на чем перевозят контейнеры по воде
Погрузка контейнера на судно
Наверное, один из ключевых вопросов для начинающего логиста — погрузка контейнера. В этом материале рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитываются при погрузке и какова…
Наверное, один из ключевых вопросов для начинающего логиста — погрузка контейнера. В этом материале рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитываются при погрузке и какова специфика процедуры. Особенность погрузки контейнера на судно в отличии, например, от погрузки на трак заключается часто в том, что судно перевозит существенное число контейнеров. В связи с этим клиенты иногда обращаются с просьбой о размещении контейнеров. Просят расположить их либо на палубе судна, либо поверх других контейнеров, чтобы минимизировать риск деформации и избежать повреждения груза из-за общей массы контейнера. К сожалению, удовлетворить такие запросы не представляется возможным.
Конструкция контейнерного судна
При погрузке необходимо принимать во внимание особенности конструкции судна. Рассмотрим судно как «контейнер» внутри которого располагаются объекты. Становится очевидным, что его форма, размер и грузоподъёмность являются ключевыми характеристиками. Их необходимо учитывать для решения задачи по оптимальной укладке грузов.
На рисунке ниже представлена конструкция загруженного судна через горизонтальное и вертикальное поперечное сечение. Мы видим, что каждое поперечное сечение судна корабля состоит из фиксированного количества мест, называемых ячейками. Размер ячеек и их число может различаться в зависимости от конфигурации судна. Каждая ячейка идентифицируется тремя индексами, состоящими из двух цифр. Эти индексы определяют положение ячейки в трех измерениях (по трём параметрам), а именно:
Каждый контейнер укладывается в ячейку отсека, расположенного на определенном ярусе в определенном ряду. Все данные о конструкции (структуре) судна вносятся в так называемый профиль судна. Профиль судна затем рассылается стивидорным компаниями в терминалы по маршруту следования, где предусмотрены остановки. Этот документ содержит информацию об эксплуатационных и структурных ограничениях судна, количестве отсеков, рядов и ярусов. А также содержит информацию о количестве и расположении доступных для загрузки ячеек в каждом отсеке.
Погрузка контейнера – ограничения в размещении на судне
В инструкциях, отправляемых логистическими компаниями для погрузки контейнеров, содержится подробное описание каждого контейнера. Из этого описания можно узнать тип контейнера, его размер, вес и конечный пункт назначения. Помимо стандартных 20- и 40-футовых контейнеров существуют также и другие типы. Например, рефрижераторные контейнеры, контейнеры для перевозки опасных грузов, контейнеры-платформы и т.д. Погрузка контейнера каждого типа осуществляется определенным способом. Ниже представлены возможные варианты.
Ограничения по стабильности
Наконец, так называемые ограничения по стабильности корабля. Они связаны с правильным распределение веса на борту судна. Соблюдение таких ограничений обеспечивает максимально безопасный способ расположения контейнеров на борту. Учет этих ограничений помогает найти оптимальный способ размещения контейнеров для правильного распределение веса уже на начальных этапах.
Судно должно быть загружено так, чтобы было возможно осуществлять навигацию в любых погодных условиях. Следовательно, погрузка контейнеров выполняется так, чтобы избежать потери устойчивости, проседания или скручивания судна. Это может нарушить навигацию. Также желательно, чтобы ограничения стабильности соблюдались в транзитных портах. Нарушение стабильности может привести к дисбалансу при разгрузке.
Алгоритм отправки морских контейнеров
Мелкие и крупные компании пользуются контейнерными перевозками для доставки своих товаров по территории России и за ее пределы. Как отправить морской контейнер, чтобы груз был доставлен быстро, в полной сохранности и недорого? При организации перевозок грузоотправитель должен учесть все факторы, которые могут повлиять на скорость и безопасность транспортировки товаров.
Основные типы морских контейнеров
Эти прочные металлические модули – распространенный вид тары для транспортировки крупных партий товаров или сборных грузов различными видами транспорта. Они наиболее удобны при мультимодальных перевозках. Контейнеры имеют стандартизированные размеры и специальные приспособления, благодаря чему их удобно перегружать с одного вида транспорта на другой без перетарки груза. Основные типы модулей:
За правильный выбор оборудования, рациональное и безопасное размещение груза ответственность несет грузоотправитель, а не водители транспортных средств и экспедиторы.
Какой груз перевозится?
В сопроводительной доументации на груз должно указываться его точное название, поскольку ставки на разные типы грузов и на один тип груза в разных странах могут существенно различаться.водительной док
Грузоотправитель должен точно знать характер груза, требуется ли для него создание особых условий и какие необходимы меры по обеспечению безопасности. Особые предосторожности нужны при транспортировке опасных грузов. Необходимо уточнить, принимают ли порты, в которые будет заходить транспорт с товаром, опасный груз конкретной категории. Возможно, придется изменить маршрут и выбрать более длительный, а следовательно, более дорогой путь.
Как правильно оформить перевозку?
Грузоотправитель высылает выбранному грузоперевозчику букинг, в котором указываются наименование груза, его масса, объем, маршрут, желаемые тарифы. Исполнитель определяет возможность транспортировки конкретного товара с сохранением его потребительских качеств и связывается с заказчиком для уточнения деталей.
Для расчета стоимости транспортировки необходимо указать следующие данные:
Вес груза
Масса товара, загружаемого в контейнер, не должна превышать максимальное значение, определенное для конкретного модуля. Также она должна соответствовать пропускной способности кранов в портах, в которых будет осуществляться перегрузка товара с одного транспортного средства на другое или выгрузка.
При транспортировке груженой тары по суше учитывают максимально допустимую нагрузку на ось, разрешенную для автодорог, по которым будет проходить наземный маршрут. За перевес берется дополнительная плата.
Классификация клиентов с точки зрения грузоперевозчиков
При расстановке приоритетов преимущества имеют глобальные и ключевые клиенты в отрасли. Далее обслуживаются экспедиторы и прямые клиенты.
Графы коносамента
После выполнения заказа на транспортировку грузоперевозчик выдает грузовладельцу коносамент – официальный документ, удостоверяющий право собственности грузовладельца на товар. Коносамент выполняет функции:
В коносаменте указывают:
Оплата транспортировки
При определении тарифа перевозки учитывают объемы перевозимых товаров. Чем они больше, тем меньше ставка. Доставку контейнеров может оплачивать отправитель или получатель. Или часть этапов перевозки оплачивает отправитель, а часть – получатель.
Как прочитать котировку?
Ставка за перевозку может быть предоставлена одной цифрой, а может по требованию плательщика выдаваться с расшифровкой.
В цену могут входить следующие составляющие:
Морские контейнеровозы (часть 1)
Всем, кто пользуется контейнерами для морских перевозок, полезно иметь представление о том, какие именно суда используются для этой цели. Когда далекие от сферы судоходства люди читают в интернете или видят по телевизору гигантские новые контейнеровозы, им сложно представить, что у этих судов, грузоподъемностью более сотни тысяч тонн, могут возникнуть проблемы. Также многие забывают, что даже те контейнеры, которые большую часть пути преодолевают на ультрасовременных кораблях, подвергаются риску во время перевозки другими видами транспорта.
Именно поэтому мы подготовили обзор наиболее распространенных типов судов, использующихся для перевозки контейнеров.
Общие сведения о кораблях
Суда различаются по многим критериям:
Разделение по зоне действия часто можно узнать из названия корабля:
Для экспертов в сфере судоходства достаточно лишь названия для понимания технических характеристик, внешнего вида плавучего сооружения, способа размещения на нем груза. Информация о назначении судна тоже обычно отображается в его названии: подводный аппарат, сейнер, буксир, лоцмейстерское судно, военный корабль и т.д. Например, фидерные контейнеровозы транспортируют грузы в мелководных бассейнах, где крупные корабли не могут подойти к причалу.
Градация по грузоподъемности, габаритам, конструктивным особенностям представляет интерес только для экспертов. Неспециалисты обычно не вдаются в подробности, какого типа судно перевозит груз: полнонаборное, шельтердечное, гладкопалубное, с открытой палубой или трехостровного типа. Хотя знание таких подробностей позволяет делать выводы о виде перевозки, транспортных рисках, возможных повреждениях при погрузке и т.д.
И прежде чем мы начнем более подробно рассматривать различные типы судов, ознакомимся с вариантами обработки грузов.
Классификация по способу погрузки/выгрузки
Разновидности грузовых судов
Приблизительная классификация плавсредств по видам перевозимых грузов:
Приведенный на иллюстрации список не исчерпывающий, но все же он дает общее представление о самых распространенных типах коммерческих кораблей. Многие из них по способу перевозки груза в чем-то похожи друг на друга, а потому их сложно отнести строго к какой-то одной категории, как в таблице. Тем более что с каждым годом разновидностей судов становится все больше. Отчетливо прослеживается тенденция к строительству универсальных кораблей. Четкие границы классификации плавсредств по внешнему виду и оснащению постепенно размываются.
Как не ошибиться и выбрать правильное судно среди множества других для перевозки контейнеров? Давайте подробнее рассмотрим особенности каждого из них.
Грузовые корабли общего назначения
На заре развития интермодальных перевозок большая часть контейнеров перевозилась на обычных грузовых судах общего назначения. Их используют для транспортировки сухих грузов. Обычно такие корабли имеют две (или больше) палубы, просторные трюмы с грузовыми люками. Практически каждое судно оборудовано погрузо-разгрузочными устройствами. Также предусмотрены рефрижератор для скоропортящихся продуктов, емкость для пищевого масла, сейфы для ценных грузов.
Суда подобной конструкции больше не строятся, но многие из них по-прежнему широко используются по всему миру. Судоходные качества, малая высота погрузки судна позволяют надеяться, что транспортировка пройдет успешно, если контейнеры будут расположены в подходящих для них местах и тщательно закреплены. Более подробно мы об этом расскажем в статье «Проблемы при погрузке».
Современные универсальные корабли предназначены для решения транспортировочных задач широкого спектра. Для отличия от других многоцелевых грузовых судов их иногда называют балкерами (навалочными сухогрузами). Балкеры не только перевозят такие грузы, как уголь, сахар, цемент, руда и т.д., но и оборудованы устройствами для размещения контейнеров. Конструктивная особенность этих кораблей в том, что площадь люка достаточно велика по отношению к площади палубы. Это позволяет подъемному устройству без труда получить доступ и к обычным грузам, и к контейнерам.
Контейнерные суда
Полуконтейнеровозы подходят для транспортировки обычных грузов и контейнеров. Размеры трюма, нормы нагрузки на бимс палубы, грузоподъемность кранов рассчитаны на перевозку стандартных морских контейнеров. Судна имеют твиндеки (междупалубное пространство) с механически закрывающимися крышками люков.
Для классических контейнеровозов характерна открытая конструкция. Она обеспечивает подъемным устройствам возможность прямого доступа к каждому контейнеру. На таких судах нет твиндека, а трюмы квадратные. Всё устроено таким образом, чтобы перевозить исключительно контейнеры.
Если порты назначения оснащены достаточно мощными подъемными механизмами, нет необходимости размещать погрузочное оборудование на борту контейнеровозов. В иных случаях судно оборудуют грузовыми стрелами, подъемными или козловыми кранами.
Особого внимания заслуживает гидродинамический дизайн контейнеровозов, передвигающихся на высоких крейсерских скоростях. Высокие нагрузки на палубу вызывают проблемы с устойчивостью. Поэтому большинство контейнеровозов должны либо иметь на борту специальный твердый или жидкий балласт, либо обладать достаточно широким корпусом. Риск опрокидывания судов может оставаться в допустимых пределах благодаря высоким значениям момента инерции крена. Большие балластные емкости и мощные насосы абсолютно необходимы как для выравнивания судов, так и для компенсации моментов продольного изгиба. Судостроители учитывают все эти особенности, подбирая правильное соотношение между длиной корабля, бимсом палубы, осадкой и другими параметрами.
Несмотря на то что дедвейт и вместимость контейнеровозов указываются также в метрических тоннах и кубических метрах, чаще количество доступных мест на борту выражается в терминах TEU (единица, эквивалентная 20 футам) и/или FEU (единица, эквивалентная 40 футам). Более подробно об этом расскажем в разделе «Терминология контейнерных перевозок».
Классификация поколений контейнеровозов
Все суда, транспортирующие контейнеры, делятся на поколения в зависимости от вместимости:
На рисунке показан контейнеровоз второго поколения, оснащенный бортовым подъемным устройством. Это стандартное судно Bremer Vulkan, имеющее различные размеры в зависимости от поколения (BV-1000, BV-1600, BV-1800, BV-1800-S, BV-1900, BV-2200, 2200-OH и BV-3800).
Турбинный контейнеровоз третьего поколения Bremen Express имеет вместимость 2950 TEU, а моторное судно Frankfurt Express, построенное в 1981 году, способно перевезти более 3400 контейнеров.
Сингапурская контейнерная транспортная компания American President Lines ввела в эксплуатацию одно из первых судов четвертого поколения емкостью более 4000 TEU. Аналогичные контейнеровозы Hanover Express были введены в эксплуатацию в 1992 году и отвечали стандарту «Панамакс».
Сейчас в эксплуатации находится огромное количество различных контейнеровозов, в частности десять относительно новых судов, построенных в Японии в 1998 году по заказу Объединенной арабской судоходной компании (Кувейт). Каждый из кораблей имеет вместимость 3382 TEU. Более 2000 (или около 54%) контейнеров 2068 TEU могут перевозиться в трюме.
При погрузке контейнеров на борт необходимо четко придерживаться инструкций о максимальной загрузке. В связи с появлением контейнеровозов без люка это имеет особенно важное значение. Согласно минимальным требованиям ISO, шесть полностью загруженных контейнеров могут быть уложены один на другой. Однако конструкция многих контейнеров рассчитана на высоту штабеля в девять или более единиц.
В 1998 году были введены в эксплуатацию первые контейнеровозы вместимостью более 6000 TEU.
Среди них Karen Maersk, Regina Maersk и Sovereign Maersk. Последний имеет заявленную мощность 6600 TEU. При длине 347 м, бимсе 42,8 м и проектной осадке 14,5 м можно предположить, что это судно на самом деле способно выдержать около 8000 TEU.
Грузовое судно способно транспортировать 7500 TEU или 100 тысяч тонн, что значительно превышает грузоподъемность судов более ранних поколений. Движение обеспечивается дизельным двигателем мощностью 68 640 киловатт, что соответствует примерно 93 тысячам л. с., способных тянуть гигантский корабль на крейсерской скорости свыше 25 узлов (около 46 км/ч).
В 2002 году со стапелей сошел крупнейший в мире контейнеровоз объемом около 8000 TEU. И уже не кажется невозможным разработка плавсредств вместимостью до 15000 TEU. Эти колоссы, вероятно, будут иметь длину около 400 м, бимсы до 64 м, осадку до 21 м. В настоящее время такие суда не сможет принять ни один европейский порт. Хотя терминал Северного моря в Бремерхафене (Германия) уже приспособился к размерам будущих судов. Козловые краны Super Post Panamax были установлены еще в 2000 году и способны обрабатывать суда с двадцатью двумя контейнерами, размещенными в ряд. С поднятыми стрелами эти краны имеют высоту более 110 метров и весят около 1600 тонн.
Как гигантские контейнеровозы перевозят грузы
Среди главных символов современного общества потребления, конечно, найдется место одним из самых больших машин, созданных человечеством. Суда класса VLCS (сверхбольшие контейнеровозы) могут достигать почти четырехсотметровой длины, соревнуясь в габаритах с супертанкерами. Но если экономическая целесообразность использования огромных кораблей для перевозки нефти в наши дни находится под вопросом, то контейнеровозы только растут в размерах, возможно, приближаясь к пределу, накладываемому техническими ограничениями.
Глобальная интермодальность
Мировое хозяйство начала 1950-х годов можно назвать экономикой местного производства. Разумеется, ископаемое или продовольственное сырье, если его не было под рукой, приходилось возить издалека — танкерами или сухогрузами. Но вот производить товары вдали от потребителя казалось совершенно бессмысленным: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Мир изменился в тот момент, когда 26 апреля 1956 года из порта Ньюарк, штат Нью-Джерси, в море вышел переделанный из танкера контейнеровоз Ideal X, который направился в Хьюстон, штат Техас, неся на борту 58 стандартных стальных контейнеров (впрочем, некоторые не особо удачные опыты производились и раньше). В наши дни в стандартных контейнерах по морю перевозится до 90% ненавалочных (то есть заключенных в тару) грузов.
Использование контейнеров дало очевидное преимущество. Одним из самых затратных как по времени, так и по деньгам процессов в морских перевозках была перевалка разнотипных грузов в разнотипных тарах сухопутного транспорта на судно и обратно. Теперь перевалка невероятно упростилась, ускорилась и удешевилась благодаря стандартизации операций. Кран с типовыми захватами быстро переставляет огромные стальные ящики, и процесс погрузки-разгрузки вместо долгих дней стал занимать часы. Более того, реальностью стало то, что в логистике называется интермодальностью: стандартный контейнер легко переставлялся на рельсовую или автомобильную платформу, чтобы продолжить путь от порта вглубь континента. С появлением современных технологий маркировки упростился и ускорился процесс адресации и отслеживания груза: на всех этапах его движения специальные устройства считывают помещенный на борт контейнера уникальный код.
Правда, для достижения настоящей интермодальности пришлось договориться о стандартных размерах контейнеров, которые необходимо было «вписать» как в морскую, так и в сухопутную транспортные инфраструктуры. В 1961 году, через пять лет после первого рейса Ideal X, Международная организация стандартизации (ISO) определила в качестве базового стандарта контейнер длиной 20 футов (чуть больше 6 м). Вторым стандартом стал контейнер вдвое большей длины — 40 футов, который и является на сегодняшний день наиболее распространенным. Однако полезную загрузку контейнеровозов принято мерить в TEU, то есть в эквиваленте, соответствующем 20-футовому стандарту.
Контейнеры делают из особого типа легированной стали — кортеновой. Это не нержавейка, но возникающий на поверхности тонкий окисный слой (отсюда красно-бурый цвет) надежно предохраняет глубинные слои металла от воздействия морской стихии. Самый большой на сегодня контейнеровоз — Maersk Mc-Kinney M? ller — способен принять на борт 18270 TEU. Ожидается, что вскоре на корейских верфях будет построен контейнеровоз со способностью перевозить более 20000 TEU, и это значение может стать максимальным, так как такое судно приблизится к пределу пропускной способности Суэцкого канала. Разумеется, кроме гигантских контейнеровозов существуют и не столь крупные суда, например Panamax (вписывающиеся в габариты старых шлюзов Панамского канала) и New Panamaх (соответствующие габаритам новых шлюзов того же Панамского канала), а также контейнеровозы еще меньшей размерности.
Корабли и краны
Контейнеры перевозят и в трюмах корабля, и на палубе, где их громоздят в несколько ярусов. Конечно, возникает вопрос, почему в условиях морской качки они не катаются по трюму и не падают в воду. Падают, но об этом чуть позже. Хотя, разумеется, контейнеровоз оборудован таким образом, чтобы доставить груз в максимальной сохранности. В трюмах контейнеры ставятся по вертикальным направляющим, которые обеспечивают точное позиционирование груза и удерживают его в ходе плавания. Для удобства погрузки палубу контейнеровоза можно раскрыть почти целиком (на 85%), а затем, когда трюм заполнен, он закрывается сверху прочными люками. В простейшем виде это толстые металлические плиты, которые монтируются с помощью крана. Существуют суда и с раздвижными палубами. В новых моделях вертикальные направляющие стали делать и над палубой, так что порожний сухогруз такой конструкции напоминает ощетинившегося дикобраза. Если же направляющих стоек нет, контейнеры устанавливают без них, но, естественно, существует множество других устройств, фиксирующих контейнеры на палубе и стыкующих их друг с другом. Широко распространен, например, механизм типа twistlock (поворотный замок). Это устройство вставляется в технологические отверстия стоящих друг над другом контейнеров, и с помощью поворотной головки два груза жестко крепятся друг к другу.
Особенности контейнерных перевозок
Чтобы получить дополнительную информацию позвоните +7 (495) 502 87 70 или отправьте сообщение:
Контейнером называют универсальное транспортное оборудование многоразового использования, специально сконструированное для облегчения перевозки на разных видах транспортных средств на суше, воде, железной дорогой, а также по воздуху. Основные особенности контейнерных перевозок грузов описаны нормативными требованиями:
Международной конвекции по безопасным контейнерам (КБК);
Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
Конвенции о таможенном режиме, применяемом к контейнерам;
Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов;
Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом.
С экономической точки зрения, контейнерные перевозки относятся к одним из оптимальных. Поэтому такой вид транспортировки является основным при международных трансконтинентальных доставках самого разного товара.
Требования к контейнерным перевозкам
Со стороны кажется, что перевезти груз из одного пункта в другой с помощью контейнера, очень просто. Но на самом деле существуют довольно много нормативов, регулирующих контейнерные перевозки, особенности, связанные с размерами этого оборудования, их оснащением, внешним видом и весом. Каждый контейнер маркируется в зависимости от содержащегося в нем груза, его характера, габаритов самого контейнера, необходимости охраны или присутствии внутри опасных веществ.
Кроме того, определенные требования предъявляются к грузам в контейнерах:
скоропортящиеся товары могут перевозиться только в строго оговоренные сроки и с соблюдением определенных условий (для таких перевозок часто используют рефрижераторные контейнеры);
жидкости в стеклотаре дополнительно упаковываются в деревянную обрешетку или картонные коробки;
промасленные изделия упаковывают в плотную бумагу;
опасные грузы перевозят по определенным правилам;
любые вещи, которые могут загрязнить контейнер, должны быть размещены и упакованы так, чтобы исключить подобные воздействия.
Важно правильно закрепить и разместить груз в контейнере, чтобы при перемещении не возникало перекосов, которые могут привести к порче груза, контейнера или же самого транспортного средства.
Благодаря всем этим правилам можно пользоваться различными видами доставки, комбинируя контейнерные перевозки ЖД и транспортировку морем. Такие сочетания разных видов называют мультимодальными перевозками.
Оформление контейнерных перевозок
При перемещениях груза в контейнерах через границу особое внимание следует уделить оформлению документации. При перемещении через границу данные о контейнере зависят от вида транспорта, на котором ведется перевозят контейнер. Это связано с тем, что сам по себе контейнер не может передвигаться и не относится к транспортным средствам. Поэтому требования к документам, если осуществляются контейнерные перевозки морские, могут отличаться от данных для транспортировки поездом. Задача логистических компаний максимально оптимизировать этот процесс.
141402, М.О., г. Химки, Вашутинское ш., д.20, корп.1