на что направлена семейная социализация

СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЦЕЛИ, ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

на что направлена семейная социализация. Смотреть фото на что направлена семейная социализация. Смотреть картинку на что направлена семейная социализация. Картинка про на что направлена семейная социализация. Фото на что направлена семейная социализацияСоциализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе определенных процессов:

Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с «модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.

Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х годов. Они наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи. Но, анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения осложняется действием специфических факторов.

Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и т.д.).

Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»).

Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.

Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.

Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город, приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как основа и для криминального поведения. Только социально-психологические особенности семьи позволяют сформировать у личности способности переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих».

Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения. Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и поддержания высокой планки семейного авторитета.

Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и отца в системе семейного производства, взамен единства родительского авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков, занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение авторитета отца, и усиление авторитета матери.

Вовлечение женщин в производство происходило в условиях существования социокультурных норм разделения мужских и женских обязанностей. Крах семейного производства коснулся прежде всего мужчин, урбанизация закрепила исчезновение тех видов домашнего труда, которые выполнялись мужчинами. Но за женщинами остались их прежние домашние роли, теснее всего связанные с функцией материнства. Отсюда доминирование матери в домашнем хозяйстве и в семье, дополняемое большим времяпрепровождением матери дома в связи со льготами, предоставляемыми матерям государством по уходу за детьми. Эти льготы породили своеобразную систему матриархата.

Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие. Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса матерей-одиночек.

Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась, сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного трудового сотрудничества родителей и детей обремененного необходимостью длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; наконец, зауженный авторитет семьи оказался раздроблен на два противоречащих друг другу авторитета отца и матери с усилением последнего.

Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами.

Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности. Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных (самых разнообразных!) группах и коллективах.

Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки н способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.

В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической адаптации к различным группам и коллективам.

Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи.

По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала – бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

Источник

Социализация детей в семье

Понятие семейной социализации ребенка

на что направлена семейная социализация. Смотреть фото на что направлена семейная социализация. Смотреть картинку на что направлена семейная социализация. Картинка про на что направлена семейная социализация. Фото на что направлена семейная социализация

Одним из базовых заданий семьи в жизни ребенка становится социализация. Это понятие включает в себя процесс постепенного принятия, обучения и осознания особых социальных ценностей и установок, так как они представляют собой общеобязательные принципы и правила. Многие ученые-социологи уверенны, что при оценке социализации более масштабно, она длится на протяжении всех периодов существования человека.

При более узконаправленном взгляде процесс включения в общество длится лишь до достижения совершеннолетия человеком.

Именно от взаимоотношений в семье будет зависеть схема, по которой в будущем, уже во взрослом возрасте, индивид будет пытаться самостоятельно выстраивать взаимоотношения в ново созданной семье.

Отдельные исследователи предоставляют доказательную информацию, что социализация ребенка всегда считалась единственным, очень индивидуальным и специфическим заданием семьи. На ее фоне все другие функции оставались лишь дополнениями, которые могли изменяться под внутренним или внешним влиянием обстоятельств в течение многих столетий.

Особо сильному воздействию со стороны семьи дети подвергаются в раннем возрасте, ведь их психика в этот период жизни наиболее гибкая и восприимчивая, и как следствия им проще осваивать и воспринимать новые ценности и выражать индивидуальные потребности.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Семья как социальная структура оказывает сильное влияние на личность ребенка с помощью отдельных механизмов:

Вся совокупность опыта помогает человеку в будущем выстраивать собственную линию поведения и планы на жизнь.

Основные периоды социализации детей

Социализация детей в семьях проходит ряд первостепенных периодов, и этот процесс достаточно непростой. Специалисты в этой сфере смогли доказать, что только после освоения каждого из периодов в лоне семьи ребенок в будущем сможет адаптироваться в обществе. Если оценивать цельно, социализация включает в себя два различных по длительности этапа, которые отличаются друг от друга еще и степенью интенсивности.

Первый период освоения социальных навыков представляет собой этап осознания ребенком себя как отдельной личности с учетом воспитания и в границах родительской семьи. Как итог, начиная с момента появления на свет и вплоть до юношеского возраста происходит постепенное неотрывное от отца с матерью личностное развитие. От этого периода и его протекания будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь ребенка, восприятие семейных и общепринятых норм и идеалов. Если внутри семьи дети не получают необходимого воспитания и примера, повзрослев, им будет намного сложнее подстраиваться под изменчивые условия и резкие смены обстоятельств.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Второй период социализации являет собой дальнейшее развитие и становление уже сформированной личности в процессе дальнейшего взаимодействия с людьми, а также при создании собственной семьи. Он охватывает период взросления и молодости и не имеет определенных временных рамок. Человек осознает себя самостоятельной личностью и начинает нести ответственность за свои действия, примеряет разные социальные роли, получает определенный социальный статус, достигает желаемой цели.

Семейное эмоциональное состояние влияет в перспективе на восприятие ребенком семейных ролей, желание обрести отношения и детей в будущем. Часто людям сложно строить собственные отношения, потому что в детстве получил негативный опыт на примере собственных родителей, видел все неприятные стороны семейных конфликтов и скандалов, неприятие определенных семейных ценностей и семьи как таковой.

Взрослея и осознавая самого себя, человек выбирает партнера по определенному набору критериев: к примеру, человека, при участии которого он сможет воспроизводить запрещенные в детстве ситуации или действия, вернуться к конфликтам и проблемам внутри себя и самовыразить их.

Стандартный и традиционный план, который будет отражать этапы семейной социализации, выглядит так:

Дети могут позитивно воспринимать самого себя, иметь виденье своего будущего и собственной семьи. Однако если пример в рамках семьи был неблагоприятным, во взрослой жизни человек воспринимает отношения в семье негативно, не может адекватно принимать их и оценивать. Он перекладывает неприятный опыт из прошлого на реально существующие взаимоотношения. Неадекватное оценивание не позволяет индивидууму наслаждаться собственной жизнью, а страхи и переживания будут постоянно сопровождать его жизнедеятельность, сдерживая порывы и вселяя неуверенность в себе.

Семья остается самым важным источником ориентиров и ценностей жизни, которые обязаны демонстрироваться обоими родителями для дальнейшей передачи их детям. Семейная социализация представляет собой один из ключевых периодов личностного развития, и от ее устройства зависят многие аспекты жизни уже взрослого человека. Как следствие, люди, которые в детстве росли в неполной семье или в среде, где родители постоянно конфликтовали, будут менее доверчивы к партнерам и людям в целом.

Источник

Социализация личности ребенка в семье

на что направлена семейная социализация. Смотреть фото на что направлена семейная социализация. Смотреть картинку на что направлена семейная социализация. Картинка про на что направлена семейная социализация. Фото на что направлена семейная социализация

на что направлена семейная социализация. Смотреть фото на что направлена семейная социализация. Смотреть картинку на что направлена семейная социализация. Картинка про на что направлена семейная социализация. Фото на что направлена семейная социализация

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Социализация личности ребёнка в семье»

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.

Источник

Особенности семейной социализации

Под семейной социализацией понимается процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом на протяжении его жизни ценностей, норм, установок, образцов поведения, относящихся к семейной сфере, и реализации собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в семейной жизни.

на что направлена семейная социализация. Смотреть фото на что направлена семейная социализация. Смотреть картинку на что направлена семейная социализация. Картинка про на что направлена семейная социализация. Фото на что направлена семейная социализация

Семейная социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Можно выделить три сферы, в которых осуществляется этот процесс: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса семейной социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых функций. Выделяются функции: экономическая, хозяйственно-бытовая, управленческая, сексуальная, репродуктивная, воспитательная, опекунская, досуговая, игровая. Происходит ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом каждая личность выявляет особо значимые аспекты деятельности, причем не просто уясняет их, но и осваивает, т.е. придает им личностный смысл. В дальнейшем происходит центрирование вокруг главного, сосредоточение внимания на нем и подчинение ему остальных видов деятельности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других отражается в освоении личностью новых ролей и осмыслении их значимости: от роли возлюбленного переходят к роли мужа, зятя, отца, деда и т.д.

Вторая сфера — общение. В контексте семейной социализации на одних этапах жизнедеятельности она расширяется (появляются новые родственники, рождаются дети и т.д.), на других — сужается. Одновременно характер общения может меняться: от монологического — к диалогическому, от ориентации на себя — к ориентации на партнера и т.д.

Наконец, третья сфера семейной социализации — самосознание — относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности. Его развитие немыслимо вне семьи, в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах близких.

Процесс семейной социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, позволяют индивиду осваивать ближайшую микросреду. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход.

Семейная социализация имеет свои стадии. Основанием для их классификации служит отношение людей к созданию собственной семьи. Если принять этот принцип за основу, то можно выделить две основные стадии: досемейную и семейную.

Досемейная стадия охватывает весь период жизни человека до создания собственной семьи. В свою очередь эта стадия разделяется на три самостоятельных периода.

Ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу. В этот период ребенок усваивает образцы поведения, свойственные тому или иному полу, приобретает начальные хозяйственно-бытовые навыки, получает первый опыт общения.

Стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Различные учебные предметы влияют на формирование культурных норм и ценностей взаимоотношений полов, способствуют осмыслению категорий любви, верности, счастья. В школе приобретаются практические знания и умения по домоводству; в семье расширяется диапазон домашних обязанностей. Отношения между сверстниками формируют опыт взаимодействия и общения с представителями противоположного пола. Зачастую от сверстников подростки получают информацию по вопросам пола и приобретают первый сексуальный опыт. На этих этапах формируются различные образцы социализации детей: мальчики и девочки вырабатывают разные жизненные установки.

Для выяснения роли школы в семейной социализации молодых людей рассмотрим их оценки своей подготовленности к данной сфере жизни (см. табл.).

Таблица: Оценка степени подготовленности выпускников (в %)

ГотовностьХорошо подготовленПлохо подготовлен
19911997 г.1993 г.1997 г.
К сексуальной жизни52591411
К созданию собственной семьи24203141

Сравнительные данные позволяют выявить углубление разрыва между тем, как молодые люди оценивают свою подготовленность к сексуальной жизни и к созданию семьи.

В содержании образования подготовка к семейной жизни представлена в виде уроков домоводства и труда и опосредованно в предметах гуманитарного цикла, раскрывающих этику взаимоотношений между полами на примерах литературных героев и т.д. Вопросам сексуальной культуры уделяется несравнимо меньше времени. Тем не менее выпускники оценивают свою подготовленность в этой сфере гораздо выше, чем в семейной. В чем же тут дело?

Во-первых, основное место в информированности по вопросам сексуальной культуры занимает информальное образование (общение с друзьями, программы телевидения, чтение журналов, книг и т.д.). Роль формального образования невелика, несмотря на непрекращающиеся дебаты ученых и педагогов о необходимости введения курса по подготовке к семейной жизни.

Во-вторых, оценивая свою подготовленность, выпускники, скорее всего, имеют в виду готовность как систему социально-психологических установок личности. И здесь готовность к сексуальной жизни опережает готовность к созданию семьи, что впоследствии отражается в реальном поведении. Так, по данным исследования И.С.Кона, В.Д.Шапиро, В.В.Червякова, около 50% юношей и около 40% девушек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт, который зачастую рассматривается как способ самоутверждения, как способ продемонстрировать самому себе собственную зрелость.

Однако отсутствие готовности к браку к периоду окончания школы у большинства опрошенных не снижает их отношения к семье как ценности, определяющей в будущем жизненный успех. Среди значимых ценностей выпускников «семья» занимает одно из лидирующих мест.

Выбор брачного партнера (ухаживание). Институт «ухаживания» включает поиск любимого человека. Однако юноши и девушки не видят в каждом партнере будущего супруга: любовные отношения могут привести к заключению брака, но они ценны и сами по себе. Официальному браку для многих молодых людей предшествует сожительство, его можно охарактеризовать как временную ступень к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений. Осваивается сексуальная сфера, совместная досуговая деятельность.

Семейная стадия включает несколько периодов

Период адаптации. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них — адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи прилагаются для «первоначального семейного обзаведения». Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Складываются отношения с родственниками — особенно, если молодая семья не имеет собственного жилья.

Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентацией, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно.

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За начальной стадией семейной жизни следует основной, центральный этап жизненного цикла — сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства. Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится сложнее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного (культурного) и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача — сохранить эмоциональную близость в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась. В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями общность их проявляется в гораздо большей мере — в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима в этот период воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей. Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразный проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой — ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений. Требования к родителям годовалого ребенка и подростка весьма различны.

Особое место в воспитании детей родители отводят школе. Для них важно, как свидетельствует исследование, проведенное О.К.Самарцевой и И.А.Логиновой в Самаре, чтобы школа не только дала знания, но и привлекала своим психологическим комфортом. При этом представление о важности психологического комфорта растет из года в год как реакция на нарастание напряженности во взаимоотношениях учителей и учащихся.

Родители оказывают определяющее влияние на жизненные планы старшеклассников. По данным самарских социологов (подтвержденным в Петербурге и Подмосковье), от 42 до 67% опрошенных назвали родительский совет определяющим в выборе учебного заведения для продолжения образования. Особенно велика оказалась роль матери.

Семья с детьми, создавшими собственные семьи. Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Но зато возникают новые роли — «бабушек» и «дедушек». Они требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части забот на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях.

Постаревшая семья. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни подобной семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил все меньше, увеличивается потребность в рекреации, все большее значение приобретает отдых. Окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей увеличивают потребность в признании, уважении. Потребность ощущать свою необходимость и значимость начинает играть особенно заметную роль.

Установлено и описано два критических периода в жизни семьи. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи. Ведущую роль в кризисе приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат — увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения как отражение бытовых и других проблем. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. Он характеризуется отделением детей от семьи, нарастанием соматических жалоб, тревожности, ощущением пустоты жизни. Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение, способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

Последствия воздействия трудностей на семью разнообразны. Они затрагивают различные сферы жизни семьи: нарушаются воспитательные функции, супружеские отношения и т.д. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить ее неблагоприятные последствия. Семьи реагируют на трудности весьма различно. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие, в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.

Для выяснения наиболее острых проблем, вызывающих конфликты в семье, сотрудники Института образования взрослых (г. Санкт-Петербург) обратились к респондентам с вопросом: «Что, на Ваш взгляд, является основным источником конфликтов в семье?»

Ответы опрошенных распределились следующим образом (табл.).

Таблица: Основные источники конфликтов в семье

Источники конфликтовЧасто в %Время от времени (в в%
1. Отсутствие общих интересов3730
2. Несходство характеров3537
3. Материальные проблемы2841
4. Несправедливое распределение бытовых обязанностей1937
5. Сексуальная неудовлетворенность1827
6. Конфликты с детьми1537
7. Конфликты с родителями1440

Как видно из приведенной таблицы, отсутствие духовной и психологической адаптированности вызывает наибольшие трудности в семейной жизни респондентов. Значительно влияние также такого «социального стрессора», как материальные проблемы.

Как это отражается на удовлетворенности браком? Максимально удовлетворены — 23,7%; удовлетворены — 47,4%; не удовлетворены — 17,9%.

Число респондентов, не удовлетворенных семейной жизнью, значительно меньше, чем тех, кто указывает на те или иные трудности или конфликты. Таким образом, семьи реагируют на проблемы весьма различно. Так, в группе респондентов, не удовлетворенных семейной жизнью, большинство конфликтов приобретает хронический характер.

Различия в степени устойчивости семей по отношению к трудностям зависят от способности опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них самую удачную. Однако решение семейных проблем определяется не только принятием какого-то варианта действий. Необходимо определенное самоограничение каждого из ее членов, умение взять на себя основные нагрузки, большое напряжение воли и т.д. Выделяются также определенные особенности семьи, благодаря которым она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей — гибкость взаимоотношений, средняя степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира и т.д.

Как на семейную социализацию влияет образование?

Как уже отмечалось, образование превратилось в решающую сферу жизни. Продвинуться по службе в начале нового века становится невозможно без качественного образования. Но увеличение его сроков опосредованно отражается на семье, так как оно отодвигает вступление человека в профессиональную деятельность. В этих условиях индивиду нелегко решиться на брак и еще труднее быть уверенным в его стабильности и продолжительности.

Одно из последствий длительного обучения — сложность совместимости людей, растущие требования друг к другу. Вместе с тем выяснилось: чем выше уровень образования родителей, тем более качественное образование они стремятся дать своим детям. Среди успешно обучающихся старшеклассников значительно больше родителей с высшим образованием. Среди учащихся, родители которых получили высшее образование, низкую успеваемость имели только 16% респондентов.

Итак, на семейную социализацию влияет целый комплекс социальных и экономических факторов. Поэтому российскую семью, с одной стороны, характеризуют многие признаки постсовременной семьи (автономия брачности, сексуальности и воспроизводства), с другой — она является своеобразным «островком безопасности».

На каждом этапе социализации семья преодолевает различные кризисы. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие, в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.

Увеличение сроков образования прямо и опосредованно отражается на семейной социализации. Возрастает сложность совместимости двух меняющихся людей. Рост числа женщин, имеющих высококвалифицированную специальность, приводит к конфликту ролей. Чем прогрессивнее тип семейных отношений, тем больше возможностей у каждого члена семьи для развития индивидуальности. Уровень образования родителей оказывает существенное влияние на характер социализации детей.

Неформальное образование родителей как воспитателей

Образование — конкретно-историческое явление, главные компоненты которого (цели, средства, организация), определяются особенностями социально-экономического и социокультурного развития общества. Последние десятилетия, изменившие весь общественный строй в России, породили новые тенденции в развитии российского образования. В условиях социокультурных и экономических трансформаций 90-х гг. коллективистские и нематериальные ценности, доминировавшие в советской России, были существенно потеснены ценностями индивидуалистическими, материальными. Эти перемены вызвали духовный кризис социума, размывание традиционных нравственных ориентиров. Диффузное состояние базовых ценностей национальной культуры породило неопределенность социального заказа в области образования и воспитания.

Особенно остро встают проблемы, связанные с воспитанием детей. Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, отчуждение школы от задач воспитания, перенос акцента на знаниевую подготовку учащихся. С другой стороны, значительно снизился воспитательный потенциал семьи, так как деятельность большинства родителей сосредоточена на выживании, а не на проблемах воспитания. Нередки случаи, когда семья, родители не справляются со своими обязанностями, вследствие чего обостряется проблема социального сиротства.

Идея целенаправленной деятельности общества по подготовке человека к выполнению родительской роли находит во всем мире все более широкое признание. Не случайно в послании генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора прямо подчеркнута необходимость «инвестирования в образование родителей», особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей.

В нашей стране, где в советское время был накоплен значительный опыт систематической работы по обучению и просвещению родителей, эта идея сама по себе не является новой. В 80-е годы XX века в нашей стране действовала широкая сеть народных университетов, школьных лекториев для родителей и других подобных организаций, деятельность которых с распадом СССР и потерей идеологических ориентиров прекратилась в результате отсутствия «заказа» со стороны государства. Однако накопленный опыт требует осмысления принципиально новых подходов к организации этой работы в современных условиях, с учетом изменившихся функций семьи и достижений научного знания о развитии человека как индивидуума и личности.

Для современного общества характерно изменение традиционных взглядов на воспитание как процесс и результат формирования человека, а также на ту роль, которую играют в этом процессе родители ребенка. Если раньше, лет 15-20 назад, общественное воспитание в детских учреждениях СССР считалось вполне заменяющим домашнее, то сегодня никто уже не спорит о значимости роли матери в формировании личности ребенка в первые годы (и особенно месяцы) жизни и решающем влиянии семьи в нравственном становлении его личности. Более того, и в отечественной, и в зарубежной специальной литературе в последние десятилетия проблемы семьи и семейного воспитания рассматриваются как определяющие психическое здоровье человека и успешность его социализации не только в детстве, но и на протяжении всей жизни.

Современный этап развития отношений двух социальных институтов — семьи и школы — характеризуется рядом позитивных явлений, в частности, таких, как ориентация на полноправное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Актуальной становится идея, возникшая в России еще в прошлом веке, — идея творческого сотрудничества педагогов и родителей на основе активного партнерского взаимодействия. Одной из важных сфер непрерывного образования становится «семейное обучение», компенсирующее низкую подготовку молодых людей к семейной жизни.

Однако на практике многие родители не могут реализовать предоставляемую им возможность полноправного участия в образовательном процессе, поскольку оказываются не готовыми не только к сотрудничеству с педагогами школы, но и к самому процессу воспитания детей.

При этом можно наблюдать двоякое проявление этого. Некоторые родители, не получая специальных знаний, вынуждены действовать лишь по образцам старшего поколения. В их деятельности преобладают авторитарные методы воспитания и гиперопека ребенка во всех сферах его жизнедеятельности. Ошибки семейного воспитания детей распространяются и на жизнь внуков. Если же учесть тот факт, что современный префигуративный тип культуры (1.с. 361), доминирующий в обществе, характеризуется новым типом социальной межпоколенческой связи, где образ жизни старшего поколения в корне отличается от младшего, становится очевидной недостаточность традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению.

С другой стороны, многие родители, которые хотели бы соответствовать растущим социальным требованиям к развитию и образованию детей, просто не знают, как это осуществить. Эти родители часто становятся жертвами очередной «моды на образование» и невольно наносят вред своему ребенку, не учитывая его индивидуальных склонностей.

Низкое качество семейного воспитания давно вызывает тревогу общества: и не только из-за роста брошенных и отстающих в развитии детей, но и в связи с большим количеством внешне вполне благополучных детей, имеющих явные и скрытые психические отклонения: неуравновешенность, повышенную тревожность, неспособность к волевому усилию и элементарной самоорганизации и т.п. Так, по данным специального обследования, проведенного в 1995 году, каждый третий школьник, то есть 7,5 млн. детей в России имели психические или неврологические отклонения.

Особые проблемы возникают в неполных и конфликтных семьях, где и дети, и родители испытывают дополнительные трудности и психические перегрузки, приводящие нередко к заболеваниям и психическим отклонениям в развитии ребенка. С такими родителями и детьми школа испытывает много трудностей, когда в соответствии с гуманистической ориентацией педагоги стараются помочь этим детям благополучно закончить школу.

Обобщая сказанное, правомерно сделать вывод о назревшей общественной потребности в повышении функциональной грамотности родителей, под которой понимается комплекс поведенческих, ценностных и образовательных ориентаций, способствующих успешному выполнению родительских функций и, следовательно, полноценному развитию детей.

Учитывая социальную значимость и массовый характер родительства, представляется целесообразным выделение образования родителей в особую сферу непрерывного образования взрослых.

Традиционно в системе непрерывного образования выделяется три подсистемы формальное, неформальное и информальное образование. Под формальным подразумевается иерархическая, хронологически разграниченная образовательная система, начиная с начальной школы и заканчивая поствузовским образованием.

Неформальное образование представляет собой совокупность образовательных программ, предназначенных для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей различных групп населения, не связанных с документальным подтверждением факта прохождения обучения.

Наконец, информальное или случайное образование — процесс, в ходе которого индивид приобретает знания, вырабатывает собственную систему отношений и оценок под влиянием окружающей среды — семьи, коллег, друзей, средств массовой информации и т.д.

Анализируя опыт образования родителей с позиции данного структурного подхода, можно выявить доминирование двух явно выраженных подструктур:

Если говорить о первой (информальной) подструктуре, ее вряд ли можно считать эффективной, поскольку она, по существу, сводится к спонтанному воспроизведению традиционных образцов воспитания, что, как уже упоминалось, не соответствует изменившейся социокультурной ситуации в современной России.

В качестве приоритетного направления в сфере образовании современных родителей представляется развитие неформального образования. Специфика неформального образования заключается в том, что оно, отвечая конкретным потребностям родителей, в то же время оказывает целенаправленное формирующее воздействие — пробуждает у родителей потребность в рефлексии и осмыслении своего отношения к ребенку и процессу его воспитания. При этом, в отличие от формализованных образовательных систем, ведущей целью неформального образования родителей является не столько приобретение знаний, сколько развитие на их основе социально зрелого отношения к ребенку как самоценной личности и субъекту деятельности. Знания выступают здесь, прежде всего, в качестве предпосылки, позволяющей осмыслить свой и чужой родительский опыт и сформировать новую, более конструктивную и социально зрелую позицию по отношению к ребенку.

В современных социально-экономических условиях ведущим “заказчиком” неформального образования родителей может и должна выступать школа как социальный институт и она же должна стать его организатором. Для этого не требуется значительных дополнительных ресурсов, а достаточно осознания проблемы и установления сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Показателем назревшей в обществе необходимости создания и развития разнообразных неформальных образовательных программ для родителей как воспитателей является неуклонный рост девиантного поведения и преступности среди подростков. По результатам социологических опросов школьных педагогов и родителей, 60% учителей считают, что наиболее значимой причиной этого является самоустранение семьи от воспитания детей. По значимости эта причина опередила даже такие аргументы, как «ослабление порядка в стране» и «падение престижа образования», на которые указывают соответственно 46% и 50% опрошенных (3. с.135).

Именно родителям подростков уделялось наибольшее вниманием в системе традиционной работы народных университетов для родителей и отделений общества Знание в недавнем прошлом. В обучении родителей школьников накоплен немалый опыт, который еще ждет своего компетентного осмысления специалистами по образованию взрослых с учетом сложившейся социокультурной ситуации в стране.

При этом следует учитывать тот факт, что обучение родителей должно носить развивающий характер. Уже давно у специалистов в области обучения детей не вызывает сомнений тот факт, что эффективным является такое обучение, которое ориентируется на зону потенциального развития, т.е. на завтрашний день в развитии ребенка. Обучение, ориентированное на уже достигнутый уровень развития, ничего существенно в этом развитии не меняет. Ситуация в обучении родителей представляется аналогичной. Родителям необходимо давать знания с некоторым опережением времени его практического использования. Иначе говоря, психолого-педагогическая подготовка родителей должна строиться (и действительно строилась в недавнем прошлом) с учетом возрастных особенностей детей, по возможности, предвосхищая возникновение соответствующих возрасту проблем воспитания.

От родителей необходимо требовать не запоздалых реакций на плохое поведение или учебные проблемы школьников, а выработки у ребенка определенных установок и интегративных личностных умений, соответствующих его возрасту и школьной деятельности. Как это конкретно реализовать, что именно могут и должны делать родители — и составляет содержание их неформального обучения в период школьной жизни ребенка.

Однако в практике недавнего прошлого традиционно обучение родителей на базе школ и в народных университетах касалось в основном воспитания школьников. В то время как данные современной психологии убедительно показывают, что упущенные возможности воздействия на психику в младенческом возрасте впоследствии практически невосполнимы. Причем это относится не только к развитию каких-то специальных выдающихся способностей, но, прежде всего, к качеству развития психики в целом, что в конечном итоге определяет жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться в любых социальных условиях, включая ситуации резкой смены жизненных обстоятельств.

Личность ребенка к школьному возрасту в значительной степени уже сформирована. Как справедливо утверждает директор Ассоциации раннего развития Масару Ибука (г.Мапумото, Япония), «после трех лет уже поздно» начинать развитие, можно лишь продолжать надстраивать заложенный в психике ребенка фундамент. Следовательно, столь позднее (относительно возраста ребенка) обучение родителей неизбежно оказывалось направленным не столько на формирование, сколько на коррекцию ранее сформированных негативных качеств и форм поведения, проявившихся в учебной деятельности и поступках взрослеющего ребенка. Однако в нашей стране педагогического всеобуча для молодых родителей с детьми младенческого и ясельного возраста (до 3-х лет) в прошлом просто не существовало. Вся обучающая информация давалась в детских поликлиниках и носила сугубо медицинский характер.

Однако, к середине 80-х годов в России стали появляться программы образовательной помощи родителям, получившие широкое распространение и применение в развитых странах мира (Э.Берн, Д.Бобкок и Т.Кипс, У.Глассер, Т.Гордон, М.Джеймс и Д.Джонгвард, Б.Динкмеер и М.Мак-Кей, Р.Дрейкурс, Х.Жино, Т.Мак-Гинесс, Р.Саймон, А.Фабер и Е.Мазлиш и др.). Анализ содержания и особенностей реализации этих программ позволяет сделать вывод о том, что главная цель большинства образовательных программ для родителей состоит в преодолении ошибочных позиций в отношении к ребенку и развитии способности родителей эффективно взаимодействовать с ним, начиная с периода пренатального развития.

Возникновение в последние годы различных программ раннего обучения (плаванию, иностранным языкам, чтению и даже письму одновременно с формированием устной речи ребенка и т.д.) связано с появлением в России многочисленной переводной литературы, благодаря которой наиболее интересные идеи зарубежных авторов, таких, как Б.Спок, М.Ибука, А.Фромм, Р.Штейнер, К.Норкот Паркинсон, В.Клайн, С.Лупан, Ш.Сузуки, Г.Доуман, Э.Матейчик и других, стали доступными нашим родителям и педагогам.

Несомненный интерес представляет опыт обучения молодых матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в так называемых «Маминых школах», где мамы занимаются вместе со своими детьми (обычно 1,5-2,5 лет). Программы обучения в таких группах содержат много интересного, безусловно, полезного для мам, в целом подобное обучение не может удовлетворить назревшую необходимость психолого-педагогического просвещения и обучения молодых родителей, тем более, что коммерческая основа существования такого обучения лишает доступа к нему малоимущих (которых сегодня среди молодых семей едва ли не большинство), а также придает конъюнктурный характер всей организации обучения.

В качестве конкретных форм обучения родителей школьников могут использоваться как специальные обучающие лекции и занятия (даже циклы занятий), так и беседы общего плана, нацеленные на более широкое психолого-педагогическое и социально-психологическое образование. Особенно хорошо воспринимаются беседы, совмещенные с классными родительскими собраниями, на которых вследствие более камерной (чем на общешкольных собраниях) обстановки легче организовать обучение родителей. Важным интитуциональным компонентом системы обучения родителей должна стать подготовка старшеклассников общеобразовательных школ и студентов к осознанию себя в будущем в роли отца или матери в процессе изучения курса «Этика и психология семейной жизни». Главный смысл этой подготовки заключается в том, чтобы юноши и девушки на пороге самостоятельной жизни задумались о роли отца и матери в жизни ребенка, получили представление об отношениях мужчины и женщины как необходимом условии не только возникновения, но и благоприятного развития новой человеческой жизни — важнейшем условии нормального развития ребенка.

Рассмотрим наиболее распространенные формы «семейного обучения»

Семейная дискуссия — обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи и способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует следующие цели:

1. Коррекция представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах разрешения конфликтов, о планировании и организации семейной жизни, о распределении обязанностей и т.д.

2. Обучение членов семьи методам дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. Участникам дискуссии предлагаются правила ведения дискуссии, которые обсуждаются с участниками и которым те стараются следовать. Вот как формируются некоторые из них:

«Цель дискуссии — не доказать свою правоту, а совместно найти истину»;

«Цель дискуссии — не прийти к соглашению, а установить истину»;

«Дискуссия — не соревнование и не способ выявления того, кто умней»;

«Прежде чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой».

3. Обучение формированию адекватного представления о том или ином аспекте семейной жизни, где немалую роль играет коррекция тех особенностей взаимоотношений членов семьи, которые препятствуют этому.

Обусловленное общение — разнообразные методы, которые сводятся к тому, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель обусловленного общения — дать возможность членам семьи откорректировать привычные нарушения в отношениях. Один из приемов — обмен записками: при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Это позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и содействовать рефлексии обучающихся. В результате члены семьи начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания.

Проигрывание семейных ролей. Эта техника включает проигрывание ролей в различных играх, символизирующих семейные отношения: «обмен ролями» (игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений), «проигрывание» конфликтных ситуаций и т.д.

Расширение возможности интерпретировать поступки другого. От участника требуется выдвинуть как можно больше версий мотивов, обусловивших какой-то поступок. Например, мать выполняет все пожелания своего сына.

Способность выдвинуть множество различных предположений о причинах того или иного поступка содействует коррекции нарушений представлений членов семьи друг о друге.

Однако все существующие и рассмотренные выше формы обучения родителей пока что не представляют целостной системы по ряду причин. Прежде всего, разрушение идеологии советского обучения и воспитания вызвало активизацию поиска альтернативных идей, но в результате пока что не возникло достаточно четких ориентиров для разработки концептуальных оснований теории воспитания вообще и семейного, в частности. Болезненный процесс ломки старых и становления новых экономических отношений поглощает не только материальные богатства, но и духовный потенциал нашего общества,

Итак, в настоящее время в российском обществе назрела острая потребность в разработке государственной политики в области подготовки и обучения родителей как воспитателей и созданы предпосылки для создания системы подготовки родителей к выполнению роли педагогически грамотных воспитателей своих детей, несущих полную правовую и моральную ответственность за качество семейного воспитания и за результат формирования личности ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *