на чем основывалось содержание законов ману
ЗАКОНЫ МАНУ. Индийские древние правила поведения и жизни
ЗАКОНЫ МАНУ. Имя этого человека встречается в Индии чуть не на каждом шагу. Где бы и кто бы ни обсуждал чьи-то семейные дела и особенно чьи-то неверные шаги, чаще всего разговор или спор об этом сводится к словам «надо жить по Ману, а не вот так».
Это что – упрек или совет?
Пожалуй, и то и другое: если бы жили «по Ману», то все было бы хорошо в любом смысле этого слова и теперь дело не дошло бы, например, до развода, или, скажем, до раздела имущества, или, в некоторых случаях, до присвоения отцовства или других прав на ребенка
Первая аватара Вишну. Законы Ману
Иностранец, слушающий этот спор со стороны, не поймет, что никакого Ману сейчас в природе не существует, что это не какой-либо представитель юриспруденции, имеющий власть запрещать, разрешать или предписывать что-либо.
Обратившись за разъяснениями к знатокам вопросов права, можно узнать, что в некой удаленной древности некий человек по имени Ману разработал свод законов, касавшихся самых разных сторон жизни и самых разных форм человеческих отношений.
Вел он, по легенде, богоугодную жизнь, имел много заслуг перед небожителями и за все это был ими одарен правом верно судить обо всем, что происходит и должно происходить в жизни людей.
Когда он жил – неизвестно. Неизвестно также к какому народу он относился и членом какого социального слоя считал себя, и кем его считали окружающие, хотя обычно в легендах он именуется членом высшей общественной прослойки – брахманом.
В память приверженцев индуизма его имя связывается обычно с авторством некогда написанного им свода законов, известных всем и каждому под названием «Законы Ману». Их роль установилась уже не менее трех-четырех тысяч лет назад. Специалисты по истории правовой литературы Индии знают, что за истекшее долгое время «Законы Ману» издавались много раз и в них не вносилось никаких изменений, диктуемых новыми историческими периодами. Издревле было всеми принято, что надо жить «по Ману» и что отступления от них влекут за собой кару не только при этой жизни, но и в посмертном существовании.
Большинство исследователей полагает, что эти правовые уложения были в своей главной основе продиктованы условиями смешения местного, доарийского населения Индии с племенами пришедших в страну в III–II тыс. арьев. Поскольку пришельцы резко отличались по всем показателям от местных жителей – по образу ведения хозяйства, по вере и языку, по своей внешности и по своим правилам жизни – возникла необходимость выработки каких-то норм, регулирующих процессы смешения.
Переведенные на русский язык «Законы Ману» доступны нашим читателям, и каждый, кто с предлагаемой позиции знакомится с их содержанием, может увидеть, что в более поздние сроки, возможно даже в эпоху Средневековья, в тексты были внесены детализированные указания, касающиеся семейной жизни, воспитания детей, их обучения кастовым профессиональным занятиям и всего того, с чего начался этот очерк, – воспитания этико-нравственных норм поведения и взаимоотношений.
«Законы Ману» представляют собой 5400 стихотворных нерифмованных одноразмерных строк, объединенных в 12 разделов, и признаются традиционным кодексом права. Основные их установки утверждают высокое общественное положение и права членов высшей прослойки общества – брахманов в том виде, в каком эти права сложились ко второй половине I тыс. до н. э., и многие исследователи датируют их появление на свет рубежом нашей эры.
О личности Ману пишут даже как о сыне самого бога Брахмы, продиктовавшего ему правовой кодекс в момент сотворения мира, по другим сведениям, он именуется первопредком всех людей, который некогда спасся от Всемирного потопа.
Вот на этом последнем варианте следует остановиться подробнее, поскольку он связан с древней легендой об отношениях человека с природой. Эта легенда очень популярна и известна в Индии даже детям.
Итак, некогда жил одинокий отшельник, проводивший свои дни в молитвах светлому богу Вишну, охранявшему мир от зла и неправды. Возле его лесной хижины был небольшой пруд, где он черпал воду для питья и омовений. И однажды в его сосуд запрыгнула маленькая рыбка и обратилась к нему с просьбой не выплескивать ее обратно, а отнести домой, так как в пруду ее жизни угрожают большие рыбы. Прожив под опекой Ману некоторое время, она так выросла, что уже не помещалась в сосуде, и попросила отшельника отнести ее в просторное озеро. Прошло время, и в озере стало ей тоже тесно.
Тогда Ману перенес ее в реку, впадавшую в океан, и она, счастливая, уплыла. Прошло долгое время, и внезапно отшельник снова увидел ее в реке. Она обратилась к нему с речью, повелев от имени бога Вишну построить лодку и привязать к ней прочный канат. И пояснила, что скоро разверзнутся небеса, и вся земля будет затоплена водой, которая погубит все живое. Но он, Ману, должен будет войти в лодку, и ждать среди волн появления этой рыбы. У нее, у рыбы, будет большой рог на голове, и этим канатом он должен будет привязать лодку к рогу.
Все так и произошло – вода залила землю, и перед лодкой явилась огромная рыба. Ману привязал к ней лодку, и она много дней носила его по бескрайним водным просторам до тех пор, пока из пучины не поднялась вершина горы. Приведя лодку к горе, рыба исчезла, а Ману, подождав, пока схлынет вода, спустился на обезлюдевшую землю. Отчаявшись от одиночества, он сотворил из воды себе дочь, и от этой пары вновь появились люди на Земле.
Эта легенда изложена здесь в своем основном варианте, но народная фантазия расширила ее сюжет и дополнила многими красками, так что в индийском фольклоре существует много преданий о Ману и потопе. Люди верят в то, что рыба была образом бога Вишну, захотевшего возродить жизнь на Земле, и в своих молитвах упоминают это его чудесное деяние.
И кроме того, верят, что Ману причалил свою лодку к Гималаям и даже указывают там один склон, который до наших дней носит название Спуска Ману.
Имя Ману известно каждому, и с ним твердо связываются представления о своде законов и соответственно бесчисленные упоминания о них и ссылки на невозможность их нарушений.
Законы Ману видео
Законы и право Древней Индии | Варно-кастовый строй, законы Ману
Индийские касты. Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс
Ману — правитель этого мира, создавший законы мироздания | термины вост. эзотерики
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс
На чем основывалось содержание законов ману
III период — централизованное государство Маурьев ( IV — II вв. до н.э.).
Зависимость отдельного человека общины охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.
Дальнейшее развитие ремесла и земледелия привело к разделению труда в общинах. Создание оросительных систем потребовало применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали обращать в рабов.
Рост добавочного производства повлек за собой возникновение частной собственности.
Важнейшими сельскохозяйственными культурами становятся рис и хлопок. Успешно развивались садоводство и огородничество, внутренняя и внешняя торговля.
Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны как социальные группы индийского общества возникли в период окончательного разложения родового строя. Они сложились как замкнутые социальные группы. Начало их образования было положено отделением завоевателей-ариев от покорённого местного населения.
Сельская община (гана), занявшая место ганы, распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрий, воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн (неприкасаемые). Основным источником рабства был военный плен. Наивысшего расцвета древнеиндийское государство достигло при империи Маурьев, в период правления Ашоки (около 273—232 до н.э.), когда завершилось объединение индийских государств в единую рабовладельческую монархию.
После смерти Ашоки единое государство в результате относительно слабых экономических связей между его различными частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.
Во II — I вв. до н.э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился. Наблюдается развитие феодальных отношений. В IV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов.
Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался мифическому прародителю людей.
В древнеиндийском праве получил развитие институт частной собственности. Были установлены семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара, находки или приношений, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы.
Древнеиндийское обязательственное право знало такие сделки, как купля-продажа, заем, наем, дарение, перевозка и т.д. Было сформулировано понятие договора. Договор мог быть заключен дееспособным членом общества, основываться исключительно на добровольном согласии сторон.
Древнеиндийская семья характеризовалась исключительной патриархальностью. Главе семьи принадлежало все ее имущество, он обладал правом наказывать членов семьи. Женщина занимала явно приниженное положение. Смешанные браки (браки представителей различных варн) запрещались или ограничивались.
Существовало два способа наследования отцовского имущества:
За деяния, направленные против царя или государственной власти, применялась смертная казнь. Сурово карались различные посягательства на частную собственность (уже дифференцировались такие виды хищений, как грабеж и кража). Выделялись преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. Также обосабливались преступления против семейных устоев. Тяжесть наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника. Помимо смертной казни применялись такие жестокие наказания, как отсечение ног, языка, пальцев, клеймение, обращение в рабство.
В древнеиндийском судопроизводстве не было различий между гражданским и уголовным процессами. Судебные дела возбуждались по инициативе заинтересованных лиц, а не государственных органов. Практиковалось обращение к «ордалии» (божьему суду).
Всего в Законах Ману 12 глав, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:
· получение в виде дара или находка;
· давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.
В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
· договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли;
· договор купли-продажи; договор дарения.
Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины; рецидив; соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.
Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:
· принцип талиона («мера за меру»);
· принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений, называемых Законами Ману:
· преступления против собственности; против личности;
· преступления, посягающие на семейные отношения.
ЗМ подробно описывают преступления против собственности и против личности.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.
Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:
· смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
Законы Ману: общая характеристика
Законы Ману: общая характеристика
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Публичное право по законам Ману
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.
Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.
Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.
По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.
Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.
Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману
Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.
Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.
Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.
Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
3. получать подарки.
Суд, его органы и процесс по законам Ману
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Обязательственное право по законам Ману
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.
Наследственное право по законам Ману
В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Вещное право по законам Ману
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.
Законы Ману в истории Индии
Глава 1 Общая характеристика варнового строя
Глава 2 Правовое положение брахманов
Глава 3 Правовое положение кшатриев
Глава 4 Правовое положение вайшьев
Глава 5 Правовое положение шудр
Список используемой литературы
Законы Ману, содержащие 12 глав и 2685 статей, являются с юридической точки зрения обширным и довольно детально разработанным сводом правоположений.
Законы составлены в Древней Индии между II веком до нашей эры и II нашей эры. Законы Ману представляли собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений, имели в свое время официальное значение и относятся к позитивному праву.
В древности правопонимание и представление о происхождении права, в основном, носили религиозный характер и поэтому эти законы приписывают богу Ману.
Законам Ману принадлежит особое место среди источников права Индии. Их содержание заимствовалось и комментировалось в средние века. Законы, на наш взгляд важнейший памятник древнеиндийского права, который заметно повлиял на развитие права Индии вплоть до ХХ века.
В них уже четко прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.
Религия, оставаясь мощным фактором идеологического и психологического воздействия, призванного внушать уважение к праву, уступала в таких школах место формированию юридических норм.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику Законов Ману;
2. Раскрыть особенности варнового строя;
3. Изучить отдельные слои населения.
Глава 1 Общая характеристика варнового строя
Решительное признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии. Время от времени претензии высших варн оспаривались и выдвигались даже предложения в пользу равноправия, но в общем эта концепция удерживалась с конца периода «Ригведы» до наших дней.
Глава 2 Правовое положение брахманов
Буддийские источники рисуют два типа брахманов: ученые-брахманы совершали все арийские обряды и пользовались великим почетом; сельские брахманы зарабатывали себе пропитание предсказаниями и чародейством. Сельских брахманов чтили меньше. Несмотря на строгую сословную систему, брахманы утратили вскоре свою расовую чистоту. Даже высказывались предположения, что по мере распространения арийской культуры местные чародеи и знахари проникали в брахманскую варну, а туземные вожди бесспорно ассимилировались с воинским сословием. Вполне возможно, что таким образом «протоиндуизм» культуры Хараппы в конце концов слился с арийской религией.
Существовали разные типы профессиональных жрецов. В древнейшие времена мы встречаем полулегендарных риши, или провидцев, которым приписывается создание ведийских гимнов. Ритуал жертвоприношений требовал большого числа жрецов с различными обязанностями: одни читали гимны, другие пели, третьи выполняли необходимые действия во время обряда. Первоначально слово «брахман» означало: «тот, кто одержим брахмой», таинственной магической силой, близкой к той, которую современные антропологи обозначают меланезийским словом «мана». Понятие «брахман» относилось к прошедшему специальную подготовку жрецу, который руководил жертвоприношением и мог с помощью магических заклинаний отвести любые дурные последствия, вызванные небольшими нарушениями ритуала. В конце периода «Ригведы» это слово уже относилось ко всем членам жреческого сословия.
В этом сословии были и другие категории. Брахманы послеведийского периода разделялись на экзогамные кланы (готры), и эта система явилась образцом для других варн и дожила до нашего времени. Позднее брахманское сословие образовало множество каст, которые были связаны между собой эндогамией и общими обычаями. Последующим подразделением была шакха, т. е. «ответвление», опирающееся на ту или иную редакцию ведийских текстов, которую данный брахманский род считал канонической.
Нередко брахман пользовался покровительством царя или вождя. Ему давалась в дар земля, обрабатывавшаяся крестьянами, которые платили налоги не царю, а брахману. Но существовали и брахманы-землевладельцы, обширные имения которых обрабатывали наемные работники или рабы. Брахман-священнослужитель мог занимать высокое положение при дворе, и выше уже отмечалось значение пурохиты в государстве. Другие брахманы могли достичь благосостояния и завоевать положение в обществе в качестве наставников в священном знании и иных науках.
Во все времена многие брахманы вели жизнь, действительно согласную с предписаниями религии. В «Шакунтале» Калидасы выведено поселение таких благочестивых брахманов, живущих простой, но не слишком аскетической жизнью в лесных хижинах; даже дикие олени не боятся смиренных отшельников; лес напоен благоуханием их священных костров. Подобные брахманские поселения существовали за счет пожертвований царей и вельмож и приношений крестьян соседних деревень. Некоторые брахманы становились одинокими отшельниками. Позже, в средние века, были основаны брахманские монашеские общины, в известной степени по буддийскому образцу.
Не было единого мнения о том, заслуживает ли брахман, имеющий светскую профессию, такого же уважения, как и брахман-священнослужитель. По этому поводу не существовало четкого правила. В «Законах Ману», наиболее авторитетном из сочинений литературы смрити, вопрос остается невыясненным. Как можно заключить из общей литературы, особые привилегии обычно присваивались только тем брахманам, которые исполняли обязанности жрецов и наставников.
Глава 3 Правовое положение кшатриев
Теоретически долг кшатрия состоял в «защите», что подразумевало участие в сражениях во время войны и управление государством в период мира. В раннюю эпоху кшатрий часто претендовал на превосходство над брахманом. Согласно буддийской традиции, когда на вершине общества находятся брахманы, будды рождаются в брахманском сословии, а когда высшим сословием становятся кшатрии, то будды рождаются в их среде. Исторический Будда был кшатрий, и его приверженцы едва ли сомневались в превосходстве этой варны. Там, где в священных текстах на языке пали встречаются одновременно названия всех четырех варн, первой обычно идет варна кшатриев.
Согласно «Законам Ману», особый долг вайшьев заключался в разведении скота, который был поручен его заботам при сотворении мира. По-видимому, это сословие ведет свое происхождение от основной массы крестьян племени эпохи «Ригведы», но уже задолго до того, как была составлена «Книга законов», приписываемая Ману, вайшьи имели много других занятий. К этому времени шудры, низшее из четырех сословий, занимались сельским хозяйством и Ману допускал для вайшьев множество других узаконенных занятий, кроме земледелия и скотоводства. Идеальный вайшья прекрасно знал ювелирное дело, обработку металлов, ткачество, прядение, разбирался в специях, благовониях и в торговле во всех ее проявлениях. В сущности это был деловой человек древней Индии.
Вайшья сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники и рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.
Глава 5 Правовое положение шудр
Если, согласно «Айтарея брахмане», вайшьи могли быть объектами притеснения, то удел шудр был еще более несчастливым. Шудра был «слуга другого, тот, кого можно по желанию изгнать и по желанию убить». Впрочем, последнее выражение можно, толковать как «по желанию избить», и весь отрывок представляется сатирическим.
Шудры не были «дваждырожденными». Они не обладали полноправием свободных ариев и даже весьма редко считались ариями, хотя «Артхашастра» в главах о рабах определенно причисляет к ариям и шудр. Фактически шудра находился на низшей ступени общества ариев. Этимология слова «шудра» неясна, и оно лишь один раз встречается в «Ригведе» Возможно, первоначально это было название какого-нибудь неарийского племени, подпавшего под власть завоевателей, и отсюда можно объяснить и происхождение самого сословия, хотя определенно в него вошли и другие элементы. По мере того как брахманские нормы поведения становились все более строгими, те группы населения, которые отказывались принять ортодоксальную систему или упорно придерживались старых обычаев, давно признанных предосудительными, опускались до положения, шудр. До сих пор есть касты, которые считают себя кшатриями, но в глазах брахманов занимают униженное положение шудр, потому что придерживаются таких запретных обычаев, как употребление в пищу мяса или вторичное замужество вдов. Незаконнорожденные дети, даже чистокровного происхождения от высших сословий, считались шудрами.
Шудры были двух родов: «чистые», или «неисключенные» (аниравасита), и «исключенные» (ниравасита). Последние находились за чертой индуистского общества и фактически не отличались от той большой группы населения, которая позже именовалась «неприкасаемые». Различия между группами шудр определялись их обычаями и профессиями, которыми занимались их члены. Согласно брахманским «книгам законов», главным занятием «чистого» шудры было служение трем другим варнам. Он должен был есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Даже если у него появлялась возможность разбогатеть, он не должен был пользоваться ею, «так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». У шудры было очень мало прав, и жизнь его имела ничтожную ценность в глазах закона. Брахман, убивший шудру должен был совершить такое же покаяние, как после убийства кошки или собаки. Шудре не разрешалось слушать или повторять веды. Области с многочисленным населением шудр обрекались на большие бедствия.
Итак, в данной работе я попытался, основываясь на мнениях различных авторов, наиболее детально осветить основные аспекты выбранной мною темы.
Подводя итоги, можно сказать, что варновый строй, закрепленный в Законах Ману, несет в себе признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, и относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии.
Благодаря появлению Законов Ману прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.
Однако, религия, оставаясь мощным фактором идеологического и психологического воздействия, призванного внушать уважение к праву, уступала в таких школах место формированию юридических норм.
Таким образом, к концу периода «Ригведы» общество делилось на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Такая иерархия считалась изначальной, божественной волей, установленной и незыблемой в своей основе. Интересно, что указанное деление общества, несмотря на свой религиозный характер и древнее происхождение, имеет место и в современной Индии.
Список используемой литературы