на черный день янка дягилева о чем песня
На черный день янка дягилева о чем песня
На чёрный день (Янка Дягилева, 1987)
На чёрный день усталый танец пьяных глаз, дырявых рук
Второй упал, четвёртый сел, восьмого вывели на круг
На провода из-под колёс да на три буквы из-под асфальта
В тихий омут буйной головой
В холодный пот — расходятся круги
Железный конь, защитный цвет, резные гусеницы в ряд
Аттракцион для новичков — по кругу лошади летят
А заводной калейдоскоп гремит кривыми зеркалами *
Колесо вращается быстрей
Под звуки марша головы долой
Поела моль цветную шаль, на картах тройка и семёрка
Бык хвостом сгоняя мух с тяжёлым сердцем лезет в горку
Лбов бильярдные шары от столкновенья раскатились
Пополам по обе стороны
Да по углам просторов и широт
А за осколками витрин обрывки праздничных нарядов **
Под полозьями саней живая плоть чужих раскладов
За прилавком попугай из шапки достаёт билеты на трамвай ***
До ближнего моста
На вертолёт без окон и дверей
В тихий омут буйной головой
Колесо вращается быстрей.
* ^ «А заводной калейдоскоп звенит кривыми зеркалами. » — вариант из альбома «Не положено» (1988).
** ^ «А за осколками витрин остатки праздничных нарядов. » — вариант из альбома «Не положено» (1988).
*** ^ «Под прилавком попугай из шапки достаёт билеты на трамвай. » — вариант из альбома «Не положено» (1988).
Стихотворение опубликовано в книгах:
Присутствует на следующих релизах:
Бездомье Янки Дягилевой: «Убивать, хоpонить, гоpевать, забывать»
Ровно 30 лет назад погибла сибирская рок-поэтесса Янка Дягилева. Журналист Андрей Новашов рассуждает о ее позднесоветской и вневременной роли, антивоенной армии и повешенном щенке, коллективной памяти ссыльных и доме в центре мегаполиса, которому угрожает котлован.
24 года жизни. 25 песен. Редкие концерты и полуподпольные квартирники. Пластинки, студийные, а не самопальные кассеты — только после смерти. Янка готовила самиздатовский сборник стихов, вышедший через несколько месяцев после ее гибели восемью экземплярами. Туда вошли тексты, набранные Янкой на пишущей машинке. Позже было переиздание.
Ни одного интервью. Сохранились, как сказано на мемориальном сайте, лишь «какие-то обрывки бесед и ответов на вопросы». И все же Янку можно назвать «последней» и «культовой» фигурой советского рока. «Последней» — потому что начала позже других и погибла незадолго до развала СССР. «Культовой» — потому что поклонники до сих пор несут на ее могилу стихи, рисунки, фенечки.
Попытаюсь объяснить, почему Янка — и позднесоветская, и вневременная.
Она не вписывалась ни в какие структуры, не желала социализироваться. Пожалуй, благодаря этой маргинальности состоялась как автор. И, наверное, так жить можно было только в конце 80-х. Прежде государство преследовало «тунеядцев», а позже начался капитализм.
Мрачные индустриальные пейзажи — порождение форсированной советской урбанизации и индустриализации — неотъемлемая часть поэтики Янки («Нашим тёплым ветром будет чёрный дым с трубы завода…»). Состав, с которым она играла концерты в электричестве, назывался «Великие Октябри».
Были и случайные совпадения. Одна из акустических концертных записей Янки Дягилевой известна под названием «Красногвардейская». Никакого скрытого смысла — так называлась станция метро, рядом с которой прошел квартирник. Янка, как и миллионы ее соотечественников, просто жила в этой реальности — так получилось. В летовском проекте «Коммунизм» спела несколько советских песен, например, «Я люблю бродить одна» Оскара Фельцмана и Льва Ошанина. Спела всерьез, без издевки. И все же в контексте «Коммунизмов» невольно спрашиваешь: что нужно сделать с человеком, чтобы он, как сказано в припеве, «ничего не видел, ничего не слышал»? Да к тому же еще и говорить отказывался.
Наверное, она читала Солженицына и Шаламова, но не помню, чтобы кто-то из ее друзей написал, что досконально изучала историю ГУЛАГа. Однако в Янкиных песнях как будто оживает коллективная память всех заключенных, ссыльных, депортированных.
«А в восемь yтpа кpовь из пальца — анализ для гpаждан.
Осевшая гpязь, допyстимый пpоцент для pабов.
Сыpой „Беломор“, ёлки-палки, дыpявые валенки,
Hожи в голенищах и мелочь звенит, звенит, звенит»
Принадлежу к числу тех, для кого песни Янки — часть культурного кода. Записи впервые услышал в 1995-м, когда учился на первом курсе. Несколько недель жил на нелегальном положении. Поздно вечером одногруппники, официально заселенные в общежитие, пускали переночевать. И каждый день не знал, удастся ли вечером проскочить мимо вахтера, или останусь на улице в чужом городе, где меня никто не ждал.
Музыкальные вкусы с теми, кто пускал на ночлег, не совпадали. Кассету с Янкиными песнями слушал ночью в наушниках. Они абсолютно в меня попадали. Наверное, чтобы совпасть, требуется какое-то неблагополучие — необязательно внешнее. Чуть позже нашел больше записей и прочитал ксерокопии воспоминаний о Янке, опубликованных в рок-прессе. Сейчас все это в интернете в два клика отыщется, а тогда из рук в руки передавалось.
Вот что интересно. Я понимал, что Егор Летов участвовал во многих Янкиных записях, был кем-то вроде продюсера, но долго все разговоры об их романе считал выдумкой. Думал, что это панк-молва их обвенчала. По какой-то случайности мне попадались только те мемуары, в которых личная жизнь не обсуждалась. Слушал песни, не думая, что это «жена Летова», или что «это Летов виноват в ее гибели». Опыт моего восприятия доказывает, что творчество Янки самоценно. Это не исключает помещения его в разные культурные контексты и рассуждений о взаимном влиянии Летова и Янки.
Всерьез переслушал, перечитал почти все, что о ней написано, когда в конце 2019 года взялся написать для одного СМИ о ситуации вокруг дома Янки в Новосибирске. И понял, что ее песни не устарели, что они принадлежат не только позднесовестской эпохе.
«С видy ложь — с гyся кpовь побежит со щеки.
Hи пpопить, ни пpопеть, ни слепить чеpепки.
Hи кpестов, ни сеpдец, все злодейская масть:
Убивать, хоpонить, гоpевать, забывать»
Последние четыре глагола, повторяющиеся в песне «На дороге пятак», по-моему, отражают суть любой исторической эпохи России.
Или вот эти строчки. Как будто про нынешнее победобесие:
«Ангедония — диагноз отсутствия pадости.
Антивоенная аpмия, антипожаpный огонь.
Сатанеющий тpетьеклассник во взpослой пилотке со звездочкой
Повесил щенка — подрастает надежный солдат»
Но никогда не воспринимал творчество Янки как «песни протеста». Дягилева — поэтесса с трагическим мироощущением, только выражалось оно через повседневное.
«Вечный огонь, лампы дневные
Тёмный пpолет, шиpе глаза
Кpепкий настой, плачьте, pодные
Угол, свеча, стол, обpаза…
Под pyки в степь, стаи летят
Может, пpостят…»
История противостояния поклонников Янки, защищающих ее новосибирский дом, и застройщиков, которые хотели избушку снести, известна. Отмечу лишь, что в защиту дома неожиданно высказались даже властители дум, которые с русским роком не ассоциируются, например, Борис Акунин. И еще очень задело чванство тех новосибирских должностных лиц, которые, не пытаясь понять песен Янки, отзывались о ней уничижительно. Логика простая, как три копейки: «Мне не нужно — значит, никому не нужно». Отношение к дому — маркер, безошибочно выявляющий ограниченных.
Фазиль Искандер, никогда песен Янки не слышавший, писал: «Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии».
«Нелепая гармония пустого шара
Заполнит промежутки мёртвой водой.
Через заснеженные комнаты и дым
Протянет палец и покажет нам на двери отсюда
Домой!»
Так начинается одна из самых известных песен Дягилевой. Ее дом в Новосибирске — это символ. В ХХ веке страна стремительно урбанизируется. Большинство городских жителей — вчерашние крестьяне или дети крестьян. Деревянный домик на перекрестке в центре мегаполиса — это и есть Россия.
Полтора года назад дом Янки не позволили снести. Компания-застройщик обещала отреставривать избушку. Готовя нынешний текст, списался с защитниками дома. Ответил новосибирский поэт Антон Метельков: «Как-то всё зависло. Дом стоит огороженный. Реставрировать его не особо торопятся. Лишь бы не сполз в котлован».
О ЧЕМ ПЕЛА ЯНКА, ИЛИ КАК СТАТЬ ПАНК-ЗВЕЗДОЙ
О ЧЕМ ПЕЛА ЯНКА, ИЛИ КАК СТАТЬ ПАНК-ЗВЕЗДОЙ
Муторное это занятие — писать статьи о тех, кто ушел. Хотя бы потому, что необходимо выдерживать определенную интонацию, лучше всего интонацию «газетного плача», выстраивать в той или иной последовательности событийный ряд певца или артиста, его «незабываемые вехи», приводить любопытные факты из биографии, подтверждающие либо уровень популярности, либо непризнанную гениальность.
Почему так? Да повелось уж издавна…
Все это создает атмосферу некоего общеобязательного ритуала, всенародных «печатных поминок» за упокой души.
Хотя неужели нельзя по-другому? Кстати, это «поминалка» о Янке, Яне Дягилевой, певице, утонувшей в мае 1991 года. Что-о-о, не помните? Ну как же, как же? Для тех, кто не помнит принципиально, не хочет вспоминать, даю подсказку: «Я повторяю десять раз и снова, никто не знает, как же мне…»
Ага, сейчас уже немного понятно, о ком идет речь? Ну, да, это ж «подруга Егора Летова», на пару пели (она еще и стихи читала), и успела, так сказать, отметиться в самой престижной столичной прессе (еще до смерти) — в «Комсомолке», «Литературке» и «Экране и Сцене». Нет, это не интервью, которых у нее почему-то не брали, возможно, считая, что за нее должен говорить человек, выведший ее в люди — вездесущий. Поэтому все три статьи основывались прежде всего на анализе собственно песенного творчества певицы, попутно представляя ее, так сказать, широкой публике. Ну и по ходу пьесы в каждой статье выдавались оценки и даже советы «по дальнейшему усовершенствованию творческого процесса».
Больше всего, конечно, напортачил И. Мальцев из «Комсомолки», написавший первый опус всесоюзного значения в 1990 году, который был напечатан под звучным заголовком «Панк-звезда из глухой Сибири».
Ну, ладно, коль звезда, так звезда, хотя наверняка покойная долго плевалась бы из-за такого позорного ярлыка, если уж она действительно была панк. А вот Сибирь-то уже давно, как известно, не глухая, а все больше атомная да урбанистическая, иначе откуда вдруг такой надрыв у Янки? Может быть, от благотворно влияющей на здоровье сибирской вечнозеленой тайги?
Идем дальше. «Панк-рок умер в России». Вот те раз. Тогда совсем непонятно, какого небосклона звезда-то! Дежурный реверанс музыке Янки за «связь с древней народной культурой». И вот И. Мальцев начинает (как это у нас особенно принято) искать аналоги Янки на Западе и, само собой, быстренько находит — Патти Смит, известная там гораздо меньше, чем Янка, певица из первого панк-поколения 70-х. Ну, ладно, нашел автор аналоги, вроде бы должен успокоиться. Ан, нет, идет дальше. Оказывается, «нет у нее и продюсера. Требовательного, западного толка». (Ну, почему сразу западного-то, ведь автор только что хвалил певицу именно за русскость!) «Эту роль пытается взять на себя русский панк в обличье хиппи (специально, что ли, замаскировался) Егор Летов. Но его ненависть настолько губительна для музыки, что сквозь нее слушатель продирается с трудом». (Если не хочет, пусть не продирается, да и то, что он делает, Егор вовсе не считает музыкой, а если у Янки самовыражение получалось чуть мелодичнее, то, по мнению автора, ее ненависть уже ничего не губит. Занятно!)
Дальше — больше. «Потрясающая мелодичность» — одно из важнейших достоинств Янки, хотя мне всегда казалось, что для этого лучше всего подходит попса. По крайней мере стремится к этому. «Даже неподготовленного слушателя (Ну, это уже слишком. Оказывается, чтобы слушать Янку, нужно «быть готовым». Интересно, в каком смысле. Как пионер или как…, ну, ладно), когда он слышит этот мальчишеский ломкий голос, «цепляет сразу».
«Но — никаких жалоб. И в этом ее сила». (Кто же у нас в роке на судьбу жалуется, не романс ведь!)
Вторая статья в «Литературке» написана уже посмертно, и, может быть, поэтому в ней практически нет накладок. Хотя, возможно, тут сказался авторитет известного театрального обозревателя Александра Соколянского, у которого имеется достаточный опыт написания статей о роке. Соколянский попадает в точку: «именно через панк-рок, по нынешним временам, проходит граница между искусством и неискусством, именно здесь — зона максимального напряжения для «нижних чинов культуры».
И так хорошо, лаконично о Янке: «Янка сделала невозможное: приняв беспросветность, стала в ней источником света, перевела панковскую остервенелость в состояние трагизма… было ощущение: то, от чего всех рядом дергает и кривит, на нее с чудовищной ненавидящей силой давит». Все верно. Есть такое:
«Я неуклонно стервенею
с каждой шапкой милицейской,
с каждой норковой шапкой.
Здесь не кончается война,
не начинается весна,
не продолжается лето.
Некуда деваться, нам остались
только сны и разговоры.
Марина Тимашева написала заметку в «Экране и Сцене», которая потом была перепечатана в качестве статьи в «Иллюстрированной энциклопедии отечественной рок-музыки». Здесь уже больше конкретных наблюдений, хотя и тут остаются неизменные аналогии с Джоан Баэз. Да поймите вы, уважаемые критики, что именно непохожесть, чуждость и ненависть к нашему миру составляли силу и источник вдохновения умершей певицы, и заслуга Егора Летова как раз и состояла в том, что он сумел разглядеть эту бесконечную боль, которая была воплотима только в той музыке, что осталась после смерти Янки… Как она умерла? Да всякое говорят. От Володи Колосова (группа ТРЕСТ) я слышал, что оставила предсмертную записку, в которой было указано то место реки, где ее нужно искать. И именно там обнаружили труп. Самоубийство?
Возможно, хотя кто его знает. Ничему теперь не верит потускневшая тусовка, да и зачем копаться. Ответ ведь наверняка уже есть в песнях.
«Тинейджер» («Десятый Я»), Нижний Новгород, № 6/92 г.
Читайте также
«Чтобы не стать, о Боже, тем, кем я мог бы стать»
«Чтобы не стать, о Боже, тем, кем я мог бы стать» Диссидентское движение в Советском Союзе на первом, романтическом этапе своего развития началось с протестов против судилищ над людьми, не совершавшими никаких преступлений. Потом оно разветвилось. Евреи отстаивали право
«Чтобы не стать, о Боже, тем, кем я мог бы стать»
«Чтобы не стать, о Боже, тем, кем я мог бы стать» Диссидентское движение в Советском Союзе на первом, романтическом этапе своего развития началось с протестов против судилищ над людьми, не совершавшими никаких преступлений. Потом оно разветвилось. Евреи отстаивали право
Халима Насырова Народная артистка СССР Я ПЕЛА ПЕРЕД ВЕЛИКИМ СТАЛИНЫМ
Халима Насырова Народная артистка СССР Я ПЕЛА ПЕРЕД ВЕЛИКИМ СТАЛИНЫМ Первого мая 1936 года в красочном и многоголосом потоке демонстрантов я шла на Красную площадь. Медленно проходят тысячи людей мимо Исторического музея. Вот в просветах между знаменами, флагами,
Сестричке («Не ты ли пела между строчек…»)
Сестричке («Не ты ли пела между строчек…») Не ты ли пела между строчек Моих взволнованных стихов И нежный голубой цветочек Вложила в ритмы моих слов. И он расцвел благоуханно И сердце голубело им, Когда в душе стонала рана И был нечистым я томим… Я помню — в ночи
Я не только каталась, но и пела
Я не только каталась, но и пела Я считаю, что в большой спорт попала совершенно случайно. На каток меня привели для укрепления здоровья, а дальше пошло и пошло. Спортивные таланты изначально у меня не проявлялись. Родителям было важно, что дочка при деле и здоровье у ребенка
Жан-Поль Бельмондо: «Никогда не мечтал стать звездой»
Жан-Поль Бельмондо: «Никогда не мечтал стать звездой» В 1968 году Жан-Поль Бельмондо ответил на вопросы корреспондента рекламного издания «Бюллетень Юнифрансфильм». Тот начал с такого вопроса:– Вы устроили себе полуторагодовой отпуск. Не считаете ли вы, что когда носишь
Обреченный стать звездой
Обреченный стать звездой Кинематограф влюбился в Быкова с первого взгляда, с годами эта любовь стала взаимной. Леонид Быков – актер яркого лирико-комедийного дарования – пришел в советский кинематограф в благоприятный период – время «оттепели». Это был период больших
ОНА ПЕЛА ЦЕЛЫЙ ВЕК. ИЗАБЕЛЛА ЮРЬЕВА
Как стать звездой и как ее сделать…
Как стать звездой и как ее сделать… Заголовки статеек в желтой и около того прессе пестрят заголовками «Как стать звездой», «Как делают звезд» и так далее. На ТВ всерьез говорят о некоей фабрике, где этих звезд можно практически штамповать… Все это весьма привлекательно
Пела Татьяна Буланова, стол ломился от яств
Пела Татьяна Буланова, стол ломился от яств 8 августа 2012, 00:38 ночиИз трех положенных выходных я отдохнул только один. Все банкеты, банкеты… Сегодня три было, причем один из них свадьба. Пела для них Татьяна Буланова, стол ломился от яств, но самое главное, что он был а-ля карт,
Как стать звездой
Как стать звездой Марина Хлебникова * Надежда Шестак * Наташа Королева * Катя Лель * Маша Распутина * Лада Дэнс * Ольга АрефьеваВозникновение каждой новой эстрадной звезды — это всегда в своем роде маленькое чудо. И действительно, сам порой удивляешься, каким образом из вот
ЯНКА Теперь по-особому прочтется каждая ее строчка. Каждая. «В моей крови песок мешается с грязью»… Прочтется теми, кто слушал в пол-уха. Или теми, кто не слышал вовсе. Те, кто слушал и слышал, не могли не почувствовать в ее песнях то, отчего «дрожат вены». То, что билось в
ЯНКА 46-й всенародный праздник Победы заглушил последние мгновения ее жизни…Яна Дягилева родилась в Новосибирске дождливой осенью 66-го. После окончания средней школы поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. На втором году стало ясно, что это