на что ориентировано содержание предшкольного образования
«Предшкольное» образование: учеба или игра?
Ирина Ленькина
«Предшкольное» образование: учеба или игра?
В статье рассматриваются подходы к организации подготовки детей к школе. Методы и приемы развития предпосылок адекватного отношения к учебной деятельности.
Ключевые слова: «предшкольное» образование, психологическая готовность, инте6ллектуальная готовность, «зона ближайшего развития».
На сегодняшний день приоритетным направлением российского образования стало выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования реализуется в различных формах, но должно представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания старших дошкольников, выполняющих функции социальной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки к школе. Речь идёт о формировании нового статуса дошкольного образования. Очевидно, этому должна предшествовать комплексная научно – практическая работа, которую не обходимо одновременно разворачивать на социальном, экономическом, правовом, организационно – управленческом и методическом уровне. Образовательный процесс в ДОУ даёт возможность сочетать различные виды деятельности, каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребёнка в специально созданных условиях. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения, а не постигая учебные предметы. Ошибочно бытует мнение, что готовность детей к школе определяется умением читать, писать и считать.
Успешность перехода ребёнка из детского сада в начальную школу в большой степени зависит от его психологической подготовки к новому типу ведущей деятельности в школьный период – учебной. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются качества, являющиеся предпосылкой его развития в начальном школьном возрасте,ведь ученика ждет напряженный труд: ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания.
Первокласснику порой трудно сосредоточиться на уроках. Чтобы сделать это, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением. Правильно организовать свою деятельность, добиться успеха в ней намного легче школьникам, у которых достаточно развиты самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое до конца. Именно поэтому о формировании этих волевых качеств также следует позаботиться еще в дошкольный период. Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности как раз и закладывается в период дошкольного детства, точнее – в играх. Решающее значение имеют игры по правилам (дидактические – по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, игры по ФЭМП, по экологии; подвижные с ходьбой, бегом, прыжками, игры – состязания и др.). Именно в них ребёнок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся внутренними, непринудительными. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научится подчинять его определенной задаче. При переходе к школьному обучению – это учебные задачи. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребёнок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
Интеллектуальная готовность выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, уметь самостоятельно делать умозаключения, действовать по намеченному плану, проявлять инициативу, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечивает ребёнку высокий уровень обучаемости. Способен ли к этому дошкольник? Да, способен. Нужно, чтобы обучение уже в дошкольный период было не только информативным, но и развивающим. И очень важно, чтобы педагоги и родители ориентировались на «зону ближайшего развития» ребёнка, т. е. на то, что он сначала может сделать лишь с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Эта способность заложена в ведущей деятельности дошкольника – сюжетно – ролевой игре. Поэтому мы создаем в детском саду условия для спонтанной творческой игры. Весь спектр сюжетно – ролевых игр и игрушки – заместители представлены в группах. Воспитатели, развертывая такие игры, как «Школа», «Театр» и др., стимулируют и развивают дошкольников.
Также одним из ценных средств подготовки детей к школе являются интеллектуально – досуговые игры. У дошкольников развивается познавательный интерес, они начинают осознавать ценность знаний. Познавательные досуги способствуют развитию познавательных психических процессов. Учитывая большую значимость интеллектуально – досуговых игр для будущих школьников, мы разработали и активно используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры – досуги по типу современных телевизионных интеллектуальных передач – таких как «Сто к одному», «Что, где, когда?», «О, счастливчик».
Интеллектуальные игры способствуют формированию умения самостоятельно мыслить, приобретать необходимые знания – всё это обеспечивает успешную подготовку детей к школе.
Обобщая вышесказанное,можно сделать выводы :
1. Предшкольное образование должно быть ориентировано на поддержание природной любознательности ребёнка, его желании учиться и достигать значимых целей, готовность работать в коллективе.
2. Именно дошкольное учреждение способно обеспечить оптимальный путь предшкольной подготовки, так как в них работают психологи;
Уровень профессиональной компетентности педагогов позволяет использовать широкий спектр методов и приемов личностно – ориентированного образования.
1. Воспитатель ДОУ №10/2009. – ООО ТЦ Сфера – 112 с.
3. Методист ДОУ №15/2015. – ООО ТЦ Сфера – 126с.
«Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест-игра по развитию речи для детей старшей группы Цель: Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным.
Дидактическая игра «Собери цветок» или делим слова на слоги, играя. Есть много игр и упражнений, методических приёмов, которые педагоги используют во время обучения детей слоговому анализу. Я расскажу об.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» или «Найди пару» Цель игры: научить детей различать деревья по листве; знать, как называются деревья. Задачи: •Познакомить детей с деревьями – рассказать,.
Игра-квест «Путешествие в сказку, или Проказы Бабы-Яги» Задачи: 1. Упражнять детей создавать из частей целое. 2. Развивать умение узнавать сказку по заданию. 3. Закрепить умения сравнивать форму.
Игра по развитию речи «Следопыты, или чьи это следы петляют?» Цель игры Активизировать словарный запас, научить образовывать притяжательные прилагательные (чей? чья? чьи). Начало работы Материал распечатать,.
Игра — эксперимент с детьми второй младшей группы «Поплывет или утонет». Игра – эксперимент с детьми второй младшей группы «Поплывет или утонет». Программные задачи: Изучение свойств лёгких и тяжёлых предметов.
Квест-игра для дошкольников подготовительных к школе групп «Сокровища старого пирата, или 10 записок безопасности ПДД» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха детский сад № 2 «Непоседы» Московская область,.
Квест игра для воспитателей «Играть или не играть» «Играть или не играть» Квест игра для педагогов. Цель: Проследить влияние среды на развитие сюжетно-ролевой игры. Обсудить какие условия.
Психологическая игра «Образование Галактики» Задачи: • дать возможность педагогам в необычной метафорической ситуации открыть новые формы сотрудничества друг с другом; • мотивировать.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.
На что ориентировано содержание предшкольного образования
Автор: Махальникова Нина Александровна
Организация: МБОУ СОШ № 207
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.
Дошкольное образование – один из главных образовательных резервов, который по своей потенциальной емкости не уступает ни одной из последующих ступеней.
Предшкольное образование является полноправным звеном государственной системы общего образования, предполагающим преемственность и непрерывность образовательного процесса с обеспечением гармоничного перехода детей в возрасте 7 лет от дошкольного к школьному образованию.
В постановлении правительства РФ «Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного развития и воспитания.
Наша школа одна из первых начала работу в данном направлении.
Основной целью организации таких классов на базе нашей школы является обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, сохранение их психического и физического здоровья.
Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку. К тому же школа в современных условиях располагает необходимыми учебными помещениями кадрами для того, чтобы обеспечить предшкольную подготовку практически всем будущим первоклассникам
В школе разработано Положение по отработке модели «предшкольного» образования.
Согласно этому положению выдвинуты цели введения предшкольного образования:
* Обеспечение единого старта детей при поступлении в 1 класс;
* Сохранения психического и физического здоровья детей;
* Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
1.Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для интеллектуального, физического, психического развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.
2.Развитие и выявление способностей детей, формирование у них гуманных общечеловеческих ценностей, нравственных и волевых качеств.
3.Своевременное обследование и выявление детей, требующих педагогической поддержки и помощи.
4.Осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и их родителям.
Зачисление детей в классы предшкольного образования производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их письменного заявления на имя директора без тестирования и конкурсного набора. Предельная наполняемость групп 15 – 18 человек.
Режим занятий – 5 раз в неделю, с 12.00 до 18.00.Продолжительность занятия 30 минут, включая две игровые физминутки, между занятиями предусмотрены десятиминутные перемены, динамический час (прогулка на свежем воздухе). Занятие проводит учитель начальных классов, учитель музыки, учитель технологии, учитель физкультуры, инструктор ЛФК, согласно расписанию.
В предшкольных классах проводится медицинское и психологическое сопровождение ребенка.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
* Использование игровых методов преподавания;
* Смена видов деятельности;
* Положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
* Отсутствие отметок и домашнего задания.
Учитель обеспечивает образование детей в соответствии с государственным образовательным стандартом. Ведет документацию по планированию образовательного процесса и отслеживанию его результатов, сотрудничает с семьей по вопросам воспитания ребенка.
Основными формами образования детей в предшкольных группах являются развивающие, сюжетно-ролевые игры, театрализованные, компьютерные и подвижные игры, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, общение, конструирование, учебные занятия.
Кроме этого проводится работа психологом и логопедом.
Целью психолого-педагогического сопровождения предшкольных классов является создание оптимальных условий для эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в условиях предшкольного образования.
Сопровождение предшкольного образования основывается на следующих психологических требованиях:
•учет закономерностей психического развития детей;
•развитие базовых познавательных процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка;
•создание условий для интеллектуального, коммуникативного и творческого развития;
•предупреждение переутомления и дезадаптации;
•ситуативно-гибкое, своевременное реагирование на возникающие проблемы;
•разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка, взаимодействие с семьей.
Процесс сопровождения в школе идет в триаде « ученик-родитель-учитель». Работа по данному направлению построена блочно-модульно.
Блок 1. Работа с родителями.
Основную поддержку на этапе предшкольной подготовки и школьного обучения ребенку оказывают родители. Поэтому так важна роль психологического просвещения по вопросам обучения, развития и воспитания детей.
Основные задачи: повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей.
Проводятся плановые тематические выступления на общешкольных и внутриклассных родительских собраниях. Подготовка рекомендаций и просветительских материалов для родителей. Для профилактики возможных трудностей ребенка при адаптации к школе родители на родительском лектории получают информацию о возрастных особенностях детей, что включает в себя понятие «готовность к школьному обучению», общие рекомендации по развитию мелкой моторики и развитию «позиции школьника».
Блок 2. Работа с учителями направлена на оказание организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся в предшкольных классах
1. Повышение психологической компетентности педагогов.
2. Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
3. Способствовать формированию комфортной образовательной среды.
Блок 3. Работа с детьми направлена на создание оптимальных условий для эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в условиях предшкольного образования
Определение социально-психологической готовности детей к школьному обучению;
1. Своевременное обследование и выявление детей требующих педагогической поддержки;
2. Предупреждение переутомления и дезадаптации;
3. Способствовать благополучной адаптации ребенка к школе.
С детьми проводятся игровые адаптационные занятия.
Комплексное взаимодействие психологической службы, педагогов, детей и родителей, позволяет облегчить процесс адаптации и сделать школьное обучение не только эффективным и полезным, но и приятным и желанным для детей.
Учитель-логопед, работая с дошкольниками, выполняет три основные функции:
Диагностика осуществляется в два этапа.
Первый раз обследование проводится во второй половине сентября, с целью выявить детей, имеющих те или иные отклонения в развитии речи. На данном этапе важно выявить, как отклонения произносительной стороны речи, так и нарушения фонематического восприятия, словообразовательных навыков, лексико-грамматического строя речи.
Коррекционная работа начинается после того, как первоначально обследованы все дети. Среди детей, нуждающихся в помощи, формируются группы и подгруппы для занятий. Занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные проводятся в течение всего учебного года. В конце учебного года принимается решение о выпуске ребёнка с логопункта или продолжении работы с ним в первом классе.
Коррекционная работа в дошкольном возрасте позволяет в дальнейшем избежать многих трудностей при обучении ребёнка грамоте. Кроме того работа над произносительной стороной речи занимает гораздо меньше времени, когда приходится на сензитивный период (5-6 лет). В возрасте 7 лет и старше, когда ребёнок поступает в школу, такая работа обычно затягивается и не всегда бывает эффективной.
Работа с родителями будущих первоклассников осуществляется двумя способами:
-консультации для родителей
-выступления учителя-логопеда на родительских собраниях
Консультации проводятся в течение всего учебного года. На консультации в обязательном порядке приглашаются родители, перед зачислением ребёнка на логопункт. Затем, в течение года, родители имеют возможность беседовать с логопедом о ходе коррекционной работы, уточнять правильность выполнения домашних заданий и т.д. Родители тех детей, которые не занимаются на логопункте, также имеют возможность получить консультацию по всем интересующим их вопросам.
На родительские собрания учитель-логопед приходит в начале и в конце учебного года, с целью познакомить всех родителей с результатами обследования и дать общие рекомендации по развитию речи детей.
. Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
* Соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию в школе как позицию ученика;
* Свободно считать в пределах 10;
* Сравнивать числа в пределах 10;
* Знать «соседей числа»;
* Решать простые задачи в одно действие;
* На слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный – согласный, твердый мягкий, звонкий глухой);
* Составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
* Пересказывать небольшие тексты;
* Правильно пользоваться карандашом, а так же другими графическими материалами;
* Декоративно оформлять различные предметы, выбирая соответствующую технику и средства выражения;
* Выполнять на слух инструкцию для обучающего;
* Правильно писать печатные цифры и буквы;
* Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
* Соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:
* Ориентировка в межклеточном пространстве;
* Решение простых математических задач с графическим изображением ответа;
* Тест на развитие фонематического слуха;
* Выделение главного признака предмета;
Таким постепенным переходом осуществляется преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Отношения в группах предшкольного образования строятся на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса, реализуются принципы гуманизма, взаимоуважения, сотрудничества и сотворчества учителя и ребенка.
Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование естественной мотивации ребенка к активной, продуктивной и социально
значимой деятельности, стремление познавать мир, обогащать собственный опыт, бесконфликтно общаться.
96% учащихся поступивших в 1 класс из «предшкольного» класса, быстрее и легче прошли адаптационный период и полностью справились с входной контрольной работой.
1. Виноградова Н.Ф. Ещё раз проблеме реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования.//Начальное образование № 6, 2008.-с.21-25
2. Виноградова Н.Ф. О времени начала учения (по страницам произведений К.Д. Ушинского).//Начальное образование № 5, 2008.-с.45-48
3. Демерчан А.М., Синебрюхова В.Л., Лапина Л.Б. Адаптация детей к школьной жизни.//Управление начальной школой. № 7, 2009.-с.54-61
4. Остроумов И.Г. Региональная модель предшкольного образования в Саратовской области.//Начальное образование № 5, 2006.-с.7-20
5. Токарева Л.А. Предшкольное образование- важнейшая составляющая системы образования Саратовской области.//Начальное образование № 3, 2007.-с.15-17
6. Чаловка С.В. Создание оптимальных условий для развития детей при реализации программ предшкольного образования.//Начальное образование № 3, 2007.-с.18-19
Предшкольная подготовка детей
Елена Викторовна Капустина
Предшкольная подготовка детей
Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Они были введены в связи с пониманием важности именно до-школьного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждо-го ребёнка, доступности для каждого качественного образования.
Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Поэтому организация предшкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоцио-нальной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Такие группы актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. И, в связи с ФГОС, очень важно,чтобы образовательная деятельность не свелась к развитию учебных навыков и действий: письму, счёту, чтению, не превратилась в подобие школьных уроков. Не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого.
При организации предшкольной подготовкидолжны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоцио-нально благополучного общения с ребёнком. Ребёнка к школе могут подгото-вить и родители, но эта система работы должна обязательно предусмотреть предварительное обучение родителей или возможность получать квалифициро-ванные систематические консультации.
В структуре предшкольной подготовки есть определённые критерии пси-хологической готовности детей к школе.Это и личностная готовность: ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания;интеллектуальная: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к получаемым знаниям, способность понять определённые связи между явлениями, воспроизвести образец;социально-психологическая: учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний, умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых, умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнять задания);физиологическая готовность: уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья.
Новая модель предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоёв равные стартовые условия для получения начального образования, сохранить и укрепить здоровье детей и делает доступным качественное обучение на первой ступени.Внимание педагога должно акцентироваться на следующих подходах в работе с детьми:
-уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,
-обеспечение двигательной активности в различных формах,
-использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,
-взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образова-тельной деятельности,
-создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребёнка,
-широкое использование методов и приёмов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений,
-использование игровых приёмов, создание значимых для детей ситуаций,
-формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.
Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является продуктивно-игровая деятельность. Образование детей должно быть направленно на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Ведь именно в игровой форме может быть реализована большая часть содержания образовательных областей, именно в игре происходит перестройка всех по-знавательных процессов ребёнка, включая его поведение, появляются учебные мотивы. В недрах игровой мотивации зарождаются предпосылки учебной дея-тельности, имеющие результат в виде конкретных знаний, умений и навыков, развития психических процессов, а формирование предпосылок учебной дея-тельности – один из планируемых итоговых результатов освоения программы предшкольного образования.
Предшкольное образование – это, с одной стороны, целенаправленный, организованный социально-педагогический процесс обучения и воспитания де-тей предшкольного возраста, который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс пред-ставляется,как совокупность особых практик взаимодействия различных субъ-ектов: родителей, воспитателей, учителей и самих детей. Поэтому предшколь-ная подготовка приобретает особую значимость.
Эффективность предшкольной подготовкизависит от реализации следующих педагогических условий:
-корректировки представлений педагогов, родителей и детей о сущности предшкольной подготовки в тесном взаимодействии,
-наличия установки педагогов и родителей на значимость организации предшкольной подготовки с использованием личностно-ориентированных средств,
-соблюдения поэтапности обучения,
-наличие регулярной диагностики эффективности предшкольной подготовки в соответствии с её результатом.
Таким образом, значимость предшколной подготовки существенна и име ет первостепенное значение для готовности детей к школе.
Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.