нельзя не согласиться что для первого дебюта
10 главных правил для дебютов!
Существует много правил и принципов для трех стадий шахматных партий, однако в этой статье основное внимание уделено «молниеносному» выходу с исходных позиций!
Развитие означает «строить и создавать». В шахматной терминологии «развитие» подразумевает необходимость в дебюте партии развить позицию путем максимально быстрого вывода всех фигур с исходных позиций. Использование всех подразделений вашей армии является непременным атрибутом в партиях, которые играются на высоком уровне.
Минуточку, разве это не то же самое правило. Хмммммм, странно. Тем не менее, правилом №2 я бы хотел акцентировать внимание на том, какие фигуры следует развивать в первую очередь: как правило, первыми следует выдвигать легкие фигуры. Легкими фигурами принято называть слона и коня. Их развивать проще всего, поскольку ладьи и ферзь смогут вступить в игру только позднее (см. правила №5 и №8), вам не следует размышлять о целесообразности выдвижения тяжелых фигур до того момента, пока легкие фигуры находятся в игре.
Да, развитие действительно настолько важно! Развивайте, развивайте и еще раз развивайте свои фигуры. Без помощи всех ваших парней, как вы можете рассчитывать на победу? В правиле №3 я хотел бы рассказать о том, куда следует развивать фигуры: хотя в правиле №7 повторяется эта мысль, вам следует зарубить себе на носу, что лучшим направлением для развития фигур всегда будет центр. Ниже вы можете ознакомиться c веселым примером того, каким в идеальном мире мог бы быть лучший способ развития фигур:
Ознакомившись с первыми тремя правилами и просмотрев пример того, как в идеальном мире можно было бы развивать фигуры, следующий шаг не должен вызвать никаких сложностей для понимания. Взгляните на последний пример и представьте насколько самоубийственными были бы ходы конями взад-вперед, когда ваш соперник развивал бы свои фигуры. В общем, попытка сразиться с вражеской армией, используя лишь одну фигуру, было бы безумием чистой воды. Например:
Если игрок действительно соблюдает наши первые четыре правила и таким образом сумел развить все легкие фигуры, последнее, что ему следует делать, это слишком рано выводить ферзя. Задумайтесь: ферзь является самой ценной фигурой после короля. Кто-то может возразить, что ферзь может быть дороже родной матери (для нашей детской аудиторию уточняю, что это шуточное утверждение). Если ферзь начинает ввязываться в драку с легкими фигурами, риск его утраты очень высок. Взгляните на пример такой крайности:
Чтобы лучше усвоить это правило, предположим, что вы освоили все основные принципы дебютов: вы планируете развивать фигуры; вы планируете нападать в направлении центра и планируете все это делать, следя за угрозами, исходящими от вашего соперника. Таким образом, зная, что вы собираетесь развивать фигуры и рокироваться при первой возможности, и что вам уже не нужно напоминать об этих важных шагах, я хотел бы, чтобы вы подумали о таком: когда вы развиваете фигуры, старайтесь это делать с определенной «целью«.
Это означает простую вещь: вместо механического выдвижения фигур, продумывайте куда именно и зачем их выдвигать. Развивайте коней, стремясь напасть на пешки! Развивайте слонов, стремясь связать коней! Развивайте ладьи на открытые линии (т.е. не на вертикали, которым никогда не суждено стать открытыми). Уйма возможностей!
Таковы принципы шахмат высокого уровня и основополагающие элементы в изучении «Теории дебюта», суть которой заключается в осуществлении дебютных и развивающих ходов, которые гроссмейстеры и чемпионы мира считают «оптимальными с точки зрения теории». Ниже приведен пример «турнирного дебюта» с пояснениями:
Критика о романе «Бедные люди» Достоевского, отзывы современников
Макар Девушкин. Художник П. Боклевский |
Роман «Бедные люди» является первым опубликованным произведением Ф. М. Достоевского. Роман был опубликован в 1846 г. и сразу вызвал бурную реакцию у критиков.
Критика о романе «Бедные люди» Достоевского, отзывы современников
««Бедные люди», роман Ф. М. Достоевского: название безошибочно; по объему это не роман, и при всем том мы не читали еще такого длинного романа.
Переписка эта продолжается сто огромных страниц; но, видно, у Федоры. заболели ноги. Варенька сжалилась над нею и вышла замуж за своего соблазнителя. Но чтобы не разом обрадовать читателя, Варенька обратила Девушкина не в почтальона, а в почтовую лошадь; гоняла его по всем свадебным заказам и уехала с мужем в деревню.
. роман, который не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какую нам еще испытывать не удавалось.
Неизвестно, почему вообразили себе наши сатирики, что мелкие чиновники говорят только уменьшительными. И уж в этом романе уменьшительным нет никакой пощады. Это лексикон, справочное место уменьшительных.»
Л. В. Брант
«Роман этот называется «Бедные люди» и сочинен в письмах — форме повествования, требующей таланта необыкновенного, большой опытности, житейской и литературной, мастерского, увлекательного изложения.
Новичок в литературе, г. Достоевский решился прямо испытать свои силы в столь трудном, весьма немногим удавшемся роде — попытка смелая, наказанная совершенным крушением. Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал построить поэму, драму и вышло ничего.
Читатель, взволнованный до глубины души, обливаясь слезами над участью жалостных «жертв рока», роняет книгу. может быть, и от другой причины. тяжестью своею она ужасно оттягивает руки — но, во всяком случае, в ней много, много «пафоса»!!
. мы с жадностию принялись за чтение романа г. Достоевского и вместе со всеми читателями жестоко разочаровались.
Есть даже несколько сносных мест, которые, однако, далеко не искупаются всем остальным. Главная причина недостатков скучного романа г. Достоевского заключается, по нашему мнению, в том, что он в тоне своего рассказа хотел соединить юмор Гоголя с наивным простодушием покойного Основьяненки (Квитка). А на этот раз извините: первый блин комом вышел, гора родила мышь — «слухи» не оправдались и даже очень повредили автору, ибо настроили публику к ожиданию чего-то необыкновенного.»
«В этом романе два элемента поэзии: серьезный и комический. Места, где автор говорит серьезно, восхитительны, например, описание осеннего вечера и озера. Нам особенно понравились как чисто романтическое «Записки бедной девушки», рассказывающей сперва о своем детстве и после о первой любви своей. Автор так хорошо постигнул свой предмет, создал столь независимо положения и характеры лиц, выражениям их сообщил такую верность, естественность и оригинальность, наконец, рассказ свой вел с таким мастерским искусством, усиливая интерес и кончив его самым трогательным образом, что никто не усомнится в его неподдельном, прекрасном таланте. Другие части этого же романа не произвели на нас столь приятного действия. Нам даже показалось, когда мы проходили длинный ряд этих шуточных сцен, картин и прочих украшений, этих карикатур, не без претензии на характер трогательного, нам показалось, что г-н Достоевский все это вызвал к жизни усиленно, теоретически, без сердечного разделения описанных ощущений.»
Ф. В. Булгарин
«. и вот по городу разнесли вести о новом гении, г. Достоевском (не знаем наверное, псевдоним или подлинная фамилия), и стали превозносить до небес роман «Бедные люди». Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели! Г. Достоевский человек не без дарования, и если попадет на истинный путь в литературе, то может написать что-нибудь порядочное.»
В авторе на каждом шагу виден продолжатель, развитель Гоголя, хотя развитель самостоятельный и талантливый; скажем еще более, автор анализирует явления больше, пожалуй, даже Гоголя, роется в них глубже, если хотите.
И г. Достоевскому суждено, кажется, — судя по огромным размерам его таланта — довести школу до крайних граней. быть, так сказать, примиряющим звеном между Гоголем и Лермонтовым.»
А. Н. Плещеев
«. «Бедные люди», роман г. Достоевского, молодого писателя, еще впервые выступающего на литературное поприще, но уже обнаружившего огромное дарование. В страшной, сжимающей сердце картине представляет он несчастия, претерпеваемые бедным классом нашего общества.
Читаешь эти полузабавные, полупечальные страницы: иногда улыбка навернется на уста; но чаще грустно защемит и заноет сердце, и глаза оросятся слезами. Вы кончите роман, и в душе вашей останется тяжкое невыразимо-скорбное ощущение — такое, какое наводит на вас предсмертная песня Дездемоны. Слог автора или, если хотите, слог писем Макара Алексеевича отличается смелым детским простодушием и самой умилительной сердечностью.
По одному первому произведению молодого литератора еще нельзя определить его характер; но уже видно, что у г. Достоевского много наблюдательности и сердце, исполненное теплой любовью к добру и благородным негодованием ко всему, что зовем малодушным и порочным. Присоедините к этому еще особенную манеру рассказа — слог весьма оригинальный, ему одному только свойственный.
В авторе «Бедных людей» мы заметили один недостаток — немаловажный, но весьма свойственный молодому писателю, еще не достигшему искусства художнически обделывать свои произведения: это излишнее многословие, неумение кстати остановиться, и роман его много выиграл бы, если б хоть немного был короче. При всем том многие страницы превосходны.»
В романе господина Достоевского нет ни сильных эффектов, ни мощных энергических характеров, потому что их и не бывает в области, в которой родилось его создание.
Нельзя не согласиться, что характеры, которыми автор выражает главное направление своих идей, придуманы им превосходно и очерчены с большим искусством. Их физиономия определительна и жива; размеры их естественны и стройны.
Главный недостаток автора состоит в злоупотреблении той самой силы, которая составляет в нем такое неотъемлемое достоинство — в злоупотреблении анализа. В самом деле, в романе есть сцены, которые в состоянии тронуть сердце ваше до глубины слез; между тем, прочитав весь роман, вы испытываете впечатление, похожее на то, какое ощущаем после приятной, но утомительной прогулки.
Автор страшным образом употребляет во зло уменьшительные слова. Но что вообще автор способен писать прекрасным языком, это неоспоримо.
О. И. Сенковский
«Одна из этих статеек, именно «Бедные люди», роман Федора Достоевского, — так называется статейка. отличается даже трогательным интересом. Она читается — иногда с утомлением — но большею частию с удовольствием. Это, как кажется, испугало многих. Увидели дарование — искусство — ужас — и решились, одни — захвалить его тут же, на месте, другие забранить — с тем чтобы впредь и следа его не было. Те и другие не правы.
Бедный молодой человек. (а я, признаться, сначала думал, что автор «Бедных людей» не молодой человек, а молодая особа, и теперь еще не совсем уверен, что он не девушка, — чего прошу не принимать в укоризну — это своего рода похвала!). бедный молодой человек! За что вы его так жестоко хвалите, так лестно браните. что он вам сделал.
. убежден, впредь до распоряжения, что господин Федор Достоевский вскоре заставит меня воскликнуть полным ртом и густым басом: премилый талант. но, покамест, его микроскопические словечки, предметы, лица и подробности так сузили и сжали мои губы, что и я, подобно ему, говорю уменьшительными.»
С. П. Шевырев
«Нельзя не удивляться деятельности петербургских литераторов! Любо смотреть! Вот огромная повесть «Бедные люди» нового дебютанта в литературе — г. Федора Достоевского!
Новое имя в литературе — г. Федор Достоевский! На поле, почти пустом, нашей современной изящной словесности повесть «Бедные люди» есть явление, конечно, замечательное.
В отношении художественном мы можем заметить в новом повествователе наблюдательность и чувство. Многое в Макаре Алексеевиче подмечено очень верно. Все эпизоды о бедных людях проникнуты чувством, особенно рассказ о студенте Покровском и об отце его — едва ли не лучше всей повести. Письмо Девушкина о смерти сына у Горшковых заставит больше чем задуматься.»
Ф. В. Булгарин
«Вот явился молодой человек, г. Достоевский, написавший две весьма слабые повести: «Бедные люди» и «Двойник», которые во всякое другое время прошли бы незаметно в нашей литературе, повести, какие появляются сотнями в Германии и Франции, не находя читателей, — и партия ухватилась за г. Достоевского и давай превозносить его выше леса стоячего, ниже облака ходячего! Смешно, но более жалко.
Две повести г. Достоевского не могут даже быть сравниваемы ни с одним рассказом графа Соллогуба, ни с одною повестью И. И. Панаева, князя Одоевского, г. Павлова, словом, ни с одним произведением новых и прежних повествователей; о повестях г. Достоевского не станем говорить! Заметьте, что, кроме «Отечественных записок», все журналы одного мнения об этих несчастных повестях г. Достоевского.»
С первого взгляда видно, что талант г. Достоевского не сатирический, не описательный, но в высокой степени творческий, и что преобладающий характер его таланта — юмор.
Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей.
Во многих частностях обоих романов г. Достоевского («Бедных людей» и «Двойника») видно сильное влияние Гоголя, даже в обороте фразы; но со всем тем в таланте г. Достоевского так много самостоятельности.
Пока еще трудно определить решительно, в чем заключается особенность, так сказать, индивидуальность и личность таланта г. Достоевского, но что он имеет всё это, в том нет никакого сомнения. Судя по «Бедным людям», мы заключили было, что глубоко человечественный и патетический элемент, в слиянии с юмористическим, составляет особенную черту в характере его таланта. Вообще, талант г. Достоевского, при всей его огромности, еще так молод, что не может высказаться и выказаться определенно. Это естественно: от писателя, который весь высказывается первым своим произведением, многого ожидать нельзя.
Мы сказали, что в обоих романах г. Достоевского заметно сильное влияние Гоголя, и это должно относиться только к частностям, к оборотам фразы, но отнюдь не к концепции целого произведения и характеров действующих лиц. В последних двух отношениях талант г. Достоевского блестит яркою самостоятельностью.
Нельзя не согласиться, что для первого дебюта «Бедные люди» и, непосредственно за ними, «Двойник» — произведения необыкновенного размера и что так еще никто не начинал из русских писателей. Посмотрите, как проста завязка в «Бедных людях»: ведь и рассказать нечего! А между тем так много приходится рассказывать, если уже решишься на это!
Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы, — какое уменье, какой талант! И никаких мелодраматических пружин, ничего похожего на театральные эффекты! Всё так просто и обыкновенно, как та будничная, повседневная жизнь, которая кишит вокруг каждого из нас и пошлость которой нарушается только неожиданным появлением смерти то к тому, то к другому. Все лица обрисованы так полно, так ярко. Можно бы заметить, и не без основания, что лицо Вареньки как-то не совсем определенно и оконченно; но, видно, уж такова участь русских женщин, что русская поэзия не ладит с ними, да и только!»
Шахматные дебюты
Слово «дебют» происходит от французского debut — начало. Дебютом также называют первое выступление начинающего артиста. А в шахматах дебют — это ходы, с которых начинается партия. Так как с первых ходов в игре существует множество вариантов развития событий, то и дебютов существует большое количество — несколько сотен, каждый из которых подразделяется на множество вариантов.
Конечно, начинающему (да и профессиональному) шахматисту не обязательно изучать все существующие дебюты. Достаточно выбрать несколько популярных дебютов за каждый цвет.
Классификация дебютов
Для удобства все существующие дебюты делят на три больших категории:
открытые дебюты — которые начинаются с ходов 1. е4—е5;
закрытые дебюты — в которых белые начали партию любым ходом, кроме 1. е4.
Деление может показаться сложным, но давайте рассмотрим его через простую метафору. Перед каждым королем в начале партии стоит его пешка (е2 у белых, е7 у черных), которая играет роль дверцы.
Закрытый дебют получится, если дверца королевской пешки не открылась на первом ходу (например, было сыграно 1. d4, 1. c4, 1. Кf3).
Итак, мы разобрались с классификацией шахматных дебютов. А сейчас рассмотрим самые популярные открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Открытые дебюты
Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.
Итальянская партия
Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.
Она получается ходами:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Сс5.
Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).
Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
Защита двух коней
Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.
Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Кf6.
Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сb5.
Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. d4.
Полуоткрытые дебюты
Сицилианская защита
Сицилианская защита — очень часто встречающийся дебют, у которого более сотни вариантов. Самые популярные из них:
вариант дракона — связан с развитием чернопольного слона на поле g7;
вариант Найдорфа — расположение черных пешек на d6 и а6 с идеей дальнейшего b7 b5 и давления на ферзевом фланге;
челябинский вариант — наиболее острая система, связанная с тем, что после размена пешек на поле d4 черные все же ставят пешку на е5, атакуя коня;
схевенингенская система— когда черные не борются за центр сразу, а выставляют пешки d6 и е6, с планом дальнейшего подрыва. Может перейти в систему «ежа», если еще добавить пешки-«колючки» на полях а6 и b6.
Французская защита
Еще один часто встречающийся полуоткрытый дебют — французская защита, которая возникает после ходов 1. е4 е6.
Основные варианты французской защиты:
разменный вариант — 1. е4 е6 2. d4 d5 3. ed ed, ведет к равной борьбе, так как белые больше не владеют перевесом в центре;
Защита Каро-Канн
Защита Каро-Канн названа в честь двух шахматистов, разработавших ее основы: Горацио Каро и Маркуса Канна. Получается дебют после хода 1. е4 с6.
Как и во французской защите, на втором ходу чаще всего играется 2. d4 d5, и далее варианты белых аналогичны: размен 3. ed, захват пространства 3. е5 или поддержание давления 3. Кс3.
Закрытые дебюты
Наконец мы переходим к закрытым дебютам — в которых белые начали партию не с хода 1. е4. Закрытые дебюты характеризуются упором на позиционную борьбу, маневры фигурами при закрытом центре.
Ферзевый гамбит
Начнем с дебюта, который стал известен на весь мир после выхода сериала «Ход королевы» (в оригинале Queen’s gambit, дословно — ферзевый гамбит). Он получается ходами 1. d4 d5 2. c4.
Староиндийская защита
Ходы староиндийской защиты:
1. d4 Кf6
2. c4 g6
3. Кс3 d6.
В дальнейшем белые будут играть по центру, в некоторых вариантах уходят в длинную рокировку и атакуют на королевском фланге. Черные же после рокировки будут готовить подрыв центра ходом c5 или е5 и использовать дальнобойного чернопольного слона.
И, наконец, еще один популярный закрытый (или полузакрытый) дебют — защита Нимцовича. Он получается после ходов
1. d4 Кf6
2. c4 e6
3. Кс3 Сb4.
Черные связывают белого коня, а их дальнейшие планы могут быть связаны с проведением с5, d5 или же развитием белопольного слона на b7.
Конечно, существует еще множество интересных дебютов. В каждом популярном варианте есть свои преимущества, и выбор основного дебюта зависит от уровня и стиля игрока. Помочь в выборе дебюта, который станет любимым, может изучение шахматной теории, а также партий современных гроссмейстеров.
Отточить популярные шахматные дебюты на практике помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Опытные преподаватели обучают по индивидуальной программе, помогают развить стратегическое мышление, память и навык концентрации. Вводный урок — бесплатно!
Из статьи В. Г. Белинского, помещенной в «Петербургском сборнике» (1846 г.)
ИЗ СТАТЬИ В. Г. БЕЛИНСКОГО,
ПОМЕЩЕННОИ В (1846 г.)
По всему этому очень интересно узнать, какое впечатлением талант г. Достоевского производит на Москву и на провинцию. Но, в ожидании этого, мы поспешим отдать отчет в собственных наших впечатлениях.
действующих лиц. В последних двух отношениях талант г. Достоевского блестит яркою самостоятельностью. Если можно подумать, что Макару Алексеевичу Девушкину, старику Покровскому и г-ну Голядкину-старшему г. Достоевского несколько сродни Попрыщин и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя, то в то же время нельзя не видеть, что между лицами романов г. Достоевского и повестей Гоголя существует такая же разница, как и между Попрыщиным и Башмачкиным, хотя оба эти лица созданы одним и тем же автором. Мы даже думаем, что Гоголь только первый навел всех (и в этом его заслуга, которой подобной уже никому более не оказать) на эти забитые существования в нашей действительности, но что г. Достоевский сам собою взял их в той же самой дей- ствительности.
Вы можете смеяться над его любовью к своему мнимому сыну, напоминающею робкую любовь собаки к человеку; но если, смеясь над нею, вы в то же время глубоко ею не трогаетесь, если изображение Покровского, с книгами в кармане и подмышкою, без шапки на голове, в дождь и в холод бегущего, с видом помешанного, за гробом смешно любимого им сына, не производит на вас трагического впечатления,- не говорите об этом никому, чтоб какой-нибудь Покровский, шут и пьяница, не покраснел за вас, как за человека.
Мы не будем больше указывать на превосходные частности эгого романа: легче неречесть весь роман, нежели пересчитать все, что в нем превосходного, потому что он весь, в целом, превосходен. Упомянем только о последнем письме Девушкина к его Вареньке: это слезы, рыдание, вопль, раздирающие душу! Тут все истинно, глубоко и велико, а между тем это пишет ограниченный, смешной Макар Алексеевич Девушкин! И читая его, вы сами готовы рыдать, и в то же время вы улыбаетесь. Сколько сокрушительной силы любви, горя и отчаяния в этих простодушных словах старика, теряющего все, чем мила была ему жизнь:
Примечания: