на чем сидят казахи на полу название
Традиции казахов-2 часть
Фото:
Из интернета. Сельский вариант национального блюда «БЕШПАРМАК».
***
О пунктуальности казахов.
Если Вы пригласите казаха, к примеру, на свадьбу или на день рождения-будьте уверены он опоздает не менее чем на час. Даже если вы его персонально предупредите, что торжество начнётся вовремя и ждать никого не будете.
На Ваши упрёки ответит удивлённо-обиженно : » Ты чо?! Я же Казах!»
Женщина в казахской семье не является существом бесправным и забитым. Знаю много семейных пар, где «шишку» в семье держат жёны.
На людях такая жена никогда не будет перечить мужу, но дома опять возьмет власть в свои руки.
Казашкам не вменяется в обязанность ходить в платке, не запрещено носить любую светскую
одежду
Должность, служебное положение тут не имеет никакого значения.
Помню и сам я когда впервые, тогда ещё студент, вощёл в полупустой(!) автобус в одном казахском селе и мне поспешно уступил своё место казахский паренёк, не намного младше меня, испытал что-то вроде культурного шока.
Казахи не набожны.
Возможно из-за больших расстояний и низкой плотности населения у казаха мечеть в душе.
Ярый исламизм в Казахстане отсутствовал всегда и его проявления уголовно наказуемы законом.
Если в гостях казаха посадить на не подобающее его рангу место-это будет тяжёлым ударом для него, он будет сидеть и горестно думать : «Ой, бай! ЗА ЧТО!?»
В то время, как для других народов особого значения не имеет место за столом.
Стол по казахски- это «ДОСТАРХАН»
«Достар»- дружба или друг по казахски.
Зрители катаются по полу, утирая слёзы.
Победитель получает приз.
Сказать по правде, не зная языка и видя айтысы только мельком по телевидению пару раз, считал это чем-то примитивным. Но однажды в фильме «МЫН БАЛА» (очень-очень сильный фильм, уровень лучших голливудских фильмов) был потрясён глубиной иносказаний и красотой слов в айтысе. И это в переводе!
«Как бы, внедряя
Трёхъязычие,
Не внедрить бы
Косноязычие. »
«Когда парламент в руках
Партии одной,
По её желанию и яловая
Корова отелится. »
Искусство айтыскера состоит не только в том, чтобы быть острословом и хорошо петь, необходимо ещё обладать артистизмом и харизмой. В чём особенно выделялась на сцене Жансая Мусина из Орала, так полюбившаяся зрителям. Выступая в паре со светловолосым Ирангайыпом Кузембаевым из Астаны, она пела:
«Э-э-э-й!
Смотрю на тебя и не могу понять,
Отчего же ты такой
Рыжий подобно апельсину?
Что совсем не свойственно казахам.
Расположился солнышком подле меня
И купаешь в искристых лучах своих.
Может, ты потомок Петра 1?
А может, живой двойник
Того самого Золотого человека?»
А когда Ирангайып поинтересовался, отчего она всё сидит в девках, то Жансая «убила» своим ответом весь зал:
«Э-э-э-й! Красный костюм!
Так увидев меня, жигиты робеют,
Не в силах и двух слов связать.
А невеста я видная:
Глаза чёрные, что у верблюжонка,
Щёки подобно яблокам румяны,
Ноги стройные, как скалки,
Руки хваткие, как молоток.
Видно, придётся мне
Самой украсть жигита,
Хватит сил как бы ни сопротивлялся». «
Не правда ли здорово?! И это в переводе!
***
О скромности казахов
Дело было в общественной бане, люди там расслабленные, кое-кто и выпимши. Разговаривают обо всем на свете.
Что мне нравится-тут все равны и министр и дворник.
У меня чуть тазик из рук не выпал.
Вот и я говорю-скромные.
***
В Казахстане два официальных государственных языка: казахский и русский, но в городах 90% разговаривают только на русском, несмотря на уже длительную борьбу и большие материальные затраты государства за внедрение и развитие казахского. Я думаю это от того, что сильны экономические причины. С кем можно разговаривать по казахски? С бедными жителями аулов или понимать язык жителей Киргизии и Узбекистана.
Как-то в супермаркете кассирша-казашка обратилась ко мне на казахском (я подозреваю что им дано такое указание), затем, тяжело вздохнув, спросила, есть ли у меня мелочь, на русском.
Пришлось искупать свою вину:
-Я кореец, просто красивый, как казах.
Кассирша счастливо зарделась.
О том какие были казахи наездники говорят их древние молодецкие игры, практикуемые до сих пор, изредка, в сёлах.
Например:
«козлодранье»-на полном скаку надо было первым поднять с земли шкуру козла и донести до финиша, в то время, как другие джигиты пытаются её вырвать и скинуть седока.
Попробуйте сами поцеловаться прыгая, как на скакалке!
Если джигит не смог этого сделать его имидж сильно страдал, так что я думаю девушки всё таки придерживают своего коня, если парень ей понравится.
А затем уже начиналось самое интересное-теперь уже парень удирал сломя голову, а девушка должна его догнать и отстегать «за наглость» кнутом под одобрительные возгласы «болельщиков».
Всё это на полном скаку.
Вахабиты, наверное, хватаются за сердце глядя на такие народные забавы казахов.
Я что-то сам сейчас подумал, а должен ли джигит жениться на девушке, которую он публично поцеловал?
На месте джигитов я бы кольчужку поддевал.
Вот такие они Казахстан и казахи.
В моей душе-и радости и грусть
В ней мир царит
И происходят войны
В моей душе
И Азия и Русь
Как сёстры
Уживаются спокойно
В моей душе есть зло
и есть добро
В ней глубоко запрятано отчаяние
В ней нужных слов храниться серебро
И золото ненужного молчания.
Автор Туманбай Молдагалиев, автор гимна Каз.ССР.
Гостеприимство казахов: традиции и обычаи
Гостеприимство казахов: Wikipedia
Гостеприимство казахов — нормы этикета или особенность культуры кочевого народа? Правила приема гостей характеризуют этнос казахской народности: для казахов отказать путнику в еде и крове считалось грехом. Знания о традициях и обычаях приема гостей помогут оценить богатство культуры казахстанцев.
Традиции приема гостей
Казахская культура щедра на традиции и обычаи. Среди прочего славится гостеприимство казахского народа. У казахов на протяжении веков формировалось особое отношение к путникам и приглашенным гостям. Их всегда встречали с распростертыми объятиями, особым радушием и щедрыми угощениями.
Казахский народ вел кочевой образ жизни, поэтому с пониманием и уважением относился к путешественникам. Таких людей всегда с радостью встречали в казахских юртах.
Традиция теплого приема гостей называется «конакасы». Казахи усаживали гостей в юрте на почетные места. Сразу же приступали к трапезе:
В старину такой радушный прием был обыденностью. Если хозяева не оказывали достойного почтения гостю, то сразу порицались обществом. Предки верили, что грех одного казаха падал на весь род. Поэтому казахский народ трепетно относится к традициям приема и строго чтит правила гостеприимства.
Казахская пословица о гостеприимстве: NUR.KZ
Традиции и обычаи казахского народа, связанные с приемом гостей, передаются из поколения в поколение. Издавна казахи с особым трепетом относились к этикету. Особое внимание уделяли приветствию гостей:
Гость, которого радушно приняли казахи, в ответ благодарил за теплый прием. Хозяин в конце застолья мог попросить пришедшего путника спеть песню или исполнить композицию на музыкальном инструменте. Как правило, гости исполняли импровизацию. Такая традиция называется «конаккаде».
Одаривание
Еще есть обряд «ат мінгізіп шапан жабу», который связан с особо важными и почетными гостями. Его суть — подарить посетившему дом коня или дорогой и изысканный чапан — халат, который сшит из верблюжьей шерсти и ситцевой подкладки.
Подарки не ограничивались лошадью и халатом. Хозяева дарили соболиную шубу, верблюда, саблю, персидский ковер и другие ценные вещи. Такая традиция уже называется «бес жаксы», что в переводе означает ‘пять ценных вещей’.
Гостеприимство казахов распространялось и на соседей, которые только переехали на новое место жительства. С давних времен сохранилась традиция «ерулик», связанная с приемом новоселов.
Их обязательно приглашали на ужин или обед, чтобы поближе познакомиться. Новичкам так было легче влиться в новое окружение. В современном мире эта традиция по-прежнему живет в семьях, которые проживают в многоквартирных домах.
Казахи — гостеприимный народ, о чем свидетельствуют такие обычаи:
Гостеприимство казахов: рассаживание за столом
Традиции казахского народа, описывающие гостеприимство, связаны с угощением гостя. Накрывали праздничный стол — дастархан. Во время застолья действовали определенные правила, как рассадить гостей.
Казахские традиции требуют, чтобы за столом хозяева располагали вошедших в дом в особом порядке. В этом деликатном вопросе учитывались такие факторы:
При рассаживании гостей соблюдали такие обычаи:
Гостя не принято было спрашивать о том, кто он, откуда, с какими намерениями пришел. Первым делом, пришедший в дом должен утолить жажду и голод, а только потом все вопросы.
Дастархан
Отличительные черты дастархана — щедрость и богатство. Той (пир) традиционно проводился в ауле:
К праздникам казахи готовились по-особенному. Было принято приходить в гости с вкусными подарками — «шашу». Это были баурсаки, сладости и печенье, курт, иримшик.
Гостеприимство казахов: YouTube/Скауты Великой Степи
Дастархан нередко проводили по случаю неприятных событий или трудных обстоятельств, в которые попали соседи. Проводили «уме салу» — предоставляли помощь соседям, если нужно было сделать что-то масштабное, например выстроить дом. Созывали родственников и знакомых, чтобы быстрее возвести жилье. После тяжелого труда хозяин угощал помощников.
Также есть и другие обычаи у казахов, связанные с пиршествами:
Дастархан накрывали на праздники, которые были приурочены к хозяйственным работами. Начало жатвы называлось «қырман майлар», а окончание — «сабан той». В первый день зимовья отмечали «жұрт майлар», а первый день дойки кобыл — «бие бау».
Таких праздников было много, но объединяло их одно — собирали родных, близких и всех желающих разделить с хозяевами праздничный настрой.
Пословицы о гостеприимстве
Казахская пословица: NUR.KZ
В казахской культуре нередко встречается негласный закон, по которому гостя приравнивают к посланнику Божьему. В древние времени тех, кто не соблюдал правила этикета и традиции гостеприимства, наказывали штрафами.
О гостеприимстве казахов расскажут пословицы, передающие глубокий посыл традиций:
Қонағыңнын алғысы алтыннан қымбат.
(Благодарность гостя твоего, дороже золотого подарка его).
Сыйлы қонағың келсе, итіне сүйек таста.
(Если пришел уважаемый гость, и собаке его кинь кость).
Қонақты сөзбен тойғыза алмайсын.
(Гость не будет сыт словами).
Қонақ келсе, ет пісер, ет піспесе, бет пісер.
(Когда гость приходит, мясо хозяин готовит, если мяса не имеет — лицо хозяина краснеет).
Қонағыңның алтынын алма, алғысын ал.
(Золото у гостя не прости, а лучше благодарность проси).
Благодаря культурному коду, казахов считают одним из самых дружелюбных и гостеприимных народов мира. Сегодня многие следуют культурным традициям предков. И это показывает связь поколений и почтение, с которым казахи относятся к своему культурном национальному наследию.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Войдите в ОК
Большое значение у казахов имеет соблюдение этикета поведения за
столом. Традиционный этикет казахского застолья состоит из множества
поведенческих норм, начиная от правил поведения за столом до очередности
подачи почетных блюд в зависимости от положения, занимаемого в обществе
конкретным человеком.
В современных условиях урбанизации и глобализации произошли
коренные изменения традиционного образа жизни казахского народа. Однако
основные черты национальной культуры сохранились, пройдя испытание
временем. Ниже дается описание одного из важнейших и древнейших обычаев,
связанных с традиционным казахским застольем – «дастаркан», «дастаркан
басы».
Поскольку пища и застолье считались у казахов сакральными, люди
отведавшие с одного дастархана, становились с этого момента близкими,
родными, и поэтому в последующем они никогда не должны были ссориться и
враждовать. Застолье – дастархан – объединяет людей священными узами. С
особой гордостью произносятся слова «мы сидели за одним дастарханом»,
«мы ели с его рук», «он пригласил нас к своему дастархану». Таким
образом, дастархан являлся местом знакомства и общения людей: здесь
слушали мудрых старцев рода, пели, играли на домбре, устраивали
песенно-поэтические состязания (айтыс). Так дастархан способствовал
сближению ранее не знакомых людей и примирению поссорившихся.
По древней традиции самый почитаемый гость располагался на
противоположной от входа в юрту стороне – тор. С правой стороны от
почетного гостя располагались другие гости соответственно социальному
статусу и возрасту, место с левой стороны занимал хозяин дома. Правая
сторона от тор считалась мужской стороной, а левая – женской, а также
«кухонной». Пространство входа называлось босага порог, это место не
занималось. Небольшое пространство в середине, называемое от басы, ошак
касы, т.е домашний очаг – особо почитаемо. Люди, входя в дом, обычно
проходят в положенную часть и занимают соответствующее казахскому
этикету место. Поскольку существует связанное с культом огня поверье,
запрещающее обходить его, человек выходит из дома тем же путем, что и
вошел.
Как правило, входя в дом перед тем как сесть за дастархан, каждый
человек моет руки, но перед подачей мяса мытье рук повторяется, и это
устоявшаяся традиция. При этом кто-нибудь из домочадцев, обычно
мальчик-подросток, подходит к каждому с кумганом (куман) и тазом
(леген), после чего получает благословение и благодарность. Необходимо
отметить, что выполнение обязанности помощника при мытье рук считается
среди подростков почетной миссией, поскольку почетно само благословение
(бата) со стороны аксакалов. По установившемуся обычаю, после угощения
главным блюдом дастархана – мясом (ет), руки вытираются специальным
полотенцем «майлык» – салфеткой, повторно моются и вытираются
специальным полотенцем «сулык». Порядок очередности использования
«майлык» и «сулык» был очень строгим: считалось, что их ни в коем случае
нельзя путать. Вытирая руки, гости пользовались только двумя концами
полотенца, середина считалось сокровенной, эта часть принадлежала
хозяевам дома. Есть поверье, что если гость вытирает руки средней частью
полотенца, то присутствующие в доме окажутся в ссоре.
Перед приемом блюда старший по возрасту произносит благопожелание – бата, после еды совершается благословение – ас кайыру.
При угощении гостей режется баран – это «гвоздь» казахского
гостеприимства. По обычаю мясо подавали на блюде – табак. По количеству
гостей определяется количество подносимых блюд. Существовали три вида:
главное, почетное – бас табак, среднее – орта табак и малое – кіші
табак. В каждое из них клали определенные части туши барана или коня
(казы-карта, жал-жая – конские деликатесы). На больших пирах в каждой
юрте преподносятся эти же блюда, но разница заключается в их количестве.
Человек, разделывающий голову, не доводит процедуру до конца, но
передает младшему из присутствующих джигитов. Последний завершает
начатую процедуру: вынимает мозг, добавляет курдючное сало, наливает
немного соуса, перемешивает. Так готовится мипалау – деликатес из мозга
бараньей головы. Мипалау возвращается почетным гостям. По обычаю молодым
парням, которые не попробовали мяса из почетного блюда, сидящие старики
дают часть из своей доли – асату. При этом приговаривают: «жолымды
берсін» – «будь уважаем, как я». После окончания трапезы невестка дома
берет в руки почетное блюдо и кланяется (селем беру) аксакалам, а самый
почетный гость благословляет ее пожеланиями счастья и благополучия (бата
беру).
За столом кроме старших никому не полагалось сидеть скрестив ноги.
Нельзя было сидеть на корточках или на коленях. Так сидят обычно вне
дома, а последняя поза принималась во время молитвы, не допускалось
сидеть, растянув ноги. При этом мужчинам разрешалось сидеть поджав одну
ногу под себя, а другая должна была быть поджата в колене, но в прямом
положении. Девушки и женщины занимают следующую позу – одна нога
поджата, а другая согнута.
За столом при приеме пищи не следует чавкать, необходимо есть не
торопясь, размеренно. Но неприлично и чрезмерное воздержание от пищи. В
таких случаях обычно говорят, что гость пренебрегает поданным блюдом.
Пища берется тремя пальцами и более, но не двумя. Если нужно делить
цельный кусок продукта, то продукт берется и разламывается двумя руками.
Во время приема пищи не следует быть многословным и говорить громко.
После того как сорпа (суп) выпита, заводится разговор о вкусе и качестве
угощения, который плавно переходит в тему о состоянии табунов и отар
скота (малдыц жай-куйі). В этот момент подается и кумыс, который
разливает мужчина. Лицо, разливающее кумыс, подает первую чашу хозяину
дома, а тот подает ее, держа обеими руками, почетному гостю, затем со
своей чашей в руке обращается к гостю и произносит «буйырыныз –
извольте!». После обмена поклонами (кивком головы) начинают пить кумыс.
Остальным кумыс раздает джигит, который занимает место чуть ниже по
мужской стороне.
Во время питья кумыса бытует обряд «усыну», аналогичный раздаче почетных
частей мяса. Аксакал подает чашу с кумысом из своих рук кому-либо из
понравившихся ему молодых людей или других гостей. Это является
проявлением уважения и особого расположения. Лицо, которому выпала честь
стать объектом «усыну», должен взять чашу обеими руками, выпив кумыс,
наполнить чашу снова и возвратить также двумя руками, со словами
благодарности. Такое почтение было оказано английскому путешественнику
Джону Кэстлю женой хана Абулхаира – ханшой Бопай, во время его
пребывания в ставке в 1736 году. Автор в своем дневнике отмечал, что
этот обычай символизировал большое уважение.
Существует множество запретов (табу), связанных с пищей. Так, например, о
человеке, оказавшемся случайно в доме во время трапезы, говорят, что он
всегда хвалит хозяев дома. Если же он приходит в дом после трапезы, то
считается, что он нехорошо отзывается о них. Во время приема пищи нельзя
дуть на еду, даже если она невкусная и пересоленая, нельзя об этом
говорить вслух. В таких случаях о вкусовых качествах еды говорят
косвенно, шутя, с юмором. Нельзя есть стоя, лежа, а также брать еду
левой рукой. Есть поверье, что не следует выходить из дома, не отведав
какой-нибудь продукт, даже если человек торопится. Поэтому любому, кто
оказался в доме, предлагается отведать пищи. Не положено заходить в дом с
едой во рту, прежде чем заходить в дом, ее следует обязательно
проглотить. И, наоборот, выходить с едой во рту считается хорошей
приметой.
Таким образом, можно отметить, что наряду с другими традиционными
обычаями и обрядами застольный этикет регулировал отношения в обществе и
способствовал сближению и сплочению его членов.
За предоставленную информацию благодарим
7 традиций казахов, которые не перестают удивлять иностранцев
Понять и принять казахские обычаи очень трудно, если даже однажды побывать в Казахстане.
У представителей других национальностей и гостей из-за рубежа просто в голове не укладывается как можно пить такое огромное количество чая и употреблять в пищу конину – это величественное животное. А еще делать деньги из воздуха, сообщив хорошую новость.
Итак, начнем по порядку.
1. Чайная традиция
Казалось бы, эта традиция должна родиться в стране, которая имеет огромное количество чайных плантаций, ну куда деваться местному населению, не пропадать же урожаю? К примеру Китай считается одним из мировых лидеров по производству чая, так что с ними все понятно. Но, казахи, не имея ни одного чайного поля просто литрами пьют горячий бодрящий напиток, причем в любое время суток. Чайная церемония применима в любой «непонятной ситуации», заехал к казаху забрать какую-либо вещь по пути, тут же поступает предложение «шай ішпедік пе?», пришел навестить старого знакомого, опять «пьем чай». Отчасти это и является некой лептой в гостеприимстве дружного казахского народа.
Но больше всего удивляет гостей из-за зарубежья, что чай умудряются пить, добавляя в него молоко, сахар, сметану, соль, тары, талқан. И да, пьют его не из полулитровых стаканов, а из «кесе», чай должен быть с «правильным» коричневатым цветом. А еще в знак уважения к гостю, чай наливают буквально на пару тройку глотков, налить молочный напиток дополна, означает неуважение.
2. Употребление конины
Иностранцы за головы хватаются, когда казахи с большим аппетитом едят конину – это величественное животное. У казахов все просто, можно покататься на лошади, а потом ее съесть. Как тут не испугаться? Но в Казахстане конина считается легкоусвояемым и полезным продуктом питания. Одно из традиционных блюд «бешбармак», которое готовят уважаемым гостям, подается именно с кониной и қазы.
3. Шашу
Это очень удивительная традиция. Да, да! Всевозможные сладости, конфеты, печенья кидают прямо в лицо. В общем это называется «шашу». Осыпают гостей монетами и сладостями при значимых событиях, таких как, когда роженицу выписываю из роддома, когда приезжают на сватовство, когда режут путы ребенку или же просто отмечают 40 дней со дня рождения малыша. Такой обряд символизирует достаток, сладкую жизнь, изобилие и удачу. Примечательно то, что, если конфеты не удалось поймать, их нужно собрать и унести с собой, по поверьям ты уносишь с собой «изобилие». Эту традицию очень любят дети, а осыпанием занимаются женщины.
4. Бет сипау
Тут многим иностранцам вовсе не понятно зачем казахи поглаживаю лицо, после «бата»- благословения. Казахский народ очень щедрый на хорошие пожелания и поэтому слова благословения могут звучать очень часто за дастраханом по любому случаю: закончился учебный год у ребенка, зовут гостей, готовят угощения и перед началом трапезы произносят «бата». Принято добрые пожелания произносить взрослым. Во время напутствий присутствующие должны складывать ладони в виде чаши, во время пожеланий как-бы чаша наполняется благодатью, а далее по окончанию «бата» руками проводят по лицу, то есть согласно поверьям, человек впитывает в себя все сказанное. Также нельзя покидать застолье, не дав «бата» за приготовленное угощенье.
5. Сүйінші
Если казахи дают вознаграждение за хорошую новость, не стоит отказываться, на это и существует такая традиция, как сүйінші (дают тем, кто несет хорошую весть). Так казахи выражают благодарность за радостную весть. Традиция актуальна по сей день, если вы узнали первыми, что родился ребенок, то смело можете рассказывать эту новость близким и просить сүйінші. К слову, иностранцы это вовсе не могут понять, ведь так можно неплохо «зарабатывать». И да, настоящие казахи щедры к услышанному, дают деньги не скупясь.
6. Көрімдік
Эта еще одна традиция, когда казахи умудряются делать деньги из воздуха. Көрімдік считается денежным подарком. Если ты впервые увидел у своего друга новое авто – дай ему көрімдік. Шустрые казахи умудряются брать деньги даже за полученный диплом, выигранное соревнование и даже за новое красивое платье. Если вы намерены разорить иностранца, то сначала можете спросить у него «сүйінші» за хорошую новость «окончил вуз с отличием», а потом и «көрімдік» за показанный красный диплом.
7. Сарқыт
До сих пор ни один иностранец не поймет, для чего после шумного застолья, свадьбы или юбилея гостям дают с собой угощение – сарқыт. И да, никто не церемонится, все складывается в один пакет, если там будут лежать нарезанные фрукты, конфеты, бауырсаки и даже мясо. Кстати не бывает казаха, который откажется от угощения – ведь на следующий день не придется готовить.