на чем основывается принцип образности в музыкальном образовании

Общедидактические и специфические принципы в музыкальном воспитании

Тема: Общедидактические и специфические принципы в музыкальном воспитании

Вопросы:

1. Сущность общедидактических принципов

2. Принципы музыкального образования

Методологические подходы обеспечиваются системой методологических принципов. Их сущность раскрывается в следующем:

1. Принцип культуросообразности. Природа этого принципа исходит из понимания единства (взаимосвязи и взаимозависимости) искусства, художественного образования и культуры. Культура является внутренней смысло- и формообразующей доминантой душевного и духовного мира человека. Художественное образование при этом, выступает одним из механизмов целостности социо-культурного роста человека. Как культурный процесс оно функционально связано с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, с допустимыми и недопустимыми принципами и формами их взаимодействия, с повышением уровня их социальной интегрированности, с организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ, в созидании и разрушении культурных норм.

Принцип культуросообразности предполагает:

Наполненная органичной целостностью культуры, образовательная область «Искусство» выступает как основа единства художественного образования, искусства и культуры. Принцип культуросообразности, является реальным методологическим регулятивом педагогического знания и ценностным императивом педагогического действия.

2. Принцип культуротворчества предполагает:

включение процесса и результата художественно-творческой деятельности ученика, группы учеников класса в социокультурный контекст;

рассматривание учащегося как субъекта социо-культурногодействия.

Опираясь на принцип культуротворчества, художественно-образовательная деятельность школьника рассматривается как способ проникновения его идеей своей сопричастности к миру и определения своего отношения к нему, осмысление значимости существования себя и своей деятельности в историко-культурном процессе.

3. Принцип инвариантности художественного образования подразумевает его обязательность в системе общего образования личности. Это обосновывается тем, что искусство исторически включено в целостную систему общественного сознания, куда входят наука, религия, философия, мораль политика и право. Оно выступает в качестве средства общения между членами одного социума, между поколениями, между народами и представителями различных культур. Представляя собой, образный язык культуры, искусство позволяет не только «опредмечивать» и транслировать ее ценностно-смысловое ядро, но и осуществлять «распредмечивание» и присвоение генеральных ценностей.

В художественно-творческой деятельности школьников доминирует роль эмоциональных факторов. Их основой являются переживание и впечатления человека. Именно они выступают в качестве первоосновы формирования его духовного опыта и подлежат трансляции посредством и через искусство в любом обществе, в любой культуре.

Принцип инвариантности позволяет дифференцировать задачи науки и искусства в общем образовании школьников.

4. Принцип единства национального сознания и национально своеобразной художественно-педагогической деятельности предусматривает, что активность педагога, может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия учащихся, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития. Этот принцип позволяет усилить комплексность целеполагания, сформировать целостный национальный образ мира своего народа, содействовать воспитанию патриотизма, развитию ощущения «духовной оседлости», нравственной самодисциплины и социальности.

5. Принцип дополнительности определяет значимость и роль художественно творческой деятельности школьников, ее функции в целостном развитии личности.

Объективная реальность, которую представляет культура, осваивается через поток двух принципиально разных, взаимоисключающих типов информации, которая воспринимается человеком на разных уровнях: рациональном и чувственном. К первому типу информации, относится информация, которая принимается, осваивается, храниться и транслируется на абстрактно-логическом языке понятий. Это так называемый язык науки, которым описываются объективные законы бытия, формы его конкретного существования. Эта информация усваивается и обрабатывается на рациональном уровне, т. е. на уровне сознания.

Второй тип информации транслируется через образно-модельный язык художественно-идеологической культуры. Ее содержание касается ценностных смыслов культурных реалий, субъективности отношений к окружающему миру. Усвоение информации в отличие от первого типа происходит на чувственном уровне, базой для которого является психика человека.

Два типа информации позволяют представить человеку целостную картину мира и формы его существования. Соответственно, два языка культуры являются способом формирования личности, фактором ее культурного развития. Отсутствие для человека одного из этих типов информации нарушает целостность его восприятия и познания мира, а, следовательно, и целостность развития самого человека как личности.

Для достижения устойчивой гармонии рационального и эмоционального уровней восприятия информации необходимо одновременное или дополнительное включение в работу логического и образного типов мышления, взаимодополняющая деятельность обоих полушарий головного мозга.

Выстроенный по принципу дополнительности образовательный процесс обеспечивает переход информации из сознания в подсознания и наоборот. Это способствует ее активному осознанию и присвоению. Механизм взаимодействия научного поиска и творческого воображения в структуре самого мышления, обогащает познание личности, приводит к озарению и генерации идей.

поэтапности формирования взгляда на мир и человеческий опыт с учетом последовательного развития образного и логического мышления, навыков решения проблем, необходимых для приобретения нового опыта, успеха в жизни и работе;

организации процесса формирования личности, предполагающей: воспитание духовности, развитие эстетического отношения к реальному миру, художественных и творческих способностей, языковой культуры, умения входить в художественную культуру и жить в ней;

акцентации на глобальном и универсальном, понимании их взаимосвязи с местным и частным, осознании роли общего, частного и особенного;

установления взаимосвязи между средствами достижения конечного результата и желаемым конечным результатом.

организации целостного процесса осмысленного освоения основополагающих знаний об искусстве, его природе и ценностях передаваемых им.

7. Принцип интеграции характеризуется:

Интеграция понимается как обобщенная глубинная сущность ряда явлений и как новое их качество, которое в отдельных явлениях не содержится и, прежде всего, как методологическая основа, отражающая преломление всеобщих законов культуры, в общих законах искусства и художественно-творческой деятельности. Опора на принцип интеграции создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов, реализует комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В результате использования принципа интеграции усиливается воздействие искусств на человека. При этом происходит инициация процессов воображения и фантазии, активизируются образные и творческие потенции школьника. Человек выходит на уровень художественных ассоциаций, обобщений и предпочтений. Эти факторы способствуют логическому переходу школьника на иной уровень деятельности – творческий.

Принцип полихудожественного развития. Этот принцип исходит из полихудожественности интересов ребенка его стремления к поэтапному контакту с различными видами и жанрами искусства, художественными техниками и технологиями. Предпочтение, которое отдает ребенок тому или иному искусству, материалам, технологиям, жанрам и сюжетам, определяется законами его сенситивных периодов развития. Все это определяет место и время конкретного искусства в жизнедеятельности ребенка. Художественное образование школьника, построенное с опорой на принцип полихудожественного развития, позволит ему от одного возрастного этапа к другому находиться в единстве с многообразием художественно-творческой деятельности, видов и жанров искусства.

Принцип креативности, который предполагает не только развитие художественно-творческих способностей учащегося, но и его готовность, открытость и высокую мотивацию создавать новый продукт, самостоятельно решать художественные и творческие задачи. Результатом использования принципа креативности является умение школьника находить выход из неординарных ситуаций, совершать самостоятельный выбор, принимать решения и быть ответственным за них.

Принципы музыкального образования

1. Принцип ценностной ориентации. Лежит в основе всей реформы школы и личностно ориентированного музыкального образования. Ценностные ориентации являются главным показателем уровня развития духовности человека, способа его приобщения к ценностям культуры через формирование внутреннего субъективного мира. Чтобы приобщить школьников к духовным ценностям, сокрытым в музыке, необходимо, чтобы она стала ценной для личности, обрела смысл и значимость. Вне ценностной ориентации изучение музыки теряет личностный смысл. Замкнувшись в сфере специальных знаний, умений и навыков, музыка становится препарированным объектом изучения и теряет силу художественного воздействия на личность. В силу этого для современной музыкальной педагогики равно значимы: выход за пределы музыки в область нравственно-эстетических взаимоотношений с миром и вовлечение детей в разнообразную образотворческую интонационную деятельность.

Воспитание ценностных отношений учащихся к музыке должно стать одной из основных стратегий ее преподавания. Исследования подтверждают, что ценностное отношение к музыке формируется в следующей динамике, связанной с возрастными особенностями учащихся и смысловыми акцентами создаваемого учителем учебного процесса:

● изначально музыка привлекает ребенка как игра, удовольствие;

● постепенно раскрывается привлекательная сторона сопереживания различных чувств, настроений, состояний;

● музыка осознается как познание (открытие) мира, человека (в том числе себя), народа, эпохи;

● музыка переживается как красота, гармония смысла и выразительных средств его воплощения;

● музыка осознается как любовь (любимые композиторы, произведения, способы музицирования, открывающиеся духовные ценности, «вечные темы» искусства);

● музыка привлекает как способ художественного мышления, реализации художественной идеи (интерпретация, импровизация, участие в художественном диалоге, обнаружение собственной нравственно-эстетической позиции).

3. Принцип художественности. Главный принцип искусства. Он раскрывается в специфике урока музыки и музыкального образования в целом в:

образной форме подачи музыкального материала (предъявления содержания образования);

— первичности эмоционального впечатления при изучении музыки;

— переживании красоты музыки и произведений других видов искусства;

мастерстве учителя как режиссера урока, актера и музыканта-исполнителя; в стремлении к мастерству и красоте в художественных опытах детей;

творческом характере музыкально-познавательной деятельности, направленной к обретению духовных ценностей.

В преподавании музыки исключен информационный подход, понимаемый как передача учащимся музыкальных знаний, умений и навыков. Введение в музыку должно быть организовано как живая образотворческая деятельность учащихся и учителей.

Постижение интонационного языка музыки возможно лишь в процессе соинтонирования, интерпретации или порождения музыкального образа. Причем знание теории, техники искусства (понятийного, музыковедческого аппарата) вторично по отношению к восприятию его субъективной выразительности.

Преподавание музыки может осуществляться лишь по законам художественной деятельности, в образах и формах самого искусства. Учитель-режиссер творит урок-действо с помощью метода эмоционально-смысловой драматургии и вовлекает в художественную игру детей, ибо только с позиций творцов музыки возможно овладеть ее интонационно-образным языком. Не случайно в основу своей педагогической концепции Д. Б. Кабалевский положил игровые позиции ребенка: композитора — исполнителя — слушателя.

Создавая звуковые образы посредством звукоподражания, занимаясь элементарной импровизацией, учащиеся овладевают разнообразной палитрой музыкальных и шумовых звуков, приемами игры на элементарных музыкальных инструментах, выразительными возможностями собственного голоса и движений. В основе творческой интерпретации музыки лежит закон вариативной множественности художественного содержания (С. Х. Раппопорт, Н. П. Корыхалова). Каждый учащийся побуждается к созданию своего варианта художественного образа.

Искусство всегда личностно. Поэтому преподавание музыки требует учительской личности, учителя-музыканта, учителя-творца, способного авторски интерпретировать любую программу. В то же время содержание учебных программ по музыке должно быть во многом вариативным, предусматривать создание условий для учительского и детского творчества.

5. Принцип системного развивающего обучения. Музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть. Важно дать каждому ребенку возможность «говорить» на языке музыки. А для этого требуется система развивающего музыкального обучения. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, выраженному в музыке народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе порождения личностью индивидуальных вариантов музыкальных образов посредством интонационно-художественного общения с музыкальными произведениями (их внутренним интонационно-персонажным миром, а также автором, эпохой, исполнителями). Условием такого общения является полноценное развитие музыкального мышления личности, ее выразительного интонационного слуха и художественного восприятия, а средством общения — практическое владение интонационной музыкальной речью.

Вхождение ребенка в музыку — это постепенное раскрытие его духовности, воспитание чувств, приобщение к разнообразным способам соинтонирования, накопление «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев), взращивание ценностных отношений к музыке и жизни, раскрытие творческого потенциала личности. Оно не сводимо к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, хотя предполагает их приобретение.

В основе любого процесса музыкального образования должна лежать осознаваемая и регулируемая учителем система развития музыкальных способностей учащихся. Это необходимо для правильной организации обучения, которое должно опережать развитие, вести его за собой (Л. С. Выготский). Успешность обучения зависит и от того, в какой мере оно опирается на достигнутый уровень общего и специально музыкального развития учащихся.

Музыкальные способности определяются природой музыкального искусства и поэтому имеют слухопластическую, интонационно-выразительную основу. Они тесно связаны с другими сенсорными и общими интеллектуальными способностями человека. Богатство этих взаимосвязей и создает высокий уровень музыкальной одаренности личности. Задатки к музыкальной деятельности, более или менее выраженные, есть у всех детей. Музыкальные способности — общечеловеческие, а не элитарные свойства психики, поскольку музыка возникла как специфическое средство общения людей. Установлено, что развитие их протекает тем успешнее, чем раньше ребенок включается в целенаправленный процесс музыкального обучения. Причем не любая музыкальная деятельность стимулирует развитие способностей, но лишь та, которая:

а) интересна ребенку, б) активна («Я»-включенность), в) построена как последовательность посильных, успешно преодолеваемых трудностей.

Музыкальный слух (звуковысотный, ладовый, ритмический, тембровый и динамический) и память обеспечивают репродуктивный уровень музыкальной деятельности: различение и воспроизведение элементов музыкальной речи. Музыкальное мышление опирается на деятельность слуха, интегрирует ее в творческом направлении и обусловливает продуктивный уровень музыкального познания.

Музыкальные способности нельзя развивать тренажными методами изолированно одну от другой, ибо в любой музыкальной деятельности они всегда «работают» в комплексе живого (интонационно активного) восприятия музыки. Задачи развития комплекса способностей должны быть заложены в учебный процесс одновременно, но подчиняться при этом определенной методической логике их решения.

6. Опираясь на принцип креативности, целесообразно выделить в качестве интегрирующего стержня развивающего обучение музыкальное мышление в динамике становления его уровней: протоинтонационного, музыкально-речевого, композиционного и концептуального (Н. Н. Гришанович). Развивающая основа музыкального образования реализуется двумя основными взаимопроникающими стратегиями:

полиинтонирование, как движение от интонации слова, жеста, цвета, звука (т. е. общего социально-духовного опыта ребенка) к образной выразительности музыки;

моделирование основных элементов образотворческого процесса.

Важно научить ребенка слышать мир как возможность музыки и слышать музыку как раскрывающийся в звучании мир. Современная же массовая школьная практика и даже некоторые варианты учебных программ построены вопреки естественному пути приобщения к музыке как к искусству общения на языке выразительной интонации. Теоретические знания, формально-технологические представления внедряются в обучение извне и даются в готовом виде и отвлеченной форме, а не добываются в совместном с учениками осмысленном поиске художественных решений.

Однако теоретические знания — это прежде всего инструментарий (наряду с художественным опытом ребенка) музыкального мышления, которое есть слухо-интонационный процесс одухотворенного поиска художественной истины (смысла).

Таким образом, общее музыкальное образование должно представлять собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учащихся в процессе практического освоения интонационного языка музыки как средства духовного общения.

Источник

Принципы музыкального обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы музыкального обучения являются важным компонентом структуры музыкального образования. Под принципами понимают положения, которые раскрывают сущность и содержание музыкального обучения.

Направленность принципов современного музыкального образования

Принципы музыкального обучения имеют следующую направленность:

Гуманистическая, нравственная и эстетическая направленности. Данные виды направленности музыкального обучения реализуются в следующем:

Музыковедческая направленность музыкального обучения:

Педагогическая направленность музыкального обучения:

Таким образом, совокупность направленности данных принципов способствует организации эффективного процесса музыкального обучения, обеспечивающих достижение целей современного музыкального образования.

Характеристика принципов музыкального обучения

Принципы музыкального обучения – это средства и методы, на которые опирается педагог в процессе организации и подготовки учебного процесса на уроках (занятиях) музыки.

Выделяют следующие педагогические принципы музыкального обучения:

Принцип преемственности. Данный принцип, непосредственно в музыкальном обучении, реализуется несколько иначе, чем в традиционном учебном процессе. Согласно принципу преемственности, педагог организует учебный процесс таким образом, что происходит постепенное усложнение приобретаемых музыкальных навыков и овладение музыкальными способностями.

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип доступности. Данный принцип в музыкальном обучении основан на том, что полноценное и продуктивное обучение музыке возможно только в том случае, если ребенок обладает необходимыми природными данными, без наличия которых невозможно музыкальное обучения. К таким данным относятся – чувство ритм, музыкальный слух, голос и т.п. Однако стоит отметить, что школьное обучение подразумевает получение первичных музыкальных знаний вне зависимости от природных данных у детей.

Принцип сознательности. Согласно данному принципу процесс музыкального обучения опирается на осознанность детьми необходимости получения музыкальных знаний. Если говорить об обучении в рамках школьной программы, то дети должны понимать для чего они получают музыкальные знания. В случае с профессиональным музыкальным обучением, то здесь необходимо осознанное желание ребенка учиться музыкальному искусству.

Принцип наглядности. Данный принцип, в рамках музыкального обучения, является одним из наиболее значимых. Это связано с тем, что невозможно словесно объяснить ряд действий. Например, таких как показ игры на музыкальном инструменте, показ написания нот и т.д. Так же в качестве наглядности используются портреты поэтов и композиторов. Одновременное прослушивание музыкальных произведений и просмотр иллюстраций способствует воздействию на все чувства ребенка.

Принцип научности. Данный принцип подразумевает мысленное отражение абстрактного музыкального материала и его усвоение на чувственном уровне. Принцип научности предполагает изменение типа мышления у детей с первых дней музыкального обучения, в результате чего у них формируется фундамент творческого отношения к окружающей действительности. Теоретический уровень мышления, к которому обязывает принцип научности, заложен в тематике учебных программ по музыке, который представляет собой систему содержательных обобщений теоретического уровня.

Принцип психологической комфортности. Данный принцип предполагает создание комфортной психологической атмосферы и снижение стрессогенных факторов в процессе музыкального обучения.

Принцип деятельности. Согласно данному принципу обучение осуществляется не как простая подача готового материала, а через самостоятельное познание и открытие. Это способствует формированию интереса к музыкальному обучению, мотивирует, учит ребенка самостоятельности в получении знаний.

Принцип минимакса. Предполагает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями.

Принцип вариативности. Данный принцип предоставляет детям возможность выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Данный принцип предполагает реализацию учебной программы совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов.

Таким образом, каждый из педагогических принципов музыкального обучения имеет свое значение в преподавании музыки как искусства. При организации музыкального занятия педагог должен опираться не на какой-то один определенный принцип музыкального обучения, а на весь комплекс принципов. Помимо этого необходимо опираться и на иные принципы обучения, такие как систематичность, последовательность, индивидуальность и т.д. Только в этом случае процесс музыкального обучения будет эффективен и плодотворен.

Источник

4.2. Принципы музыкального образования

Важнейшим компонентом музыкального образования являются принципы, которые рассматриваются в качестве исходных положений, раскрывающих сущность цели и задач музыкального образования, характер его содержания и процесса.

Принципы музыкального образования утверждают позицию педагога-музыканта в следующих направлениях.

1. Гуманистическая, эстетическая, нравственная направленности музыкального образования воплощаются в таких принципах:

• выявление многообразных связей музыкального искусства с духовной жизнью;

• раскрытие эстетической ценности музыки;

• признание уникальных возможностей музыки в эстетическом, нравственном, художественном развитии ребенка;

• изучение музыкального искусства в общеисторическом контексте и во взаимосвязи с другими видами искусства;

• ориентация на высокохудожественные образцы (шедевры) музыкального искусства;

• признание самоценности личности ребенка в его общении с искусством.

2. Музыковедческая направленность музыкального образования проявляется в следующих принципах:

• изучение учащимися музыкального искусства в опоре на единство народной, академической (классической и современной), духовной (религиозной) музыки;

• опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки:

• раскрытие учащимся процесса слушания, исполнения и сочинения музыки как способов личностного «проживания» в музыкальном искусстве.

3. Музыкально-психологическая направленность музыкального образования воплощается в следующих принципах:

• нацеленность процесса музыкального образования на развитие личности учащегося, его музыкальных способностей;

• направленность на овладение учащимися различными видами музыкальной деятельности;

• опора на единство развития интуитивного и осознанного начал в музыкальном образовании;

• признание музыкального творчества в его различных проявлениях как одного из важнейших стимулов развития ребенка:

• реализация арттерапевтических возможностей музыки в музыкальном образовании.

4. Педагогическая направленность музыкального образования проявляется в следующих принципах:

• единство музыкального воспитания, обучения и развития учащихся;

• увлекательность, последовательность, систематичность, научность в организации музыкальных занятий;

• диалектическая взаимосвязь музыкально-педагогической цели и средств;

• уподобление характера музыкальных занятий музыкально-творческому процессу.

Совокупность и взаимодополнение обозначенных выше принципов музыкального образования обеспечивают целостный подход к построению его содержания и организации.

В последние десятилетия проблема выявления и разработки принципов музыкального образования приобретает особую значимость. К этой проблеме обращаются многие отечественные и зарубежные педагоги-музыканты. При этом каждый автор или авторский коллектив, работающий над определением содержания общего музыкального образования, предлагает свой комплекс принципов.

В музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского основополагающее значение приобретают следующие принципы:

ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям, согласно которой в их основе – развитие эмоционального восприятия школьниками музыки, личностного отношения к явлениям музыкального искусства, вовлечение учащихся в процесс художественно-образного музицирования и стимулирование их музыкально-творческого самовыражения;

направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности учащихся, при которой содержание музыкального образования нацелено главным образом на их нравственное, эстетическое развитие, на формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры: связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, осуществляемая прежде всего в раскрытии содержания учебных тем, в отборе музыкального материала и методах его преподнесения;

введение учащихся в мир большого музыкального искусства – классического, народного, современного, охватывающего многообразие его форм, жанров и стилей: тематическое построение программы, предполагающее целенаправленное и последовательное раскрытие жанровых, интонационных, стилевых особенностей музыки, ее связи с другими видами искусства и жизнью: выявление сходства и различия на всех уровнях организации музыкального материала и во всех видах музыкальной деятельности;

трактовка музыкальной грамотности в широком смысле этого слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру;

понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом;

направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребенке, которую необходимо осуществлять в композиторской, исполнительской и слушательской деятельности.

В работах Л. В. Горюновой[67] предлагается два принципа:

принцип целостности, который проявляется на разных уровнях: в соотношении части и целого в музыке и в педагогическом процессе; в соотношении сознательного и подсознательного, эмоционального и рационального; в процессе формирования духовной культуры ребенка и т. д.;

принцип образности, опирающийся на конкретно-чувственное, образное освоение действительности, присущее ребенку, подведение его через образное видение мира к обобщениям.

Коллективом авторов, разработавшим учебную программу по музыке под руководством Л. В. Школяр, предлагаются такие принципы:

преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

проникновение в природу искусства и его закономерности;

моделирование художественно-творческого процесса; деятельностное освоение искусства.[68]

В программе по музыке, разработанной авторским коллективом под руководством Г. П. Сергеевой, сформулированы такие принципы, как:

триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; тождество и контраст;

опора на отечественную музыкальную культуру.[69]

В программе по музыке Т. И. Баклановой, разработанной в контексте комплекта «Планета знаний», выдвигаются следующие принципы единства:

• структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам;

• сквозных линий, типовых заданий;

К этому следует добавить принцип выбора заданий, вида деятельности и партнера, а также принцип дифференцированного подхода в обучении.[70]

В завершение приведем слова двух известных американских музыкантов-педагогов – исследователей Ч. Леонхарда и Р. Хауза, обращенные к педагогам-музыкантам по поводу необходимости рассмотрения принципов музыкального образования в их эволюции и соотнесении с собственным практическим опытом: «Чтобы избежать ошибок, основы принципов должны подвергаться перепроверке, исходя из того, что не надо принимать на веру данные, которые противоречат собственному опыту, даже если они исходят из авторитетного источника».[71]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *