на чем зарабатывает футбольный клуб
На чем зарабатывают футбольные клубы?
Мы воспринимаем футбол как развлечение. Кто-то его смотрит по телевизору, а кто-то поддерживает любимую команду на стадионе. Я предлагаю взглянуть на футбол под другим углом и рассмотреть его с точки зрения бизнеса. В этой статье мы выясним, на чем зарабатывают футбольные клубы и рассмотрим конкретные доходы футбольных клубов.
Доходы футбольных клубов
Рассмотрим по порядку основные источники доходов футбольных клубов:
Спонсоры
Спонсорские деньги – это основная статья доходов многих футбольных клубов. У клуба может быть много спонсоров. Например, Барселона в 2016 году подписала 10-летний контракт с Nike. По условиям контракта Барселона будет получать 155 млн евро ежегодно.
Кроме того, у той же Барселоны есть титульный спонсор, который нарисован на футболках команды. Это японская интернет-компания Rakuten. Согласно контракту, Барселона будет ежегодно получать от спонсора 55 млн евро плюс бонусы за победу ЛаЛиге и Лиге Чемпионов.
Спонсор футбольного клуба Барселона
Клубы могут тратить спонсорские деньги на новых игроков, на улучшение инфраструктуры стадиона, на рекламу и т. д.
Выручка от проведения матчей
Продажа еды, напитков, футболок и атрибутики – все это относится к доходам от проведения матча.
Футбольные клубы заинтересованы в том, чтобы на стадионы приходило как можно больше людей. Чем больше людей придет на матч, тем больше будет прибыль футбольного клуба. Клубы стараются охватить разные возрастные категории. Для этого клубы инвестируют средства в инфраструктуру стадиона с целью сделать поход людей на футбол максимально комфортным и безопасным.
Также важна и развлекательная составляющая. «Локомотив» и «Зенит» активнее других проводят различные массовые мероприятия на территории стадиона. У них хорошо получается делать из футбола шоу.
Продажа или аренда игроков
Здесь все понятно. Клубы покупают неизвестных игроков, раскрывают их талант и продают в разы дороже другим клубам.
Самыми успешными клубами, зарабатывающими на трансферах футболистов, являются португальские клубы «Порту» и «Бенфика»,
«Порту» за 10 лет заработал около 600 млн евро с продажи игроков.
Самые удачные трансферы «Порту»:
Трансферная политика Российских клубов
Трансферная политика «Зенита» вообще не поддается логике. У клуба есть хорошая академия, но очень часто шанса заиграть в основной команде молодым игрокам не дают. Они уходят в другие клубы, там раскрываются, и «Зенит» покупает их обратно. Так было с Кузяевым, Суторминым, Терентьевым. Совсем недавно «Зенит» купил обратно своего воспитанника Данила Кругового из «Уфы».
Воспитанник «Зенита» Данил Круговой в составе «Уфы»
В России в плане грамотной трансферной политики можно выделить ЦСКА, у которого нет больших денег, как у «Зенита». В прошлом сезоне команда сильно омолодилась, но несмотря на это, команда выступает на достойном уровне и в этом сезоне будет играть в Лиге Европы.
«ЦСКА» умеет зарабатывать на продажах футболистов. Летом 2018 года армейский клуб продал Александра Головина в «Монако» за 30 млн евро.
Александр Головина на подписании контракта с «Монако»
Вот еще пара успешных сделок «ЦСКА» за последние несколько лет:
Многие европейские клубы держат на карандаше молодого нападающего «ЦСКА» Федора Чалова. Этим летом были конкретные предложения от «Кристал Пэлас». Английский клуб предлагал 25 млн евро за молодого игрока, но руководство армейского клуба решило пока не отпускать Чалова в Европу.
Федор Чалов в составе ЦСКА
Продажа прав на телетрансляции
Европейский клубы получают существенный доход от продажи прав на трансляции (Broadcast). У каких-то клубов такой доход является основным и приносит клубу до 80% прибыли. К примеру, доход от продажи прав на трансляции у МЮ составляет около 30-35%, а у «Саутгемптона» – 79%.
Продажа прав на телетрансляции
Сдача в аренду стадиона
Такой способ заработка тоже актуален для футбольных клубов. Клубы сдают в аренду свои стадионы для проведения различных развлекательных мероприятий: концертов, фестивалей и т. д.
К примеру, в 2018 году в прокат вышел фильм «Тренер», режиссером которого является Данила Козловский. Съемки проходили на Открытии Арене (домашнем стадионе ФК «Спартак» (Москва) и на стадионе ФК «Краснодар».
На английском стадионе «Уэмбли» проходили легендарные концерты ABBA, Queen и Pink Floyd. Крайний концерт, который принял «Уэмбли» прошел в 2019 году. Выступала известная во всем мире корейская мальчиковая поп-группа BTS.
Данила Козловский на съемках фильма «Тренер» на стадионе «Краснодар»
Доходы от выступления в еврокубках
Существенную прибыль футбольные клубы получают от выступлений на европейской арене. УЕФА распределяет между участниками еврокубков определенную сумму. По итогам сезона 2018/19 общая сумма выплат участникам еврокубков составила 2,55 млрд евро. Около 2 млрд евро получили участники Лиги Чемпионов, а 510 млн евро – участники Лиги Европы.
Далее эти суммы распределяются по командам в зависимости от результатов. Ниже представлена таблица, в которой указаны доходы российских футбольных клубов от выступления в еврокубках в сезоне 2018/19.
Доходы российских футбольных клубов от выступления в еврокубках в 2018 году
После прочтения этой статьи вы теперь знаете, на чем зарабатывают футбольные клубы. Рекомендую посмотреть короткое видео о том, сколько зарабатывает футбольный клуб «Спартак»:
Кто с мячом к нам придет: как зарабатывают на европейском футболе
Два испанских гранда вернули себе лидирующее положение в рейтинге самых богатых футбольных клубов Европы. Но Англия, несмотря на Brexit и слабые выступления в еврокубках, по-прежнему царит в топе европейских команд по доходам — девять из 20 футбольных «денежных мешков» расположены на Британских островах. Российских клубов в первой двадцатке не обнаружилось. Таковы результаты очередного ежегодного исследования аудиторской компании Deloitte, посвященного финансово-экономической стороне европейского футбола. Подробности — в материале «Известий».
Самая популярная игра в Европе всё больше и больше превращается в масштабное коммерческое мероприятие. К нынешнему моменту футбол стал важной отраслью экономики, для некоторых городов, возможно, одной из ключевых. В 1998 году суммарная выручка 20 богатейших футбольных клубов Старого света составляла менее €2 млрд. Сейчас она достигла €8,3 млрд. Для сравнения, номинальный ВВП Евросоюза за это время увеличился менее чем в два раза.
Второй ключевой тренд еврофутбола последних лет — расслоение между богатейшими клубами и всеми остальными. Лидер текущего рейтинга, мадридский «Реал», за последние 15 лет увеличил свои доходы втрое. Клубы, идущие в третьей десятке, смогли нарастить выручку в лучшем случае в два с небольшим раза.
Игроки футбольного клуба «Реал Мадрид» радуются победе в финальном матче Лиги Чемпионов по футболу сезона 2017/18
Наконец, всё меньшую роль играет доход с билетов, за счет которых футбольные команды некогда жили (скажем, до 1950-х годов зарабатывать было больше не на чем). К концу века другие источники доходов уже были широко распространены, но с билетов по-прежнему зарабатывали много: тот же «Реал» в 2000 году имел до 30% всей выручки именно за счет стадиона. В наше время топовый европейский футбол становится все более элитной игрой для верхней части среднего класса и спортивных туристов: билеты дорожают от года к году, что вызывает постоянное недовольство болельщиков. Но даже со всеми этими оговорками, скажем, лондонский «Арсенал», который имеет 100-процентную заполняемость стадиона и билеты по цене от £50, лишь на четверть пополняет свои доходы за счет зрителей. Для других клубов эта доля еще меньше.
Напротив, телевидение и коммерческие доходы (в основном рекламные) становятся всё более важными. Клубы превращаются в глобальные корпорации, где футбольная команда — лишь видимая часть айсберга. Тройке лидеров прошлого года коммерция принесла почти половину доходов. Некоторым клубам из второй десятки реклама и продажа футболок приносит в 10 раз меньше. Что касается телевизионного спонсорства, то оно, напротив, несколько уравнивает положение. В английской Премьер-лиге, например, даже аутсайдеры зарабатывают на ТВ-контракте всего в полтора раза меньше, чем топ-команды.
Чемпион всего
Мадридский «Реал» вернул себе положение самого богатого клуба в Европе. В прошлом сезоне его доход составил €750 млн, на €76 млн больше, чем за год до этого. Львиную долю прироста обеспечило именно увеличение коммерческой выручки (выросла на €55 млн). Третья подряд победа в Лиге Чемпионов, впрочем, позволила королевскому клубу сохранить высокие призовые от телевидения (€250 млн). Все эти цифры не учитывают дохода от продажи Криштиану Роналду за €100 млн. Сама по себе сумма не уникальна, но нужно учитывать, что она была получена за 33-летнего футболиста. Впрочем, выиграет ли «Реал» от этой сделки как в коммерческом, так и спортивном смысле, пока не ясно.
Доход «Реала» от продажи 33-летнего Криштиану Роналду составил €100 млн
«Барселона» решила не отставать от своего извечного конкурента и также продвинулась на одну строчку выше в таблице. Чемпион Испании увеличил выручку на €42 млн, немного не дотянув до отметки в €700 млн. И здесь основной прирост дала коммерция, тогда как выручка от билетов и телевидения подросла скромно.
Домашний стадион мадридского «Реала» «Сантьяго Бернабеу»
Тройку замкнул «Манчестер Юнайтед», который своим примером доказывает неочевидность связи между спортивными и финансовыми достижениями. Самый именитый (по числу побед во внутренних турнирах) английский клуб не побеждал в АПЛ уже пять лет, а в Лиге Чемпионов уже семь лет подряд не способен добраться хотя бы до полуфинала. Но всё это время он крепко держался в тройке богатейших клубов Европы — спасибо грандиозной популярности команды сэра Алекса Фергюсона в 1990–2000-е годы. Эти результаты вкупе с грамотным маркетингом смогли сформировать лояльную фан-базу, которая не готова отвернуться от клуба даже после многолетней серии неудач. Тем не менее, в прошлом сезоне «МЮ» сдал позиции, опустившись в списке Deloitte c первой позиции на третью (€666 млн). По сравнению с предыдущим сезоном доходы «красных дьяволов» упали на €10 млн.
Английское море
Хотя английские клубы и потеряли лидерство в таблице, они по-прежнему превосходят всех остальных в первой двадцатке количественно. Девять островных команд расположились в первой двадцатке Deloitte и пять — в первой десятке. Причем если появление в списке «Ливерпуля», «Арсенала», «Челси», «Манчестер Сити» и «Тоттенхэма» выглядит абсолютно логичным, то «Ньюкасл» и «Вест Хэм», занимающие 19-е и 20-е место, вызывают некоторое удивление. Ни тот, ни другой в последние годы и мечтать не могли об участии в Лиги Чемпионов, не говоря уж о победе в АПЛ или каком-нибудь еврокубке.
Эти запредельные доходы английских середняков объясняются сверхвыгодным телеконтрактом Премьер-лиги, заключенным еще в 2015 году. Sky и BT заплатили англичанам свыше €6 млрд за четыре сезона футбола, и речь идет только о трансляциях в Великобритании. А упомянутая выше «уравниловка» в распределении телевизионных денег в Англии позволяет даже середнякам и аутсайдерам получать круглые суммы. «Ньюкасл» и «Вест Хэм» в итоге получают две трети от своих 200-миллионных доходов именно от трансляций.
Трибуны болельщиков футбольного клуба «Ньюкасл» во время одного из матчей английской Премьер-лиги
Будущее английского клубного футбола выглядит отнюдь не безоблачным. Новый контракт Sky и BT впервые за долгое время принес меньше денег, чем предыдущий. Надежды на рост зарубежных поступлений от трансляций также могут не оправдаться, если англичане и дальше будут невразумительно играть в еврокубках. Свою последнюю Лигу чемпионов англичане выиграли в 2012 году в лице «Челси», а в финал с тех пор попали только однажды — в прошлом сезоне («Ливерпуль»).
Нечестные миллионы
Напротив, итальянцы после провальных 2010-х, кажется, возвращаются в элиту. И речь не только о «Ювентусе», который последние годы провел на 9–11 местах в списке Deloitte и на безоговорочном первом — в таблице Серии А. Два миланских суперклуба — «Интер» и «Милан» — отметились крупными сделками на трансферном рынке благодаря своим китайским владельцам. В рейтинге Deloitte они заняли 14-е и 18-е места соответственно, хотя еще 10–15 лет назад находились стабильно в первой семерке. Тем не менее, пока до их полноценного возвращения в элиту далеко: нужно не только добиваться высоких спортивных результатов, но и наращивать коммерческие и телевизионные доходы. Денег у их владельцев достаточно, только просто так закачать их в команду они не могут — «финансовый фэйр-плей» УЕФА на страже.
Нападающий французского клуба «Пари Сен-Жермен» Неймар
Кстати, не исключено, что в сети ФФП наконец попадется и более крупная рыбка. У нейтральных болельщиков традиционно вопросы вызывают «Манчестер Сити» и «Пари Сен-Жермен», контролирующиеся шейхами из ОАЭ и Катара соответственно. Клубы занимают пятое и шестое места в списке Deloitte, периодически ставят рекорды трансферных сумм (ПСЖ купил Неймара и Килиана Мбаппе за общую сумму в €400 млн), но имеют далеко не самую большую армию поклонников в мире. По сообщению французской прессы, парижанам уже пригрозили изгнанием из ЛЧ, если они не смогут доказать правдоподобность своих гигантских спонсорских контрактов.
С проблемами ФФП регулярно сталкиваются и клубы бывшего СССР. Общеизвестно, что в России, да и многих других странах Восточной Европы футбол высшего уровня не может быть самоокупаемым. Тем не менее, финансовые показатели на бумаге у многих команд вполне солидные. «Зенит» — лучший из всех: в 2017–2018 годах он заработал €168 млн, заняв 25-е место. Вопрос, какая часть из этой суммы получена в рамках правил «фэйр-плей», остается открытым. В любом случае, финансовый кризис, слабый рубль и обострение отношений с Западом не позволяют российским олигархам тратить на отечественный футбол слишком много даже без учета этих правил. Так что в двадцатке российских суперклубов нет и пока не предвидится.
«Зенит» в 2017–2018 годах заработал €168 млн, заняв 25-е место в списке Deloitte
Европейский футбол остается самым коммерчески успешным спортивным мероприятием в мире. Лишь одна лига может поспорить по богатству команд с грандами соккера — НФЛ. Но даже там лишь безоговорочный финансовый лидер американского футбола («Даллас Ковбойс») держится наравне с «Реалом». Следующая по доходам команда — «Нью Ингленд Пэтриотс» — расположилась бы в списке Deloitte лишь на девятом месте. Кроме того, НФЛ — это всего 32 команды, тогда как в Европе сотни клубов имеют многомиллионные доходы. И учитывая куда большую популярность европейского футбола в мире, вряд ли эта ситуация претерпит серьезные изменения в обозримом будущем.
Из чего состоит доход футболиста?
Футбол является лидером по количеству зрителей в мире. По данным FIFA, в 2018 году около четырех миллиардов человек следили за Чемпионатом мира по футболу. В прошлом году Forbes включил двух российских футболистов – Юрия Жиркова и Андрея Аршавина в список самых высокооплачиваемых спортсменов России с 2010 года. Сколько получают футболисты, и как формируется их доход, расскажем в нашем материале.
На чем зарабатывают футбольные клубы?
Прежде, чем «залезть в карманы футболистов», важно понять, на чем зарабатывают футбольные клубы. Именно от дохода клуба во многом зависит доход футболиста. Для наглядности будем обращаться к московскому клубу «Локомотив»: именно он одним из первых опубликовал подробную финансовую отчетность по деятельности клуба за 2019 год. Отчетности за 2020 год клубы подготовят позднее.
Итак, среди основных статей доходов футбольных клубов:
Из чего формируется доход российского футболиста?
Сколько зарабатывают футболисты в России
Согласно информации УЕФА, опубликованной в 2020 году, футбольные клубы РПЛ выделили в 2017 году (именно этот год в УЕФА взяли за отчетный) более 500 млн евро. Какую же среднюю зарплату получают известные российские игроки?
Игрок
Клуб
Заработная плата в евро в 2019 году
Дорогое удовольствие: как миллиардеры инвестируют в футбол
Футбольные «фанаты»
Бесстрашные инвесторы
Однако не всех инвесторов отпугивают большие риски, связанные с вложениями в футбол. Российский миллиардер в 2008 году предпочел самостоятельно создать футбольный клуб, причем в России. Уже через год после создания «Краснодар» вышел в первый дивизион национальной лиги, а 25 января 2011 вышел в Российскую Футбольную Премьер-лигу. Заняв третье место в Российском чемпионате 2014-2015 годов, клуб получил возможность выступать в Лиге Европы. Успех клуба щедро вознаграждается вложениями Галицкого, построившего для команды стадион вмещающий 35 тысяч мест и стоимостью более 20 млрд рублей($338 млн).
Человеческий фактор против ликвидности
Необходимо признать, что в целом футбол не входит в число надежных направлений для инвесторов: даже самые успешные из английских клубов требуют значительных вложений, ликвидность которых во многом зависит от человеческого фактора. Английские клубы считаются наиболее перспективными для инвестиций, поскольку англичане пока что лучше всех умеют зарабатывать на футболе.
Английская премьер лига (АПЛ) традиционно является лидером по доходам от продажи прав на ТВ трансляции. В 2015 году лигой было подписано соглашение о продаже прав на трансляции матчей с ведущими британскими каналами Sky Sports и BT Sport, сумма которого составила £5,136 млрд ($6,573 млрд), что на 70% больше суммы предыдущего года. Общий же доход АПЛ от продажи прав будет намного выше: лига самостоятельно продает права на зарубежные трансляции и ожидает получить за них еще около £3 млрд ($3,839 млрд), кроме того, только компания BBC заплатила £204 млн ($261 млн) за показ лучших моментов матчей.
С доходом от продажи прав на трансляции более чем в £8,5 млрд ($10,878 млрд), АПЛ находится на втором месте в мировом спорте, уступая только американской Национальной Футбольной Лиге (NFL), и обогнав Главную Лигу Бейсбола (MLB). Согласно правилам лиги, по которым 50% дохода от трансляций делится поровну между всеми клубами, занимающий последнее место в АПЛ клуб получит £99 млн ($126,7 млн). Для сравнения, лидер немецкой Бундеслиги «Бавария» в текущем сезоне заработает всего €99 млн ($116,7 млн), несмотря на то, что ей достается 8,2% от общей стоимости прав. Сумма телевизионных контрактов ближайшего конкурента англичан испанской Ла Лиги составит €2,65 млрд ($3,125 млрд), а общий доход всех клубов лиги оценивается в €2,806 млрд ($3,308 млрд). За 2016 год клубы АПЛ заработали порядка €4,17 млрд ($4,916 млрд), что на 9% больше, чем в предыдущем сезоне. Ожидается, что подписанный в 2015 году контракт увеличит доходы клубов в сезоне 2016/2017 еще на 60%. Однако, рекордными обещают стать и затраты, ведь уже в 2016 году расходы английских клубов на зарплату игрокам и персоналу команды составили €2,569 млрд ($3,029 млрд).
Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов
Футбольный клуб «Краснодар» больше всех тратит на развитие молодежного спорта, «Спартак» выплачивает футбольным агентам почти столько же, сколько все остальные клубы, а ЦСКА больше всех заработал на продаже игроков. Об этом свидетельствует финансовая информация за 2018 год, опубликованная 31 мая Российским футбольным союзом (РФС) (.pdf).
В отчете приведены данные об основных статьях доходов и расходов клубов Российской премьер-лиги (высшего дивизиона российского футбола) и Футбольной национальной лиги (второго по значимости дивизиона), но лишь в процентном отношении к общему. И только информация о тратах на развитие молодежного спорта и выплату агентских гонораров — в рублях.
Российские футбольные клубы традиционно относятся чувствительно к публикуемой информации о финансах, информация такого рода раскрывается редко. Но в прошлом году европейская футбольная ассоциация УЕФА наконец обязала клубы публиковать свою финансовую информацию, включая выплаты агентам. На сайте РФС такая информация публикуется впервые, подтвердили РБК в пресс-службе РФС, и это именно следствие принятого УЕФА решения.
Слабое раскрытие
Финансовое раскрытие РФС не позволяет сказать многого о состоянии российских клубов. Данные представлены только в относительных значениях, к тому же разбивка не совпадает с «классическим представлением». Оно, как правило, такое: доходы в дни матчей, доходы от реализации медиаправ, спонсорские поступления, призовые от организаторов соревнований, доходы от трансферов футболистов и прочие доходы, рассказал руководитель группы по оказанию услуг спортивным организациям PwC Александр Кардаш.
В документе РФС отражены доходы в дни матчей, призовые, доходы от трансферов, но доходы от медиаправ и спонсорских поступлений отдельно не представлены. «Мы предполагаем, что доходы от реализации медиаправ и спонсорские поступления включены в документе в коммерческие доходы», — сказал Кардаш.
В пресс-службе РФС заявили РБК, что «на данном этапе развития лицензирования футбольных клубов в России представленный формат раскрытия информации отвечает требованиям УЕФА и является достаточным». В дальнейшем планируется «прорабатывать вопрос о возможном поэтапном расширении объема публично раскрываемой финансовой информации, так как вопрос требует всесторонней проработки, достижения приемлемого и консолидированного решения», указали в РФС.
Дотации от региональных властей
Региональным клубам больше всего доходов принесла статья «прочие операционные доходы»: у ФК «Уфа» она составила 63,9% всех доходов, у «Анжи» — 76,7%, у «Ахмата» — 80,2%, у «Крыльев Советов» — 86,5%, а у «Енисея» — 90,4%. Эти клубы получают дотации или спонсорскую помощь от региональных правительств или — в случае с «Ахматом» — от регионального общественного фонда имени Ахмата Кадырова.
Собственные заработки
Собственные доходы клубов можно консервативно оценить, просуммировав статьи «Доходы в день матчей», «Доходы от организаторов соревнований», «Финансовые доходы» и «Прибыль от выбытия основных средств и нематериальных активов» (то есть от продажи игроков).
Еще одна крупная статья — «Коммерческие доходы» — включает в себя не только доходы от реализации телеправ, но и целевые спонсорские поступления, которые зачастую исходят от крупных госструктур, аффилированных с владельцами клубов. В коммерческие доходы в данном формате клубы, как правило, включают поступления от спонсоров, а также, скорее всего, доходы от медиаправ и от мерчандайзинга, отметил Александр Кардаш из PwC.
Бывший гендиректор «Локомотива» Илья Геркус говорил в интервью РБК в 2018 году, что из российских клубов лучше всего привлекают партнеров и спонсоров, не связанных с собственниками клубов, «Спартак», «Зенит» и ЦСКА.
На основе чистых коммерческих доходов самыми успешными клубами являются ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» и «Краснодар». В частности, у «Спартака» крупнейшая среди всех клубов доля доходов от матчевых мероприятий — 19,75%. А у ЦСКА и «Локомотива» — призовые от организаторов соревнований (соответственно 36,6 и 30,1%). Это неудивительно, поскольку в 2018 году эти клубы участвовали в Лиге чемпионов УЕФА и заработали там по меньшей мере €21,55 млн и €17,95 млн соответственно.
Неясно, куда РФС отнесла доходы от телеправ (скорее всего, в статью «Коммерческие доходы»), но, по данным PwC, в 2017 году в общей структуре выручки клубов Российской премьер-лиги медиаправа принесли лишь 4,6%.
Убытки клубов
Из данных РФС невозможно сделать выводы о прибыльности или убыточности клубов, однако исследование PwC в прошлом году показывало, что за последние шесть лет клубам премьер-лиги удалось выйти на общую прибыль лишь в 2016 году. В 2017 году совокупные убытки клубов составили 1,7 млрд руб.
«Низкие доходы объясняются тем, что на матчи мало ходят, а на самих играх плохо организована продажа сувениров, напитков и еды. К сожалению, это связано с тем, что российские клубы привыкли к государственному или региональному финансированию (прямому или через посредников), и у них просто мало стимулов развивать этот вид дохода», — объяснил президент Российской экономической школы (РЭШ) Шломо Вебер.
«Благодаря чемпионату мира 2018 года посещаемость матчей в России возросла (появились новые стадионы, на которые интересно посмотреть), однако пока оценивать, насколько долгосрочный этот эффект, рано», — отметил Вебер. По его мнению, нужно увеличивать посещаемость и делать поход на стадионы более привлекательным. Например, продвигать матчи как семейное мероприятие, создавать сервис для женщин и детей. «Увеличение интереса к матчам поможет привлечь рыночных спонсоров, повысить доход от продажи клубных сувениров и от продажи телевизионных прав», — заключил Вебер.
Сейчас в Турции, например, доходы от продажи прав на трансляции матчей в 20 раз больше, чем в России, рассказал президент РЭШ.
По данным Deloitte, в Российской премьер-лиге лишь 6,4% выручки приходится на доходы в дни матчей, а спонсорские/коммерческие поступления клубов (зачастую идущие от собственников, то есть не чисто рыночные) достигают 61%. В то же время в Европе, по данным УЕФА, на доходы в дни матчей приходится 14,4% всей футбольной выручки, а спонсорство приносит лишь 31%. Основную же долю доходов европейским клубам приносит продажа телеправ — 37%.