на что россияне тратят больше всего денег
Как различаются траты жителей российских миллионников
Где больше тратят на кафе и рестораны, а где — на продукты
Официальные средние зарплаты даже в крупных российских городах сильно различаются: в Волгограде это 37,9 тысячи рублей в месяц, в Красноярске — 60,6 тысячи, а в Москве — 105,2 тысячи.
Мы взяли обезличенные данные по тратам клиентов Тинькофф в городах-миллионниках. Оказалось, что в целом структура безналичных трат россиян из разных городов очень похожа: 20—25% денег уходит на продукты, около 10% — на кафе и рестораны, по 6—7% — на транспорт и новую одежду. Неважно, в какой части страны живут люди и сколько зарабатывают: среднестатистические семейные бюджеты жителей крупных городов очень похожи.
В материале мы учитывали только ситуации, когда человек платит картой. Невозможно узнать, куда уходят живые деньги, которые сняли в банкомате. Как показывает статистика Тинькофф-банка, в среднем безналичным способом люди тратят примерно в два раза больше, чем снимают наличных. Кроме того, мы не учитывали переводы с карты на карту.
Самая высокая доля расходов на еду — у жителей Нижнего Новгорода: в супермаркетах они совершают 25% всех ежемесячных трат по карте. Для сравнения, у москвичей, ростовчан и казанцев на продукты уходит меньше 20% безналичных расходов.
В кафе и рестораны чаще всего ходят те, кто живет в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге: у них это больше 10% всех безналичных трат.
Лидеры по расходам на товары для дома и ремонта — ростовчане: в специализированных магазинах они оставляют почти 13%. Наименьшую долю на стройку и обустройство жилья тратят москвичи: около 8%.
На что россияне тратят деньги в интернет-магазинах
Пандемия стимулировала людей чаще и больше покупать в интернете. Судя по исследованию Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2020 году рынок онлайн-торговли в России вырос почти в два раза. Продажи растут именно внутри страны, с зарубежными магазинами торговля сократилась на четверть.
Вот что поменялось на рынке онлайн-торговле в России за 2020 год.
✌️ Покупок стало в два раза больше
Объем внутренней торговли в интернет-магазинах России в 2020 году составил 2,781 трлн рублей — это на 92% больше, чем годом ранее.
В зарубежных интернет-магазинах наши соотечественники, наоборот, стали покупать меньше. В 2019 году купили на 586 млрд рублей. В 2020 — на 440 млрд рублей
🏠 Пик продаж был в начале карантина
В апреле 2020 года объем продаж внутри страны составил 309 млрд рублей, второй пик был перед новогодними праздниками, в декабре: россияне потратили 297,5 млрд рублей. Меньше всего покупали в январе — на 142 млрд рублей.
В середине года тоже был спад продаж: в августе рынок составил 206 млрд рублей, а в сентябре — 197 млрд рублей
📺 Основные покупки: техника, одежда и продукты
В российских интернет-магазинах доля цифровой и бытовой техники составила 28,2% продаж. 21% приходится на обувь и одежду, 10% — на продукты.
Хуже всего продаются в интернете лекарства — 0,2% от всех продаж, товары для творчества — 0,6%, подарки и цветы — 0,6%
👗 Половина покупок за границей — одежда и техника
Одежда и обувь составили 31,6% от всех покупок в зарубежных магазинах. Цифровая и бытовая техника — 21,5%.
Минимальная доля у аксессуаров — 1,2%, подарков и цветов — 1,4%
📹 Самый высокий средний чек — у техники
Дешевле всего обходились книги — 733 Р за одну покупку
💊 Самые дорогие покупки за рубежом — в аптеках
Меньше всего тратили на товары для детей — в среднем 1552 Р
🗺️ Самые частые заказы из Москвы и Санкт-Петербурга
На долю покупок из Москвы приходится 24,7% всего объема российского рынка онлайн-торговли. Московская область занимает 8,3%, Санкт-Петербург — 7,5%. Активно покупают жители Краснодарского края, Свердловской и Ростовской областей, республики Татарстан.
На Центральный округ приходится 44% продаж. На Северо-Западный и Приволжский — по 13%. Меньше всего заказов сделано из Северо-Кавказского округа — 2%
Названы товары, на которые россияне стали тратить больше всего денег
Жители России стали больше путешествовать прошедшей весной, нежели чем в тот же период в 2020 году. Соответственно в 2021 году они потратили больше денег на бензин для своих автомобилей. Такие результаты показало исследование банка «Русский стандарт». Его результаты оказались в распоряжении РИА «Новости».
В работе эксперты назвали топ-100 самых популярных товаров весны 2021 и 2020 годов.
«В категории „Услуги“ постоянный лидер покупок — услуги АЗС. В 2021 году выросло и число весенних покупок бензина. Относительно весны 2020 покупали чаще Аи-92 — на 59%, а Аи-95 — на 98%. При этом более дорогой Аи-95 минувшей весной оказывался в чеках россиян заметно чаще, чем Аи-92. В прошлом же году ситуация была противоположной», — подсчитали аналитики.
Что касается продуктов питания, то больше всего денег россиян тратят на воду, хлеб и молоко. Эти товары стали покупать чаще. Покупки воды в этом году выросли на 67% относительно прошлогоднего периода. Рост количества покупок мяса курицы был зафиксирован в марте–мае 2021 года относительно прошлогоднего периода.
В категории «Средства гигиены» больше всего закупают зубную пасту, мыло и крем. В группе «Товаров для детей» весной 2021 года больше всего покупали детское питание. На втором месте — тетради.
Среди хозяйственных товаров наибольшей популярностью пользовались салфетки и туалетная бумага. Также лидер в этой категории — пакеты.
Россияне рассказали, сколько экономят и ради чего
За последний год более половины россиян стали чаще экономить, следует из результатов исследования сервиса «Работа.ру», которые оказались в распоряжении РБК. Согласно им, чаще всего жители России отказываются от покупки одежды и обуви, заметили социологи.
Всего в исследовании приняли участие более 6 тыс. человек старше 18 лет из всех регионов страны.
58% из них рассказали, что за последний год стали больше экономить. Еще 17% респондентов отметили, что хотели бы уменьшить свои расходы в будущем. Каждый пятый (20%) отказался от экономии в этот период, а остальные 5% заявили, что за последний год, напротив, стали экономить меньше.
Из тех респондентов, которые все же перешли на большую экономию в последние несколько месяцев (их оказалось около 3,5 тыс.), почти треть (29%) экономит менее 1 тыс. руб. в месяц, пришли к выводу эксперты. Еще 26% опрошенных ежемесячно сохраняют от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; 21% россиян экономит от 3 тыс. до 5 тыс. руб. в месяц. Более 10 тыс. руб. получается сберечь только у 9% россиян, выяснили социологи.
Чаще всего россияне, по их данным, экономят на покупке одежды и обуви (в этом признались 58% опрошенных, которые за последний год стали больше сберегать деньги), почти столько же респондентов (53%) реже посещают развлекательные заведения и кафе ради экономии. Треть опрошенных (33%) среди тех, кто уже экономит, стараются не так часто заказывать готовую еду и ездить на такси. Также среди удовольствий, от которых пришлось отказаться ради экономии, россияне назвали фитнес-клубы, платные курсы и услуги клининга.
Сэкономленные деньги 44% респондентов из порядка 3,5 тыс. опрошенных тратят на текущие расходы, каждый четвертый (24%) откладывает их на накопления. С помощью этих денег 16% россиян выплачивают кредиты или ипотеку. Менее 15% копят на крупные покупки, путешествия и обучение. Примерно 4% опрошенных копят на пенсию.
В июле этого года аналитики компании NielsenIQ выяснили, что экономить в России продолжает 71% россиян, писал «Коммерсантъ». Сколько человек приняли участие в этом исследовании, газета тогда не уточняла.
Среди того, на что опрошенные тратили меньше денег ради экономии, специалисты назвали: развлечения, покупку одежды, походы в кафе, отпуск и доставку еды. Аналитики назвали причиной беспокойства россиян в посткризисное время рост цен на основные товары. Люди стали чаще посещать магазины, но покупать меньше по сравнению с прошлым годом, отмечали эксперты.
Как россияне отметят Новый год
И повлиял ли на праздничные планы коронавирус
Из-за новогодних трат в декабре расходы россиян обычно выше, чем в другие месяцы.
Мы изучили статистику, исследования маркетологов и результаты социологических опросов и выяснили, сколько денег уходит у среднестатистической семьи на покупку елки, игрушек, подарков и продуктов для праздничного стола. А также с каким настроением россияне встречают Новый год.
Сколько потратят в праздники
Исследование потребительских расходов «Новый год и Рождество — 2021», «Делойт»PDF, 2,8 МБ
Структура расходов по сравнению с прошлым годом почти не изменилась: большая часть денег уйдет на праздничный стол и подарки — 11 038 и 10 042 Р соответственно. Оставшиеся 3963 Р — на развлечения.
Те, кто рассчитывает на премию, планируют купить на эти деньги новогодние подарки или добавить их к уже имеющимся накоплениям. Среди других вариантов — потратить на отдых и развлечения в праздники, купить продукты для новогоднего стола, приобрести себе какой-нибудь подарок.
Сколько уйдет на новогодний декор
«Делойт» не учитывает расходы на новогодний декор для дома — елку, игрушки и тому подобное. Но мы нашли другие исследования на эту тему.
По данным «Озона», продажи новогодних товаров в этом году удвоились по сравнению с прошлым годом, а количество таких заказов выросло в три раза. В самой компании это связывают с пандемией: во многих регионах в новогоднюю ночь не будут работать рестораны, а путешествия пришлось перенести.
В интернете обычно покупают искусственные елки высотой от 90 см. Самый популярный размер — 180 см, как и год назад.
средний чек при покупке искусственной ели
Сколько потратят на еду
В целом за год продукты для салата подорожали на 8,5%. Сильнее всего выросли в цене картофель — на 25%, морковь — на 15%, майонез и зеленый горошек — на 14%. Единственный продукт, который стал дешевле, — это маринованные огурцы: их стоимость снизилась за год в среднем на 5%.
Средний чек на игристое вино, по данным «Платформы ОФД», составляет 410 Р — это на 21% выше, чем в прошлом году. Чаще покупать при этом не стали: число покупок, наоборот, упало. Получается, что либо вино подорожало, либо берут более дорогие сорта.
Что подарят и что сами хотят получить
Дарить подарки на Новый год будут 84% россиян. Самый популярный презент для взрослых, по данным компании «Делойт», — косметика и парфюмерия. На втором месте — деньги, на третьем — кухонные принадлежности. Детям до 12 лет будут дарить конструкторы, развивающие и обучающие игрушки, одежду и обувь. Подросткам старшего возраста — гаджеты, деньги, игры и косметику.
Худшими же подарками на Новый год мужчины считают носки, свитера и футболки, а женщины — новогодние статуэтки и свечи. Еще в числе неудачных подарков россияне называют сладости, кухонные принадлежности. Есть и совсем необычные неприятные знаки внимания, о которых говорят опрошенные, — например ласты, разводной ключ или даже живая крыса. Впрочем, четверть респондентов сказали, что худший новогодний сюрприз — это отсутствие подарка вообще.
При этом, если верить опросу «Ромира», 31% россиян иногда передаривают подарки, а 3% так делают всегда.
Чем займутся на каникулах
Если верить опросу «Яндекс-путешествий», 85% россиян собираются провести новогодние праздники дома. Одни никуда не поедут просто потому, что привыкли проводить каникулы с семьей, другие — из-за отсутствия денег, третьи боятся заразиться коронавирусом.
Что касается массовых мероприятий, то три четверти опрошенных фондом «Общественное мнение» поддерживают решение местных властей отменить гуляния. По их мнению, это поможет снизить число заболевших и остановить эпидемию. Больше половины респондентов считают, что празднества надо отменять по всей стране.
С каким настроением встречают Новый год
В целом россияне смотрят в будущее пессимистично. В феврале 20% опрошенных фондом «Общественное мнение» говорили, что в ближайшие полгода-год жить в стране станет хуже. В конце 2020 года так считают уже 32% респондентов. Число оптимистов почти не увеличилось: 20 и 21% соответственно.
«Делойт», в свою очередь, спрашивал у россиян об их ожиданиях относительно состояния экономики в 2021 году. 57% сказали, что все будет только хуже, лишь 8% верят в улучшение ситуации. Остальные либо не знают, либо считают, что все останется на прежнем уровне. В самой компании говорят, что это максимальный уровень пессимизма россиян за все время проведения подобных исследований — с 2007 года.
Тем не менее россияне, судя по всему, верят в новогодние чудеса: каждое десятое письмо, отправленное в резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге, присылают взрослые. И в посланиях практически не встречается желаний, связанных с эпидемией или вакциной.
Правда, если верить социологам, здоровье по-прежнему остается самым желанным подарком от Деда Мороза. Об этом попросили бы 79% россиян.
Дедушка Мороз, сделай так, чтобы 1 января наступил Новый не 2021-й, а 2007-й год!