на чем сидела золушка вместо стула
Что заменяло Золушке стул во всем известной сказке
Золушка в кино
Все знают тяжелую судьбу бедной девушки, которая жила со злой мачехой и двумя не менее злобными сводными сестрами, выполнявшую всю грязную работу по дому и вскоре ставшую принцессой. История понравится многим детям и даже взрослым. «Золушка» когда-то стала самой популярной сказкой. Это настоящее произведение искусства, которое стало лицом кинокомпании «Дисней».
На чем сидела Золушка вместо стула?
Многие впадают в ступор, услышав этот вопрос, но он очень прост: это ящик. Да, если подумать о том, почему у нее не было стула, то можно понять, что в те времена был немного другой быт. Девушке хватало на чердаке ящика, на который можно было положить свои вещи. На нем можно было посидеть возле камина, где была зола. Именно от «золы» и происходит имя Золушки, а не от «золота», как многие думают. Золушка сидела на ящике и отделяла чечевицу от зерна при свете огненных языков пламени из камина.
На такие мелочи во время просмотра или чтения сказки совсем не обращаешь внимания, все переживания акцентированы на бедной и грязной девочке, которая только и делает, что убирает дом целыми днями, а свободное время есть только ночью у камина с золой, на ящике. Он был предметом, который заменял Золушке стул.
Заключение
Теперь вы знаете, что заменяло Золушке стул. Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, заставил задуматься как детей, так и взрослых. Если еще где-то наткнетесь на него, в кроссворде, например, то легко сможете блеснуть эрудицией.
Золушка
Шарль Перро
Пересказал А. Салмин
О дин человек, овдовев, женился снова.
У него была дочка — молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки — злые и вздорные, как и их мать.
Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу.
После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там — в таком рваном, испачканном золой платье.
Наступил вечер, и в сумерках в комнату вошла старая фея. Она спросила плачущую Золушку:
— Ты очень хочешь попасть на королевский бал? Не плачь, помоги мне. Есть у вас большая тыква?
Тыква нашлась в кладовке.
Фея прикоснулась к ней своей волшебной палочкой, и тыква превратилась в золоченую карету.
Потом фея заглянула в мышеловку. Взмах волшебной палочкой — и сидевшие там мыши оборотились шестеркой породистых лошадей.
Пригодилась и крысоловка, и толстая усатая крыса превратилась в важного кучера на передке кареты.
— А теперь, — сказала Золушке фея, — ступай в сад. Там за лейкой сидят шесть ящериц. Принеси их мне.
Золушка принесла ящериц, и фея тут же превратила их в шестерых слуг, одетых в расшитые золотом ливреи.
— Ну вот, — сказала фея, — теперь ты можешь отправиться на бал.
— А платье, — залилась слезами Золушка, — платья-то нет.
Взмах волшебной палочки — и старое, испачканное золой платье превратилось в роскошный бальный наряд. На ногах у девушки засверкали чудесные хрустальные туфельки. Не помня себя от радости, Золушка села в карету, кучер щелкнул кнутом, лошади заржали.
— Запомни, — произнесла фея, — волшебство продлится только до полуночи. После того, как часы пробьют двенадцать, карета снова станет тыквой, лошади оборотятся мышами, а кучер — толстой крысой. Наряд же твой снова превратится в старое платье. Прощай!
Карета тронулась. Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал.
Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой.
Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отпускал ее от себя весь вечер, не прикасался к угощению и не сводил глаз со своей дамы. Но время шло, и вдруг Золушка услышала, что часы пробили три четверти двенадцатого. Она встала, распрощалась со всеми и убежала так быстро, что никто не смог ее догнать.
Вернувшись домой, Золушка поблагодарила фею и спросила, нельзя ли и завтра ей поехать во дворец, ведь принц так просил.
В это время раздался стук в дверь — приехали сестры. У них только и разговоров было что о неизвестной принцессе.
На другой день они снова отправились во дворец. Золушка приехала тоже — и была еще наряднее и красивее. Принц не отходил от нее, говорил такие приятные вещи, что она забыла обо всем. И вдруг часы стали бить полночь. Золушка вспомнила предупреждение феи.
Опрометью бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную туфельку. Темнота скрыла девушку. Скрыла и то, как бальный наряд превратился в старое запачканное платье, а карета с лошадьми и кучером вновь стали тыквой, мышами и крысой. Бросившемуся вдогонку принцу досталась лишь подобран- ная им на лестнице хрустальная туфелька.
Вернувшиеся с бала мачеха с дочками опять на все лады обсуждали появление на балу неизвестной Красавицы, а также ее поспешное бегство. Они не узнали в ней свою Золушку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.
По всему королевству разъезжали его придворные и примеряли хрустальную туфельку подряд всем девушкам.
Наконец они приехали и в дом Золушки.
Как ни старались ее сестры втиснуть свои ножищи в хрустальную туфельку — все напрасно. Придворные собрались было уже уходить, да спросили:
— Нет ли у вас еще какой-либо девицы в доме?
— Есть, — отвечали сестры, — да она у нас такая замарашка.
Все же позвали и Золушку.
Примерили туфельку и — о, чудо! туфелька пришлась впору.
Тогда Золушка достала из кармана вторую и надела ее, не говоря ни слова.
В это время дверь тихонько приоткрылась. В комнату вошла старая фея, дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно сразу же превратилось в пышный наряд, еще более прекрасный, чем накануне. Все ахнули!
Тут сестры и мачеха поняли, кто была та неизвестная красавица на балу. Они бросились к ней просить прощения.
Золушка была не только хороша собой, но и добра: она простила их от всего сердца.
Придворные подхватили Золушку и повезли во дворец. В тот же день сыграли свадьбу — принц женился на Золушке.
Золушка в оригинале. Авторы братья Гримм.
Туфельковое
И бонусная в комментах, феи-крестные!
Напоминаю, что все те, кто хочет, чтобы этот грязный маленький комикс превратился в красивую счастливую женщину, могут взмахнуть своей волшебной палочкой и отправить денежных знаков на одобренный модераторами номер карты 4276 3801 6546 9227 или в электронный кошелек. Естественно, женщиной он будет до полуночи. Потому он станет обратно комиксом. Очень озадаченным и офигевшим комиксом.
У Золушки были хрустальные туфельки!
Повторю и дополню здесь свое сообщение.
Я поискала, на всех современных французских иллюстрациях Золушка в традиционных хрустальных туфельках.
Так что, видимо, переводчики переводили правильно.
Тот выпуск Что — где— когда я тоже помню. Но поверхностное гугление дало именно такой результат.
Автоперевод из фр. вики: «В версии Шарля Перро однозначно упоминается стекло. В 1841 году Оноре де Бальзак вложил в уста одного из своих персонажей, работавшего лопатой, утверждение, что туфлю следует понимать «in vair», а не «в стекле» на том основании, что не может быть стеклянной домашней обуви. Помимо того факта, что чудесное не основано на правдоподобии, следует помнить, что Шарль Перро был академиком, великим специалистом по французскому языку, о чем свидетельствует Querelle des Anciens et des Modernes.
Более того, оказывается существует целая дискуссия о хрустальных туфельках. Здесь ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Золушка#Башмачки ) можно ознакомиться с историей вопроса на нормальном русском языке.
Перро слишком хорошо владел французским языком, чтобы можно было допустить, что он перепутал стекло и мех. Ни в одном из источников (а сказка народная, существовала на многих языках существенно раньше, чем литературная обработка Перро) не упоминается мех, там материалом для туфелек были бархат или шелк с жемчугом и драгоценными камнями, золото, стекло и т.д. Перро выбрал именно стеклянные туфельки для усиления эффекта чудесности, противопоставляя чумазую девушку в начале сказки и ее сказочное, волшебное превращение в конце.
У Золушки не было хрустальных туфелек
Если вы верите, что башмачки Золушки были сделаны из хрусталя, то это заблуждение! Ошибка произошла по вине переводчиков. Французское слово vair (беличий мех) они преподнесли как verre (стекло, хрусталь).
Ну вот, наконец-то, кто-то объяснил! А мы-то думали: «Ну как, как она ходила в хрустальных туфельках, ведь это страшно неудобно и опасно?! Но, конечно, сказочно и красиво, чего уж там!
В уггах Золушка танцевала и носилась по лестницам!
В Норвегии пересняли легендарную сказку «Три орешка для Золушки»
Удивительно, но пока не видно ни одного негра и ни одного трансгендера. Нет ли тут расизьма и гомофобии?
Проект Семь пятниц на неделе #138. Международный день феи!
Я уже рассказывал вам про то, что сказки в старые добрые времена (когда детей не оберегали от каждого ветерка и не пытались содержать в стерильном информационном пространстве) свою мораль доносили не в развлекательном милом формате, а через призму ужасающей жестокости бытия. Так вот, а вы знали, что случилось со сводными злыми сестрами Золушки (шок контент, Золушка не от слова «золото» а от слова «зола») в первых редакциях сказки? Не будем рассматривать египетскую версию (ибо там не было сестер, зато главная героиня была из древнейшей профессии), а сразу перейдем к версии (самой кровавой) братьев Гримм. Так там дабы втиснуться в туфельку сестры отрубили себе одна — палец, а вторая — пятку. Но голуби оба раза подсказали принцу, что туфля вся в крови и принц не повелся. А потом на свадьбе те же голуби выклевали сестрам глаза. Я думаю, что донести мораль сказки более доходчиво очень сложно.
Я каждый день с 8 февраля рисую по комиксу, связанному с событием произошедшим в эту дату, когда она была пятницей! Если хотите поддержать меня, то вот — http://desvvt.art/
Туфелька
Для www.alterlit.ru и арт-эксперимента «От картинки к картине»:
Шокирующая правда про Золушку и её «прекрасного принца»
Задумывались ли вы в детстве – почему туфелька Золушки была хрустальной? Ведь стеклянной обуви не бывает! Это непрактично, неудобно, опасно, в конце концов! Наверняка тут какая-то путаница.
Совершенно верно – путаница. И вы даже не представляете себе, какая. Начнём с того, что Золушка потеряла совсем не туфельку. Она потеряла вот такой предмет:
Он называется пьянелла (по-другому – цоколь или чо́пин). Целые триста лет, с XIV по XVII век, европейские дамы надевали пьянеллы поверх туфелек на манер галош – во-первых, чтобы предохранять туфли от грязи, а во-вторых, чтобы не волочить по этой самой грязи подол платья.
Вы думаете, мы фантазируем – дескать «не могла же Золушка являться на бал без галош»? Вовсе нет. На то, что потеряла она именно пьянеллу, есть прямое указание в «первоисточнике» – в первом в Европе письменном изложении этого сюжета в сборнике сказок, составленном неаполитанцем Джамбаттистой Базиле в начале XVII века.
Джамбаттиста Базиле (1566–1632)
«Первый в Европе» мы говорим неслучайно: сюжет сказки, в которой девочка–сирота претерпевает обиды и лишения, получает утешительный волшебный дар от божества или духа, производит впечатление на местного правителя, и тот разыскивает её по потерянному предмету обуви, был известен ещё в Древнем Египте. А также в Китае, Персии, Японии.
Но в Европе первым был Базиле – и у него Золушка (вернее, не Золушка, а Зезолла – уменьшительное от Лукреции, так звали героиню) теряет именно пьянеллу. Хотя, конечно, пьянелла, подаренная Золушке–Зезолле волшебной пальмой, выглядела не так затрапезно, а как-нибудь понарядней, например, так:
А уж как красиво говорит о ней сгорающий от любви неаполитанский король! Это надо цитировать:
«Если фундамент столь прекрасен, то каков же сам дворец! О дивный канделябр, на котором стояла свеча, воспламенившая меня! О треножник прекрасного сосуда, в котором кипит моя жизнь! О чудный поплавок, держащий леску Амура, которой уловлена моя душа! Вот, я сжимаю, я лелею тебя в руках моих, и коль не смогу достать до вершины сего древа, буду обожать его корни! И если не дотянусь до капители сей возвышенной колонны, буду лобызать основание! Ты была стелой белейшей на свете ножки, но теперь стала силком, где уловлено мое почерневшее от нетерпения сердце!»
Кстати, а как он выглядел, этот муж Золушки? Давайте поищем среди неаполитанских королей XIV–XV веков? Выбирайте, слева направо, какой вам больше нравится – Рене Добрый, Людовик II Анжуйский, Фердинанд Арагонский?
Хе-хе. Ладно будем милосердны к юной Лукреции. Назначим ей в мужья Фердинанда Второго, по некоторым предположениям, вот это его портрет (но это не точно):
А что, с такого бы сталось влюбиться в туфельку! То есть – в кожаную галошу
Во всяком случае, прожил этот Фердинанд недолго, умер в 27 лет и утратить романтическую внешность вряд ли успел.
Да, так откуда же взялась хрустальная туфелька? Писатель Оноре де Бальзак считал, что это «ослышка»: дескать, туфелька была не из стекла (verre), а украшена мехом (vair) – звучит это одинаково.
Согласно ещё одной версии, туфельки были не стеклянными и не меховыми, а просто-напросто зелёными – vert. Что ж, очень может быть!
Нуарное
И бонусная в комментах, детективы!
Уф. Да, это заняло некоторое количество времени и сил, возвращаюсь к обычным выпускам. Но как водится, если кто хочет пнуть автора за хороший комикс или пнуть автора, чтобы делал продолжение, можно целиться в одобренный модераторами номер карты 4276 3801 6546 9227 или в электрический кошелек. Всем шляпы!
20 зарубежных киносказок детства (с бонусом)
Давным-давно, когда Чехия и Словакия были Чехословакией, а Германия — ГДР и ФРГ, советские юные зрители регулярно смотрели по центральному телевидению (а другого и не было) удивительные сказки, с добросердечными (и не очень) принцессами, коварными колдунами, захватывающими приключениями и всяческим волшебством и чародейством. Впечатления свежи до сих пор, хотя уж сколько лет прошло — лучше и не считать. Впрочем, неоднократно замечено и на собственном, и на чужом опыте — как бы сильно ни нравилось что-то в детстве, во взрослом возрасте лучше к этому не возвращаться, ибо разочарования неизбежны: актёры слишком взрослые, грим течёт, декорации картонные — ну вы в курсе, как это бывает. Сохранность детских впечатлений лучше не тревожить — в воспоминаниях всё чудесно, а актёрам ещё не грозят ни болезни, ни прочие трагедии. Вряд ли рискну что-то из этого списка пересматривать сейчас или показывать своему чаду. (Хотя…) Зачем тогда этот список? Вспомнить себя-ребёнка и порадоваться тёплой ламповости своего детства.
Значительную часть сказок производили Чехословакия и ГДР. С них и начну.
5 киносказок, снятых в Чехословакии
1. Красавица и чудовище / Panna a netvor
Военный городок на десять пятиэтажек и кинотеатр в доме офицеров — именно там показывали этот фильм (сейчас не представляю, каким образом такое возможно). Сюжет известен всем. До сих пор помню протяжное «Юлия!», издаваемое Чудовищем, и момент, когда на сёстрах «портятся» подарки: платье превращается в тряпки, а ожерелье — в кусок склизкой грязи.
2. Три орешка для Золушки / Tri orísky pro Popelku
1973, Чехословакия, ГДР
Категория «Знают все!». И дело не только в самом ходовом сюжете в истории массовой культуры, но и в трактовке сказки чехословацкими кинематографистами — их версия очень полюбилась советским зрителям. «Три орешка» стабильно показывали почти каждую зиму.
3. Король Дроздовик / Král Drozdia Brada
1984, Чехословакия, ФРГ
Это была одна из моих любимых сказок — капризную принцессу проучил отец и выдал ее за хромого нищего. Конечно, сказочность предполагает, что этим нищим в конце окажется переодетый принц. Но когда это откроется — принцесса огорчится. Ей же уже подавай нищего! Ох уж эти принцессы.
4. Арабелла / Arabela
Слово «сериал» в те времена не было в ходу — был «многосерийный художественный фильм» или «многосерийный телефильм». Когда шла «Арабелла» (с удивлением узнала, что в оригинальном названии в имени одна «л») — как минимум все девчонки ускакивали домой. Потому что жуть как интересно, как, повернув на пальце волшебный перстень, принцесса, оказавшаяся в нашем мире, творит всякие чудеса и волшебности.
5. Златовласка / Zlatovláska
Сейчас задумалась, насколько была продумана система: практически все сказки, удостоившиеся экранизации, были неоднократно напечатаны и в разных сборниках, и по отдельности, а потому просмотр фильмов всегда подогревался радостью узнавания. Сказка о Златовласке в домашней библиотеке была в нескольких больших и красивых книгах. Королевский слуга Иржик, попробовавший рыбу, приготовленную для короля, научился понимать язык всех животных. А звери, птицы, рыбы и насекомые будут помогать ему разыскать красавицу Златовласку.
5 киносказок, снятых в ГДР
6. Золотой гусь / Die goldene Gans
Всё по канону: три брата (младший, как водится, дурачок — который в конце женится на королевской дочке и унаследует трон), царевна Несмеяна — а ещё гусь, к которому прилипнет куча народу. В общем, как же без братьев Гримм?
7. Регентруда / Die Regentrude
Регентруда — повелительница дождя — заснула, и злыдень засухи Фойербарт в своём неповторимом наряде устроил натуральное пекло на земле. Почти как лето в Краснодаре. Андрес и Марен должны разбудить Регентруду, чтобы лето снова не объявили «рекордно жарким». Единственная сказка в гэдээровской пятёрке, литературную основу которой создали не братья Гримм — а поэт и писатель Теодор Шторм.
8. Стоптанные туфельки / Die zertanzten Schuhe
По этой сказке у «Союзмультфильма» был мультик. А у немцев — фильм. Семь дочерей короля каждую ночь незнамо где стаптывают туфли до непригодности. Секрет поможет разгадать бедный солдат. (Давайте сегодня обойдёмся без упоминания правила 34 — будем простодушными любителями сказок)
9. Госпожа Метелица / Frau Holle
Эдакий вариант «Морозко», только практически матриархатный: вдова-мать, две дочери (как водится, одна хорошая, одна плохая), а заправляет всем госпожа Метелица, к которой дочери по очереди попадут в услужение, упав в колодец.
10. Беляночка и Розочка / Schneeweißchen und Rosenrot
В книжном варианте — одна из любимых сказок, в основном за счет качественного издания. Две сестры — на удивление добрые и хорошие — спасают двух братьев-королевичей от злобного старикана-колдуна.
5 киносказок, снятых в других странах Восточной Европы
11. Мария, Мирабела / Maria, Mirabella
О, это была любовь. Что там Земекис со своими кроликами? Вот где настоящее волшебство! Мультяшные герои среди киношных, что называется, «задолго до того, как это стало мейнстримом».
12. Академия пана Кляксы / Akademia pana Kleksa
Практически «Гарри Поттер» моего детства! Мальчик попадает в школу волшебства — кого удивить этим в XXI веке? Но для 80-х годов века ХХ это было событием. Книга-первоисточник в детстве (автор Ян Бжехва) мне не попалась, но фильмы про пана Кляксу (их несколько) всё равно обожала.
13. Приятель весёлого бесёнка / Przyjaciel wesolego diabla
«Теперь я понял, что такое папа», — когда-то финальная фраза казалась самым трогательным, что есть на земле. И отец, который вдевает нитку в иголку, не веря, что к нему вернулось зрение. А бесёнок, эх, уходит в закат.
14. Праздник непослушания / Tótágas
Дружба народов как она есть: основой для экранизации стала повесть Сергея Михалкова, задуманная им в Карловых Варах и завершённая в болгарской Варне. Песни-песни и, как часто бывало, одноголосая закадровая озвучка на русском.
15. Молодость без старости / Tinerețe fără bătrânețe
Сказка о царствах: царство молодости, подземное царство, подводное. А еще сюжетный ход, когда бессмертное существо отказывается от своего дара ради обычной земной человеческой жизни. Фильм снят частично на «Мосфильме».
Было бы несправедливо обойти вниманием сказки, снятые на идеологически противоположном направлении — для пущей достоверности назову его капиталистическим. Дети везде дети. И сказки любят везде и всюду.
5 киносказок, снятых западными странами
16. Лабиринт / Labyrinth
1986, Великобритания, США
Пожалуй, главным открытием во взрослом возрасте был даже не Дэвид Боуи в актёрском составе, а Дженнифер Коннелли — актриса более чем примечательная («Реквием по мечте», «Дом из песка и тумана», «Как малые дети»). «Я хочу, чтобы пришли гоблины и забрали тебя прямо сейчас» и «У тебя нет власти надо мной» — услышанное, увиденное и прочитанное в детстве вгрызается в голову очень крепко.
17. Бесконечная история / Die unendliche Geschichte
Легендарная книга появилась у меня в тот момент, когда фильм давно был просмотрен. Но узнавание случилось — и болото, в котором увязал главный герой, и белый дракон с пёсьей головой, и всё остальное. С удивлением узнала, что были ещё вторая и третья части (1990 и 1994 год соответственно), что неудивительно: первый фильм едва вместил в себя половину книги (а автор «Бесконечной книги» Михаэль Энде вообще был очень недоволен экранизацией).
Добродушный коротышка-элвин Уиллоу, безуспешно пытающийся стать учеником мага, находит ребёнка дайкини — то есть ребёнка обычных «рослых» людей. А дальше водоворот приключений и испытаний — юный Уорвик Дэвис (профессор Флитвик из поттерианы) и рыцарь в сияющих доспехах Вэл Килмер. Изумительная сказка, получившая массу преданных поклонников, но при этом драматично провалившаяся в прокате.
19. Легенда / Legend
Мало кому известный Том Круз («Цвет денег» и «Лучший стрелок» выйдут только в следующем, 1986 году) и маститый Ридли Скотт («Чужой» и «Бегущий по лезвию» уже состоялись) — а ещё гномы, феи, гоблины, единороги и леденящий кровь Повелитель Тьмы. Нормальный такой замес.
20. Экскалибур / Excalibur
1981, США, Великобритания
Строго говоря, сказания о рыцарях сложно отнести лишь к сказкам — тут кроме магии и романтика, и эпичность, и геройства всяческие. Овеянность легендами опять же (ох, а ведь был еще грандиозный мульт «Меч в камне» — мульты вообще тема для отдельной подборки). А тут помимо всего этого множество замечательных актёров в небольших ролях (Лиам Нисон, Хелен Миррен, Гэбриел Бирн). И ирландские пейзажи.
В детстве смотрела сказку по следующему сюжету: было у короля три дочери. Одна сказала: «Я люблю тебя как сахар». Другая: «Я люблю тебя как моё новое платье». А третья: «Я люблю тебя как соль». Осерчал король и выгнал младшенькую. А вместе с ней из королевства исчезла вся соль. И тут-то выяснилось, что не так-то без соли и хороши живётся.
Когда стала искать фильм, выяснила, что в качестве основы эта сказка в различных вариациях использована как минимум в трёх фильмах интересующей меня поры. Это:
Жил-был один король / Byl jednou jeden král.
Соль дороже злата (Невеста подземного принца, Соленый принц) / Sol nad zlato
Пастушка у колодца / Die Gänsehirtin am Brunnen
Искомый фильм оказался третьим, немецким. А во втором старшие сёстры в качестве сравнения озвучивали золото и драгоценные камни. И в нём играет та самая чехословацкая Золушка, актриса Либуше Шафранкова — она вообще настоящая сказочная актриса и подлинная принцесса — среди её картин, помимо указанных, «Третий принц», «Русалочка», «Принц и Вечерняя Звезда», роль в «Арабелле» тоже была её — но пришлось отказаться, как и от многих других: актриса боролась с раком груди.
Конечно, сказок было намного больше. И многие из моих поисков никуда не привели — так и не нашла фильм, название которого помню совершенно точно — «Улыбка солнца», нет его и не идентифицируется. И про волшебную шапку, изнутри расшитую звёздами. И конечно, одним списком вообще не вместить ничего. Но в этом есть и своя прелесть — в конце концов, было бы грустно, если бы все впечатления и воспоминания детства можно было собрать так легко.
Как снимали фильм «Три орешка для Золушки»
А чего бы в это волшебное предновогоднее время не вспомнить нам чудесную сказку из нашего советского детства?
Никаких хромакеев в то время не использовали, все съемки проходили на природе. Режиссеру удалось взять в аренду территории и постройки нескольких европейских замков. Основное количество сцен на природе снимали в живописном месте Шумава, находящемся в западной части Чехии на границе с Баварией.
Дом мачехи, а, значит, и Золушки, снимался в замке Швигов, расположенном в Плзеньском крае, в Чехии. Это один из немногих готических замков, сохранившихся до наших дней практически без перестроек: