Доставку «Бурана» на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:
Сначала собранный на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) планер ОК «Буран» готовится к отправке на космодром: ему предстоит транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с корабля снимается вертикальное оперение, часть бортового оборудования, устанавливается хвостовой обтекатель. Фюзеляж орбитального корабля длиной около 40 метров, с крыльями размахом 24 метра и массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке подвозят к специально возведенному причалу на берегу Москва-реки. Именно для транспортировки «Бурана» по суше вдоль всего маршрута в Тушинском районе Москвы целый ряд улиц (например, ул.Лодочная) подвергся серьезной реконструкции: они были расширены, перекрестки спрямлены, изменены маршруты трамвайных и троллейбусных линий.
Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ
Транспортировка планера «Бурана» на специальной тележке по улицам Москвы (Тушинский район)
Установка груза на речной барже
Далее груз закатывают на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москва-реке доставляют на подмосковный аэродром. На весь период перевозки от ТМЗ до аэродрома планер «Бурана» закрыт специальным чехлом, изменяющим (в целях секретности) форму и конфигурацию груза.
Перевозка «Бурана» по Москве-реке в центре Москвы
Перегрузка с баржи
Транспортировка груза по подмосковному аэродрому
2.
На аэродроме при помощи крана (подъемно-козлового устройства ПКУ-50) «Буран» устанавливают на самолете-носителе ВМ-Т «Атлант». В качестве самолета-носителя использован доработанный дальний бомбардировщик 3М, обладающий великолепными летно-техническими и взлетно-посадочными характеристиками, обусловленными высоким аэродинамическим качеством. Для новой роли ему удлинили и усилили фюзеляж, существенно изменили хвостовое оперение, так как крупногабаритный груз затенял киль, установили три опоры и стыковочные узлы.
Установка на самолет-носитель
Начало воздушного пути
Предполагалось, что впоследствии, после введения в эксплуатацию самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», он возьмет на себя основную долю в воздушной транспортировке элементов МКС «Энергия-Буран». Также планировалось продолжить эксплуатацию двух самолетов «Атлант», для чего один из них был оборудован системой дозаправки в полете. Однако к моменту ввода «Мрии» в строй самолет-носитель ВМ-Т «Атлант» совершил уже более 150 рейсов на космодром, перевезя все необходимое для первых 3-х пусков РН «Энергия», и в связи с наметившимся замедлением программы на долю «Мрии» досталась только транспортировка «Бурана» на Парижский авиасалон в мае 1989 г. и показательные полеты с «Бураном» на авиационном параде на Байконуре 12 апреля 1991 г.
4.
Разгрузо-погрузочные, монтажно-установочные работы и транспортировка на космодроме Байконур
Снятие «Бурана» с самолета-носителя подъемно-установочным агрегатом ПУА-100 на космодроме Байконур
Транспортировка «Бурана» на автомобильном ТА в МИК ОК космодрома Байконур
Закатка «Бурана» в МИК ОК космодрома Байконур
Транспортирование ОК между монтажно-испытательным корпусом (МИК) ОК, площадкой огневых контрольных испытаний, технической позицией РН, технической позицией многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) и посадочным комплексом ОК выполняется по специальным автомобильным дорогам на транспортном агрегате (ТА) с помощью тягачей. Транспортный агрегат представляет собой самоходный колесный автопоезд, состоящий из двух тягачей и прицепа, общей грузоподъемностью 100т. Несмотря на большую длину, автопоезд обладает хорошей маневренностью за счет поворота всех осей прицепа.
Основные характеристики транспортных средств
ТА
ТУА
Масса в снаряженном состоянии, т
126 (без ОК)
2756 (без МРКК и тепловозов)
Грузоподъемность, т
100
571
Габаритные размеры (без груза), м:
длина
58,8
56,3 (без тепловозов) 90,3 (с тепловозами)
ширина
5,4
29,5
высота
3,2
21,2
Скорость движения, км/ч
до 10 (с ОК) и до 40 (без ОК)
до 5 (с МРКК)
Расстояние между колеями
—
20
Ширина колеи
—
1,524
Для перегрузки ОК на ТА используется подъемно-установочный агрегат ПУА-100, который представляет собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей, имеющий легкую конструкцию, несмотря на свои внушительные размеры. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром самолетами транспортировщиками 3М-Т «Атлант» и Ан-225 «Мрия». ПУА-100, с помощью которого «Буран» готовят к установке на транспортировщик, расположен на площадке перегрузки, расположенной на продолжении рулежной дорожки N 1 на расстоянии примерно 500 м от ВПП
Орбитальный корабль внутри МИКа ОК с одного рабочего места на другое перемещается на специальном самоходном транспортно-технологическом агрегате (ТТА) или с помощью специальных мостовых кранов.
Транспортирование МРКК с технической позиции РН на техническую позицию МРКК и на стартовый комплекс выполняется на специальном транспортном установочном агрегате (ТУА, см.табл.) с помощью тепловозов. (До доработки ТУА использовался для транспортировки лунной РН «Н-1» на рубеже 60-70-х годов)
История космонавтики: Транспортировка орбитального корабля «Буран»
5-12-2009, 02:28 | Новости науки и техники / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (5 182)
Доставку «Бурана» на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:
Сначала собранный на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) планер ОК «Буран» готовится к отправке на космодром: ему предстоит транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с корабля снимается вертикальное оперение, часть бортового оборудования, устанавливается хвостовой обтекатель. Фюзеляж орбитального корабля длиной около 40 метров, с крыльями размахом 24 метра и массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке подвозят к специально возведенному причалу на берегу Москва-реки. Именно для транспортировки «Бурана» по суше вдоль всего маршрута в Тушинском районе Москвы целый ряд улиц (например, ул.Лодочная) подвергся серьезной реконструкции: они были расширены, перекрестки спрямлены, изменены маршруты трамвайных и троллейбусных линий.
Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ
Транспортировка планера «Бурана» на специальной тележке по улицам Москвы (Тушинский район)
Установка груза на речной барже
Далее груз закатывают на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москва-реке доставляют на подмосковный аэродром. На весь период перевозки от ТМЗ до аэродрома планер «Бурана» закрыт специальным чехлом, изменяющим (в целях секретности) форму и конфигурацию груза.
Перевозка «Бурана» по Москве-реке в центре Москвы
Перегрузка с баржи
Транспортировка груза по подмосковному аэродрому
Начало воздушного пути
Предполагалось, что впоследствии, после введения в эксплуатацию самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», он возьмет на себя основную долю в воздушной транспортировке элементов МКС «Энергия-Буран». Также планировалось продолжить эксплуатацию двух самолетов «Атлант», для чего один из них был оборудован системой дозаправки в полете. Однако к моменту ввода «Мрии» в строй самолет-носитель ВМ-Т «Атлант» совершил уже более 150 рейсов на космодром, перевезя все необходимое для первых 3-х пусков РН «Энергия», и в связи с наметившимся замедлением программы на долю «Мрии» досталась только транспортировка «Бурана» на Парижский авиасалон в мае 1989 г. и показательные полеты с «Бураном» на авиационном параде на Байконуре 12 апреля 1991 г.
4.
Разгрузо-погрузочные, монтажно-установочные работы и транспортировка на космодроме Байконур
Снятие «Бурана» с самолета-носителя подъемно-установочным агрегатом ПУА-100 на космодроме Байконур
Транспортировка «Бурана» на автомобильном ТА в МИК ОК космодрома Байконур
Закатка «Бурана» в МИК ОК космодрома Байконур
Транспортирование ОК между монтажно-испытательным корпусом (МИК) ОК, площадкой огневых контрольных испытаний, технической позицией РН, технической позицией многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) и посадочным комплексом ОК выполняется по специальным автомобильным дорогам на транспортном агрегате (ТА) с помощью тягачей. Транспортный агрегат представляет собой самоходный колесный автопоезд, состоящий из двух тягачей и прицепа, общей грузоподъемностью 100т. Несмотря на большую длину, автопоезд обладает хорошей маневренностью за счет поворота всех осей прицепа.
Основные характеристики транспортных средств
ТА
ТУА
Масса в снаряженном состоянии, т
126 (без ОК)
2756 (без МРКК и тепловозов)
Грузоподъемность, т
100
571
Габаритные размеры (без груза), м:
длина
58,8
56,3 (без тепловозов)
ширина
5,4
29,5
высота
3,2
21,2
Скорость движения, км/ч
до 10 (с ОК) и до 40 (без ОК)
до 5 (с МРКК)
Расстояние между колеями
—
20
Ширина колеи
—
1,524
Для перегрузки ОК на ТА используется подъемно-установочный агрегат ПУА-100, который представляет собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей, имеющий легкую конструкцию, несмотря на свои внушительные размеры. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром самолетами транспортировщиками 3М-Т «Атлант» и Ан-225 «Мрия». ПУА-100, с помощью которого «Буран» готовят к установке на транспортировщик, расположен на площадке перегрузки, расположенной на продолжении рулежной дорожки N1 на
расстоянии примерно 500 м от ВПП
Установка ОК «Буран» на Ан-225 «Мрия» с помощью ТУА-100
Установка ОК «Буран» на Ан-225 «Мрия» с помощью ТУА-100
Орбитальный корабль внутри МИКа ОК с одного рабочего места на другое перемещается на специальном самоходном транспортно-технологическом агрегате (ТТА) или с помощью специальных мостовых кранов.
Транспортирование МРКК с технической позиции РН на техническую позицию МРКК и на стартовый комплекс выполняется на специальном транспортном установочном агрегате (ТУА, см.табл.) с помощью тепловозов. (До доработки ТУА использовался для транспортировки лунной РН «Н-1» на рубеже 60-70-х годов)
Более подробно вопросы речной и воздушной транспортировки рассмотрены на странице «Посадочный комплекс космодрома Байконур«
Погрузка ОК мостовым краном в МИКе ОК на транспортно-технологический агрегат
Транспортировка ОК «Буран» на автомобильном транспортном агрегате (ТА) с технической позиции ОК «Буран» на техническую позицию ракеты-носителя «Энергия»на космодроме Байконур
Перегрузка в МИКе мостовым краном собранного МРКК на ТУА
vm-t.avi, 720×576, 2.53Mb, 22 сек. видео
Транспортировка МРКК «Энергия-Буран» на ТУА на стартовый комплекс
Отработка транспортировки «Бурана» на самолете Ан-225 «Мрия» на ВПП космодрома Байконур перед перелетом на авиасалон в Ле-Бурже, Франция
trans2.avi, 720×576, 4.28Mb, 44 сек. видео
Смотри также описание речной транспортировки прочностных сборок центрального блока РН «Энергия» с завода-изготовителя «Прогресс» (г.Самара) в ЦНИИМаш (Подмосковье) в воспоминаниях В.М.Филина
При оформлении страницы использованы кадры из видеофильма
Воздушная транспортировка показана в видеофильме
Рейтинг публикации:
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+