на чем зарабатывает сбер маркет
Как «СберМаркет» вырос из небольшого стартапа — и во время пандемии стал лидером доставки продуктов в России. Рассказывает директор по аналитике сервиса
Во втором квартале этого года «СберМаркет» — проект Сбербанка на основе технологической платформы Instamart — стал лидером на рынке доставки еды, обогнав X5 Retail Group.
Сейчас «СберМаркет» работает в 133 городах России и ежедневно выполняет по 18 тысяч заказов. Из-за пандемии клиенты сервиса в Петербурге стали в четыре раза чаще заказывать продукты.
«Бумага» поговорила с директором по аналитике и эффективности платформы «СберМаркета» Дмитрием Зборовским. Он рассказал, как небольшой корпоративный стартап превратился в крупнейший сервис на рынке доставки продуктов в России.
«СберМаркет» доставляет свежие продукты за два часа и помогает сэкономить благодаря еженедельным скидкам до 50 %. Сервис — официальный партнер METRO Cash&Carry по всей России. «СберМаркет» также сотрудничает с сетями «Ашан», «Азбука Вкуса», «Вкусвилл», «Лента», «Мегамарт» (ГК «Дикси») и другими по всей стране.
Онлайн-сервис доставки продуктов «СберМаркет» запустился в сентябре 2019 года. Это проект Сбербанка на основе фудтех-стартапа Instamart, который в 2013 году придумали трое аналитиков : сотрудники инвестиционного банка Goldman Sachs Петр Федченков и Андрей Жулин, а также Дмитрий Жулин, работавший в банке Rothschild.
Создатели вложили в Instamart 15 миллионов рублей из собственных средств и сделали сайт-витрину, где разместили 5 тысяч товаров. Сегодня на сайте и в приложении «СберМаркета» больше 160 тысяч позиций.
Поначалу основатели решили «уберизировать» поход за продуктами: собрать заказ за пользователя в магазине мог любой человек, подключенный к платформе. Вскоре стало ясно, что сотрудничать стоит только с обученными сборщиками, которые умеют отбирать свежие продукты.
В начале 2019 года проект в сумме привлек 500 миллионов рублей от Mail.ru Group, президента «Трансконтинентальной медиакомпании» Александра Митрошенкова и первого зампреда правления Сбербанка Льва Хасиса. Летом 2019-го в стартап вошел венчурный фонд Fort Ross Ventures — SBT Venture Fund II, соинвестором которого является Сбербанк. Сервис вошел в О2О — предприятие Сбербанка и Mail.ru Group. На основе технологической платформы Instamart Сбербанк запустил «СберМаркет».
Директор по аналитике и эффективности платформы Дмитрий Зборовский рассказывает: «Мы показали наши финансовые модели, объяснили, что можем получить, используя ресурсы Сбербанка — средства, бренд и синергию с другими командами. Видимо, мы оказались очень убедительными, и в сентябре 2019 года запустили пилот «СберМаркета» в Краснодаре и в Ростове (в ноябре сервис работал уже в 33 городах — прим. «Бумаги»)». По словам Зборовского, за последние два года компания выросла в 77 раз. На то, чтобы выполнить первый миллион заказов в апреле 2020 года, сервису потребовалось семь лет. А на то, чтобы принять второй миллион — 70 дней.
Сбер стал главным продавцом продуктов Рунета. Обороты «СберМаркета» и «Самоката» в 3-м квартале 2021 года активно росли
«СберМаркет», федеральный сервис доставки продуктов и товаров из экосистемы Сбера, стал лидером среди крупнейших продуктовых онлайн-ретейлеров, увеличив оборот за третий квартал года до 14,5 миллиарда рублей. Компания раскрыла итоги отчетного периода на фоне публикации отраслевого обзора аналитиков Infoline, представивших ежеквартальный рейтинг с анализом e-commerce сегмента.
Рекорд за рекордом
Взрывной рост онлайн торговли и популярности маркетплейсов сохранился на российском рынке в третьем квартале года. Это сказалось на финансовых результатах крупнейших сетей. «СберМаркет» возглавил рейтинг Infoline, сообщив об обороте компании в третьем квартале (показатель GMV с промо и НДС) на уровне в 14,5 миллиарда рублей, что в три раза выше предыдущего показателя.
По данным пресс-службы компании, за текущий год сборщики и курьеры «СберМаркета» собрали и доставили клиентам 5,994 миллиона заказов по всей России, что в 4,1 раза больше, чем год назад. При этом почти четверть от всего количества заказов пришлось на экспресс-доставку, время которой составляет около 20 минут. Всего же за девять месяцев 2021 года оборот СберМаркета достиг 36,2 миллиарда рублей, а количество доставленных заказов составило 13,46 миллиона.
Егор Дахтлер, аналитик БКС Мир инвестиций, называет e-commerce одним из главных драйверов роста выручки нефинансовых бизнесов Сбера. По его словам, в 3 квартале выручка от e-commerce увеличилась в 7 раз год к году, а оборот товаров — в 10 раз. «Это один из самых растущих бизнесов нефинансового сегмента Сбербанка. И Сбер находится на пути к своей цели — довести уровень дохода от нефинансовых сервисов до 200 миллиардов рублей в 2021 году», — отметил эксперт.
«СберМаркету» удалось потеснить с первой строчки рейтинга крупнейших продуктовых онлайн-ритейлеров Х5 Group. Оборот последней за указанный период составил 35,2 миллиарда рублей. Это на 53 процентов выше аналогичного показателя год к году, подсчитали в Infoline. Замыкает тройку лидеров Вкусвилл, который нарастил оборот до 32,8 миллиарда рублей, что равноценно росту на 342 процентов год к году.
Сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома «Самокат», входящий в экосистему Сбера, увеличил оборот за 9 месяцев более чем в 5 раз, до 26,8 миллиарда рублей и сохранил за собой пятое место в рейтинге Infoline. Таким образом, оборот компаний, входящих в экосистему Сбера, достиг 63 миллиарда рублей.
На рынке e-commerce образовалось три или четыре приблизительно равных крупных игрока, поскольку рынок интересен крупным экосистемам, отмечает Леонид Делицын, аналитик ФГ «ФИНАМ». «Первопроходец рынка, Утконос, название которого лет десять назад стало едва ли не эпонимом, обозначающим доставку продуктов, растерял отрыв от новых игроков. А это означает, что лояльность к доставке у потребителей невелика, если не отсутствует вовсе. Отсюда следует, что на этом рынке будет свирепствовать ценовая конкуренция», — прогнозирует эксперт.
Сбер уходит в отрыв
В «СберМаркете» цель стать безоговорочным лидером в своей нише называют приоритетной. Вице-президент, руководитель индустрии электронной коммерции Сбера Сергей Малышев, комментируя результаты «СберМаркета», признал, что цель амбициозна, однако заверил, что компания намерена ее поддерживать своими возможностями.
В гонке за лидерством важную, если не ключевую роль будет играть включенность онлайн-супермаркетов в экосистемы, полагают эксперты. Доступ к широкому спектру возможностей, быстрое масштабирование, гибкость и устойчивость усиливают бизнес-партнерства, улучшают маркетинговые коммуникации и продажи.
Так, курс «СберМаркета» на развитие синергии с экосистемой Сбера и улучшение качества сервиса через новые проекты уже принес свои результаты, отмечают в компании. «Мы запускаем новые проекты и интеграции, с помощью коллег привлекаем новую аудиторию, получаем доступ к бесконечным данным, опыту и экспертизе крупнейшей экосистемы в России», — прокомментировал актуальную статистику CEO «СберМаркета» Асан Курмангужин.
За последний год «СберМаркет» расширил интеграцию с подпиской «СберПрайм» и запустил ее со «СберСпасибо», подключил виртуальных помощников Салют к заказам продуктов голосом с доставкой из METRO, Ашана, Виктории и «ВкусВилла», начал принимать заказы через витрину «СберМегаМаркета», масштабировал экспресс-доставку и возможности самовывоза по модели Click & Collect и так далее.
«Онлайн-сегмент привлекает экосистемы, которым не так важна маржинальность отдельных направлений бизнеса, как тот факт, чтобы потребитель не имел нужды выходить за границы экосистемы. Поэтому лидерство захватывает Сбер, для которого продуктовый бизнес будет лишь одним из сотен. Сразу возникает вопрос, смогут ли успешно конкурировать X5 Group и ВкусВилл, если они не предоставляют нам, помимо продуктов, банковские услуги и онлайн-кино, и, если у них нет супераппа? Или же со временем продуктовый ритейл вольется в какие-нибудь экосистемы?», — размышляет Леонид Делицын.
Согласно оценкам Data Insight, прогноз рынка e-commerce в России предполагает дальнейший рост, среднее значение которого с 2019 по 2024 год составит 33, процента. За этот период, по оценкам специалистов, рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 триллиона рублей.
«Как я пытался трудоустроиться и поработать на сервис доставки продуктов «СберМаркет».» Забавная зарисовка от первого лица
Для начала, хотел бы прояснить свою мотивацию для подобного трудоустройства.
Вопрос о моем переводе через две недели был очевидно проигнорирован, так как проявив смекалку и получив номер телефона «лидера» искомой точки, я узнал что он вообще не в курсе того, что то-то пытается туда перевестись. Ради интереса начал записывать количества своих заказов. Было интересно, учтется ли обещанная переработка за количество заказов или же забудется нашими «высокомотивированными предводителями»?!)))) В итоге, отработав 2 недели ( и отработав более чем хорошо, судя по моим подсчетам количеств собранных заказов и кол-ву нареканий надзирателя), на третью неделю я разнарядки не получил. Само собой меня никто даже не уведомил об этом.
Так как я не люблю жлобов, меня очень подмывало написать этот текст. Написал, но публиковать мне его не очень хотелось. Решил опубликовать, если не оплатят. Сегодня, 23 марта, а мне заплатили только за 4 рабочие смены (из 10 и одного дня оплачиваемой стажировки, а уж про компенсацию оформления мед.книжки я вообще умолчу) так что, ребята, уж не обессудьте.
Не люблю заканчивать негативом и скажу пару слов о ребятах, которые собирают вам заказы. При достаточно скотских условиях, сборка осуществляется реально хорошо, контроль за продуктами обеспечивается на нескольких уровнях и все ребята, с которыми мне посчастливилось работать, делали свою работу очень ответственно. Но, что порадовало меня больше всего, так это мои фитнес-часы, которые неизменно показывали 18 и более тысяч шагов, а уж как я теперь разбираюсь в качестве бананов. ммм.
Ответ на пост «Заказ на полмиллиона в Сбермаркет»
Прочитав пост про списание пол ляма сбермаркетом и прочие косяки, захотелось немного рассказать про всю эту кухню изнутри. Может кому то будет интересно.
Работаю я в сбермаркете сборщиком (а-ля «эксперт по закупкам») уже больше полугода и, скажу я вам, это не работа мечты)
Итак, если по порядку: Сбермаркет, как бренд, появился не так давно – с января (вроде бы). До этого контора носила название Instamart. Суть работы от ребрендинга не поменялась, увеличилось только количество заказов, и из-за этого постепенно вся работа по сборке и доставке заказов переходит на конвейерный тип (о чём я напишу далее).
Сама работа по сборке заказов особой сложностью не отличается: мы через собственное рабочее приложение ходим по торговому залу и собираем по списку товары, сканируя их штрихкод.
Также бывают ошибки в описании: клиент заказывал один товар, а сканируется штрихкод аналогичного товара. Не заметит ошибку сборщик – его вина. Не предупредит клиента – тем более.
Далее про мясо. В большинстве случаев мясо находится в упаковке и мы, при сборке таких позиций, можем удостоверится только в сроке годности, целостности упаковки и проверить внешний вид мяса в нём. «Не тот» запах редко можно почувствовать, чаще когда уже мясо начинает жить своей жизнью). Если условия хранения товара было нарушено до того, как он попал на прилавок, то не всегда это удаётся обнаружить. Тут же можно упомянуть охлаждённую рыбу: раньше сборщики сами выбирали необходимую рыбу, можно было её повертеть и заглянуть под жабры (кто не знал – тушка рыбы может вполне себе нормаль пахнуть, а стоит приподнять жабры и пиздец). Но в связи с эпидемиологической обстановкой рыбу теперь нам выдают сами работники Metro уже упакованную в пакет. А это значит, что они могут положить что угодно, а всё говно прилетит нам.
И, наконец, про овощи. Это, пожалуй, худшее что есть в этой работе – собирать овощи, фрукты.
Работники Metro часто грешат тем, что забывают выставлять или менять ценники на стеллажах. Из-за этого, в частности, сбор овощейфруктов превращается в отдельный бредовый квест.
Также у Сбермаркета есть целая «энциклопедия» для работников о необходимых нормах качества товара. Выбор овощей, фруктов и подобного подразумевает поиск идеального там, где найти это иногда просто невозможно. Если собрать хорошего качества овощифрукты не получается, сборщики обязаны звонить (если стоит такой комментарий от клиента) и предупреждать о внешнем виде и качестве товара. Если от клиента стоит комментарий «не звонить, отменять/заменять», то спорная позиция либо отменяется с пометкой «товар ненадлежащего качества», либо заменяется. Всё, что является отклонением от этого алгоритма действий – это косяк сборщика (чаще всего не очень умного).
Ещё одна распространённая ошибка – собрать весовой товар больше, чем нужно (и речь идёт не о 100-200 гр, а о тоннах). Тут уж сборщик не только тупой, но и слепой.
И ещё про качество: мы обязаны собирать товар, у которого срок годности не менее 60%. Если товар собран с истекающим сроком годности и клиент не предупреждён – это косяк тупого сборщика.
И в конце о конвейере, про который я говорил в начале. В связи с тем, что заказов много стало, нашу работу разделили на этапы. Если раньше мы собирали заказы, сами себя проверяли перед кассой и после упаковывали его, то теперь это делают разные люди. Сборщики только собирают заказ. Перед тем как пробить товары на кассе группа контроля качества проверяет наличие всех позиций, качество и сроки годности. Упаковщики упаковывают все товары в пакеты.
Такая система имеет свои плюсы – это выявление большинства косяков сборщиков до того, как товары пробьют на кассе и они поедут к клиенту. Но, бывают исключения. Всё-таки работают люди.
Чтобы пост не казался рекламным и восхваляющим эту организацию скажу, что с приходом Сбербанка и последующего ребрендинга количество эффективных менеджеров стало до безобразия много, и это чувствуют не только работники, но и клиенты.
Заранее извиняюсь за ошибки, я не мастер излагать мысли. Тем более грамотно)