на что с тем дружиться кто охоч браниться
На что с тем дружиться кто охоч браниться
Пословица про примирение, ссору и ругань:
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про примирение, ссору и ругань. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про примирение, ссору и ругань
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
На что с тем дружиться кто охоч браниться
Худой мир лучше доброй драки.
Чего вы там не разделили?
О чем спор? Старик со старухой на зиму печку делят.
Нам нечего ссориться, наследства не делить.
Сделаемся, весной на бревнах (по первому теплу, когда греются, сидя на солнышке).
В мире жить — с миром жить.
Хоть на себя попустись (поступись), да помирись.
Хоть на себя поступиться, да помириться. Грех пополам.
Положи варнакам краюху (пермяки кладут на окно хлеб для бродяг).
Противное противному уступай!
Самому идти мириться — не годится; а посла заслать — будут люди знать.
Ни с кем не лаялся, а заставляют мириться.
Кто умеет беситься, тому ни с кем не ужиться.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
На что с тем мириться, кто не умеет браниться?
Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась.
Подавая соль — смейся, не то поссоришься (общее поверье).
Ножа, ножниц, (острого) не дарят (а купить за грош можно).
Не стучи ключами — ссора будет. Не играй счетами, ссора будет.
Не клади дрова в печь остряками — ссора будет (чердын.).
Через порог ничего не принимать — будет ссора.
Мутовкой в край посуды стучать — ссора будет (также ложкой).
Не имай на себя — примешь напраслину (т. е. не подымай тяжести спереди на себя, на грудь, легко надорваться).
В черный день не мирись, не кумись — ссора будет (черным дням особое расписание; особ. понедельник).
Для отмщения обиды врагу — ставят свечу комлем вверх.
Поругаться — душу отвести; подраться — сердце повытрясти.
Не скоро минется, кто с кем подерется.
С брани люди сохнут, с похвальбы толстеют (и наоборот, о сглазе).
Драчливый петух жирен не бывает.
Драчливый петух голенаст живет.
(По книге «Пословицы русского народа». M., Художественная литература, 1984)
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русские пословицы и поговорки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Предисловие
… беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, сохраняя свою выразительность и художественную силу. Они вобрали в себя чувства и мысли многих поколений людей.
В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, взгляды на природу, труд, общество, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния и надежды.
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.
Пословица не просто изречение. Она выражает мнение народа. Великий русский писатель Н. А. Добролюбов говорил, что «народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». На протяжении веков они отстаивались, отшлифовывались, оттачивались, переосмысливались народом и становились тем «крылатым словом», которое придает остроту и выразительность нашему языку.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей, — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. И естественно, что множество пословиц проникнуто верой в силу человеческого труда, говорит о его смысле и целях, о радости и счастье созидания. В метких изречениях прославляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. Несмотря на то что труд подневольных людей был тяжелым бременем, они высоко ценили мастерство, с уважением относились к честному труду и с презрением — к тунеядству.
На протяжении всей истории народ славил труд как основное условие, как источник жизни. Об этом говорят многие пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» и другие.
В труде формируются характеры людей. В народе бытует множество пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости. В пословицах определялись моральные и этические качества человека, семейные и общественные отношения. Ум, мудрость и наблюдательность народа выразились в пословицах и поговорках о знании, учении, грамоте, о сметливости и находчивости народа, его способностях и стремлении к добру. Пословицы ярко запечатлели отношение людей друг к другу.
Пословицы осуждают в людях отрицательные стороны. Например, лодырей, лентяев народ клеймит пословицами: «Ленивого только за смертью посылать», «Ленивому и лениться лень».
Такие пословицы, как «Ленивому всегда праздник», «Лень добра не делает» и многие другие, впервые были опубликованы в 1848 году в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи». С тех пор прошло много времени, но своей остроты эти пословицы не утеряли и сейчас.
Много пословиц и поговорок создано народом о бережливости и экономии: «Тот без нужды живет — кто деньги бережет», «Что сегодня сбережешь — завтра пригодится»; о земледелии, животноводстве, охоте, природе, временах года. Все сельскохозяйственные работы нужно выполнять вовремя. По этому поводу в народе говорят: «Один день заменяет три тому, кто умеет все делать вовремя», «Ранний сев приближает урожай».
Одновременно народные пословицы осуждают в людях бездеятельность: «Люди за дело, а дурак за безделье»; бесхозяйственность: «Что плохо положено, то брошено»; беспредметную болтовню: «Большой говорун — плохой работник»; похвальбу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»; зазнайство: «Кому повезло, тот и зазнался», и многие другие пороки людей.
Много пословиц сатирических, острых, богатых сарказма, юмора, иронии.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленнице, а щепа далеко летит» — сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у решительного дела следствия бывают далекие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. Это суждение общее: к скольким явлениям в жизни можно его применить!
Пословицы тем и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.
Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, кричат, озорничают, балагурят, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц. «У горькой беды нет сладкой еды» — этой пословице не до смеха. Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: «Счастье на мосту с чашкой». «Тяп, тяп — вот и корабль» — пословица высмеяла скорую, но необдуманную работу. На свадьбе сложили пословицу «Бедному Кузеньке бедная и песенка» — был обычай величать жениха, и, если жених был скупой, ему пели песню не со всеми похвалами; пословица звучит с укоризной. «Драчливый петух жирен не бывает» — насмешка, ирония, житейское наблюдение — все соединилось в этой пословице, и как похож этот петух на иного человека.
Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, бондарей, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников — и вообще людей самых нужных на земле профессий. Этому свидетельство — пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное единство высокого искусства и бытовой речи.
С давних времен от пословиц отличают поговорки. Поговорка — это устойчивое в речевом обиходе изречение, образно определяющее какое-либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально-экспрессивной оценки.
Большинство исследователей видят разницу между поговоркой и пословицей в том, что пословица выступает в речи как самостоятельное суждение, а поговорка получает окончательное оформление и конкретный смысл только в контексте, т. е. она является всегда частью суждения (например, поговорка
Пословицы о дружбе
Любви, кашля, огня и денег долго от людей не утаишь.
Не приестся хороший кусок, не прискучит хороший дружок.
Друг научит, а недруг проучит.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
Дружба не служба; а с кем дружить, на того служить.
Ложный друг подобен кошке: спереди ласкает, а сзади царапает.
Друга люби — себя не губи.
Человек, у которого много друзей, широк, как степь; человек, у которого нет друзей, узок, как ладонь.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Друг он мой, а ум у него свой.
Непобедима наша страна, дружбой народов скреплена.
Друзья наших друзей — наши друзья.
Друг не испытанный, что орех не расколотый.
Если народ един — он непобедим.
В один уголек дуют.
Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
Без друга жить — самому себе постылым быть.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
Дружные сороки и гуся съедят.
Была под венцом, и дело с концом.
Одёжа хороша новая, а друг — старый.
Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца.
Больше друзей — больше и врагов.
Пока не пожертвуешь душой, не обретешь любимую.
Без друга на сердце вьюга.
Друзей у богатых — что мякины около зерна.
Сукно выбирай цветом, а друга приветом.
Любовь не знает мести, а дружба — лести.
Друг он мой, а ум у него свой.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.
Раздружится друг — хуже недруга.
Всякий избирает друга по своему нраву.
Счет чаще — дружба дольше.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Для дружбы нет расстояний.
За дружбу дружбой платят.
Не бросай друга в несчастье.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Не годы сближают людей, а минуты.
Берись дружно — не будет грузно.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Горы и камни разрушает ветер, отношения людей портят наветы.
Любовь закона не знает, годов не считает.
Друзья до черного дня.
Дружные вороны гуся съедают.
Хочешь дружбы — будь другом.
Был я у друга, пил я воду — слаще меда.
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
Будь друг, да без убытку.
Без беды друга не узнаешь.
Их сам черт лычком связал.
Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.
Раздружится друг — хуже недруга.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
Не тот силён, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Кто не ищет с ближним дружбы, тот себе заклятый враг.
Пословицы о мире, ссоре, споре
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
Соломенный мир лучше железной драки.
Обычай бычий, а ум телячий.
Не сквернит в уста, а сквернит из уст.
Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась.
Драчливый петух жирен не бывает.
При счастье бранятся, при беде мирятся.
Спорь до слез, а об заклад не бейся!
Не прямота бранится, а задор.
С кем побранюсь, с тем и помирюсь.
Не тронь, так не воняет.
Давай мириться: удавимся оба!
С брани люди сохнут, с похвальбы толстеют (и наоборот, о сглазе).
Не бранись: не чисто во рту будет.
Языком и щелкай и шипи, а руки за пазухой держи!
Не тычь пальцем, наткнешься (или: обломишь).
Ни с кем не лаялся, а заставляют мириться.
На первой встрече да озорные речи.
Выкуси кукиш, прапорщик будешь.
Одному покориться, другому поступиться (о мировой).
Наопако не бьют, сухотка прикинется.
Заушины языком не слизнешь.
Мной хоть полы мой, да не называй мочалкой! «i
Не бранись: что исходит из человека, то его и поганит.
Собака лает, соловей молчит.
Нет, не жук, а жучиха. Нет, не гнед, а саврас (игра слов). Пошло на да и нет (т. е. на голословный, бездоказательный спор).
Про это и я вам спою песенку.
Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь!
Языком, как хочешь, а рукам воли не давай!
Не бей по роже: себе дороже.
Чем биться, так по домам расходиться.
Сделаемся, весной на бревнах (по первому теплу, когда греются, сидя на солнышке).