции организма на ситуации. Если представить идеальный, нетравмированный организм, то его реакции здоровы, в них нет этих «ошибок». Но жизненное развитие неизбежно проходит с травмами. Если травмы преодолены, здоровая реакция возвращается. Но никто этого гарантировать не может, поэтому кроме травмотерапии важны и тренировки soft skills.

Еще один soft skill, про который очень многие забывают и не используют, — расфокусированное внимание. Имея перед глазами визуальный ряд, мы концентрируемся, это привычное состояние современного человека. В ситуации опасности, однако, способно включаться то самое расфокусированное внимание, когда человек одним взглядом видит сразу все, что происходит вокруг. Эта способность позволяет активировать телесные реакции и дополнить ими «действия по инструкции». «Но в современном мире, к сожалению, этот навык ослабевает, — говорит психолог. — Причиной тому недостаток подвижности. Жители мегаполисов хуже воспринимают и ощущают пространство. Чуть больше года назад произошла трагедия в Кемерово. Во время пожара в «Зимней вишне» снимали видео, где видно, как валит дым, бегут люди — и вдруг посреди прохода женщина надевает туфли дочери. Через несколько секунд все заволокло дымом. Выжила ли эта женщина, нам неизвестно, почему она надевала девочке туфли в этот страшный момент — тоже неизвестно. Мы не знаем, как мы расставим приоритеты в момент опасности, и мы не знаем, насколько адекватно будем себя вести».

Как понять, искажено ли ваше восприятие опасности?

Можно ли пытаться спасать других без специальных навыков?

В этом вопросе мнение эксперта однозначно: «Спасать других можно только тогда, когда вы умеете это делать. Если у вас есть опыт — да, конечно. Но если его нет — вы только помешаете профессионалам».

Источник

Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

на что способен человек в критической ситуации. Смотреть фото на что способен человек в критической ситуации. Смотреть картинку на что способен человек в критической ситуации. Картинка про на что способен человек в критической ситуации. Фото на что способен человек в критической ситуации

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация— это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :

как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *