на чем плавали древние египтяне
Кедровая ладья Хеопса: путешествие длиной в 5 000 лет
Наверняка каждый помнит картинку из детства: открываешь коробку карандашей, достаешь их, затачиваешь, и… в воздухе начинает витать тонкий древесный аромат, чуть терпкий, смолистый, ненавязчивый. Это кедр. Древесина его весьма прочна, ароматна, не подвержена гниению, а неповторимый запах может ощущаться, как оказалось, несколько сотен лет. Да-да, это действительно так. Дерево ценили за его уникальные свойства с древнейших времен. Еще в библейских писаниях упоминается кедр. В то время, кроме строительных нужд (балки, доски, материал для строительства флота), Египту кедр был крайне необходим как источник получения смолы, входившей в сложный состав бальзамов для обработки мумий. В Финикии кедровая древесина шла на постройку военных и торговых морских судов, так нужных самой Финикии, потом – для персидского флота, а уж затем – для арабского.
А теперь обратимся к весьма интересной истории.
Как это произошло? Все очень просто. Закончилась Вторая мировая война и правительство Египта принимает решение привести в порядок некоторые из пирамид, находившихся неподалеку от Каира. Возле Гизы расположился величественнейший комплекс пирамид, куда входит и пирамида Хеопса – самая большая из пирамид Египта.
Началось все с археологической экспедиции, работающей возле соседних гробниц. Бригада наемных рабочих, отчищая стороны пирамиды от грязи и песка, трудилась не покладая рук. Усердно работая, они сваливали выкопанную землю у подножия Большой пирамиды.
Наконец осталось неочищенной от земли только южная сторона. Несмотря на то, что земляная куча уже возвышалась эдаким терриконом высотой примерно в 20 метров, рабочие не имели права пользоваться техникой, так как рисковали зацепить и не дай Бог уничтожить что-нибудь ценное и уникальное. Лопаточки, тяпочки, кисточки – вот и весь набор инструментов, которым можно было с великой осторожностью работать на раскопках.
Вид на среднюю часть и «каюту».
Продолжая раскопки дальше, археологи обнаружили целый ряд тщательно отесанных глыб из песчаника. Ширина ряда составляла около 5 метров, а толщина – 60 сантиметров. Общее число камней составляло 40 штук. Отсюда следовало, что за ними наверняка может что-то находиться.
«Яма», в которой ладья была погребена. К настоящему времени обнаружены еще такие же хранилища, как пустые, так и с еще одной ладьей.
На одном из камней, слегка возвышающимся над остальными, Маллах, первый, кто увидел ладью, приметил иероглиф, означающий имя фараона «Джедефра». Джедефра был сыном Хеопса. Археолог предположил, что под слоем камней, возможно, находится яма с лодкой. Несколько откопанных фрагментов дерева да истлевших кусков каната указывали на то, что здесь когда-то лежал корабль. Чтобы убедиться в правильности гипотезы, нужно было еще несколько предметов или их фрагментов, и потому рабочие еще энергичней стали вести раскопки.
А вот и место «упокоения» ладьи Хуфу – «Музей солнечной ладьи».
Ближе к полудню копатели, наконец, смогли проделать отверстие в слое камней. Полуденное солнце светило так ярко, что слепило глаза, и Маллах не увидел в той дыре абсолютно ничего. Чтобы хоть что-то разглядеть в темноте, пришлось воспользоваться карманным зеркалом. Маллах направил в отверстие солнечный зайчик и, заглянув туда, силился рассмотреть нечто, что выхватил из кромешной темноты лучик света. Этим «нечто» оказались лопасти длинного гребного весла. А прежде лопастей на волю вырвался тонкий, чуть уловимый, восхитительный аромат благовоний, возраст которых составлял почти пять тысяч лет. Самым ярким из них оказался аромат кедрового дерева, из древесины которого, по предположениям ученых, и был построен корабль. Похоже, что Фортуна повернулась лицом к искателям артефактов!
Сооружение совершенно необычной архитектуры, что и говорить!
На экспертизу взяли фрагмент бортовой обшивки корабля, который доставили в химическую лабораторию Британского музея. В лаборатории подтвердили, что это и есть кедровая древесина эпохи Хеопса, к тому же превосходно сохранившаяся. Ввиду того, что яма была закрыта камнями и замазана штукатуркой, дерево не подверглось внешним воздействиям. Благодаря этому корабль пролежал в земле не одну тысячу лет и превосходно сохранился. Дабы сохранить в целости такую уникальную находку, поверх ямы был сооружен навес, затем подогнали кран. Работа по перевозке камней растянулась на два месяца.
После того как судно извлекли из земли, его передали реставраторам. Вот тут и стали возникать первые трудности. Главному реставратору египетских артефактов Хаджу Ахмеду Юсефу Мустафе пришлось разбираться с целым рядом проблем, которые, в принципе, были неизбежны. Судно состояло из нескольких частей. И вот этот «конструктор» надо было собрать. Вот только маленькая деталь мешала этому: никто из работавших там ученых совершенно не знал, в каком порядке все это должно быть собрано.
Прежде чем приступить к сборке, каждый фрагмент должен по правилам быть сфотографирован (или зарисован) по возможности подробно, со всех сторон. После того как все фрагменты зарисовывались на бумаге, либо фотографировались, дозволялось извлекать их из ямы и немедленно обрабатывать химическими препаратами, поскольку необработанный предмет, пролежавший в земле не одну тысячу лет, мог рассыпаться в прах в одно мгновение.
К сожалению, Мустафа не располагал специальной литературой по сборке фрагментов ископаемых предметов. Пришлось полагаться на собственную интуицию. Сделав копии всех 1224 деталей в определенном масштабе, он с воодушевлением приступил к работе. Работа была творческой. Пристально изучив настенные барельефы, на которых были изображены древнеегипетские суда, и, осмотрев фрагменты судна, пришли к выводу: доски обшивки в те времена были скреплены между собой веревкой, несколько длинных кусков которой нашли в той же яме. Технология скрепления досок была великолепна по своей простоте: веревку продевали в небольшое отверстие, которое проделывали в доске на ее широкой стороне, а выходило оно через ребро, благодаря чему веревку снаружи вообще не было видно. «Ноу-хау» было потрясающим по своей сути: доски обшивки как будто пришнуровывались одна к другой! Причем шнуровка была очень плотной, соответственно «требованиям» постройки кораблей тех времен. Веревки должны были крепко держать доски, так, чтобы те не разошлись, а, кроме того, деревянная обшивка априори не должна была пропускать воду. Таково было главное правило «кораблестроителей» тех времен, да и сегодняшних тоже.
В итоге реставрационные работы растянулись аж на четырнадцать лет, потому как вначале никто толком не знал, в каком порядке и каким образом должны быть соединены, а затем и скреплены деревянные детали, из которых состояло судно. Мустафе пришлось изготовить пять вариантов модели судна, прежде чем нашлось что-то подходящее. Отстроенный заново корабль имел длину свыше 43 метров, ширину почти 6 метров. Водоизмещение судна составляло 45 тонн. На судне имелись две каюты. Ученые определили, что осадка ладьи составляла 1,5 метра, это немного для морского судна, а отсюда следовал вывод, что корабль предназначался для плавания исключительно по Нилу. Движение ладьи должны были обеспечивать пять гребцов, имевших в своем распоряжении пять пар весел, различных по длине.
А вот так над сборкой судна работали его первооткрыватели.
Сам факт использования судна для прохода именно по Нилу также не вызывал никаких сомнений. Дело в том, что на крепежных веревках были обнаружены следы речного ила, которые красноречиво свидетельствовали, что судно использовалось именно для речных перевозок, ведь река-то в Египте всего одна.
На подобных судах плавали боги Египта.
Корабль Хеопса предназначался, вероятно, как ритуальное средство перевозки тела фараона из Мемфиса в Гизу. Перевезти его проще было по Нилу, а потому судно и тащили вниз по реке на буксире. А после того, как мумия сына бога Ра прибывала на место, корабль тут же разбирали на части и закапывали.
Стоит заметить, что Нил был и, кстати, остается для египтян рекой «стратегического значения», не будь которой, не было бы и жизни в раскаленных песках Египта. Это и источник влаги для всего живого, и транспортное средство. Потому-то у древних египтян Нил считался священной рекой.
Так выглядели египетские суда, на которых египтяне плавали в страну Пунт.
Восстановленное судно превосходно сохранилось до наших дней. А чтобы потомки могли посмотреть на это чудо, ученые сделали все (и даже больше!), чтобы сохранить его целым и невредимым. На том месте, где его нашли археологи, был выстроен особый музей оригинальной архитектуры. Каждый год привлекает он немалое число туристов, приезжающих в Египет поглазеть на его диковинки.
Будете в Долине пирамид, непременно зайдите в этот необычный музей. Ведь корабль фараона, нашедший здесь свое пристанище, безусловно, заслуживает того, чтобы каждый любитель древности потратил бы чуточку своего времени на то, чтобы отдать дань памяти и самому Хуфу, и древним кораблестроителям, построившим столь удивительное судно, которое до сегодняшнего дня остается одним из самых необычных памятников «эпохи фараонов».
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Первые плавания египтяне совершили по Нилу
Первые плавания египтяне совершили по Нилу.
Нил – главная водная магистраль древнего Египта. Его длина – 6671 км ( самая длинная река в мире! ).
Для плавания по Нилу египтяне использовали сначала плоты, а начиная с примерно 3500-го года до н. э., лодки, изготовленные из папируса.
Нос и корма лодок были специально приподняты, чтобы их легче было перетаски-
вать через отмели ( рис. 1.2 ).
Как только египтяне догадались еще выше поднимать нос и корму при помощи
тросов ( тяжей, оттяжек ), они стали выходить на этих кораблях в море.
Рис. 1.2. Корабли Древнего Египта. На обоих кораблях нос и корма приподняты
та на африканском побережье. Из Пунта на кораблях в Египет доставлялись ароматиче-
Рис. 1.3. Карта Древнего Египта. На ней отсутствует Суэцкий канал ( тогда его не было )
Первым исторически доказанным следует считать плавание в XXVI в. до н. э. при фараоне Сахуре. Экспедиция отправилась на юго-восток из Суэцкого залива, прошла вдоль всего берега Красного моря (около 2000 км) и через открытый ими Баб-эль-Мандеб-
ский пролив вышла в Аденский залив Аравийского моря.
В результате этой экспедиции египтяне привезли в Египет черное дерево, мирру и большое количество электрума (золото с примесью серебра).
Затем торговые связи с Пунтом становятся более регулярными. Египтяне установи-
Плавание обычно длилось 2-3 месяца, но часть пути приходилось идти на веслах.
Рис. 1.4. Водные маршруты древних египтян
В начале III тыс. до н. э. египтяне стали выходить и в Средиземное море, ведя тор-
Из портовых городов на восточном побережье Средиземного моря ( в наши дни – Ливан, Сирия ) в Египет постоянно доставлялся ливанский кедр, который был более каче-
ственным строительным материалом, чем деревья, растущие вдоль Нила.
Предполагается, что в те же времена египтяне достигли берегов нынешней Амери-
Для проверки этой гипотезы норвежский ученый-исследователь Тур Хейердал орга
низовал 2 экспедиции от берегов Африки к берегам Америки на парусных плотах Ра-1 (1969 г.) и Ра-2 (1970 г.). ( Ра – бог солнца в древнем Египте ).
Плавания показали, что папирус выдерживает два-три месяца плавания в море, за-
тем намокает. Корпус плота или лодки постепенно погружается в воду, поэтому их ско-
рость уменьшается. В конце-концов плот или лодка тонут.
Правда, Ра-1 затонул раньше, но это было связано с большим волнением на море и с тем, что экипаж не подтянул спасти, управляющие изгибом кормы. Корма намокла и
На Ра-2 корма была с самого начала плавания подтянута достаточно высоко. Ра-2 отплыл из Сафи ( город и порт в Марокко, Западное побережье Африки ) и через два меся
ца, перейдя Атлантический океан, достиг г. Бриджтаун, столицы Барбадоса ( на о. Барба-
Конструктивно Ра-2 строился из коротких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. Ра-2 строили боливийские индейцы, живущие на озере Титика-
ка. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их тото-рас.
Рис. 1.5. Судно фараона Рамзеса ( 1195 г. до н.э )
Ученые собрали его, пропитали консервирующими растворами (в пирамиде он лежал в разобранном виде) и поместили в специальном музее возле пирамиды. Судно состояло из 1224 частей.
В древнем Египте построили и самое большое из созданных до нашей эры судов. Во времена знаменитой египетской царицы Хатшенсут, для того, чтобы от скал Асуана доставить два гранитных обелиска весом по 350 тонн; а длиной по 29 метров, было построено судно длиной 63 и шириной 21 метр, водоизмещением в полторы тысячи тонн.
В V в. до н.э. через Суэцкий перешеек был прорыт Суэцкий канал, связавший вод-
ным путем Средиземное и Красное моря. Позже он был засыпан песком пустыни.
Повторно Суэцкий канал был построен и открыт в 1869 г. и соединяет г. Суэц на Красном море с г. Порт-Саид на Средиземном море. Длина канала – 161 км, глубина – 12,5-13 м, ширина 120-150 м. Канал не имеет шлюзов.
Морским путем осуществлялась и переброска войск. Египетский военачальник и судостроитель Уна составил первый в истории мореплавания отчет об одной карательной экспедиции в Северную Палестину.