на чем основывается принятие управленческого решения
Методы принятия управленческих решений
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бизнес требует регулярных выборов — от простых и рутинных до стратегических. Расскажем о методах принятия управленческих решений и практических инструментах, которые помогают руководителю.
Типы управленческих решений
Личные и организационные. Пример личного решения — арендовать офис поближе к дому, чтобы было удобнее приходить туда. Или закупить для бизнеса технику любимого бренда, чтобы получать удовольствие от работы. Это влияет на деятельность косвенным образом, такие задачи сложно делегировать. Организационные же решения прежде всего продвигают интересы компании, учитывают выгоду всех заинтересованных сторон: клиентов, поставщиков, руководителя, сотрудников. Они влияют на деятельность организации прямым образом, их можно делегировать. Это, например, правильная оценка продукции, исключение бракованных товаров из партий на продажу, выбор рекламного агентства.
Индивидуальные и групповые. Индивидуальные решения принимает руководитель, бухгалтер или менеджер лично. Они касаются повседневных действий: сдать отчет сегодня, а не завтра, выставить счет сейчас, а не после выходных. Групповые решения принимает группа людей, которые собрались специально для этого. Например собрание учредителей постановляет открыть новое направление в бизнесе или определяет размер дивидендов. Такие действия имеют далеко идущие последствия и влияют на работу организации в целом, требуют обсуждения и согласования.
Запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения повторяются: вы выплачиваете зарплату, делаете отгрузку покупателю, регулярно сдаете отчеты. Для легкости и точности выполнения таких действий есть протоколы, правила, договоры, они помогают выполнить действия. Незапрограммированные решения касаются уникальных или необычных ситуаций, для которых нет готовых формул. Приходится собрать все данные и хорошо их обдумать, чтобы выбор принес хороший результат, но часто приходится действовать в ситуации неопределенности. Такие выборы, в отличие от запрограммированных, принимаются руководителями высокого уровня.
Стратегические, административные и рутинные. Стратегические решения принимает руководитель, они самые важные, касаются жизни всей организации. Административные могут принимать менеджеры среднего звена, эти выборы касаются в том числе реализации стратегии. Рутинные — повторяются, не требуют долгих размышлений, касаются краткосрочных процессов, мало влияют на работу организации. Такие задачи можно передать специалистам и менеджерам более низкого уровня.
Основные методы принятия решений
В управлении есть четыре базовых метода принятия решений. Они подходят для разных ситуаций, требуют разных инструментов и компетенций.
Авторитарный метод – самостоятельный выбор. Чаще всего это делает руководитель бизнеса или направления, беря на себя всю ответственность. Этот метод самый быстрый, он не требует согласования с другими людьми и обсуждения вариантов. Но он самый рискованный: если у руководителя недостаточно знаний или данных, он может выбрать проигрышный путь.
Консультативный метод – руководитель делает выбор после совещания с другими людьми — консультантом, бухгалтером, партнером. Этот метод займет больше времени, но он снимает часть рисков, потому что руководитель пользуется чужими знаниями и компетенциями.
Метод голосования – обсуждение вариантов в группе с последующим голосованием. Это помогает выбрать вариант, благоприятный для большинства. Метод подходит для вопросов, которые затрагивают многих людей: например, инструменты и технику выбирают вместе с сотрудниками, которые будут с помощью этих инструментов работать. Его называют демократическим, потому что учитывается мнение каждого.
Метод консенсуса – обсуждение тоже проходит в группе: все обсуждают варианты и рекомендации, пока не выберут один путь. Это самый трудоемкий метод, он требует долгого обсуждения, аргументации, включения всех членов группы. Он также подходит для вопросов, которые касаются большинства: например, для обсуждения стратегического развития компании на собрании учредителей.
Инструменты для принятия управленческих решений
Чтобы руководитель делал грамотные выборы, он должен опираться на надежные знания и сведения. Такие данные он может получить от ключевых сотрудников, а также взять из управленческого учета.
Управленческий учет можно вести самостоятельно или с помощью специальных программ. Первый вариант обычно подходит начинающим предпринимателям, потому что с развитием бизнеса данных становится слишком много, и учет лучше автоматизировать.
Веб-сервис для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия умеет строить 7 управленческих отчетов и проводить финансовый анализ для оценки рисков бизнеса. Система строит отчеты на основе банковской выписки и первичных документов бухгалтерского учета:
Начните строить отчеты и посмотрите, подходит ли вам Бухгалтерия. В системе легко вести бухгалтерский и налоговый учет, платить налоги и зарплату, сдавать отчетность через интернет. В ней есть электронный документооборот, валютный учет, разные уровни доступа для коллег и чат для общения. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей.
На чем основывается принятие управленческого решения
2.8 рТПГЕУУ РТЙОСФЙС ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК
2.8.1 рПОСФЙЕ Й УХЭОПУФШ ХРТБЧМЕОЮЕУЛПЗП ТЕЫЕОЙС
тЕЫЕОЙС ДПМЦОЩ ПФЧЕЮБФШ ПРТЕДЕМЕООЩН ФТЕВПЧБОЙСН. зМБЧОЩЕ УТЕДЙ ОЙИ:
ч УЧСЪЙ У ЬФЙНЙ ФТЕВПЧБОЙСНЙ ЧБЦОП ХЮЙФЩЧБФШ ФТЙ ЗТХРРЩ ЖБЛФПТПЧ, ЧМЙСАЭЙИ ОБ ЛБЮЕУФЧП Й УЧПЕЧТЕНЕООПУФШ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК, РТЕДУФБЧМЕООЩИ Ч ФБВМЙГЕ 20.
лБЛ РТБЧЙМП, ТЕЫЕОЙС ДПМЦОЩ РТЙОЙНБФШУС ФБН, ЗДЕ ЧПЪОЙЛБЕФ РТПВМЕНОБС УЙФХБГЙС ЙМЙ РПСЧМСЕФУС ОЕЙУРПМШЪПЧБООБС ЧПЪНПЦОПУФШ. дМС ЬФПЗП НЕОЕДЦЕТПЧ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ХТПЧОС ОЕПВИПДЙНП ОБДЕМЙФШ РПМОПНПЮЙСНЙ Й ЧПЪМПЦЙФШ ОБ ОЙИ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ УПУФПСОЙЕ ДЕМ ОБ ХРТБЧМСЕНПН ПВЯЕЛФЕ. пЮЕОШ ЧБЦОЩН ХУМПЧЙЕН РПМПЦЙФЕМШОПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ТЕЫЕОЙС ОБ ТБВПФХ ПТЗБОЙЪБГЙЙ СЧМСЕФУС ЕЗП УПЗМБУПЧБООПУФШ, У ТБОЕЕ РТЙОСФЩНЙ ТЕЫЕОЙСНЙ, ЛБЛ РП ЧЕТФЙЛБМЙ, ФБЛ Й РП ЗПТЙЪПОФБМЙ ХРТБЧМЕОЙС (ЕУМЙ, ЛПОЕЮОП, ПЮЕТЕДОПЕ ТЕЫЕОЙЕ ОЕ ОБРТБЧМЕОП ОБ ЛБТДЙОБМШОПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ЧУЕК РПМЙФЙЛЙ ТБЪЧЙФЙС).
иБТБЛФЕТЙУФЙЛБ МЙГБ, РТЙОЙНБАЭЕЗП ТЕЫЕОЙС
иБТБЛФЕТЙУФЙЛБ УТЕДЩ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙС
ч ПТЗБОЙЪБГЙСИ РТЙОЙНБЕФУС ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП УБНЩИ ТБЪОППВТБЪОЩИ ТЕЫЕОЙК, ТБЪМЙЮБАЭЙИУС НЕЦДХ УПВПК РП УПДЕТЦБОЙА, УТПЛБН ДЕКУФЧЙС Й ТБЪТБВПФЛЙ, ОБРТБЧМЕООПУФЙ Й НБУЫФБВБН ЧПЪДЕКУФЧЙС, ХТПЧОА РТЙОСФЙС, ЙОЖПТНБГЙПООПК ПВЕУРЕЮЕООПУФЙ Й Ф. Д. йИ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС РПЪЧПМСЕФ ЧЩДЕМЙФШ ЛМБУУЩ ЙМЙ ЧЙДЩ ТЕЫЕОЙК, ФТЕВХАЭЙИ ТБЪМЙЮОПЗП РПДИПДБ Л ПТЗБОЙЪБГЙК РТПГЕУУБ ХРТБЧМЕОЙС Й НЕФПДБН РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК, Б ФБЛЦЕ ОЕПДЙОБЛПЧЩИ РП ЪБФТБФБН ЧТЕНЕОЙ Й ДТХЗЙИ ТЕУХТУПЧ (ФБВМЙГБ 21).
уМБВП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩЕ (ОЕРТПЗТБННЙТХЕНЩЕ)
чЩУПЛП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩЕ (РТПЗТБННЙТХЕНЩЕ)
ьЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ, УПГЙБМШОЩЕ, ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ, ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ, ОБХЮОЩЕ Й Ф.Д.
уФТБФЕЗЙЮЕУЛЙЕ, ФБЛФЙЮЕУЛЙЕ, ПРЕТБФЙЧОЩЕ
мЙГБ, РТЙОЙНБАЭЙЕ ТЕЫЕОЙС
хТПЧЕОШ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙС
пТЗБОЙЪБГЙС Ч ГЕМПН, ЕЕ УФТХЛФХТОЩЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС, ЖХОЛГЙПОБМШОЩЕ УМХЦВЩ, ПФДЕМШОЩЕ ТБВПФОЙЛЙ
пДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ ЛТЙФЕТЙЕЧ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ СЧМСЕФУС ЙИ ЗТХРРЙТПЧЛБ ОБ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ, РТПЗТБННЙТХЕНЩЕ (БМЗПТЙФНЙЮЕУЛЙЕ) Й ОЕРТПЗТБННЙТХЕНЩЕ (ОЕБМЗПТЙФНЙЮЕУЛЙЕ) ТЕЫЕОЙС (ЧЩУПЛП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩЕ Й УМБВП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩЕ), ФТЕВХАЭЙЕ ТБЪОПЗП РПДИПДБ Л ЙИ ТБЪТБВПФЛЕ Й ТЕБМЙЪБГЙЙ.
рТПЗТБННЙТХЕНЩЕ Й ОЕРТПЗТБННЙТХЕНЩЕ ТЕЫЕОЙС.
лМБУУЙЖЙЛБГЙК ТЕЫЕОЙК ОБ ЧЩУПЛП Й УМБВП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩЕ РПЪЧПМСЕФ ВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ПТЗБОЙЪПЧБФШ РТПГЕУУ РХФЕН ТБЪТБВПФЛЙ ТБЪОЩИ РПДИПДПЧ Й ДЕКУФЧЙК, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ ДЧЙЦЕОЙЕ Л РПУФБЧМЕООЩН ГЕМСН.
тЕЫЕОЙС Ч ЧЩУПЛПК УФЕРЕОЙ УФТХЛФХТЙТПЧБООЩЕ УЮЙФБАФУС РТПЗТБННЙТХЕНЩНЙ. пОЙ СЧМСАФУС ТЕЪХМШФБФПН ТЕБМЙЪБГЙЙ ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ДЕКУФЧЙК ЙМЙ ЫБЗПЧ (РПДПВОЩИ ФЕН, ЛПФПТЩЕ РТЕДРТЙОЙНБАФУС РТЙ ТЕЫЕОЙЙ НБФЕНБФЙЮЕУЛПЗП ХТБЧОЕОЙС). рТЙ ЬФПН ЮЙУМП БМШФЕТОБФЙЧ ПЗТБОЙЮЕОП Й ЧЩВПТ ДЕМБЕФУС Ч РТЕДЕМБИ ОБРТБЧМЕОЙК, ЪБДБООЩИ ПТЗБОЙЪБГЙЕК, Б ФБЛЦЕ У ХЮЕФПН ОПТНБФЙЧПЧ, УФБОДБТФПЧ, РТБЧЙМ Й Ф. Д. ч ТЕЫЕОЙСИ ФБЛПЗП ФЙРБ РТЙНЕОСАФУС РТБЧЙМБ Й РТПГЕДХТЩ, ЛПФПТЩЕ ФПЮОП РТЕДРЙУЩЧБАФ, ЮФП ОБДП ДЕМБФШ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ДЕКУФЧЙК Й УРПУПВЩ ЧЩРПМОЕОЙС. чЩДЕМЕОЙЕ ЛМБУУБ РТПЗТБННЙТХЕНЩИ ТЕЫЕОЙК РПЪЧПМСЕФ, ТБЪТБВБФЩЧБФШ УФБОДБТФОЩЕ РТПГЕДХТЩ Й РТПЗТБННЙТПЧБФШ ТЕЫЕОЙС РПД УЙФХБГЙЙ, РПЧФПТСАЭЙЕУС У ПРТЕДЕМЕООПК ТЕЗХМСТОПУФША. ч ТЕЪХМШФБФЕ НПЦОП, РПМХЮЙФШ ЪОБЮЙФЕМШОЩК ЧЩЙЗТЩЫ ЧП ЧТЕНЕОЙ Й ЪБФТБФБИ ОБ ТБЪТБВПФЛХ, Б ФБЛЦЕ РПЧЩУЙФШ ЛБЮЕУФЧП ТЕЫЕОЙК.
уМБВП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩЕ ТЕЫЕОЙС СЧМСАФУС ОЕРТПЗТБННЙТХЕНЩНЙ, ФБЛ ЛБЛ РТЙОЙНБАФУС Ч УЙФХБГЙСИ, ПФМЙЮБАЭЙИУС ОПЧЙЪОПК, ЧОХФТЕООЕК ОЕУФТХЛФХТЙТПЧБООПУФША, ОЕРПМОПФПК Й ОЕДПУФПЧЕТОПУФША ЙОЖПТНБГЙЙ, НОПЗППВТБЪЙЕН Й УМПЦОПУФША ЧМЙСОЙС ТБЪМЙЮОЩИ ЖБЛФПТПЧ. ьФП ОЕ РПЪЧПМСЕФ ОБИПДЙФШ ТЕЫЕОЙС РХФЕН РПУФТПЕОЙС БДЕЛЧБФОЩИ НБФЕНБФЙЮЕУЛЙИ НПДЕМЕК, Й ПУОПЧОХА ТПМШ Ч РПЙУЛЕ ЙЗТБЕФ ЮЕМПЧЕЛ Й ЕЗП УРПУПВОПУФШ ТБЪТБВБФЩЧБФШ УППФЧЕФУФЧХАЭХА РТПГЕДХТХ, ЧЕДХЭХА Л ТЕЫЕОЙА. мЙГБ, РТЙОЙНБАЭЙЕ ТЕЫЕОЙС, ЙУРПМШЪХАФ ЙНЕАЭХАУС Х ОЙИ ЙОЖПТНБГЙА Й УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФПН, ЛБЛ РТЙОЙНБФШ РПДПВОЩЕ ТЕЫЕОЙС, РТЙ ЬФПН ОЕТЕДЛП Ч ХУМПЧЙСИ ДЕЖЙГЙФБ ЧТЕНЕОЙ.
уМБВП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩНЙ СЧМСАФУС ТЕЫЕОЙС, УЧСЪБООЩЕ У ПРТЕДЕМЕОЙЕН ГЕМЕК Й ЖПТНХМЙТПЧЛПК УФТБФЕЗЙЙ ТБЪЧЙФЙС ПТЗБОЙЪБГЙЙ, У ЙЪНЕОЕОЙЕН ЕЕ УФТХЛФХТЩ, У РТПЗОПЪБНЙ ТБВПФЩ ОБ ОПЧЩИ ТЩОЛБИ Й Ф. Р. лПМЙЮЕУФЧП ФБЛЙИ ТЕЫЕОЙК ХЧЕМЙЮЙЧБЕФУС РП НЕТЕ ТПУФБ НБУЫФБВПЧ УМПЦОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ; Л ФБЛПНХ ЦЕ ТЕЪХМШФБФХ РТЙЧПДСФ УПЧТЕНЕООЩЕ ФЕОДЕОГЙЙ Л ЗМПВБМЙЪБГЙЙ ЬЛПОПНЙЛЙ, ХЧЕМЙЮЕОЙА ЕЕ ПФЛТЩФПУФЙ, ФБЛ ЛБЛ ЙИ РТСНЩН УМЕДУФЧЙЕН УФБОПЧСФУС ТПУФ ЮЙУМБ УЧСЪЕК НЕЦДХ ПТЗБОЙЪБГЙСНЙ, ВПМШЫБС ДЙОБНЙЮОПУФШ Й ЙЪНЕОЕОЙС ЛБЛ ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ, ФБЛ Й ЧОХФТЕООЕК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЛБЦДПЗП РТЕДРТЙСФЙС. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС УПЧТЕНЕООЩЕ ТБЪТБВПФЛЙ Ч ПВМБУФЙ ЙУУМЕДПЧБОЙС ПРЕТБГЙК, ТБЪЧЙФЙЕ ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ Й ЛПНРШАФЕТЙЪБГЙС РПЪЧПМСАФ ЪОБЮЙФЕМШОП РПЧЩУЙФШ ДПМА РТПЗТБННЙТХЕНЩИ ТЕЫЕОЙК, ЛПФПТЩЕ, ЛБЛ ХЦЕ ВЩМП ПФНЕЮЕОП, ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС ВПМШЫЕК ФПЮОПУФША Й Ч ТСДЕ УМХЮБЕЧ ФТЕВХАФ НЕОШЫЙИ ЪБФТБФ ЧТЕНЕОЙ Й ДТХЗЙИ ТЕУХТУПЧ.
рТПЗТБННЙТХЕНПУФШ ТЕЫЕОЙК РПЧЩЫБЕФУС РП НЕТЕ РТПДЧЙЦЕОЙС УЧЕТИХ ЧОЙЪ РП ЧЕТФЙЛБМЙ ХРТБЧМЕОЙС. рПЬФПНХ ЧЩУЫЕНХ ЪЧЕОХ ХРТБЧМЕОЙС РТЙИПДЙФУС ЙНЕФШ ДЕМП Ч ПУОПЧОПН УП УМБВП УФТХЛФХТЙТПЧБООЩНЙ ТЕЫЕОЙСНЙ, ОБ УТЕДОЕН ХТПЧОЕ ИБТБЛФЕТ ЧПЪОЙЛБАЭЙИ РТПВМЕН ФТЕВХЕФ РТЙОСФЙС ЛБЛ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБООЩИ, ФБЛ Й «ЪБРТПЗТБННЙТПЧБООЩИ ТЕЫЕОЙК (РТЙ ЬФПН ОБДП ПФНЕФЙФШ, ЮФП БЧФПНБФЙЪБГЙС ФТХДБ Ч ЬФПН ЪЧЕОЕ УПРТПЧПЦДБЕФУС ТПУФПН ХДЕМШОПЗП ЧЕУБ ТЕЫЕОЙК, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙИУС ВПМШЫЕК УФТХЛФХТЙТПЧБООПУФША), Ч ОЙЪПЧПН ЪЧЕОЕ РТЕПВМБДБАФ ТЕЫЕОЙС, РТЙОСФЙЕ ЛПФПТЩИ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РП ЪБТБОЕЕ ТБЪТБВПФБООЩН РТБЧЙМБН Й РТПГЕДХТБН.
рПДИПДЩ Л РТЙОСФЙА ТЕЫЕОЙК:
пУПВЕООПУФЙ ЙОФХЙФЙЧОПЗП РПДИПДБ:
иБТБЛФЕТОЩНЙ ЮЕТФБНЙ ЙОФХЙФЙЧОПЗП РПДИПДБ СЧМСАФУС:
тБГЙПОБМШОЩК РПДИПД ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УФТХЛФХТЙЪБГЙЙ РТПГЕУУБ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК.
пУПВЕООПУФСНЙ ТБГЙПОБМШОПЗП РПДИПДБ СЧМСАФУС:
тБГЙПОБМШОЩК РПДИПД ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС ЬФБРЩ РТПГЕУУБ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙС:
2.8.2 пВЭБС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ РТПГЕУУБ РТЙОСФЙС ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК
чЩРПМОЕОЙЕ ЖХОЛГЙК ХРТБЧМЕОЙС ЧУЕЗДБ ФТЕВХЕФ ПРТЕДЕМЕООЩИ ЪБФТБФ ЧТЕНЕОЙ Й УЙМ, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЛПФПТЩИ ХРТБЧМСЕНЩК ПВЯЕЛФ РТЙЧПДЙФУС Ч ЪБДБООПЕ ЙМЙ ЦЕМБЕНПЕ УПУФПСОЙЕ. ьФП Й УПУФБЧМСЕФ ПУОПЧОПЕ УПДЕТЦБОЙЕ РПОСФЙС «РТПГЕУУ ХРТБЧМЕОЙС».
ч ЬФПН ПРТЕДЕМЕОЙЙ РПДЮЕТЛЙЧБЕФУС ГЕМЕОБРТБЧМЕООЩК ИБТБЛФЕТ РТПГЕУУБ, ПУХЭЕУФЧМСЕНПЗП БРРБТБФПН ХРТБЧМЕОЙС ПТЗБОЙЪБГЙЙ, Б ФБЛЦЕ ЕЗП УЧСЪШ У ЖХОЛГЙСНЙ, ГЕМСНЙ Й ОЕПВИПДЙНЩНЙ ДМС ЙИ ТЕБМЙЪБГЙЙ ТЕУХТУБНЙ. й ФБЛ ЛБЛ ТЕЪХМШФБФЙЧОПУФШ ПТЗБОЙЪБГЙЙ Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК НЕТЕ РТЕДПРТЕДЕМСЕФУС ЕЕ УРПУПВОПУФША РТЙЧМЕЛБФШ Й ЙУРПМШЪПЧБФШ ТЕУХТУЩ, ОЕПВИПДЙНЩЕ ДМС ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЕК, ФП РТПГЕУУ ХРТБЧМЕОЙС СЧМСЕФУС ЛМАЮЕЧЩН ЖБЛФПТПН ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ.
оБЮБМШОЩК ЙНРХМШУ РТПГЕУУХ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК ЪБДБЕФ ЙОЖПТНБГЙС ПВ ЙЪНЕОЕОЙСИ ЧП ЧОЕЫОЕК УТЕДЕ Й П УПУФПСОЙЙ ЛПОФТПМЙТХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ ХРТБЧМСЕНПЗП ПВЯЕЛФБ, Б ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РПУМЕ ЧЩТБВПФЛЙ Й РТЙОСФЙС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ТЕЫЕОЙС, ЛПФПТПЕ Ч ЧЙДЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЙОЖПТНБГЙЙ (ЛПНБОДБ, РТЙЛБЪ, ТБУРПТСЦЕОЙЕ, РМБО Й Ф. Д.) РПДБЕФУС ОБ «ЧИПД» ХРТБЧМСЕНПЗП ПВЯЕЛФБ. рТПГЕУУ РТЙОСФЙС ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК ОПУЙФ ГЙЛМЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ, ОБЮЙОБСУШ У ПВОБТХЦЕОЙС ОЕУППФЧЕФУФЧЙС РБТБНЕФТПЧ РМБОПЧЩН ЪБДБОЙСН ЙМЙ ОПТНБФЙЧБН Й ЪБЛБОЮЙЧБСУШ РТЙОСФЙЕН Й ТЕБМЙЪБГЙЕК ТЕЫЕОЙК, ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ ЬФП ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕ МЙЛЧЙДЙТПЧБФШ.
уПУФБЧОЩЕ ЮБУФЙ РТПГЕУУБ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК
ч МАВПН РТПГЕУУЕ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ДЧЕ ЗМБЧОЩЕ УПУФБЧМСАЭЙЕ:
Б) ЖПТНХМЙТПЧБОЙЕ РТПВМЕНЩ ЙМЙ ОЕЙУРПМШЪПЧБООПК ЧПЪНПЦОПУФЙ, РТЕДРПМБЗБАЭЕЕ:
В) ТЕЫЕОЙЕ, ЧЛМАЮБАЭЕЕ ТБЪТБВПФЛХ ЧБТЙБОФПЧ (ЙИ ОБЪЩЧБАФ БМШФЕТОБФЙЧБНЙ), ЧЩВПТ РТЕДРПЮФЙФЕМШОПЗП ТЕЫЕОЙС, ТЕБМЙЪБГЙА ЧЩВТБООПЗП ЛХТУБ ДЕКУФЧЙК Й НПОЙФПТЙОЗ УЙФХБГЙЙ ДМС ПФУМЕЦЙЧБОЙС Й ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЙ ИПДБ ТЕБМЙЪБГЙЙ ТЕЫЕОЙС.
ч ГЕОФТЕ ЬФПК ГЙЛМЙЮЕУЛЙ ТБЪЧЙЧБАЭЕКУС ДЕСФЕМШОПУФЙ ОБИПДСФУС МАДЙ, ХЮБУФЧХАЭЙЕ Ч РТПГЕУУЕ ОБ ЧУЕИ ЕЗП ЬФБРБИ.
рТПВМЕНБ ЙМЙ ЧПЪНПЦОПУФШ.
рПД РТПВМЕНПК РПОЙНБЕФУС ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕ ЖБЛФЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ХРТБЧМСЕНПЗП ПВЯЕЛФБ (ОБРТЙНЕТ, РТПЙЪЧПДУФЧБ РТПДХЛГЙЙ) ЦЕМБЕНПНХ ЙМЙ ЪБДБООПНХ (ЪБРМБОЙТПЧБООПНХ). йНЕООП Ч УЧСЪЙ У ПФЛМПОЕОЙЕН ПФ РМБОПЧЩИ (ЙМЙ ОПТНБФЙЧОЩИ) УПУФПСОЙК, ЛПФПТПЕ ПФНЕЮБЕФУС Ч ПРТЕДЕМЕООЩК НПНЕОФ ЧТЕНЕОЙ ЙМЙ РТПЗОПЪЙТХЕФУС ОБ ВХДХЭЕЕ, Й ЧПЪОЙЛБАФ ЮБЭЕ ЧУЕЗП РТПВМЕНЩ Ч ПТЗБОЙЪБГЙСИ. оП ЙИ ЙУФПЮОЙЛПН НПЦЕФ ВЩФШ Й ЙЪНЕОЕОЙЕ УБНЙИ ГЕМЕК ЙМЙ ОПТНБФЙЧПЧ.
у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РТПГЕУУБ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК НЕЦДХ РТПВМЕНПК Й ЧПЪНПЦОПУФША ОЕФ РТЙОГЙРЙБМШОПК ТБЪОЙГЩ, ФБЛ ЛБЛ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙ МАВБС ОЕЙУРПМШЪПЧБООБС ПТЗБОЙЪБГЙЕК ЧПЪНПЦОПУФШ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ДМС УЕВС ЙЪНЕОЕОЙК НПЦЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШУС ЛБЛ РТПВМЕНБ, ЛПФПТХА ОБДП ПВСЪБФЕМШОП ТЕЫБФШ, ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ОЕМШЪС ОЕ ХЮЙФЩЧБФШ Й ТБЪМЙЮЙС НЕЦДХ ОЙНЙ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП ПОП УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП РТПВМЕНБ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ПФТБЦБЕФ ПФЛМПОЕОЙЕ ПФ ЮЕФЛП РПУФБЧМЕООПК ГЕМЙ, ФПЗДБ ЛБЛ ЧПЪНПЦОПУФШ ПТЙЕОФЙТПЧБОБ ОБ ВХДХЭЕЕ Й ОЕТЕДЛП РТЕДРПМБЗБЕФ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК «ПФЛТЩФЩК ТЕЪХМШФБФ».
рТБЧЙМБ ЖПТНХМЙТПЧБОЙС РТПВМЕНЩ.
юФПВЩ РТБЧЙМШОП ПРТЕДЕМЙФШ РТПВМЕНХ, ОЕПВИПДЙНП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ДБФШ ЕЕ ЧЕТОХА ЖПТНХМЙТПЧЛХ. ч ФЕПТЙЙ ТЕЛПНЕОДХЕФУС РТЙДЕТЦЙЧБФШУС УМЕДХАЭЙИ РТБЧЙМ:
оЕПВИПДЙНПУФШ ЧЧЕДЕОЙС ЙЪНЕОЕОЙК, ФТЕВХАЭЙИ ДМС УЧПЕК ТЕБМЙЪБГЙЙ ТЕУХТУПЧ Й ЧТЕНЕОЙ, ДПМЦОБ ВЩФШ ПВПУОПЧБОБ БОБМЙЪПН ЖБЛФПТПЧ, ПЛБЪЩЧБАЭЙИ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ УПУФПСОЙЕ Й РПМПЦЕОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ. уПЧПЛХРОПУФШ ЖБЛФПТПЧ Й ХУМПЧЙК, ЧЩЪЩЧБАЭЙИ; РПСЧМЕОЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК РТПВМЕНЩ ЙМЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ, ОБЪЩЧБЕФУС УЙФХБГЙЕК, Б ТБУУНПФТЕОЙЕ РТПВМЕНЩ ЙМЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ У ХЮЕФПН ЧПЪДЕКУФЧХАЭЙИ ОБ ОЕЕ УЙФХБГЙПООЩИ ЖБЛФПТПЧ РПЪЧПМСЕФ ПРЙУБФШ РТПВМЕНОХА УЙФХБГЙА. ч ОЕК УПДЕТЦБФУС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ УБНПК РТПВМЕНЩ (НЕУФБ Й ЧТЕНЕОЙ ЕЕ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС, УХЭОПУФЙ Й УПДЕТЦБОЙС, ЗТБОЙГ ТБУРТПУФТБОЕОЙС ЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙС ОБ ТБВПФХ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЙМЙ ЕЕ ЮБУФЕК) Й УЙФХБГЙПООЩЕ ЖБЛФПТЩ, РТЙЧЕДЫЙЕ Л РПСЧМЕОЙА РТПВМЕНЩ. рПУМЕДОЙЕ НПЗХФ ВЩФШ ЧОЕЫОЙНЙ Й ЧОХФТЕООЙНЙ РП ПФОПЫЕОЙА Л ПТЗБОЙЪБГЙЙ.
бОБМЙЪ УЙФХБГЙПООЩИ ЖБЛФПТПЧ РПЪЧПМСЕФ ТБУУНПФТЕФШ РТПВМЕНХ Ч УЧСЪЙ У ЧЩЪЧБЧЫЙНЙ ЕЕ УПВЩФЙСНЙ Й ЙЪНЕОЕОЙСНЙ ЧП ЧОХФТЕООЕК Й ЧОЕЫОЕК УТЕДБИ ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й ОБЮБФШ РПЙУЛ ТЕЫЕОЙС.
уХВЯЕЛФЩ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК.
мЙГБ, РТЙОЙНБАЭЙЕ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙЕ ТЕЫЕОЙС, ОБЪЩЧБАФУС УХВЯЕЛФБНЙ ТЕЫЕОЙС. ьФП НПЗХФ ВЩФШ ЛБЛ ПФДЕМШОЩЕ НЕОЕДЦЕТЩ, ФБЛ Й ЗТХРРЩ ТБВПФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФ РПМОПНПЮЙС ДМС РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК. чППВЭЕ-ФП ЗПЧПТС, РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЛБЦДЩК ЮМЕО ПТЗБОЙЪБГЙЙ ТЕЗХМСТОП РТЙОЙНБЕФ НОПЦЕУФЧП УБНЩИ ТБЪОППВТБЪОЩИ ТЕЫЕОЙК, ДЕМБС ЧЩВПТ НЕЦДХ ЧПЪНПЦОЩНЙ ЧБТЙБОФБНЙ УЧПЙИ ДЕКУФЧЙК. оЕУПНОЕООП, ЮФП ВПМШЫБС ЮБУФШ ЬФЙИ ТЕЫЕОЙК РТЙОЙНБЕФУС ЮЙУФП ТЕЖМЕЛФПТОП, ЮБУФП ВЕЪ ЗМХВПЛПЗП ПВДХНЩЧБОЙС Й ВЕЪ ВПМШЫЙИ ЪБФТБФ ЧТЕНЕОЙ. тХЛПЧПДЙФЕМШ РТПУЙФ ЧБУ ЪБЛПОЮЙФШ ПФЮЕФ Л ЛПОГХ ТБВПЮЕЗП ДОС, Й ЧЩ УПЗМБЫБЕФЕУШ, УЮЙФБС ЕЗП РТПУШВХ ПВПУОПЧБООПК. ьФП ФПФ УМХЮБК, ЛПЗДБ ЧЩВПТ ОЕ ФТЕВХЕФ ЧТЕНЕОЙ. оП ЕУМЙ ЧЩ ОЕ УПЗМБУОЩ У, ЛБЛЙН-МЙВП ОПЧЩН ЙМЙ ЧБЦОЩН ТЕЫЕОЙЕН, ОЕПВИПДЙНП ПВПУОПЧБФШ ЧБЫХ РПЪЙГЙА, РТЕДУФБЧЙЧ ЧУЈ «ЪБ» Й «РТПФЙЧ». й ЬФП ХЦЕ РПФТЕВХЕФ ПРТЕДЕМЕООЩИ ЪБФТБФ ЧТЕНЕОЙ Й ТЕУХТУПЧ, ХЗМХВМЕОЙС Ч УХФШ РТПВМЕНЩ Й ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ РТБЧЙМШОПУФЙ РТЕДМБЗБЕНПЗП ЧБНЙ ТЕЫЕОЙС.
нЕОЕДЦЕТЩ Й ТХЛПЧПДЙФЕМЙ РТЙОЙНБАФ УБНЩЕ ТБЪОЩЕ РП УЧПЕНХ УПДЕТЦБОЙА Й ЪОБЮЕОЙА ТЕЫЕОЙС. чЩУЫЕЕ ТХЛПЧПДУФЧП ПТЗБОЙЪБГЙЙ РТЙОЙНБЕФ ТЕЫЕОЙС, УЧСЪБООЩЕ У ХУФБОПЧМЕОЙЕН ГЕМЕК, Й УФТБФЕЗЙЙ ТБЪЧЙФЙС, ХФЧЕТЦДЕОЙЕН БУУПТФЙНЕОФБ ЧЩРХУЛБЕНПК РТПДХЛГЙК, ПТЗБОЙЪБГЙЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ БРРБТБФБ ХРТБЧМЕОЙС ЛПНРБОЙЙ Ч ГЕМПН, У ТБЪНЕЭЕОЙЕН ОПЧЩИ РПДТБЪДЕМЕОЙК Й Ф.Д. нЕОЕДЦЕТЩ УТЕДОЕЗП Й ОЙЪПЧПЗП ХТПЧОЕК РТЙОЙНБАФ ТЕЫЕОЙС, ЛБУБАЭЙЕУС РМБОБ РТПЙЪЧПДУФЧБ РТПДХЛГЙЙ, РПДВПТБ Й ТБУУФБОПЧЛЙ ЛБДТПЧ, ТБУРТЕДЕМЕОЙС НЕЦДХ ТБВПФОЙЛБНЙ РТЕНЙБМШОЩИ ЧЩРМБФ Й Ф. Р. тБВПФОЙЛЙ, ОЕ СЧМСАЭЙЕУС ХРТБЧМЕОГБНЙ, РТЙОЙНБАФ ТЕЫЕОЙС, ЛБУБАЭЙЕУС ЙИ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК ТБВПФЩ Й ЧЩРПМОСЕНЩИ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЖХОЛГЙК.
рТЕЦДЕ ЮЕН РТЙУФХРБФШ Л ТЕЫЕОЙА ЧЩСЧМЕООЩИ РТПВМЕН, ОЕПВИПДЙНП ХУФБОПЧЙФШ ЛТХЗ ФЕИ МЙГ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ (Й ОЕТЕДЛП ЪБ ЕЕ РТЕДЕМБНЙ), ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ ВЩФШ ЧПЧМЕЮЕОЩ Ч ЬФПФ РТПГЕУУ. оЕТЕДЛП РТПВМЕНБ ЪБФТБЗЙЧБЕФ ЙОФЕТЕУЩ НОПЦЕУФЧБ МАДЕК УБНЩН ОЕПЦЙДБООЩН ПВТБЪПН, РПЬФПНХ ЙИ ЧЩСЧМЕОЙЕ Й ХЮБУФЙЕ Ч ЛПОЛТЕФОПК ТБЪТБВПФЛЕ ЙНЕЕФ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ.
тЕЫЕОЙС НПЗХФ РТЙОЙНБФШУС ЛБЛ ЙОДЙЧЙДХБМШОП, ФБЛ Й ЗТХРРБНЙ УХВЯЕЛФПЧ. лБЦДЩК ЙЪ ЬФЙИ РПДИПДПЧ ЙНЕЕФ УЧПЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ Й ОЕДПУФБФЛЙ.
тЕЫЕОЙС, РТЙОЙНБЕНЩЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОП.
дМС ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ТЕЫЕОЙК, РТЙОЙНБЕНЩИ ПФДЕМШОЩН УХВЯЕЛФПН, ИБТБЛФЕТЕО ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙК ХТПЧЕОШ ФЧПТЮЕУФЧБ; Ч ОЙИ ОЕТЕДЛП peaМЙЪХЕФУС НОПЗП ОПЧЩИ ЙДЕК Й РТЕДМПЦЕОЙК. лБЛ РТБЧЙМП, ФБЛЙЕ ТЕЫЕОЙС ФТЕВХАФ НЕОШЫЕ ЧТЕНЕОЙ, ФБЛ ЛБЛ ОЕ УЧСЪБОЩ У ОЕПВИПДЙНПУФША ЙИ УПЗМБУПЧБОЙС ОБ РТПНЕЦХФПЮОЩИ ЬФБРБИ. рТБЧДБ, ЬФП ОЕ ПФОПУЙФУС Л ТЕЫЕОЙА ФБЛЙИ РТПВМЕН, Ч РТПГЕУУЕ ТБЪТБВПФЛЙ ЛПФПТЩИ РТЙИПДЙФУС ЪБФТБЮЙЧБФШ НОПЗП ЧТЕНЕОЙ ДМС УВПТБ Й БОБМЙЪБ ОЕПВИПДЙНПК ЙОЖПТНБГЙЙ.
йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ ТЕЫЕОЙС ЮБЭЕ, ЮЕН ЗТХРРПЧЩЕ, ПЛБЪЩЧБАФУС ОЕЧЕТОЩНЙ, Ч ОЙИ ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЙК ТЙУЛ ПЫЙВПЛ; ОЕ Ч РПУМЕДОАА ПЮЕТЕДШ ЬФП УЧСЪБОП У ФЕН, ЮФП РТПВМЕНЩ ПТЗБОЙЪБГЙК УФБОПЧСФУС ЧУЕ ВПМЕЕ УМПЦОЩНЙ Й ФТЕВХАФ НОПЗПБУРЕЛФОПЗП ТБУУНПФТЕОЙС, Б, УМЕДПЧБФЕМШОП, Й ТБЪОППВТБЪОЩИ, ОЕТЕДЛП УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩИ ЪОБОЙК.
йНЕООП РПЬФПНХ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧУЕ ЧПЪТБУФБАЭЕЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК РТЙОЙНБЕФУС ОБ ПУОПЧЕ ПВУХЦДЕОЙС, РХФЕН РТЙЧМЕЮЕОЙС УРЕГЙБМЙУФПЧ ТБЪОЩИ РТПЖЙМЕК ЙМЙ УПЪДБОЙС УРЕГЙБМШОЩИ ЗТХРР (ЛПНЙУУЙК, ЛПНЙФЕФПЧ, ЧТЕНЕООЩИ ТБВПЮЙИ ЗТХРР Й Ф. Д.).
тЕЫЕОЙС, РТЙОЙНБЕНЩЕ ЗТХРРБНЙ МАДЕК.
зТХРРПЧПЕ РТЙОСФЙЕ ТЕЫЕОЙК ЙНЕЕФ ТСД РТЕЙНХЭЕУФЧ РП УТБЧОЕОЙА У ЙОДЙЧЙДХБМШОЩН. ьФП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ВПМЕЕ РПМОПЕ ЙОЖПТНБГЙПООПЕ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ РТПГЕУУБ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК, СЧМСАЭЕЕУС УМЕДУФЧЙЕН РТЙЧМЕЮЕОЙС МЙГ, ПВМБДБАЭЙИ ТБЪОЩНЙ ЪОБОЙСНЙ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ТЕЫБЕНПК РТПВМЕНЩ. тБВПФБС ЧНЕУФЕ ХЮБУФОЙЛЙ ЗТХРРЩ ДПРПМОСАФ ЪОБОЙС ДТХЗ ДТХЗБ, УПЪДБЧБС ВПМЕЕ РПМОХА ЛБТФЙОХ ЛБЛ Ч ПРЙУБОЙЙ РТПВМЕНОПК УЙФХБГЙЙ, ФБЛ Й Ч РХФСИ ЕЕ ЧПЪНПЦОПЗП ТЕЫЕОЙС.
пЮЕОШ ЧБЦЕО ФБЛЦЕ УБН ЖБЛФ УПЪДБОЙС ЗТХРРЩ. дМС РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК, ЙНЕАЭЙИ ЦЙЪОЕООП ЧБЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ПТЗБОЙЪБГЙЙ. хЮБУФЙЕ Ч ТБВПФЕ ЗТХРРЩ РПЧЩЫБЕФ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ Й НПФЙЧБГЙА ЛБЦДПЗП ЕЕ ЮМЕОБ, Б ТЕЪХМШФБФЩ ЗТХРРПЧПК ТБВПФЩ ПВЩЮОП МХЮЫЕ ЧПУРТЙОЙНБАФУС ЛПММЕЛФЙЧПН ПТЗБОЙЪБГЙЙ РП УТБЧОЕОЙА У ЙОДЙЧЙДХБМШОЩНЙ ТЕЫЕОЙСНЙ, ьФП РПЧЩЫБЕФ ЧПЧМЕЮЕООПУФШ ТБВПФБАЭЙИ Ч РТПГЕУУ ТЕБМЙЪБГЙЙ ТЕЫЕОЙС, ЛПФПТПЕ ТБУУНБФТЙЧБЕФУС ХЦЕ ОЕ ЛБЛ УРХЭЕООПЕ «УЧЕТИХ», Б ЛБЛ ЛПММЕЛФЙЧОПЕ, РТЙОСФПЕ У ХЮЕФПН НОЕОЙС ЮМЕОПЧ ПТЗБОЙЪБГЙЙ.
зТХРРПЧПК РПДИПД Л РТЙОСФЙА ТЕЫЕОЙК ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ВПМЕЕ ЧЩУПЛХА ПВПУОПЧБООПУФШ Й НЕОШЫЙК РТПГЕОФ ПЫЙВПЛ, ЮЕНХ УРПУПВУФЧХЕФ УБН НЕИБОЙЪН ТБВПФЩ ЗТХРР (ЧЪБЙНОБС ЛПТТЕЛФЙТПЧЛБ ТЕЫЕОЙК Ч РТПГЕУУЕ ЗТХРРПЧПК ТБВПФЩ, УПЪДБОЙЕ БФНПУЖЕТЩ УПФТХДОЙЮЕУФЧБ Й УПТЕЧОПЧБФЕМШОПУФЙ, ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ НЕЦДХ ЮМЕОБНЙ ЗТХРРЩ), Б ФБЛЦЕ НОПЗПЧБТЙБОФОПУФШ ТБЪТБВПФПЛ.
пДОБЛП Х ЗТХРРПЧПЗП РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК ЕУФШ Й ПФТЙГБФЕМШОЩЕ УФПТПОЩ. ьФП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙЕ ЪБФТБФЩ ЧТЕНЕОЙ ЙЪ-ЪБ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ЗТХРРЩ, ЕЕ ПЪОБЛПНМЕОЙС У РТПВМЕНПК Й УПЪДБОЙС ХУМПЧЙК ДМС ОПТНБМШОПЗП Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС ЮМЕОПЧ ЗТХРРЩ. уПЗМБУПЧБОЙЕ ТБЪМЙЮОЩИ ЧЪЗМСДПЧ ОБ РТПВМЕНХ Й РХФЙ ЕЕ ТЕЫЕОЙС ФБЛЦЕ ФТЕВХЕФ ЧТЕНЕОЙ, ДЕЖЙГЙФ ЛПФПТПЗП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ПУФТП ПЭХЭБЕФУС Ч РТПГЕУУЕ ХРТБЧМЕОЙС. юЕН ВПМШЫЕ ТБЪНЕТ ЗТХРРЩ, ФЕН ВПМШЫЕ ЧТЕНЕОЙ ХИПДЙФ ОБ ЛППТДЙОБГЙА, Б УМЕДПЧБФЕМШОП, ХЧЕМЙЮЙЧБЕФУС ЧТЕНС ЧЩТБВПФЛЙ ТЕЫЕОЙС (УХЭЕУФЧХЕФ НОЕОЙЕ, ЮФП ОБЙВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ТБВПФБАФ ЗТХРРЩ ЙЪ РСФЙ, НБЛУЙНХН УЕНЙ ЮМЕОПЧ). пФТЙГБФЕМШОЩН ЖБЛФПТПН СЧМСЕФУС Й ФП, ЮФП ЗТХРРПЧЩЕ ТЕЫЕОЙС ОЕТЕДЛП РТЙОЙНБАФУС РПД ДБЧМЕОЙЕН ВПМШЫЙОУФЧБ ЙМЙ МАДЕК, ЪБОЙНБАЭЙИ ЧЩУПЛЙЕ РПУФЩ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ, Б ЬФП УОЙЦБЕФ ФЧПТЮЕУЛЙК РПФЕОГЙБМ ПУФБМШОЩИ ХЮБУФОЙЛПЧ Й ЗТХРРЩ. ч ЗТХРРЕ ПВЩЮОП ПФУХФУФЧХЕФ ЮЕФЛБС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ РТЙОСФЙЕ ПЛПОЮБФЕМШОПЗП ТЕЫЕОЙС, Й ЙНЕООП РПЬФПНХ ФБЛ ФТХДОП ПФЩУЛБФШ БЧФПТБ ОЕЧЕТОПЗП ТЕЫЕОЙС РТЙ ЕЗП ЛПММЕЛФЙЧОПК ТБЪТБВПФЛЕ.
чЩВПТ ЗТХРРПЧПЗП ЙМЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЗП РПДИПДБ Л РТЙОСФЙА ТЕЫЕОЙК ЪБЧЙУЙФ ПФ УЙФХБГЙЙ Й ЧПЪНПЦОПУФЕК ЖПТНЙТПЧБОЙС НОПЗПЖХОЛГЙПОБМШОЩИ ЗТХРР, ЮМЕОЩ ЛПФПТЩИ УПЧНЕУФОП ТБЪТБВБФЩЧБАФ РТПВМЕНЩ.
ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УФЕРЕОЙ ХЮБУФЙС РЕТУПОБМБ ПТЗБОЙЪБГЙЙ Ч РТПГЕУУЕ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК ЧЩДЕМСАФ РСФШ РПДИПДПЧ:
2.8.3 нЕФПДЩ РПДЗПФПЧЛЙ Й ПРФЙНЙЪБГЙЙ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК Й ПУПВЕООПУФЙ НЕФПДПЧ ЛПММЕЛФЙЧОПЗП ТЕЫЕОЙС РТПВМЕН
пУОПЧОЩЕ НЕФПДЩ РПДЗПФПЧЛЙ Й ПРФЙНЙЪБГЙЙ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК:
В) НЕФПДЩ ТБЪТБВПФЛЙ ЧБТЙБОФПЧ ТЕЫЕОЙК:
Ч) НЕФПДЩ ЧЩВПТБ ТЕЫЕОЙС:
З) НЕФПДЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЧЩРПМОЕОЙС ТЕЫЕОЙС (ОБРТБЧМЕОЩ ОБ РТЕПДПМЕОЙЕ УПРТПФЙЧМЕОЙС ОПЧПЧЧЕДЕОЙСН, ОБ РПЧЩЫЕОЙЕ ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФЙ ТБВПФОЙЛПЧ Ч РПМХЮЕОЙЙ ЪБРМБОЙТПЧБООПЗП ТЕЪХМШФБФБ):
лПММЕЛФЙЧОЩЕ НЕФПДЩ ТЕЫЕОЙС РТПВМЕН:
Б) НЕФПД ОПНЙОБМШОПК ЗТХРРПЧПК ФЕИОЙЛЙ (РПУФТПЕО ОБ РТЙОГЙРЕ ПЗТБОЙЮЕОЙК НЕЦМЙЮОПУФОЩИ ЛПННХОЙЛБГЙК). дПУФПЙОУФЧПН ДБООПК ФЕИОЙЛЙ СЧМСЕФУС ФП, ЮФП ОЕУНПФТС ОБ УПЧНЕУФОХА ТБВПФХ ЮМЕОПЧ ЗТХРРЩ, ПОБ ОЕ ПЗТБОЙЮЙЧБЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЗП НЩЫМЕОЙС Й РТЕДПУФБЧМСЕФ ЛБЦДПНХ ХЮБУФОЙЛХ ЧПЪНПЦОПУФШ ПВПУОПЧБФШ УЧПК ЧБТЙБОФ ТЕЫЕОЙС;
В) НЕФПД дЕМШЖЩ ЮБУФП ЙУРПМШЪХАФ Ч УМХЮБСИ, ЛПЗДБ УВПТ ЗТХРРЩ ОЕЧПЪНПЦЕО. вПМЕЕ ФПЗП, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У НЕФПДЙЛПК ЮМЕОБН ЗТХРРЩ ОЕ ТБЪТЕЫБЕФУС ЧУФТЕЮБФШУС Й ПВНЕОЙЧБФШУС НОЕОЙСНЙ РП РПЧПДХ ТЕЫБЕНПК РТПВМЕНЩ, ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ НОЕОЙК. пДОБЛП ЪБФТБФЩ ЧТЕНЕОЙ ОБ ТБЪТБВПФЛХ ТЕЫЕОЙК УХЭЕУФЧЕООП ТБУФХФ;
Ч) НЕФПД НПЪЗПЧПК БФБЛЙ. ч ЬФПН НЕФПДЕ ЛБЦДПНХ ЮБУФОЙЛХ ЗТХРРЩ РТЕДПУФБЧМСЕФУС РТБЧП ЧЩУЛБЪЩЧБФШ УБНЩЕ ТБЪМЙЮОЩЕ ЙДЕЙ РП РПЧПДХ ЧБТЙБОФПЧ ТЕЫЕОЙС РТПВМЕНЩ ЧОЕ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЙИ ПВПУОПЧБООПУФЙ, ПУХЭЕУФЧЙНПУФЙ Й МПЗЙЮОПУФЙ. юЕН ВПМШЫЕ ТБЪОЩИ РТЕДМПЦЕОЙК, ФЕН МХЮЫЕ.
Методические рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений
«Управлять – значит принимать решения и организовывать их исполнения».
От качества управленческих решений, состояния контроля за тем, как они реализуются на практике, от того, насколько они соответствуют складывающейся оперативной обстановке и приоритетным задачам, стоящим перед органами внутренних дел, в значительной мере зависит успех борьбы с преступностью и правоохранительной деятельности в целом.
Управленческую деятельность любого руководителя, можно считать успешной только в том случае, если он умело и профессионально грамотно организует разработку, принятие и исполнение решений.
Понятие управленческого решения.
Требования к управленческому решению.
Применительно к ОВД управленческое решение можно определить как основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой акт соответствующего руководителя, содержащий постановку целей, обоснование путей и средств их осуществления, имеющий директивный характер, принятый в установленном порядке и обеспечивающий организационную устойчивость и совершенствование деятельности ОВД при решении возлагаемых на него задач.
Сложность и разнообразие функций и задач, стоящих перед ОВД, обусловливают необходимость принятия в ОВД множества самых различных решений. Чем больше задач приходится решать одновременно, тем выше потребность решать их во взаимной увязке. В этой связи для руководителей и должностных лиц ОВД, участвующих в разработке управленческих решений, важным является системное видение управленческих решений. Оно позволяет:
— оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки уже на начальных стадиях разработки решения, т.е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия;
— рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности органов внутренних дел.
Условия эффективности управленческого решения
(требования, предъявляемые к управленческому решению).
Надлежащее информационное обеспечение – одно из первых и непременных условий выполнения вышеуказанного требования, позволяющее своевременно выявить проблемы и установить причины их возникновения. Также, оно дает возможность обосновать цель, пути и средства ее достижения, оперативно регулировать процесс реализации решения.
Следующее условие эффективности решения – его своевременность. Правильное и обоснованное решение, но принятое с опозданием, равносильно ошибке. В органах внутренних дел принятие решения часто происходит в условиях постоянно меняющейся оперативной обстановки и жесткого лимита времени. Важнейшими факторами в достижении этого требования выступают оперативность в принятии решения и гибкость реакции на меняющиеся события.
Решение эффективно, если оно актуально. Факт актуальности решения в какой-то мере связан со своевременностью решения. Однако, это далеко не тождественные понятия. Актуальны те решения, которые направлены на разрешение актуальных задач, которые необходимо выбрать среди большого количества имеющихся проблем путем оценки их значимости. Поэтому, когда имеется много вопросов, требующих решения, необходимо учитывать, были ли они оценены по степени актуальности и принимались ли по ним решения в порядке их важности.
Вместе с тем, результативность решения во многом зависит от адаптации его к исполнительскому уровню, от того, какие условия созданы для его исполнения. Нереальные и явно завышенные планы, непосильные задачи, поставленные перед отдельными сотрудниками или службами, подрывают веру в людей в собственные возможности, снижают их инициативу и активность.
С другой стороны, явно облегченные решения, умышленно заниженные планы, обязательства, также дают отрицательный эффект. Они расслабляют сотрудников и резко снижают эффективность труда.
Решение эффективно, если оно исчерпывает, т.е. разрешает проблему полностью или на длительный срок. На практике часто встречаются решения, принимаемые как бы в ответ создавшейся ситуации, но не разрешающие ее до конца. Как правило, это является следствием неглубокой оценки обстановки, недостаточного анализа причин, породивших данную ситуацию. Повторные решения по одному и тому же вопросу требуют больших затрат сил, энергии и времени.
Эффективное решение отличается преемственностью, т.е. оно не противоречит принятым решениям, является как бы логическим продолжением общих стратегических установочных решений (концепций).
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что решение будет эффективным при условии, если оно имеет общественную мотивацию и соответствует общим целям ОВД. Сотрудники всегда должны знать, какими мотивами руководствовался руководитель, принимая то или иное решение, и какие цели будут достигнуты в итоге его выполнения.
Наконец, к условиям эффективности управленческих решений ОВД следует отнести оперативность их оформления. Оно предполагает осуществление комплекса мер по обеспечению четкого и быстрого оформления принятого решения, что представляется здесь весьма важным.
Общая характеристика управленческих решений ОВД.
Характеристика управленческих решений связана с определением их видов, форм, структуры и содержания.
В условиях большого количества разнохарактерных управленческих решений, действующих и периодически разрабатываемых ОВД, большое практическое значение имеет их классификация.
Применительно к аппаратам МВД целесообразно выделить следующие виды управленческих решений.
По целевому назначению можно выделить стратегические и тактические решения. При этом необходимо отметить, что цели управления всегда относятся к двум категориям – это развития (или, по другому говоря, совершенствования) и стабилизации (или обеспечения организационной устойчивости).
К стратегическим управленческим решениям относятся: пятилетние, годовые планы работы, установочные приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел по отдельным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка и т.п.
Тактические решения призваны стабилизировать деятельность органов и подразделений путем своевременного внесения корректив в работу и устранения отклонений от целей стратегических решений. К таким решениям относятся приказы, указания, решения коллегии или оперативного совещания, а также планы, принимаемые в процессе повседневного управления.
По признаку юридических свойств выделяются индивидуальные и нормативные решения.
Индивидуальные решения имеют, можно сказать, разовое назначение, т.е. после реализации они прекращают свое действие. Исполнение предписаний решения нормативного характера в одной ситуации не прекращает его действия в других подобных ситуациях.
Нормативные решения закрепляют основы организации и деятельности ОВД и тем самым обеспечивают их развитие и организационную устойчивость. К ним относятся: положения об органах и подразделениях, инструкции об организации деятельности аппаратов МВД и их подразделений. Такие решения рассчитаны на многократное, долговременное их использование и по своей сущности являются нормативными актами в узком юридическом значении этого слова.
По охвату проблем и задействованных в их решении сил и средств выделяются общие и частные решения.
Общие носят общесистемный, многоцелевой, комплексный характер, охватывают все направления деятельности и все службы и подразделения. При их разработке используется весь имеющийся информационный потенциал ОВД.
Частные решения связаны с выполнением отдельных задач по одной или нескольким проблемам. Разрабатываются они одной или несколькими службами и подразделениями. К ним относятся решения по вопросам:
— организации и проведения комплексных операций различного масштаба и направленности;
— организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в связи с особыми событиями общественно-политического характера;
— анализа различных сторон деятельности органов внутренних дел и принятия мер по устранению недостатков в работе;
— изучения, обобщения и распространения передового опыта работы;
— организации воспитательной и учебно-методической работы с личным составом и укрепления исполнительной дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел.
По свое форме такие решения – это, как правило, приказы, указания, планы.
По принадлежности используемых в решении задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка сил и средств решения делятся на собственные (ведомственные) и совместные (межведомственные).
В первом случае поставленные в этих решениях задачи реализуются собственными силами служб, подразделений органов внутренних дел с использованием имеющихся в их распоряжении средств, форм и методов.
Совместные же решения применяются для выполнения стоящих перед ОВД задач, которые в той или иной мере решаются с использованием сил и возможностей других ведомств, органов, организаций.
Наиболее типичными формами этого вида решений являются комплексные планы профилактики, планы совместных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних, совместные решения коллегии МВД и других государственных органов и общественных организаций.
Основные решения являются исходным, начальным пунктом в процессе решения той или иной задачи, в ряде случаев открывают временные циклы деятельности ОВД (год, полугодие, квартал).
Итоговые решения связаны с моментом завершения определенного периода работы или моментом реализации конкретного управленческого решения, например, приказ об итогах работы за полугодие, об итогах проведения конкретной операции и т.д.
Очень часто в процессе решения одной проблемы возникает необходимость в разработке и принятии нескольких управленческих решений. В этом случае наряду с основным (исходным) и итоговым по данной проблеме решением появляются дополнительные (промежуточные) решения. Так, к примеру, при наличии приказа об усилении борьбы с организованной преступностью (основное решение), решение коллегии МВД о ходе выполнения органами внутренних дел этого приказа будет являться дополнительным (промежуточным) решением. Итоговым решением по данной проблеме может быть приказ или решение коллегии МВД об итогах выполнения основного решения.
По времени (моменту) реализации поставленных задач выделяются перспективные и текущие (оперативные) решения.
К первому виду решений относятся годовые планы деятельности органов внутренних дел республики, комплексные программы, приказы, инструкции, уставы, наставления, регламентирующие те или иные вопросы управленческой деятельности (организацию контроля и проверки исполнения, порядок подготовки и проведения коллегии или оперативного совещания, разработку и принятие управленческих решений и т.д.).
Текущие управленческие решения возникают и реализуются в рамках текущего управления или в определенный в самом решении срок, но в пределах текущего года. Как правило, эти решения вытекают и связаны с реализацией годовых планов работы МВД. В то же время необходимость немедленного решения тех или иных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки определяет систему оперативного управления, в процессе которого принимается и реализуется большое число управленческих решений. Эти решения могут быть связаны с резким ростом числа совершаемых преступлений в отдельных городах или районах, совершением отдельных тяжких преступлений, серьезными дорожно-транспортными происшествиями, грубыми нарушениями законности со стороны сотрудников ОВД.
По форме выражения выделяются устные и письменные управленческие решения.
Наибольшую сложность представляет подготовка письменных управленческих решений, имеющих организационно-распорядительный характер, которые классифицируются на: нормативные (приказ по личному составу, положение, указание, инструкция, предписание, решение оперативного совещания) и ненормативные (должностная инструкция, функциональные обязанности, план работы).
Структура приказов по общим вопросам состоит из двух частей: констатирующая и распорядительная.
В первой части излагаются причины, послужившие основанием к изданию приказа, цели и задачи предписываемых действий. Если приказ издается «во исполнение», в констатирующей части указываются наименование директивного указания, дата и его номер. Констатирующая часть приказа может быть опущена, если распорядительная не нуждается в обосновании.
Положения могут быть типовыми и индивидуальными. Индивидуальные разрабатываются на основе типовых положений. Типовые положения, как правило, утверждаются вышестоящими органами управления.
Обычно структура положения состоит из следующих разделов: общие положения, задачи, функции органа (подразделения), права и обязанности его руководителя и т.д.
Весьма распространенной письменной формой управленческого решения является инструкция. Она представляет собой документ длительного действия, содержащий систематизированные нормы по организации деятельности органов, подразделений, должностных лиц. Структура инструкции существенно различается в зависимости от ее вида.
Решение коллегии (совещания) является особой формой нормативного или индивидуального акта, регулирующего деятельность органа и подразделения по частным или общим вопросам, принятого в особом порядке на основе коллективного обсуждения тех или иных вопросов организации и деятельности ОВД.
Организационное обеспечение и технология разработки и реализации управленческих решений.
Процесс разработки и принятия управленческих решений, как правило, требует организации коллективной работы руководителя и большого числа сотрудников ОВД.
Организовать разработку управленческих решений это значит:
— обеспечить плановость подготовки и принятия решений;
— осуществить четкое распределение обязанностей и закрепление необходимых прав служб и подразделений, а также конкретных сотрудников, участвующих в разработке решений;
— обеспечить необходимой информацией службы и подразделения, ведущие разработку проектов решений;
— обеспечить координацию и контроль всего процесса подготовки и принятия решений;
— привлечь специалистов других ведомств и учреждений, если в этом возникает необходимость.
Организация разработки управленческих решений возлагается на руководство ОВД, начальников штабных, функциональных и отраслевых подразделений.
Разработка и реализация управленческих решений ОВД представляет ряд логически и последовательно взаимосвязанных стадий:
— стадия «осознания и выявления проблем» заключает следующие этапы: поиск и распознание проблемной обстановки; анализ проблемной обстановки; определение целей; формулирование проблем и их ранжирование; анализ проблем; предварительная постановка задач по решению проблем;
— стадия «информационной подготовки решения» включает следующие этапы: сбор и передача данных; восприятие информации; анализ и оценка информации; точная формулировка задачи;
— стадия «реализации решений» включает следующие этапы: уяснение управленческого решения; определение наличия необходимых организационных предпосылок для реализации решения; детализация решения и разработка организационных мероприятий (плана); подбор исполнителей; доведение решения до исполнителей; обеспечение работы исполнителей; оперативное руководство исполнением решения; контроль исполнения решения; подведение итогов выполнения решения; информирование (отчет) о выполнении решения.
Приведенный алгоритм разработки и реализации решений ОВД осуществляется в полном объеме при решении наиболее сложных комплексных задач управления. Вместе с тем его элементы в той или иной мере могут быть использованы руководителями при решении простых задач.
Организация исполнения управленческих решений
Вопросы своевременного и качественного исполнения управленческих решений, механизма их реализации имеют исключительно важное значение. Пагубны не только ошибочные и неэффективные решения, но и их несвоевременное и некачественное выполнение или неисполнение их вообще.
Именно на стадии реализации проверяется пригодность управленческого решения в конкретной оперативной обстановке. При этом даже самые верные решения могут не дать желаемых результатов при несвоевременности либо низком качестве их выполнения.
В этой связи, эффективность любого управленческого воздействия обусловлена четкой организаторской работой по реализации принятых решений, достижению поставленных в них целей. Между тем именно это звено часто выпадает из поля зрения руководителей, а организаторская работа по исполнению принятых решений носит формальный характер.
Под исполнением управленческого решения понимается деятельность руководителей, организованная в соответствии с определенными требованиями и направленная на достижение поставленных в решении целей и задач с помощью различных методов и форм управления с учетом условий конкретной оперативной обстановки.
Организация реализации решений возлагается на начальника ОВД. В этих целях он назначает конкретных исполнителей, формулирует им задания, устанавливает сроки исполнения, организует инструктажи и обучение подчиненных, проводит совещания, создает необходимые условия исполнителям, обеспечивает необходимыми средствами, осуществляет контроль за выполнением плановых мероприятий, определяет время, порядок, формы контроля и информирования об исполнении планов.
Руководитель не должен стараться сделать все сам лично, тем более при реализации сложных, ответственных решений. Однако контроль, основных этапов и конечного результата реализации решения он должен и обязан обеспечить.
Важную роль в процессе реализации управленческих решений играют штабные аппараты ОВД, осуществляющие разработку и организационное обеспечение исполнения решений, имеющих комплексный характер. Они должны систематически анализировать ход выполнения принятых решений, эффективность расстановки сил и средств, задействованных в их реализации, уровень исполнительской дисциплины, вносят руководству ОВД предложения по корректировке деятельности в случае возникновения такой необходимости.
Для организации исполнения отдельных решений могут создаваться временные органы со специальными полномочиями: штабы, рабочие группы. Их компетенция ограничивается вопросами организации исполнения решений локального характера.
Формы реализации управленческих решений разнообразны. К ним можно отнести проведение различного рода совещаний, целевых рейдов и операций, выезды в служебные командировки для оказания помощи и т.п.
Существуют различные формы контроля исполнения управленческих решений: контрольные и целевые проверки; заслушивание руководителей служб и подчиненных им сотрудников о проделанной работе; истребование письменных отчетов; анализ информации о ходе выполнения планов работы и заданий.
Важным этапом реализации управленческого решения является подведение итогов и оценка выполнения поставленных задач. При подготовке к подведению итогов выполнения управленческих решений необходимо тщательно проанализировать всю проделанную работу по их реализации, конечные результаты этой работы и сопоставить их с основными целями и задачами, вытекающими из решений, с мероприятиями, разработанными по их реализации.
Решение считается выполненным, если цель, поставленная в нем, достигнута полностью.
Могут быть использованы различные формы подведения итогов выполнения управленческих решений: обсуждение итогов на совещаниях, издание приказов, обзоров и т.д.
Эффективная реализация управленческих решений возможна только при наличии хорошо отлаженного механизма их исполнения и контроля.
Штаб МВД по Республике Марий Эл
ПО МВД по Республике Марий Эл