на что направлена семейная социализация
СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЦЕЛИ, ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.
В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе определенных процессов:
Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с «модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.
Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х годов. Они наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи. Но, анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения осложняется действием специфических факторов.
Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и т.д.).
Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»).
Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.
Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.
Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город, приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как основа и для криминального поведения. Только социально-психологические особенности семьи позволяют сформировать у личности способности переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих».
Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения. Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и поддержания высокой планки семейного авторитета.
Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и отца в системе семейного производства, взамен единства родительского авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков, занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение авторитета отца, и усиление авторитета матери.
Вовлечение женщин в производство происходило в условиях существования социокультурных норм разделения мужских и женских обязанностей. Крах семейного производства коснулся прежде всего мужчин, урбанизация закрепила исчезновение тех видов домашнего труда, которые выполнялись мужчинами. Но за женщинами остались их прежние домашние роли, теснее всего связанные с функцией материнства. Отсюда доминирование матери в домашнем хозяйстве и в семье, дополняемое большим времяпрепровождением матери дома в связи со льготами, предоставляемыми матерям государством по уходу за детьми. Эти льготы породили своеобразную систему матриархата.
Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие. Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса матерей-одиночек.
Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась, сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного трудового сотрудничества родителей и детей обремененного необходимостью длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; наконец, зауженный авторитет семьи оказался раздроблен на два противоречащих друг другу авторитета отца и матери с усилением последнего.
Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами.
Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности. Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных (самых разнообразных!) группах и коллективах.
Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки н способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.
В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической адаптации к различным группам и коллективам.
Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи.
По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала – бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.
Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.
Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:
Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.
Социализация детей в семье
Понятие семейной социализации ребенка
Одним из базовых заданий семьи в жизни ребенка становится социализация. Это понятие включает в себя процесс постепенного принятия, обучения и осознания особых социальных ценностей и установок, так как они представляют собой общеобязательные принципы и правила. Многие ученые-социологи уверенны, что при оценке социализации более масштабно, она длится на протяжении всех периодов существования человека.
При более узконаправленном взгляде процесс включения в общество длится лишь до достижения совершеннолетия человеком.
Именно от взаимоотношений в семье будет зависеть схема, по которой в будущем, уже во взрослом возрасте, индивид будет пытаться самостоятельно выстраивать взаимоотношения в ново созданной семье.
Отдельные исследователи предоставляют доказательную информацию, что социализация ребенка всегда считалась единственным, очень индивидуальным и специфическим заданием семьи. На ее фоне все другие функции оставались лишь дополнениями, которые могли изменяться под внутренним или внешним влиянием обстоятельств в течение многих столетий.
Особо сильному воздействию со стороны семьи дети подвергаются в раннем возрасте, ведь их психика в этот период жизни наиболее гибкая и восприимчивая, и как следствия им проще осваивать и воспринимать новые ценности и выражать индивидуальные потребности.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Семья как социальная структура оказывает сильное влияние на личность ребенка с помощью отдельных механизмов:
Вся совокупность опыта помогает человеку в будущем выстраивать собственную линию поведения и планы на жизнь.
Основные периоды социализации детей
Социализация детей в семьях проходит ряд первостепенных периодов, и этот процесс достаточно непростой. Специалисты в этой сфере смогли доказать, что только после освоения каждого из периодов в лоне семьи ребенок в будущем сможет адаптироваться в обществе. Если оценивать цельно, социализация включает в себя два различных по длительности этапа, которые отличаются друг от друга еще и степенью интенсивности.
Первый период освоения социальных навыков представляет собой этап осознания ребенком себя как отдельной личности с учетом воспитания и в границах родительской семьи. Как итог, начиная с момента появления на свет и вплоть до юношеского возраста происходит постепенное неотрывное от отца с матерью личностное развитие. От этого периода и его протекания будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь ребенка, восприятие семейных и общепринятых норм и идеалов. Если внутри семьи дети не получают необходимого воспитания и примера, повзрослев, им будет намного сложнее подстраиваться под изменчивые условия и резкие смены обстоятельств.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Второй период социализации являет собой дальнейшее развитие и становление уже сформированной личности в процессе дальнейшего взаимодействия с людьми, а также при создании собственной семьи. Он охватывает период взросления и молодости и не имеет определенных временных рамок. Человек осознает себя самостоятельной личностью и начинает нести ответственность за свои действия, примеряет разные социальные роли, получает определенный социальный статус, достигает желаемой цели.
Семейное эмоциональное состояние влияет в перспективе на восприятие ребенком семейных ролей, желание обрести отношения и детей в будущем. Часто людям сложно строить собственные отношения, потому что в детстве получил негативный опыт на примере собственных родителей, видел все неприятные стороны семейных конфликтов и скандалов, неприятие определенных семейных ценностей и семьи как таковой.
Взрослея и осознавая самого себя, человек выбирает партнера по определенному набору критериев: к примеру, человека, при участии которого он сможет воспроизводить запрещенные в детстве ситуации или действия, вернуться к конфликтам и проблемам внутри себя и самовыразить их.
Стандартный и традиционный план, который будет отражать этапы семейной социализации, выглядит так:
Дети могут позитивно воспринимать самого себя, иметь виденье своего будущего и собственной семьи. Однако если пример в рамках семьи был неблагоприятным, во взрослой жизни человек воспринимает отношения в семье негативно, не может адекватно принимать их и оценивать. Он перекладывает неприятный опыт из прошлого на реально существующие взаимоотношения. Неадекватное оценивание не позволяет индивидууму наслаждаться собственной жизнью, а страхи и переживания будут постоянно сопровождать его жизнедеятельность, сдерживая порывы и вселяя неуверенность в себе.
Семья остается самым важным источником ориентиров и ценностей жизни, которые обязаны демонстрироваться обоими родителями для дальнейшей передачи их детям. Семейная социализация представляет собой один из ключевых периодов личностного развития, и от ее устройства зависят многие аспекты жизни уже взрослого человека. Как следствие, люди, которые в детстве росли в неполной семье или в среде, где родители постоянно конфликтовали, будут менее доверчивы к партнерам и людям в целом.
Социализация личности ребенка в семье
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Социализация личности ребёнка в семье»
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.
Особенности семейной социализации
Под семейной социализацией понимается процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом на протяжении его жизни ценностей, норм, установок, образцов поведения, относящихся к семейной сфере, и реализации собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в семейной жизни.
Семейная социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Можно выделить три сферы, в которых осуществляется этот процесс: деятельность, общение, самосознание.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса семейной социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых функций. Выделяются функции: экономическая, хозяйственно-бытовая, управленческая, сексуальная, репродуктивная, воспитательная, опекунская, досуговая, игровая. Происходит ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом каждая личность выявляет особо значимые аспекты деятельности, причем не просто уясняет их, но и осваивает, т.е. придает им личностный смысл. В дальнейшем происходит центрирование вокруг главного, сосредоточение внимания на нем и подчинение ему остальных видов деятельности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других отражается в освоении личностью новых ролей и осмыслении их значимости: от роли возлюбленного переходят к роли мужа, зятя, отца, деда и т.д.
Вторая сфера — общение. В контексте семейной социализации на одних этапах жизнедеятельности она расширяется (появляются новые родственники, рождаются дети и т.д.), на других — сужается. Одновременно характер общения может меняться: от монологического — к диалогическому, от ориентации на себя — к ориентации на партнера и т.д.
Наконец, третья сфера семейной социализации — самосознание — относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности. Его развитие немыслимо вне семьи, в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах близких.
Процесс семейной социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, позволяют индивиду осваивать ближайшую микросреду. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход.
Семейная социализация имеет свои стадии. Основанием для их классификации служит отношение людей к созданию собственной семьи. Если принять этот принцип за основу, то можно выделить две основные стадии: досемейную и семейную.
Досемейная стадия охватывает весь период жизни человека до создания собственной семьи. В свою очередь эта стадия разделяется на три самостоятельных периода.
Ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу. В этот период ребенок усваивает образцы поведения, свойственные тому или иному полу, приобретает начальные хозяйственно-бытовые навыки, получает первый опыт общения.
Стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Различные учебные предметы влияют на формирование культурных норм и ценностей взаимоотношений полов, способствуют осмыслению категорий любви, верности, счастья. В школе приобретаются практические знания и умения по домоводству; в семье расширяется диапазон домашних обязанностей. Отношения между сверстниками формируют опыт взаимодействия и общения с представителями противоположного пола. Зачастую от сверстников подростки получают информацию по вопросам пола и приобретают первый сексуальный опыт. На этих этапах формируются различные образцы социализации детей: мальчики и девочки вырабатывают разные жизненные установки.
Для выяснения роли школы в семейной социализации молодых людей рассмотрим их оценки своей подготовленности к данной сфере жизни (см. табл.).
Таблица: Оценка степени подготовленности выпускников (в %)
Готовность | Хорошо подготовлен | Плохо подготовлен | ||
1991 | 1997 г. | 1993 г. | 1997 г. | |
К сексуальной жизни | 52 | 59 | 14 | 11 |
К созданию собственной семьи | 24 | 20 | 31 | 41 |
Сравнительные данные позволяют выявить углубление разрыва между тем, как молодые люди оценивают свою подготовленность к сексуальной жизни и к созданию семьи.
В содержании образования подготовка к семейной жизни представлена в виде уроков домоводства и труда и опосредованно в предметах гуманитарного цикла, раскрывающих этику взаимоотношений между полами на примерах литературных героев и т.д. Вопросам сексуальной культуры уделяется несравнимо меньше времени. Тем не менее выпускники оценивают свою подготовленность в этой сфере гораздо выше, чем в семейной. В чем же тут дело?
Во-первых, основное место в информированности по вопросам сексуальной культуры занимает информальное образование (общение с друзьями, программы телевидения, чтение журналов, книг и т.д.). Роль формального образования невелика, несмотря на непрекращающиеся дебаты ученых и педагогов о необходимости введения курса по подготовке к семейной жизни.
Во-вторых, оценивая свою подготовленность, выпускники, скорее всего, имеют в виду готовность как систему социально-психологических установок личности. И здесь готовность к сексуальной жизни опережает готовность к созданию семьи, что впоследствии отражается в реальном поведении. Так, по данным исследования И.С.Кона, В.Д.Шапиро, В.В.Червякова, около 50% юношей и около 40% девушек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт, который зачастую рассматривается как способ самоутверждения, как способ продемонстрировать самому себе собственную зрелость.
Однако отсутствие готовности к браку к периоду окончания школы у большинства опрошенных не снижает их отношения к семье как ценности, определяющей в будущем жизненный успех. Среди значимых ценностей выпускников «семья» занимает одно из лидирующих мест.
Выбор брачного партнера (ухаживание). Институт «ухаживания» включает поиск любимого человека. Однако юноши и девушки не видят в каждом партнере будущего супруга: любовные отношения могут привести к заключению брака, но они ценны и сами по себе. Официальному браку для многих молодых людей предшествует сожительство, его можно охарактеризовать как временную ступень к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений. Осваивается сексуальная сфера, совместная досуговая деятельность.
Семейная стадия включает несколько периодов
Период адаптации. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них — адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи прилагаются для «первоначального семейного обзаведения». Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Складываются отношения с родственниками — особенно, если молодая семья не имеет собственного жилья.
Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентацией, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно.
Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За начальной стадией семейной жизни следует основной, центральный этап жизненного цикла — сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства. Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится сложнее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного (культурного) и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача — сохранить эмоциональную близость в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась. В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями общность их проявляется в гораздо большей мере — в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима в этот период воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей. Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразный проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой — ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений. Требования к родителям годовалого ребенка и подростка весьма различны.
Особое место в воспитании детей родители отводят школе. Для них важно, как свидетельствует исследование, проведенное О.К.Самарцевой и И.А.Логиновой в Самаре, чтобы школа не только дала знания, но и привлекала своим психологическим комфортом. При этом представление о важности психологического комфорта растет из года в год как реакция на нарастание напряженности во взаимоотношениях учителей и учащихся.
Родители оказывают определяющее влияние на жизненные планы старшеклассников. По данным самарских социологов (подтвержденным в Петербурге и Подмосковье), от 42 до 67% опрошенных назвали родительский совет определяющим в выборе учебного заведения для продолжения образования. Особенно велика оказалась роль матери.
Семья с детьми, создавшими собственные семьи. Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Но зато возникают новые роли — «бабушек» и «дедушек». Они требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части забот на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях.
Постаревшая семья. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни подобной семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил все меньше, увеличивается потребность в рекреации, все большее значение приобретает отдых. Окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей увеличивают потребность в признании, уважении. Потребность ощущать свою необходимость и значимость начинает играть особенно заметную роль.
Установлено и описано два критических периода в жизни семьи. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи. Ведущую роль в кризисе приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат — увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения как отражение бытовых и других проблем. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. Он характеризуется отделением детей от семьи, нарастанием соматических жалоб, тревожности, ощущением пустоты жизни. Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение, способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.
Последствия воздействия трудностей на семью разнообразны. Они затрагивают различные сферы жизни семьи: нарушаются воспитательные функции, супружеские отношения и т.д. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить ее неблагоприятные последствия. Семьи реагируют на трудности весьма различно. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие, в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.
Для выяснения наиболее острых проблем, вызывающих конфликты в семье, сотрудники Института образования взрослых (г. Санкт-Петербург) обратились к респондентам с вопросом: «Что, на Ваш взгляд, является основным источником конфликтов в семье?»
Ответы опрошенных распределились следующим образом (табл.).
Таблица: Основные источники конфликтов в семье
Источники конфликтов | Часто в % | Время от времени (в в% |
1. Отсутствие общих интересов | 37 | 30 |
2. Несходство характеров | 35 | 37 |
3. Материальные проблемы | 28 | 41 |
4. Несправедливое распределение бытовых обязанностей | 19 | 37 |
5. Сексуальная неудовлетворенность | 18 | 27 |
6. Конфликты с детьми | 15 | 37 |
7. Конфликты с родителями | 14 | 40 |
Как видно из приведенной таблицы, отсутствие духовной и психологической адаптированности вызывает наибольшие трудности в семейной жизни респондентов. Значительно влияние также такого «социального стрессора», как материальные проблемы.
Как это отражается на удовлетворенности браком? Максимально удовлетворены — 23,7%; удовлетворены — 47,4%; не удовлетворены — 17,9%.
Число респондентов, не удовлетворенных семейной жизнью, значительно меньше, чем тех, кто указывает на те или иные трудности или конфликты. Таким образом, семьи реагируют на проблемы весьма различно. Так, в группе респондентов, не удовлетворенных семейной жизнью, большинство конфликтов приобретает хронический характер.
Различия в степени устойчивости семей по отношению к трудностям зависят от способности опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них самую удачную. Однако решение семейных проблем определяется не только принятием какого-то варианта действий. Необходимо определенное самоограничение каждого из ее членов, умение взять на себя основные нагрузки, большое напряжение воли и т.д. Выделяются также определенные особенности семьи, благодаря которым она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей — гибкость взаимоотношений, средняя степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира и т.д.
Как на семейную социализацию влияет образование?
Как уже отмечалось, образование превратилось в решающую сферу жизни. Продвинуться по службе в начале нового века становится невозможно без качественного образования. Но увеличение его сроков опосредованно отражается на семье, так как оно отодвигает вступление человека в профессиональную деятельность. В этих условиях индивиду нелегко решиться на брак и еще труднее быть уверенным в его стабильности и продолжительности.
Одно из последствий длительного обучения — сложность совместимости людей, растущие требования друг к другу. Вместе с тем выяснилось: чем выше уровень образования родителей, тем более качественное образование они стремятся дать своим детям. Среди успешно обучающихся старшеклассников значительно больше родителей с высшим образованием. Среди учащихся, родители которых получили высшее образование, низкую успеваемость имели только 16% респондентов.
Итак, на семейную социализацию влияет целый комплекс социальных и экономических факторов. Поэтому российскую семью, с одной стороны, характеризуют многие признаки постсовременной семьи (автономия брачности, сексуальности и воспроизводства), с другой — она является своеобразным «островком безопасности».
На каждом этапе социализации семья преодолевает различные кризисы. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие, в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.
Увеличение сроков образования прямо и опосредованно отражается на семейной социализации. Возрастает сложность совместимости двух меняющихся людей. Рост числа женщин, имеющих высококвалифицированную специальность, приводит к конфликту ролей. Чем прогрессивнее тип семейных отношений, тем больше возможностей у каждого члена семьи для развития индивидуальности. Уровень образования родителей оказывает существенное влияние на характер социализации детей.
Неформальное образование родителей как воспитателей
Образование — конкретно-историческое явление, главные компоненты которого (цели, средства, организация), определяются особенностями социально-экономического и социокультурного развития общества. Последние десятилетия, изменившие весь общественный строй в России, породили новые тенденции в развитии российского образования. В условиях социокультурных и экономических трансформаций 90-х гг. коллективистские и нематериальные ценности, доминировавшие в советской России, были существенно потеснены ценностями индивидуалистическими, материальными. Эти перемены вызвали духовный кризис социума, размывание традиционных нравственных ориентиров. Диффузное состояние базовых ценностей национальной культуры породило неопределенность социального заказа в области образования и воспитания.
Особенно остро встают проблемы, связанные с воспитанием детей. Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, отчуждение школы от задач воспитания, перенос акцента на знаниевую подготовку учащихся. С другой стороны, значительно снизился воспитательный потенциал семьи, так как деятельность большинства родителей сосредоточена на выживании, а не на проблемах воспитания. Нередки случаи, когда семья, родители не справляются со своими обязанностями, вследствие чего обостряется проблема социального сиротства.
Идея целенаправленной деятельности общества по подготовке человека к выполнению родительской роли находит во всем мире все более широкое признание. Не случайно в послании генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора прямо подчеркнута необходимость «инвестирования в образование родителей», особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей.
В нашей стране, где в советское время был накоплен значительный опыт систематической работы по обучению и просвещению родителей, эта идея сама по себе не является новой. В 80-е годы XX века в нашей стране действовала широкая сеть народных университетов, школьных лекториев для родителей и других подобных организаций, деятельность которых с распадом СССР и потерей идеологических ориентиров прекратилась в результате отсутствия «заказа» со стороны государства. Однако накопленный опыт требует осмысления принципиально новых подходов к организации этой работы в современных условиях, с учетом изменившихся функций семьи и достижений научного знания о развитии человека как индивидуума и личности.
Для современного общества характерно изменение традиционных взглядов на воспитание как процесс и результат формирования человека, а также на ту роль, которую играют в этом процессе родители ребенка. Если раньше, лет 15-20 назад, общественное воспитание в детских учреждениях СССР считалось вполне заменяющим домашнее, то сегодня никто уже не спорит о значимости роли матери в формировании личности ребенка в первые годы (и особенно месяцы) жизни и решающем влиянии семьи в нравственном становлении его личности. Более того, и в отечественной, и в зарубежной специальной литературе в последние десятилетия проблемы семьи и семейного воспитания рассматриваются как определяющие психическое здоровье человека и успешность его социализации не только в детстве, но и на протяжении всей жизни.
Современный этап развития отношений двух социальных институтов — семьи и школы — характеризуется рядом позитивных явлений, в частности, таких, как ориентация на полноправное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Актуальной становится идея, возникшая в России еще в прошлом веке, — идея творческого сотрудничества педагогов и родителей на основе активного партнерского взаимодействия. Одной из важных сфер непрерывного образования становится «семейное обучение», компенсирующее низкую подготовку молодых людей к семейной жизни.
Однако на практике многие родители не могут реализовать предоставляемую им возможность полноправного участия в образовательном процессе, поскольку оказываются не готовыми не только к сотрудничеству с педагогами школы, но и к самому процессу воспитания детей.
При этом можно наблюдать двоякое проявление этого. Некоторые родители, не получая специальных знаний, вынуждены действовать лишь по образцам старшего поколения. В их деятельности преобладают авторитарные методы воспитания и гиперопека ребенка во всех сферах его жизнедеятельности. Ошибки семейного воспитания детей распространяются и на жизнь внуков. Если же учесть тот факт, что современный префигуративный тип культуры (1.с. 361), доминирующий в обществе, характеризуется новым типом социальной межпоколенческой связи, где образ жизни старшего поколения в корне отличается от младшего, становится очевидной недостаточность традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению.
С другой стороны, многие родители, которые хотели бы соответствовать растущим социальным требованиям к развитию и образованию детей, просто не знают, как это осуществить. Эти родители часто становятся жертвами очередной «моды на образование» и невольно наносят вред своему ребенку, не учитывая его индивидуальных склонностей.
Низкое качество семейного воспитания давно вызывает тревогу общества: и не только из-за роста брошенных и отстающих в развитии детей, но и в связи с большим количеством внешне вполне благополучных детей, имеющих явные и скрытые психические отклонения: неуравновешенность, повышенную тревожность, неспособность к волевому усилию и элементарной самоорганизации и т.п. Так, по данным специального обследования, проведенного в 1995 году, каждый третий школьник, то есть 7,5 млн. детей в России имели психические или неврологические отклонения.
Особые проблемы возникают в неполных и конфликтных семьях, где и дети, и родители испытывают дополнительные трудности и психические перегрузки, приводящие нередко к заболеваниям и психическим отклонениям в развитии ребенка. С такими родителями и детьми школа испытывает много трудностей, когда в соответствии с гуманистической ориентацией педагоги стараются помочь этим детям благополучно закончить школу.
Обобщая сказанное, правомерно сделать вывод о назревшей общественной потребности в повышении функциональной грамотности родителей, под которой понимается комплекс поведенческих, ценностных и образовательных ориентаций, способствующих успешному выполнению родительских функций и, следовательно, полноценному развитию детей.
Учитывая социальную значимость и массовый характер родительства, представляется целесообразным выделение образования родителей в особую сферу непрерывного образования взрослых.
Традиционно в системе непрерывного образования выделяется три подсистемы формальное, неформальное и информальное образование. Под формальным подразумевается иерархическая, хронологически разграниченная образовательная система, начиная с начальной школы и заканчивая поствузовским образованием.
Неформальное образование представляет собой совокупность образовательных программ, предназначенных для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей различных групп населения, не связанных с документальным подтверждением факта прохождения обучения.
Наконец, информальное или случайное образование — процесс, в ходе которого индивид приобретает знания, вырабатывает собственную систему отношений и оценок под влиянием окружающей среды — семьи, коллег, друзей, средств массовой информации и т.д.
Анализируя опыт образования родителей с позиции данного структурного подхода, можно выявить доминирование двух явно выраженных подструктур:
Если говорить о первой (информальной) подструктуре, ее вряд ли можно считать эффективной, поскольку она, по существу, сводится к спонтанному воспроизведению традиционных образцов воспитания, что, как уже упоминалось, не соответствует изменившейся социокультурной ситуации в современной России.
В качестве приоритетного направления в сфере образовании современных родителей представляется развитие неформального образования. Специфика неформального образования заключается в том, что оно, отвечая конкретным потребностям родителей, в то же время оказывает целенаправленное формирующее воздействие — пробуждает у родителей потребность в рефлексии и осмыслении своего отношения к ребенку и процессу его воспитания. При этом, в отличие от формализованных образовательных систем, ведущей целью неформального образования родителей является не столько приобретение знаний, сколько развитие на их основе социально зрелого отношения к ребенку как самоценной личности и субъекту деятельности. Знания выступают здесь, прежде всего, в качестве предпосылки, позволяющей осмыслить свой и чужой родительский опыт и сформировать новую, более конструктивную и социально зрелую позицию по отношению к ребенку.
В современных социально-экономических условиях ведущим “заказчиком” неформального образования родителей может и должна выступать школа как социальный институт и она же должна стать его организатором. Для этого не требуется значительных дополнительных ресурсов, а достаточно осознания проблемы и установления сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Показателем назревшей в обществе необходимости создания и развития разнообразных неформальных образовательных программ для родителей как воспитателей является неуклонный рост девиантного поведения и преступности среди подростков. По результатам социологических опросов школьных педагогов и родителей, 60% учителей считают, что наиболее значимой причиной этого является самоустранение семьи от воспитания детей. По значимости эта причина опередила даже такие аргументы, как «ослабление порядка в стране» и «падение престижа образования», на которые указывают соответственно 46% и 50% опрошенных (3. с.135).
Именно родителям подростков уделялось наибольшее вниманием в системе традиционной работы народных университетов для родителей и отделений общества Знание в недавнем прошлом. В обучении родителей школьников накоплен немалый опыт, который еще ждет своего компетентного осмысления специалистами по образованию взрослых с учетом сложившейся социокультурной ситуации в стране.
При этом следует учитывать тот факт, что обучение родителей должно носить развивающий характер. Уже давно у специалистов в области обучения детей не вызывает сомнений тот факт, что эффективным является такое обучение, которое ориентируется на зону потенциального развития, т.е. на завтрашний день в развитии ребенка. Обучение, ориентированное на уже достигнутый уровень развития, ничего существенно в этом развитии не меняет. Ситуация в обучении родителей представляется аналогичной. Родителям необходимо давать знания с некоторым опережением времени его практического использования. Иначе говоря, психолого-педагогическая подготовка родителей должна строиться (и действительно строилась в недавнем прошлом) с учетом возрастных особенностей детей, по возможности, предвосхищая возникновение соответствующих возрасту проблем воспитания.
От родителей необходимо требовать не запоздалых реакций на плохое поведение или учебные проблемы школьников, а выработки у ребенка определенных установок и интегративных личностных умений, соответствующих его возрасту и школьной деятельности. Как это конкретно реализовать, что именно могут и должны делать родители — и составляет содержание их неформального обучения в период школьной жизни ребенка.
Однако в практике недавнего прошлого традиционно обучение родителей на базе школ и в народных университетах касалось в основном воспитания школьников. В то время как данные современной психологии убедительно показывают, что упущенные возможности воздействия на психику в младенческом возрасте впоследствии практически невосполнимы. Причем это относится не только к развитию каких-то специальных выдающихся способностей, но, прежде всего, к качеству развития психики в целом, что в конечном итоге определяет жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться в любых социальных условиях, включая ситуации резкой смены жизненных обстоятельств.
Личность ребенка к школьному возрасту в значительной степени уже сформирована. Как справедливо утверждает директор Ассоциации раннего развития Масару Ибука (г.Мапумото, Япония), «после трех лет уже поздно» начинать развитие, можно лишь продолжать надстраивать заложенный в психике ребенка фундамент. Следовательно, столь позднее (относительно возраста ребенка) обучение родителей неизбежно оказывалось направленным не столько на формирование, сколько на коррекцию ранее сформированных негативных качеств и форм поведения, проявившихся в учебной деятельности и поступках взрослеющего ребенка. Однако в нашей стране педагогического всеобуча для молодых родителей с детьми младенческого и ясельного возраста (до 3-х лет) в прошлом просто не существовало. Вся обучающая информация давалась в детских поликлиниках и носила сугубо медицинский характер.
Однако, к середине 80-х годов в России стали появляться программы образовательной помощи родителям, получившие широкое распространение и применение в развитых странах мира (Э.Берн, Д.Бобкок и Т.Кипс, У.Глассер, Т.Гордон, М.Джеймс и Д.Джонгвард, Б.Динкмеер и М.Мак-Кей, Р.Дрейкурс, Х.Жино, Т.Мак-Гинесс, Р.Саймон, А.Фабер и Е.Мазлиш и др.). Анализ содержания и особенностей реализации этих программ позволяет сделать вывод о том, что главная цель большинства образовательных программ для родителей состоит в преодолении ошибочных позиций в отношении к ребенку и развитии способности родителей эффективно взаимодействовать с ним, начиная с периода пренатального развития.
Возникновение в последние годы различных программ раннего обучения (плаванию, иностранным языкам, чтению и даже письму одновременно с формированием устной речи ребенка и т.д.) связано с появлением в России многочисленной переводной литературы, благодаря которой наиболее интересные идеи зарубежных авторов, таких, как Б.Спок, М.Ибука, А.Фромм, Р.Штейнер, К.Норкот Паркинсон, В.Клайн, С.Лупан, Ш.Сузуки, Г.Доуман, Э.Матейчик и других, стали доступными нашим родителям и педагогам.
Несомненный интерес представляет опыт обучения молодых матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в так называемых «Маминых школах», где мамы занимаются вместе со своими детьми (обычно 1,5-2,5 лет). Программы обучения в таких группах содержат много интересного, безусловно, полезного для мам, в целом подобное обучение не может удовлетворить назревшую необходимость психолого-педагогического просвещения и обучения молодых родителей, тем более, что коммерческая основа существования такого обучения лишает доступа к нему малоимущих (которых сегодня среди молодых семей едва ли не большинство), а также придает конъюнктурный характер всей организации обучения.
В качестве конкретных форм обучения родителей школьников могут использоваться как специальные обучающие лекции и занятия (даже циклы занятий), так и беседы общего плана, нацеленные на более широкое психолого-педагогическое и социально-психологическое образование. Особенно хорошо воспринимаются беседы, совмещенные с классными родительскими собраниями, на которых вследствие более камерной (чем на общешкольных собраниях) обстановки легче организовать обучение родителей. Важным интитуциональным компонентом системы обучения родителей должна стать подготовка старшеклассников общеобразовательных школ и студентов к осознанию себя в будущем в роли отца или матери в процессе изучения курса «Этика и психология семейной жизни». Главный смысл этой подготовки заключается в том, чтобы юноши и девушки на пороге самостоятельной жизни задумались о роли отца и матери в жизни ребенка, получили представление об отношениях мужчины и женщины как необходимом условии не только возникновения, но и благоприятного развития новой человеческой жизни — важнейшем условии нормального развития ребенка.
Рассмотрим наиболее распространенные формы «семейного обучения»
Семейная дискуссия — обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи и способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует следующие цели:
1. Коррекция представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах разрешения конфликтов, о планировании и организации семейной жизни, о распределении обязанностей и т.д.
2. Обучение членов семьи методам дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. Участникам дискуссии предлагаются правила ведения дискуссии, которые обсуждаются с участниками и которым те стараются следовать. Вот как формируются некоторые из них:
«Цель дискуссии — не доказать свою правоту, а совместно найти истину»;
«Цель дискуссии — не прийти к соглашению, а установить истину»;
«Дискуссия — не соревнование и не способ выявления того, кто умней»;
«Прежде чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой».
3. Обучение формированию адекватного представления о том или ином аспекте семейной жизни, где немалую роль играет коррекция тех особенностей взаимоотношений членов семьи, которые препятствуют этому.
Обусловленное общение — разнообразные методы, которые сводятся к тому, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель обусловленного общения — дать возможность членам семьи откорректировать привычные нарушения в отношениях. Один из приемов — обмен записками: при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Это позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и содействовать рефлексии обучающихся. В результате члены семьи начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания.
Проигрывание семейных ролей. Эта техника включает проигрывание ролей в различных играх, символизирующих семейные отношения: «обмен ролями» (игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений), «проигрывание» конфликтных ситуаций и т.д.
Расширение возможности интерпретировать поступки другого. От участника требуется выдвинуть как можно больше версий мотивов, обусловивших какой-то поступок. Например, мать выполняет все пожелания своего сына.
Способность выдвинуть множество различных предположений о причинах того или иного поступка содействует коррекции нарушений представлений членов семьи друг о друге.
Однако все существующие и рассмотренные выше формы обучения родителей пока что не представляют целостной системы по ряду причин. Прежде всего, разрушение идеологии советского обучения и воспитания вызвало активизацию поиска альтернативных идей, но в результате пока что не возникло достаточно четких ориентиров для разработки концептуальных оснований теории воспитания вообще и семейного, в частности. Болезненный процесс ломки старых и становления новых экономических отношений поглощает не только материальные богатства, но и духовный потенциал нашего общества,
Итак, в настоящее время в российском обществе назрела острая потребность в разработке государственной политики в области подготовки и обучения родителей как воспитателей и созданы предпосылки для создания системы подготовки родителей к выполнению роли педагогически грамотных воспитателей своих детей, несущих полную правовую и моральную ответственность за качество семейного воспитания и за результат формирования личности ребенка.