на что опиралась власть манапов
На что опиралась власть манапов
Timur, если не знаешь,не пиши бред.
Кенесары напал кыргызам в 1846-47 годов.Тогда кыргызы не были подданные русских.
Впервые русское подданнство приняли Ысык-Кульские бугинцы в 1855 году.
Timur,Кенесары султана сами казахи кинули,еще голову отправили русским генералам.
Кенесары требовал дань и власть от Ормон хана.
Такое ультиматум нигде не приемлимо,а просто озночает объявление война.
Кенесары требовал от северных кыргызов ханский власть.
Рукопись «Казах-киргизские события» сообщает:
«К Ормон-хану прибыло посольство от Кенесары Касымова, передавшее его призыв к совместной борьбе казах-кыргызов против завоевательного движения царской России.Наряду с этим, Кенесары требовал ПРИЗНАНИЯ ЕГО ХАНОМ.
Показать полностью.
Ормон- хан, посоветовавшись со своими влиятельными манапами, ответил, что ханскую власть следует отдать ему (т. е. Ормону), как старшему, а в остальных делах пусть сам Кенесары поступает по своему усмотрению».
[Джамгерчинов Б. Киргизы в эпоху Ормон-хана, труды ИЯЛИ, вып. I, Фрунзе, 1944.].
После такого ответа,он начал войну против северных кыргызов.
Казахи еще сочиняет сказку,типа северным кыргызам помогали русские,были переписки кыргызских манапов с русскими генералами и.т.
Другой архивно-исторический документ подтверждает, что нашествие султана Кенесары разгромлено сплотившейся вокруг Ормон-хана военной силой киргизов без посторонней помощи. Рапорт управляющего Тоаминской волости в Акмолинский окружной приказ (ЦГА Республики Казахстан. Ф. 274. оп. 1. д. П7. Л. 5):
Показать полностью.
«Кенесары в феврале (1847 г.) месяце или в начале марта выступил с 20 тысячным отрядом к кыргызовцам, разбил у них волость. Но при стычке кыргызовцы захватили его и брата Норузбая, племянников Кудайменди и Ержана и скопище его все разбили».
С подлинным верно. Заседатель. (подпись Ефтифеев)».
Отсуствует переписка северокыргызских манапов с русскими властями в 1844-1847 годов.
Северные кыргызы начали контактировать с русскими после победы над Кенесары султаном.
Кенесары не был военным гением,единиственная его победа над русскими:
В 1838 году он окружил и разбил команду сибирских казаков, причем сам ранен. Зимою он намеревался идти на р. Тургай для соединения с кочевавшими там его родственниками. Русское начальство, сведав об этом, послало на р. Тургай отряд под командою войскового старшины Лебедева числом до 1900 чел.
Показать полностью. при двух орудиях. Лебедев напал на аулы родственников Кенесары, взял их в плен и разграбил подведомственных киргизов. Когда он отступил, Кенесары, собрав до 3000 удальцов, бросился на наших киргизов восточной части, обобрал их, как полагают, на сумму 200.000 руб., и доходил до самой линии, где джигиты его захватили в плен 8 чел. русских, и, кроме того, разграбили троицкий караван в несколько сот тысяч рубл.
«Киргиз. степь», соч. Мейера, стр. 54.
Потверждает ученый-историк,редактор книгу Ахмет Кенесарина, Е.Т. Смирнов,примечение,1881 г.:
«Кенесары только однажды удалось разгромить собственно русский отряд, состоящий из сибирских казаков. Что касается киргизских отрядов, действовавших в союзе с ними, то он разбивал их без особого затруднения.»
Голову Кенесары султана сами казахи передали русским генералам,какой позор.
Его предали собственный народ,значить он не был героям.
До сих пор казахи орта джуза знает предательство южных казахов.
МАНАПЫ
Смотреть что такое «МАНАПЫ» в других словарях:
МАНАПЫ — представители знати, судьи и военные предводители киргизских племен; поддерживали царское правительство. В 1919 24 активно участвовали в мятежах против советской власти. Звание манапы отменено в кон. 20 х гг … Большой Энциклопедический словарь
Манапы — представители знати, судьи и военные предводители киргизских племен; поддерживали царское правительство. В 1919 24 активно участвовали в мятежах против советской власти. Звание «манапы» отменено в кон. 20 х гг. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.
манапы — представители знати, судьи и военные предводители киргизских племён; поддерживали российское правительство. В 1919 1924 активно участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти. Звание манапы отменено в 20 х гг. * * * МАНАПЫ МАНАПЫ … Энциклопедический словарь
Манапы — (кирг.) представители киргизской феодально родовой аристократии, за которыми со стороны членов их рода признавалось право суда и предводительства в военное время. Институт М. был распространён у северо киргизских племён. К началу 19 века… … Большая советская энциклопедия
КИРГИЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Киргизия, расположена в сев. вост. части Ср. Азии, в горах и предгорьях Тянь Шаня и Памиро Алая. На Ю. В. граничит с Китаем, на С. и С. З. с Казах. ССР, на Ю. З. Узб. ССР, на Ю. Тадж. ССР. 14 окт. 1924 образована Кара Киргизская АО в составе… … Советская историческая энциклопедия
Киргизская Советская Социалистическая Республика — (Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы) Киргизия (Кыргызстан). I. Общие сведения 14 октября 1924 была образована Кара Киргизская (с мая 1925 Киргизская) АО в составе РСФСР; 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую… … Большая советская энциклопедия
Киргизская литература — ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД. «Киргизы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет повидимому ни одного названия, к рое так рано встречалось бы в истории» (акад. Бартольд). Еще в… … Литературная энциклопедия
Басмачество — (от тюрк. басмак нападать, налетать) вооружённое контрреволюционное националистическое движение в Средней Азии в 1917 26. Являлось формой классовой борьбы феодалов, баев, кулаков, мулл, национальной буржуазии против Советской власти. Их… … Большая советская энциклопедия
Национально-государственное размежевание Советских республик Средней Азии — территориально государственного преобразования 1924 25, осуществленные Советским государством на основе свободного волеизъявления народов Средней Азии и национальной политики, проводимой Коммунистической партией; один из этапов… … Большая советская энциклопедия
КИРГИЗИЯ — (киргиз. Кыргызстан), Киргизская Республика, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем на востоке и юго востоке, Таджикистаном на юго западе и Узбекистаном на западе. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на… … Энциклопедия Кольера
МАНА́ПЫ
Том 18. Москва, 2011, стр. 724
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНА́ПЫ (кирг.), сев.-кирг. феод.-родовая аристократия в кон. 18 – нач. 20 вв. Происхождение термина «М.» обычно связывают с родом манап сев.-кирг. племени сары-багыш. Верхушка этого рода к кон. 18 в. заняла привилегиров. положение внутри племени, а затем подчинила своему влиянию ряд др. племён. В 1-й пол. 19 в. термин «М.» в Сев. Киргизии стал нарицательным и фактически вытеснил термин «бий» как наименование феод. владетеля (у юж. киргизов термин «бий» сохранялся). Власть М., как правило, передавалась по наследству. Со временем появилась градация среди М.: ага-М. (чон-М.) – наиболее крупные феодалы, которым подчинялись мелкие М. племени; жанжырлуу-М. – наследств. М.; орто-М. – средние М.; чала-М. – мелкие, зависимые М.; чолок-М. – самые мелкие М.; букара-М. – родственники М., имевшие более высокий статус, чем остальные члены племени. Наиболее крупные М. контролировали обширные территории с разноплеменным населением. В 1-й пол. 19 в. Уметалы и Чаргын, сыновья ага-М. Ормона племени сары-багыш, владели соответственно 1,5 тыс. и 1 тыс. юрт, ага-М. племени бугу Бооромбай – 1 тыс. юрт. Во власти М. находились как рядовые члены племён, так и букара. М. имели право суда над ними и предводительствовали в воен. походах. Власть М. над рабами (барымты) – представителями др. племён и народов, захваченными в результате набегов, была неограниченной. С присоединением Киргизии к России институт манапства был интегрирован в систему управления, созданную рос. властями. После Октябрьской революции 1917 М. активно участвовали в контрреволюц. мятежах, затем в басмаческом движении (см. Басмачество ). Манапство ликвидировано в кон. 1920-х гг. В историч. лит-ре термин «М.» используется нередко для обозначения предводителей родо-племенных объединений киргизов начиная с сер. 14 в.
На что опиралась власть манапов
Чолпон Джапарбековна Турдалиева, профессор антропологии АУЦА
Социальная структура кыргызского общества, в период путешествия Ч.Ч.Валиханова, характеризовалась разделением на феодально-патриархальную элиту и зависимый от нее простой народ – букара или кедей. При этом, такая структура не зависела от того, были ли кыргызы самостоятельными или временно подпадали в зависимость или даже были подвластны соседним народам, как и от того, какой тип хозяйства преобладал в отдельных местах территории Кыргызстана и их поселениях – кочевое скотоводство, оседлое земледелие, либо смешанный переходный от первого ко второму. Однако названия этих двух сословий и отдельных групп нередко подвергались изменениям, в зависимости от характера внутренних и внешних социально-экономических и политических факторов.
Среди господствующего сословия у южных кыргызов отсутствовала такая важная социальная категория как манапы, появившаяся у северных кыргызов в 40-х годах ХIХ века. У южан были датхи, бии и, вероятно, беки, которые отсутствовали у северян.
Так, например, среди господствующего сословия у южных кыргызов отсутствовала такая важная социальная категория как манапы, появившаяся у северных кыргызов в 40-х годах ХIХ века, о чем можно судить по первому упоминанию о манапах у Ч.Ч.Валиханова, пользовавшегося сведениями купца Исаева [44,т.1,c.38]. У южан были датхи, бии и, вероятно, беки, которые отсутствовали у северян. То же можно сказать и об отдельных группах среди бедных аильчан, зависимых от кыргызской родоплеменной знати.
Использование термина «каста» характеризует широту знаний исследователя, в частности, о социальном строе Индии и литературе о Южной Азии, которая появлялась в то время на книжных рынках России.
Ограничение власти манапа народовластью объясняется существованием у кыргызов принципа меритократии, т.е. власти, основанной на заслугах личности. У кыргызов при выдвижении вождей племени больше учитывались военные достижения сородича, чем хозяйственно-экономические или социальные качества, и выдвинутого главу называли «батыром», т.е. храбрецом. К примеру, у сарыбагышцев Шабдан и Атаке назывались батырами.
Известно, что манап, как социальный титул, возник в ХVII веке, однако широкое распространение этого института власти и правления объясняется не его возникновением от личного имени, а в связи с господствующим положением, которое заняло у племени сарыбагыш родовое подразделение «манап», некогда возглавляемое его родоначальником Манапом. Впоследствии термин «манап» стал употребляться на севере Кыргызстана по отношению практически ко всем племенным вождям и биям [7,c.169]. «Неограниченная, почти деспотическая, власть манапов есть уже последующее введение и, в некотором смысле, злоупотребление властью отца семейства, бия, как назывались манапы прежде» [44,т.2,c.38].
По мнению современных исследователей, попытка анализа Ч.Ч.Валиханова термина «манап» и института манапства является одним из первых и наиболее полных в дореволюционной тюркологии [117,c.247].
При этом, для критики мирового суда своего времени, которым предполагалось заменить суд биев, Ч.Ч.Валиханов использовал авторитет известных английских, французских и немецких юристов, отмечавших недостатки европейского (в основном британского) суда.
Здесь необходимо также отметить, что многие оценки и предложения, содержащиеся в написанной более 150 лет тому назад работе Ч.Ч.Валиханова «Записки о судебной реформе» являются актуальными и сегодня, т.к. в обстановке сложного и противоречивого процесса очередной модернизации в Центральной Азии и в России. Поэтому продолжают быть полностью справедливыми мудрые слова Чокана Чингисовича о том, что «вопросы о реформах требуют… большей осторожности и больших соображений, ибо от них зависит народное «быть или не быть».
Действительно, наказание манапа было жестоким и единоличным [168,c.124-125]. Но, в то же самое время, они (манапы) нередко выступали с охранительными и защитными функциями в отношении подвластных ему аильчан, и в этом отношении сарыбагышский манап Шабдан Джантаев яркий тому пример [169,c.6]. Богатство и состояние манапов пополнялось за счет многочисленного скота, налогообложения в виде добровольных пожертвований от простого народа, называемые «журтчулук» и «кошумча», широко практиковавшиеся и в период российской колонизации [169].
Существовали и другие виды и формы поборов, собираемых в пользу манапов. Так, еще дореволюционный автор Г.С.Загряжский отмечал: «В Кетмень-Тобе всем заправлял Рыскулбек Нарбутин, ныне умерший. Он пользовался в своем роде такими правами, которых я нигде не встречал. Так, например, он брал зякет (налог со скота-Ч.Т.) со всех кокандских купцов, которые приходили к нему торговать, и гарантировал им долги. С киргизов он брал за свадьбу, за похороны, за обрезание. Такое положение скопило у него огромное состояние и дало ему почти ханскую власть над народом. Жаловаться на него, нечего было и думать, потому что просителя поймают джигиты Рыскулбека и сделают то, что было приказано» [68,c.363].
Манапы нередко выступали инициаторами барымты (баранта-Ч.Т.), т.е. угона скота, который, фактически, являлся важным источником их обогащения. Так, Ч.Ч.Валиханов упоминал бия племени бугу Джанета и оставил о нем такие записи: «На реке Джетыогуз (Жети-Огуз–Ч.Т.) мы нашли наших кыдыков, прикочевавших сюда для сбора хлеба, и еще несколько аулов (аил-Ч.Т.) того же рода, принадлежащих биям Самсалы и Джанету, которые лето провели на Тянь-Шане. Последний из них был известен за батыра и пользовался большой разбойничьей славой. При жизни Боромбая (Боронбай-Ч.Т.) он был им преследуем, и скрывался между тянь-шанскими киргизами, и только после смерти этого родоначальника мог вернуться к своим родовичам» [44,т.3,с.59]. А родоправитель этого же рода манап Бурсук (вероятно Борсок-Ч.Т.), отделившись от племени бугу, совершал частые набеги на соседние роды. «Наш хозяин Бурсук не принадлежал к числу манапов, не участвовал в народных совещаниях и был очень беден. Однако же Бурсук хотел иметь родовое значение и, чтобы разбогатеть, вел баранту почти со всеми киргизскими аристократами. С этой целью он выбирал для своих аулов самые крепкие позиции, удаленные от общих кочевок» [44,т.3,с.344]. Эти наблюдения Ч.Ч.Валиханова отражают то, что распри являлись инструментом обогащения и источником родовой независимости, потому любые попытки внутриплеменной консолидации и централизации власти вокруг одного лидера у кыргызов не завершались успехом.
Анализ таблицы Ч.Ч.Валиханова о кыргызских родоподразделениях [44,т.2,с.83-87] отражает неравномерность распространения манапов и биев в том или ином племени. Так, в племени сарыбагыш большинство биев одновременно именовались манапами, а у племени бугу манапами являлись родоначальники крупных подразделений [86,с.88-89]. Но, в целом, таблица объективно отражает тот факт, что манапы в социальной иерархии кыргызского общества середины ХIХ века стояли выше, чем бии.
В приведённом контексте необходимо отметить, что валихановская Таблица о кыргызских родоподразделениях и социальной иерархии, прежде всего, составлялась для штаба Западносибирского генерал-губернаторства в г.Омске. Содержащийся в этом документе материал отражал тот факт, что в середине ХIХ веке социальный термин «манап» не вытеснил полностью понятия «бий», как ошибочно полагал С.М.Абрамзон [7,с.168], а только лишь усилился и утвердился в качестве феодального владетеля всего племени или его крупного подразделения. Более того, возникает новый статус – ага-манап (главный манап), который поддерживался царскими властями, в целях облегчения выполнения задачи, с помощью последних, по дальнейшей колонизации всей территории Кыргызстана.
В этой связи представляет интерес письмо из Главного Управления казахов Большой орды на имя начальника Алатавского округа казахов Большой Орды от 22 июня 1863 года, в котором отмечалось: «По представлению старшим манапом майора Качибека Ширалина и помощником к нему Сарпека Саскина, что они для надлежащего распоряжения будут высланы из Омска с выдачей им грамот по принадлежности к этим должностям (т.е. ага-манап–Ч.Т.)» [237].
Однако не все манапы, получившие этот титул от российских властей, имели сильное влияние на своих сородичей. Так, письмо Ч.Ч.Валиханова к начальнику Алатавского округа Г.А.Колпаковскому от 14 декабря 1864 года свидетельствует, что многие рода племени бугу уходили от ага-манапа Сарпека Саскина к старшему манапу Боромбаю, пользовавшимся в своем племени большим авторитетом [44,т.5,с.170].
В данном контексте нужно отметить, что к началу российской колонизации титул манап уже сам начал разнообразиться, в частности, был известен и такой, как – «чынжырлуу манап», т.е. наследственный правитель.
Осознание родственных уз с господствующей бийско-манапской верхушкой являлось завуалированной формой эксплуатации простых общинников. В рамках этой традиции и идеологии существовали различные формы и виды взаимного “всепомоществования” и социальной поддержки. Так, манапы и бии предоставляли своим аильчанам часть молочного скота или овец, за это последние должны были выполнять всю домашнюю работу в их хозяйстве. Такая форма называлась «саан».
Выдержки из книги «Кыргызы в трудах Чокана Валиханова», Бишкек, 2015. – 175 с.
Манапы
Смотреть что такое «Манапы» в других словарях:
МАНАПЫ — представители знати, судьи и военные предводители киргизских племен; поддерживали царское правительство. В 1919 24 активно участвовали в мятежах против советской власти. Звание манапы отменено в кон. 20 х гг … Большой Энциклопедический словарь
манапы — представители знати, судьи и военные предводители киргизских племён; поддерживали российское правительство. В 1919 1924 активно участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти. Звание манапы отменено в 20 х гг. * * * МАНАПЫ МАНАПЫ … Энциклопедический словарь
Манапы — (кирг.) представители киргизской феодально родовой аристократии, за которыми со стороны членов их рода признавалось право суда и предводительства в военное время. Институт М. был распространён у северо киргизских племён. К началу 19 века… … Большая советская энциклопедия
МАНАПЫ — (кирг.) представители кирг. феод. родовой аристократии, за к рыми со стороны членов их рода признавалось право суда и предводительства в воен. время. Институт манапства был распространен в сев. кирг. племенах. К нач. 19 в. звание М. и привилегии … Советская историческая энциклопедия
КИРГИЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Киргизия, расположена в сев. вост. части Ср. Азии, в горах и предгорьях Тянь Шаня и Памиро Алая. На Ю. В. граничит с Китаем, на С. и С. З. с Казах. ССР, на Ю. З. Узб. ССР, на Ю. Тадж. ССР. 14 окт. 1924 образована Кара Киргизская АО в составе… … Советская историческая энциклопедия
Киргизская Советская Социалистическая Республика — (Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы) Киргизия (Кыргызстан). I. Общие сведения 14 октября 1924 была образована Кара Киргизская (с мая 1925 Киргизская) АО в составе РСФСР; 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую… … Большая советская энциклопедия
Киргизская литература — ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД. «Киргизы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет повидимому ни одного названия, к рое так рано встречалось бы в истории» (акад. Бартольд). Еще в… … Литературная энциклопедия
Басмачество — (от тюрк. басмак нападать, налетать) вооружённое контрреволюционное националистическое движение в Средней Азии в 1917 26. Являлось формой классовой борьбы феодалов, баев, кулаков, мулл, национальной буржуазии против Советской власти. Их… … Большая советская энциклопедия
Национально-государственное размежевание Советских республик Средней Азии — территориально государственного преобразования 1924 25, осуществленные Советским государством на основе свободного волеизъявления народов Средней Азии и национальной политики, проводимой Коммунистической партией; один из этапов… … Большая советская энциклопедия
КИРГИЗИЯ — (киргиз. Кыргызстан), Киргизская Республика, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем на востоке и юго востоке, Таджикистаном на юго западе и Узбекистаном на западе. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на… … Энциклопедия Кольера