на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

Креативные индустрии: экономическая ценность и культурное содержание

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

«Творческие индустрии», или «Креативные индустрии» (Creative Industries) являются в современной экономике одним из ключевых секторов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».[1]

В понятие креативных индустрий включаются:

История понятия

Термин «креативная индустрия» начал использоваться в 90-е годы прошлого столетия. «Творческие индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект хорошо знакомых классических гигантов культуры, но, все же, основное внимание уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инновации и конкурентоспособности, столь необходимых городской культуре при условии стремительной глобализации в нашем неумолимо меняющемся мире.

Например, о том, какова структура экспорта и импорта креативной продукции в разных странах мира, уже шла речь в статье Е.К. Жарова Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса

В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:

Отдельный аспект в определении креативных индустрий составляют «ширина» и «глубина» понятия. Энди Пратт (Andy C Pratt[2]) указывал, что «ширина» в определении культурных индустрий важна, когда речь идет об оценке потенциала занятости в креативных индустриях. Важно учитывать (или не учитывать) людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах. Пратт отмечал, что этот подход дает новую институциональную структуру, которая «невидима» в большинстве политик. Британский департамент культуры, медиа и спорта, впрочем, сделал эту структуру «видимой», включив понятие «культурного сектора» во многие недавние документы. А «креативные индустрии» рассматриваются как субсектор в этом более широком секторе.

Используя «широкое» определение, мы должны иметь в виду, что большинство включенных в него типов деятельности имеют слабое отношение к форме и содержанию культурного продукта. Непосредственное производство DVD-плееров – это принципиально другой тип деятельности, чем производство фильмов или программ, для просмотра которых мы используем эти плееры.

Одно из возможных частичных решений этой проблемы – попытка точно очертить разницу между теми, кто осуществляет прямой креативный вклад, и другими работниками, ассоциированными в производство культурных продуктов. Тем не менее, чиновники и эксперты во многих странах поддерживают наиболее широкие дефиниции, оставляя в стороне более специфические разделения[3]

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

На стратегической сессии Форума 19 января эксперты рассуждали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

Креативные индустрии как антикризисный инструмент

В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику становится все более весом[4], т.к. их развитие способствует росту расходов в области культуры, они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации.

Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры — является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики[5].

Где изучают креативные индустрии?

Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развитости и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты[6]. Основной целью этого перехода является построение развитой экономики путем создания инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели –это «строительство» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое. В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной и экономической политике регионов.

Креативные индустрии восполняют сокращение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.

Подготовка материала: Елена Четыркина, руководитель департамента маркетинга, Выставочный научно-исследовательский центр R&C. Комплексный материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке материала в объеме более 50% активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью Surian Soosay. Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)

Источник

Что такое креативные индустрии?

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

Как появился термин «креативные индустрии»?

Термин «креативные индустрии» имеет ряд коннотаций: от экономических до социокультурных. В экономике синонимы креативных индустрий — креативная экономика или экономика знаний: сектор, так или иначе связанный с интеллектуальной деятельностью человека. Впервые термин «креативная экономика» использован нью-йоркским журналом Businessweek в 2000 году и с тех пор становится только шире. Базовые характеристики креативных индустрий — существенная роль инновационных технологий в различных областях творческой деятельности: разработке игр, широком спектре программных продуктов, продуктов виртуальной и дополненной реальности, музыке, искусстве, рекламе, архитектуре, кинематографии, анимации, дизайне и других областях, прямо или косвенно связанных с креативной деятельностью.

В социокультурной сфере креативные или творческие индустрии классифицируются как новый тип развития культуры, где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий. Креативная индустрия создает товары и услуги преимущественно для международного рынка. Привязка к определенной локации уже не имеет такого принципиального значения, самую важную роль играют создатели контента, проще говоря — интеллект. Импульс к развитию креативных индустрий дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект.

Почему креативные индустрии – драйвер экономического роста?

Темпы развития креативных индустрий значительно выше, чем, к примеру, традиционной промышленности или других отраслей: даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Среди причин усиленного роста мирового креативного сектора эксперты отрасли отмечают высокую долю добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров как с точки зрения производства, так и с точки зрения потребления. То есть создание продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений. Плюс — появление сотен новых бизнесов, находящихся на стыке творчества и предпринимательства, ведет к созданию новых рабочих мест. Наконец, в силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи: сегодня занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе.

Как дела с экспортом креативных индустрий в России?

Согласно последним данным, Россия также увеличивает свою долю на рынке международных креативных индустрий. Очевидный подъем сейчас переживает российская индустрия создания цифрового контента: кинопродукция, мультипликационные фильмы, сериалы, IT-приложения, технологии виртуальной и дополненной реальности, разработка компьютерных игр — востребованные продукты на внешних рынках. Кассовые сборы российских фильмов за последние четыре года выросли в 1,5 раза, не меньший успех российских картин в прокате наблюдается и за рубежом. Так, за период с 2015 по 2018 год международные сборы российских фильмов выросли в три раза, а число российских кинофильмов в международном прокате постоянно увеличивается — в два раза за четыре года. Выручка российской креативной индустрии в 2017 году составила 8 трлн рублей. Ежегодно продажи российского контента на зарубежных рынках увеличиваются на 20%. По данным РЭЦ, география покрытия международных рынков российским контентом в 2018 году уже составляла 140 стран. Вклад креативных индустрий в российскую экономику пока не велик, но есть движение в позитивном направлении. Например, весной 2019 года было принято решение, что в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет добавлен отдельный федеральный проект «Экспорт услуг».

Что такое рибейты и кому они положены?

Планируется, что система рибейтов не только привлечет в Россию крупнейшие международные кинокомпании, но и позитивно скажется на въездном туризме, усилив, к примеру, его сравнительно новый вид — популярный в мире кинотуризм.

По данным РЭЦ, российские компании, которые производят, в частности, сериалы и анимацию, сегодня активно работают с зарубежными партнерами с целью получения заказов для реализации в России программы рибейтов. Генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев рассказал, что запросы о работе в России уже поступают от американских, британских, индийских и китайских компаний. Надо отметить, что именно на РЭЦ возложены функции агента правительства по предоставлению бюджетных субсидий. В частности, РЭЦ будет организовывать отбор заявок от иностранных кинокомпаний, проверять полноту документации и ее соответствие правилам предоставления субсидий.

Как получить поддержку экспорта креативных индустрий?

Сегодня при всесторонней поддержке РЭЦ за рубеж уже продается продукция компаний аудиовизуального производства: сериалы, кино, мультфильмы, в фокусе — театрализованные постановки. С целью поддержки предпринимателей РЭЦ разрабатывает меры господдержки и оказывает реальную помощь в получении кредитов, налоговых и таможенных льгот, привлекает иностранные инвестиции.

Важно отметить, что сегодня креативный сектор — это не только развлекательный контент. Например, РЭЦ поддерживает развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, применение которых не ограничивается компьютерными играми, но активно развивается, например, в медицине при проведении высокотехнологичной диагностики, и позволяет сократить длительный процесс реабилитации после хирургических вмешательств.

Среди прочих мер, принимаемых РЭЦ: снижение таможенных пошлин на технику для создания высокотехнологичных разработок и контента, помощь в защите интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков за рубежом, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий. РЭЦ активно поддерживает участие отрасли в различных международных мероприятиях. По словам Андрея Слепнева, важной частью развития креативных индустрий России является работа по формированию национальных образов. Так, экспорт креативной продукции позитивно скажется на смежных сферах: например, популярность российских мультфильмов уже привлекает на международные рынки игрушки, одежду, аксессуары, продукты питания с изображением героев.

Источник

Что такое креативные индустрии. Объясняем простыми словами

К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие.

Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.

Проще говоря, среди ваших друзей или знакомых есть поклонники корейской музыки или сериалов? Наверняка, ведь сегодня эксперты говорят о настоящей экспансии «корейской волны» на мировые рынки. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру огромный интерес: речь идёт о моде, кино, компьютерных играх и других мультимедийных проектах.

Думаете, просто «так получилось»? Нет. В Южной Корее с 2009 по 2017 год работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.

Пример употребления на «Секрете»

«Сегодня важно создать необходимые условия для качественного прорыва в сфере креативных индустрий. Уже есть отдельные примеры реализованных проектов Но именно комплексный подход, системная поддержка на уровне государства, постоянный диалог между представителями творческой сферы, власти и бизнеса являются залогом создания благоприятной среды для самореализации молодого поколения».

(Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова — о позиции ведомства по поводу креативных индустрий.)

Нюансы

Говоря о креативной индустрии, иногда используют термин «креативный класс». Его предложил американский социолог и экономист Ричард Флорида в 2002 году для обозначения людей творческих профессий.

«Поскольку креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение», — пишет он в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Рабочему и обслуживающему классу платят за предоставление услуг и выполнение работ согласно плану, а креативный класс зарабатывает, создавая новое, отмечал Флорида.

Практика

В российском законодательстве пока нет самого понятия «креативная индустрия». Из-за этого сферу иронично называют «коммуникационное подвижничество». Однако законопроект о креативных индустриях и творческом предпринимательстве уже разрабатывают.

По словам председателя комитета РСПП Андрея Кричевского, бизнес нуждается в законе о креативных индустриях. «Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, — считает он. — Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества».

Цифры

Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в национальном ВВП вырастет до 8,5%. Для сравнения, в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8%.

Источник

Что такое Creator Economy и зачем инвестировать в инфлюенсеров

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

На 74-й сессии Генассамблеи ООН 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. На мероприятиях ЮНЕСКО уже обсуждаются вопросы укрепления экономики за счет творческого сектора. Участниками креативной экономики являются не только деятели культуры (художники, музейное дело, музыканты), но и создатели творческого, обучающего, развлекательного контента в Сети — инфлюенсеры, блогеры, независимые авторы, которые образовали нишу Creator Economy и стали отдельным каналом маркетинга и продаж для заказчиков.

Например, в России AIB Russia представили анализ рынка Influencer Marketing 2020 — за год его объем вырос на 63,3% и составил ₽11,1 млрд. В исследовании рассматривались две самые крупные сети Instagram и Youtube, где чаще всего продвигают товары и услуги.

По данным Adindex за 2020 год, крупнейшими заказчиками рекламы в Рунете были «Сбер», МТС, Tele2, PepsiCo и Nestle. Суммарно рекламные бюджеты этих компаний составили ₽10,3 млрд.

Сейчас перед инфлюенсерами стоит задача удержать не только аудиторию, но и рекламодателей. Для этого блогерам приходится создавать креативный контент, наблюдается рост популярности программ для обработки фото и видео, появляются новые формы заработка на создании трендового контента. В свою очередь популярность и капитализация таких приложений растет, что говорит об их инвестиционной привлекательности.

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

Creator Economy — рынок популярного контента

Creator Economy — индустрия заработка на контенте независимыми авторами — начала активно набирать оборот в 2020 году. В эту сферу входят журналисты, продвигающие платные подписки, блогеры и инфлюенсеры, зарабатывающие на своих каналах, видеографы и множество других авторов, которые так или иначе монетизируют собственный контент.

По данным Signal Fire, более 50 млн человек во всем мире считают себя криэйторами (creators), несмотря на то, что активное развитие креативных индустрий началось всего десять лет назад.

Внутри креативной сферы возникло и продолжает увеличиваться облако сервисов, помогающих в создании и продвижении контента. Структурно можно выделить несколько сегментов среди приложений:

Медиаплатформы и социальные сети со встроенными эффектами, которые позволяют публиковать творческий контент, делятся на:

Также на рынке креативных индустрий помимо инструментов присутствуют следующие категории игроков:

К тому же часто авторы используют популярный контент для перевода аудитории из социальных сетей в своих покупателей — они создают свои онлайн-магазины, продают инфопродукты на собственных сайтах, размещают творчество на ресурсах патронажа и краудфандинга.

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

Растущий интерес к рынку

Количество заинтересованных лиц и компаний, которые участвуют в развитии индустрии, также постоянно увеличивается. К ним относятся сами социальные сети как площадки, рекламодатели, то есть производители товаров и услуг, инвесторы, финансирующие разработку приложений для создания и обработки фото-, видео-, аудиоконтента, а также сами блогеры, дизайнеры, видеографы, фотографы, инфлюенсеры и потребители контента.

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

Такая заинтересованность венчурных инвесторов делает этот рынок легитимным и не позволяет игнорировать его вклад в экономику — создание и публикация креативного контента уже давно не просто развлечение для тинейджеров.

Кремниевая долина всерьез интересуется цифровыми инструментами и платформами, используемыми создателями контента:

Драйверы роста креативной экономики

Гибкость креативной среды. Самые разные цифровые технологии могут быть использованы для создания трендового контента и нового опыта пользователей — искусственный интеллект, компьютерное зрение, AR, VR.

Всеобщий переход в онлайн. Многие компании из разных индустрий изменили способы взаимодействия с потребителями и перешли в онлайн. Пользователи, в свою очередь, тратят все больше времени на приложения и потребляют больше информации онлайн. Из-за притока людей доходы платформ и социальных сетей увеличиваются, все больше потребителей готовы платить на оригинальный контент.

Монетизация творческого контента. Представители поколения Z больше ориентируются на монетизацию контента и работу в креативных индустриях. Это обеспечивает рост интереса к специализированным приложениям для обработки и создания контента, который соответствует трендам. Количество криэйторов увеличивается, социальные сети с возможностью делиться своим творчеством обретают новую волну популярности, а новые инструменты для создания контента приобретают пользователей.

на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото на чем основаны активы креативных и высокотехнологичных индустрий

Появление лидеров рынка. Лидеры в сегментах этого рынка среди приложений и платформ еще не оформились, и пока есть возможность вступить в эту гонку. Хотя приложений на рынке достаточно много, все еще есть возможность стать лидером — пользователям непросто одновременно работать со многими платными инструментами и платформами. Те игроки, которые предложат авторам больше функций и возможность одновременно управлять контентом и анализировать реакции, смогут стать необходимым инструментом в арсенале каждого создателя контента.

Источник

Креативные лидеры: как интегрировать творчество в экономику

Список 100 Most Creative Russians — результат исследования, которое длилось несколько месяцев, — был впервые представлен на сессии «Потенциал креативных индустрий для России будущего» в рамках форума «Сильные идеи для нового времени» в ноябре 2020 года. В число ведущих представителей сектора креативных индустрий страны вошли музыкальный коллектив Little Big, режиссер Андрей Звягинцев, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож, дизайнер Артемий Лебедев, журналист и видеоблогер Юрий Дудь и другие.

«Топ-100 креативных лидеров России» (100 Most Creative Russians) — некоммерческий проект профессионального сообщества Creative Russia Network, созданного по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Ассоциации IPChain. Экспертным партнером исследования выступил университет креативных индустрий Universal University, консультантом — Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики». Партнер проекта — Союз креативных кластеров.

Цель исследования — показать, что Россия может стать источником конкурентоспособных творческих продуктов и услуг. В нашей стране есть предпосылки для развития креативных индустрий как полноценного сектора экономики. В основу проекта легли результаты опроса представителей 11 сфер креативного сектора — рекламы и маркетинга, кино, видео и фотографии, телевидения и радио, музыки, архитектуры, дизайна, издательского дела, компьютерных игр и разных видов искусства. Более 300 лидеров мнений и профильных экспертов предлагали своих кандидатов, итоговое количество которых составило около 3000 человек. Выбранные из них топ-100 — люди и творческие команды, внесшие значительный вклад в развитие креативных индустрий России за последние годы. Ознакомиться с полным списком креативных лидеров можно на официальном сайте: https://100mcr.com/

Спрос на талантливых людей и их услуги сейчас как никогда высок. Но при этом рынка креативных индустрий как такового, с четкими границами и правилами, в России еще не сформировалось. «Все сферы — от кино до моды и музеев — абсолютно самостоятельны и живут по своим сложившимся правилам. Это становится барьером при обсуждении ключевых инициатив, направленных на развитие всего сектора и требующих поддержки различных игроков рынка. Первым шагом к консолидации стало наше исследование», — объясняет Игорь Намаконов, куратор проекта 100 Most Creative Russians, исполнительный директор Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

Определение сотни креативных лидеров страны стало первым шагом на пути к структуризации индустрий.

Это особенно важно в текущей экономической ситуации, когда творческим индустриям как никогда нужна поддержка извне. «До недавнего времени ни государство, ни крупный бизнес не видели участников креативных индустрий — во многом из-за их географической разобщенности. Мы чаще всего знаем о единичных случаях, когда людям удавалось привлечь к себе внимание при помощи грамотного маркетинга. Проект же позволит поменять эту тенденцию, расширить охват и повысить интерес общества к креативному сектору. Пока в списке 100 талантливых деятелей, что уже неплохо, но что такое 100 человек в масштабах страны? Будет здорово, если их станет еще больше. Такие инициативы сейчас важны как никогда для популяризации и раскрытия творческого потенциала страны», — отмечает президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

По его словам, следующим шагом должно стать открытие портала, который бы позволил наладить коммуникацию между различными креативными индустриями, бизнесом и государством. В ближайших планах — создание Федерации креативных индустрий.

Вопрос о том, что представляет собой рынок креативных индустрий и можно ли его выделить как отдельный сектор экономики, по-прежнему вызывает дискуссии. По мнению основателя Института развития индустрии моды Beinоpen Алексея Баженова, креативные индустрии нельзя выделять в отдельную отрасль, оторванную от производства и науки: «Мир становится гибридным, реальность переплетается с киберпространством, и творцы так или иначе интегрированы во все отрасли — от ИТ до дизайна и общепита. Поэтому для креативных индустрий не нужно создавать отдельные рейтинги или системы, а нужно стимулировать их интеграцию в производство и науку».

Однако очевидно, что у разных креативных индустрий одни и те же проблемы, которые пандемия только обострила: существующие налоговые режимы, не учитывающие специфики интеллектуального бизнеса сложности получения государственной поддержки для продуктов, находящихся на стыке отраслей, творчества и технологий, недостаток инфраструктуры в регионах недоступность финансирования, так как венчурный капитал реально привлечь только для технологической составляющей креативного предпринимательства. Актуальны для всех слабая защита интеллектуальной собственности и недостаточное внимание к отраслевым проблемам на государственном уровне.

Между тем снятие этих барьеров могло бы внести существенный вклад в экономику. По оценке Центра компетенций АСИ, вклад креативных индустрий в ВВП России составляет 4,37%. В развитых странах — 8–12%.

Интерес к творческому сектору оправдан: уже сейчас креативные индустрии приносят бюджету 12 млрд рублей в год.

По мнению Андрея Кричевского, системному развитию креативной экономики в России все еще мешает совокупность проблем, решение которых требует консолидации индустрий. «В первую очередь необходимо, чтобы участников креативных индустрий видели и слышали. Государству нужен партнер, который сможет от имени креативной индустрии выражать мнения и запросы. В ближайшее время по итогам всех обсуждений и консультаций, в том числе с ФГБУ «Роскультцентр», будет создана Федерация креативных индустрий. Туда войдут объединения, которые представляют творческих людей и предпринимательство, а также те, кто развивает инфраструктуру, занимается распространением знаний, развитием производства, инвестициями и управлением интеллектуальной собственностью», — говорит Андрей Кричевский.

Федерация креативных индустрий призвана выполнять ряд важных функций: быть «стоп-краном» или «тревожной кнопкой» для защиты от решений власти, способных повредить чувствительному сегменту бизнеса; реализовывать общие программы на стыке отраслей, встроенные в региональные и ведомственные проекты; способствовать притоку в творческую экономику инвестиций — грантовых, венчурных средств, сформировать частно-государственную программу поддержки креативных индустрий на период с 2021 по 2025 годы.

В 2021 году планируется создать круглосуточный национальный call-центр, приложение, чат-бот по бесплатному консультированию представителей креативного предпринимательства в правовых и организационных вопросах. Также в планах масштабное мероприятие — Creative Russia Quorum, где на одной площадке встретятся представители бизнеса, власти и креативных индустрий.

В новом витке развития креативных индустрий заинтересовано не только творческое сообщество, но и бизнес.

Алиса Прудникова, руководитель стратегических проектов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства, отмечает, что важно искать подходящие форматы для межотраслевого взаимодействия и находить общие KPI в партнерстве с бизнесом. «Пришло время солидарности. Мы не можем жить, как раньше, — нужно искать новые коллаборации. В этом мы как креативные лидеры можем помочь. Мы не просто классные творческие ребята: наработанные нами механизмы и критерии работы помогут объединить интересы промышленников, индустриальных игроков и художников», — говорит эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *