на чем зарабатывает яндекс еда
Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии
Пионер и пример
«Прежний владелец [Foodpanda], штаб-квартира которого находилась в Германии, не видел больших денег в России и не фокусировался на этой стране», — рассказывает директор по развитию продуктов Delivery Club Дмитрий Константинов, который пришел в компанию сразу после сделки с Mail.ru Group. В 2017 году выручка ООО «Деливери клаб», по данным «Спарк», составила 1,2 млрд рублей, а через год выросла на 48% — до 1,98 млрд рублей. Количество заказов достигло 250 000 в день (на конец 2020 года — до 250 000 в день). Но, несмотря на быстрые темпы роста, эффективность бизнеса нового акционера не радовала: в 2017-м убыток сервиса составил 1,7 млрд рублей, через год — более 2 млрд рублей.
К началу 2018 года Delivery Club был крупнейшим игроком на российском рынке доставки с долей 80% (по оценке UBS). Но спустя пару месяцев ситуация изменилась. В марте 2018-го «Яндекс.Такси» представила сервис доставки еды «Яндекс.Еда» на основе сервиса Foodfox, 100% которого IT-холдинг купил за 595 млн рублей. В мае доставкой «Яндекса» занялась Uber Eats, к июню компания запустила доставку в Санкт-Петербурге. По оценке гендиректора «Яндекс.Еда» Максима Фирсова, с сентября 2018-го «Яндекс.Еда» стала крупнейшим сервисом доставки еды в Москве и по выручке, и по количеству заказов. При этом компания всегда реализовывала менее агрессивную промостратегию.
К концу 2018-го доля Delievery Club, по данным Morgan Stanley, сократилась до 44%. «С 2018 по 2019 год мы акцентировали внимание на развитии собственной логистики и географической экспансии, развивали необходимые для этого технологические решения и операционную команду. Также в этот период мы экспериментировали с маркетингом и запускали первые большие кампании», — рассказывает директор по развитию бизнеса Delivery Club Олег Хаустов.
Потенциал роста российского рынка доставки еды по сравнению с аналогичными в развитых странах ограничен несколькими факторами, считают аналитики инвестбанка Goldman Sachs: низким средним чеком, слабой логистической инфраструктурой в отдельных регионах, неблагоприятными погодными условиями, которые затрудняют скорость доставки в дождливое время и зимой и делают стоимость доставки одного заказа относительно высокой, а также низкой плотностью населения. Тем не менее, согласно материалам аналитической записки банка, с которой ознакомился Forbes, к 2023 году совокупное проникновение Delivery Club и «Яндекс.Еда» увеличится с 18% в 2018 году до 57%.
Желтые идут
В июле 2019 года «Яндекс.Такси» (включает в том числе сервисы доставки «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка») впервые за четыре года получило прибыль: скорректированная EBITDA во втором квартале составила 423 млн рублей. Выручка сегмента «Такси и фудтех» в 2019 году составила 38,05 млрд рублей, EBITDA — 2,3 млрд рублей. За девять месяцев 2020 года выручка этого сегмента составила 39,7 млрд рублей, EBITDA — 3,5 млрд рублей. Отдельно показатели «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» не раскрываются.
Delivery пока остается в России лидером доставки готовой еды с наибольшим числом заказов и количеством скачиваний приложения. Но Михайлин отдельно отмечает, что «Яндекс.Еда» уже продемонстрировал положительную EBITDA.
Еще одна сильная сторона «желтого» сервиса — глубокая интеграция во всю экосистему «Яндекса» (с картами, программами лояльности и т. д.), которая позволяет снизить операционные расходы. Delivery значительно позже приступила к интеграции с сервисами Mail.Ru.
«В отрасли идет гонка за выручкой и клиентами, которая позволяет показывать растущие направления. Но быстрый рост приведет к быстрому исчерпанию рынка, — считает Леонид Делицын, руководитель направления IPO-аналитики ГК «Финам». — Это похоже на некогда динамичный рынок музыкальных рингтонов или планшетов, который на заре рос двух- и трехзначными темпами за год, а потом остановился навсегда. Я не стал бы ждать прибылей от Delivery Club и «Яндекс.Еда», пока они оба делят рынок. Их конкуренция настолько же свирепа, как у сотовых операторов. В подобной ситуации прибыльным может стать лишь монополист».
Специалист по пицце
В июле 2019 года Mail.ru Group сменила управляющего для своего главного foodtech-проекта, пригласив специалиста традиционного ресторанного рынка — менеджера турецкого происхождения и экс-главу Domino’s Pizza в России Гюванча Донмеза. Незадолго до этого российский Domino’s Pizza столкнулся со сложностями: региональные франчайзи обвинили сеть в завышенных требованиях, навязывании услуг и отсутствии маркетинговой поддержки, а один из бывших партнеров даже подал на компанию в суд. «В СМИ одна за другой выходили скандальные статьи, вдобавок в офис московской управляющей компании нагрянула крупная налоговая проверка, — рассказывает Forbes один из партнеров Domino’s Pizza. — На фоне скандала Гюванч на некоторое время покинул Россию — улетел в Турцию, а когда вернулся, объявил о переходе в Delivery Club».
В Mail.ru Group рассчитывали на опыт Донмеза в развитии сетей быстрого питания (Domino’s Pizza, Cofix) с собственной службой доставки, которая на тот момент была хорошо отлажена у пиццерий. «До прихода Гюванча многие процессы внутри Delivery Club не были оптимизированы и выполнялись вручную, — вспоминает один из бывших сотрудников сервиса. — Например, на заключение договора с одним рестораном могло уйти до 30 дней. Было много неразберихи, мы теряли деньги буквально каждую минуту». По словам собеседника Forbes, за месяц до официального назначения Донмез приходил в офис Delivery Club на Ленинградском проспекте и следил, как работают его будущие подчиненные. «Некоторое время мы не понимали, что это за высокий иностранец ходит по коридорам. О том, что это наш новый руководитель, мы узнали в день пресс-релиза», — говорит он.
«С приходом Донмеза мы полностью пересобрали все, что у нас было внутри: усилили команду новыми кадрами, изменили технологичную начинку «под капотом» сервиса», — перечисляет Олег Хаустов. Одно из ноу-хау — «умное» распределение курьеров, которое предсказывает, где, когда и сколько курьеров необходимо сервису прямо сейчас. Это и другие нововведения позволили нарастить количество городов с собственной доставкой за год с 38 до 170 (с декабря 2019-го по декабрь 2020-го) и сократить время доставки до 35 минут. Переход на публичный договор оферты сократил подключение новых ресторанов с 20 дней до 4-6 часов («Яндекс» работал по договору оферты с момента запуска в 2018 году).
По итогам 2019 года выручка сервиса достигла рекорда — 4,46 млрд рублей, это в 2,3 раза больше, чем годом ранее. «Мы наблюдаем сильный синергетический эффект, диктуемый резким увеличением количества ресторанов и пользователей на платформе при одновременном повышении уровня сервиса. Он ускорил наш рост и позволил установить новый рекорд по количеству заказов», — отмечал Донмез. Тем временем компания достигла и еще одного рекорда — в 2019 году убыток Delivery Club перевалил за 5 млрд рублей (по данным «СПАРК-Интерфакс»).
В новый 2020 год Донмез вошел с большими планами: повысить эффективность логистики, улучшить юнит-экономику, развить новые бизнес-вертикали и масштабировать технологии на основе искусственного интеллекта на все ключевые процессы компании. Изменения в потребительском поведении россиян, которые все чаще предпочитали готовые блюда домашней еде, сыграли на руку: за одну неделю январских каникул нового года Delivery Club приняли в 2,2 раза больше заказов на доставку еды, чем годом ранее. При этом стоимость одного заказа для компании в 2020 году снизилась на 50% по сравнению с 2019-м.
Со сменой управляющего ускорился переход Delivery Club от классического маркетплейса, который объединяет рестораны со своими курьерами на одной площадке, к гибриду с большей долей собственной логистической службы. «Своя доставка позволяет расти гораздо быстрее — расширять покрытие ресторанов и доставлять блюда из тех заведений, где нет своих курьеров», — объясняет Дмитрий Константинов. Доставка собственной логистической службой по итогам третьего квартала 2020-го составляет 59% от общего числа заказов, а количество ресторанов, подключившихся к Delivery Club, выросло более чем в два раза — до 35 000. В 2020-м сервис ввел новые услуги: заказ навынос и бронирование столов, а вскоре запустит оплату в ресторанах по QR-коду и возможность давать официанту чаевые через приложение.
У «Яндекс.Еда» этот показатель ниже — 32 000. По словам представителя компании, с ноября наблюдается новый всплеск заявок на подключение к сервису: «Динамика похожа на март-апрель». Собственной доставкой сервис охватывает 166 городов в России и Казахстане, еще примерно в 600 российских небольших городах «Яндекс» работает по модели маркетплейса: рестораторы получают заказы от пользователей «Яндекс.Еда», но доставку осуществляют самостоятельно. Доля заказов, осуществляемых собственной логистической службой, у сервиса сейчас составляет 85%.
Стандартная комиссия агрегаторов для ресторанов, которые пользуются только его маркетплейсом, составляет 20% от стоимости заказа. Маркетплейс и доставка обойдутся компаниям-партнерам уже в 35% от стоимости заказа.
Для ресторанов назвать такие условия работы выгодными довольно сложно, особенно если речь идет о небольших сетях, состоящих из 3-7 заведений. «Если ты небольшая компания, то Delivery Club или «Яндекс.Еда» отожмет тебя по полной, — утверждает совладелец одной из ресторанных сетей. — В большинстве случаев сотрудничество с агрегаторами — это мартышкин труд: комиссия превышает 30% с оборота, торговаться о снижении очень сложно». По словам предпринимателя, работая на таких условиях, ресторатор получает много заказов, но лишь в редких случаях может рассчитывать на «приемлемую норму прибыли, чаще работает с околонулевой рентабельностью». Тем не менее ресторанам ничего не остается, как согласиться на эти условия, потому что создавать собственную службу доставки еще сложнее и дороже.
Исключение составляют крупные сети, насчитывающие сотни точек. Например, Domino’s Pizza работает с Delivery Club на особых условиях — 10% комиссии. Продажи через агрегатор обеспечивают сети пиццерий около 20-30% от общего оборота. Бывший сотрудник Delivery Club рассказал Forbes, что сервис предоставляет особые условия только самым крупным партнерам, как Domino’s Pizza или «Макдональдс». «К каждому вип-клиенту — индивидуальный подход, даже закреплен отдельный сотрудник. Комиссия для них составляет около 10%», — рассказывает собеседник. Официально в компании не комментируют финансовые условия работы с крупнейшими партнерами. «Могу только сказать, что топ-3 ресторанов быстрого питания: «Макдональдс», KFC, Burger King — обеспечивают около 30% всего оборота Delivery Club», — говорит Олег Хаустов.
Чтобы поддержать малый бизнес во время первой волны пандемии, Delivery Club подключал новых партнеров за нулевую комиссию. Льготные условия действовали для несетевых ресторанов и сетей, состоящих не более чем из трех заведений, которые присоединились к сервису в период с 15 марта по конец июня. Позже Delivery Club поэтапно повышал комиссию, как говорят в компании, чтобы это было максимально безболезненно для малого и среднего бизнеса.
Гигантский потенциал
К концу 2019 года Delivery Club впервые вышел на рынок доставки продуктов (e-grocery). Первым партнером стал сервис экспресс-доставки «Быстроном» — проект ретейлера «Верный». Конкурент «Яндекс.Еда» начал работать с продовольственным ретейлером «Азбукой вкуса» гораздо позже — с апреля 2020-го.
«Запуск нового направления был для нас масштабным экспериментом, — признается Дмитрий Константинов из Delivery Club. — Мы решили: если через полгода ничего не получится, мы переключим команду на другое направление». В январе 2020 года Delivery Club запустил доставку продуктов с сервисом экспресс-доставки «Самокат», в мае — с «ВкусВилл». Модель работы — комиссионная, аналогичная той, по которой сервисы работают с ресторанами. Условия с каждым ретейлером обсуждаются индивидуально, исходя из числа подключенных к доставке магазинов и объема заказов. «Мы довольны сотрудничеством: Delivery Club оперативно реализует доработки и реагирует на пожелания по улучшению сервиса», — говорит управляющая электронной коммерцией сети магазинов «ВкусВилл» Лариса Романовская. Летом она рассказывала Forbes, что в июне с партнерами Delivery Club и «Яндекс.Еда» сеть заработала 86 млн рублей. В декабре доставка через партнеров (включая «СберМаркет», SaveTime, iGooods и других) принесет уже около 400 млн рублей, сообщила Романовская.
На сегодняшний момент клиентам Delivery Club доступна доставка из магазинов 13 ретейлеров, включая «Магнит», «Дикси», «Верный», «Азбука вкуса», «Мираторг», «Утконос» и других. Часть из них работает и с доставкой «Яндекса». Агрегаторы расширяют свой рынок, а зачем это крупным сетям?
«Мы осознанно сделали ставку на партнерские проекты, чтобы минимизировать инвестиции, добиться быстрого масштабирования и получить опыт», — говорит президент и гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг. У компании сейчас шесть онлайн-проектов, ежедневно ретейлер выполняет около 7000 заказов, по оценкам, годовая выручка онлайн-сегмента составит 2,2 млрд рублей.
Пандемия дала дополнительный толчок развитию сервисов доставки «чего угодно», и Delivery Club постарался извлечь из этого максимум пользы. Кроме продуктов, сервис совместно с проектом «Все аптеки» (входит в Mail.ru Group) доставляет лекарства, не требующие рецепта и особого режима хранения, косметику из магазинов «Магнит Косметик» и «Улыбка Радуги», а также зоотовары из сетей «Любимчик» и «ЗооОптТорг». «Подразделение по доставке из магазинов — вполне комплементарное направление, — считает Артем Михайлин из «Велес Капитал». — У проекта большой опыт в логистике и хорошо отлажен процесс приема заказов и доставки. Для курьера не имеет значения, что везти: еду из ресторана или покупки из магазина».
По словам Олега Хаустова, потенциал у e-grocery гигантский: «Если объем рынка готового питания составляет 1,6 трлн рублей, то рынок ретейла — 16 трлн рублей, и он очень быстро диджитализируется». Хаустов считает, что к 2030 году Delivery Club может занять от 5% до 10% на рынке продуктового онлайн-ретейла в стране.
20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
«Шесть часов ходьбы в день для меня предел»: сколько зарабатывает курьер «Яндекс-еды»
В Санкт-Петербурге
Наши читатели продолжают делиться историями о своих профессиях и о том, какой доход они приносят.
Курьер «Яндекс-еды» рассказала, кто идет работать в службу доставки, насколько может вырасти доход, если у тебя есть велосипед или самокат, сколько можно заработать, если пройти больше 150 километров и доставить больше 100 заказов, и в каких случаях еду можно съесть самому.
Выбор профессии
По образованию я журналист, осваивала эту профессию в своем родном Брянске. Работала во всех видах СМИ. В местных интернет-газетах нужно выдавать по 15—20 новостей в день обо всем, что случилось в городе и области. Большинство этих новостей про ДТП, убийство соседа соседом и что-то совсем уж высосанное из пальца. Мне такие темы не близки, поэтому я решила, что с региональной журналистикой нам не по пути.
Когда найти постоянную работу в близком по духу СМИ не получилось, а денег стало совсем впритык, я устроилась в «Макдональдс»: там всегда требовались люди, к тому же он был через дорогу от моего дома. Проработала там полгода с зарплатой 15 тысяч рублей.
Потом меня неожиданно пригласили на должность регионального пиарщика «Теле-2». Я хотела набраться опыта в новой сфере, близкой к журналистике, так что мне эта идея понравилась, да и зарплата в 45 тысяч рублей очень импонировала.
Через два года мой друг, у которого был свой магазин музыкальных инструментов, позвал меня на должность пиарщика и пообещал зарплату 50 тысяч рублей. Я загорелась этой идеей, но оказалось, что наши взгляды совпадали только в неформальной обстановке. Спустя три месяца меня первый раз в жизни уволили.
максимальная зарплата за время работы в Брянске
Затем мне предложили место в интернет-газете с зарплатой 15 тысяч рублей. И так как на тот момент я уже твердо решила не задерживаться в Брянске, то согласилась некоторое время поработать. Меня хватило на четыре месяца, после чего я снова почувствовала свою бесполезность и решила больше не заниматься журналистикой в принципе. В это же время укоренилась идея стать писателем, потому что работать со словом мне по-прежнему нравилось.
Моим последним местом работы в Брянске стала тату-студия, где я была администратором. Здесь я чувствовала себя как дома: постоянное общение с необычными людьми, любимая музыка, дружелюбная атмосфера. И даже зарплата в 15 тысяч рублей меня не смущала.
Весной 2018 года я переехала из Брянска в Питер. Мне всегда нравился этот город, я со школы хотела жить в нем, а атмосфера располагала к творчеству: красивая архитектура, интересные ситуации и знакомства. Они для меня были особенно важны, потому что я хотела писать книги, а в Брянске не было никого, кто мог бы меня этому научить.
Друзья и родители подарили мне на день рождения деньги, которые стали небольшой финансовой подушкой в первые пару недель жизни в городе. Также я сдала в ломбард все свои золотые украшения, которые не надевала долгое время.
На момент переезда у меня в кошельке было около 15 тысяч рублей.
Первую неделю я жила у девушки и парня, которых до того видела один раз в жизни. Но они приняли меня, подкармливали и показывали город. За эту неделю мне необходимо было найти работу и жилье. Найти жилье в одиночку — это не проблема. Проблема — найти жилье без залога, когда у тебя и так мало денег. Но я его нашла — в творческом пространстве «Триглинки» недалеко от Исаакиевского собора.
В Питере мне было все равно, где работать. Я знала, что любая из этих работ — временная. За полгода я поработала в двух местах: консультантом в книжном магазине и сотрудником отдела продаж «Радио Рекорд». Тогда же я окончательно убедилась, что работа в офисе не для меня: слишком много времени и сил уходит на ненужные дела, слишком мало остается на свои тексты. Поэтому решила подыскать удаленную работу. На поиски ушло полтора месяца.
Поначалу я просто хотела стать копирайтером, но в итоге отказалась от этой идеи: копирайтинг — это примерно то же, что региональная журналистика, где надо писать обо всем, быстро и поверхностно. Потом просмотрела огромное количество вакансий контент-менеджера соцсетей, но везде между строк был посыл в духе «главное не качество, а количество, нам просто нужно побольше постов о наших скидках».
Снова заниматься сомнительной деятельностью мне не хотелось, деньги почти кончились, поэтому я забила на то, что умею делать, и решила оперативно устроиться курьером в «Яндекс-еду», чтобы иметь хоть какие-то финансы, пока не найду место получше.
Я заполнила анкету на сайте, там было всего два поля: имя и номер телефона. Через пару часов мне позвонил сотрудник сервиса и провел короткое интервью. Я рассказала, сколько мне лет, в каком городе живу и какая у меня модель телефона: для курьерской работы нужен Андроид версии 4.2 и выше. Через пару дней пришла в офис на собеседование, вместе со мной его проходили еще человек 15. После обучающего видео ответила на вопросы теста, которые относились к пройденному материалу: как нести сумку, если заказали пиццу или хачапури, сколько времени нужно подождать, прежде чем нажать кнопку «Клиент не вышел на связь», и так далее.
Тех, кто завалит тест, на работу не берут — как и тех, кто плохо говорит по-русски. Такой случай был и во время нашего собеседования: парню с азиатской внешностью задали несколько простых вопросов о том, откуда он приехал и почему решил устроиться курьером, но оказалось, что он до конца не понимает вопросов, а сотрудник «Яндекс-еды» — его ответов.
На следующий день меня позвали на оформление, выдали форму и отправили на первую рабочую смену.
Я помню, что была очень рада: гуляю, заодно работаю — здорово.
Правда, переживала, что запутаюсь в рабочем приложении и нажму не на ту кнопку: в то время еще существовал штраф в 100 рублей, если неверно проставишь статус заказа: «Прибыл в ресторан», «Забрал заказ», «Прибыл к клиенту», «Отдал заказ». Но все прошло хорошо: за четыре с половиной часа я доставила пять заказов и даже получила первые 100 рублей чаевых. Поэтому была очень воодушевлена.
Проблемы начались после работы. Я не очень тщательно продумала свой рабочий гардероб и надела капроновые колготки. К концу смены они протерлись на пятках, так что домой я пришла с кровавыми мозолями. Мышцы ныли, от усталости, нагрузок и духоты мне стало плохо. Потом я начала легче переносить смены, так что подобных случаев больше не было.
Место работы
Я выбрала «Яндекс-еду», потому что это крупная компания и я пользуюсь другими сервисами Яндекса, чаще всего они меня устраивают. О том, чтобы перейти в какую-то другую службу доставки, я никогда не задумывалась.
Самое прекрасное в работе курьера — это гибкий график. Ты сам выбираешь, в каком районе города доставлять заказы и сколько часов в день отработать.
Минимальная продолжительность смены — четыре часа, максимальная — двенадцать. Если нет справки от врача, отменить смену день в день нельзя. А вот отменить смену на завтрашний день до 12:00 сегодняшнего — можно.
перерыв за всю смену
Кстати, случай со смертью курьера официально даже не обсуждали. И многие по-прежнему берут несколько смен в один день. Буквально 14 сентября видела скрин слотов одного из курьеров: смена с 8:00 до 14:00, за ней сразу вторая — с 14:00 до 23:00. По правилам сервиса можно взять один 20-минутный перерыв за смену, то есть официально этот курьер может отдохнуть за день 40 минут. Выбор таких смен — личное дело курьера, никто его к этому не принуждает. Но никто за этим и не следит.
Список доступных смен на следующую неделю приходит каждую субботу и разлетается буквально за пять минут. Информация о заполнении графика на новую неделю появляется в новостном канале «Яндекс-еды» в Телеграме. Это основной мессенджер, через который ведется общение с курьерами и приходит информация о зарплате.
При активной работе зарплата поступает каждую неделю — это тоже плюс. Но если отработаешь меньше трех смен за семь дней, деньги поступят только через неделю — вместе с другой выплатой.
Отпуск можно взять в любое время. Достаточно сообщить, что ты уходишь на отдых с такого-то по такое-то число, и сдать на этот срок сумку и форму. После отпуска нужно снова прийти в офис, сказать, что возобновляешь работу, и получить новую сумку и форму.
Уволиться можно за один день: сдал весь инвентарь и ушел. Устроиться обратно, по словам курьеров, которые так делали, также можно за один день.
Суть профессии
В доставке работают люди разного возраста и пола, разных специальностей. Есть мужчины с сединой в бороде на самокатах, есть сорокалетние женщины на велосипедах. Но в основном — молодые ребята и девчонки: кто-то недавно переехал, кто-то временно остался без работы, кто-то ищет подработку на время каникул или на выходные.
Я бы сказала, что только для половины курьеров работа в «Яндекс-еде» является основным источником дохода.
Им не позавидуешь: вид у них довольно потрепанный и усталый.
Когда я размышляла, зачем мне нужна работа в «Яндекс-еде» и какую пользу она несет, поняла, что дело в клиентах. В офисах и квартирах меня встречают радостные люди, которые вот-вот станут сытыми. Поэтому я чувствую, что прежде всего доставляю радость, а уже потом — еду.
Конечно, бывают разные ситуации. Иногда клиенты странно объясняют свое местоположение. Иногда смотрят с недоверием, проверяют при тебе каждое блюдо из заказа. Я их понимаю, но все же это не очень приятная процедура. Меня всегда пугают и смущают мужчины, которые открывают дверь в одних трусах. Я стараюсь на них не смотреть, побыстрее отдать заказ и уйти.
Но в целом никаких стычек или откровенных конфликтов с клиентами у меня не было.
Благодаря этой работе я узнала много классных ресторанов и кафе. Побывала в таких местах, которые сама вряд ли бы нашла. Стала лучше ориентироваться по картам и на местности, натренировала свою выносливость. Теперь, если передо мной встанет выбор — дойти куда-то за полчаса или доехать за 15 минут, я выберу первое.
За полтора месяца работы в «Яндекс-еде» я похудела почти на шесть килограммов, у меня подтянулся живот и ноги, укрепилась спина и плечи. Поэтому я решила, что продолжу гулять хотя бы по часу в день, даже когда уволюсь из доставки.
Куда зайти в Питере
🌯 Денерия «Кройцберг» на улице Декабристов, 7
Денер-кебаб — турецкая шаверма, где денеры в лепешке или лаваше стоят 170—190 Р за 220 г, а большие денеры на тарелке — до 230 Р за 320 г
🍵 Teaumii в переулке Гривцова, 13/11
Кафе с азиатскими молочно-фруктовыми напитками на основе чая. Их объем — 700 мл, стоимость — от 250 Р
Минусы моей работы — это отсутствие компенсации за изношенные кроссовки и мобильную связь. Еще во время отпуска или болезни ты не можешь как следует расслабиться: никто их не оплатит, поэтому придется какое-то время сидеть без денег. Но все это меркнет на фоне плохой погоды.
Если на улице пасмурно, ветрено или слишком жарко, количество доставок увеличивается. Бывает, что в процессе работы тебя застигает ливень. На такой случай у меня с собой дождевик.
Хуже дождя может быть только метель. Она слепит глаза и превращается в лед под ногами — кажется, будто прошел уже 200 метров, а на самом деле топчешься на месте, как на беговой дорожке.
Я стараюсь работать в солнечные дни. Если вижу по прогнозам, что завтра, например, ожидается буря с ливнем и ветром, то отменяю смену.
Рабочий день
Я работаю по утрам, обычно беру смены по шесть часов три раза в неделю. Смена начинается в 9:00 в Центральном районе, где я и живу. В 8:57 выхожу из дома.
Пока спускаюсь по лестнице, открываю все необходимые приложения.
✅ Телеграм — туда поступают заказы через специального бота.
✅ «Служба доставки» — приложение для курьеров от Яндекса, куда приходит подробная информация о заказах и устанавливаются таймеры.
✅ «2ГИС» — оптимальный навигатор, в котором на домах проставлены номера подъездов. Это очень выручает, если в доме их, например, 16.
✅ Evernote — тут я записываю, сколько километров прошла за день и сколько раз воспользовалась транспортом, чтобы потом сравнить свои данные с отчетами Яндекса.
Перед сменой делаю обязательное селфи и отправляю его еще одному телеграм-боту «Яндекс-еды». Так можно убедиться, что на смене настоящий ты и что ты находишься на улице в форме.
В 9:00 захожу в приложение «Служба доставки» и нажимаю «Начать смену». Заказ может прилететь сразу же из ресторана в 500 метрах от тебя; может прилететь сразу же, но из ресторана, до которого нужно ехать десять минут на метро; может не прилететь в течение полутора часов. В таком случае я гуляю по району, слушаю музыку, читаю телеграм-каналы, сижу на лавочке. Некоторые курьеры возвращаются домой и ждут заказа там, а потом быстро выбегают, когда он поступил.
Когда заказ пришел, в приложении «Служба доставки» высвечивается название ресторана, его адрес, пожелания ресторана в комментариях — например «заходите через заднюю дверь» — и время, к которому в идеале нужно доставить заказ клиенту. Запускается таймер. Но я ориентируюсь на время, указанное в «2ГИС», и чаще всего прихожу на две минуты раньше положенного срока.
Как только ты прибыл в ресторан, нужно нажать на кнопочку с этим статусом в приложении. В некоторых ресторанах заказ отдают сразу, в других нужно ждать, особенно если гостей в зале много. Пока заказ готовится, я вбиваю адрес клиента в навигатор, смотрю, какой дорогой лучше пойти и сколько времени это займет.
Есть рестораны, сотрудники которых относятся к курьерам как к партнерам: предлагают присесть, дают водички с лимоном и мятой, улыбаются. В других курьеров считают подсобными рабочими, поэтому сотрудники командным тоном требуют показать им сумку и заставляют ждать на улице при любой погоде. Поначалу меня это задевало, но теперь я смотрю на таких людей с улыбкой.
Во время получения заказа нужно сверить с сотрудником ресторана наличие всех блюд по чек-листу в приложении. Готовый заказ отправляется в сумку и прижимается к стенкам с помощью разделителя, чтобы не болтался. Этот же разделитель нужен, чтобы горячие блюда не стояли рядом с холодными.
После получения заказа нужно нажать на кнопочку «Забрал заказ». В приложении запускается новый таймер — в течение какого времени необходимо прибыть к клиенту. Там же указаны все данные клиента: имя, адрес, телефон, иногда комментарии вроде «позвоните за пять минут до прибытия».
За один раз доставляется один заказ, отнести сразу два заказа из одного или соседних ресторанов нереально: адреса клиентов могут быть в разных направлениях. К тому же на каждый заказ запускается таймер, а курьер-то всего один. И наконец, два заказа могут не поместиться в сумку.
Однажды я несла невероятно тяжелый заказ для сотрудников РЖД. Они взяли обед на восьмерых, почти на 4 тысячи рублей: восемь картофельных пюре с форелью, шесть салатов, одна рыбная котлета и порция вареников. К моему удивлению, все это влезло в сумку! Правда, передвигалась я с таким грузом очень медленно, хотя дойти до клиента по таймеру успела.
Проставлять статус «Прибыл к клиенту» можно за 100 метров до дома, после этого таймер останавливается.
Курьеры на велосипедах и самокатах выполняют в день больше заказов, чем пешие курьеры.
Соответственно, больше получают. В начале лета «Яндекс-еда» делала все возможное, чтобы посадить работников службы доставки на велосипеды или самокаты. Например, если поступил новый заказ и система видит, что на одинаковом расстоянии от него находятся пеший и велокурьер, предпочтение отдадут последнему. А некоторые клиенты пишут в комментариях к заказу, что быстрый курьер на велосипеде получит чаевые.
Чаще всего курьеры покупают подержанные велосипеды или приобретают их у партнеров «Яндекс-еды», где для них предусмотрены скидки.
У меня есть самокат, но я не хочу на него вставать по трем причинам: боюсь, что часто буду проливать напитки или супы; боюсь, что отвалится нога за шесть часов работы с грузом за спиной; боюсь, что самокат сам развалится от таких нагрузок или его угонят, пока я буду в каком-нибудь помещении, где для него не найдется места. К тому же, если ты на велосипеде или самокате, вероятность того, что ты закончишь смену в том же районе, где и начал, резко снижается.
Если пеший курьер проходит мимо метро или автобусных остановок, приложение фиксирует геолокацию и тоже может послать в ресторан за пять километров — с расчетом на то, что он тут же сядет в подходящий автобус и поедет. На деле же ты только успеваешь принять заказ, вбить адрес ресторана в навигатор, подбежать к остановке и обнаружить, что твой автобус только что уехал, а ждать следующего еще 15 минут.
Иногда я начинала смену у метро «Лиговский проспект», а заканчивала возле «Приморской» — за девять километров от моей точки выхода. Подобные «перебросы» случаются почти на каждой смене. Если новый заказ приходит совсем уж по сомнительному и далекому адресу, можно написать в службу поддержки и уточнить, нет ли более близкого к той локации курьера. Иногда заказ переназначают, иногда нет — как повезет.
По дороге я могу купить пирожок или йогурт, перерывов на обед не делаю, а вот воды стараюсь пить побольше. В туалет могу попроситься в ресторане, пока жду заказ, обычно в этом не отказывают. Полулитровую бутылку с водой ношу в сеточке под крышкой сумки. Также в сумке есть большой карман со стороны спины. В нем храню дождевик, йогурт, кошелек с проездным и наличными, тряпочку на случай пролитого напитка или супа. Очень важно брать с собой пауэрбанк, так как ближе к концу смены телефон садится, но ему нельзя уходить в энергосберегающий режим. В таком случае и геолокация, и связь с интернетом будут минимальными, и курьерское приложение может не увидеть тебя в сети.
Иногда бывает, что клиент не выходит на связь. По правилам службы доставки в таком случае нужно сделать ему три звонка в течение десяти минут, заскринить это, нажать на кнопочку «Клиент не вышел на связь» в приложении и съесть заказ самому. Со мной такого не случалось, но другие курьеры рассказывали, что даже успевали занести домой особо крупные заказы и вкусно поужинать.
штраф за то, что курьер закончил работу на 15 минут раньше
Иногда заказ прилетает за минуту до окончания смены, и его нужно принять. Мой личный рекорд — двенадцать заказов за шесть часов. Такое возможно, если заказы поступают сразу, как только ты вышел на смену, и падают в пределах одного района, а не на дальние расстояния.
За невыход на смену курьеры получают штраф 1500 рублей.
За уход со смены раньше на 15 минут — штраф 500 рублей. Поэтому я выхожу из приложения ровно в 15:00, и меня ни разу не наказывали. Если задерживаюсь с доставкой последнего заказа, что происходит довольно часто, то заканчиваю смену в 15:20 или около того и двигаюсь в сторону дома.
Случай
Однажды я доставляла заказ Диме Сыендуку — официальному российскому голосу мультсериала «Рик и Морти». В жизни он разговаривает не так, как в мультике, но я знала, как он выглядит. Поэтому не скрывала удивления, когда Дима открыл дверь. Поздоровалась, отдала заказ и сказала: «Кажется, я вас знаю». Он ответил: «Да? Прикольненько. Ну удачки». «Ага, — отвечаю. — И вам».
А на днях встретила на улице Шыма — рэпера из группы «Каста». Поздоровалась, улыбнулась ему, а он в ответ сказал: «Вы прекрасно выглядите». «Вот, — думаю, — какой приятный человек. Раскрасневшемуся, запыхавшемуся, ненакрашенному курьеру сделал комплимент».
Подработки
В «Яндекс-еде» подработок не беру. Шесть часов ходьбы в день — для меня предел и морально и физически. Но другие курьеры могут взять, например, еще шесть часов после своей основной смены. Никаких ограничений по максимальному времени работы за сутки в компании нет. Все варианты смен отображаются в приложении «Служба доставки», в течение дня могут появиться новые. Или можно заранее взять несколько смен в один день.
Раз в 2—3 недели я редактирую книгу приятеля, с которым познакомилась на писательских курсах в Питере. Получаю 1300 Р за редактирование одного авторского листа — это 40 тысяч знаков с пробелами, или около 20 листов А4, написанных шрифтом Times New Roman 14 размера. В среднем на один авторский лист у меня уходит две недели вдумчивого редактирования — по часу-два в день. Потом я делаю перерыв и берусь за новый материал.
Это совсем небольшие деньги за такую объемную работу. Я взялась за нее прежде всего ради нового опыта. К тому же мне интересна сама история: приятель пишет про осознанные и управляемые сны.
Доходы
зарплата за 90 часов работы, 121 заказ и 155 пройденных километров
Это примерно семь дней по 14 часов.
гарантированный доход за шестичасовую смену без нарушений
Расценки
Расходы
Сейчас я живу со своим мужчиной в съемной квартире. Он жил в ней четыре года, когда мы надумали съехаться, поэтому в моей доле квартплаты не нуждался: весь его быт и финансовое состояние уже были отлажены. За жилье я не плачу, компенсирую это приготовлением обедов и ужинов. Благодаря тому, что мужчина стал брать на работу еду в контейнерах, он экономит несколько тысяч в месяц на бизнес-ланчах в кафе.
Отложить в июле получилось 2 тысячи. Примерно столько же остается в конце каждого месяца. Эти деньги суммируются с другими остатками и идут на большие покупки раз в 3—4 месяца — вроде новых кроссовок или контактных линз.
На многие стандартные статьи расходов я не трачу почти ничего.
Например, косметикой пользуюсь мало, и ее мне всегда отдает или дарит мама. Стригусь раз в три месяца, а сейчас решила отрастить волосы подлиннее. Медикаменты покупаю очень редко и пользуюсь ими долго — одной упаковки пенталгина мне хватает на 3—4 месяца.
Одежды мне тоже хватает, поэтому не помню, когда в последний раз ходила в торговый центр. Я не сторонник того, чтобы менять вещи только потому, что им много лет. Если они хорошо сохранились, нравятся мне и отлично комбинируются между собой, то не вижу смысла покупать что-то новое без особой необходимости.
Иногда я занимаю у мужчины деньги, например на оформление финской визы. Она обошлась мне почти в 6 тысяч, на тот момент у меня не было такой суммы. Поэтому я ее заняла, а потом отдавала по частям по мере того, как приходила еженедельная зарплата.
Экономия
Получая по 2—3 тысячи рублей каждую пятницу, я могу трезво оценить, что мне действительно необходимо, и не разбрасываться деньгами направо и налево только потому, что они есть сейчас в большом количестве.
Я стараюсь осознанно подходить к любой покупке, постепенно отказываюсь от многих вещей, потому что понимаю, что на самом деле мне это не нужно. Отказываюсь от покупки одежды, если старая еще в хорошем состоянии, вредной еды, новых блокнотов с красивыми обложками, потому что у меня дома уже лежит несколько пустых, почти таких же красивых. И вообще стараюсь избегать спонтанных трат.
Сложнее всего было отказаться от покраски волос раз в 2—3 месяца, потому что эти цвета — часть меня. Но тратить на это еще минимум 3000 Р я в какой-то момент была уже не готова. К тому же выразить себя — и сделать это дешевле — можно через множество других вещей.
Экономить деньги и время мне позволяют списки продуктов, которые я пишу перед походом в магазин. Также я не ем мясо и не беру тонну экзотических овощей взамен: покупаю привычные помидоры, огурцы, картофель, кабачки. Неповседневные продукты вроде соленой рыбы или печеной фасоли стараюсь брать по акциям. В «Пятерочке» и «Верном» у меня есть накопительные карты, куда капает по несколько рублей с каждого чека. Если обращать внимание на акции и оплачивать часть покупок баллами с карт, можно сэкономить около 500 Р за месяц.
Думаю, можно было бы есть поменьше булочек и сладостей, но отказаться от них не могу, потому что это приносит мне реальное удовольствие! Каждый шоколадный батончик или кусочек цитрусового пирога — это награда моему организму за то, что он до сих пор продолжает исправно работать и перемещать меня в разные точки города.
Несколько советов начинающим курьерам
📌 В первые пару недель работы берите минимальное количество смен — 2—3 дня в неделю по 4—6 часов, чтобы организм привык к нагрузкам.
📌 Покупайте беговые кроссовки — в них амортизация лучше, так что кажется, будто они сами несут тебя по дороге.
📌 Если разболелись суставы или мышцы, поможет мазь «Никофлекс».
📌 Проездной и пауэрбанк — две обязательные вещи для курьера.
📌 Имейте при себе хотя бы 100 рублей наличными — на всякий случай.
Финансовая цель
За 27 лет жизни я ни разу не влезла ни в один кредит. Слово «ипотека» вселяет в меня невообразимый ужас. И я мечтаю о том, чтобы купить свое жилье в Питере и расплатиться за него сразу же.
Думаю, что квартира — это перспектива ближайших пяти лет. Звучит как что-то невозможное. Но в то же время это не что-то недостижимое.
В квартире моей мечты минимум две просторные комнаты, большая кухня, раздельные туалет и ванная. Везде минимализм и мебель из Икеи. Расположена квартира в центре Питера — в одном из старинных домов с высокими потолками.
Конечно, на деньги от работы курьером купить жилье нереально.
Наверное, отчасти поэтому я решила стать писателем. Потому что не придумала, как по-другому можно получить много денег сразу и честным способом. Я знаю, что большинство писателей зарабатывает мало. Но это то большинство, для которого писательство — хобби. Я общалась с теми, кто зарабатывает достаточно, чтобы не заниматься ничем, кроме писательства. Правда, не спрашивала у них, в своей они живут квартире или в съемной. Но знаю, что есть писатели, которые позволяют себе иметь даже несколько. А раз такие примеры существуют, значит, это вполне реально.
Будущее
В «Яндекс-еде» я планирую остаться до середины осени, потому что дальше погода будет только ухудшаться, а я не хочу, чтобы работа приносила страдания. Одновременно постараюсь найти удаленную работу, связанную с текстами, редактурой или корректурой. Если не появится ничего подходящего, снова устроюсь в книжный магазин или в одно из моих любимых кафе.
Параллельно буду писать книгу. Сейчас я работаю над ее сюжетом. Если повезет, то закончу рукопись к концу этого года. Если повезет еще больше, то в следующем году опубликую ее.
Я проходила писательские курсы у редакторов издательства «Астрель-СПб». По условиям я могу прислать туда рукопись в течение года после окончания учебы, тогда редакция рассмотрит ее в приоритетном порядке. Гарантий того, что меня опубликуют, нет. Поэтому единственный способ добиться этого — написать отличную книгу и заявить о себе как о перспективном авторе, который готов написать еще пару отличных книг в ближайшие полтора года.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.