на чем основывалось искусство диагностики в древнем китае
Методы диагностики в древней китайской медицине
Объективные физические методы диагностики
Связь между внутренним и внешним
Субъективный метод диагностики
Внешний осмотр
Диагностическое значение кожи
Методика выслушивания
Диагностический прием «обоняние»
Хорошо сохранившаяся старинная гравюра изображает врача, следящего за поведением муравьев после того, как он вылил мочу больного на песок возле муравейника. Если муравьи устремились к песку, смоченному мочой, диагноз сахарного диабета считался подтвержденным, в противном случае это заболевание исключалось. Упоминаемая выше гравюра относится ко второму веку до н. э..
Нарушение питания
чрезмерно раздражительны, весьма многословны, страдают головокружениями, у них слабеет сон, расстраиваются органы чувств.
Так как нормальное питание тканей проявляется в нормальном количестве отделений, то усиленное их образование указывает на чрезмерное, а недостаточное — на ослабленное питание тканей.
При расстройстве вследствие чрезмерного питания кровяной ткани развиваются рожистые процессы, возникают наружные и внутренние злокачественные опухоли, движения становятся затруднительными, моча краснеет, главные сосуды кожи расширяются и тоже краснеют, белки становятся желтоватыми.
пульс полный, напряженный, но не эластичный. Моча светлая, частые головокружения, индифферентное отношение к окружающему, тяжесть в голове, шум в ушах, язык сухой, красный, жесткий, во рту вяжущий вкус, колющие боли в разных частях тела, которые усиливаются при движении, дрожь, «гусиная кожа». У больного такое ощущение, как будто что-то свело его, стянуло; бессонница, зевота, различного характера боли в пояснице, в суставах, а в области шеи, грудной кости и челюстей — ноющие и колющие боли, сухой продолжительный кашель по утрам, отделение пенистой мокроты, вздутие живота. Все эти симптомы обостряются вечерами или рано утром после приема пищи.
На чем основывалось искусство диагностики в древнем китае
Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н. э., другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине I тысячелетия до н. э. и получила развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй.
Учение древних китайских философов о материальном мире изложено в анонимном натурфилософском трактате IV-III вв. до н. э, «Си цы чжу-ань»: единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции – женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира – «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево – огонь, огонь – землю, земля – металл, а металл – воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево – землю, а земля засыпает воду) (рис. 34). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек – часть природы, часть великой триады Небо – Человек – Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.
Среди видных представителей стихийного материализма в древнем Китае был философ и врач Ван Чун (27-97), автор полемического трактата «Лунь хэн» («Критические рассуждения»). Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против даосских идей бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь, – писал он, – нет таких, которые не умирали бы». Развитие стихийного материализма в древнем Китае проходило в сложной борьбе с конфуцианством и даосской религией.
Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.
Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.
Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI-VII вв.).
Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье «снималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у син, а болезнь – как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка – ян и синдром недостатка – инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма (в трактате „Нэй цзин“ описаны пять темпераментов; по времени это совпадает с периодом формирования аналогичных представлений в древней Греции), длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами».
Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя – Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V-IV вв. до н. э., во многом схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.)
Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая – «Иэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца. Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно, а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам. Именно пульс обусловливает круговорот крови и „пневмы“. Посмотришь вперед, оглянешься назад – все идет от пульса. Пульс-это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа.»
Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе научно обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628. г. У. Гарвеем, см. с. 186). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ – «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.) (рис. 35).
За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами (I-II вв.) и Сушруты (IV в.) о пульсе не упоминается. Этот факт объясняется относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (торговые пути – со II в. до н. э., распространение буддизма в Китае – с I в. н. э.). В средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии: теоретическое обоснование исследования пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Ибн Сины (980-1037) во многом сходно с положениями древней китайской медицины.
Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь – иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю – прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Цюе (XI в. до н. э.), Фу Вэн (I-II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.
Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно во второй его части «Лин шу». (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, коллатерали, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.
ДИАГНОСТИКА В ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ
ВВЕДЕНИЕ
Поверхность тела человека является своего рода зеркалом, в котором отражаются все физиологические и патологические процессы, происходящие в организме. Опытному врачу достаточно внимательного осмотра, чтобы составить представление о больном и поставить предварительный диагноз. Великие врачи Древнего Китая в совершенстве владели этим методом диагностики. В европейской медицине тоже существует понятие «ха битус» при той или иной патологии возникают определенные изменения во внешности, поведении, характере больного.
ЧЕТЫРЕ МЕТОДА
ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА (СЫ ЧЖЕН)
ОСМОТР (ВАН ЧЖЕН)
В китайской медицине при осмотре очень большое внимание уделяют внешнему виду, поведению больного, цвету кожных покровов и пр.
СОСТОЯНИЕ ДУХА
Дух есть жизненная активность человека. В русском языке тоже часто употребляют выражения: крепкий духом или слабый духом человек. И в понятие «дух» вкладывается примерно одинаковый смысл. Но в китайской медицине в него входят психика, душа, энергичность, настроение, бодрость и другое. Если тело крепкое, то дух расцветает, если тело слабое, то дух истощен. Наличие и расцвет духа отражает функциональную активность и работу внутренних органов, состояние духа проявляется в цвете лица, рассудке, взгляде, внешнем облике.
Наличие духа (де шень). Это состояние характерно обыч но для здоровых людей или при заболеваниях, когда функция организма затронута мало. Проявляется хорошим настроением, здоровым цветом лица, ясностью мышления и сознания, ясным взглядом.
Недостаток духа (шы шень). Проявляется вялостью, ела бостъю; тело дряхлое, бедная мимика, темное лицо, потухший взгляд, замедленное мышление.
Ложный дух (цзя шень). Возникает у длительно и тяжело болеющих людей, часто является прогностически неблагоприятным признаком. При этом на фоне длительного недостатка духа мысли человека становятся ясными, звучит чистая ттоследова тельная речь, на лице появляется румянец.
ОСМОТР ЦВЕТА КОЖНЫХ ПОКРОВОВ
Перед осмотром тела врачу нужно выяснить, какой национальности больной. При осмотре тела необходимо обратить внимание на общий цвет кожных покровов, особенно на цвет лица. Выделяется главный цвет и его изменения.
ОСМОТР ТЕЛА
По внешнему виду тела можно определить следующее: хроническая это болезнь или острая, организм находится в состоянии полноты или пустоты. А также составить некоторое представление о работе внутренних органов, так как функциональная активность отражается на поверхности кожи, на состоянии мышц и походке.
Если тело крепкое, мышцы упругие, кожные покровы слегка увлажнены, то это говорит о крепости тела и полноте защитных сил. Если отмечаются тонкие кисти, кифоз, сколиоз позвоночника, тощие мягкие мышцы, сухая кожа, то это говорит о пустоте.
Если у больного имеется «куриная грудь», то это говорит о врожденной слабости цзин-ци или о нарушении функции пищеварения, то есть о пустоте селезенки и желудка, которая вызва ла истощение субстанции цзин органов.
Кроме того, положение тела также может говорить о синдромах полноты, пустоты, холода, жара и других состояниях.
Отеки и боли в суставах, трудности при сгибании говорят о синдроме би, то есть о ревматизме и других поражениях суставов.
Часто больной дотрагивается или прикрывает рукой больное место, что обычно указывает на место боли, а также на характер синдрома (полноту и пустоту). Если больной лежит с разбросанными руками, его тело напряжено, то это более характерно для ян-синдрома, синдрома жара и полноты. И наоборот, если больной лежит, согнувшись (в позе эмбриона), с расслабленными мышцами, то это говорит о синдроме пустоты.
ОСМОТР головы
У детей необходимо внимательно осмотреть и оценить форму черепа, определить наличие рахита. Также необходимо осмотреть родничок. Если отмечается западание родничка, это гово рит о синдроме пустоты. Если родничок выпирает, это указы вает на синдром полноты. Замедленное, запоздалое зарастание родничка свидетельствует о врожденной недостаточности почек.
Необходимо обратить внимание на наличие отека в области головы и шеи, припухлости в области щитовидной железы.
ОСМОТР ГЛАЗ
Глаза являются «окном» печени. Кроме того, на различных участках глаза представлены разные органы: селезенка представлена на конъюнктиве, легкие — на склере, сердце на наружных и внутренних углах склеры, печень — на радужках, почки на зрачках и хрусталиках.
ОСМОТР УШЕЙ
Уши являются «окном» почек. Обращают внимание на цвет и толщину ушной раковины, наличие выделений из уха.
Отечность ушной раковины говорит о синдроме полноты и скоплении сырости.
Истонченность и сухость раковины о недостатке инь почек.
Желтые выделения из уха указывают на сырость и жар в меридиане желчного пузыря.
Набухшие вены на тыльной стороне уха характерны для наружного ветра и жара легких.
Толстое ухо бывает при синдроме сырости.
ОСМОТР НОСА
ОСМОТР РТА И ГУБ
Рот является «окном» селезенки. При его осмотре необходимо обратить внимание на цвет губ.
ОСМОТР ДЕСЕН И ЗУБОВ
ОСМОТР глотки
Автор: Владимир Григорьевич Начатой — профессор Тяньцзиньского университета традиционной китайской медицины, старший преподаватель АНО ДПО «СИИМЕД ”Ли Вест”».
В серии учебных пособий представлены современные взгляды на учение о традиционной китайской медицине (ТКМ). Даны исторические, философские и теоретические аспекты, которые лежат в основе оригинального восточного подхода к проблеме сохранения и укрепления здоровья человека.
Традиционная китайская медицина — система учений и практик Древнего Китая, которая возникла на основе внимательного наблюдения за функционированием человеческого организма и последующей систематизации этих наблюдений с позиций холизма (системного взгляда). В основе ТКМ лежит целостное рассмотрение человека, здоровья и патологии в соответствии с системным подходом, направ ленным на укрепление здоровья.
В учебных пособиях изложены основополагающие принципы традиционной китайской медицины.
Конспект лекции Медицина Древнего Китая
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Рожко Лариса Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории
Тема 2.4. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Источники по истории и врачеванию. Основными источниками изучения тра диционного искусства врачевания Древнего Китая являются памятники меди цинской письменности, летописи, данные археоло гии, этнографии, памятники материальной культуры.
Таблица. Этапы формирования врачевания в Древнем Китае
Философские учения и трактаты
Становление эмпирического врачевания
Конфуцианство и даосизм
Становление традиционного китайского искусства врачевания Бянъ Чюэ, Первое упоминание об иглоукалывании
«Трактат Желтого императора о внутреннем»
206г. до н.э.- III в. н.э.
«Исторические записки» Сымя Цяня.
«Книга лекарственных средств Шен Нуна».
Хуа То «Классический трактат по иглоукалыванию и прижиганию».
Самым выдающимся мыслителем ханьского периода был один из круп нейших материалистов древности философ и врач Ван Чун ( 27 — 97 гг.) — автор полемического трактата «Критические суждения».
Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против конфуцианского культа пред ков и даоских идей бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь, — писал он, — нет таких, которые не умирали бы».
Строение человеческого тела и работа его органов понимались через призму традиционной китайской философии.
Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии рассечение тел умерших было прекращено, так как вошло в противоречие с религиозной этикой: согласно учению Конфу ция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти — его надлежало вернуть родителям в целостности и сохраннос ти. Сохранившиеся анатомичес кие таблицы средневекового периода свидетельствуют о том, что анатомические познания древних китайцев были значительно ниже анато мических представлений древних индийцев.
Традиционная китайская медицина
Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное ки тайское искусство врачевания») включает:
· традиционный метод чжэнь-цзю те рапии (— иглоукалывание, лат.— прижигание, лат. англ.),
· систему дыхательных упражнений (ци-гун),
· то чечный массаж (ань-мо),
· традицион ную китайскую гимнастику.
Это весь комплекс китайской традиционной сис темы поддержания здоровья.
Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.
Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на положениях традиционной китайской философии.
При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследова ния:
1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;
2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и опре деление его запахов;
3) подробный опрос больного;
4) ощупывание, включающее исследование пульса и давление на активные точки.
Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI — V вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ.
Он применял иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства, считается также основоположни ком пульсовой диагностики.
Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае.
Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и раз личали до 28 видов (характеристик) пульса; из них основными считались 10:
поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.
На основе длительных эмпирических наблюдений за пульсом они пришли к заключению о том, что каждый орган и каждый процесс в организме име ют свое пульсовое выражение на периферии: «Если пульс резкий—ускорен ный, значит у больного грыжа, внутреннее затвердение, боли в нижней ча сти живота».
Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движе нии крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. (В Европе научно-обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628 г. У. Гарвеем, который математически обосновал и эк спериментально доказал поступательное движение крови по большому и малому кругам кровообращения).
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многи ми поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение, которое наиболее полно из ложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ («Трактат о пульсе», 280 г.).
Лекарственное врачевание в Древнем Китае достигло высокого совершен ства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из расте ний — женьшень, лимонник, камфо ра, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатина; из мине ральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человечес ких трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до нашей эры в связи с утверждением конфуцианства.
Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То ( 208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. Трактат Хуа То не сохранился, но есть сообщения о его успешном лечении травм и переломов, об операциях на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору и метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. Раненым воинам он давал вино, в котором настаивал обезболивающие лекарственные средства (рецепт не сохранился).
Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики — игра пяти зверей, основанной на подра жании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю.
Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской меди цины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».
Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Ки тае издавна были массаж, лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика (ци-гун) — одна из основных составляющих китайской традиции, ко торая всегда использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.
Име ются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения забо левания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам — в правую ноздрю, мальчикам — в левую).
Итак, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат традиционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание). Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трех тысячелетий.
Традиционное китайское искусство врачевания — классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в.
Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — ис следование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.
Вопросы для контроля
1. Философские основы традиционной китайской медицины.
2. Представления о здоровье и болезнях.
3. Традиционное китайское искусство врачевания чжень-цзю.